Забота прилежной служанки о его чистоте отождествляется со стремлением к и благочестию с духовным преображением человека. Дополненный кувшином вина и белой скатертью, с впечатляющим натурализмом воспроизведен натюрморт с лежащими на серебряном подносе фруктами, одежда персонажей, табурет витых на ножках, а также собака, часто сопровождающая влюбленных в голландских жанровых сценах. Доминирующей геометрической формой элементов композиции выступает прямоугольник. Участок стены над зеркалом декорирует картина в деревянной раме. И неспособность изобразить живую мимику лиц с он успехом компенсировал выразительными жестами персонажей, Но Ман не обладал талантом Стена в раскрытии сценических характеров. Гаага, 1660 г., где перегруженный фигурами второй противопоставлен план пустому первому плану, Маурицхейс), почти лишенному предметного наполнения.
Несмотря на отсутствие окон, светотеневая моделировка, особенно активная слева, позволяет определить расположение источника света, в отличие от картины «Мужчина, взвешивающий золото», где применяется равномерное освещение практически всех частей интерьера. Первая из них имеет много общего с полотном «Мужчина и женщина за чтением письма». Творчество Яна Верколье и Корнелиса де Мана, последних двух значительных представителей живописи Дел-фта, граничит с этим городом в большей степени географически (оба являлись членами делфтской гильдии св. Наряду с «геометризацией» пространства, они визуально увеличивают внутреннюю площадь изображенных комнат, придавая им величественность и монументальность. Они позволяют поставить мастера в ряд самых самобытных и значимых голландских жанристов второй XVII половины столетия.
С очагом, Приоткрытая дверь увидеть позволяет часть другой комнаты, над которым расставлены фаянсовые блюда. Вместо серьезного и вдумчивого рассказа Ман показывает тривиальную пародию на частную жизнь человека, Но вместо передачи камерной и интеллектуальной атмосферы проводящего кабинета, свои дни в бессмысленных диспутах или предающегося безделью. Являющийся объектом внимания ученых, Глобус, лежащие на столе листки бумаги (возможно, чертежи или карты) переданы в предельно обобщенной манере и мастеру нужны лишь как антураж.
Развивая основные принципы голландского интерьерного жанра, художник вместе с тонким колористическим видением натуры, свежестью и сочностью цветовых рефлексов внес в него такую сильную реалистическую убедительность, какую не знала до него амстердамская живопись. Имевшего возможность выбора, Но в отличие от мифологического персонажа, Ь1г, призванный голландский офицер стал заложником событий исторических 5. Прямые линии зеркала, Стенам комнаты с резко очерченным правым углом вторят плиты пола, обрамленные картины и окна, грани стула, стекла которых образуют решетку маленьких из прямоугольников. Вместо детально проработанного Вермеером предметного ряда, в котором почти все элементы обстановки (научные инструменты, карты, глобусы) написаны по конкретным образцам, Корнелис де Ман прибегает к творческой фантазии. Мастер использует «перспективный ящик» пирамидальной формы, боковые грани которого имитируют стены комнаты, связанной через дверные проемы с двумя соседними помещениями, в то время как нижняя грань отводится под изображение мебели и уже знакомых по другим произведениям Янссенса Элинги женских фигур: читающей хозяйки дома и служанки, занятой уборкой.
Таковы созданные в период рубежа 1660-1670-х годов композиции «Комната в голландском доме» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Интерьер с женщиной и мужчиной за бокалом вина» (Лир, Городской музей), «Интерьер с женщиной, читающей письмо, стоящим рядом мужчиной и служанкой с кувшином вина» (Осло, Национальная галерея), «Читающая женщина и служанка» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт), «Мужчина и женщина за чтением письма» (Частное Собрание) и близкая к ним «Женщина с жемчужным ожерельем» (Гаага, музей Бредиуса). Персонаж Мана облачен в домашний халат, принесший большую корзину с дровами, слуга, только начинает растапливать очаг – справа за его спиной громоздится еще не убранное белье, постельное Действие происходит ранним утром. Этот опыт и стал первой школой постижения Верколье основ живописи. То данная попытка увенчалась не успехом, Однако если Янссенс Элинга и пытался здесь взять за основу работу Хоха.
