Такие художественные решения не столько подчеркивают драматизм события (как это выражается в западноевропейской традиции), сколько выявляет идею смерти Христа в ее жизненаделяющем аспекте. Большую часть своей жизни Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре, расположенном среди лесов, на берегу озера, в ста километрах от Вологды. Авторитет Феодосия в монастырской среде ок. О «детях Денисьевых» неоднократно сообщается в прижизненных и позднейших документах (послание прп. Саввой (Чёрным) позже послания Б. В. Кутузову и перечислявшего, вероятно, всех участников «подписания» Успенского собора 1485 г., в описи 1545 г. названы авторы каждой из икон. Угол между нимизачастую составляет 90. 1989. ПодробнееgtgtСловарьgtgt («мерила праведного»)указывает дорогу: либо в Рай, либо в Ад. Икона «Распятие» входит в праздничныйчин древнерусского иконостасаАлтарнаяперегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченноразмещённых икон, отделяющая алтарнуючасть православного храма от остальногопомещения.
В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. 1503 г. «за немощью» (ПСРЛ. 2-го десятилетия XVI в. Интерьеры храмов Иосифова Волоколамского монастыря к времени составления самой ранней описи (1545) претерпели изменения, что затрудняет анализ деятельности Д. по их оформлению. Эта икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках.
(ГТГ, ЦМиАР) и росписей в храме в Ферапонтове им было написано огромное количество изображений Божией Матери. Иосифа и его «братаничей» митрополиты Симон и Макарий. время далеки от разрешения. С. 23 Зимин. С. 285).
Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. С. 16-22). время вопрос определения срока начала работы – «В лето 7010-е» или «7008-е» – можно считать решенным в пользу последней даты, поскольку в надписи для «и восьмеричного» в отличие от «i десятеричного» отсутствует необходимое пространство. Богоматерь высится. Существует версия о полном соответствии срока работ количеству т. н. дневных швов штукатурки – их 34, как и затраченных на роспись дней (Рыбаков.
2002. кн. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году и что заняла эта роспись 34 дня. 11-34). Оп. С пребыванием художников в Пафнутиевом Боровском мон-ре между 1467 и 1476 гг. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву.
Самым вероятным адресатом «Послания. » принято считать Д. Предположение тем более правомерно, что в начале текста «Послания. » имеется фраза: «И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти началохудожнику сущу божественных и честных икон живописанию». 2002. Церковь (Новый завет) протягивает чашу, чтобы собрать капли крови Христа синагога (Ветхий завет), как принято считать, «покидает сцену». ПодробнееgtgtСловарьgtgt «страдающегоХриста». Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М. В. Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. Сергия Радонежского в Успенском соборе Московского Кремля (Лифшиц, Попов.
Московским. Кат. В 80-90-х гг. Крест воздвигнут на горе Голгофе, в пещере которой (это самая нижняя часть иконы, обозначающая преисподнюю) изображен череп Адама (по преданию, Христос был распят на месте погребения Адама). XV в., Д. расписывал монастырскую ц. Спаса в Чигасах в Москве. Запись рода Д. в оригинал-протограф сохранившихся списков синодиков Кириллова Белозерского монастыря внесена между 1505 и 1526 гг., но, видимо, не позднее 1511 г., когда из письменных источников исчезают упоминания о Феодосии – возможном преемнике по руководству отцовской мастерской.
Ф. 1192. Кат. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Но крест символизирует и его духовный путь, его великое предназначение. Иосифу Волоцкому текстов: «Послание иконописцу» и «Слова о почитании икон» («Слово на новоявльшююся ересь новогородскых еретиков, глаголющих, яко не подобает кланятися иже от рук человечьскых сътвореным вещем», «Сказание от божественных писаний, како и которыа ради вины подобаеть христианом покланятися и почитати божественыа иконы. », «Слово на ересь новоградскых еретиков, глаголющих, яко не подобает писати на иконах Святую и Единосущную Троицю. »). С. 113-151. лет и «конце времен», о природе Богоматери и Христа).
В тот же период, возможно в одну из поездок в Иосифов Волоколамский мон-рь, создавалась роспись Воскресенского собора в Волоколамске, на «дворе» местного удельного князя. Обе иконы предназначались для местного ряда.
В кон. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется и внидет и изыдет и пажить обрящет». С наибольшей полнотой взгляды волоколамского игумена отразились в приписываемых ему «Послании иконописцу» и «Словах о почитании икон» 80-90-х гг. Роспись, разграниченную на 3 основные «манеры» из к-рых «лучшую» (верхние участки храма, наружная роспись) допустимо отождествлять с работой Д., едва ли возможно рассматривать в рамках исключительно «семейного» творчества (Лелекова, Наумова.
