– около 30 года н. э. ). И вскоре превзошел своего учителя. Добавляйте знания и делитесь ими. Как ивсе мировые шедевры искусства, «Афинскаяшкола» представляет публике парунеизвестных фигур.
Спускаясь с облаков, мать бережно несет своего младенца. изображаетсюжет Библейского повествования, которыйописывает одно из чудес Иисуса. А вот любимую художника легкоидентифицировать: она олицетворяетГипатию. Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.
Что естьистина. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком.
Историческиеисточники говорят о том, что в самомначале картина носила имя «Философия». Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Эту монументальнуюфреску (роспись стен)Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения.
В конце XIX – начале XX века художники, осознававшие ограниченность строгих правил линейной перспективы (неподвижность наблюдателя, обязательность единственного центра проекции, противоречащая бифокальности зрения), стали использовать приёмы, нарушающие её жёсткую систему (множественность точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану и другие). Определение «Афинская школа» предложил П. Беллори. Уцелелосемь оригинальных картонов Рафаэля ивсе они хранятся в коллекции МузеяВиктории и Альберта в Лондоне, кудапоступили из Британского королевскогособрания (картоны были куплены в 1623 годупринцем Уэльским, будущим королем КарломI). Как легко убедиться, формально геометрическая точка схода лежит заметно ниже. В 1527, этиработы были украдены и не были возвращеныдо 1550-ых. Но, как все в мире, это имело второе прочтение. Позже разработаны сложные методы построения перспективы на внутренней поверхности цилиндра (панорамная перспектива) и на внутренней поверхности сферы (купольная перспектива).
Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс. В 1508 году в Ватикане появился молодой человек.
В античном искусстве, благодаря открытиям древних философов и геометров, развитию живописи и театрально-декорационного искусства, возникают построения, близкие к линейной перспективе: с несколькими точками схода параллельных линий, расположенными на одной вертикальной оси ("рыбья кость") и даже с намечающимся главным центром проекции, то есть с единой точкой схода (в древнеримских росписях "второго помпеянского стиля", около 80 года до н. э. Просительно, но и настойчиво протягивает к апостолам руку стоящая за ним женщина. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. ). Затем они были отосланы в Брюссель, вткацкую мастерскую известного мастераПитера Ян Алеста (ван Элста), самой лучшейв то время. Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья и приходила осень.
Принято считать, что прямо на ступенях, не обращая ни на кого внимания, разлегся Диоген. Справа от нихизображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. На самом же деле этот человек – Микеланджело. Они -центр композиции. От поколения к поколению, от мастера – его ученикам. Ренессанс используя уроки античности, вводил новшества.
Трисвода, следующие один за другим, обрамляютих. Масштабы изображения даны в соразмерности с фигурами людей, находящихся в зале. СтарецПлатон с лицом Леонардо озаренвдохновением.
Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. В этой жегруппе мы видим Птолемея, держащего вруке земную сферу (Птолемей жил во IIвеке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной). Полагают, что фигура, держащая в рукенебесную сферу, принадлежит персидскомупророку Зороастру. В центре фрески разместилисьАристотель и Платон. Они ведут к апостолам больного юношу эпилептика.
Материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная и достоинства душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден), в Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих. Лицо ее сына не по-детски серьезно. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля.
до н. э. ) легко узнать по названиямкниг, которые они держат в руках. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Проживший всего 37 лет, однако сделавший очень много, оставив невероятно яркий след в истории искусства, приехавший в Умбрию, а затем и в Тоскану скромным юношей из провинции, даром что происходившим из арт-династии и прошедший обучение у прославленного Перуджино, быстро и, казалось бы, так легко занявший почетное место на звездном небоскпоне той поры. (384-322гг.
Напротив – уединенный мечтатель. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Он разделил философов на несколько обособленных групп. В противоположном нефе в стеннойнише стоит симметрично расположеннаястатуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. «Афинская школа» – название, котороене в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне.
Люди в современных костюмах рядом со священными особами. К тому же и никому не видна. Так, клерикальный автор Р. Скрытое, почти умиротворенное прежде напряжение вырывалось. Две центральные фигуры заняты спором: Платон, с чертами Леонардо до Винчи, держащий в руках свое сочинение «Тимей», указывает рукой на небо, напоминая о «мире идей» и Аристотель, с «Этикой» в руках, указывает на пространство перед собой, словно утверждая присутствие духа в осязаемой реальности.
Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Такой раствор художники-монументалисты называют "спелым". Пора жестокая, непростая, напитанная до краев войнами, скорбью, борьбой света и тьмы. Всего нафреске изображено более полусотнифигур.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. И тут вступает в действие оптика, рентген, фотография. Рафаэль был в чести у пап.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. «Афинская школа», представляющая величайших мудрецов, прославляет мощь разума, объемлющего весь мир.