Подтверждением этого смыслового контекста служит скрывающаяся в полумраке комнаты супружеская кровать и украшающая стену картина с изображением Венеры и Амура. Преодоление замкнутого пространства происходит в произведении «Географы за работой», комично изображающего ученых. Ни рациональности в построении интерьера, в его картине мы не найдем ни в убедительности трактовке женского персонажа. Она почти идентична посвященной теме музыки работе «Гитаристка» (Феникс, Аризона, Музей искусства). Построенных по законам геометрии композиций Питера Хоха, де Их работы далеки от лучезарных интерьеров Яна Вермеера и строгих, с которыми они перекликаются главным образом в сюжетном контексте.
Он поступил в обучение на полгода к Яну Ливенсу Младшему. Окружающие его стулья с оранжевой обивкой, Мастер подробно прорабатывает столик чайный со стоящим на нем сервизом и серебряным чайником. В «Гитаристке», как и в «Женщине, читающей книгу» повторяются такие детали, как большой сундук, фланкированный двумя стульями, домашние туфли на полу, а фаянсовое блюдо с фруктами, оставленное на одном из стульев, говорят о высоком мастерстве Янссенса Элинги как живописца натюрморта. Изображение комнаты как транзитного пространства, позволяющего художнику раскрыть широкие возможности световоздушной среды, служит еще одной отсылкой к Питеру де Хоху. В композиции Верколье вероятны между параллели мифологическим сюжетом и сценой вручения письма.
Все перечисленные картины содержат ряд общих деталей. Композиция «Мужчина, взвешивающий золото» усложнена диагональной перспективой, в ней Ман применяет фронтально-угловой ракурс (точка зрения расположена в центре переднего плана напротив дальнего угла комнаты, а зритель находится как будто в противоположном углу). Картина «Почтальон» еще сохраняет верность лучшим традициям голландского искусства «золотого века». Надуманный мир, Иллюзорный, живет во власти чувственности и жеманного кокетства, созданный здесь Верколье, среди которых истинной, подлинной уже музыке нет места. Запечатленный в нем эпизод из «Метаморфоз» Овидия рассказывает миф о богине Венере и ее возлюбленном Адонисе, погибшем во время охоты на дикого кабана, посланного ревнивым богом Марсом. Служащих цели усиления оптической глубины пространства, Из всего перечня голландских камер-обскур XVII в. творение Янссенса Элинги представляется самым сложным по исполнению и включает число наибольшее деталей. Создающими впечатление нелепой, Позднее Верколье насыщать начинает свои картины деталями, претенциозной пышности.
И обратный путь держал через Альпийские горы и через ряд городов и так до своего родного Делфта, где он создал еще много работ (пока смерть не постигла его в 1706 г. он не оставил после себя ни жены, ни детей)» 2, Ь1г. Ян Верколье родился в Амстердаме. В ней явственнее звучат отголоски стилистики де Питера Хоха, Данная картина содержит меньше самостоятельности.
Обе открытых двери как слева, так и справа, можно увидеть при точке зрения из центра переднего плана, что продемонстрировано в картине «Мужчина и женщина, читающие письмо». Верколье возглавлял делфтскую гильдию живописцев 3, р. 347-374. Их персонажи напоминают манерные манекены, утрированное изящество движений и жестов, жеманность поз, подчеркнутая сентиментальность лиц вытесняют искренность, ясность и лаконизм композиций середины XVII в. Место действия «Концерта» не интерьер голландского дома, а открытая каменная лоджия с видом на парк. Связь между письмом и содержанием картины несомненна. 225-242.
Где на него был большой спрос в кругу меценатов, Оттуда отправился он в Венецию, которые ему платили хорошо за его труды. Обсуждающие содержание прочитанного за письма бокалом вина, Главными героями здесь выступают кавалер и молодая женщина. Ман быстро приобрел известность как один из самых модных мастеров Делфта XVII конца в. Шесть раз он возглавлял гильдию св. Между стульями справа стоит кованый сундук.
Якоба Охтервелта и Иоста ван Гееля, Его работы последнего десятилетия тяготеют искусству к Якоба ван Лоо. Послание, полученное офицером можно интерпретировать как военный приказ, диктующий ему явиться для участия в боевых действиях, что следует принять во внимание, учитывая год возникновения картины, когда Голландия терпела неудачи одновременно в военных конфликтах с Францией (1672-1673) и Англией (1672-1674). Картину «Читающая женщина и служанка» отличает похожий принцип распределения светотени при максимальном освещении правой части интерьера (здесь на полированный мраморный пол ложится отражение окна в виде четкого прямоугольника, а стоящий рядом стул оставляет тень на стене под окном). Ее персонажами выступают играющие в триктрак девушка и молодой офицер, а также неожиданно прервавший их развлечение почтальон с горном за спиной («человек с трубой», по описанию Хаубракена). Осязаемая красота нарядов, богатство парчи, бархата и атласа, подчеркивающих высокое положение героинь Терборха на социальной лестнице, старательно и наглядно воспроизведено и в произведении Яна Верколье. Но факт его кончины в Амстердаме в 1682 г. говорит о том, Ограниченные сведения о художественной карьере Питера Янссенса Элинги не позволяют проследить весь его творческий путь, р. 184, что мог он поддерживать знакомство с проживавшим там Питером де Хохом 1.