С. 6-11, 14-15 Дионисий «художник пресловущий». Версия требует дополнительной аргументации, поскольку (как и в случае с иконами из Иосифова Волоколамского мон-ря) члены артели Д. могли трудиться над неск. ) и «писец великого князя» Михаил Конин. XV в. Она – «современница» самого Д., к-рый мог быть одним из ее первых читателей, а возможно и заказчиком. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Эта икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках.
Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Федором относится к периоду до перехода мон-ря под великокняжеский патронат в 1507 г. Вероятно, после смерти Д. управление значительным имуществом семьи перешло к сыновьям, однако нельзя исключать, что ок. Дионисию приписывают также иконы Митрополит Петр в житии (Успенский собор Московского Кремля), Митрополит Алексий в житии и ряд др.
XV в. ), неск. Д. только деисусного (в полном соответствии с иконографически-содержательным замыслом) чина и серии местных икон (Попов. Прил. Андрея Рублёва в равной мере характерна для «собирателя» рублёвских икон прп.
Предложенная датировка приписки (1503) и происхождение списка из Ферапонтова, а не Кириллова Белозерского мон-ря нуждаются в дополнительной аргументации. XV в. ). Волоколамского. С. 7). и 8 сент. С. 121 Прил. Наступил вечер пятницы.
Иосифа Волоцкого Досифей (Топорков) и Вассиан (Топорков). 1503 г. (или, при условии чтения начальной даты 7880/1500, как 1501). Процессили итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческоесочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Прил. Иосифа Волоцкого на иконописание, являющееся, по мнению последнего, неотъемлемой частью «внешнего делания», орудием в общественной и духовной борьбе. Оценка степени художественной подготовленности «братаничей» прп.
За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». XV – нач. русской средневековой культуры. четв. Создание росписи в соборе Ферапонтова мон-ря за один сезон, в пределах лета и осени 1502 г. (7010-7011), соответствует положению, занимаемому на то время лицами, упоминаемыми в летописи на портале.
2005. 1408, ГТГ, ГРМ) иконостаса XV в. Главенство Д. в записи не акцентируется и принимается на основании занимаемого им места в перечне имен (по аналогии с упоминанием исполнителей росписи 1405 Благовещенского собора Московского Кремля: Феофана Грека, «старца» Прохора с Городца, «чернеца» Андрея Рублёва). Иосифу, написанном еп.
1911. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется и внидет и изыдет и пажить обрящет». Иосифа Волоцкого, опись Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. и др. ). портала в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. XV в. камерный тип «Умиление». Тихон, оставивший кафедру в янв. Письмо Феодосиево» (Георгиевский.
В силу неполной сохранности чтение даты летописной надписи на откосе сев. иконописец светского сословия (ранние сведения по большей части не сообщают о статусе либо указывают на иноческий чин художников). Коломенского, сообщается о работах в Успенском соборе мон-ря: «Съверши ея (церковь. - Г. П. ) и подписа хитрыми художники в Русской земли Дионисием с его детьми Владимиром и Феодосием и старцем Паисиею и с ними два братанича (племянника. - Г. П. ) Иосифова: старец Досифей и старец Вассиан. » (Житие прп.
1503) и ее принадлежности Феодосию (Меняйло. XVI в. ) и в Житии прп. Андрея Васильевича Угличского (или Меньшого) Д. написал иконы деисусного чина, предназначенные для вновь построенного и освященного собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. 6. 1, 4), безусловно Д. по манере исполнения принадлежат образы из иконостасов Павлова Обнорского и Ферапонтова мон-рей (ГТГ, ГРМ, КБМЗ), «Успение» из местного ряда Успенского собора в Дмитрове (ЦМиАР Дионисий «художник пресловущий».
С. 224-251. 1958 Меняйло. Состав икон храма неоднократно пополнялся после 1485 г. В отличие от Жития прп. 2 Меняйло. 1886. Сын Д. Владимир и племянники прп. В данном случае важны 2 из них: поименованный вел.
Кат. С. 233). С. 320-373 Голейзовский. Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними испугались и говорили: 8220истинно, человек этот был Сын Божий8221. 1511) прп. Иосифом взгляды наряду с общими и традиц. Находившиеся там иконы могли менять местоположение (иконы «старого» иконостаса из деревянного храма 1479 оказались в сменившем его соборе 1485, со «старым» и «новым» приделами, в ц. «под колоколы» в честь Смоленской иконы Божией Матери (1495) и в трапезной палате с теплой Богоявленской ц. (1503-1506).
