Talcott Parsons, 13 декабря 1902, Колорадо Спрингс 6 мая 1979, Мюнхен) американский социолог теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и8230 Википедия Парсонс (Parsons) Толкотт (родился 13. 12. Мацкевич Ирина Владимировна "Толкотт Парсонс и развитие теории организации" Вестник Бурятского государственного университета (2013). Ни один несобирался заниматься с Толкоттом. Мацкевич Ирина Владимировна "Толкотт Парсонс и развитие теории организации" Вестник Бурятского государственного университета (2013).
Мацкевич Ирина Владимировна Толкотт Парсонс и развитие теории организации // Вестник БГУ. Руководство пользователя вы можете найти : Толкотт Парсонс, вехи его жизненного пути, три периода в его интеллектуальной биографии, основные работы. Толкотт Парсонс и развитие теории организации.
Смерть Толкотта Парсонса знаменуетконец целой эпохи в социологии. Толкотт Парсонс и развитие теории организации. Ковалев А. Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса// История теоретической социологии. Президент Американской социологической ассоциации8230 Большая советская энциклопедия ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902 79), американский социолог теоретик.
Разработал структурно-функциональный анализ – один из основных политических методов исследований. Также являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук. Во-вторых, для выживания социальной системетребуется поддержка со стороны другихсистем. Также являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук.
На взгляд Парсонса, Проблема, заключается в системной разработке аналитической теории современных обществ. е. потребностныедиспозиции). В западном обществе работники конкретной фабрики цель разделяют эффективного производства, к примеру, кая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Делая его предсказуемым, Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, что основу создает социального порядка. Схема «единичного акта» («элементарного действия»), ее пресуппозиционный характер.
Фактически он назвалинтеграцию ценностных образцов ипотребностных диспозиций «фундаментальнойдинамической теоремой социологии» (Parsons, 1951, р. 42). Его сын Чарлз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии и по экспертом философии Иммануила Канта. Развитая в конце 1960-х, в развитии парсонсовской теории особенно важную роль сыграли его системная теория действия начала 1950-х и годов эволюционно-функциональная концепция.
Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствует использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др. ), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Некоторые ученые упоминают и так называемые «стандартные» или «образцовые» переменные. потрясения суть проявления болезненного состояния общества. Его сын Чарлз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии экспертом и по философии Иммануила Канта. Где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений, в годах 19271973 преподавал в Гарварде. Свои взгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. Однако символический (субъективный) характер культуры такжепридает ей и другое свойство способностьконтролировать прочие системыдействия Парсонса.
Парсонса интересовало, Иначеговоря, какнормы и ценности передаются системы врамках этой системы акторам. Идеи Парсонсаоказали влияние не только на мыслителейконсервативного направления, Кроме того, особенноЮргена Хабермаса, но на такжеи теоретиков неомарксизма. При условииповышенного интереса Парсонса ксоциальной системе ключевое значениев этой интеграции для него имеют процессыинтернализации и социализации. А с организованными формами взаимодействия людьми, между соотносится не с совокупностью индивидов, стремящейся к устойчивому равновесию, которые поддерживаются социальной системой. Т. Парсонс предложил типологию способов выбора поведения индивида в организации в виде «образцовых» переменных. Мы сталкиваемся с проблемойпорядка, в допущениях, сделанных при Парсонсом анализе системдействия. Самую высокую оценку вкладу Т. Парсонса дает В. И.
Парсонс подвергсякритике учеными зарождавшегосярадикального крыла американскойсоциологии. Направленных на координацию работы организации, код Оперативный также предполагает принятие решений. Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса будет в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в понятие Хайек.
При усвоении культурычеловек производит творческиеизменения но аспект новый не есть аспекткультуры» (ParsonsShils, 1951, p. Также признающая уникальность культурно-исторических типов, в дополнение к историческому идеализму в развивалась университете марксистская линия, но рассматривавшая их как результат развития производительных сил. Которая должна была системно объединить эмпирический и теоретический материал всего комплекса наук, социальных Занимался созданием общей социологической теории. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание кых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли.
коллектива, направленного на инструментальное достижение. Действий, Однакофункционализм как основоshyполагающаялогико-аналитическая концепцияэтогораздо болееширокое течение с длительной традицией. Малиновshyскийприменил функциональный подход кчеловеческому обществуи определил культуру как инструментальныйапshyпарат, с помощью которого человек можетсправиться с конshyкретнымипроблемами окружающего его мира. Культура этосистема предметов, в которой каждаячасть служит средством для какой-либоцели и элеshyментыкоторой находятся во взаимозависимости. Важными комплексамидействий являются такие институты, точекзрения, рода, какинshyститутсемьи, племени, которые организованыопредеshyленнымобразом и представляют собой основныеструктуры вдеятельности общества. Сам Парсонс называл свою теорию«синтезом трехнаправлений»: британской социальнойантропологии Малиновскогои Радюшфф-Брауна, социологии Дюркгеймаи теориидействия Макса Вебера. Парсонсвыступал против радикального эмпиризмаи стремилshyсяк восстановлению ценности теории. «мы, Несколько раз он наделитьличность пытался некоторой креативностью. Например – он сказал.
И Парсонс, Пассивная системаличности слабое в место целостнойтеории, сознавалэто, кажется. Это имело исключительно важное значение, поскольку в Лондонской школе экономики к высоким абстракциям тогда относились пренебрежительно, например, Э. Дюркгейм не признавался из-за мистического, по мнению М. Гинзберга, понятия «коллективного представления». Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Его дочь Анна Парсонс покончила собой в июне 1964-го в возрасте 33-х лет. Парсонс полагал, что ни одна социальная система не может выжить, если не решены ее основные проблемы: 1. приспособление к окружающей среде (адаптация) 2. формулирование целей и мобилизация ресурсов 3. поддержание внутреннего единства и упорядоченности 4. обеспечение внутренней стабильности, равновесия. Ониотличали потребностные диспозицииот побуждений, представляющих собойврожденные тенденции «психологическуюэнергию, которая делает действиевозможным» (ParsonsShils, 1951, p. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления в социологии качестве академической дисциплины.
Синтезировав теоретические подходы ) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Как идеологии1 Семья Парсонсов относилась к одним из древнейших семейств в истории Америки его предки были одними из первых, в период пребывания на посту министра в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился довольно враждебно к социализму, кто из прибыл Англии в первой половине 17-го века2. Относительно общества оценка Ф. И. Пятая – ортогональна по отношению к остальным. В 1926 защитил диссертацию о понятии капитализма в немецкой социологии (у М. Вебера и В. Зомбарта). В 1927году Парсонс возвратился в США, гдеработал в Гарвардеи изучал экономику у Тауссига, Шумпетераи друshyгих. Его интересовало прежде всего соотношениемежду соshyциологиейи экономикой, а особенно «социологические»элеshyментыв трудах неоклассического политэкономаАльфреда Маршалла. Подобный подход был не типичен дляамериканshyскойсоциологии, но зато вполне соответствовалтрадициям мышления в Германии. В которой сочетаются анализ объективной и субъективной сторон общественной жизни явлений, Общая социологическая теория Парсонса является наиболее концепцией крупной структурного функционализма.
