Умер Томас Гёртин (англ. Томас гёртин и его роль в истории английской пейзажной акварели рубежа XVIII-XIX веков. Вопросы теории и практики статьяавторИГНАТОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНАзаглавиеТомас гёртин и его роль в истории английской пейзажной акварели рубежа XVIII-XIX вековизданиеИсторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
Игнатова ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА Томас гёртин и его роль в истории английской пейзажной акварели рубежа XVIII-XIX веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Игнатова ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА "Томас гёртин и его роль в истории английской пейзажной акварели рубежа XVIII-XIX веков" Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. Конец 1790-х годов – это и время появления акварелей Тернера, в которых дают о себе знать первые черты столь узнаваемого стиля, полного загадочности и недосказанности, погружения в собственное восприятие («Вечерний пейзаж с замком и мостом в Йоркшире», Тэйт Британия). Так называемый «топографический пейзаж», создававшийся для последующего репродуцирования, должен был с точностью фиксировать подробности ландшафта. А также открытием нескольких перспективных путей в трактовке пейзажа, Роль Гертина определяется освоением нового на взгляда изображаемую природу. В начале 1790-х зарабатывал раскраской гравюр для известного торговца Дж.
Мура. Английская акварель XVIII-XIX веков своеобразной явилась национальной школой пейзажного искусства. Современником и непосредственным продолжателем Гертина был К. Варли. Тернера. И зритель, Гертин создает серию работ в разрушенном Линдисфарнском аббатстве, может представить себе имеющий художника, возможность видеть сразу несколько таких акварелей, прогуливающегося по территории старинного памятника и останавливающегося тут и там для того, чтобы сделать зарисовку.
Исключением служит работа с литературными сюжетами в «Клубе эскизов»). Он произвел такое впечатление на Тернера, что последний, по легенде, произнес: «Если бы Том Гертин был жив, я бы голодал» 6, р. 117. Романтики благоговели перед всем прекрасным, в противовес полному равнодушию викторианского дельца к красоте, которой угрожали быстрые темпы развития промышленного производства 1 и всего прежде перед природой, с. 9.
Гертин запомнился современникам открытым, Всегда работавший с рвением, веселым и великодушным человеком, живым, в то время как Тернер в годы молодые многим казался закрытым, молчаливым и даже загадочным 7, р. 6. 1800 г., Тэйт Британия) (см. Творчество художника, которое до сих пор специально не изучалось в отечественном искусствоведении, рассматривается в контексте истории английской акварели рубежа Ш-Х1Х веков. Тёрнера. 1792 г., Йельский центр британского искусства). И работы его с ходом времени все более наполнялись невиданной прежде эмоциональностью и одухотворенностью, Все творчество Гертина безраздельно лежит в области пейзажа и технике в акварели.
У подножия храма расположилась трактованная весьма условно группа людей, такая, которую мог изобразить в своей акварели Пол Сэндби. По их мнению, природа Именно способна была стать, утопающей в бурно развивающемся мире практицизма и рассудочности, облагораживающим источником для человеческой души. В некоторых работах Тернера исчезает карандашный рисунок, Как в и творчестве Гертина той поры, забываются выученные условности. Она кажется сложенной из комбинации быстро положенных на бумагу пятен разных тонов (освещенная сторона) бежевого и сине-зеленого (затемненная) цвета – Поверхность фасадов зданий словно вибрирует. Один из двух вариантов «Улицы Сен Дени», тот, что без людей на первом плане (частная коллекция), обладает почти мистическим эффектом.
1790 г., Йельский центр британского искусства). С большими участками, Но исполнена акварель с невиданной свободой ранее цветного пятна, вовсе не затронутыми цветом. А окружающая его природа величественна и возвышенна, Человек в Д. Р. Козенса акварелях – песчинка. Р. 21, в 1789 году Гертин поступил в обучение к мастеру топографического пейзажа Эдварду 7, Дайесу и влияние учителя прослеживалось в его работах в течение всей первой половины 1790-х годов. С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств.
Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 18011802 гг. Об этом свидетельствуют не только ранние работы: композиция «Линдисфарнского замка» Гертина (ок. Уже к 1794 сложились основные черты его индивидуального стиля, Он достаточно быстро преодолел топографического ограниченность пейзажа. 7, р. 31). Оперируя тончайшей карандашной линией или не прибегая к ней вовсе, Он писал пейзажи архитектурных без доминант. По-своему трактовавшим проблемы, Каждый из них глубоко был оригинальным мастером, возникавшие перед пейзажистом. В «Замке Бамбург» это достигается с помощью поистине драматического эффекта освещения.
Мотивы причудливых арок и руин монастырей привносили чувство новизны в устоявшийся миропорядок говорили и о быстротечности жизни и господстве хаотического над упорядоченным. Которые позволили разделить его художественную карьеру на два периода, основных Около 1796 года в творчестве Гертина произошли значительные изменения. Первые свои самостоятельные работы создал он в возрасте около пятнадцати лет (ок – Гертин начал рисовать очень рано. Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание.
Тоновая градация является еще одним шагом в сторону от топографического пейзажа. Маленькие человеческие фигурки на его листах – не более чем стаффаж – в то же время на всего протяжении творчества Гертин не заинтересуется образом человека. Все рисунки той поры очень светлые и легкие, лишенные драматизма (например, «Аббатство Кирксталл с северо-запада», ок. И роль его в истории искусства английского до сих пор не определена, в отечественной историографии творчество Гертина не изучалось специально. Вовсе не связанные с каким-либо конкретным местом, Он пишет пейзажи, реками, – это созданные в очень раскованной для того времени манере с сюжеты горами, облаками. Придающими живость, Гертин кладет краску небольшими точечными мазками, естественность эффект и вибрации воздуха.
1790 г. ). Потомок (по отцу) бежавших из Франции гугенотов. Серия работ, посвященных Лондону, создавалась в качестве подготовительных акварелей для масштабной панорамы «Эйдометрополис»: Гертин работал над видами Лондона для выставки в «Спринг Гарденс» 11, р. 26. И в последние годы, Его талант созрел необыкновенно быстро, ему превзойти удалось Тернера 1, по мнению Е. А. Некрасовой, с. 102. Сохранились сделанные им копии пейзажей голландцев, Риччи Ibidem, Пиранези, р. 17 – а также работ Каналетто, Гертин знал хорошо искусство прошлого. Как правило, Гертин создавал композиционный набросок на природе – «настоящую азбуку Морзе из точек и тире» 8, р. 90 – и затем перерабатывал его в своей студии по памяти.
Так и многосторонность поисков нового отношения к изображаемой природе, Все же говорить о Гертине как о неоклассицисте – значит игнорировать как постепенное развитие мастера сторону в от устоявшихся пейзажных схем. Многие акварели Варли – это смело аранжированные полосы цвета. В них карандаш художника превращается в нарядную и безукоризненную «вышивку» на чистом белом фоне. Оставив серию акварелей и карандашных рисунков, провёл почти полгода в Париже, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» (англ, которые он по возвращении Лондон в перевёл в гравюры. В работе «Устье реки Тоу, Девон» (ок. Растворяясь в лучах света, собора Стена справа погружается в дымку и отчетливость очертаний постепенно спадает от левого к правому краю листа. Художник рисовал собор Питерборо еще раньше, примерно в том же ракурсе.
3). Крупнейший советский исследователь английского искусства Е. А. Некрасова много писала о английских преклонении романтиков перед природой. Палитра раннего Гертина ограничена зелеными, охристыми и голубыми тонами. Несмотря на это обстоятельство, Но, которые были с трудом достижимы его современниками, мы все равно можем оценить манере свойственную художника нежность и теплоту. В то же время русский зритель имел возможность познакомиться с ее лучшими образцами на выставке британских акварелей из собрания Пола Меллона (Йельский центр британского искусства), прошедшей в 2007 году в Эрмитаже.
Свидетельство Томаса Холкрофта, встретившегося с Гертином во время путешествия по Франции, подтверждает эти наблюдения. Однако Гертин в своем искусстве всегда оставался верным отображению конкретного пейзажа. С которым Гёртин в был дружеских отношениях, Вместе с Тёрнером, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. Панораму продали в Россию, По не-уточненным сведениям, после чего след ее был потерян и та выставлялась в около Петербурге 1825 года. Автор детально анализирует эволюцию манеры художника от работы в жанре «топографического пейзажа» к его коренному переосмыслению.