работ. Иосифа Волоцкого, написанного еп. Иоанна III удельного кн. 2002. Линии обычнорасполагаются вертикально или. и позднее был настолько значительным, что заслонил память о Д. (в надгробном слове прп. Не указывая даты работ, Житие содержит имена и панегирическую характеристику исполнителей росписей: «Церкви та абсолютное украшение приемлет еже от живописцев Митрофана инока и Дионисия и их пособников, пресловущих тогда паче всех в таковом деле» (Кадлубовский. Василий III), 14 апр.
1484/85-1495) художник неоднократно работал в Иосифовом Волоколамском мон-ре. 100 икон. 1989. В первые векахристианства преградыПодробнееgtgtСловарьgtgt. XV в. ) произведение мастерской – житийный ростовой образ прп.
Идеальный облик художника обрисован прп. 1977. Иосифа Волоцкого, в его бытность Ростовским архиепископом (1506-1515). С. 99-113) или даже о безвозмездном создании Д. живописного ансамбля (Шалина. князя и «писцов» митрополичьих. С. 20-22 СККДР.
ст. Икона была создана предположительно на рубеже 10-х и 20-х гг. 1985, 1988, 1989).
Характерно, что Феодосий продолжал работать с Д. исполняя «второстепенные» элементы икон («крыльца», «деяния» и т. п. ) описью зафиксирован и такой вариант: «Икона Пречистые Одигитриа с крыльцы на гладкомъ золоте. Прил. С. 103-104 Малкин. Феодосий стал известен не только и даже не столько как художник: он «философствует» среди бояр и иноков, не кистью, а словом.
2005). связан рассказ в Житии прп. 2002. В психологии понятие «Образ»используется в нескольких значениях. Существует традиция, связывающая собразом преимущественно. 1885 Лихачёв.
С. 38-46). случаях под «чадами» – ученики (летопись на портале собора Рождества Пресв. Макарию 1526-1542 (Вяземский.
В наст. По сторонам креста (в средней, земной части) – две симметричные группы фигур: слева Богоматерь и святые жены, справа Иоанн Богослов и римский сотник Лонгин, которого распятие Христа обратило в христианскую веру. Датировка последних ок. 1481 г. (ГРМ Толстая. Д. 365) он именуется «старым». Церковь. Его дети Владимир и Феодосий унаследовали ремесло отца.
Даниил Столпник» (КБМЗ), но и этот образ при условии существенной его чинки во время ремонта и дополнений иконостаса в 1530 или 1553 допустимо связывать с тем же кругом авторов). 1511 г. прп. Иосиф или близкое к нему лицо (см. : Успенский. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. 1984. 1952.
1492) и «Прп. В 1-м случае работе Д. и его мастерской, безусловно, можно приписать 12 центральных икон (13-я, «Спас в силах», не сохр. В отношении даты сохранившихся фрагментов росписи преграды единого мнения нет. Проходит время, приближается век XVI. Да не выгладити, доколе манастырь Пречистые стоить.
Увар. Из известных по документам и связываемых с именем Д. можно назвать сохранившиеся фрагменты росписи собора Пафнутиева Боровского мон-ря (Дионисий «художник пресловущий». Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Но кроме этого, восприятие, в особенности зрительское (музыкальная форма более абстрактна в сравнении с изобразительной, вот таким образом восприятие слушателя, хотя и обладает инерцией привычки, все же изначально более свободно, подвижно), склонно и к самообману и к невосприимчивости в тех случаях, когда оно целиком отдается привычке.
1911. 1503-1506 гг. 1911. Традиционно в среднике (центре) житийных икон расположено поясное или в рост изображение главного персонажа сцены из его жизни (клейма) обрамляют средник.
Саввой (Чёрным), Д. упом. прорись: Попов. Нет ни крови, ни судорог. Иосифа игум.
Кат. 133) и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ.
7). Феодора Борисовича в мон-рь минимальны, внесенная в синодик память о нем, «доколе монастырь Пречистые стоит» с «кормом», традиционна для вкладчиков из числа «боярских детей». Л. 88 Дергачёв. 1257. 1950. Пафнутия «Чюдо святаго о Дионисии иконнике». Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии.
Вряд ли это был «Деисус большей с праздники и пророки» – главный в соборе, поскольку его создание предполагало поездку исполнителей к месту работ, о чем неизвестно по документам. Богородицы, по ст. Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Наиболее вероятно, что иконостас состоял только из деисусного и местного рядов. произведений церковного шитья (место их создания неизв. ), среди к-рых – пелена «Рождество Богородицы» в окружении клейм жития Богородицы (ГТГ Николаева.
С. 256-258). Иосифа и для Д., ученика и возможного преемника великого мастера старца Митрофана (Флоря. О Владыко Христе, всех Царю избави ихъ, Господи, мук вечныхъ») ряд исследователей отметили особую просительную интонацию, что послужило поводом для рассуждений о неких «семейных» обстоятельствах (Чураков. собр. Известен лишь один период (ок. Летопись особо отмечает высокую оценку росписи современниками, включая вел.
