Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике. написана история из жизни св. Затем идут «Чудо со статиром», «Проповедь Петра трем тысячам», «Крещение Петром неофитов», «Исцеление Петром калеки», «Воскрешение Тавифы». Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «и равным образом месссера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта» Изучив иконографию и возможные портреты фрески итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева) – портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил – портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног – канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства.
Матфей» оказались в Лондонской Национальной галерее, центральная панель «Основание храма Санта Мария Маджоре» и «Вознесение Марии» в музее Каподимонте, Неаполь, «Св. Великолепны фрески капеллы Бранкаччи, созданные примерно в 1426–1428 годах (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция), написанные на сюжеты из жизни апостола Петра. Все исследователи согласны с тем, что она целиком выполнена Мазаччо. «Мадонна с младенцем и св. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон.
Произведение представляет собой desco da parto – обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения.
Взамен их в 1481—1483160гг. Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427 – 1428), выполненные совместно с Мазолино. 7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церкви Санта Мария дель Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции. По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз.
Глаза Богоматери смотрят прямо на зрителя. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо – Джованни (Ло Скеджа). Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку.
В дальнейшем капелла Бранкаччи стала не просто частной семейной часовней, она играла немалую роль в общественной жизни Флоренции: в ней находилась знаменитая икона XIII века «Мадонна дель Пополо», бывшая предметом общественного поклонения (перед ней были повешены трофеи пизанской войны). Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. На фреске (размер 230 х 598 см) изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы.
Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папы Мартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня.
О стиле портретов Мазаччо мы можем судить по двум головам из «Крещения Петром новообращенных» из Капеллы Бранкаччи, которые трактованы портретно, с учетом перспективного сокращения черт лица, светотеневой проработкой форм и чередованием пространственных планов. В работе над этими росписями Мазаччо сотрудничал с художником Мазолино да Паникале, который выполнил только три композиции, в то время как Мазаччо создал шесть, в том числе «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Святой Петр исцеляющий больных своей тенью», «Святой Петр и святой Иоанн, раздающие милостыню». Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино. Архитектура также подчинена общему замыслу. Казалось бы, человеческому взгляду удобнее воспринимать развитие событий последовательно, слева направо, но Мазаччо изображает эти три сцены так ясно и убедительно, что у зрителя не возникает никаких сомнений в правильности их «прочтения». А какая сила заключается в юношах кисти Мазаччо.
Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135х73см) была центральной панелью полиптиха. расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой – путто с маленькой собачкой. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю – повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода.
Грубоватыми формами масс и прочной, лишённой грации посадкой Мария напоминает «Мадонну смирения» из Национальной галереи, Вашингтон, которую некоторые исследователи достаточно проблематично приписывают юному Мазаччо (очень плохое состояние сохранности не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). Как выразительны его апостолы — широкоплечие, сильные и монументальные. Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево.
В фигурах Мазаччо не осталось и намека на вытянутые изящные готические пропорции, совсем напротив — они приземисты, весомы и очень «материальны». Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи) – именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо. Фигуры апостолов величавы и массивны.
у неё иной, чем у остальных персонажей, нимб. Мазаччо в этой фреске (разм.
Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих. Напротив, Мазаччо изобразил процессию горожан в очень простой одежде. Аналогии среди скульптуры были найдены и для позы Адама – от «Лаокоона» и «Марсия» до более современных примеров, таких как «Распятие», созданное Донателло для флорентийской церкви Санта Кроче. Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли. Необычен для XV века и художественный язык используемый Мазаччо. Липпи написал новые фигуры (левая группа, восемь фигур в центральной части между профильным изображением кармелита и склонившимся над воскрешенным мальчиком, фигура самого мальчика).
Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал этот сюжет Мазаччо выстроил фигуры персонажей вдоль горизонтальной линии, однако группа апостолов в центре образует явный полукруг. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме). На фреске изображён Бог-отец возвышающийся над распятием, возле которого четыре фигуры предстоящих – Марии и Иоанна Крестителя и под ними – двух донаторов, сложивших руки в молитве. оставив незаконченными фрески в капелле Бранкаччи, отправился в Рим.
Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. В левой части св. Многофигурная композиция объединяет три разновременных эпизода. Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии во фреске.
Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. Таким образом была выстроена линейная перспектива.
Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. С этого престола он читал свои проповеди. По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. Либерио и св. Их лица просты, но значительны. По мнению большинства учёных, Мазаччо успел начать левую створку алтаря с изображением св.
Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы, следы которой можно видеть в его рельефе «Битва св. «Распятие» (разм. Анной» из музея Уффици, Флоренция, с «Мадонной» из Пизанского полиптиха и с Полиптихом Санта Мария Маджоре в Риме. Они поражают своей жизненной убедительностью, внутренним драматизмом. Американский историк искусства Бернард Бернсон очень точно описал те чувства, которые вызывают у зрители фрески Мазаччо: «Я чувствую, что, если прикоснуться пальцем к фигурам, они окажут мне определенное сопротивление, чтобы сдвинуть их с места, я должен был бы затратить значительные усилия, я смог бы даже обойти вокруг них. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо.
Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево) – Брунеллески, Леон Батиста Альберти, В XVIII веке полипих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. В качестве источника вдохновения для изображения Евы исследователи приводят также греко-римскую статую «Венеры Пудика». Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего. Другие исследователи – Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура св. В числе шедевров итальянской фресковой живописи XV столетия — знаменитая фреска «Троица», выполненная Мазаччо в 1427 году для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.
В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо. Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели.
Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли., который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей. Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих.
По одной версии это был обычный многочастный алтарь. Серия начинается с «Грехопадения» Адама и Евы (правая стена вверху) и продолжается «Изгнанием из Рая» (левая боковая стена вверху). Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло.
В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. кадастр) – свода законов, установившего более справедливое налогообложение. Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии и протягивающий руку Петру – возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи или кардинал Томмазо Бранкаччи. Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл – круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века.
Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964—1968 Парронки и Болонья, 1966). Мазаччо получил звание мастера живописи и был принят в цех 7 января 1422 года, т. е. Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. Матфей» оказались в Лондонской Национальной галерее, центральная панель «Основание храма Санта Мария Маджоре» и «Вознесение Марии» в музее Каподимонте, Неаполь, «Св.
«Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Возможно, это два члена семьи Бранкаччи, то, что они являются «дополнением», бросается в глаза. Технология производства композиции, вероятно, была проста: Мазаччо вбил гвоздь в нижней части фрески, от которого натянул нити и прочертил по ним поверхность сланцевым карандашом (его следы просматриваются и сегодня). Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал это сюжет Блаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи – спасение через церковь.
Именно этими качествами наделяли гуманисты Возрождения создаваемый ими идеал человеческой личности. Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер. Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. В той же фреске слева от престола Петра – монах-кармелит, возможно настоятель монастыря Санта Мария дель Кармине Великолепны фрески капеллы Бранкаччи, созданные примерно в 1426–1428 годах (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция), написанные на сюжеты из жизни апостола Петра.
Первая известная ныне их совместная работа – «Мадонна с младенцем и св. По всей вероятности Бранкаччи заказал роспись капеллы вскоре после приезда из Каира в 1423 году. Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева. в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте.
Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции. Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церкви Санта Мария дель Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года. Иеронима».
Но в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл— круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. Мартин Лоретский» в коллекции Джонсон, Филадельфия. Мазаччо всегда привлекало изображение человека и в этом он поистине не имеет себе равных. Состояние существующих ныне фрагментов не даёт возможности ощутить всё великолепие первоначального замысла. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано.
Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). Лонги (1940) считал, что две фигуры слева от Петра являются работой Филиппино. В первую очередь это относится к композиции «Чудо со статиром». Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27).
Главное действующее лицо – Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. Четыре небольших панели, каждая размером 38х12 см., были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). Именно Феличе считают заказчиком росписей.
(1426 – 1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества.
Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике. Кроме того, выдвигаются версии, что в выборе отдельных сцен могли играть роль совсем недавние события, как например, введение подоходного налога ( Также изображения Фелиппе Бранкаччи, его семьи и приверженцев находились в фреске «Воскрешение сына Теофила», но после его падения они были подвергнуты damnatio memoriae со стороны властей и выскоблены.