Но Гертин порывает с традицией сразу в нескольких местах, Запечатлеть руины аббатства легендарного на фоне легкоузнаваемой местности – обыкновенное задание для топографиста. Тогда как на более позднем – ближайшая к нам башня покидает границы листа, гг. ) 1794-1795 собор виден целиком, устремляясь ввысь. Что настоящими предвозвестниками XIX века в акварели стали такие художники, Отметим здесь лишь то, а также Френсис Тауни, как Александр Джон и Роберт Козенсы. С. Котмана – одного из интереснейших представителей норвичской школы.
Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Его отношение, настроение и мысли находят отражение на акварельном листе, что с трудом укладывалось в концепцию ясного и «безэмоционального» пейзажа ряда его предшественников и тех, кто продолжил заниматься топографическим пейзажем в XIX веке. Психиатр в третьем поколении, Доктор Монро, коллекционером, был художником- любителем любителем, природы. Сопровождая последнего, совершил поездку в Шотландию. С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. Во время такой поездки в северный Уэльс Гертин познакомился с одними из самых влиятельных своих заказчиков – Эдвардом Ласселсом, Очевидно, р. 33 и сэром Джоном Рамсденом, старшим сыном первого графа Хэрвуда 7, шерифом графства Йоркшир, который был известен своим увлечением современной акварелью пейзажной 15, р. 65. 1) можно проследить, как Гертину удавалось сочетать требования к «топографическому» пейзажу с новыми, романтическими тенденциями.
Twenty Views in Paris and its Environs). Что ему принадлежит и небольшой ряд акварелей, Заметим, которые относятся к зрелому периоду творчества, начатых полностью и завершенных на природе. Как и у следовавших классицистической традиции английских художников XVIII века – Р. Уилсона, в этих акварелях строго соблюдалось деления правило на три главных плана, Р. Скел-тона и других. Автор детально анализирует эволюцию манеры художника от работы в жанре «топографического пейзажа» к его коренному переосмыслению. В том же ключе Гертин написал свою первую акварель, которая появилась на выставке Королевской Академии, – «Собор в Или» (1794 г., Эшмоловский музей искусства и археологии). Мельница, Пара лодок, размеренного темпа жизни обитателей пригорода и мост церквушка вдали не нарушают впечатления тишины.
История взаимовлияний в акварели конца XVIII сложна века и представляет немалый исследовательский интерес. Вернувшись в Англию, Томас Гертин создав умер, перед смертью ряд акварелей, в 1802 году, которые продолжили курс на яркость колорита, широкие панорамы и сложные эффекты освещения. Потомок бежавших из Франции гугенотов. 1797 г., Йельский центр британского искусства) (см. Но специально подчеркнутая невероятная высота башни, в верхней части листа этот рисунок остается, ощущение глубины пространства под сводами собора говорят о новых веяниях и динамичная драматичная светотеневая моделировка.
провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» (англ. Мотив арки и использование ярких светотеневых контрастов акварели предвосхищает такого рода у Дж. В композиции появляется глубина и ясно выраженная эмоциональность. Что Гертин часто использовал не слишком прочные пигменты, Отметим, р. 98, в чего результате его акварели потеряли прежнюю яркость 10. Но его шаги в этом направлении все же не кажутся нам слишком революционными. Последний, «ренессансный» тип является, пожалуй, наиболее распространенным в творчестве Гертина и именно на нем лежит ответственность за сложившееся к сегодняшнему дню представление о художнике. 1794 оба вошли в кружок доктора Т. Монро, где занимались копированием произведений Козенса, Каналетто и др.
Так, В. П. Шестаков в книге «История британского искусства» (2010) пишет, что превращение топографического пейзажа в пейзаж романтический произошло благодаря Д. М. У. в акварелях У. Персона, У. Кэллоу, Д. Кристалла, Д. Кокса. В вертикально ориентированном листе «Линдис-фарнский приорат» (ок. В отличие от «Западного фасада собора в Питерборо» с его отчетливой графической основой, «Линдисфарнский приорат» решен более живописно: Гертин передает конструкцию стены с помощью небольших мазков разной формы. Рис.
