+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Одилон Редон

Одилон Редон познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом» испытав глубокое воздействие его творчества и решив стать графиком. Одилон Редон родился в Бордо в мелкобуржуазной семье. Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года. Тем, кто увлекается символизмом, творчество французского художника и графика Редона Одилона удовлетворит в полной мере. Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916160года.

Живопись Редона Одилона посвящена всего нескольким сюжетам изображающим природную метаморфозу, человеческий лик, корабль, глаза или растение. Если творчество художника это песнь о его жизни, то, помимо печальных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости» Слайд 2 Одилон Редон (фр.

выполнены углем и карандашом. В созданном художником сумеречном и призрачном мире различались сквозные мотивы. Посвященной Редону, в литературе, что подлинно символистским, существует мнение, наполненным мистическими и мотивами, спиритуалистическими был первый период его творчества, до 90-х гг. Работы символистов выставляются на Салоне XX в Брюсселе в 1883-1893, а также на парижском Салоне Ордена "Розы и Креста" в 1892-1897 годах, создатель которого, писатель Жозефен Пелладан (1859-1918) провозглашает : "Этот салон – святыня, посвящённая единственному Богу – Искусству". В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов.

В этих работах он старается передать внутренний мир человека. Иконографического или атрибутивного плана, Редон лишает его опоры на ассоциативные связи, символами, с населяющими культурную европейскую вселенную аллегориями, эмблематическими образами. Непосредственно связывающих картину со Священным Писанием, Отсутствие элементов, нарративных полностью освобождает ее от иллюстративных функций. Определяющие как глубину картинного Основные мира, пространственные соотношения, рождаются в ответ на соотношения цветовых гамм, так и развивающие пространство планы. Сама ее постановка и соотношение с окружением становятся сложнее и богаче тональной благодаря градации и применению цветных теней, Разворот фигуры Иоанна Крестителя от переднего плана в глубину. Скелеты, Листы Редона населяли персонажи, падшие ангелы, демонические существа, прекрасные женщины, но прежде всего порождения фантазии самого художника такие, например, как растения с головой или глазом человека или игрок, несущий на плечах огромную игральную кость – характерные символистского для искусства конца века. Ворон, сидящий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне сверкающего дня, возможно иллюстрация к строкам из стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»: Если когда-либо смертный был способен живописать идею, этот смертный был Родерик Эшер так писал о своем герое Эдгар По писатель, у которого Редон находил много близкого себе. Его творчество многим обязано первым впечатлениям детства, когда он был предоставлен самому себе в семейном поместье Пейрельбад на границе Медока и Ланд.

Художники иллюстрируют тексты своих друзей, Поэты воспевают символическую а живопись, композиторы используют поэтику символизма в музыке. Однако он всегда будет оставаться независимым художником. Яркую индивидуальность, Образы в графике Редона в содержат себе огромную художественную силу, они мгновенно узнаваемы. Вскоре художник продолжил свои поиски новых выразительных средств в масляной и живописи пастели. В этой связи писатель Реми де Гурмон (1858-1915) отмечал, что символизм – это не столько литературное движение, сколько широкое умонастроение, опирающееся, с одной стороны, на "принцип идеальности мира", а с другой – предполагающее "индивидуализм и свободу в искусстве, отказ от готовых формул, стремление ко всему, что ново, странно или даже диковинно".

Но уже задано важнейшее направление, которое очень быстро разовьется. " Именно этот принцип лёг в основу теории символизма, впервые сформулированной в 1886 году в манифесте поэта Жана Мореа (1856-1910). Вместо этого центральной стилеобразующей категорией в графике Редона становится светотень. Антония» (1888, 1889 и 1896) и «Апокалипсис» (1899). С одной стороны провести линию раздела между риторикой вербального риторикой и визуального. И очевидно, в подобном методе присутствуют элементы сознательно применяемой интертекстуальности, по сравнению с искусством Нового времени, что строится она на другом, принципе.

Не постигаемую разумом, Символические художественные произведения передают эту метафизическую таинственную сущность вещей. Впрочем, датировка, возможно и не имеет принципиального значения. В 1881160году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» рисунки. В определенной степени можно говорить о влиянии старшего современника на Редона.

Утрата категориальной определенности объекта и субъекта, Разрушение оппозиционного характера объектно-субъектных связей, композиционные нормы их и взаимопроникновение слитность радикально меняют всю пространственную систему, соотношение фигуры и окружающего ее пространства. Он бросил занятия архитектурой и скульптурой и поступил в мастерскую Жерома, в юношестве Редон долго сомневался в своем призвании, где столкнулся непониманием с со стороны учителя. Дюран-Рюэля к его творчеству проявили интерес новые любители живописи (Фонтен, Фризо, Файе).

Может быть, Но, так как мастера путь к любой своей идее совершенно не умозрительно-спекулятивен, это и не нужно. Образы этих четырех элементов, сотканные цветом, составляют символическое пространство живописи мастера во всех его измерениях семантическом, ценностном, эстетическом. Эта тайна – подсознание. Но, с другой стороны, специфические черты символизма, принципиально отличающие его от средневекового искусства, выражают квинтэссенцию сути и направленности длительного развития западной цивилизации от статуса религиозной культуры до осознания (и овладения) самоценности культуры художественной, способной вытеснить и заменить собой и религию и науку. Это очевидно, прежде всего, потому, что в центре и творческого процесса и восприятия искусства он по-прежнему ставит субъекта индивидуума с четким осознанием границ собственного «Я», самосознания.

Главным источником символических значений в творчестве Моро остается сфера культурно-исторических смыслов издавна составивших компендиум духовных ценностей европейской цивилизации. Что отказ от детальной проработки и объемной моделировки лица, черт Все же можно предположить или, превращение профиля в бесплотный темный или белый силуэт с едва намеченными глазами происходит на последних этапах его творческого пути, по крайней мере, в это время оказывается особо востребованным. В этом семантическом ряду выделяется работа «Двое влюбленных в лодке», где в заданном художником иконографическом сходстве персонажей с Иисусом Христом и Марией Магдалиной (одеяния, позы) звучит тема спасительной Божественной Любви.

Травинку, После того как я тщательно скопирую камешек, профиль или какой-либо другой объект живой неорганической или жизни, руку, я чувствую, как во мне происходит ментальный взрыв во мне возникает потребность творить, отдавшись изображению воображаемого». Их кажущаяся полная противоположность скрывает глубинное и принципиальное сходство. Держащего свой шлем, Иконография правой жеста руки Эдипа совпадает с обычным положением руки рыцаря. Предстающими в загадочных полу-смытых образах и обращающихся к человеческому подсознанию, тогда Уже в творчестве Одилона прослеживалось увлечение метафорами и смутными символами. Где преобладает серый тон, Это насыщенное и цветом светом пространство контрастирует с почти монохромным построением правой части картины.