Левой рукой Аристотельдержит свою Этику, движениемправой он как бы успокаивает вдохновенныйпафос Платона. О них писали, как о своеобразных композиционных приемах использованных художником для удобства изображения задуманного сюжета, рекомендуя избегать подобных нарушений или же «маскировать» их соответствующим размещением предметов и фигур переднего плана. Мягкость контура ираскрепощенность движений не умаляютвеличественности Аристотеля. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). КлучшимработамраннегопериодапринадлежитМадоннаКонестабиле. Аристотель и Платон стоятрядом на верхней ступени лестницы.
Чернышев, "часы несравнимой радости". Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама под покрывалом или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Семнадцатилетний паренек, безвестный простолюдин, сразу находит свою песнь. Он продолжает огромную работу по росписи Ватикана. 580-ок.
Возлежащий на ступенях – Диоген, основатель философской школы киников. Лестничныеступеньки – это этапы, на которыхпроисходит овладение истиной. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Однако историческое значение перспективы было огромно.
Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Так складывается великая симфония человеческого познания.
В центре, среди персонажей изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами., а за своей спиной, возможно, портретсвоего учителя, Перуджино. Состояла она из небольших герцогств и республик, которые враждовали между собой. Его фигура выступаетлегко и свободно. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины.
СПушкина Ирина Антонова, на Волхонку привезли один из знаменитых шедевров мирового искусства — «Даму с единорогом». На табличке в его рукахначертаны математические формулы, спомощью которых он стремился описатьмузыкальную гармонию, что должно былостать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы длярасчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактатеТимей, с которым он и изображенна фреске. "Афинская школа" – великое произведение Рафаэля. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Философы увлечены спором. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. В небольшом помещении (8 х 10 м ширина фрески по основанию 7, 7 м) разворачиваются истинно монументальные, величественные картины идеального мира. Внимание зрителя сразу жесосредоточивается на их фигурах. Подобным же образом и Себастьяно дель Пьомбо изобразил воскрешение Христом Лазаря в картине Лондон, Национальная рес галерея, писанной одновременно с «Преображением» Рафаэля.
(1509), ставшую одним из величайших шедевровне только Рафаэля, но и всей живописиРенессанса. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Так складывается великая симфония человеческого познания. Формальная точка схода, попадающая в опущенную руку Платона, явно бессмысленна.
И тогда прозрели рыбаки, а Симон, которого Иисус назвал Петром (Камнем), осознал случившееся как Божье чудо, вместе с чем пришло также и осознаниесобственной греховности. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». Проявляли их и крестьянские дети, погибавшие в голодный, неурожайный год, дети еврейских лавочников и ремесленников во время кишиневского погрома, дети шахтеров, когда вой сирены возвещал обезумевшему поселку о подземном взрыве.
Затем положили в гроб в глубокой пещере. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»). Учитель РафаэляПьетро Перуджино использовал классическийгородской пейзаж в качестве фона принаписании картины для Сикстинскойкапеллы Христос вручает ключиапостолу Петру точно так же, какделает это Сандро Боттичелли всвоемПоклоненииволхвов. Однако в своей работе Рафаэль идетдальше и усиливает внутреннюю гармоническуюсвязь между архитектурой и человеческимифигурами, создавая для этого группыфигур, повторяющиеся в ритме архитектурногоансамбля.
Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4). Стройной композиции росписей большую играют роль архитектурные фоны, в исполненной спокойного величия, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.
Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год).
Каждая эпоха вглядывается в эту женщину с ребенком на руках и нежное, трогательное и горестное братство возникает между людьми разных поколений, народов, рас, веков. Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Рафаэль афинская школа описание В такой маскировке, приписываемая мастеру школы Перуджино, она «дожила» до 1935 года, пока реставрация не вернула флорентийке первозданный облик. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Это удивительно легко вставляется в верхний участок живописной архитектуры. Именно такие беседыспособствовали развитию философскоймысли. Он смотрит на фреску снизу вверх. Человек не может вернуться к своему прошлому. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3).
Художник показывает мир, где человек величественен, мудр, уверен в себе. Один из них придерживает грифельную доску. Женщину неземной красоты, чистоты и очарования в жизни звали Маргарита Лути.
Почётное место среди символических величин занимало Хитроумная комбинация двух треугольников также построена в соответствии с пропорцией золотого сечения: она может быть вписана в треугольник с соотношением сторон 5/8. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Св. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца.
Тогда и увидели собачку, единорога, декольте модного платья. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. Перстом указывая на небо, онвещает о мире идей. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и такихперсонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневогоцвета), Менексен (философ, облаченный втогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Опираясь на мраморную глыбу, он погружен в глубокую думу о природе вещей.
«Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Циклнеповторимых по своейпрелести, духовномубогатствуикакому-то особомулиризмумадонн начинается сэрмитажной «Мадонны Конестабиле» (1500-1502 годы), в которой все обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний детских лет художника, проведенных в Урбино. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Возле нее всегда толпа зрителей. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Художник расписал три зала Ватиканского дворца. Вазари пишет, что, оказавшись втакойобстановке, Рафаэльне дрогнул, но решилвоспользоватьсяслучаемилучшеизучитьработы истильэтих великихмастеров, чтобысамому оторваться от манеры Перуджино, которую Рафаэль находил теперь«слишком точной, сухой и слабой». Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Недаром в разные годы их называли по-разному. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы.
Отклонения от правил перспективы на фреске Рафаэля «Афинская школа» Другим примером может служить эскиз Рафаэля к картине «Благовещение» рисунок 7. И он неотступно стремится добиться своей заветной высоты.
Внизу на первом плане две симметрично размещенные группы: слева склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Уже сотворена «Афинская школа», ставшая эталоном классической гармонии во всем мировом искусстве. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы, влияние воздушной среды на уменьшение чёткости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.
Одним из них былЗапрестольный образ Монтефельтроработы Пьеро делла Франческа, которыйРафаэль видел в родном Урбино, на которомМадонна, младенец, святые, ангелы идонатор (заказчик) изображены в нефеклассической церкви на фоне искуснорасписанного свода. этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все около 1500-1502).
В настоящее время гобеленынаходятся в Ватиканском музее. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который начал работу до него. Возносящий жест Платонаи приземляющий – Аристотеля свидетельствуюто непрекращающемся споре.
400-325 гг. Совершенствование этих зрительных и практических навыков создало воздушную перспективу, достигшую в Китае, Корее, Японии высокого совершенства в передаче далей и тающих в тумане гор и деревьев. Напротив – уединенный мечтатель. Об этом свидетельствуют указующие жесты: Платона – на небо, Аристотеля – на землю. Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий.
Правда, при полном высыхании яркость цвета несколько бледнеет. «Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания изображает Академию, основанную в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Фреска «Афинская школа» производит ошеломляющее впечатление на каждого, кто ее хоть раз видел.
Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Под весом рыбыначали рваться сети, утлые лодки началитонуть. Сам Диоген полностью отрицалвсе удобства и жил на окраине Афин вбочке из обожженной глины.
Её образом награждал художник мадонн и святых. Лучший из них, где с наибольшей полнотой раскрылся талант Рафаэля – монументалиста и декоратора, - Станца делла Сеньятура (зал Скрепления Печатями).
В 1507 году Рафаэльпишеткартинукартине«Прекраснаясадовница». Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Также есть здесьПифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), ДиагорМелосский – поэт с обнаженным торсоми другие исторические личности.
Возродил он и интерес к античной философии, в частности идеализму Платона. Платон указываетпальцем на небеса, а Аристотель простираетруку над землей. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Вважные дни, в церковные праздники, настенах, в первом уровне Сикстинскойкапеллы, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами Дела Роверов (пап Сикста IV иЮлия II) и, согласно одной легенде, ониприбыли первоначально из Иерусалима.
«С покрывалом» и Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, «di Foligno», «della Sedia», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение» – в этот римский период им созданы между портреты прочим Юлия II и Льва X мадонны. Таков, к примеру, Анджело Донн — остро реагирующий, умный и горделивый.
Всписке, сделанном после смерти Льва Х, числится 10 рисунков гобеленов. Проектировал собор св. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Кастильоне", 1514-15). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Есть версия, что заказ на изображение «согласия между античностью и христианством» Рафаэль воплотил с помощью фигур, олицетворяющих гармонию (статуи Аполлона и Минервы) и «Семь свободных искусств», придав последним черты своих современников. Он похож на библейскогопророка.
Однако выдающиеся мастера былых эпох, в первую очередь античности и Возрождения, постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать (а значит и обогатить) творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчётом. В румяном, круглощеком, по-детски пухлом лице девушки, тем не менее взирающей на мир беострастно, горделиво, без тени улыбки, можно прочесть все что угодно — и покорную готовность следовать судьбе — кстати, предначертанной не Богом, но родными и твердый, волевой характер не без доли знаменитого тосканского коварства вспомним французских королев из рода Медичи, тоже посланниц богатой и гордой собой Тосканы Отсюда и множество версий по поводу того, кто именно пять веков назад, в 1505 -1506 годах, был запечатлен в образе «Дамы с единорогом» Во всяком случае, загадок вокруг нее не меньше, чем вокруг первой гранд-дамы, совершившей в 1974 году визит в ГМИИ из Лувра, — «Джоконды» или вокруг недавно побывавшей здесь же «Антеи» Пармиджанино. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Далее – «Мадонна в зелени» (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
соперничестваиодновременно писали по огромномубатальному полотну, предназначенному дляздания флорентийского муниципалитета (ни одно из нихтакине было закончено). Воплотившая мечту о совершенном обществе и совершенном Программа человеке, росписей, была разработана гуманистами из папского окружения. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.
