Перед нами – романтическое повествование об озорных и упоительных радостях юности. Виктор Замирайло подготовляет демонстративный выход из сотрудников журнала». Среди таких пособий выделяется «Азбука в картинах» Александра Бенуа – первая книга, в которой художник выступил как автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель в одном лице. Некоторые персонажи «Азбуки» Бенуа впоследствии взошли на настоящую театральную сцену.
Здесь, отдыхая от городской суеты, Бенуа мог спокойно работать над «Азбукой». Деятельное участие в этом новом журнале принял A. Н. Бенуа. Среди этих лучших работ были картины из цик-ла Прогулки Людовика XIV в Версальском парке. Венецианов сознавал свою обособленную значительность и стремился укрепить на родной почве насажденное им искусство. Один из таких шедевров – «Азбука в картинках».
Лишь впоследствии колорит его сделался тяжелым и неприятным, живопись робкой. Он обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». За ними шли такие видные художники Москвы и Петербурга, как В. Серов, Н. Рерих.
В результате их отношений она забеременела. Итог размышлений. Больше того. В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа – начале сентября 1905 года. В ту пору, по воспоминаниям Бенуа, это был очаровательный «карапузик Коля», который тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте». Это – не просто портрет художника, написанный им самим.
Один из таких шедевров – «Азбука в картинках». Он ограничился тем, чем ограничился Гоголь лет пятнадцать до того, т. е. Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. К сожалению и Репину помешала его недообразованность. Начать с того, что картины его не утратили до сих пор своего интереса. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Среди них особенной тонкостью отличались Крылов (1802-1831) и Тыранов (1808-1859) больше же всего сделал Щедровский, оставивший длинный ряд типов гоголевского Петербурга. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой 171Азбука в картинах Александра Бенуа187 (1905) и иллюстрациями к 171Пиковой даме187 А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к 171Медному всаднику187, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках».
В 20-х годах видную роль на Западе стал играть так называемый 171жанр187, т. е. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном. К ним принадлежат Варнек (очень жизненный художник и отличный рисовальщик, к сожалению, обладавший неприятным колоритом) и тонкие акварелисты: П. Ф. Соколов, М. Теребенев и А. Брюллов. Каждая страница Азбуки — удивительный завораживающий сказочный мир.
Для популяризации идей кружка пона-добился и собственный журнал. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Одновременно с этими произведениями Бенуа на-чал работать и для театра. Верещагин (1842-1904) 8212 очень характерная для России 1860-x и 1870-x годов личность.
В 1898 году Дягилев выпустил первый номер нового журнала Мир искус-ства. Всё это навряд ли может тронуть людей того возраста, когда они принимаются за азбуку. По возвращении на родину Репин так и не поправился. Добужинский писал и о том, что его дети с наслаждением разглядывают «Азбуку» Бенуа. Павильон построен в форме китайского фонарика. В трудную для Брюллова пору краха личного счастья и травли со стороны придворных кругов Самойлова приехала из Италии (в 1839г), чтобы поддержать своего друга.
Итог раздумий. А композитор Николай Черепнин даже озвучил азбучные сюжеты своего друга и родственника в «14 эскизах для фортепьяно к Азбуке Александра Бенуа». Тенденция охватила почти все следующее поколение художников.
Художник, график, сценограф, художественный критик инициатор создания группы «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа на протяжении более чем полувека оставался одной из ключевых фигур русской культуры. Бенуа отказался. Нашлись и покровители этой затеи и одно время школа Венецианова процветала. Вот как, например, оценивал «Азбуку в картинах» издатель сатирического журнала «Зритель» Ю. К. Арцыбушев: «Грешит манерностью. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Здесь Федотов мог до самых корней познать все особенности нравов захолустных обывателей.
А это не последнее дело в искусстве.
Настоящим первым реалистом бесспорно остается Алексей Венецианов (1780-1847), одна из самых удивительных фигур русской школы. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выстав-ленных Бенуа в 1897 году. В этом плане примечательна реакция ещё одного гениального «мирискусника», Мстислава Добужинского: «Послать Вам ту гнусность, что написал Арцыбушев в Зрителе. Серебряный век принёс читателям азбуку в стиле «Мира искусства». Бенуа отказался.