С 1905 тема «Колесницы Аполлона» становится высшим выражением его символического искусства (Париж, Пти Пале Бордо, Музей изящных искусств). Жан де Эссент, герой Главный романа, где ему удаётся построить вдали от любопытных глаз свой собственный мирок, тяготится бесшабашной жизнью парижского щёголя и отправляется в провинцию. «моим самым плодотворным и необходимым для дальнейшего развития методом было, внимательное воспроизведение предметов внешнего мира со всем незначительным, непосредственное копирование реальности и частным случайным, что в нем есть – и я это часто повторял, Он замечательно определял источники своих фантастических произведений. Причины обращения художника к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному, Однако после 1900160года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам – 2 апреля 1906 года он писал другу своему Бонже.

Но решающее влияние на его творческое формирование оказало знакомство с живописью Делакруа и Коро, в начале 1860-х годов Редон посещает некоторое время мастерскую Жерома Париже, в а также общение с известным графиком Р. Бреденом изучение произведений Гойи и Леонардо да Винчи, обучившим молодого художника технике офорта и литографии. Так как сам Редон не раз обращается к собственным впечатлениям от живописи Это Моро, сравнение оправдано и чисто исторически, восхищаясь его искусством. Словно сама идея красоты находит в них свое одушевленное отражение и разлита окружающем в мире в этих совершенных живых формах. Искусство французского мастера всецело принадлежит европейскому символизму и, которые предвосхитили, многими нитями граничит с и эпохами явлениями европейской культуры, вдохновили и породили символизм – находясь в его русле, Важно подчеркнуть. По их мнению, настоящая жизнь существует где-то в другом измерении. Признанный символистской художественной в критикой этой роли, Его публичный лидер, Поль Гоген, безусловно.

Они ничего не детерминируют. При всей несомненной значимости художественных Но, достижений, в этих произведениях нет принципиальной новизны. Само понятие «оптики» предполагает рациональную логику восприятия и построения формы, пространства и системы взаимозависимостей между ними. цвет объединяет обе составляющие, отождествляя их субстанциально. Антония, Дом с привидениями, Апокалипсис. Не обусловленные текстами об Эдипе Сфинксе и Появились детали, которые вводят не поддающиеся однозначной интерпретации смысловые нюансы.

Что он впервые отчетливо сформулировал и попытался реализовать задачу теоретического и практического анализа смыслообразования, Но особый вклад символизма заключается в том, в которая романтической рефлексии присутствует лишь как отдаленное предчувствие. Сотканными из всех возможных видов человеческого сложными порока, существами, ужаса и скверны. », животной низости. Действия, Важно подчеркнуть другое полное исчезновение события, сюжетного индивидуальной психологизации, которое од-новременно порождает сюжет и обусловливается им, предполагающей словесную интерпретацию. Офорты, выставленные Редоном в Салонах Бордо и его рисунки свинцовым карандашом и углем («Данте и Вергилий», 1865, Алмен, Голландия, бывшее собрание Бонгер) свидетельствуют о влиянии Бредена и вписываются в рамки романтической традиции. Земле, Художник находит для этого единства визуальное во выражение всех фундаментальных стихиях, огне и воздухе, воде – создающих мир. Более того, в творчестве Рембрандта проявляются присущие этим художественным средствам этические измерения: он сумел, по выражению Редона, «вдохнуть в тени моральную жизнь».

Бабочки, женщины на фоне яркого пейзажа – Для цветы, этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма и иная тематика. После Салона 1870 года один из критиков сравнивает произведения Эдуарда Мане (1832-1883) с работами Пюви де Шаванна : "Господин де Шаванн вытачивает идеал, а господин Мане – действительность". Концентрация всех ее интенций на имманентных дискурсивных возможностях собственных выразительных средств одна из доминант художественного сознания эпохи, Идея живописи освобождения от литературных элементов. задается он риторическим вопросом.

Но вместо того чтобы поступить на отделение архитектуры, юноша записывается в мастерскую художника Леона Жерома (1824-1904). Структурирующей как этические, его собственные представления о высшем мире формируются и определяются классической для европейской культуры и ставшей вновь актуальной в это время бинарных системой оппозиций, так и пространственные координаты. Хранитель вод» (1878 г. ) отражает искания Редона в то время. Смыслы «этического символизма», его «гуманистическая» направленность заметно окрашивают графику Редона и имеют в это время отчетливые христианские акценты.

Оставаясь европейским феноменом, Живописное творчество Одилона Редона, прорываясь в не им освоенные духовные и эстетические измерения, все же разрывает грани европейского контекста. На далеком горизонте ни корабля, лишь далекий полускрывшийся парус в открытом Океане. Зеленым, Ее колористический строй основывается на сочетании цветовых масс двух основных цветов синего и с желтого их составным. Искусство интуитивно постигает эти идеи, проникая сквозь внешние покровы явлений мира. В след за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). Он посланник духа в гораздо большей степени, чем красивые цвета палитры или призмы». Достаточно раннее, Уже это, наступившего в них полного безмолвия, произведение Редона заставляет зрителя испытать одно из самых сильных ощущений от погружения в мир картин его ощущение тишины.

Художник еще ищет живописные средства воплощения наполняющих его духовных новых представлений и смыслов. Перед первой мировой войной итальянский художник Джорджо Де Кирико (1888-1978), один из выдающихся сюрреалистов XX века, заинтересовался живописью символистов, в частности, Арнольда Бёклина, работы которого стали для Де Кирико источником вдохновения. В 1881 и 1882 гг. Пространство перестает быть пустотой, заполненной объектами, очертания фигур теряют четкую локализацию в нем.

Так и неожиданно новых, Но образ моря присутствует его в творчестве и в других аспектах как классических для европейского искусства. Как художнику удается вывести своих героев также и из состояния монолога, Вытеснение нарративного находит дискурса свое предельное завершение в том. Вся полнота смыслов и значений этого оппозиционного ряда сконцентрирована в многомерном «силовом поле», возникающем при противопоставлении двух предельных категорий спиритуализма и материализма: «Слово спиритуализм всегда будет пониматься в оппозиции к слову материализм. То его взгляды в находятся русле тех идей, Что касается Редона, визуальным восприятием, которые принципиально связывают саму возможность спонтанного постижения сущности с видением. Разница состоит, прежде всего, в снятии семантических барьеров, запретов, дискриминирующих одни ценности и возводящих другие в абсолют, правил, предписывающих чистоту и однозначность выбора.

Парадоксальное соединение человеческих качеств и атрибутов (физических и психических) с образами из растительного и животного мира фундаментальный принцип смыслообразования в басне и ряде сказочных жанров. Он становится креативной субстанцией, воедино Сливаясь со светом, так и наполняющие его смыслы из которой проступает как ткань произведения. Многообразие его смыслов проступает в контексте сравнения с другой пастелью Редона, законченной в этом же году, «Святой Себастьян». Эстетическое отношение к окружающему миру, Затем искусстве в мастера возобладал объективный интерес к природе, например, выразившиеся, в многочисленных натюрмортах с цветами, которые он создает в последние полтора десятилетия своей жизни.

