«Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877 г. ), «Религия духа» (1882 г. ), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881 г. ), «Эстетика» (в двух томах, 1886–1887 гг. ), «Основная проблема теории познания» (1890 г. ), «Учение о категориях» (1896 г. ), «История метафизики» (в двух томах, 1899–1900 гг. ), «Современная психология» (1901 г. ), «Мировоззрение современной физики» (1902 г. ), «Проблема жизни» (1906 г. ) и др – «Феноменология нравственного сознания» Важнейшие (1878 г. ), философские работы Гартмана. Т. к, Такой подход к бессознательному был Гартманом осуществлён через призму признания его совершенной ценности. Писал также о спиритизме, о еврейском вопросе, о немецкой политике и т. д. Важнейшие философские работы Гартмана: «Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877 г. ), «Феноменология нравственного сознания» (1878 г. ), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881 г. ), «Религия духа» (1882 г. ), «Эстетика» (в двух томах, 1886–1887 гг. ), «Основная проблема теории познания» (1890 г. ), «Учение о категориях» (1896 г. ), «История метафизики» (в двух томах, 1899–1900 гг. ), «Современная психология» (1901 г. ), «Мировоззрение современной физики» (1902 г. ), «Проблема жизни» (1906 г. ) и др. Основное сочинение, выдержавшее много изданий ещё при жизни автора и прославившее его, – «Философия бессознательного» (1869 г., русский перевод 1902 г., в 2010 г. переиздано издательством «УРСС»), хотя за ним последовало почти тридцать больших и меньших сочинений. И «горе тому человеку, который, преувеличивая цель сознательно-разумного и желая исключительно поддерживать его значение, насильственно подавляет Бессознательное», бессознательное необходимо для человека. Таким образом, в основании философской системы Гартмана были заложены несовместимые на первый взгляд идеи Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и современные ему достижения в области естественных и исторических наук.
Итак, по Гартману, основа всего сущего – это бессознательное начало. На формирование собственно философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Артура Шопенгауэра (1788–1860 гг. ) и Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг. ), которые он намеревался соединить с концепцией Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг. ). Он стремился достичь согласованности умозрительно полученных данных с научными знаниями, Однако если и Шеллинг Гегель при построении философских систем придавали второстепенное значение научным данным, добытыми индуктивным путём – то у Гартмана появляется новая черта. бессознательное необходимо для человека и «горе тому человеку, который, преувеличивая цель сознательно-разумного и желая исключительно поддерживать его значение, насильственно подавляет Бессознательное». Которые он намеревался соединить с концепцией Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг. ), На формирование собственно философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Артура Шопенгауэра (1788–1860 гг. ) Фридриха и Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг. ).
После смерти Гартмана была издана его «Система философии» в восьми томах. С решительным преобладанием Гегеля и понятия о бессознательном, Суть философии своей он определил как «синтез Гегеля и Шопенгауэра имеющегося в системе Шеллинга. Полное собрание его сочинений насчитывает около 40 томов. Труд Гартмана «Философия бессознательного» представляет собой первую попытку обобщения ранее существовавших представлений о феномене бессознательного, а также дальнейшее исследование его на основе синтеза разноплановых точек зрения рационалистического и иррационалистического толка.
Устранение умозрительной дедукции и полный отказ аподиктической от достоверности отличает мою философию от всех прежних рационалистических систем».