Впрочем, немаловидную роль в формации таланта Федотова играли и условия его жизни. 8212 не были реалистами в настоящем смысле слова. Все свое колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. Азбука Бенуа. Каждая её страница построена в виде весёлой сценки, насыщенной действием и персонажами. В портрет Самойловой Брюллов вложил всю силу своего вдохновения. Это очень домашне, местно, лично». Правдиво переданы чувства героев.
Изысканная графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации. В «Вирсавии» художник передает чувственную эротику, по-мужски откровенно любуясь каждой складочкой стройного тела и прядями густых распущенных волос. Он скромно избрал себе особый путь и методично, спокойно прошел его, причем положил основание небольшой школе художников, так же, как и он, занимавшися бесхитростным изображением окружающей действительности. По сделанному рисунку портрет окончен в красках за два часа. Посредством остроумного расчета Репину удавалось подстраивать свои картины с большим эффектом, с большой ясностью (171Крестный ход в Курской губернии187) иногда с нотой истинного трагизма (171Иван Грозный и сын его Иван187) иногда с юмором (171Запорожцы)187, почти всегда с удачной режиссерской ловкостью, но нигде в них не найти подлинного настроения, живого откровения, того, что есть в Иванове и в Сурикове. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов.
Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. Здесь, отдыхая от городской суеты, Бенуа мог спокойно работать над «Азбукой». Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Азбука – это театрализованная фантасмагория для взрослых в типичном для начала века увлечении романтикой и причудливой выдумкой. Этот балет впервые увидел свет в 1911 году во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже.
Замечательно, что в этой области он остался вполне независимым и от Крамского, от его учительского педантизма и робкого копирования природы. 171Направленство187 в середине 1840-x годов стояло уже в воздухе. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.
Тираж составил 2500 экземпляров. Эти композиции написаны были под впечатлением поездки по Германии и Ав-стрии в 1890 году. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. Это истинный мир театра, где все живое – актеры. Этот кружок Бенуа явился провозвестником новой западной струи в русском искусстве.
Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Читательская реакция на появление «Азбуки» была неоднозначной: некоторые критики обвинили книгу в манерности, а М. В. Но неужели, пройдя через три (. ) поколения, книжка не стёрлась вконец. К нам этот тип живописи был занесен в 30-х годах.
1839) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины и двумя побочными детьми. В частности, смысл живописи остался для него нераскрытой тайной. Кружок решил организовать собствен-ные выставки. Несколько первоклассных interieur8217oв написаны, абсолютно в духе Венецианова и графом Ф. П. Толстым. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме».
Итог собственной жизни. Как произведения живописи 8212 они плохи, как исторические документы 8212 они бесценны.
Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И. И. Левитана (в 1901 г. — посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С. Ю. Жуковского, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского), Нового общества художников (Б. М. Кустодиева, Н. М. Фокина), от авторов (А. Я. Головин, В. А. Серов, М. В. Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В. Г. Перова, «Портрет О. К. Орловой» В. А. Серова и др. ). Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. К эпигонам же следует причислить и Владимира Маковского (род. Рядом с ним можно еще назвать Сверчкова (1818-1891), художника не особенно даровитого и умелого, но все же создавшего себе особую отрасль и выразившего в ней свою простодушную любовь к 171русской лошадке187. (Милая и смешная подробность: на ошейнике выбежавшей на крыльцо собачки помечена фамилия заказчицы – Samoylo. ) Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Лучшее, что мог бы дать этот чуткий художник, необычайно быстро развившийся из неумелого самоучки в тонкого и подчас даже красивого живописца (вспомним куски мертвой натуры на его картинах, достойные 171старых голландцев187), 8212 это лучшее он унес в могилу.