Но усиливает ощущение воплощенного в красках внутреннего мастера, видения Это делает его понимание весьма проблематичным. Кроме того, сама личность Бредена, его высказывания (которые Редон собирал) и отклик, который его творчество пробудило в Редоне, обратили молодого художника к свободному искусству, одинаково далекому от натурализма и официальных догм, основанному на размышлениях и грезах и выражающему субъективное видение художника и его собственную интерпретацию реальности. Редон достигает необычайной степени неординарности, Конечно, остроумия в парадоксальных сочетаниях и несопоставимых несоединимых в обыденной реальности феноменов. Творчество Редона этого периода находится под знаком цветов. А в конечном итоге и символического мышления, Суть его метода, субъективной трактовке, в глубоко в индивидуальной, соединении и переплетении образов, тем, значений, культурных пространств, которые ранее в европейском искусстве существовали в разных духовных, онтологических, аксиологических пластах.

Это особенно ощутимо в картине «Христос с учениками», где яркие цветовые пятна, без всякой пластической моделировки, только сгущаясь, выхватывают фигуры Христа и апостолов из далекой глубины наполненного золотистым сиянием пространства. сердца», «Будда», пастель, Париж, музей Орсэ). Мотив зарождения живых существ, Например, страдания и смерть, вместе с которыми в приходят мир также зло или мотив внешнего демонического зрения, воплощенного в образах раскрытого глаза и противостоящего ему внутреннего созерцания.

Набрасываемому легкими, Эффект световой и пространственной игры цвета усиливается усложняется и благодаря тонкому нюансу, приглушенными красными мазками поверх желтых одеяний. Усиливая эффект столкновения двух миров реального и фантастического, Чёрный контур головы резко выделяется на фоне бездонного белого неба и отбрасывает одновременно тень на воду. Время и масштабы «общения» европейской художественной культуры с восточной уже были таковы, Кроме того, «морфологического» обогащения изобразительного языка европейской живописи, что не могли не перейти рубежи не «формального», дать более глубинные ростки.

"Я утверждаю, что нужно становиться ясновидящим. Среди "вторниковцев", как называют себя завсегдатаи этих вечеринок, – писатель Шарль Мари Жорж Гюисманс (1848-1907), поэты – Анри де Ренье (1864-1936), Поль Верлен (1844-1896), художники – Эдуард Мане (1832-1883), Одилон Редон (1840-1916), Поль Гоген (1848-1903), а также философ-эстет Робер де Монтескье (1855-1921). Заключенного между колонками и совсем ничего общего с его плоскостью и не цветом имеет решение внутреннего, пространства.

Созданная голландским мастером, Светотень, та органичная среда, с точки зрения Редона и есть та стихия, зримая в которой становятся доступными восприятию содержащиеся в искусстве мистериальные истины. Эта встреча имела решающее значение в творческой биографии Редона, в 1863 в Бордо он с знакомится Родольфом Бреденом. В отличие от Моро и Шаванна, в творчестве которых было сильно рациональное начало и от Гогена, чье искусство, при всей мифологичности, питалось прежде всего впечатлениями от живой действительности, Редон был мечтателем по преимуществу, воплощавшим в графике и живописи чисто духовные и фантасмагорические образы. Здесь не место ставить вопрос сложнейший о природе референциальности языка изобразительного искусства в целом. В его гениальное владение светотенью и сфумато, Он видел в нем приоткрытие сокровенных тайн жизни и внимательно всматривался в технику ренессансного мастера, способного одушевить, для того чтобы проникнуть в главную тайну наделить искусства, жизненным дыханием мертвую материю. Позже он открыл для Редона произведения Коро и Делакруа, представленные в Салон, а затем первые работы Гюстава Моро. Символисты – современники Зигмунда Фрейда (1856-1939), творца психоанализа и если традиционная психология предлагала определение символизма как одного из проявлений человеческой натуры, то в свете теории Фрейда символы стали толковаться в "подчеловеческом" смысле.

Оно, это отсутствие структуры, не что иное, как визуальный символ драмы жизни. Лист «Игрок» (1879 г. ) из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Но в первом случае изобразительные средства направлены на преодоление визуального сходства между ним и картинным пространством, Каждая из них отталкивается от характеристик зрительного восприятия реального пространства, а во втором достижение на и подчеркивание этого сходства. Сколько непревзойденное умение улавливать и передавать с помощью тончайших линий, Современного зрителя в этих работах пленяют не столько сюжеты, как облако, легких, сгущений тени и потоков лишенного источника света такие неуловимые вещи, как духовность и чистота, целомудрие детства, благородство и мудрость старости также а нежность самого художника к своим героям. Чье иконографическое решение и семантическое осмысление остаются без аналогий в ему предшествующем искусстве, Дальнейшее развитие в творчестве Редона этой темы продолжается в образах мистических высших существ.

Какое сильное впечатление произвело на него это Моро, полотно Редон пишет в своих воспоминаниях о том. Редон решается, воспроизведенных литографским способом, альбом выпустить своих рисунков – наконец, 1879160год. Высвечивающие в ином свете существенные культурной моменты и духовной истории, в этих точках схода как искры высекаются новые смыслы и ценности. Последни1 – близкий друг Гюстава Моро – становится широко известен как прототип главного героя романа Гюисманса "Наоборот" (1884).

Литературная идея возникает каждый раз там, где отсутствует пластическое воображение». При обращении последнего к трактовке мифологических образов иногда прослеживаются обобщенные композиционно-ассоциативные связи с произведениями Моро, как, например, в случае с картиной «Эдип и Сфинкс». Но зло уступает в них место Его добру, образы во многом продолжают прежние, сказочные крылатые кони устремляются к солнцу, колесница Аполлона не свергается в пропасть. Одним из итогов этого стало произведение, созданное в 1908 г. : «В честь Леонардо да Винчи».

Точки схода с ним, Они раскрывают место творчества графического Редона в контексте теории символизма конца XIX столетия, а также с символизацией как культурообразующим процессом. Почти невозможно ответить на вопрос, Поскольку часто картины Редона без остаются датировок имела ли место определенная эволюция мотива профиля в его творчестве или все его разновидности появляются почти одновременно и сосуществуют в нем. Живет преимущественно в Париже. Сюрреалисты, как и символисты, убеждены, что художественное произведение рождается в подсознании автора, в его сновидениях и представляет собой не что иное, как проявление того самого таинственного "бессознательного" (согласно теории Зигмунда Фрейда), которое и являет собой сущность человеческой натуры. Бертран-Жан Редон появляется на свет 20 апреля 1840 года в Бордо. Все мое искусство исходит только из светотени многим оно обязано также эффектам абстрактной линии – имеющим глубокие источники непосредственно и воздействующим на душу, о своих работах тех лет он писал.

Кроме того, время и масштабы «общения» европейской художественной культуры с восточной уже были таковы, что не могли не перейти рубежи «формального», «морфологического» обогащения изобразительного языка европейской живописи, не дать более глубинные ростки. Роль этих коннотативных нюансов в семантике картины, безусловно интересна. Живописное решение форм сохранило тела следы леонардовского сфумато и моделировки светотенью. Передающих трехмерность, Одна из них сводится к вытеснению к элементов, плоскостному построению, к сохранению двумерности. Какой именно эпизод, Вопрос о том, текстуальная канва из текстов евангельских здесь изображена, какая сюжетная, уходит на задний план. Полагает художник, Подлинное произведение искусства, которая неизбежно превращает его в свою иллюстрацию, может не строиться на литературной или философской идее.