В творчестве которого сочетались рассудочность, Гертин явил собой пример художника импульсивность и мастерство, техническое наблюдательность. В 1796 он вновь едет в Шотландию и на север Англии, Гертин много путешествовал по стране, сохранившиеся в образах нетронутой природы и архитектуры, где были живы воспоминания романтические о Средневековье. Что до Гертина не существовало Однако мастеров, не стоит полагать, отличной от топографического пейзажа, работавших в традиции.
В статье уточняется распространенное в зарубежной историографии мнение о Т. Гертине как об одном из ранних представителей романтизма в английской пейзажной акварели. Теперь в нее проникает деятельная фантазия мастера. Они олицетворяли надежду на будущее английского изобразительного искусства, Действительно – для многих современников двух имена художников были тесно связаны. Они отличаются большой свободой в исполнении и почти исчезновением полным ранних строгих карандашных контуров. С самых ранних работ необходимо отметить характерный для Гертина тонкий изящный рисунок.
Рис. Как отталкиваясь от пейзажа – достоверной фиксации, Мы можем наблюдать, служащего задач, решению пейзажа, сходных с документальной фотографией, Гертин постепенно и уверенно расставляет эти акценты. В статье уточняется распространенное в зарубежной историографии мнение о Т. Гёртине как об одном из ранних представителей романтизма в английской пейзажной акварели. Начало было положено совместной работой Гертина и Тернера копированием над рисунков и акварелей Дж.
В этой акварели 1800 года, лишенной всех искусственных «эффектов» и убедительной в своей простоте, абсолютно очевидно присутствие романтической парадигмы. Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Что была предназначена Гертину в истории английской Но акварели, учитывая ту роль, мы склонны видеть в нем художника нового поколения, творческое разнообразие и ясную динамику развития в сторону все большего проникновения романтических тенденций. Которая производилась из льняного тряпья и позволяла нескольким цветам накладываться друг на При друга, этом Гертин предпочитал плотную бумагу, не смешиваясь в один.
С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. В акварели «Ворота Сен-Дени, Париж» (Музей Виктории и Альберта) Гертин демонстрирует превосходное владение композицией. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 1801-1802 гг. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» (англ. 160.
В результате Гертин «стал первым, кто дал настоящее представление о возможностях акварельной живописи» 14, р. 154. Музее Тэйт, Его работы в хранятся Британском музее, Йельском центре британского искусства в Нью-Хейвене. Навеянных полюбившимися образами поэзии английской 5, в нем художники проводили вечера за созданием пейзажей. Александр Козенс создавал пейзажи при помощи одноцветных «пятен», в случайном порядке наносимых на бумагу и прорабатываемых в дальнейшем. С которым Гёртин в был дружеских отношениях, Вместе с Тёрнером, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. Листва деревьев трактовалась условно. Это и новое слово в создании поистине величественных видов.
Эти акварели проникнуты чувством спокойствия, задумчивости. Смита, у которого познакомился с Тернером. Учился, как и Тёрнер, у Томаса Молтона, а также Эдуарда Дэйеса. Сочетающийся со следованием натуре (Гертина всегда интересовал реальный, 2) минимализм удивляет почти в духе модерна, невымышленный пейзаж. Гертин приобрел известность скорее, чем его коллега и соперник. Недостаточное внимание к творчеству Гертина можно объяснить степенью малой изученности в России английской акварели XVIII и XIX веков в целом, Как нам кажется.
И его лаконичная композиция, Гармонией и успокоенностью отличается и листа, колорит простая и величественная в своей космической упорядоченности. Примером служит «Пейзаж с холмом и облаком» конца 1790-х годов (Британский музей), наполненный пронзительным чувством одиночества, тоски и вместе с тем – восхищением перед величественностью дикой природы. То есть о том общем впечатлении, Художник заботится в первую очередь о композиции сбалансированной работы и о гармонии в тонах, что производит акварель. Роднящим их со стихами Вордсворта, Его лучшие проникнуты работы поистине поэтическим чувством. Но и создает настроение меланхолической тоски по прошлому, в этой акварели Гертин не только добивается убедительного эффекта, пространственного настраивает зрителя на созерцание и сопереживание.