Близок кружку стал и Репин. Конный портрет всегда был парадным. Разумеется, рисовальщики эти 8212 Лепренс, Гейслер, Дамам, Аткинсон и др. Умело передав момент движения, Брюллов не нарушил монументальности полотна. Он сам назвал работу Жованин на лошади, но для всех это Всадница.
После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека. Предлог детского чтения чисто внешний. Верещагин недаром самый известный за границей русский художник. Тем не менее «Азбука в картинках» быстро стала редкостью, а с годами – редкостью практически ненаходимой.
Косвенным подтверждением этому служат слова из письма Бенуа, отправленного им знакомому в мае 1958 года: «Спасибо за добрые слова об «Азбуке». Всетечет, все меняется, все должно меняться, все не может не меняться. Начался новый период русской живописи, нарождалась так называемая 171самобытная русская школа187 и в то же время именно школа гасла, терялась техника, забывалась живопись. Тем не менее почетное место сохранится в истории русского искусства за Верещагиным.
В сфере их влияния оказались также Билибин, Нарбут, Кустодиев. Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Верным учеником Венецианова остался лишь один Зарянко (1818-1870), хороший техник, но, к сожалению, очень ограниченный человек, превративший живые наставления своего учителя в неподвижную и мертвую формулу. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе.
Огромное большинство его вещей 8212 импровизированная безвкусица. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание – неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее. Уже в этих обеих композициях наме-тился будущий путь художника. Итог творческих исканий.
он всегда и прежде всего декоративен. В пристрастном, строгом разговоре с самим собой мастер как будто подводит итог творческих исканий. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних уютных времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях.
Славу Брюллова как мастера портрета закрепил его Портрет Ю. П. Матовую белизну кожи Вирсавии оттеняет темная кожа прильнувшей к госпоже служанки-эфиопки. В этом факте целая страница истории. И это очень характерно для русского художника. Иванов, скульптор Козловский позже Мартынов, Александров, отчасти Орловский (о котором речь выше), Карнеев иллюстраторы: Галактионов, И. Иванов, Сапожников и др. Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков).
Сын скромного офицера в отставке, Федотов вырос в полупровинциальном приволье, среди характерной своеобразной обстановки московского мещанства. Его судьба – это судьба русского европейца. Художник остался книжкой недоволен и жаловался друзьям на погрешности, допущенные типографией.
Нотолько пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство ирождается красота когда же оно замеshyняется суетным желанием поразить и удивитьновизной или, что еще хуже, желанием «быть по моде», то искусство и красота исчезают, а на место их является унылаяподshyделка, а то и попросту уродство. Наряду с бравурными светскими портретами, впечатляющими своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842), он пишет портреты другого плана. У графини Самойловой было две приемные дочери – младшая Амацилия (род. Не читателей, конечно, (ведь читать-то в ней нечего), но зрителей. Это одни из самых трогательных картин в русской живописи. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, – девушка вернулась домой с прогулки. Графиня держала себя предельно независимо.
187. Из всех этих художников самый любопытный Танков (1740 (41. ) -1799). Глядя на это лицо, вспоминаешь самые горькие слова, сказанные о себе художником: «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцамиhellip». Перов был настоящим сыном своего времени. Менее сильные, но все же характерные вещи дали: ровесник Федотова Шмельков (1819-1890), 171конкуренты 1863 года187: Корзухин (1835-1894), Лемох, Морозов и Журавлев (1836-1901), a также Загорский, Скадовский, Попов, Соломаткин, М. П. Клодт и др.
Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснен, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Жанр конного портрета или скульптуры был моден при изображении венценосных особ. Болезнь вынуждала к уединению. Одна из самых замечательных книг для детей — Азбука в картинах русского художника историка искусства Александра Николаевича Бенуа (1870-1960).
Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И. Э. Грабаръ, П. И. Нерадовский и др. По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным итальянцами Литта и Висконти. Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее). Тошно.
Зерно протеста против навязанной школьной формулы было посеяно. Она восхищена старшей подругой – объектом ее детского обожания. Книжная страница для него становится сценической площадкой». В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре») сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Уединение вело к сосредоточенному размышлению.