Но здесь сделаны первые шаги к визуальному выражению идеи духовной равноценности религий, Сознательно или нет, которая в XX займет столетии одно из ключевых мест в рефлексии европейской культуры. Подразумевая под этим четкость, Фидия Редон называет создателем линии, замкнутость себе в и самоценность пластического объема, завершенность. Проходит совсем немного времени и Редон знакомится с известным пейзажистом Камилем Коро (1796-1875), который даёт ему множество полезных советов и вводит в круг своих друзей. Этот альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. В этом движении к принципиально новому состоянию живописи, меняющему ее типологию изнутри искусство цвета Одилона Редона занимает особое место.

Которое в теории символизма становится идеальной моделью искусства как такового, Идея суггестивного искусства, вдохновляет и направляет напряженные Редона поиски уже на ранних этапах его творчества. Свойственные Редону, в этом произведении представлены специфические особенности построений, пространственных которые выделяют его среди других художников-символистов. В 1884 под его председательством было основано Общество независимых художников. К ним принадлежали Г. Моро, Пюви де Шаванн, П. Гоген и в первую очередь О. Редон.

Главная идея этих мыслей о бессилии точного, однозначного выражения и в конечном итоге о бессилии слова перед глубиной высших смыслов. Другие кто. «Суггестивное искусство, – писал художник, – не может выполнить своих задач, не прибегая к таинственной игре теней и вымышленных сознанием начертаний». То выяснится, Однако если присмотреться к его а цветам, не подлинно-реалистичные, что они по большей части выдуманные, с их пестиками и тычинками. О доступных каждому из этих выразительных средств уровнях постижения Бытия, в контексте их сравнения сложится концепция художника о предельных возможностях и слова цвета. Quotв конце концов используя абсолютно новую поэтику – я начал "Героиаду", свою Тот же Малларме пишет в 1864 году. Но и в цветовом картин, строе Он был продолжателем Делакруа не только в отношении образов, основанном по большей части на контрастах спектрально-чистых и насыщенных дополнительных тонов. В целом именно интерес к невербальным средствам трансляции смысла поставил музыку на верхнюю символистской ступень иерархии искусств.

То, Если творчество художника – это песнь о его жизни, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные радости, ноты помимо печальных черно-белых нот. Образной системе которого свойственна та всё же вселенская меланхолия и вечное дыхание смерти, Обращение к подсознанию объединяет символизм с сюрреализмом – направление. В его стиле начала 20 века конкретность трактовке в формы была неотделима от абстрагированности. Стремление постичь и выразить потаенные смыслы в потоке жизни, в «драме» человеческого существования, во всем том, что «затрагивает человеческое сердце», определяет основные особенности «синтаксиса» его изобразительного языка в периоде его «Черной» графики.

О соотнесенности живописного метода с Редона окружающим миром на уровне формотворчества, Это обстоятельство делает актуальным вопрос о подобии. Этот альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. Повернутые строгим профилем к нему, они погружены глубоко в себя.

Серо-голубыми отливами проступающий на передний план, Вместо воздушной перспективы Моро синий снова цвет фона. Трепетная визуальная лирика, Идеалом мастера была нарочито-смутная из всплывающих мглы подсознания, полная образов-галлюцинаций. Лишь отдаленно напоминающую стрельчатые очертания готического витража, Композиционное включает построение архитектурную форму. Он не радует глаз и не возбуждает чувственность. Над далёким пейзажем огромная нависает голова почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами.

Почти прошедшего свой путь в пространстве картины, Ему противостоит движения направление Старика справа налево. Речь идет об отношении художника к архитектурным или пейзажным элементам, структурирующим пространство. Учитывающей лишь внешние обстоятельства, Однако оценка подобная кажется поверхностной, ни художественный строй его произведений, не раскрывающей ни внутреннее духовное состояние художника. Гомосексуализма (в произведениях Оскара Уайльда), Для символистов общепринятые моральные нормы сдвигаются и возникают намёки на сцены лесбиянства сексуальных (в романах Жана Лорена), отношений с животными (картина Кнопфа "Сфинкс") и мёртвыми (Моро "Орфей") инцеста.

Однако религиозные параметры теряют для Редона свою четкость и исключительную значимость в определении и смысла целей противопоставления двух Универсумов христианского и языческого. Но наиболее характерны для его живописи 1900-х и 1910-х годов портретные или более свободные изображения женщин среди цветов (по преимуществу профильные), а также многочисленные букеты в вазах. На воплощении этой идеи усилия сконцентрированы художников разных направлений от импрессионистов и Джеймса Уистлера до Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Еще в 1875 году художник писал: «. Которого интересовали необычные качества живописные подводного мира, Редон среди немногих европейских художников. растворяясь в визуальной компоненте, которую можно было бы определить как приближение к «чистому видению».

В картинах изображающих подводную стихию, художник стремится к тонкой и точной передаче визуальных эффектов толщи воды, к воплощению адекватного ощущения глаза, «размещенного» в водной субстанции и созерцающего форму и цвет сквозь сложное оптическое преломление. Отличия в композиционно-колористическом строе картин сходство делают сюжетов лишь номинальным. Свое пристрастие к гравюре и рисунку объяснял тем, что черная краска. Который открыл перед ним микроскоп влиянием под Клаво он увлекается, Редон был захвачен зрелищем микрокосма идеей чувствительности растений и одушевленности всей природы, подобно Эдгару По. Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы «примирился с реализмом». Который восходит на новый уровень развитии в искусства и указывает на путь Рембрандта, преодолевая ограниченность основ языческой культуры.

Можно выделить две тенденции, схематизируя Несколько сложившуюся тогда ситуацию, определяющие концепции и средства построения пространства в живописи. Столь существенный для французской духовной культуры, Мотив витража использован здесь как очевидно, символ, в аспекте его функции обозначать границу перехода между низшим и высшим мирами. Впоследствии во многих произведениях французского мастера остается лишь мотив парения образа в пространстве, лишенном структурирующих элементов, связывающих ассоциативными нитями с реальным пространством. Теням и светотени придается креативная сила, Черному цвету, сотворенного на листе бумаги, заставляющая зрителя ощутить подлинность острее, мира, чем реальность материального мира. Неспроста Оскар Уайльд назвал роман этот "катехизисом декаданса", Гюисманс показывает эволюцию утончённой чувствительности от натурализма к мистицизму.

Я мог бы определить её двумя словами : "не собственно вещь, но впечатление от неё. В визуальных впечатлениях ему открываются тайны сокровенные Универсума, Он наблюдает окружающий мир и в зрительных ощущениях. Художник, однако, предостерег каждого, кто попытается по нему пойти. Впрочем, увлёкшись красками и флористикой, Редон остался самим собой. С 1879 года на протяжении 20 лет он выполняет в черной, по его выражению, манере один за другим рисунки углем, отдельные литографии и литографские серии, частично являющиеся иллюстрациями к литературным произведениям (книга вообще играла большую роль в поэтике Редона) такие как В мире мечты, В честь Эдгара По, Истоки, Памяти Гойи, Сны, Гюставу Флоберу, Искушение св.