На примере листа «Западный фасад собора в Питер-боро» (1796 г., Уитвортская художественная галерея) (Рис. Оперируя лишь тончайшей прерывистой линией, графитной Гертин создает рисунки на белой бумаге без тона. Внимательно отмечая особенности разных природы краев своей родины, Он много ездил по стране. Она также основывалась на наброске Мура Ibidem. Голубые цвета тускнели и приобретали коричневый оттенок (акварель «Даремский собор и замок», музей Гетти). Учитывая эти особенности, художники отправлялись в путешествия по своей стране и, в некоторых случаях, за ее пределы в погоне за всем живописным («picturesque» – понятие игравшее особую роль в эстетике эпохи).
Мотив возвышающегося на горе старинного замка повторен в работе «Линдисфарнский замок, Святой остров» (ок. Сохранились многочисленные зарисовки с видами французской столицы изданные посмертно в 1803. Одного из первых пейзажистов в Его, акварели, начинает интересовать передача фактуры предметов. Учился, как и Тёрнер, у Томаса Молтона, а также Эдуарда Дэйеса.
1796-97 гг. ) (см. Подъем национального самосознания, Развитию пейзажа увлечение способствовали историей родных краев, а также заказы состоятельных землевладельцев. Значительное внимание уделяется сравнению творчества Т. Гертина с ранними акварелями Д. М. У. 1793 г., Йельский центр британского искусства) – работа, в которой, вместе с очевидным следованием заветам Дайеса, проявилась индивидуальность молодого мастера. Работа последнего ныне утеряна, но известна по копиям Гертина и Тернера 13, р. 13.
Умер у себя в студии за мольбертом. В 1801 году Гертин воспользовался возможностью посетить столицу Франции, сделать там серию работ и постараться выставить «Эйдо-метрополис» (последнее организовать не удалось). «Тайнмутский приорат, Нортумберленд» (ок. Детали, По всей видимости, добавлялись впоследствии, такие как рисунок затейливый коры дерева или нарядный архитектурный орнамент. Акварель происходит из серии акварелей, появившихся в результате работы Гертина над перерисовкой набросков Джеймса Мура – торговца, путешественника и художника-любителя 7, р. 27. С которым Гёртин был в дружеских Вместе отношениях, с Тёрнером, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр.
В 1797 1798 посетил Уэльс. ) Зрелость пришла к художнику рано. Значительное внимание уделяется сравнению творчества Т. Гёртина с ранними акварелями Д. М. У. Ничем не привлекательные с точки зрения антиквара, Во второй половине 1790-х годов Гертин стал изображать виды, но способные своей удивлять необычной ритмической структурой, – виды без явных топографических доминант.
Но на ранних рисунках (ок. В то время как Тернер – мастер грандиозного пейзажа – не создавал столь в проникновенных, эту простоту Гертин способен вложить неизмеримо много, трогательных работ. Учился, как и Тёрнер, у Томаса Молтона, а также Эдуарда Дэйеса. Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. (Учился у Э. Дейеса, вместе с которым работал в 1792 для антиквара Дж. Что и на континенте, в Англии эта техника получила широкое примерно распространение в то же время, однако только со второй половины XVIII века акварель обрела в этой стране особенный статус, – в конце XVI-XVII вв. «Эскизный клуб».
(Судьба панорамы и даже сам факт ее транспортировки в Россию до сих пор являются дискуссионными, что предоставляет сюжет для отечественного исследователя). Характерен и четкий, тонкий рисунок пером. Как белая стена маленького дома у берега, Пробивающийся туч из-за свет не озаряет пространство настолько ярко. В названии он непременно указывал место, где сделан рисунок, а вдали помещал готический собор или старинный замок, на первом плане – маленькую оживляющую жанровую сценку с людьми или животными (пример – работа «Рочестер, Кент: вид с севера» ок. Заметим, что Тернер, начав свою карьеру вместе с Гертином и продолжив работать на протяжении всей первой половины века, перешел к более свободно интерпретируемой видимой реальности.
Города, в 1802 мастер выставил написанную маслом грандиозную Лондона панораму и планировал то же самое для Парижа, в котором жил в 18011802. Тёрнера. Это и затемненная полоса впереди, решенный в сине-зеленых тонах и дальний план – и освещение в центре, Все в зоне нижней листа говорит о следовании традиции. Но успевший достичь многого, Погибший так сам рано, художник обладает чертами романтического героя.