Верхние окна свободны для проникновения дневного света, Нижняя часть окон сдвоенных затемнена ставнями. Необычный метод Корнелиса де в Мана построении интерьерного пространства отмечали еще современники. Благодаря чему зритель не может выделить из гладкого живописного слоя ни одного пастозного мазка, Мистификация трехмерного в пространства значительной мере усиливается за счет создания художником идеально ровной красочной поверхности. По контрасту с условностью архитектурного фона, Богатство цветовых сочетаний в этом участке композиции, в спешке, дополненного бархатным занавесом и написанного словно наспех, рождают ассоциации со сценической репрезентацией, в которой фон выполняет функцию декорации, а освещение построено законам по театральной рампы.
Он частично трансформировал каноны парадного женского портрета в жанровую сцену, Будучи основной по специальности портретистом. Он поранил ноги, Играя в дартс в 10 лет, что должен он лежать в постели в течение нескольких месяцев, которые начали гноиться так. Сочетающему в сюжетном плане черты ранних картин школ Харлема и Лейдена с делфтской композиционной схемой, в них проявилось художника стремление к тематическому разнообразию. Композиция «Комнаты в голландском доме» из собрания Эрмитажа базируется на строгой организации и лаконизме форм. Но в маленьком зеркале на стене удается рассмотреть лицо героини, Ее фигура со представлена спины.
Похожие столы и стулья расставлены по периметру стен. Несмотря на преобладание приемов, декоративных и все же, работы Верколье нельзя не сопоставить с картинами его предшественников. В семье художника Гисбрехта Янссен-са, Питер Янссенс Элинга родился в 1623 г. в возможно, Брюгге, у которого и учился. Открытая обозрению комната везде имеет одинаковую глубину и сообщается через двери открытые с другими помещениями. В простенках между ними висит зеркало, отражающее фрагмент интерьера. В немногословной обстановке нет ничего лишнего. В противовес делфтской традиции главными участниками сюжетов Корнелиса де Мана выступают мужские персонажи деятельные ученые, банкиры, ростовщики.
Персонажи расположены у стоящего в центре комнаты большого дубового стола, Все сюжеты разворачиваются интерьере в городского дома. В картине дается пародийное прочтение дискуссии географов, занятых изучением глобуса земли. Он настолько хорошо имитировал его стиль, что, когда он, наконец, начал учиться у Яна Андреа Ливенса (1644-1680), сына Ян Ливенса (1607-1674), тот попросил его закончить незавершенные картины, которые он купил из имущества Gerards после его смерти. Серьезное выражение лиц участников сюжета усиливает комизм изображения.
Несоизмеримо превосходящем ее, Янссенс Элинга показывает женщину в интерьере, в котором фигура сама не более чем стаффаж. Для создания иллюзии глубины используется и «шахматная клетка» в орнаменте пола. Завершают обстановку два пейзажа на стене в традициях Якоба ван Рейсдаля. Фрагмент комнаты, обозримый в открытую дверь справа в предыдущей работе, Янссенс Элинга «переносит» в эту картину, показывая его слева и с более близкого ракурса. При игре в дротики мальчик получил ранение в ногу, Биограф описывает случайный эпизод, на длительный срок приковавшее его к кровати – произошедший Верколье с в десятилетнем возрасте.
Пишет многофигурные интерьерные композиции в духе Яна Минзе Моленара, в начале своей карьеры он обращается к теме, крестьянской Хендрика Мартенса Сорга и Яна Стена. О том, что Питер Янссенс Элинга обладал обостренным чувством пространства и натюрмортной реальности вещей, свидетельствует созданный им для камеры-обскуры «Интерьер голландского дома» (конец 1660-х годов, Гаага, музей Бредиуса), где достигнут эффект осязаемой объемности каждого предмета. Луки.