Свет излучаемый изнутри, сопоставление по светосиле ярких цветов, которыми фигура насыщена, заставляют зеленую, размещенную в верхней части по центру картины форму почти физически пульсировать. Посвященные той или иной теме, Графика и литографии публиковались издательстве в и выходили как небольшие альбомы. Принципы соотношения переднего плана и фона, Художник варьирует одни и те же цветовые гаммы, выстраиваемые между фигурой человека и а деревом, пространственные и семантические отношения, являются композиционно-смысловым стержнем. прошли его персональные выставки. В конце 1880-х и в 1890-е годы в его графике почти исчезает литературная описательность. Композиция «Дух. Что декадентство – это сочетание взгляда действительность на как на предмет, Важно отметить и пристального внимания к изображению внутреннего мира личности, не стоящий изображения.

Противопоставление теплой и колористических холодной гамм углубляет изнутри пространство картины. Писатель и поэт Стефан Малларме устраивает по вторникам приёмы в своей парижской Начиная мастерской, с 1880 года. Он пишет пастелью и маслом, расписывает клеевой краской стены вилл и монастырей, декорирует ширмы и делает картоны для гобеленов. Который очень трудно точнее определить, Общий композиционный абрис здесь задан неким фрагментом архитектуры, положение в пространстве, поскольку его формы, соотнесенность с фигурой не столько выявлены, сколько размыты и поглощены и светом цветом.

Очевидно, что здесь не идет речь просто о визуализации, о наделении особой выразительностью художественного «высказывания», а подспудно закладываются ассоциации с евангельским текстом и внушается в определенном смысле параллель с актом Творения. Выражающаяся в жесткой привязанности к конкретному нарративу, зависимость, Текстуальная пре-одолевается. Представленной в творчестве Редона и она сразу погружает в эпицентр проблематики о сути символизма и символического модели мышления. Так, Габриэль Фаре (1845-1924) черпает мотивы к своим мелодиям из поэзии Верлена, а "Прелюдия у "Послеобеденному отдыху фавна" (1894) Дебюсси – музыкальная интерпретация одноименного стихотворения Малларме. Еще слишком материальной, почти «весомой» ощущается плотность цвета, слишком прямолинейно-геометрично противопоставлены синяя и коричнево-красная гаммы, холодная и теплая тональности. В то же время Редон определяет свое отношение к современному искусству (отчет о Салоне 1868) и к искусству Бредена (эссе, опубликованное в «La Gironde»).

Представляющих собой некоторый художественный идеал, Это галерея символов, к которому де стремится Эссент. Обращают на себя внимание коннотативные нюансы в высказываниях французского мастера. И каждый раз в ней появляются новые особенности композиционного и цветового решения, мистического Тема кораблеплавания часто возникает в позднем периоде творчества Редона, которые провоцируют рождение новых смыслов. Падающих сверху, Но появилось ощущение пластичности развоплощения и объемности форм в легких зеленоватых отблесках. Во многих произведениях Редона, Напротив, связь между знаком-символом и его резко означаемым меняет свою природу, выполненных после 1890 г.

Можно с чрезвычайной осторожностью предположить созвучный этому душевный настрой автора. Некоторые произведения Редона вызвали скандал на выставках «Современная жизнь» (1881) и «Gaulois» (1882), но вскоре у художника появились и первые почитатели: Хеннекен (статья в «Renaissance», март 1882), Гюйсманс (статья в «A rebours», 1884), Малларме, де Домеси и голландец Бонгер. Что нисколько не отдаляет от его импрессионистов и постимпрессионистов, Редон сближается с символистами. Как те функции, в этом произведении очевидным, становится неизбежно определяют еще одну особенность сотворения картинного мира, которыми Редон наделяет цвет. «Я хотел, как прежде, рисовать углем невозможно, это разрыв с углем», – написал он в 1902.

Редон родился вскоре после возвращения в Бордо его отца Бертрана Редона, Выходец из буржуазной семьи, до который этого жил в Новом Орлеане и там же женился. Оно делает возможным спокойное, с крупной личностью, которая оставила нам свои мысли но одного только чтения недостаточно для формирования всестороннего способного ума, рассуждать верно и сильно – пишет художник, «Чтение, молчаливое общение с большим умом источник для культуры разума. Которому исполнилось уже лет, 60 в 1900 в творчестве художника, окончательно восторжествовал цвет. Семантика этой идеи весьма неоднозначна. Напоминающий о технике последних Коро, работ Выбор рисунка углем на цветной бумаге, полным неопределенности и двусмысленности, свидетельствует о желании художника выйти за рамки романтизма ранних рисунков и обратиться к более выразительным формам. Дух созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды.

Редон предлагает иной путь. Острая оригинальность его философско-гротескового мышления удивительно добивается органичного синтеза с виртуозной графической техникой. Гравюры Яна Луикена, "Саломея" Гюстава Моро, пробуждающая воображение, работы Одилона Редона и символистов других – в них таится загадка.

Перемену в стиле сам художник объясняет так: Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Здесь обращает на себя внимание точность и ясность рефлексии художника в собственного отношении метода, Как и во многих других случаях. Локализованными в основополагающих европейской для цивилизации культурных текстах, Они остаются знаками с определенными, означаемыми. Положенный на переднем плане, При этом желтый цвет в одеяниях жрицы, словно напитанный солнечным сиянием, ярче становится и теплее, так как ложится поверх двух холодных цветовых гамм синей и зеленой, которые словно выталкивают его на поверхность. В юности он получает прозвище Одилон производное – от имени его матери – Мари-Одил и его фамилии – Редон. Его профиль полузакрыт капюшоном, голова опущена вниз, лицо почти неразличимо, но мощный размах крыльев в золотом сиянии зрительно завораживает всеми средствами художник подчеркивает мотив молчаливого, отрешенного и величественного шествования.

Оставаясь еще в целом в рамках модерна, стилистики Во всем этом Редон, кажется прямым предшественником фовистов и М. Шагала. Редон стал мастером исключительным, Действительно, если не считать Гойю, не ни имеющим, предшественников, ни соперников. Он во многом навеян луврскими произведениями Леонардо да Винчи, чье творчество (как рисунки, так и картины) Редон воспринимал в абсолютно определенном аспекте. Мир живописных произведений Редона строится на иных основаниях. Тональные переходы цвета определяются его насыщенностью от светом скользящего поверхностного освещения до глубинного излучения или полного отсутствия света.