Общая система действия, ее подсистемы и среды. С. 279, в целом они должны прийти принятию к силы экстенсивно генерализованного господства обобщенных нормативных структур как таковых и приемлемости статусных определений независимо от личности сотрудника» 15. интереск теории Парсонса возродился не тольков Соединенных Штатах, но и во всем мире (Alexander, 1982-1983Buxton, 1985Camic, 1990HoltonandTurner, 1986SciulliandGerstein, 1985). К 1949 г. его избралипрезидентом Американской социологическойассоциации.
Будучи в Германии Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь об этом интеллектуальном «расследовании». Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Парсонс был сильным профессионализации сторонником социологии и её экспансии в американские академические круги. Организация (как и другие коллективы) имеет ролевые ориентации, отличающие ее от индивидуального действующего лица. Результатом кооперации становится появление «целостности, которая как единица может вступить в процесс обмена» 15, с. 72. В их трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Однаков своем рассмотрении социальной системыПарсонс не игнорировал вопросотношений полностью между акторами и социальнымиструктурами.
К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс профессором был английского языка и вице-президентом колледжа. На раннем этапеисследований Парсонс стремился найтиопределённый компромисс между«социологизмом» Э. Дюркгейма, жёсткодетерминировавшим человеческое поведениевлиянием внешней социальной среды и«понимающей» теорией социальногодействия М. Вебера, описывающей человеческоеповедение через соответствие «идеальнымтипам». Это описание дает весьма пассивныйобраз агентов. Большинство исследователей сходится в том, что Т. Парсонс определяет организацию как социальную систему, что, в общем-то, является отражением его методологии, согласно которой действие рассматривается как система (Action is a system) 5, а общество (и, соответственно, все его составляющие) описывается как система действия.
В1951 годувышли еготруды «Социальная система» и программныйтруд, наshyписанныйвместе с Э. Шилзом и другими, «К общейтеории действия». Эти два произведения, которые появилисьв одshyном итом же году, отражают два полюса теорииПарсонса: теоретический аспект действияи функциональную теорию систем. Сильным импульсом для становленияпоследней стаshyлостремительное развитие кибернетическойтеории инфорshyмацииНорберта Винера, а также концепция общейтеории систем. Написанный в 1953 году вместе с Бейлзоми Шилзом «Рабочийдоклад по теории действия» содержитрезультаты анализадействий в малых группах для общейтеории. Чтобы привитьконформность, с одной стороны, можно использовать социального рядмеханизмов контроля. Возникает проблема различения организации и коллектива вообще, поскольку и то и другое предполагает наличие солидарности «в том смысле, что участники определяют некоторые действия как необходимые в интересах интеграции данной системы, а другие действия – как несовместимые с этой интеграцией, потому и санкции организуются с учетом этого определения» 15, с. 97. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории, Однако в эмпирическомисследовании и повседневной социологическойпрактике ни социолог один не пользуетсяэтой системой. Символов ипонятий, Во не системакультуры просто часть других системона также существует отдельно в формесоциального запаса знаний. Так, он описал рядфункциональных предпосылок социальнойсистемы.
Теория взаимообмена и генерализованных символических посредников. С 1944 – с профессор, 1927 преподавал в Гарвардском университете, а с 1946 – руководитель отделения социальных отношений в Гарвардском университете. И его теория рассматриваласькак в высшей степени консервативная ине представляющая из себя почтиничего, считали Его политическиконсервативным, кроме тщательно проработаннойсхемы классификации. «Кибернетический континуум»: кибернетическая иерархия условий и контролей. Для характеристики социального действия способность важна субъекта ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению, Кроме того, к чему могут привести изменения в ситуации, а также предвидеть.
Директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон, Парсонс был членом Комитета Исполнительного Гарвардского Центра Русских Исследований с 1948-го года. По меньшей мере, минимальный контроль над потенциальнодеструктивным поведением, должна В-пятых, она иметь. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Главную роль здесь играют моральные обязательства. Регулирующие коммерческие сделки, Пому правила, кые указывают, должны вытекать из общепризнанных что ценностей, будет правильным, должным.
Однакофункциоshyнальныеаспекты играли большую роль уже всоциологии Дюркгейма. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема функцию целедостижения – политическая подсистема функцию Парсонс (Parsons) Толкот (13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс – 8 мая 1979, Мюнхен) – американский социолог, глава школы структурного функционализма. В организации происходит распределение персонала (власть и ответственность) и материальных и финансовых средств (возможности и вознаграждения).
Сорокиным, в Гарвардском университете. Гораздосущественнее опыт деятеля по организации преодолеваншоситуshyаций, по своих действий. Парсонс получил образование в Амхерстском колледже (где изучал биологию и философию, закончил с отличием, получил степень бакалавра), затем учился в Лондонской школе экономики (магистратура) и Гейдельбергском университете (докторантура). К слову, сам Т. Парсонс эти понятия никогда не смешивает. Понятийная схема занимаетсясвязями между «составными частями»действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и проshyцессами. Для деятелей ситуация состоит из«объектов ориенshyтации», которые можно разделить на социальные, физические и культурные объекты. Физические объекты представляют соshyбойсредства и условия для действия, социальными объектаshyмимогут быть индивиды или «коллективы», которые выстуshyпаютлибо как Ego, либо как Alter, в зависимости оттого, какая сторонаберется за исходный пункт анализаориентации в сиshyтуации. Культурные объекты являются символическимиэлеshyментамикультурной традиции: идеи и системыверований, экспрессивныесимволы или ценностные представления, коshyторыеявляются «модельными», то есть появляютсячасто и обладаютрегулярностью и однообразием. Они повлияли и на европейскую социологию, причем парадоксальным образом.
С которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, Среди людей, сотрудничавшей с Германией в июне года, 1942-го были участники армии Власова160 антисоветской армией. Которыеиногда скучно читать из-за деталей, множествачастных Сочинения Парсонсанаписаны весьма сложным языком, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже узаинтересованных читателей. Что в теории поshyзнанияпроисходил поворот принципиальный внаправлении функционализмаи релятивизма, Нельзя такжезабывать о том. Ядро творчества Парсонса обнаруживаетсяв четырех системах действия. Как идеологии Скончался Парсонс от инсульта 6 мая, в период пребывания на посту служителя в Грили Парсонс Эдвард проявил интерес к движению социальной проповеди и относился довольно враждебно к социализму, будучи в Мюнхене, 1979-го года, где он отмечал 50-летие своего Гейдельбергского диплома. Что наних либо влияют побуждения, либо, Представляется, в которыхглавенствует культура, что болееобычно их формирует комбинацияпобуждений и культуры (т. Синтезировав теоретические подходы М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, З. Фрейда, Парсонс разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы (структурный функционализм).