В отношении старшинства сыновей Д. традиц. Можно предполагать, что Д. умер вскоре после создания иконы «Прп. 38). князя.
Иосиф получил иконы «Андреева писма» от Митрофана или Д. и что все они происходили из Симонова мон-ря (Попов. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, так как пасхальная суббота, считалась великим днем. Р. 4.
Эта икона празднует победу жизни над смертью. Кат. Прил.
Мы помним, сколько драматизма, подчас грубого, «вопиющего», вносили в этот сюжет романские и готические художники. Вып. Икона «Сошествие во ад». Петра и его потомков семейной традицией, делом жизни (в тексте содержится намек на необходимость оплаты труда иконописца). C. 368-378 Шаромазов. Ил.
2002. С. 160). Иосифа и летописчике Игнатия Зайцева (Житие прп. Иосифом в духовной грамоте, в ее 10-м слове – «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отец, бывших в монастырях иже в Рустей земли сущих».
Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Наш анализ композиции «Распятия» Дионисия далеко не исчерпывает возможности дальнейшего прочтения этой иконы. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. На гладком золоте.
В 80-90-х гг. прп. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. 1965.
1510) оживления художественной жизни в уделе по инициативе супруги князя – кнг. Ф. 178. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». С. 382-386). С. 187, 207, 268). Иосифа Волоцкого.
С. 25, 26). Федора Борисовича, к-рый «сам приехал в монастырь да не поехал с монастыря, доколе икон не взял» (Послания Иосифа Волоцкого. XVI в. Феодосий, как сын прославленного мастера (его имя непременно упом.
1987. С. 365-385 Дионисий «художник пресловущий». Учениками Д. были (кроме упоминаемого описью Петра Тучкова, судя по иконописному подлиннику краткой редакции, вошедшего позже в число великокняжеских «писцов») племянники прп. Андреем Рублёвым, 3-я – приписывается ему на основании устных сведений («кажуть, Рублева письма»). В его состав входили «праздники», «пророки» (по 2 образа на доске) и «сидячий» деисусный ряд.
«Перед нами икона Дионисия «Распятие». (1551) и включение иконописцев в состав Оружейной палаты завершили процесс, начавшийся в 10-20-х гг. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Четкая датировка др. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Хотя бы одна излиний, составляющих крест, должнаделиться пополам.
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение иного жития вечного начало», – поется в Триоди цветной. Для основного иконостаса вновь отстроенного Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря, согласно монастырской описи 1545 г., Феодосием были исполнены «деяния» (клейма) написанной монастырским старцем Паисием иконы «Рождество Богородицы» и уже самостоятельно Владимирская икона Божией Матери (Георгиевский. (Федышин. В традиц. У основания креста – небольшой холмик с черепом внутри, что указывает на место поshyгребения Адама. Распятия, как правило, носятхарактер «тихого торжества». Иосиф написал окольничему Б. В. Кутузову: «.
Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Степень взаимодействия артелей неясна, но в свете ростовских контактов Д. представляется важным то, что упомянутый Постник Дермин поименован в документах «ростовцем». О др. Неясной остается и связь «детей» (и, следов., самого Д. ) с родом «боярских детей» Квашниных, фигурирующих в этой грамоте (Дергачёв. С. 152).
По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Муз. икон. Богородицы Ферапонтова мон-ря.
Ф. 181. Андрея Рублёва. - Ред. ) писма» высокой стоимости («промена им дватцать рублев»). 1911. 1959. Оба пользовались признанием современников. Т. 13.
Дата строительства комплекса – между 1503 и 1508 гг. С. 210-212) с пометой на поле: «родъ Дионисия Иконника». Столичное искусство посл.
59-68). Из них сохранилась лишь одна – Божией Матери «Одигитрия» из местного ряда (ЦМиАР). Время, затраченное на подготовительные работы (обмазка стен и т. п. ) или написание иконостаса, в хронологических расчетах надписи на портале, видимо, не учитывается. С. 353-355 Георгиевский. Иоасафа, заказчика иконы для Ризоположенской ц. Пребывание Д. в Белозерском крае определяется по датам, указанным на обороте центральной деисусной иконы из иконостаса Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (ГТГ) и на откосе сев.
XV в. Д. неоднократно работал над монастырскими заказами. «Распятие» не может быть выражено, например, в устойчивом квадрате, так как в самой теме очень большое вертикальное движение – переход из одного состояния в другое во многих аспектах. С. 211-212). Он имел 2 или 3 сыновей и, следов., был женат. 1966. Кат.
и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. С. 26, 162-163, 197, 204-205). Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу». Бориса Васильевича (1494), сына Василия II, его наследник Феодор владел Волоцким уделом (до 1513). портала собора в Ферапонтовом мон-ре вызывало разногласия. «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)».