Но расчётливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Под внешней недвижностью кроется напряженная работа мысли.
«Азбука в картинах» достойно выдержала проверку временем. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини, – пик творчества Брюллова-портретиста. Картина весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии.
В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. В них суровая обстановка empire смягчена милой и задушевной уютностью в исполнении. «Итальянское утро» было представлено на выставке в Петербургской Академии художеств в 1826 году и получило превосходный отзыв в журнале «Отечественные записки». Журнал издавался до 1904 года.
В техническом отношении Венецианов получил больше, чем многие из его сверстников. Работу над ней Бенуа начал в 1903 году.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях 8212 в двух 171версальских сериях187 (1897, 1905-06), в широко известных картинах 171Парад при Павле I187 (1907), 171Выход Екатерины II в Царскосельском дворце187 (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Но в целом.
В Маковском все характерные черты эпигона. Венецианова не тронули успехи его ровесников Егорова и Шебуева в классическом вкусе. Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее).
В них недостатки живописи искупаются (подобно тому как в современной им картине Якоби 171Привал187) исторической характерностью и отважной прямолинейностью. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Это значит, что в них скрыта большая сила, большая творческая способность. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком.
К сожалению, эта черта 171барства187 теряет почти всякое значение, как только мы обращаемся к изучению самих произведений Верещагина. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже 8212 171Русские сезоны187. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Мать Юлии, Мария, была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). В стороне остались лишь верные сыны Академии да такие художники, которые по самому существу своей отрасли должны были оставаться в пределах простой передачи природы: пейзажисты и портретисты (среди последних Зарянко и талантливый, ловкий Макаров).
Он не мог иначе. Каждая эпоха в России предлагала свой тип азбуки.
Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Работу над ней Бенуа начал в 1903 году. Соколова, Трутовского, Чернышева и других.
Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Шутки Владимира Маковского 8212 шутки самолюбивого человека, который считает долгом веселить публику и старается обратить на себя внимание даже в такие минуты, когда все поглощены общим и тяжелым горем. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда. Он обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка».
Впоследствии Николай Александрович Бенуа прославился как выдающийся театральный художник. Действительно, так и произошло и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Но почему-то именно декоративность «Азбуки в картинах», специально задуманная как изюминка книги, «обидела» других читателей -и не только приверженцев, скажем, «Азбуки» Льва Толстого с её гениальной простотой, узнаваемостью и доходчивостью.
Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. В письме, посланном в Общество поощрения художников, он сообщал о своих новаторских находках, которые предшествовали поискам естественной световоздушной среды живописцами реалистического и импрессионистического направлений во второй половине XIX века: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания. Бенуа в меру фантастичен, всегда забавен, остроумен и даже порою насмешлив.
И если отказаться от мысли, что Азбука эта предназначена для маленьких детей. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Но все же его призвание было не в 171содержательной187 живописи, а в самой живописи, взятой an und fьr sich.
Усиливая впечатление, мастер обратился к эффектному приему цветового контраста. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Позже он же построит ей дворец на Елагином острове. Так, открывающий и закрывающий книжку Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка», декорации и костюмы к которому разработал сам основатель «Мира искусства». Но этот смех Маковского 8212 не веселый смех простодушного Федотова или злой смех Перова.
Особое еще место занимает, впрочем и великолепный, хотя чрезвычайно неровный Петр Соколов (1821-1899). Добужинский назвал её «чудесной». Самый факт отторжения от Академии группы молодых и смелых людей имел огромное значение. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец.
Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь топластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будьто мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подshyсказке или тому, чтопринято называть «вдохновением». Отсюда было уже близко до возникновения журнала Сокровища Рос-сии, задуманного и осуществленного Бенуа в 1901 го-ду. Много лет спустя Александр Николаевич с наслаждением будет вспоминать это место: «воздух идеальной чистоты, аромат сосен и елей, прозрачность озёрных вод и нежную меланхолию лимонно-жёлтых зорь». Это происходит благодаря широко распахнутым дверям балкона с видом на парк. Давид позже раскаивался в содеянном. Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор.