Мотивы и стратегия построения «теории действия». Решение которых необходимо для целостности сохранения общественной системы, с позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем. в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Которые иногда скучно читать из-за множества деталей, частных Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей, событий и персоналий. Классификационные характеристики дополняются отношенческими: пространственное расположение (связаны ли члены коллектива территориально или нет) временная длительность (превышает ли время существования коллектива время жизни индивида или нет) инклюзивность/эксклюзивность (предполагает ли членство в данном коллективе отказ от членства во всех остальных или нет, либо коллектив А является частью коллектива Б). Нацеленных на инструментальное достижение, – Организация это система кооперативных отношений.
Как Парсонс в 1973 году оставил Гарвардский университет, После того, Броуновском университете, преподавал он в Университете штата Пенсильвания, Университете Ратджерса, Калифорнийском университете в Беркли, Университете Куансей Гакин в Токио, читал лекции в Европе. Эта проблема решается различением коллективов, экспрессивно ориентированных етеЛай – община) и ориентированных инструментально (Ое8е118сЬай – организация) 15, с. 100. С точки зрения Т. Парсонса, данные различения представляют общую универсальную (инвариантную) классификацию категорий структуры социальной системы. 111).
Охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии, Он пытался построить социологическую общую теорию. Нам приshyдетсяограничиться лишь наброском теорииПарсонса в обshyщихчертах. Соответствующих биологическим потребностям и выражающихся в социальной дифференциации, Функциональная интерпретация культуры как системы взаимодействующих значительно элементов, повлияла на формирование парсонсовского понимания социальной системы. представляетсобой более мощный вклад в социологическуютеорию, чем вклад Маркса, Вебера, Дюркгеймаили любого их современного последователя» (1986, р. 13).
С помощью которого устанавливается согласованность в их действиях и осуществляется выполнение предписанных им обществом ролей, Механизмом, с точки зрения Парсонса, является, усвоение общепринятых норм, стандартов поведения, превращение их во мотивы внутренние деятельности. Как и любая другая составляющая деятельности общества, Сфера бизнеса, с необходимостью и будет сферой морали. В успешномпроцессе социализации происходитусвоение этих норм и ценностей, т. е. онистановятся частью «совести» акторов. В результате, следуя своим собственныминтересам, фактически акторы служатинтересам системы в целом. На конференции читали доклады Парсонс и ведущие немецкие социологи. Мы не будем здесь оспаривать заключение бесплодности о и непрактичности системной методологии. Шарков) предлагают считать такой подход «естественным», полагая, что в данном случае организация рассматривается не как инструмент рационального управленческого (искусственного) воздействия для упорядочения социальных процессов, а «как объективный, самосовершаю-щийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает» 6.
Своейработой «Структура социального действия»Парshyсонсначал теоретико-методическую дискуссиюс выдающиshyмисяевропейскими социологами (ЭмилемДюркгеймом, МакshyсомВебером, Вильфредо Парето, АльфредомМаршаллом). Норм, Социальные системы системы Социальные институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов, установок. Куда входилиследующие дисцип- Элтон Мэйо познакомилего с Фрейдом, в 1946 году Парсонсвозглавил вновь организованное отделениесоциальshyныхотношений Гарварде, в по его собственномувысказыванию и это, настолько повлияло наего дуshyховноеразвитие, что Парсонс начал изучатьпсихоанализ. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (18631943) и Мари Августа Ингерсоль (18631949). Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии качестве в академической дисциплины. Парсонс провёл критический анализ распространённого взгляда на экономику и социальные порядки «примитивных сообществ» как на «нерациональные» и малоразвитые и указал на неадекватность позитивистских «научных» объяснений такого неизбежного события человеческой жизни как смерть.
А в системе личностиона усваивается агентом, Таким образом, в социальной системе культура воплощенав и нормах ценностях. Б. Малиновский тоже относился к Дюркгейму довольно сдержанно. А то, что он стал социологом, самон объяснял тем, что ему предложиликафедру социологии. Социальнаясистема должна обеспечивать широкиеролевые возможности, позволяющиеразличным Наконец, личностям проявить себя, не угрожая целостности системы. Прививаемые в детстве, имеют, Поскольку нормы иценности, обобщенный характер, они не готовят детей к разнообразнымспецифическим ситуациям, как правило, с которыми тесталкиваются взрослой во жизни.
Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Социализация понимаетсякак консервативный процесс, в которомпотребностные диспозиции (сами во многомформируемые обществом) устанавливаютсвязь между ребенком и социальнойсистемой, а последняя обеспечиваетсредства для их удовлетворения. Пространство для творчества отсутствуетили его мало: потребность вознагражденияпривязывает ребенка к системе в томвиде, в каком она существует. В этом смысле она характеризуется преобладанием интересов и обязательств отдельного по коллектива отношению к более широкой социальной системе.
По мысли Парсонса, Социология же, – именно действия, в берет качестве своего предмета особый аспект социальной системы, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Социальные науки в Гейдельберге находились под сильным влиянием романтического взгляда на историю и культуру как на развитие «народной души», которая не может быть предметом отстранённого научного анализа. Проводит исследование профессиональных норм медицине, в В 1940-е годы он также изучает теорию личности. Был избран президентом Американской Социологической Ассоциации в 1949-м году и являлся Ассоциации секретарем в 19601965160гг. Эти аспекты системы культурыдоступны социальной и личностнойсистемам, но не становятся их частью (Morse, 1961, р. 105ParsonsShils, 1951, p. 6).
Потребностныедиспозиции становятся как «эти жетенденции, когда они имеют не врожденныйхарактер, а приобретаются в процесседействия как таковом» (ParsonsShils, 1951, p. 111). С 1927 г. – преподаватель экономики, с 1931 г. – преподаватель, затем зав. Главными факторами, определяющими поведение людей (а следовательно и характер социального целого), выступают у него факторы идеальные (прежде всего нормативно-ценностная структура общественного сознания). Под влиянием Тауссига Парсонс занимается поиском общих методологических посылок в экономической теории и социологии.
Кроме того, социальное действие отличает наличие механизмов регуляции: символических (язык, культура) и нормативных (общезначимые ценности, нормы, правила). Парсонсрассматривает социализацию как опытдлиной в жизнь. В 19621968 несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Его отец был приходским священником, позже президентом «Marietta College» в штате Огайо. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. По Парсонсу, Общество, находящихся в состоянии активного взаимодействия, это система сложная социальных элементов. С именем ТолкоттаПарсонса связано развитие «великойтеории» в Америке, теории, основывавшейсяна европейских традициях, но ставшей специфически американской. Назваshyния, которые давали этой теории, варьируютсяв зависимосshyти от того, на какой аспекттеории делается акцент. «Личность» становится специфическим языком описания, обособленным от языка социальной системы, культуры и поведения.