Темой росписи была выбрана история апостола Петра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, связанные с библейской историей первых людей. При высокой точке зрения, обычной для треченто, композиционное и пространственное построение триптиха подчинено законам перспективы, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (как это и должно быть в ранних опытах).
Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». раньше Мазолино, принятого в 1423 году. Иероним и Иоанн Креститель» и «Св.
После этого он стал старшим мужчиной в семье, т. е. Иеронима и Иоанна Крестителя. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. Огромную роль в построении композиции играет светотень.
Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986). Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске.
Какая серьезность и властность в его стариках. 1425—1428).
В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»). Архивные документы сообщают о винограднике и части дома, оставшихся после смерти второго мужа Якопы, однако она ими не пользовалась и доходов с них не имела. Мазаччо как будто раздвигает стены церкви, создавая иллюзию глубины пространства. В 1428 году Мазаччо оставив незаконченными фрески в капелле Бранкаччи, отправился в Рим.
Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо). Ценность этого произведения и атрибуция Мазаччо были вновь подтверждены в работах Ортеля (1961), Берти (1964) и Парронки (1966), которые увидели в нём ярко выраженную оригинальность. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» — эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто.
Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи) – именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. На фреске (разм. Юлиана.
Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета – св. 83х63см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан Клементе на роспись капеллы св. Анной» (разм. 175х103см) была написана для церкви Сант Амброджо и находилась там до тех пор, пока не была передана во флорентийскую Галерею Академии, а затем в галерею Уффици. В левой части св. Монограмму его имени – букву V исследователи видят в сложенных крыльях ангелов.
Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания. Пётр и Павел» и «Иоанн Богослов и св. Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс). Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции — «Святой Петр исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании». Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Маззачо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство).
Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершил Филиппино Липпи. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. Возможно, это сам заказчик росписи — Феличе Бранкаччи, тогда как автопортрет художника мы можем найти в другой фреске, «Воскрешение сына Теофила» (в образе молодого человека, третьего с правого края, смотрящего на зрителя, сильно скосив взгляд). Средневековая иконография сюжета обычно именуемого «Св.
В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лучано Берти (1964). Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность.
Вдобавок, люди соотнесены по масштабу с пейзажным фоном, который также написан с учетом световоздушной перспективы. Пётр и Павел» и «Иоанн Богослов и св.
Такими восторженными словами отзывался о живописи Фра Анджелико Л. Д. Любимов. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон). Юлиана. здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Мастер лепит формы свободными размашистыми мазками, моделирует объемы светом. 1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла).
Прокаччи (1951) верил, что кроме этого Мазолино написал и голову самого Петра, однако после реставрации 1980х у него не осталось сомнений, что фреска целиком выполнена Мазаччо. Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире. Триптих был двусторонним, вот таким образом так же как в случае со знаменитой «Маэста» Дуччо, он был продольно распилен так, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность. Из его палитры исчезают бледные цвета, цвет становится плотным и весомым. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды.
Деревянный поднос диаметром 56 см. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. во Флоренции.
Триптих был двусторонним, вот таким образом так же как в случае со знаменитой «Маэста» Дуччо, он был продольно распилен так, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность. Скорее всего, его туда позвал Мазолино для работы над полиптихом для римской церкви Санта Мария Маджоре и другими престижными заказами. В итоге «Св. Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. Как упоминалось выше, Мазолино, а через год и Мазаччо переехали в Рим. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего.
Они были написаны позже или, возможно, скопированы с работ Мазаччо. Вазари считал, что Мазаччо написал автопортрет в «Чуде со статиром», по другим предположениям160— это заказчик Феличе Бранкаччи, а автопортрет160— третий справого края в «Воскрешении сына Теофила». В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.
Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум.
Мартин Лоретский» в коллекции Джонсон, Филадельфия. А какая сила заключается в юношах кисти Мазаччо. Работа над росписями капеллы не была завершена.
Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см. Существуют и другие мнения. По мнению большинства учёных, Мазаччо успел начать левую створку алтаря с изображением св.
Слева внизу: «Павел навещает Петра в темнице» «Воскрешение сына Теофила» «Пётр исцеляющий больных своей тенью» «Пётр, распределяющий имущество общины между бедными» «Распятие Петра и спор Петра с Симоном Волхвом» «Ангел освобождает Петра из темницы». Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника. Христос велит Петру выловить рыбу и достать из нее монету – этот эпизод расположен слева.