1959. XVI в. в обстановке «еретического нападения» становилось все более зависимым от общественной жизни. 1897. С. 125).
«Распятие» – икона праздничного чина. Из первоначальных икон местного ряда сохранились икона Божией Матери «Одигитрия» (типа Седмиезерской) и «Воскресение – Сошествие во ад» (ГРМ), остальные иконы, в частности пророческий ряд, написаны, видимо, вскоре после 1502 г. (Дионисий «художник пресловущий». 2006. Вклады кн. С. 213, 267-268 Казакова.
Начиная с середины XVI в. русская иконопись (ныне признаваемая исключительным художественным явлением мирового масштаба) по ряду исторических причин, в основном внутрицерковного характера, стремительно приходит в упадок и вслед за этим уходит в небытие культура ее восприятия. 1510-1511 гг. На воззрения Д. и художников его круга не могли не повлиять взгляды прп.
Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. XVI в. ), вырезанная под ней: «В лет (о) ЗИ 7008 писанъ Деисоусъ и праздники и пророци Денисьева письмени» (Антонова. XVI в. и вышла из мастерской, когда ее мог возглавлять сын художника. Эти факты свидетельствуют не только об установлении не позже 1476-1479 гг. Кирилл Белозерский» (ГРМ), поясные житийные иконы «Прп. У Дионисия нет тягостных, трагических образов и даже печаль на его иконах светлая и радостная, а краски яркие, праздничные.
20-гг. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек.
В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году и что заняла эта роспись 34 дня. Это песня, у которой заранее известен хороший конец и потому мелодия исполнена бодрости, даже когда слова печальны Житийные иконы иллюстрируют главные события из жизни святого, обычно описанные в его житии (описание жизни). 1967. кн. Согласно «Повести о Петре, царевиче Ордынском», действие к-рой относится к сер. - 2-й пол.
1955. 484, кон. «посаженный» отцом «на великое княженье Володимирское и Московское и всеа Руси самодеръжцем» и Ростовский архиеп. 1499 до авг. Иоанна III Василий Иоаннович (впосл.
С. 44-45 Дионисий «художник пресловущий». монастырских храмов (Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 г. 1985. С. 162-163 этому предшествовало поминание Никиты Тараканова: «А дал на то Никита краски иконные и теми красками церковь подъписали. » – Там же. Остальные следует рассматривать как продукцию его мастерской первоклассным миниатюристом был Феодосий (Дионисий «художник пресловущий». Икона «Сошествие во ад».
Зритель, воспитанный на многовековой традиции прямой изобразительной достоверности, на иллюзии сходства предмета и его изображения, готов узнавать этот предмет на картине, готов даже тщательнее к нему присмотреться (что и дает ему острый взгляд художника), но не готов абстрагироваться от внешности предмета, чтобы постичь его суть в каком-то ином плане. В 1499 или 1500 г. Д. с «чадами» отправился в длительную поездку на Белоозеро, возможно, по приглашению вернувшегося «на покой» в Ферапонтов мон-рь архиеп. 1967. С. 8), но кого именно – остается неясным, подобно упоминанию «чад» ферапонтовской летописи 1502 г. Круг работавших с Д. в Иосифовом Волоколамском мон-ре художников был обширным и в нек-рых случаях составители описи 1545 г., затрудняясь назвать их поименно, прибегали к выражению «иного мастера» так, при описании икон трапезной палаты в одном случае сказано: «Деисус над налоем. Самый большой в Россиииконостас находится в Успенском собореРязанского кремля. Пилат позволил.
XV в. подобные слова могли относиться только к Д. (Казакова, Лурье. Украшение и устроение церкви, мон-ря становятся для прп. Во время работ в Иосифовом Волоколамском мон-ре Д. создал икону «Страшный Суд» (редко встречается в рус. Выплаченная за работы в Успенском соборе сумма составила «сто рублев». 20, 21). В нем говорится о болезни художника, к-рый во время работы над росписью нарушил заповедь игумена о воздержании и принес с собой в мон-рь «мирское»: «Взяша едино ходило агнече печено во обитель на вечерю с яици учинено. » Прп. опираются на порядок их упоминания (алфавитный. ) в Житии прп.
Димитрий Прилуцкий с житием» (Богусевич. С. 62). Зосимы изложенными на Соборе 1490 г. (Казакова, Лурье. Неск.
С. 260). С. 23). 2002.
Саввой (Чёрным), преемником Вассиана по Коломенской кафедре, могло быть данью уважения. Денисьева письма. 1886. В верхней (небесной) части иконы фигуру Христа окружают крылатые ангелы и аллегорические изображения церкви и синагоги. Царственный образ «Путеводительница» утверждал неоднократно встречавшуюся в посланиях прп. Кат. В обоих случаях неясно, к какому периоду относятся эти сведения.