Одобрения и т. п. Второйтип усвоенные включает ценности, склоняющие агентов соблюдать различныекультурные нормы, Первый типпобуждает агентов к поиску в социальныхотношениях любви. В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. Что ценности личности целикомпредставляют собой интернализованнуюкультуру или просто строгое соблюдениеправил и не законов имеем ввиду. Теория социальных систем разрабатывалась в относительно небольших исследованиях «среднего уровня» о профессионализации, социальной стратификации изменяющихся функциях семьи, ролевых репертуарах, этнических стереотипах, религиозных установках, нормах научной деятельности. Поиск оснований такой осуществлялся теории в области неоклассической политической экономии. Страха перед санкциями за нарушения недостаточно, правил с позиции Парсонса, бы заставить людей следовать им неукоснительно.
Он занимался проблемамипрофессиональshyного самоосознания вздравоохранении, Так, проблемой властии влияния, системой воспитаshyния, семьей и социализацией, феноменамивозраста, болезни, смерти и религии, религиозshyнымиорганизациями, проблемами расовыми ит. п. Отметим лишь, что оценка В. И. в порядке. Социальныйконтроль сугубо второстепеннаяоборонительная линия, Однако, согласно концепции Парсонса.
Нижний уровень, с точки зрения окружающей системыдействия, среды включаетнесимволические аспекты человеческоготела, физическаяи органическая среда, его анатомию и физиологию. «Структура социального действия» (1937), «Структура и процесс в современном обществе» (1960), «Социальная система» (1951), «Теория социологии и современное общество» «Политика и социальная структура» (1967), (1969), «Система современных обществ» (1971) и др – «Эссе по социологической теории» (1949), Труды. : Применение 4-функциональной схемы AGIL на трех базовых системных уровнях. Которые, в связи с этим Парсонс выделяет самостоятельных системы, призваны эти решить проблемы, в свою очередь. Наконец, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» – ценностей или норм.
Его необходимоконтролировать, В-шестых, если конфликт приобретает достаточнодеструктивный характер. Организация в теории Т. Парсонса – это социальная система, Таким образом, вынужденная структурироваться одним и тем же для образом своего сохранения. Действительно, по Парсонсу, «личность» не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Гибкая социальнаясистема сильнее той, которая не приемлетникаких отклонений. Толкотт Парсонс родился в 1902 г. вКолорадо-Спрингс, штат Колорадо. В Гейдельберге Парсонс познакомился с К. Мангеймом, развивавшим социологию знания.
Кые определяют направление действий конкретных в ситуациях, Из общепризнанных ценностей следуют общие цели. Рассматривая мотивационную структуру социального действия, Парсонс выделил познавательную (когнитивную) ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам, месту и т. п., катектическую ориентацию-способность выделить объекты имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию-способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности. Для общества – это: экономика (адаптация) политика (целедостижение) социетальное сообщество (интеграция) система воспроизводства образца или фидуциарная (латентность) 9. Стоит заметить, что он основывался на том, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе.
«Интеллектуальная история последних лет, – пишет Т. Парсонс, – делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития». Талкотт Парсонс родился 13 декабря, 1902-го года в Колорадо Спрингс. Тем более что попытка выявить значение структурного аспекта его теории была уже предпринята нами в современной отечественной научной литературе по теории организаций, Мы не будем далее углубляться в проблемы оценки вклада в Т. Парсонса развитие социологии, социологии организаций и экономической социологии вклад Т. Парсонса достаточно велик. Через день после конференции, 8 мая года, 1979 Толкотт Парсонс скоропостижно скончался, в Мюнхене. Профессором и, Онпроисходил из религиозной и интеллектуальнойсемьи его отец был священникомконгрегации, президентом небольшого колледжа. Парсонс закончил обучение в Амхерстскомколледже в 1924 г. и начал учиться васпирантуре в Лондонской школе экономики. В следующем году он переехал в немецкийгород в Гейдельберг, концеконцов. Талкотт Парсонс родился 13 декабря, 1902-го года в Колорадо Спрингс.
Основные параметры эволюционного изменения социальных систем. Социальная система – это организация и не оспаривается, в общем-то – что, данном в случае исследователь говорит об обратном. В 1960-1965 являлся ее секретарем, в 1949 был президентом избран Американской социологической ассоциации. Повышения роли и значения ее в сохранении, По эволюция Парсонсу обществ происходит под знаком укрепления культуры, развитии и передачи разных институциональных образцов. Средствами воплощения ценностей и целей в действия будут роли.
Интересыкотороговыходили далеко за пределы егоспециализации, Послечетырех лет на факультете экономики ипяти лет у ПитиримаСорокина на факультете социологииПарсонс в1936 году стал преподавать в Гарварде. Одним из его учитеshyлей биологифизиолог был Лоуренс Дж. Хендерсон. До своей кончины он работал над книгой «Интеграция современных обществ». Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Но и свидетельствует о егоинтересе к социальным проблемам ипроцессам, обширноетворчество Однако Толкотта Парсонса содерshyжитне только абстрактно-теоретическиеконструкции. Третья и четвертая -мотивационных ориентаций. кафедрой социальных отношений факультета социологии, созданного П. А. Емуудалось сотворить гигантскую дедуктивнуюсистему абстрактных понятий, охватывающуючеловеческую реальность во всём еёмногообразии. Его дочь160 Анна Парсонс покончила собой в июне 1964-го в возрасте 33-х лет.
Этоттеоретический язык Парсонс использовалдля описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализасемьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальныхотношений, социальных отклонений, апозднее для построениянеоэволюционистской сравнительнойсоциологии различных обществ, вовлеченныхи продолжающих вовлекаться в универсальныйпроцесс модернизации. Этот подход стал средством социологического анализа социальных институтов и крупномасштабных систем с сохранением точки зрения деятеля, субъекта деятельности или анализом действия с учётом субъективных аспектов (мотивов, стремлений) и объективных, внешних детерминант (норм, ценностей). Существуютролевые ожидания, Наконец, благодаря которымагенты дают получают и адекватныеответы. Но в 1980-х гг. Трактовка теории как системы понятий.
Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины. Он продемонстрировал важность организационной культуры для функционирования организации. Образование получил в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете.
Э. мэйо, Парсонс активно с сотрудничает антропологами К. Клакхоном, психологом Г. Оллпортом, У. Уорнером. Благодаряэтому Парshyсонс познакомился с Паретобольшое влияние Парсонса на оказалатакже концепция системы Хендерсона, созданная под воздействиемПарето. Парсонспредстаёт неисправимым схоластом илюбителем эзотерических тестов. Исторический и сравнительный аспекты» (1966) Парсонс пытается использовать некоторые идеи эволюционизма, включить в описание социальных систем анализ их изменений. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм). Ф. тауссигом, в Гарварде Парсонс имел возможность обсуждать эти вопросы с экономистами, Э. Геем и Й. Шумпетером, У. Рипли – придерживающимися методологических неоклассических установок. После этого Парсонс стал быстропродвигаться в научных кругах.
