«вы вдохновили меня написать пьесу небольшую дьявольской сложности – взывая к Венгрии моей мечты, Позднее композитор писал Бартоку. Borodine, Chabrier, 1913), сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Cou-perin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917) Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte d'aimer, слова Маре, 1894), Мрачный сон (Un grand sommeil noir, слова П. Верлена, 1895), Святая (Sainte, слова Малларме, 1896), Две эпиграммы (слова Маро, 1898), Песня прялки (Chanson du ronet, слова Л. де Лиля, 1898), Угрюмость (Si morne, слова Э. Верхарна, 1899), Плащ цветов (Manteau de fleurs, слова Граволле, 1903, также с оркестром), Рождество игрушек (Le Noлl des jouets, слова P., 1905, также с оркестром), Великие ветры, пришедшие из-за моря (Les grands vents venus d'outre-mer, слова А. Ф. Ж. Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также оркестр вариант), Гротескная серенада (Sйrйnade grotesque, 1893), Игра воды (Jeux d'eau, 1901), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante dеfunte, 1899, также оркестровый вариант), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки – Noctuelles, Грустные птицы – Oiseaux tristes, Лодка в океане – Une barque sur l'ocйan (также оркестровый вариант), Альборада или Утренняя серенада шута – Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), Долина звонов – La vallйe des cloches 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d'apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием Призраки ночи: Ундина, Виселица – Le gibet, Скарбо 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909), Благородные сентиментальные и вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), в манере. Композиторы-романтики, сочиняя произведения с поэтической программой, всегда давали ей имя, сам Шоссон создал симфоническую поэму «Вивиана» и «Поэму любви и моря» для голоса с оркестром, но здесь пошел иным путем.
Зная любовь Равеля к стилизациям, можно подумать, что это пародия на «цыганскую» музыку Листа и Иоахима (что интересно, ДrsquoАраньи была внучатой племянницей знаменитого венгерского скрипача). На концерте, который посетил Равель, ДrsquoАраньи исполняла скрипичную сонату Бартока. Пьеса состоит из двух разделов – медленного вступления, которое открывается длинной каденцией скрипки и быстрой виртуозной части изобилующей двойными нотами, пиццикато и глиссандо. Гротескная серенада (Sйrйnade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также оркестр вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante dеfunte, 1899, также оркестровый вариант), Игра воды (Jeux d'eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки – Noctuelles, Грустные птицы – Oiseaux tristes, Лодка в океане – Une barque sur l'ocйan (также оркестровый вариант), Альборада или Утренняя серенада шута – Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), Долина звонов – La vallйe des cloches 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d'apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием Призраки ночи: Ундина, Виселица – Le gibet, Скарбо 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере. К началу работы над новым сочинением Шоссон успел открыть для себя русскую литературу.
была написана Равелем для венгерской скрипачки Джелли ДrsquoАраньи, чью игру композитор услышал в 1922 году в Лондоне. Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а такжерусских композиторов А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским надпартитурой «Хованщины» для постановки оперы вПариже, оркестровал «Картинки с выставки», вопере «Испанский час» Равель, по его собственнымсловам, наследовал принципам «Женитьбы»Мусоргского). Исполнял преимущественно своисочинения 20-х (в гг, Равель давал концерты как пианист идирижёр. Музыка рапсодии насыщена интонациями цыганского и венгерского фольклора. Его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из фантастической повести Тургенева, вот таким образом произведение для Изаи он сначала назвал по-тургеневски – «Песнь торжествующей любви: симфоническая поэма для скрипки с оркестром», – а затем решил скрыть программу. А в заключении звучит саркастический смех, Средняя часть носит скорбный пародийно характер. Оригинальная фортепианная версия крайне виртуозна (сложнейшие репетиции с трудом исполняют самые техничные пианисты) и столь пианистична, что оркестровка могла бы показаться излишней.
А в июле 1924 года Равель сделал переложение для скрипки и оркестра, симфонического Первоначально рапсодия была сочинена для скрипки и фортепиано. Три из них позднее были переложены для симфонического оркестра. Крайние разделы – издевательский танец, который начинается бренчанием гитары (в оркестровой версии оно передано пиццикато струнных и арфы). де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особоевнимание французской литературе (какклассической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Сочиняя произведения с поэтической программой, Композиторы-романтики, сам Шоссон создал симфоническую поэму и «Вивиана» «Поэму любви и моря» для голоса с оркестром, всегда давали ей имя, но здесь пошел иным путем. Бородина, Шабрие (A la maniиre de. Так как это будет скрипичная пьеса, почему бы не назвать ее ldquoЦыганкаrdquo». Вместо этого Изаи получил нечто, не имевшее прецедентов – поэму без названия.
де Ренье, 1906), Естественные истории (Histoires naturelles, слова Ж. Ренара, 1906, также с оркестром), На траве (Sur l'herbe, слова Верлена, 1907), Вокализ в форме Хабанеры (1907), 5 народных греческих мелодий (перевод М. Кальво-коресси, 1907), народные песни (испанская, французская итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская: 191 (. ), Две еврейские мелодии (1914), Ронсар – своей душе (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924), Мечты (Reves, cлова Л. П. Фарга, 1927), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П. Морана, 1932, также с оркестром) Эрнеста Шоссона появилась по просьбе его друга Эжена Изаи, мечтавшего о скрипичном концерте. Пьеса состоит из трех частей. Война вызвала к жизни глубокодраматические произведения Равеля, в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанныйпо просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую рукупогибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту«Гробница Куперена» (1917). Г. форе (композиция). Художник высокой культуры, де Берио (фортепьяно), Равель уделял особоевнимание французской (какклассической, так и современной) литературе и живописи (увлекался импрессионистами).
Который начинается бренчанием гитары Крайние (в оркестровой версии оно передано пиццикато струнных и арфы), разделы – издевательский танец. 1906), де Ренье, На траве (Sur l'herbe, слова Верлена, 1907), Естественные истории (Histoires naturelles, слова Ж. Ренара, 1906, также с оркестром), Вокализ в форме Хабанеры 5 (1907), народных греческих мелодий (перевод М. Кальво-коресси, 1907), народные песни (испанская, французская итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская: 191 (. ), Две еврейские мелодии (1914), Ронсар – своей душе (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924), Мечты (Reves, cлова Л. П. Фарга, 1927), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П. Морана, 1932, также с оркестром) Эрнеста Шоссона появилась по просьбе его друга Эжена Изаи, мечтавшего о скрипичном концерте. Существенное место втворчестве занимает испанская тематика (матьРавеля испано-баскского происхождения егопедагог Берио был почитателем испанскогоискусства). Однако благодаря превосходному чувству гармонии и тембра Равель превосходно справился этой с задачей. Выступал смузыкально-критическими статьями, совершил концертное постранам турне Европы и Северной Америки).
Фортепиано и струнного квартета, Шоссон уже был автором для концерта скрипки, но концерт с оркестром писать отказался. Среди них – «Утренняя серенада шута», которая сразу получила необычайную популярность. Испанские ритмы гиперболизированы, оркестровка имитирует звучание гитары.