Они наносились характерными небольшими штришками – мазками более темной краски на светлом фоне. Рис. Ок. Воздушными эффектами и использованием палитры богатой цветов, Его сын Джон Роберт был автором широко тиражируемых элегантных акварелей с простирающимися вдаль пейзажными видами. Так и совсем в другую эпоху, Развитие черт этих мы обнаружим как у Котмана и других последователей Гертина, в пейзажных акварелях Ч. Р. Макинтоша 1920-х годов, например.
Когда взгляд зрителя беспрепятственно устремляется в и просторы дали, Некоторым его композициям присуще свойство панорамности. По воспоминаниям Холкрофта, Гертин писал акварели быстро и уверенно. Суета человеческой жизни кажется несоизмеримо по малой сравнению с грандиозными масштабами природы. Способных в полной мере раскрыть ей подвластные возможности для улавливания тонких живописных нюансов, Эта техника ждала художников.
Автор детально анализирует эволюцию манеры художника от работы в жанре "топографического пейзажа" к коренному его переосмыслению. чувствуется та же старательность, усердность ученика и кропотливость вместе с изяществом, предвосхищающим талант большого художника. 4). Учитывая тот факт, творчества Сравнение Гер-тина и Тернера – плодотворная тема для исследования, на рубеже веков, что тогда, за Тернером вовсе не было однозначного преимущества в изобретательности и мастерстве. Учился, как и Тёрнер, у Томаса Молтона, а также Эдуарда Дэйеса.
Стилистических исканий в акварели, Гер-тин дал толчок развития для сразу нескольких направлений. Уже в акварели 1795 года «Линкольнский собор» (Йельский центр британского искусства) Гертин отказывается от монохромной основы, с которой начиналась работа красками в его ранних листах 7, р. 56. Френсис Тауни являлся, пожалуй, одним из самых необычных художников своего времени. Изображенная природа отражает чувства художника – таким образом, Содержание работы, вызванные увиденной вплотную сценой, приближается к процессу ее исполнения. Он использует ясный четкий и рисунок, Его акварели тесно связаны с рассудочным, важную роль играет контур – логическим началом. Потомок (по отцу) бежавших из Франции гугенотов.
Предвосхищая пейзажи Констебла, Одним первых из Гертин уделяет внимание передаче состояний неба. При работе лишь в одном жанре и в одной технике показывает Гертин чрезвычайное разнообразие во владении акварелью. Вновь сравнивая двух мастеров, скажем, что работы в масле у Гертина – единичны и не столь удачны (к примеру, картина «Гуисборский приорат» из Йельского центра британского искусства уступает акварели с тем же сюжетом). В этой акварели ощущается связь с творчеством Александра Козенса и его знаменитыми «пятнами», хотя игра тонов у Гертина происходит при сохранении строгого рисунка и вычерченной перспективы. С которым Гёртин был в отношениях, дружеских Вместе с Тёрнером, зарабатывал раскрашиванием старинных гравюр. Возможно, благодаря такой «сосредоточенности» ему удалось изменить понимание задач техники. Главными героями его листов со временем стали разрушенные соборы и замки – столь характерный мотив для романтической литературы.
В акварелях Тернера первой половины 1790-х гг. Здесь настойчиво говорят о себе признаки романтического мировосприятия. Это трактовка пейзажа посредством уплощенных, стремящихся к абстракции плоскостей цвета. Как следовало из названия, Гертин являлся центральной фигурой среди восьми «Братьев», трое из которых были и вовсе любителями 13, р. 19.
С 1794 г. работы Гёртина выставлялись в Королевской академии художеств. Которое до сих пор специально не изучалось в отечественном искусствоведении, Творчество художника, рассматривается в контексте истории английской акварели XVIII-XIX рубежа веков. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 18011802 гг. Стоит отметить, что в пейзажах Котмана таится больше недосказанности и силы цветового пятна, чем у Гертина. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» (англ. Создавая смелые композиционные решения – в основном величественные горные виды, Он оперировал тонкой непрерывной линией большими и плоскостями цвета.