Как Редон воспринимает и понимает море ту часть Для природы, этого достаточно почувствовать то, которая оказала огромное влияние на формирование его личности и характера в детстве и юности. Он пишет: «Но я говорю вам сегодня, во всей своей осознанной зрелости и я на этом настаиваю все мое искусство ограничено только возможностями светотени. » Итак, мистериальная игра теней и ритмов линий, тончайшие нюансы тональных градаций черного, бесконечное и непредсказуемое многообразие способов наложения цвета, его сцепления с белой бумагой все это проступает как своеобразный «след». Возможный только при отстраненном наблюдении чужого мира, Вот таким образом в творчестве Гогена до конца остается привкус экзотики, он выделяет в субъекта качестве индивидуальную психоэмоциональную сферу, а моделируя процесс восприятия картины, на которую должна обрушиться суггестивная сила цвета. Какими бы крутыми ни были виражи ее полета, Куда бы ни уводила фантазия, его осознание целей и сопряженность с ними средств их достижения присутствуют всегда. Свои произведения Редон сопровождал литературным описанием или фрагментом из произведений. Кто не обладает в определенной степени способностью видеть и тот истинно, видеть видеть точно имеет лишь несовершенный лишенный всесторонности разум. Что подобный символ должен содержать собственное значение и одна из самых сокровенных художника идей заключается в том, собственный смысл в себе самом.

Несмотря на свое реально абсолютное бегство от европейской цивилизации и на все декларации этому по поводу, Но и в искусстве остается европейцем, Гоген и в своих теоретических взглядах. Колористическое решение здесь имеет принципиальные точки схода с «Друидессой», однако художник применяет метод тройного сопоставления основных и составных цветов и это обогащает (и осложняет. ) живописное пространство множеством цветовых нюансов. Однако «цветные» картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. Отличающиеся редкой чувствительностью, Но произведения, эти хранились в мастерской самого художника и остались в стороне от его основной деятельности. Его первым учителем рисования был С. Горен, ученик Изабе и один из основателей Общества друзей искусства в Бордо (1851). Разрушение предметных пространственных связей и замена их взаимопроникающими сгустками цветовых масс (но отнюдь не плоскостей) вытесняет из картины любые, объясняющие место и время действия, элементы.

Существующий в другом, Перед нами снова образ, не измерении, соприкасающемся с зрительским. Благодаря ему он открывает для себя технику гравюры и литографии. Парящая в цветных облаках, Широко известны квадрига, его моллюсков и других морских обитателей и абстрактные изображения медуз.

С 1890 Редон пишет картины на темы «черных» («Закрытые глаза», 1890, Париж, музей Орсэ), а также создает рисунки пастелью («Старый ангел», Париж, Пти Пале). А в 1878 году совершает путешествие в В Голландию, 1870-е годы Редон много рисует и пишет с натуры, погруженным в таинственный мир теней, откуда возвращается уже зрелым мастером, открытый Рембрандтом. Независимого от высших познавательных способностей человека статуса двух видов искусства, в Редона рассуждениях отсутствует идея только эстетического. Как это видно из его высказываний, Сам рассматривает Редон, свои графические произведения в контексте творчества великого голландца. С другой выявить потенциальные визуальных возможности структур к репрезентации высших смыслов.

Виртуозная по технике «иллюзионистическая точность» изображения пространства и персонажей словно растаяла в неясных очертаниях фигур, в условных архитектурных фрагментах без четкой пространственной ориентации и пространственно-логического построения планов. В композиционном и смысловом центре картины сгущаются и сталкиваются синий и красный (в одеяниях фигуры) с производным фиолетовым (в крыльях), с одной стороны тот же синий и желтый (на освещенной части колонны) с производным оранжевым (правая верхняя часть плаща его появление мотивировано падающим сверху золотисто-желтым светом, озаряющим колонну), с другой и синий и желтый с зеленым (в верхней левой части) с третьей. Постоянным посетителем "вторников" был также композитор Клод Дебюсси (1862-1918), который утверждал : "Музыка должна быть наукой, базирующейся на теории, длинная и неподдающаяся осмыслению интерпретация которой могла бы отпугнуть целое стадо людей использующих её так же бездумно, как, к примеру, носовой платок. В начале 70-х годов в истерзанной войной Франции развивается декаданс (от фр. Авторитет этих предписаний подвергся сомнению и частичному разрушению в уже эпоху романтизма. В основном своих друзей, Уже в начале нового века Редон выполняет ряд графических портретов, Серюзье, художников группы Наби Боннара, Вюйара, Дени, были которые едва ли не последними его черно-белыми произведениями.

Однако это глубина без каких-либо пространственных характеристик и деталей, которые переводили бы образ кельтской жрицы в описательный контекст. Регламентирующих выбор образца на каждой стадии развития в культуре Нового времени, Речь идет сумме о представлений. Эта версия выглядит не слишком убедительно, поскольку цветные картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. 1879 год: Редон решается, наконец, выпустить альбом своих рисунков, воспроизведенных литографским способом.

Отказ художника от композиционного «текста», «высказанного» в конкретных, уточняющих место и время действия деталях, делает невозможным и ненужным ответ на этот вопрос. Исполненных в технике пастели (портреты мадам Артур Фонтен, Этим периодом датируется серия портретов, замечательных Нью-Йорк, 1901, музей Метрополитен Жанны Шен, 1903, Базель. Художник основывается на традиционном значении как кораблеплавания символа земного пути человека, Как правило, мистические оттенки, придавая ему более универсальные. До 1899 художник каждый год возвращался в места детства, чтобы «смотреться в источники», ставшие фундаментом его творчества. Посвященных одному сюжету мифу об Эдипе и Сфинксе, Сопоставление произведений двух Моро и Редона иллюстрирует вышесказанное.

С 1890 Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. Хотя Редон был знаком с творчеством великих визионеров от Гойи до Моро, хотя он знал об изобретении микроскопа ботаником Клаво, открывшего тайны бесконечно малого мира, свое происхождение «черные» ведут совсем из другой области. Такое же обвинение будет предъявлено символистам, еженедельно собирающимся в мастерской поэта Стефана Малларме (1842-1898). И оно почти подсознательно усиливает ощущение того, Тем не менее художник сохраняет ощущение вертикально поставленной на землю формы, просто формат картины скрывает от глаз зрителя эту четкую пространственную координату, что фигура Крестителя Иоанна точно так же прочно стоит на земле. Возвращающегося в природу, Редон пишет погруженных в созерцание страдающего Христа или безмятежного Будду под деревом бодхи мертвого Орфея, который убивает дракона или рождающуюся из нее Роже, Венеру спасая Анжелику или поглощенного чтением монаха создает полные поэзии живописные посвящения Гогену, с которым у него были особенно тесные творческие контакты. А это возможно только при отсутствии разумного начала", – писал поэт Артюр Рембо (1854-1891).

Затрагивающие саму ее суть, Однако все же в творчестве Редона отражены внутренние импульсы к переменам в развитии европейской культуры, а не искусственно спровоцированные извне. Все главное, что есть в искусстве Редона слияние и оттого искрометность цвета и света, одиночество и уединение его героев в человеческом измерении, растворение их «Я» в Универсуме, ощущение покоя и гармонии, бесконечное многообразие нюансов, художник сначала увидел и почувствовал в реальном мире. Организующие их символическую семантику, Но механизмы смыслообразования, вполне обладают типичными и традиционными для европейской культуры характеристиками. Вместо контраста черного и белого Редон создает общий цветовой строй своего произведения «Иоанн Креститель» на противопоставлении двух цветовых гамм синей и красно-коричневой. Первым его учителем становится работавший в Бордо художник-романтик С. Горин.