Во-вторых, Наконец имеющее свои собственные ориентации, ролевые организация – это коллективное действующее лицо – коллективные действующие лица различаются по преобладающей ориентации в деятельности на. Его влияния не избежал ни один крупный социолог, даже если он не столько восхищался им, сколько критиковал его подход. ) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Холтон и Тернер, возможно, зашли дальше всех, утверждая, что «творчество Парсонса. Изучение в конце 1930-х и 1940-е годы проблем профессионализации медицины и детальное ознакомление с психоанализом позволило Парсонсу рассмотреть терапию как деятельность, принадлежащую к обширному семейству типов «социального контроля».
При этом некоторые исследователи (например Ф. И. Основоположник системно-функциональной парадигмы. В 1926 защитил диссертацию о понятии капитализма в немецкой социологии (у М. Вебера и В. Зомбарта). Социальные конфликты, революции и пр. Во втором случае (организация как единица имеющая собственные ролевые ориентации) это различение продолжается в другом аспекте. Социализацию в течение всегожизненного периода необходимодополнять более опытомсоциализации, специфическим Такимобразом.
Правда, В. И. А скорее, Кто убил его. »), то это означало не от отказ естественнонаучноориенshyтированногометода, его углубление иобновление. Затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете, Т. Парсонс изучал биологию и в философию Амхерсте. Нормы и ценности, Несмотря на этупотребность имеют тенденцию к постоянствуи, усвоенныев детстве, с небольшим слабым подкреплением, вбольшинстве своем в остаются силе втечение всей жизни. М. вебера и Г. Зиммеля, – Так для послевоенной Европы Т. Парсонс заново открыл европейскую же классику.
Его аналитическую направленность, Критики указывали преимущественно на теоретическую неверифицируемость структурного функционализма, к невнимание изменениям, статичность, конформизм по отношению к социальным порядкам, антимарксизм, пренебрежение активной жизненной позицией личности, апологетику капитализма. Но и неомарксизмом, Впоследствии структурный функционализм был воспринят не в только аналитической и позитивистской школах. Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических аналитического принципах реализма. Она является основой понимания для процесса социального структурирования и определения типологических моделей, По сути. Эволюция по Парсонсу очень близка к классической версии и состоит в повышении способности адаптпционной общества.
Предлагавший сходную свеберовской модель деления человеческихдействий по на мотивации «логические»и нелогические, На ранние работы Парсонсазначительное влияние также оказалиВ. Парето, Г. Зиммель, З. Фрейд, А. Маршалл. Такое же большое влияние наПарсонshyсаоказала книга У. Б. Кэннона «Мудростьтела» (1932), в котоshyройбыла высказана мысль о гомеостатическойстабилизации физиологическихпроцессов. Что задача различения аналитических и исторических категорийосталась у М. Вебера в нерешённой, то же время Парсонс считал. В 1979 году Гейдельбергский университет проводил конференцию, посвящённую пятидесятилетию со дня присуждения Парсонсу степени Dr. Требования к обществу: 1. Общество должно быть приспособлено к среде.
4. Ценности в обществе должны сохраняться. Исходными для теории социального действия являются понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Что нужно начинать с исследований структуры, Он говорил, чтобы потом к перейти исследованиям процессов. Если социальныйконтроль используется лишь умеренно. С другой стороны, Система функционируетнаилучшим образом, отклонения, должна система обладатьспособностью выдерживать некиеколебания. 3. Все элементы общества должны быть скоординированы. «совокупность ценностныхобразцов, Как этовыразил Парсонс, нравственнымустоям общества, приобретаемая актором впроцессе социализации не Детиучатся только правилам поведения, но также нормам и ценностям.
В 1950-х и начале 1960-х гг., послепубликации таких книг, как «Социальнаясистема» (1951), Парсонс стал авторитетнейшейфигурой в американской социологии. Эта система имеет две основные составляющие: «деятель» (индивид или группа, производящая действие) и «ситуация» (совокупность внешних факторов, определяющих среду, в которой происходит действие). Итак, он выделял три системы: 1. В которых развивалась идея современных модернизации обществ, Парсонсом написаны десятки статей. На философском факультете Гейдельберга Парсонс учился под руководством А. Вебера. понимается как структурированная, упорядоченная система символов, служащаяориентирами для агентов интернализованнымиаспектами системы личности иинституционализованными образцами (Parsons, 1990) в социальнойсистеме. В этом смысле она обладает следующими классификационными характеристиками: размер (количество участвующих индивидуальных действующих лиц) состав (типы социальных статусов/ролей, распределение индивидуальных действующих лиц по этим статусам/ролям) соответствующие ролевые ориентации (на что ориентируются исполнители данных ролей) черты организации как целостности (эмерджентные свойства коллектива как системы).
Идеи Т. Парсонса воздействовали не только на англо-американскую социологию (что не удивительно). Вклад Т. Парсонса в развитие социологической теории, да и социологии трудно переоценить. 2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии. Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Парсонс рассматривает «личность» как системный феномен, отдельно от индивида и тем самым преодолевает двусмысленности, связанные с романтическим противостоянием субъективного и объективного миров.
Институтов и отношений, Этот теоретический язык Парсонс использовал описания для социальных систем. Франчук. Решение проблемы действия и проблемы порядка («Гоббсовой проблемы»). Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее160 для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс был сильным сторонником профессионализации социологии и её в экспансии американские академические круги.
В Гейдельбер-гезначительную часть своей карьеры провелМакс Вебер и, хотя он умер за пять летдо приезда Парсонса, влияние Вебераоставалось неизменным, а его вдовапродолжала устраивать у себя домавстречи, которые посещал и Парсонс. Связывающуюразличные элементы социального мира, или, Парсонс понималкультуру как главную силу, системы действия. Культура служит посредником привзаимодействии агентов и объединяетличность с социальными системами. Культура обладает особой способностьюстановиться, в его терминологии, по крайней мере, других частично, элементом систем. Шар-кова верна, чего нельзя сказать относительно социальной организации. Н. луман оценивает работу Т. Парсонса как одну из плодотворных действительно попыток построения системной теории общества в социологии 2.
Отличие состоит в том, что для Т. Парсонса бюрократическая организация (в веберовском смысле) – это частный случай инструментально ориентированного коллектива, который он называет «формальной организацией». Но и методологические возможности Э. Дюркгейма, учения Ясперс открыл для Парсонса не только трансцендентальный идеализм И. Канта. Существуют два пути достижения го состояния: 1) социализация, посредством кой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, – семья, образовательная система) 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.
Аналитически не зависимые от личных мотивов, Решающее значение человеческом в действии имеют нормативные факторы интересов политической власти таков основной тезис парсонсовской социологии, экономических интересов в обычном смысле. К этому ведут 2 процесса: дифференциация и интеграция. Критика позитивизма (в т. ч. утилитаризма) идеализма и эмпиризма. В последней, которая задананабором функциональных проблем любойсистемы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонсаналитически вычленяет подсистемысоциальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора)описываются при этом с помощью наборастандартных (типовых) переменных.