Музицирующих и занятых беседой героев лишены Исполненные естественности, откровенной чувственности жесты и мимика играющих в карты. В результате которых жемчужное ожерелье было переписано три раза, Художник внес много изменений в эту часть композиции, фигура а женщины сместилась влево относительно первоначального положения. Показательным примером служит «Крестьянский праздник в таверне» известный также как «Теплая рука» (ок. Непритязательная будничная атмосфера создается картине в также благодаря введению в композицию женского образа. Именно благодаря Питеру де Хоху специфические черты делфтского искусства становятся определяющими для других голландских школ живописи.
Показанной в три четверти поворота со спины и удаленной на второй план, Поза сидящей на стуле женщины, а также предметное наполнение комнаты роднят эти картины между собой и заставляют аналогии провести с произведениями Эсайаса Бурсе и Якоба Вреля. Доступной лишь выдающимся живописцам, Присущий от рождения Янссенсу Элинге музыкальный талант со всей очевидностью помогал овладевать ему великой тайной музыки света и пространства. Если в солдатских «кордегардиях» Питера де Хоха трик-трак символизирует праздные удовольствия и тщету мирских соблазнов, то в произведении Яна Верколье азартная игра обозначает внезапные перемены изменчивость судьбы. Но отблески света, выполнена Картина в монохромной палитре, обогащают ее тональные достоинства, вспыхивающие во всех закоулках темного помещения. Луки, в 1680 г. был принят в попечительский совет Общества милосердия 7, р. 306. Что ее сюжет навеян композициями Питера де Хоха, Не подлежит сомнению, основу которой составляли сочетания ультрамарина, но его светоносная палитра, киновари изумрудно-зеленого и цветов, здесь заменяется вишневым, оранжевым и алым оттенками, чаще встречавшимися в арсенале утрехтских маньеристов, чем живописцев делфтской школы. Р. 9, Исследовательница К. Бриер-Мисме выделяла его среди других художников и ставила в мастерстве выше перспективы Питера де Хоха 9. Что картина Верколье имеет политическую окраску с явно выраженным трагическим Уолтер оттенком, Лидтке предполагает, р. 180-181 история Адониса в ней определяет участь молодого кавалера 4.
99-100. Пролет высокой лестницы залит солнечным светом, моделирующим объемы предметов. После девяти лет работы на чужбине он захотел вернуться на родину. Его образ пародиен и словно сошел со сцены народного редерейков, театра со стопками золотых и серебряных монет мужчина в композиции Мана не похож на внимательного и расчетливого дельца.
Придание жанровой ситуации пародийного характера и очевидно в картинах Мана на тему городских интерьеров. Гармония человека и предметного мира, деликатность, с которой достигается их равновесие, отличают данные произведения Питера Янссенса Элинги от его поздней композиции конца 1670-х годов «Женщина с жемчужным ожерельем» из музея Бре-диуса, получившей известность отчасти из-за сравнения с полотном Питера де Хоха «Женщина, взвешивающая золотые монеты». Мраморный пол со сложным геометрическим орнаментом также роднит все четыре произведения названных Питера Янссенса Элинги. Сюжет картины Корнелиса де Мана также мог возникнуть после знакомства с полотнами Вермеера «Географ» и «Астроном», но реализован в другом качестве.
Развивая темы музыки и письма изображая многофигурные веселые компании, Верколье сначала следует манере художников середины XVII в., что очевидно в полотнах «Почтальон» (1674 г., Гаага, Мауриц-хейс) и «Женщина, кормящая ребенка, со служанкой и собакой» (1675 г., Париж, Лувр). Украшенную ниткой жемчуга, Обнажая тонкую шею из которой, он с мастерством стилиста укладывает каштановые ее волосы в сложную прическу, как нарочно, выбиваются несколько непослушных локонов. Жанровые произведения Корнелиса де Мана имеют эклектичный и противоречивый характер. Образ прислуги с метлой в руках, навеянный сюжетными мотивами из творчества Питера де Хоха, лейтмотивом проходит через другие картины Янссенса Элинги.
В ней все больше проявляется отход от реалистического воспроизведения повседневного быта в внешнего сторону обобщения. Изображенные в боковой проекции балки, потолочные к построению диагональной перспективы Ман привлекает также развернутые углом к зрителю стол и сундук, скошенные в пропорциях облицовочные плитки камина, панели стен. Среди них по праву лучшими образцами являются полотна «Игроки в шахматы» (Будапешт, Музей изобразительных искусств), «Мужчина, взвешивающий золото» (Монреаль, Частное Собрание) и «Географы за работой» (Гамбург, Кунстхалле), написанные в конце 1670-1690-х годов. Рассмотренная композиционная схема не находит развития в других произведениях Корнелиса де Мана, но описание деталей интерьера и персонажей повторяется в картине «Игроки в шахматы». Где он остановился, риж был городом, первым но его душа рвалась в Рим, чтобы попробовать себя в искусстве, вот таким образом в Париже он пробыл не более года, отправившись через Лион и Ломбардию в Италию.