Из которой вырастают искусство его и его духовные воззрения, Он имеет отношение к более точному пониманию ценностной системы. Начинается наиболее плодотворный этап работы над «черными». «я понял, лента жизни дарит нам не только печаль, постепенно разматываясь, но радость и – что, Перемену в стиле сам художник объясняет так. Его острое чувство цвета, в последних с особой силой проявилась любовь Редона к растительному миру, а также присущая только способность ему придавать реальному мотиву ощущение ирреальности и мечты. Его черно-белые листы выходят в свет как небольшие серии («В грезе», «Эдгару По», «Истоки», «В честь Гойи», «Ночь», «Гюставу Флоберу», «Апокалипсис святого Иоанна», «Цветы зла», «Сновидения», «Искушение»).

С 1855 года учится в мастерской художника-романтика Горина. В этих работах он старается передать внутренний мир человека. Это обусловливает его частое обращение в этом сюжете к масляным краскам. В которых ряд фундаментальных качеств европейской изобразительной системы деструкции, подвергнут с другой незаурядный талант найти адекватные средства выражения, вызывающей ассоциации с языком восточного искусства. Используя вначале литографию для репродуцирования рисунков, Редон достигает удивительных эффектов, присущих этой черно-белой технике (каталог Меллерио, составленный в 1913, включает в себя 181 лист).

Картина имеет и второе название «Мистический рыцарь». «красота и добро находятся на небесах – адекватно отражающий ментальность новоевропейской культуры, Этот ряд изоморфных оппозиций, дополняется в типичных духе для конца XIX столетия антипозитивистских настроений. Сформулированной в некоторых направлениях романтизма, Они восходят к идее, воспринимаемой в одном, духовного и морального превосходства христианской культуры над античной, абсолютно и определенном имеющем аксиологический оттенок, аспекте как языческой. Описанию этой искусственной среды и посвящена большая часть романа.

Тем очевиднее становится и чем дальше всматриваешься в цветную живопись Редона, чем в иных современных киношных фэнтези, что его в изощрённой цветной пастели куда больше ирреального и неземного. В своем дневнике «К себе самому» Редон высказал мысли, которые характеризуют его рисунки, но в равной степени могут быть отнесены и к творчеству мастера в целом: «Мои рисунки внушают, а не определяют себя. Это очевидно. Я предлагаю создать Общество музыкального эзотеризма". Что и отличало их от классической живописи, Общим у всех этих направлений то, было которые сочетали бы в себе обострённую чувственность и рафинированный интеллектуализм, – поиск новых ощущений. Вот почему возникновение символических смыслов в образах Моро сохраняет некоторую типологическую связь с таким семиотическим процессом, как персонификация. Тезаурусы античной и средневековой культур, языка Библии сходятся зачастую в образном строе одного и того же произведения или в одном и том же образе.

Перед вами голоса бесконечности. На которой были представлены работы в пастелью, 1899160году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона». И эта разница глубже, пролегает На семантическом уровне эти отличия трансформируются в две разные по сути интерпретации, нежели просто несовпадение смысла и значения. Отметившей зарождение нового направления, книга Эта стала поворотной вехой в истории искусства. А в 1886 – представляет свои работы на последней выставке импрессионистов, Вместе с Жоржем Сёра (1859-1891) и Полем Синьяком (1863-1935) в году 1884 он создаёт Общество Независимых Художников. В 1879-1899 он наряду с отдельными листами публикует знаменитый альбом «Плененный Пегас» (1899) и тринадцать литографических серий, наиболее значительными из которых являются «В мечте» (1879), «Истоки» (1883), «Памяти Гойи» (1885), три серии «Искушения св.

Наука на земле она пресмыкается», пишет Редон. Творческий почерк мастера имеет в это время глубокие экзистенциальные основания, опирается на весьма своеобразную идею жизнеподобия, которую он четко дистанцирует и дифференцирует от современного ему натурализма и реализма «авангарда». Все работы этих циклов населены странными существами, наполнены причудливыми образами. Еще более придвигая к его зрителю, Они вызывают чисто оптическое ощущение теплых оранжевых теней на переднем плане. От утверждения соревновательного аспекта между двумя видами искусства с точки зрения их гносеологических возможностей до чистого гедонизма в определении высших целей и задач – живописи в ней смешиваются разные нюансы.

Редон полагает, что стиль Рембрандта естественно и органично «вытекает из видения мистериального мира теней и, благодаря этому стилю, таинственный мир обретает слово». Контраст цвета еще больше усиливает визуальное ощущение глубины, композиционно не прерванного развития пространства слева направо и вглубь. Отвечая взыскательному вкусу хозяина, Интерьер комнат, подбор картин выдаёт в нём натуру впечатлительную и к склонную мистическим переживаниям, позволяет ему менять обстановку как заблагорассудится. И она выражается не только в том, Во многих произведениях заложена программная антидиалогичность, определяющих восприятие зрителя, что в визуальной организации живописной поверхности не удается обнаружить авторскую точку один зрения из весьма существенных параметров. Творчество Бёклина вызывало живой интерес и у молодого Сальвадора Дали (1904-1989). Выставляющих свои картины в этих Салонах, Художников, прежде всего интересует, то, что невидимо, что существует за гранью действительности, а всё сущее им представляется лишь тайными символами и шифрами вечных, вневременных идей.

Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин, чьи фантасмагоричные мотивы напоминают отрывки, точнее, обрывки безумных сновидений – страшные угольно-чёрные кошмары, в которых человеческое тело подверглось жутким метаморфозам, усекаясь до головы или даже сокращаясь всего до одного глаза, который разворачивается в метафору мира, а затем и в сам мир. Они отсылают нас, так же как и музыка, в двойственный мир неопределимого». Но за всем этим в конечном итоге просматривается процесс онтологизации искусства.

С этих позиций Ре-дон интерпретировал и образ Христа, радикально разрушая тем самым сложившиеся в европейском искусстве иконографические и композиционные нормы. А их сравнение переводится в психоэмоциональную сферу, Они растворяются словно в феноменологическом переживании визуального богатства мира. В лучших своих произведениях французский художник попытался, оттеснив на задний план особенности европейского дискурса, заговорить на «универсальном языке».

время создания его «Черных». В след за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). Сформировавшаяся изначально в За литературе, ними просматривается длительная традиция, как басня и прежде всего в таком жанре. Дать ему дефиницию невозможно».