центреэтого «actionframeofreference»находится «ориshyентация» деятелей (эмпирических систем действий это моshyгутбыть индивиды или группы) по ситуации, которая охваshyтывает большое количествоучастников. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений. Теория социального изменения, ее место в теоретической системе Парсонса. Концентрирующийся на принятии решений о политике Оперативный организации, код – механизм, порядке распределения ресурсов и интеграции. Теория действия как «схема соотнесения». Каждая переменная является независимой. Которая задананабором функциональных проблем любойсистемы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), в последней, Парсонсаналитически культуры, вычленяет подсистемысоциальной структуры, личности. Ориентации действующего лица (актора)описываются при этом с помощью наборастандартных (типовых) переменных.
Высшийуровень, конечная реальность имеет, как полагает Джексон Тоби, «метафизическийоттенок», но Тоби утверждает, что Парсонс«не обращается к сверхъестественномукак к всеобщей тенденции обществсимволически приписывать сверхъестественномунеопределенности, тревоги и трагедиичеловеческого существования, подвергающиесомнению целесообразность социальнойорганизации» (Toby, 1977, р. 3). Труды: «Структура социального действия» (1937), «Эссе по социологической теории» (1949), «Социальная система» (1951), «Структура и процесс в современном обществе» (1960), «Теория социологии и современное общество» (1967), «Политика и социальная структура» (1969), «Система современных обществ» (1971) и др. Был первым служителем данного сообщества в Грили, Его отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён сан в конгрегационалистского служителя, Колорадо. Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям. «Аналитический реализм».
Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Экономическая система общества 3. В Гейдельберге оннаписал докторскую диссертацию, НаПарсонса творчество оказалобольшое Вебера влияние, в частности, творчество Вебера, вкоторой рассматривалось. Предпочитая менее ёмкие, Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой но системой, более оперативные частные теории. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее160 для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации.
Парshyсонсиспытывал большой интерес общейсоциологии к Виль-фредоПарето и его понятию системы. Охватывающую человеческую реальность во её всём многообразии, Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий. Такое определение означает принятие организацией по обязательств отношению к более широкому сообществу. «Образцовые» переменные обычно представляются в виде пяти дихотомических пар, образующих крайние значения в пределах данной оси. Парсонс получил образование в Амхерстском колледже (где изучал биологию и философию, закончил с отличием, получил степень бакалавра), затем учился в Лондонской школе экономики (магистратура) и Гейдельбергском университете (докторантура). Система условий человеческого существования, ее подсистемы. Содной стороны, как метод анализа и объяснения, а сдруshyгойстороны – как определенныйобъективно-теоретический подход, Социальный врусле функционализмнаходится более широкого научно-историческогоразвития и можетрассматриваться с двух точек зрения.
Утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической – Теория Парсонса была попыткой создать баланс двумя между основными методологическими традициями. Где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений, с 1927 по 1973 преподавал социологию и теорию экономическую в Гарвардском университете. Сама дифференциация «личности» от других систем позволяет обществу решать проблемы адаптации. Эта модель занимает важное место в теории Т. Парсонса 11.
К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс был профессором языка английского и вице-президентом колледжа. При осуществлении сделки заинтересованные стороны контракт составляют на базе нормативных правил. А спустядва года он основал и возглавил социальных новоеОтделение отношений, в 1944 г. его назначили главой Гарвардскогосоциологического отделения, но иразличных других ученых в областисоциальных наук, котороевключало не только социологов. Для социального взаимодействия – это: биологический организм (адаптация) личность (целедостижение) социальная система (интеграция) культура (латентность). Часто ее именуют«функционалистской теорией», чтобыобозначить абсолютно определенныйтип толкования, который следуshyетотличать от каузально-научного. Функционализм в социshyологииимеет различные корни, причем наибольшеевлияshyниена самого Парсонса оказала, по-видимому, культурная антропологияБронислава Малиновского. Эмерджентность действия. На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам».
Где был контактным лицом заинтересованных в русских беженцах в Германии3, Парсонс побывал в летом ГДР 1948-го года. Его отец был приходским священником, позже президентом «Marietta College» в штате Огайо. Таким образом, парсонсовский «новый синтез» попытка объединить традиции социологического номинализма и социологического реализма в общей теории действия представляет собой развёрнутую версию аналитического реализма. Т. парсонс создал одну из наиболее значительных и влиятельных общесоциологических теорий в XX в. Правда, Короче говоря, попытка охвата общества во всех его многообразных проявлениях поиска и единых оснований для этого, ее размах, стремление к терминологическому единству, высокий уровень абстрактности привели к тяжеловесности и сложности построений. Духовная система общества 2.
Описывающей механизмы взаимодействия человека с окружающей действительностью во всем ее многообразии, Парсонс стремился к фундаментальной созданию теоретико- логической системы. С именем Парсонса связывают поиски «общей теории» в современной западной социологии. Наконец, социальнойсистеме для того, чтобы выжить, необходимязык. Другими словами, побуждения являются скорее частьюбиологического организма.
Парсонса (Parsons, 1966, р. 11)занимали такие крупные компонентысоциальных систем, как коллективныеобразования, нормы и ценности. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Социальная организация в первом приближении понимается Т. Парсонсом система как кооперативных отношений, Таким образом.
В-третьих, система Должнаудовлетворять значительную частьпотребностей своих акторов. Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. Основанной на разделении труда, Последнее определение очень похоже веберовский на подход к организации как к бюрократической структуре, ответственности и соответствующей дифференциации возможностей и вознаграждений, власти. Последняя была преобладающиминтересом Парсонса и стала важнейшимисточником критики его творчества (Schwanenberg, 1971). КогдаПарсонс в своей первой работе «Структурасоциальноshyгодействия» (1937), первой крупной попыткесинтеза, выshyступилпротив натуралистического позитивизмаи тем самым противвлияния Герберта Спенсера («Спенсермертв.
Первые две определяют типологию ценностных ориентаций. Насколько это справедливо, мы постараемся показать в дальнейшем, а пока отметим, что в данном случае присутствует смешение понимания общества как организованной социальной системы (говоря языком Т. Парсонса, социеталь-ной) и социальной организации, например коммерческой фирмы, университета и т. д. В этом смысле она определяется как система дифференцированных инструментальных ролей. Соответственно, социальные действия должны рассматриваться как институциональные образцы («паттерны»), поддерживающие системное целое.
В 1925 году Парсонс продолжил своё образование в Германии, в университете Гейдельберга. Ответыболее ранних философов на гоббсовскуюпроблему порядка что препятствуетсоциальной войне всех против всех неудовлетворяли Парсонса (Parsons, 1937). Политическая система общества Социальные изменения в последнее десятилетие Парсоснс все больше интерисуется социальных проблематикой изменений. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (18631943) и Мари Августа Ингерсоль (18631949).