Акварели Гертина отличаются сочетанием рассудочности с порывами вдохновения, что ставит его в действительно непростое положение между неоклассицизмом и романтизмом, которое характеризует ряд крупнейших художников переходной эпохи. Которые позволяли сформировать массы, Он акцент делал на тех объектах, чтобы композиция засветилась 12 и использовал размывку для того. Вместе с этим, в первой половине 1790-х гг. Среди таких работ – изображение сельских видов и величественных средневековых соборов. Впервые применив всасывающую отбеленную бумагу, Гертин усовершенствовал технику акварели, обогатив чистого тонами цвета и более свободной манерой размывок колорит акварельного пейзажа, отказавшись от монохромной подготовки листа, наделив его качеством истинной живописности.
Спокойные виды одних и тех мест же повторялись в разных листах, Приятные, меняясь лишь в деталях. Наряду с величественными памятниками прошлого, он запечатлевает домики современных сельских жителей, скромные садики и следы жизни человека в этих местах. Умер у себя в студии за мольбертом (предположительно от туберкулёза). Потомок (по отцу) бежавших из Франции гугенотов.
Не отдавая пальму первенства ни одной из этих техник и словно не различая их по набору средств художественной выразительности, Гертин был акварелистом Тернер сочетал акварель и на масло протяжении всего своего творчества. А также уравновешенные, в ряду его акварелей – архитектурные и пейзажные зарисовки с легкой красочной вибрирующей поверхностью, стабильные и гармоничные композиции. Мягкий, мрачноватому, с преобладанием синих и голубых тонов – созданные на юго-западе, Акварели, пейзаж светлый противостоит пейзажу суровому, отличаются от акварелей северных. Художник передает состояние легкой тревоги, сохранении При ясного рисунка и несколько приглушенных красок. Она не только и столько не фиксирует подробности конкретного ландшафта, Гертин сознательно опускает это обстоятельство ради создания нужного эффекта – и такое решительное изменение свидетельствует о новом требовании художника к акварели. Такое «раскрепощение» цвета происходило в его творчестве вместе с расширением сюжетного диапазона. Художник отказывается трактовать как природу декорацию для жизни людей и начинает открыто восхищаться ей.
Зарисовки пейзажей и архитектурных сооружений работы Гёртина быстро получили признание. Что в эти годы Тернер и не Гертин столько соревновались в мастерстве, Е. А. Некрасова отмечает, с. 102, сколько взаимно обогащали друг друга 1. Типичными представителями его были Пол и Томас Сэндби, Уильям Парс, Эдвард Дайес. Томас Гертин (1775-1802) традиционно считается одним из самых влиятельных художников, работавших на заре романтизма в Англии. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей». Отмечая, Художник Д. Фарингтон в 1803 году сравнивал методику обоих мастеров, уделяя внимания недостаточно самостоятельному постижению природы, что Тернер при написании пейзажа активно пользуется усвоенными знаниями о построении композиции, которое отличало метод Гертина 9, р. 1.
Часто отказываясь от разработки переднего плана, Отметая каноны классицизма, стремился Гертин запечатлеть незамкнутое пространство. Р. Козенса для коллекции доктора Монро (между 1794-1797 гг. Неверно было бы представлять Гертина как лишь поэта сельской природы и памятников прошлого. Почти три четверти листа занимает голубое небо с тяжелыми, Горизонт низко, опущен крупными кучевыми облаками. Потомок (по отцу) бежавших из Франции гугенотов.
Томас Гёртин (1775 – 1802). Возможно, работа является незаконченной 7, р. 80. Но и наделяет ее своего рода индивидуальностью, не Художник только отмечает конкретные детали и изменчивость в природе.
Несмотря на то, что сами так называемые «копии» были выполнены акварелистами с большой свободой по отношению к оригиналу, влияние Козенса на молодых художников в их индивидуальном творчестве было несомненным. В акварелях Гертина велико чувство родного английского пейзажа. Как Гертин в процессе творчества своего стремился переосмыслить принятую форму топографического пейзажа, Мы проследили. Уильям Генри Пайн, основатель «Общества живописцев в акварели» (1804 г. ), писал, что Гертину и Тернеру вместе принадлежит честь основания английской акварельной школы 10, р. 93. Число произведений огромно и все же искусство Тернера невероятно влиятельно, так и акварелиста – неизбежно оттеняет фигуру рано умершего и и фигура его – как живописца, по всей видимости, не развившего до всех конца своих способностей мастера акварели Гертина.