Среди икон – «Одигитрия» из Иосифова Волоколамского монастыря (1485, ЦМиАР с большими утратами, важна как документированное произведение – Дионисий «художник пресловущий». Иосифа мысль о Царице, «яко солнце сияюще в Руской земли». 1929. Иосифа Волоцкого еп. С. 219-238).
Кистью владели современники прп. Т. 6. Кроме икон 1482 и 1485 гг. «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Кат.
В пользу старшинства Феодосия может свидетельствовать его известность в 1-м и в нач. 1989. Воины пришли и перебили голени разбойникам. 1955. Изначально буквенное обозначение даты выглядело как «3I», в пересчете на совр. Несмотря на лирический оттенок печали, господствует мажорный тон.
Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Перечисление распространенных в кругу Д. сюжетов указывает на характерные изменения. Есть основания полагать, что прп. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись.
«Взятие» икон кн. С. 7 Зимин. «Распятие» – икона праздничного чина. художественного мира. Глаз, привыкший видеть в картинах «зеркало жизни», «окно в природу», воспринимает иконописное изображение как иллюстрацию, причем тем лучшую, чем более «реалистично» передан ее сюжет, чем более она узнаваема.
С. 237-244) и росписи собора Рождества Пресв. Этот эпизод, вырванный из контекста житийного повествования, неправомерно рассматривался как завуалированный намек на соперничество Митрофана и Д. Следующие открытия, в частности синодиков XVII в. Кириллова Белозерского монастыря, где наряду с записью «рода» Д. включен «род старца Митрофана Иконника», свидетельствуют о поддерживавшихся длительное время тесных связях учителя и ученика, о сохранении памяти о симоновском старце, по крайней мере во 2-м поколении семейства (запись была внесена в протограф по инициативе одного из наследников Д. (Феодосия. ) см. : Попов. 2005), с его завершающим этапом – парные житийные иконы «Митр. «Распятие» Дионисия невелико по размеру, так как создано для небольшого иконостаса монастырской церкви. участками одновременно, а появление самих «швов» могло определяться параллельной работой над соседними композициями. В монастырских описях 1545 и 1572 гг.
1975. и включает в себя порядка трехсот композиций художника. 2004. Иконостас включал «Деисус большей с праздники и с пророки» (ПСРЛ. Очевидно, что художник такого масштаба и такой известности, как Д., не мог не получать заказы на украшение миниатюрами книг ведущих московских скрипториев. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых.
1899. Центральным образом творчества Д. был образ Богоматери. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи.
С. 252-261. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу». В 1481 г. по заказу брата вел. 1972. (1-я утрачена, 2-я – в РГАДА.
С. 3-39). Димитрий Прилуцкий с житием» (ок. С. 75-76). «Спас в силах» – центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой.
XV в. связано появление приписываемых прп. Вообще же фигура Христа в «Распятии» Дионисия уникальна по своему художественному решению. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). (Георгиевский.
Эта икона празднует победу жизни над смертью. Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76) написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). Вмасштабах всего общества искусство —особый способ познания иПодробнееgtgtСловарьgtgt редко встречаетсяизображениеОбъект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физическихзаконов получения изображения (например, оптическое изображение) либо результатомтруда создателя изображения (например, рисунок, живопись, скульптура, сценический. Димитрий Прилуцкий с житием» из Москвы в Вологду в 1503 г., как и участие в ее создании (средник) Д., вполне реальны (Вздорнов. 2002.
539. О ней сообщается в известии о пожаре в столице 1547 г. : «Подпись у церкви тоя чюдна была Дионисиа иконописца» (ПСРЛ. помимо упоминаний наряду с Феодосием в Житии прп.
После возведения каменного собора (1485) и др. Плохая сохранность не позволяет определить степень участия в работе над ней Д., предположение о более поздней датировке не выглядит безусловным. Т. о., можно предполагать, что заказанный Д. Деисус был небольшим (вопрос «заочного» создания икон для храмовых интерьеров, включая эпоху Д., остается неразработанным сходным образом неясно место написания Д. икон для деревянного храма (1479) и для поздних сооружений Иосифова Волоколамского мон-ря: они могли создаваться как в Москве, так и в обители). Письмо Володимерово Денисьева сына да ученика их Тучкова» (Георгиевский. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». С. 210). XV в. Появление в местном ряду Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря необычной «большеи стоячеи» иконы ап.
И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Сложнее решается вопрос с датировкой и атрибуцией росписи алтарной преграды кремлевского Успенского собора (часть исследователей связывает их не с работами в 1481, а с общей росписью храма в 1513-1515). Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно.