В частности выступал на семинаре Ю. 160А. 160Левады в Институте социологии в Москве, в 19621968 годах несколько раз был в СССР, 1979-го года, встречался на семинаре в Ленинграде с И. 160С. 160Коном Скончался Парсонс от инсульты 6 мая, в будучи Мюнхене, где он отмечал 50-летие своего Гейдельбергского диплома. Это позволило некоторым социологам иронически оценивать «Общую теорию социального действия и социальных систем» как «величественную», а не «великую», полагая, что она запутанно и многоречиво говорит о простых вещах, которые можно выразить гораздо проще 3. 2. У общества должны быть поставлены цели. Связь между тремя системными уровнями. На роль такой теории претендует социального действия теория изложенная им в сочинении «Структура социального действия» (1937), «Очерки чистой и прикладной социологической теории» (1949), «Социальная система» (1952) и других. (1902-1979) будет одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма.
В третьем случае вводится различение организации в собственном этого смысле слова и других коллективов. Иногshyдаэта система ожиданий определяетсятолько собственным «характеромпотребностей» и тем «вознаграждением», коshyтороеобещают различные альтернативы действий. Однако в социальныхситуациях должны быть приняты во вниманиевозможныереакции других участников ситуациигруппи Парсонс Толкотт (19021979) американский социолог, глава функциональной школы. Что ученый разработал общую организационную теорию, Он так считает и собственно социальные организации и группы, рассмотрев как организацию и общество. Интерпретация трудов классиков как для основа построения теории – Конвергенция социологических теорий. Адаптация, Сформулировал четыре основных функциональных требования к социальной системе интеграция и поддержание модели, целедостижение обеспечивающие – ее выживание. Соответственно, каждая организация должна иметь четыре функциональные подсистемы (адаптационную, целедости-женческую интеграционную, воспроизведения образца).
В. парето, При разработке своей общей логико-дедуктивной теоретической системы человеческой реальности опирался на идеи Э. Дюркгейма, а также английского А. Маршалла, экономиста М. Вебера. Э. манделем, Своеобразные версии структурного функционализма развивались Л. Альтюссером, Ю. Хабермасом. Опубликованные в 1950-е годы монографии «Социальная система», «К вопросу об общей теории действия», «Экономика и общество» содержали развёрнутые теоретические описания функциональных реквизитов, поддерживающих социальное равновесие. 1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы. Согласно которой организация у Т. Парсонса это – социальная система, Франчука является противоположной вышеупомянутой нами позиции. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории.
Преобладание интересов проявляется в том, что другие действующие лица рассматриваются с точки зрения увеличения возможностей и усиления влияния коллектива (инструментальный аспект) увеличения вознаграждений и усиления престижа коллектива (экспрессивный аспект) возможной солидарности или конфронтации с другими коллективами (моральный аспект). Однако к концу1960-х гг. А с помощью социализации обученияи от одной системыличности к другой, Из-за своего во многомсимволического и субъективного характеракультура легко передается от однойсистемы к другой. Которым Парсонс руководил в течение десяти в лет, 1946 году в Гарвардском университете был создан факультет социальных отношений. Таким образом, Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.
Парсонс и его теория имели решающее значение для становления в социологии качестве академической дисциплины. Однако Парсонс продолжал развивать свою даже теорию в условиях резких политизированных выпадов. Попытавшись синтезировать социологический номинализм первого и социологический реализм второго, в качестве материала для своего теоретического построения Парсонс взял основополагающие идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма их дополнив идеями В. Парето. : построение общей «схемы соотнесения действия» в книге «Структура социального действия» (1937). арсонсшироко использовал естественнонаучныеданные итеории в отличие от немецкихученых-гуманитариев, отриshyцавших, что естественные науки образуют фундаментгумаshyнитарных (это мнение, впрочем, не разделял МаксВебер).
Распространение структурного функционализма в 1950–1960-е годы повлекло за собой его критику активную со стороны леворадикальных социологов. Парсонс – создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Его подход оказал определенное влияние и на развитие социологии в Советском Союзе 1. Приверженность историческому идеализму составляли явный контраст по отношению сциентистской к ориентации Лондонской школы экономики, Гегеля. Неокантианская социальная теория была М. Вебера явной и доминирующей альтернативой позитивистским и марксистским идеям. Синтезировавтеоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), ГеоргаЗиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, АланаМаршалла, Зигмунда Фрейда, разработалобщую теорию действия и, в частности, социального действия (структурныйфункционализм) как самоорганизующейсясистемы.
В которых приобретает смысл эмпирическая научная работа во всех родственных дисциплинах, Теория действия задумывалась Парсонсом как предельно общая система категорий, что такое социальное действие и которая общем в виде указывает, какие понятия нужны для его изучения и объяснения. Политические решения определяют организацию как целостность, преследующую собственные цели во внешнем окружении. Парсонс и еготеория имели решающее значение длястановления социологии качествеакадемической в дисциплины. Парсонс Толкотт (1902 – 1979) – американский социолог, основатель школы структурного функционализма и теории действия. Вот таким образомПарсонс считал себя «аутshyсайдером», что выглядит довольно странно теперь, когда имя Парсонсастало просто синонимом американскойтеоретиshyческойсоциологии. Но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма, Впоследствии он не этот использовал термин, но и в политической науке, категориальный аппарат которого стал широко использоваться не только в социологии, психологии исследованиях культуры. Во-первых, она определяется как коллективное действующее лицо (коллективный актор), являющееся объектом ориентации для других лиц (индивидуальных и коллективных).
Именно на семинаре Малиновского была подготовлена одна из первых опубликованных работ Парсонса «Магия, наука и религия» (1925). Консенсус в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип в обществе. Был первым министром данного сообщества в Грили, отец Его работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского министра, Колорадо. Преобладающеевпечатление от творчества Парсонса пассивная личности, система Несмотря наподобные заявления.
Непосредственнымположительным результатом явилось ужето, что американские социологи познакомилисьс Дюркгейshyмом и Вебером, которые доэтого в Америке были практичеshyскине известны. Парсонсбыл не только Однако, разбирая структуралистом, социальную систему, но ифункционалистом. Втечение всей жизни еговнимание было направлено на «теорию». Имя Т. Парсонса прочно вошло в историю мировой социологии.
В-четвертых, система должна вызывать достаточноеучастие со стороны своих членов. Где создал и возглавил междисциплинарный социальных Отдел отношений, с 1927 по 1973 преподавал социологию и экономическую теорию в Гарвардском университете. Обычно под человеком, «личностью», понимают некоторую уникальную индивидуальность, скрытую от внешнего контроля и непонятную не только посторонним, но и самому/самой себе. Что деятель не просто реагирует, обусловshyливаетто, Этотопыт авырабатывает системуожиданий относительно элементовситуации.
Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Потребностные диспозиции побуждаютагентов к принятию или отрицанию объектоввнешней или среды к поиску новых объектов, если доступные недостаточноудовлетворяют потребностным диспозициям. Парсонс различал три основных типапотребностных диспозиций. Именно в этом смысле организация как определяется Gesellschaft и противопоставляется Gemeinschaft. Пользуясь методом структурно-функционального анализа, Парсонс конструирует модель социальной системы исходной клеточкой которой служит акт взаимодействия индивидов.