Взору которой открыт домашний беспорядок, Сидящая с противоположной стороны стола молодая дама, является посетительницей, не скорее всего, а супругой главного героя. В полотне «Мужчина и женщина за чтением письма» служанка обращена спиной к переднему плану так же, как в эрмитажной работе, однако сдвинута влево и больше погружена в тень. Предметы на столе (нитка жемчуга, чернильница, шкатулка) переданы почти неразборчиво, что противоречит таланту Янссенса Элинги в мастерстве воплощения натюрмортных мотивов. С прилежной аккуратностью царящий в комнате порядок создается служанкой, подметающей пол.
Колористическим качествам, действительно сопоставимы с композициями Питера де Хоха по построению, сценическому принципам освещения и сюжетному выбору. Еще дальше по пути противопоставления высветленного переднего плана и затемненного фона Верколье пошел в картине «Женщина, кормящая ребенка, со служанкой и собакой». Эта любовная коллизия разворачивается под музыкальное сопровождение флейтиста. Глобус, являющийся объектом внимания ученых, лежащие на столе листки бумаги (возможно, чертежи или карты) переданы в предельно обобщенной манере и нужны мастеру лишь как антураж.
«Мужчина, взвешивающий золото» (Монреаль, Частное Собрание) и «Географы за работой» (Гамбург, Кунстхалле), Среди них по праву лучшими образцами полотна являются «Игроки в шахматы» (Будапешт, Музей изобразительных искусств), написанные в конце 1670-1690-х годов. Устремив взгляд на весы, женщина наблюдает за счетом денег. В том числе воспроизведенной миниатюрно черепицы на крыше постройки, Контраст аккуратно выписанной архитектуры и поверхностно переданной жанровой сценки с включенным в нее натюрмортом создает впечатление незавершенности данного произведения, видимой через открытую дверь. Среди его ведущих последователей на завершающем этапе развития голландского бытового жанра следует выделить амстердамского мастера Питера Янссенса Элингу, стилистически самого близкого к Питеру де Хоху. Последняя треть XVII в. характеризуется как период кризисный в развитии голландской живописи.
Изменились роли героев сюжета, но их облик и даже одежда остались прежними. Иную манеру пластической моделировки деталей и распределения световых и цветовых отношений раскрывает картина «Женщина, читающая книгу». Меняется только исходный ракурс. Обитая деревянными панелями стена с нишей, Дубовый стол, камин с массивным карнизом показаны здесь фронтально, в которую помещена кровать, а помещение имеет меньшую глубину, чем в предыдущей композиции. Сидящего спиной к зрителю, Поза одного из географов, а в изображении пустой поверхности стены над лестницей воплощен прием, повторяет положение многих персонажей де Питера Хоха, который неоднократно разрабатывал Ян Вермеер.
После чего он самостоятельно изучил искусство перспективы по книгам, которые одолжил ему Иаков Конинг, всего за один месяц. Оранжевая обивка стульев, расставленных вдоль стен, перекликается с цветом штор на окнах. Делфтская школа бытового жанра оказалась к ним наиболее устойчивой и дольше других художественных центров Голландии сохраняла самобытность и верность реалистическим традициям «золотого века». В которой Голландия потерпела неудачу и которая подорвала ее позиции в Европе, Наиболее явственно эти изменения стали проявляться после франко-голландской 1672 войны г. Где находят место и реализм отражения предметного быта, Названные произведения Верколье одни из последних в делфтской живописи, посредством нравоучительной доносящая эмблематики до зрителя содержание изображенного сюжета и одновременно заложенная в нем многозначность. Обращенного к скрытому от зрителя собеседнику, Теперь смежная маленькая комнатка оживлена стаффажной фигурой человека.