Герою повествования, не обученному иконописанию (что особо подчеркивается), чудесным образом открывается его сокровенная природа. 60-х (. ) – 70-х гг. С. 17). Иосифа Волоцкого. 1989.
«Спас в силах» – центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. монастырских сооружений разобранный иконостас распределили между ними. Пафнутий изображен благословляющим склоненного перед ним художника в возрасте «средовека» (определение сопровождающих его юношей как сыновей Владимира и Феодосия сомнительно, поскольку в отличие от серии житийных сочинений о прп. С. 144-145). В «Повести. » искусство выступает одним из важных факторов приобщения прп.
Петром, митр. Алексий» (ГТГ Дионисий «художник пресловущий». При всей грандиозности темы иконография «Распятия» внешне немногословна и представляет нам лишь самые важные факты происходящего.
Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящимhellip Богоматерь выситсяhellip И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи. Прил. Л. 28, 2-я пол. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Опись ранней ц. Одигитрии «под колоколы» (1495) называет среди проч.
Факт их обучения «художеству» можно расценить как продолжение традиций Московской кафедры, заложенных св. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны и в этой иконе они представлены оба. С. 2), что свидетельствует о зрелости молодого иконописца.
Иосифе Волоцком Житие прп. С. 3). С. 125, 126). Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность (Богоматерь Одигитрия, 1482 Спас в силах, Распятие, обе 1500 иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием). 2002. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым.
Богородицы в Ферапонтовом монастыре. С. 225-235). Уникальный по иконографии образ, возможно, работы мастера из окружения Д. (наряду с иконами деисусного чина (1481) Спасо-Каменного мон-ря) мог стать причиной известности творчества художника в монастырях Белоозера. в отличие от Владимира, как то следует из описи, начал работать в качестве самостоятельного художника (вероятно, «вторым» мастером-помощником в 1467-1476) с 1484-1485 гг. князя (Иоанн III мог посетить Пафнутиев Боровский монастырь при возвращении со «стояния на Угре» в 1480).
2002. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Как правило, это мешает распознанию нового искусства, но нередко затрудняет понимание и «хорошо забытого» старого. 1479 г. кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную.
Иосифа Волоцкого, где Владимир назван 1-м. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. С. 8), - поручили Феодосию. С. 58-61).
имя к-рого упоминается только в монастырских документах. Пафнутий дал исцеление Д., «ногам его зело болезненным» и его телу, «яко един струп слияся» (Кадлубовский. Волоколамского. (царевич).
Анны. Иосифа в редакции Саввы (Чёрного), еп. Симеон Столпник» (ГРМ) можно включить в ту же группу, проблематичнее атрибуция парной ей иконы «Прп.
XIII в., приняв крещение, «царевич» Петр, племянник хана Берке, поселился в Ростове, где принял постриг и основал Петровский мон-рь на Поле (близ Ростова). Оп. 1959. Особенно тонко сочетание этих двух тенденций выявлено в изображении сотника Лонгина. Кат.
Зрительское отношение к древнерусской иконе – характерный тому пример. В этот период (ок. Предпочтение отдавалось торжественному образу «Одигитрия», сменившему во 2-й пол.
местных образов «Пречистое Успение. Под формулировкой «съ своими чады» могут подразумеваться не только сыновья, но и ученики мастера. О них известно по упоминанию в послании (ок. образами исполненными художником в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря.
XVI в. ) категории художников-«писцов» вел. После 1485 г., в 80-90-х гг. XVI в. в житийном цикле святого на сев. С ее именем связано неск.
И в то же самое время контрапунктом к этой мелодии звучит тема креста. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. 9. Иоасаф устроил близ обители скит во имя Воскресения Христова. 2002. Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит.
Помимо Д. исполнившего основной объем заказа, это старец Паисий и Феодосий. При этом в описи Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. лишь изредка употребляется обезличенная форма («иного мастера») и точно именуются исполнители обширного иконного собрания. 1975., братом прп. 1899. 1959. Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны и в этой иконе они представлены оба. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М. В.
58). Кат. 1996 Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг. ). Ангелы вьются кругом легко, как бабочки.
И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. В описи Волоколамского мон-ря 1545 г. последний упомянут как автор «большой пядницы» – иконы «Достойно есть», некогда принадлежавшей Новгородскому архиеп. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. С. 175). 2004.
Параллель с деятельностью Д. и его сыновей очевидна и символична. 1975. В числе «учеников» («учениц») Д. в некоторых случаях, по-видимому, подразумеваются также «чада» художника и наоборот, в др. С. 79). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир.
36), ростовая нагробная икона «Прп. 2. XV в. НБ МГУ. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Иоанна Богослова граничит с волновавшим умы современников Д. ожиданием конца света.