Глаза Богоматери смотрят прямо на зрителя. Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал.
В фреске Мазаччо поражает естественность и широкое дыхание осеннего пейзажа с уходящими в глубину плавно ограниченными, чуть размытыми дымкой сизыми громадами гор, сбросившими листья деревьями, бурой землей. Иеронима и Иоанна Крестителя. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, – портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло – это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном. Неподвижность этой торжественной композиции нарушает жест Марии, указывающей на распятие. В этой же фреске присутствуют другие портреты160— Козимо Медичи, Джан Галеаццо Висконти, Колуччо Салутати, Луиджи Пульчи в левой группе, автопортрет в крайней правой группе160— выглядывающее на зрителя молодое лицо. На разработку мотивов работ Фра Анджелико, как полагают, повлиял архитектор Микелоццо. В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века.
Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE). Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Из его палитры исчезают бледные цвета, цвет становится плотным и весомым. В «Чуде со статиром» художник объединил три разных по времени эпизода, расставив их по смысловой значимости.
Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано.
Мазаччо как будто раздвигает стены церкви, создавая иллюзию глубины пространства. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Деформированное тело Христа некоторые исследователи считают неудачной попыткой передать его в перспективном сокращении при взгляде снизу. и божественный Микеланджело Буонаротти. Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964-68 Парронки и Болонья, 1966). Огромная внутренняя сила скрыта в фигуре Петра на фреске «Исцеление тенью». В прошлом несколько учёных утверждали, что эта фреска не полностью выполнена рукой Мазаччо, что в ней принял участие либо Мазолино, либо Филиппино Липпи.
Внешне Петр безучастен к происходящему, но (построена в 1365 году) около 1386 года. Согласно «Золотой легенде» Якопо да Варацце, Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству – Строцци.
Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108х65см, боковые 88х44см). По одному яркому высказыванию, в работе изображен «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. Закончил начатую ими работу Филиппино Липпи, дописавший в 1480-х годах фреску Мазаччо «Исцеление сына Теофила» и создавший три заключительные сцены на тему истории святого Петра. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Дописывать триптих пришлось Мазолино в одиночестве. Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы — «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Иероним и Иоанн Креститель» и «Св.
Некоторые исследователи считают, что в 1421 году он работал в мастерской Биччи ди Лоренцо и приписывают ему терракотовый раскрашенный рельеф из церкви Сан Эджидио. Небольшая панель (50х34см) в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург, содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Причащение св. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. Размеры панели 51х31 см.
Екатерины в церкви Сан Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино). Юлиан и св.
Три различных эпизода показаны как одновременное действие в едином пространстве. Наивысшее мастерство колориста ему удалось показать в росписях, например в Короновании Марии (около 1438–1446, Музей Сан-Марко, Флоренция). По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу — об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества. В нижней части написана гробница с мощами Адама.
в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте. Мазолино в своей фреске «Проповедь Петра» из той же капеллы пошел по тому же пути (три фигуры за спиной апостола, трактованные портретно). Многого художник достиг с помощью цветовых сочетаний. В 1905 году их приобрёл Берлинский музей.
Работа над росписями капеллы не была завершена. В центральной части изображены отец и мать св. Неподвижность этой торжественной композиции нарушает жест Марии, указывающей на распятие.
Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. Анной» из галереи Уффици.
Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске. у неё иной, чем у остальных персонажей, нимб. Как упоминалось выше, Мазолино, а через год и Мазаччо переехали в Рим. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета – св. Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря.
На небольшой доске размером 24х43 см. фактически её кормильцем. Также и Рафаэль Урбинский отсюда извлек начало своей прекрасной манеры. (23 апреля 1422 года от Рождества Христова).
Для своего времени она обладала большой новизной и, вероятно, не понравилась заказчикам в силу слишком большого впечатления реальности, которое она производила. Какая серьезность и властность в его стариках.
Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность.