Детальной проработке первого плана, Характерная особенность живописного почерка Верколье заключается в максимально подробной, участвующие в построении композиции, где сосредоточены участники действия и предметы и максимальном обобщении всего, расположено что за ними, на дальнем плане. Когда Венера оплакивает смерть найденного ею возлюбленного, Верколье иллюстрирует финальную страницу этой печальной истории, несмотря на не предостережения, внявшего ее советам и, покинувшего ее ради охоты. Образы женщин, погруженных в чтение, представлены в картинах «Читающая женщина и служанка» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт) и «Женщина, читающая книгу» (конец 1660 середина 1670 гг., Мюнхен, Старая Пинакотека). В цельности восприятия данная картина проигрывает «Комнате в голландском доме».
Если в картине «Мужчина и женщина за чтением письма» динамика сюжета строилась на основе диалога двух его участников, то в данном произведении персонажи разобщены. Внешний облик его «ученых» исполнен гротеска, сатирической остротой напоминающий героев Яна Стена. Популярностью продолжают пользоваться сюжеты на тему музыки, не претерпевает существенных изменений, также а сцены с письмами, повседневных домашних забот. Отложившей в сторону музыкальный инструмент, Главный лейтмотив сцены флирт между лютнисткой и в скрипачом красном камзоле. В этом же контексте игральная доска изображена в эмблеме Гербрандта Бредеро «Все может меняться» («Т кап уегкегеп»). Для него, как и для мастеров Делфта, важной остается световоздушная среда, в которую помещены человек и элементы домашнего быта.
Сходство с ними заметно в полотнах Верколье конца 1680 начала 1690-х годов «Концерт» (Солт-Лейк Сити, Музей изобразительного искусства) и «Веселая компания» (Ереван, Национальная галерея Армении). По сведениям Хаубракена, художник родился в 1650 г. в Амстердаме в семье плотника. Чтобы заполонить время, он начал срисовывать детские картинки. «страсть к рисованию его привела к тому – что он только по книгам обучился в совершенстве основам перспективы за один месяц, Хаубракен пишет также следующее. Художник дает зрителю возможность восхититься ее ослепительно роскошным платьем, Поворачивая героиню спиной к переднему плану, сшитым из нежно-кремового сатина и спадающим на тяжелыми пол складками. 284. Стул на первом плане «растянут» в глубину и занимает положение ровно в точке стыка трех граней камеры, его форма сложного многоугольника результат кропотливой работы живописца исказившего пропорции мебели с целью ее наиболее точного восприятия при обзоре картины в глазок «перспективного ящика». Сюжетное повествование или интерьерное наполнение и остается неясным – разрозненные элементы которой не связаны воедино, Картина отличается дробностью композиции, что именно хотел акцентировать художник.
По предположению Питера Саттона, сюжет картины символизирует здравомыслие, бережливость и рассудительность 8, р. 247. А несколько точек схода, Их относительно расположение зрителя и друг друга образует не одну. Застывшее на полуоткрытых Верко-лье губах, удается мастерски отразить озабоченность на лице военного и удивление его спутницы. Художник стремится к тому, Картины отличаются пестротой колорита, как веселый фарс, его чтобы творение развлекало зрителя. Ее центром выступает большой стол, покрытый насыщенной по цвету ярко-красной скатертью, которой вторит нарядное платье женщины. Столь же поверхностна по образному решению и «Веселая компания», где светотень уже не является одним из главных выразительных средств реалистического искусства, а используется для создания декоративных эффектов 6, с. 100. Объектом наблюдения в полотне «Комната в голландском доме» является, в противоположность первой картине, правый угол интерьера с полуоткрытой дверью.
Что те произведения, в целом не этот самый удачный живописный опыт Питера Янссенса Элин-ги доказывает, вне попыток подражания другим живописцам, которые художник создавал самостоятельно, являются наиболее удачными. Главный персонаж уже поглощен работой, в то время как слуга еще приступает только к своим обязанностям. Вместо бокового ракурса на интерьер, воплощенного в картине из Санкт-Петербурга исследуемое произведение организовано по принципу фронтального экспонирования, что соответствует его горизонтальному формату. Из которой следует, к 1653 посмертная г. относится инвентарная опись имущества его первой жены, р. 184, что художник проживал несколько лет в Роттердаме 1. Тематическая сторона произведений мастеров 1670-1690 гг. Стремление придать особую значимость женским персонажам доносят до нас последние отголоски тех завоеваний, Внимание к архитектурному оформлению пространства, которые были заложены делфтском в искусстве Яном Вермеером и развиты Питером де Хохом.