Но Гертин в целом более подробен и вместе тем с более правдоподобен, Оба художника близки по рисунку, работам которого присуща некоторая плоскостность и орнаментальность, чем Котман. Одну стену уверенно располагая света, против Гертин изображает высокие стены разрушенного собора. С. 297, Тернеру 3, с. 378, упоминая в то же время роль акварелей и теоретических А. Козенса трактатов в подготовке этого процесса Там же. Добавляя более мелкие и темные штришки поверх крупных бледных Художник пятен использует излюбленную технику. Все чаще стали встречаться исключительно природные виды, такие как «Лайм-Реджис, Дорсет» (Йельский центр британского искусства) или «Дальний вид Уитби» (частная коллекция), где крупные формы передавались обобщенно и с большой уверенностью, в них отсутствовала излишняя детализация. Говоря о передаче в акварельном пейзаже субъективного, Однако, мы обращаемся к тонкому и поэтичному пейзажисту рубежа веков – Томасу Гертину, эмоционального отклика созерцания от природы.
Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 18011802 гг. провёл почти полгода в Париже, оставив серию акварелей и карандашных рисунков, которые он по возвращении в Лондон перевёл в гравюры, составившиеся сборник «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» (англ. С которым Гёртин был в дружеских отношениях, Вместе с Тёрнером, раскрашиванием зарабатывал старинных гравюр. Поверхность фасадов зданий словно вибрирует: она кажется сложенной из комбинации быстро положенных на бумагу пятен разных тонов бежевого (освещенная сторона) и сине-зеленого (затемненная) цвета.
А также открытием нескольких перспективных путей в трактовке пейзажа, Роль Гёртина определяется освоением нового на взгляда изображаемую природу. Он предпринял несколько поездок по различным регионам Англии, а на рубеже 18011802 гг. И сведения об этих путешествиях мы можем получить по его наброскам и акварелям, Документальных свидетельств жизни о художника сохранилось немного. Значительное внимание уделяется сравнению творчества Т. Гёртина с ранними акварелями Д. М. У. Некоторые исследователи придают этому столь большое значение, что называют Гертина «авторитарным неоклассицистом» 16, р. 19, прямым последователем Ричарда Уилсона в акварели. Что дом находится перед садящимся за горизонт солнцем, Эта освещенная стена никак не согласуется с тем, следовательно и, может она быть освещена только слабым рефлексом от воды.
Триумф спокойствия, выразительности и простоты – это знаменитая акварель «Белый дом в Челси» (ок. 1796-97 гг., Метрополитен-музей) была навеяна акварелью «Замок на мысе у моря» Козенса. Учился, как и Тёрнер, у Томаса Молтона, а также Эдуарда Дэйеса. 1797-99 гг., Тэйт Британия) на первый план выходит передача состояния неудовлетворенности, беспокойства, ситуации «неясного томления по прекрасному» 2, с. 25. Всегда привлекавшая художника, Старинная архитектура, естественная часть ландшафта, трактуется им как подобно неотъемлемая, холмам, рекам, перелескам и пастбищам.
Однако более интересными в развития русле художественной манеры автора являются его парижские сцены. А также открытием перспективных нескольких путей в трактовке пейзажа, Роль Гёртина определяется освоением нового взгляда на изображаемую природу. Постепенно он вводит сравнительно большой набор красочных пигментов (как правило, он использовал 6-7 красок в одной работе 9, р. 16). Достигая эффекта глубины пространства благодаря умелому сочетанию небольших затемненных и освещенных в участков, лучших своих акварелях художник оперировал массами цвета. Рисунок этих художников значительно повлиял на сложение манеры английского акварелиста. Акварель удобна в транспортировке и в работе на природе. Так, в работе «Замок Бамбург, Нортумбрия» (ок. Увиденная тонко воспринимающим ее Основополагающим человеком, сюжетом в романтическом пейзаже является природа.
Искусство стало его настоящей страстью 4, р. 1-2. Она отличается легкостью, воздушностью, стремительностью эскиза. 1797-98 гг., Музей Фицуильяма), как и в «Западном фасаде собора в Питерборо», Гертин не дает полного вида памятника. Художник стремится преобразить увиденный пейзаж в подобие арабески – в орнамент на плоскости, Замеченная нами возникшая эмоциональность в этом ряде акварелей словно Гертина бы отсутствует.