Лица апостолов индивидуализированы. В нижней части написана гробница с мощами Адама. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. Несмотря на то, что подобные произведения были близки работам ремесленников, самые знаменитые художники кватроченто не брезговали их изготовлением. Стройная пирамида образов: распятый Христос, над ним — бог-отец, по бокам — богоматерь и любимый ученик, чуть ниже — коленопреклоненные заказчики (одно из первых портретных изображений, введенных в религиозную композицию).
В работе над этими росписями Мазаччо сотрудничал с художником Мазолино да Паникале, который выполнил только три композиции, в то время как Мазаччо создал шесть, в том числе Чудо со статиром, Изгнание из рая, Святой Петр исцеляющий больных своей тенью, Святой Петр и святой Иоанн, раздающие милостыню. После реставрации вновь разгорелась дискуссия о кооперации Мазолино и Мазаччо: например, Берти (1989) утверждает, что Мазолино автор всего пейзажного фона в этой фреске. 20 февраля 1367 года Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал приказ о возведении фамильной капеллы в строящейся с 1268 года церкви Кармине.
Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом. Присутствовавшие при этом тотчас уверовали в Христа, в христианство перешёл сам префект Антиохи и всё население города. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен. В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»). Из трех «отцов» Ренессанса, трех гениальных художников Флоренции первой половины XV в., Мазаччо умер первым (в 1428 г. ) и самым молодым: ему не было двадцати восьми лет. Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа).
Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты». В сентябре 1425 Мазолино уехал и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также уехал в Рим и там неожиданно умер в 1428.
Парронки (1989) утверждает, что два портрета слева от Петра написаны неизвестным ассистентом Мазаччо, а голова Петра выполнена так низкокачественно, что не может быть работой ни Мазаччо, ни Мазолино. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Николай). С этого престола он читал свои проповеди. Адам изображён грешником, не утратившим своей духовной чистоты. Однако по стилю исполнения это уже абсолютно новаторское произведение.
В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Георгия с драконом». Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур.
Круговое построение использовал Джотто в падуанских фресках, а также Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа). В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме». Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве. написана история из жизни св. В итоге «Св.
Работы в капелле были остановлены и лишь через 50 лет Филиппино Мазаччо, наряду с его современниками архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, относится к величайшим реформатором не только итальянского, но и всего западноевропейского искусства. Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения. Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка.
Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность. Либерио и св. На фреске изображены сразу три эпизода. В центральной части изображены отец и мать св. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир.
Справа – Петр вручает стражнику деньги. Его поддержал Ф. Болонья (1966). Погруженный в себя идет апостол по улице города, тенью своей исцеляя больных и калек. Вероятно, эти слова свидетельствуют о малочисленности кружка художников-новаторов, понимавших суть творчества мастера.
В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. На ней, согласно Вазари, Мазаччо изобразил сцену на площади перед церковью, к которой двигалась большая процессия, развернутая под некоторым углом и образующая несколько рядов. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря – «Мадонну чёток», написал сам Вазари. Возможно также, что фреску заказал Алессо Строцци, который был другом Гиберти и Брунеллески, занявшим должность приора церкви вслед за Фра Лоренцо Кардони. А какое разнообразие поз и жестов, как проработаны «портреты» героев, каждый из которых обладает своим характером. Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице – высшему воплощению божественной сути.
Вот таким образом, как пишет В. Н. В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568г. ) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах имеющих отношение к искусству и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. Умело выстроенные планы в «Изгнании из рая» и «Чуде со статиром» позволяют наполнить фрески потоками воздуха и света. Его супруга, бывшая на тот момент беременной, вскоре родила второго сына, которого назвала в честь отца – Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под именем ло Скеджа).
Начиная со времён Вазари, который считал человека в красной повязке портретом Мазолино и поместил его на странице жизнеописания этого художника исследователи пытались идентифицировать изображённых персонажей с историческими личностями. Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости. Как великую утрату воспринял Брунеллески смерть своего друга Мазаччо. Все исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо.
Известно, что математические расчеты перед началом работы художнику помогал делать архитектор Брунеллески. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. Дописывать триптих пришлось Мазолино в одиночестве. Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство.
Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы ионические колонны. Криста Гарднер фон Тойффель предложила вариант его реконструкции, которого сегодня придерживается большинство специалистов. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю – повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода.
Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа — фреска «Троица» (ок.