От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Это психологическая почва культуры данного периода. На лестничных ступенях восседаетДиоген. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Лысый математикЕвклид (Вазари утверждает, что этопортрет товарища Рафаэля, архитектораБраманте) демонстрирует начертанныена дощечке чертежи, которые должныподтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены, так, чтопо их жестам и выражению лиц мы можемпроследить, на какой, стадии пониманиямысли учителя находится каждый из них. Добавляйте знания и делитесь ими. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески.
Уже в первобытную эпоху в странах Дальнего Востока искусство создало ряд условных приёмов, обозначающих изображение в пространстве предметов и фигур (ярусная композиция, сочетание фронтальных и профильных видов с планами, масштабные контрасты), что подчиняло все элементы изображения символической концепции. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор.
Эпоха Возрождения в Италии (XIII – XVI века) – величайший период в истории мировой культуры. Станца делла Сеньятура, один из трех залов, входивших в комплекс новых апартаментов Юлия II в верхней части Ватиканского дворца, в XVI веке был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура), возможно, что здесь находилась личная библиотека Юлия II. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Нельзя и не согласиться с Дж. Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля»: полукружие арки, статуи Аполлона и Минервы (Афины) по сторонам, в нишах. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа.
Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. И, Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» – обе созданные около 1505 года, ошеломляющая своей наконец, ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год). Подчеркнуто монументальные фигуры, явно исполненные под впечатлением «Сикстинского плафона» Микеланжело (Сикстинская капелла), условно сгруппированы и уравновешены в некоем идеальном пространстве (построенном в нарушение всех правил прямой линейной перспективы и масштабности). Он разделил философов на несколько обособленных групп.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Ныне особенно ясно, как бесценно искусство, рожденное чувством красоты. Рафаэль — одна из самых эмблематических фигур Возрождения. Античные статуи и монументальные росписи стали образцом для художников. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру.
Год написания картины: 1511. Название известнойфрески не принадлежит Рафаэлю.
Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творениеземли. Хотя Рафаэль был талантливым архитектором и сам возглавил строительство собора Святого Петра после смерти Браманте, здание, которое он изобразил на фреске «Афинская школа», должно было всего лишь послужить необходимым фоном. В центре, среди персонажей изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне, Современники отзываются с уважением глубоким о нравственном складе Рафаэля. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. После первых же испытаний папа предоставил расписать Рафаэлю все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Фреска изображаетмир древних философов, чьи идеи вдохновлялихудожников Ренессанса.
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Небо на фреске прописано синим индиго, смешанным с синим ультрамарином. Особенности перспективы объясняются тем, что изображение помещено выше головы зрителя. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Изобретен даже термин «озонная живопись» — в противовес знаменитому леонардовскому»сфумато» смягчение очертаний живописного изображения. «Диспута», в ходе работы созданы были фрески «Афинская школа», «Мудрость, Мера и Сила», «Парнас». РукаПлатона обращена вверх, а рука Аристотеля- вниз, раскрытой ладонью к земле. Во главе с нею — уже не толпа, — это народ.
Я вижу в этом символ того, что каждый будет как будто заново открывать для себя мир искусства. Рафаэль из ремонтного мусора Изгнание Гелиодора из храма. В ходе работы были созданы фрески «Афинская школа», «Диспута», «Парнас», «Мудрость, Мера и Сила».
Рафаэльвыстраивает архитектуру изображенногона фреске здания по законам театра ина этих подмостках, как на сцене, эффектнои гармонично располагает человеческиефигуры. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию. Каждая группа фигур – образец величавой гармонии и изящного согласованного движения. Вэтой фреске Рафаэля чувствуется влияниецелого ряда более ранних работ другихвеликих художников. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Меняется взгляд на человека иегоотношениекмиру. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. СолнцеРенессанса взошло надИталиейв XV в. Не была тогда Италия единой страной.
Богословие («Диспута»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»), поэзию («Парнас») – («Афинская школа»), философию в Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности. Без арок общее впечатлениеот фрески было бы иным. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. КомпаниюЭвклиду составили Птоломей (держащийземной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба).
Пифагор олицетворяет собой арифметику и музыку. Слева, в углу фрески, — истории искусства сложились многие системы перспективы. Именно искусство Ренессанса – самый ясный знак общественной переориентации. Средневековая обратная перспектива по существу слагалась из нескольких изолированных перспективных пучков, обращенных вершиной не в глубь изображения, а к зрителю (который как будто находится в разных местах перед изображением).
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. В томже 1507 году художник ненадолговернулся вУрбино. А когда современники Рафаэля узнавали на фресках своих друзей и знакомых, то эффект присутствия ещё более усиливался. Правее этой группы Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.