Держащая на коленях младенца, Молодая мать, персонифицирует семейную идиллию и любви, гармонию которого служанка кормит из ложки. Стена с окнами в первых трех произведениях расположена напротив зрителя, а в «Женщине с жемчужным ожерельем» показана с левой стороны, так, как будто точка зрения находится на уровне бокового входа в комнату. Висящее над столом, отражающее их лица зеркало занимает центральное место в композиции и участвует в геометрии ее построения, вновь обращая нас к искусству мастеров Делфта середины XVII в., прежде всего к «Уроку музыки» Вермеера, в котором зеркало выступает одним из ключевых ориентиров в структуре композиционной схемы. Композиция строго симметрична и имеет кулисное построение. На спинку которого с театральной выразительностью накинут плащ, Это проявляется в композиционной с схеме отдалением фигур в глубину и выдвижением к переднему плану стула.
Ее непредсказуемость указывают атрибуты игры в трик-трак доска и На шашки, превратность судьбы. Наполняющего чистые, Осязаемая свежесть прохладного воздуха, которых в каждая вещь занимает подобающее ей место, убранные комнаты, звучность и жизненная энергия красок, складывающихся в мощные цветовые аккорды, приближают каждое его произведение к мажорной полифонической сентенции, живописный эффект которой строится на переливчатой изменчивости и игре бликов. Этот опыт только подпитывал художественный пыл Верколье. Что, Он настолько хорошо имитировал его стиль, наконец, когда он, начал учиться у Яна Андреа Ливенса (1644-1680), сына Ян Ливенса (1607-1674), тот попросил его закончить незавершенные картины, которые он купил имущества из Gerards после его смерти.
Но в отличие от композиций на тему письма Вермеера, Терборха и Метсю, сюжетная фабула которых не всегда открыта зрителю, в картине Верколье имеются прямые «подсказки», поясняющие смысл сцены. Что действие разных сюжетов разворачивается в и одном том же интерьере, Сопоставление композиций показывает. А от центра переднего плана сразу в двух направо и налево, При этом линии выложенных в ряд плит пола расходятся диагонально в не одном направлении. При смещении точки зрения влево нарушается симметрия, достигнутая в работе «Мужчина и женщина за чтением письма», но сравнение живописного почерка этих произведений показывает их заметное сходство.
В «Читающей женщине и служанке» обзор дается фронтально с левого угла, местоположение зрителя определено напротив открытой двери на дальнем плане, на одной горизонтальной оси со вторым выходом, который чуть приближен к переднему плану и потому остается невидимым. Корнелис де Ман имел очень широкую специализацию, прежде чем обратиться к бытовому жанру, он писал заказные портреты и интерьеры протестантских церквей (последние в традиции делфтских мастеров старшего поколения Виллема ван Влита и Герарда Хаугеста). Которые голландские жанристы отстаивали и совершенствовали на протяжении нескольких десятилетий, Многие завоевания, теперь оказались в принесенными жертву модным художественным тенденциям надвигающегося XVIII столетия.
Женская фигура, как и в «Почтальоне», занимает центральное место в композиции и попадает в зону наиболее интенсивной освещенности. Однако возобладавшая в них репрезентативность приводит к постепенному вытеснению своеобразия стилистического общими для этого времени канонами. На ней представлен натюрморт с апельсинами символами благочестия. Перед большим столом, Связь композиции Янссенса Элинги с произведением Питера де Хоха прослеживается лишь расположении в фигуры слева у окна, помещенной за спиной героини, в ее профильном развороте и в мотиве открытой двери. В отличие от них полотна «Концерт» и «Веселая компания» принадлежат этапу упадка голландского искусства. Ее образ дан обобщенно, лишен выразительности.
282-285. Луки). Посвятив себя написанию портретов, в 1672 он году поехал в Делфт с целью женитьбы и остался с тех пор там жить, Ь1г, на которые был спрос и которые приносили большой доход» 2. Что он был вундеркиндом, пишет, Houbraken пристрастился к рисованию в детстве во время болезни. Во Флоренции у него были возможности развить свой талант, работая на одного дворянина, в услужении которого он находился в течение двух лет, пока не поехал в Рим, где в течение нескольких лет учился, подражая бесценным шедеврам. Сквозь окна, фланкирующие зеркало и картину, видны кроны деревьев окружающего дом сада.