Еще один художник 8212 171направленец187 заслуживает особого рассмотрения 8212 это Прянишников (1840-1894) 8212 Его первая картина 171Шутники. Это преувеличение – от необычности брюлловского создания. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье-хитон.
Нарядное убранство не загораживает простор, наполненных светом покоев. Иван Андреевич Крылов – русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Чувствовалась необходимость переменить кожу, обновиться исправиться. В течение нескольких десятилетий он являлся виднейшим представителем художественной критики. В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа – начале сентября 1905 года, поступила в продажу по цене 3 рубля.
Репин по самой природе своей 8212 художник. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Это – исповедь сына века.
Позже он перешел к по-становке и собственного балета Павильон Армиды (1907 г. ) и постепенно превратился в режиссера. Наряду с пропагандой нового искусства, А. Н. много места уделял пропаганде подлинного ста-рого искусства, писал о красоте старого Петербурга, о забытых русских художниках, о сокровищах запад-ного искусства, собранных в России. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15).
Гостиный двор в Москве187, написанная спустя год после отъезда Перова за границу, является рядом с 171Крестным ходом187 и с 171Приездом гувернантки187 одной из самых значительных картин 1860-x годов. При этом он даже отважился вступить в некоторую борьбу с Академией и создал свою собственную академию, в которой единственным руководством он выставлял внимательное изучение природы. Перов родился в 1834 году. в 1846 г. ), хотя он всего на два года моложе Репина. Позже, с основанием Товарищества передвижных выставок (в 1870 г. ), роль такой 171главной квартиры187 передового русского искусства перешла к Товариществу, за которым она и осталась в продолжение более чем 20 лет, вплоть до возникновения выставок 171Мира искусства187.
Детство и юность его протекли в деревне и в провинции (он был учеником Ступинской художественной школы в Арзамасе), а молодость в Москве, где он окончил Училище живописи и ваяния. Много лет спустя Александр Николаевич с наслаждением будет вспоминать это место: «воздух идеальной чистоты, аромат сосен и елей, прозрачность озёрных вод и нежную меланхолию лимонно-жёлтых зорь».
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера 171Гибель богов187 на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина 171Павильон Армиды187 (1903), либретто которого сочинил сам. Родоначальником тенденциозной, 171идейной187 живописи в России был П. А. Федотов (1815-1852), бедный офицер, пылкий энтузиаст искусства, обратившийся к 171мелкому187 роду бытовой живописи отчасти потому, что более 171серьезные187 и высокие задачи были ему 8212 дилетанту-самоучке 8212 недоступны.
Отдельное место занимают его последние произведения, в которых он как будто повернул к более поэтичному, спокойному и художественному направлению: 171Вдовушка187 и прелестная исключительная по своей щемящей тоске картинка 171Анкор, еще анкор. Возможно, они с Востока, об этом говорит чалма на голове отца. Его первые работы в этой области были декорации к балету Сильвия для Мариинского театра (1901 г. ). Женщина в отчаянии упала на грудь отцу. Из наиболее прославивших Бенуа постановок нужно от-метить Петрушку (1911 г. ) и Соловья (1914 г. ) Стравинского для Дягилевских спектаклей в Пари-же и его Пиковую даму для Мариинского театра (1921 г. ).
Но расчётливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Общество переросло те формы, в которых оно было забинтовано. Таким он выступил впервые перед публикой в 1849 году со своими масляными картинами: 171Свежий кавалер187 (довольно смелой для времени сатирой на чиновничье честолюбие) и со своим 171Сватовством майора187, более веселой, нежели злой иллюстрацией купеческой среды.
Правда, Верещагин еще молодым человеком попал в Европу, но малая его эстетическая подготовленность на родине не указала ему там таких явлений, от которых он мог почерпнуть благотворные для себя наставления. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В этом, однако, лежала и большая опасность для молодого русского искусства: оно становилось свободнее и занятнее, но, подавленное великолепием литературы, оно теряло свою самостоятельность и в то же время решительно отворачивалось от особых своих законов.