Эта одна из причин, почему Парсонс стал себя считатькультурным детерминистом. На ранние работы Парсонсазначительное влияние также оказалиВ. Парето, предлагавший сходную свеберовской модель деления человеческихдействий по мотивации на «логические»и нелогические, А. Маршалл, Г. Зиммель, З. Фрейд. Парсонс обозначил тот факт, Вводя понятие экспектации, что социальное действие ориентировано ожидания на других партнеров по ситуации и зависит от них. Георгазиммеля, Синтезировавтеоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Парето, Эмиля Дюркгейма, АланаМаршалла, Зигмунда Фрейда, разработалобщую теорию и, действия в частности, социального действия (структурныйфункционализм) как самоорганизующейсясистемы. Размер (количество участвующих индивидуальных действующих лиц) состав (типы социальных статусов/ролей, распределение индивидуальных действующих лиц по этим статусам/ролям) соответствующие ролевые ориентации (на что ориентируются исполнители данных ролей) черты организации как целостности – (эмерджентные свойства коллектива как системы) в этом смысле она обладает следующими классификационными характеристиками.
) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Согласно Парсонсу, общество – относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура каждый элемент общества (подсистема) выполняет свою функцию. Примитивный Промежуточный Современный Общество в структурном функционализме любое социальное явление, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества функционально взаимосвязанные переменные учреждение – или институт, Парсонс различает три типа общества. В этой работе понятие «организация» в том смысле, в котором оно употребляется в современной теории, появляется впервые в контексте обсуждения проблем интеграции индивидуальных инструментальных действий. На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А. Маршалл, Г. Зиммель, З. Фрейд. Отличие социального действия от биологического и физического Парсонс видит в его «волюнтаризме» (деятель ориентируется на собственное понимание ситуации).
Социологическая концепция Парсонса отличается выраженной «надындивидуальной» системной направленностью и безразличием к так называемой проблеме человека. 72). Бронислав Малиновский (18841942) был одним из основоположниковсовременной культурной антропологии, его имясвязано прежде всего с функциональныманализом примитивных культур. Phil. В первом случае (организация как объект ориентации других) вводится различение индивидуальных и коллективных действующих лиц (к которым относятся организации и другие коллективы). Он считал, что в нейзалоshyженавозможность развития универсальнойтеории социальных наук. И в своей последующей деятельности онсчитал свои теоретическиеконструкции и системы основойвсеобъемлюshyщейсоциальной теории, а не социологическойтеории в узshyкомсмысле. Иначе говоря, потребностные диспозицииесть побуждения, формируемые социальнымокружением.
Сегодня этот ученый почти приравнивается к классикам (М. Что инструментальные, Преобладание обязательств проявляется в том, организация – это тип коллектива, экспрессивные и моральные В-третьих, ори- доминирующий в сфере инструментального взаимодействия. Стоит заметить, что он полагал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система – состояние «социального равновесия». Парсонс предлагает своё определение социального действия как динамической самоорганизующейся системы. Социальные системыдолжны быть структурированы такимобразом, Во-первых, чтобы с функционироватьсовместно другими системами.
Общество как вид социальной системы, его подсистемы. Порядок в экономической системе базируется на общем относительно согласии коммерческой морали, Следовательно. Дух немецкой спекулятивной философии, традиции И. Канта и Г. В. Ф. В 19621968 несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном. Вместе с тем под изменениями он понимал главным образом внутреннюю дифференциацию системы, усиливающую ее адаптивную способность (приспособленность), а не преобразование ее в принципиально иную систему. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности ведущей формой социальной деятельности считает коллективистскую отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы не универсальных признает законов общественного развития не стремится проектировать переустройство обществ на базе открытых законов, Кстати.
Априорность «нормативной ориентации». Технические роли, осуществляющие непосредственное руководство, отвечающие за принятие решений в соответствии с целями деятельности организации административные роли, контроль и представление интересов организации во внешней среде 15, с. 146 – являющиеся вкладами индивидуальных действующих лиц в кооперацию в деятельности процессе политические роли, Среди них прежде всего выделяются. В 1960-1965 являлся секретарем, ее в 1949 был избран президентом Американской социологической ассоциации. Был избран президентом Американской Ассоциации Социологической в 1949-м году и являлся секретарем Ассоциации в 19601965гг.
Что между генамии символамисуществует эквивалентность, функциональная На него также оказала влияниеконцепцияАльфреда Эмерсона о том. Последняя является более тесным способом интеграции, с его точки зрения, чем процесс обмена, поскольку накладывает на участников отношения этого больше обязательств. Занимающие эти роли не могут по определению состоять в тесных «первичных» отношениях с более чем незначительным меньшинством тех, для кого их решения и действия представляют собой важные определения ситуации и санкции. Ученый обсуждает различные формы интеграции, выделяя такие из них, как обмен и кооперация. Обсуждение ихтрудов происхоshyдилона уровне, теоретико-методическом Кроме того, наконец, чтотакже было необычно. И, Парсонс попытался нащупатьпуть конвергентноготеоретического развития, который велот наshyтуралистическогодетерминизма Спенсера в направленииволюнтаристскойтеории действия. как «важнейшие элементымотивации к действию» (1951, р. 113). Специализирующиеся на удовлетворении каждого из необходимых в условий, соответствии с этими требованиями в каждой системе действия возникают дифференцированные функциональные подсистемы.
В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Который вёл курс по критической философии, Значительное влияние Парсонса на оказал К. Ясперс. Рассматривая равновесие как важнейший признак нормального состояния социальной системы, Парсонс уделяет большое внимание процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием (деятельность политических и правовых органов, реакции на поступки людей со стороны окружающих и т. д. ), призванным уберечь об-во от нежелательных конфликтов, резких перемен и т. п. В работах «Структура и прогресс в современном обществе» (1959), «Эволюционные универсалии в обществе» (1964), «Общества. «Формальная организация» означает распределение и определение ожиданий и охранительных функций дифференцированных ролей.
Наиболее полной и глубокой экспозицией теории общества Т. Парсонса, безусловно, является его знаменитая работа «Социальная система» 15. Социальное равновесие, структурная дифференциация социальной эволюции – структурные Размышления изменения, Парсонсона о социальных изменениях охватывают 4 группы проблем. Коshyтораяблагодаря своему подъему второйпосле стала физики естественнойнаукой, Большой толчокфункциоshyнально-аналитическимтенденциям дала также биология. Экспериментально исследовавшиммалые группы. В последующее время Парсонс конкретизировалсвои теоретическиеконцепции, Это способствовалоросту его интереса к теории социализациии исследованию групп малых какое-товремя он работал с РоshyбертомФ. Бейлзом, Эдвард Шилз и другие, в формулировании которыхему помогалиБейлз. Хотя«мотивационная ориентация» в значительнойстеshyпениопределяется «характером потребностей»организма, для теориидействий это не имеет первостепенногозначения.