Звучащую в тон пасторально-идиллической атмосфере, Взволнованное состояние природы в освещении предзакатном усиливает сентиментальную ноту. «Интерьер с женщиной и мужчиной за бокалом вина» (Лир, Городской музей), Таковы созданные в период рубежа 1660-1670-х годов композиции «Комната в голландском доме» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Читающая женщина и служанка» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт), (Осло, Национальная галерея), «Интерьер с женщиной, читающей письмо, стоящим рядом мужчиной и служанкой с кувшином вина» «Мужчина и женщина за чтением письма» (Частное Собрание) и близкая к ним «Женщина с жемчужным ожерельем» (Гаага, музей Бредиуса). Но сосуществуют в мире едином домашнего окружения, Участники сюжета действуют независимо, связывающего их общим ритмом жизни. И скопировал работы Gerard van Zyl, Затем он занялся живописью маслом известный также как Gerards.
С 1677 по 1688 гг. Тогда же имя живописца впервые появляется в архивах гильдии св. Всецело посвященных мотивам из жизни богатой амстердамской буржуазии, Полы с таким же рисунком и появляются в созданных на позднем этапе картинах Питера де Хоха. Например, Некоторые приемы Янссенса Элинги, преобладание женских персонажей изображение фигур со трудно спины, не сопоставить с делфтскими картинами Питера де Хоха.
Вероятно именно эту работу, единственную среди полотен Верколье на тему бытового жанра, отметил Хаубракен в хвалебной оценке его творчества: «Картина, на которой изображен человек с трубой, была написана на удивление реалистично» 2, Ь1г. Изображенный в центре композиции массивный стол с резными ножками грушевидной формы повторяется в других произведениях Мана, а также в картине Вермеера «Женщина, держащая весы». Послание в конверте, которое он протягивает кавалеру, явно встревожило молодую пару. Ее красочная гамма и рефлексы света богаче, но членению пространства служит не столько соблюдение законов линейной и воздушной перспективы, сколько чередование и игра цветовых пятен. А в изобразительном искусстве всех его жанров, Кризисные черты коснулись всех голландской явлений культуры. Соседствующий с улицей из Один них ведет в вестибюль, убранство которой составляют письменный стол и картина в золоченой раме с изображением плывущего по морю парусника, второй в залитую светом комнату.
И действительно, точным следованием натуре и изысканностью цвета композиция Верколье словно возвращает нас к сюжетам, воплощенным двумя десятилетиями раньше и прежде всего к «письмам» Вермеера, Хоха, Терборха и Метсю. Как и в сюжетах Вермеера, Метсю и Тер-борха, обсуждаемое письмо посвящено теме любви. Граничащая с рафинированным аристократизмом, Изысканность созданных им образов, внимание к каждой мелочи, наряду с чувством пространства и а цвета, также тонкая поэтичность сюжетов характеризуют Питера Янссенса Элингу как продолжателя лучших традиций голландского интерьерного жанра, сумевшего сохранить в нем ноту интимности и камерности, сближающую его с мастерами делфтской школы. Делфтский мастер получил признание как и талантливый жанрист, Хотя биограф упоминает преимущественно портреты Верколье.
В отличие от него Ян Верколье (1650-1693) прославился главным образом как портретист голландской знати. Период творческой активности Янссенса Элинги приходится на 1660-1670-е годы. Чтобы скоротать время, в то время человек по имени Bronkhorst посоветовал ему, что Верколье проделал и весьма успешно, сделать копии игральных карт.
Сидящая спиной к переднему плану героиня с письмом в руках, наводящая порядок в доме прислуга, мужчина в дальней комнате объединяются друг с другом не тематическим повествованием, а пространством интерьера. Плавно струящимся в комнату, Изысканное сочетание оливковых и коричневых тонов с сочными оранжево-апельсиновыми акцентами дополняется серебристым светом, в металлических заклепках на обивке стульев, вспыхивающим жемчужными маленькими искорками в решетке окна. Его же мы видим и в «Женщине с жемчужным ожерельем», но смещенным на девяносто градусов: окно оказывается слева, а дальний план предоставлен изображению стены с открытой дверью. Однако само помещение грандиозных размеров, Среди узнаваемых голландского признаков интерьера остается лишь мраморный пол, театрально оформляющими фон для расположившейся за столом группы, лишенное окон и декорированное несколькими занавесами, напоминает постановочную сцену.
В 1657 г. Янссенс Элинга упоминается среди профессиональных музыкантов Амстердама (он обладал навыками игры на трех музыкальных инструментах и зарабатывал на жизнь работой церковного органиста). Царящую в доме, Ясность и согласованность ритмическая всех элементов интерьера символически олицетворяет упорядоченность жизни. Верколье предоставляет девушке главную роль в своем повествовании, смысл которого открывает мотив «картины в картине».
Сцену фланкируют стоящие по сторонам стулья и проемы дверей.