1481 г. сомнительна. Петр» (ГММК, Успенский собор) и «Митр. А седмая икона Спасовъ образ не его письма» (Там же). Вопрос о редакторе сочинения остается открытым, наиболее вероятно им был прп. 2002. между 6 авг.
Набедренная повязка сияет девственной белизной. 66, 67). Сергий Радонежский» в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (ок. Однако в начале ХХ в. реставрационное раскрытие целого ряда выдающихся икон XIV–XVI вв.
В описи 1591 г. Деисус определяется как «большои пояснои, в нем 9 образом» (ИРЛИ. иконъ на гладком золоте. Богородицы Ферапонтова мон-ря). Неясна степень причастности Д. или его мастерской к созданию храмовой иконы «Положение ризы и пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне» (ок.
Т. 13. исчисление не 1500, а 1502 г. (см. с приложением «Денисьев»), занимал особое положение в художественной среде: состоятельный человек, видный вкладчик Иосифова Волоколамского монастыря, доверенное лицо прп. 1503, ВГИАХМЗ), по-видимому, более раннее (80-90-е гг. С. 3).
Иосиф Волоцкий) и в 1507 г. мон-рь добился перехода в юрисдикцию вел. 1950. 1502 г. офиц. 1989. Пафнутия о них не упом. ). В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Иоасаф (Оболенский).
Золотой фон иконы – признанный в древнерусской живописи знак света Вечности. Несмотря на различие во мнениях исследователей, датировка дошедшей редакции «Повести. » не выходит за пределы 2-й пол. - кон. 1911.
после Феодосия, как отец его). Т. 39. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. 2. 2, 3).
Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. С. 284 он же. 78, нач. 2005. Письмо Денисьевых детей и учениковъ его» (Там же. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение иного жития вечного начало», – поется в Триоди цветной.
Погод. Т. о., допустимо говорить об оформлении в эпоху Д. потомственных профессий, о сложении семейных мастерских-артелей, особенно принимая в расчет обращение Иосифа Волоцкого к адресату «Послания иконописцу» (предположительно к Д. ) как к «началохудожнику», а также существование (по меньшей мере в нач. Иосифа игум. Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. иконописи до кон. Л. А. Успенский считал «Послание. » компилятивным и приписывал его преподобным Нилу Сорскому и Иосифу Волоцкому.
В Кратком монастырском летописце Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. мой брате», «любимиче») адресату. 1911. С. 278-280). 2 Аg.
Идеализация художественного наследия с ориентацией на традиции прп. 1510 – нач. 1985. С. 422-438). С. 182-183).
С. 3).
За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. 1970. икон «Шестоднев» (обращение к этой теме наряду с «Апокалипсисом» и «Символом веры» было продиктовано, в частности, спорами о рае, о 7-й тыс. Тогда же, возможно, Д. создал икону Божией Матери «Одигитрия» – один из образов (скорее всего пядничных), с к-рыми, по сообщению монастырской описи 1545 г., «старец Иосиф», т. е. прп. стене в нижнем ярусе.
2005. XVIII в. Оптимальной представляется версия о создании под рук. С. 165 и сл. ).
кн. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Единственное упоминание о 3-м сыне, сделанное в межевой грамоте (между 1506 и 1511) Симонова мон-ря, недостаточно отчетливо: в качестве «послухов» в ней названы «Феодосий и Андрей Денисьевы дети Иконниковы», однако грамота подписана только Феодосием. На фоне стены Иерусалима изображен распятый на кресте Христос. После смерти удельного кн. 1946.
Можно предположить, что появление записи граничит с исполнением особого заказа (неясно, монастырского, епархиального или митрополичьего) – житийной иконы «Прп. По сведениям 1545 г. иконы «Одигитрии» и «Пречистой» преобладали над др. Площадь фресковой живописи составляет около 700 кв. м. Иосиф Волоцкий, пришел «на место се» – в основанный им в 1479 г. Успенский мон-рь на Волоке, позднее известный как Иосифов Волоколамский (Георгиевский. Сформулированные прп. Что же у Дионисия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим.
Ее заказчик – Ростовский архиеп. Специального рассмотрения требует перечень имен в синодике раннего XVI в. (РГАДА. из примыкающих к центральному ядру 2 икон столпников по крайней мере икону «Прп. С периодом наибольшей близости Д. к Волоколамскому мон-рю в 80-90-х гг. (январского) летосчисления как 8 сент.
70-х гг. XV в. Помимо адресованного Д. обращения показательны интонации почтительности и уважения («Дръзнух написати и послати твоему боголюбию. ») к уже немолодому («жезл им же подъпираешься») и дружески настроенному («възлюбленный. 2007. В творчестве Д. органично переплелись достижения московской иконописи и поствизант. князем преемник вел. Имя Феодосия, обсуждавшего с прп.