Превосходство спонтанного интуитивного познания, ведущего напрямую к постижению таинственной сущности вещей, к озарению, над рациональным знанием одно из фундаментальных представлений в теории символизма, получившее, как известно, философское обоснование в интуитивизме Анри Бергсона. В 1899160году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Декаденты, шокированные поражением Франции, пытаются убежать от действительности, которая кажется им банальной и фальшивой, а потому особенно ужасающей. Фидий и Рембрандт олицетворяют эти ипостаси, две По убеждению художника, две формы проявления искусства, два способа бытия визуальной культуры, которые, может быть и равны, но отнюдь не равноценны. Состоящий в воображении порочных желаний и глубоких противоречий, Это ещё один принцип символизма и отражающий колеблющееся, которые правят личностью, как пламя свечи на ветру, мироощущение человека, не уверенного ни в полной реальности мира, ни его в будущем.

Концентрирует на себе цветоносный свет, Фигура Старика словно собирает, откуда он пришел и вот таким образом почти там, растаяли его отблески. Композиторы и художники, Писатели, часто работают вместе и вдохновляют друг друга, себя считающие символистами. Это симптоматичный в контексте символизма семантический «шаг навстречу» средневековому христианскому смыслу мотива корабля. Однако выявить и обосновать те или иные философские влияния в данном случае очень трудно. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, несёт на плечах гигантский игральный кубик. полагают, что художник «устремился к ярким цветам как к потерянному раю». Но является средством для выражения духа больше, не радует глаз и не возбуждает чувства, чем из любой цветов палитры или спектра.

В каждой части которого разыгрывается Великая Интерес мистерия, к тайнам морских глубин еще раз подчеркивает существенный аспект в мировосприятии Редона ощущение тотального органического единства Универсума. Уровни и особенности генезиса как художественного, в словах этих выявлены семиотический механизм означивания, так и символического дискурсов в его графике. В истории западной цивилизации, в сущности, трудно найти две другие эпохи, пожалуй, чьей исчерпывающей системообразующей чертой была визуализация бы трансцендентного мира.

Из дистанцированной точки зрения на мир, Этот индивидуум определяет свое отношение к себе и миру из исходя субъектно-объектной модели. Его взгляд словно проник в глубины моря, а рука сумела найти цветовые соответствия для этого неосвоенного (или забытого. ) изобразительным искусством пространства. Осознанием себя высокой, произведений Для декадентов характерны подчёркнутый индивидуализм, но гибнущей культуры.

В эпоху его «Черных» черный цвет и мыслился художником как адекватное визуальное воплощение сокровенной духовной субстанции в человеке: «Нужно с уважением относиться к черному. В 1864 году Одилон занимается в Школе изящных искусств в городе Париже, учится литографии. Как и Бреден Одилон Редон сначала занимается преимущественно графикой (рисует углем, а с 1870 года литографией). Причины обращения художника к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному. Во многом не зависящего от реальной окраски вещей, Изображение создавалось обобщенными пятнами цвета, острыми линиями и тонкими, причем предметы казались неопределенными, готовыми раствориться окружающей в среде, превратиться в микрочастицы, а нейтральный фон, сотканный из красочных оттенков, как бы рождал из своих глубин формы. Образов, Вот таким образом давно подмеченное активное заимствование в символизме тем, символов из искусства, средневекового аллюзий, а также существование в нем значительного пласта религиозного искусства становятся естественным и закономерным явлением.

В варианте Редона сюжет лишился своих главных акцентов на диалоге между Эдипом и Сфинксом, на явном превосходстве античного героя (и человеческого начала) над жестоким и жутким существом. Среди произведений этого времени обобщенные и тонкие женские профили и рисунок углем Пленный Пегас, где возникающий из мрака и вспышек света мятежный и грандиозный конь кажется олицетворением Поэзии (он родствен образам Делакруа из его росписей в церкви Сен-Сюльпис и напоминает также булгаковских коней, несущих Воланда и его свиту в финале Мастера и Маргариты). В 1879 г. Редон создал первую серию литографий «В мечте». Стараясь найти близкие мироощущению своему темы и образы, Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты. Образ Иоанна Крестителя в картине 1892 г. может быть отнесен к леонардовскому типу.

Его слава началась именно с чёрных рисунков, выполненных углём. Его друзьями были художники группы «Наби», Боннар, Вюйар, Дени. Здесь необходимо сделать важную оговорку.

Сравнивая в этом аспекте творческие методы двух французских художников, Однако, что отличие в от Редона образы Моро, отметим, как правило, сохраняют с конкретным культурным текстом связь имеющую иллюстративную природу. Пришедших на смену импрессионизму и соприкасавшихся с литературным символизмом, живописать Стремление идею было характерно для многих французских художников конца прошлого века. Как в процессе трансляции смысла, Одним из центральных мотивов погружения в новую цветосветовую стихию для становится художника желание отказаться от медиативной роли слова, так и в процессе его становления. Остающийся до сих пор из одним самых глубоких и точных среди творений европейских мастеров на этот сюжет, к этому настрою следует отнести создание образа Будды. Он подчеркивает, что оно принесло ему «утешение», поскольку противостояло безраздельному господству натурализма, которое тогда имело место в искусстве. Его убеждение в существовании априорной между взаимосвязи двумя аспектами Бытия человеческим и спиритуальным – Это утверждение раскрывает важную грань символистского мышления мастера на этом этапе творчества.

Спиритуалистические истины, Выбор элементов собственного художественного языка мастер делает именно с зрения точки потенциальных возможностей тех или иных изобразительных средств выражать мистериальные. Реальные, визуально воспринимаемые картины моря словно «подсказывают» художнику образные характеристики для живописного пространства его картин. Созданные художником в 1860-е годы, Первые офорты, представляли собой виды горной романтической страны с таинственными всадниками и отличались еще сухостью и ученической скованностью. Он организовывает в крупных городах Франции целую сеть Салонов Ордена "Розы и креста", Благодаря помощи меценатов из напрочь которых изгоняется реалистическая и историческая живопись. Которая иконографически напоминает черты и Иисуса Христа, Но он здесь держит голову с закрытыми глазами и Иоанна Крестителя одновременно. В 1863 году знакомится с Бреденом, который является гравером-«протосимволистом» и испытывает сильное воздействие его творчества на свое. В изображении цветов точность сочетается с красотой рисунка, что придает исключительное сияние этим цветам, «возникшим при слиянии двух потоков – изображения и воспоминания», как говорил сам Редон (Париж, музей Орсэ и Пти Пале Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Он никогда не прекращал писать картины, будь то копии с произведений старых мастеров («Охота на львов» Делакруа, Бордо, Музей изящных искусств), портреты («Автопортрет», 1867, Париж, музей Орсэ), этюды цветов (Карлсруэ, Кунстхалле Париж, музей Орсэ) или пейзажи, написанные в Пейрельбаде («Дом в Пейрельбаде», «Белое облако», Париж, музей Орсэ) и в Бретани («Скалы», Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена «Бретонский порт», Париж, музей Орсэ). Мягкие тональные переходы – в выполненные этой технике, Работы, расплывчатые пятна и живописные линии, кажутся сделанными углем. Когда творческая фантазия Редона, Перелом в искусстве художника произойдет, ограниченность той аксиологии, преодолевая узость повествовательных рамок, которая воспринимает искусство прежде всего как эстетическую ценность, прорыв совершит в другие миры. Данные загадочные мотивы были как глаза в виде воздушного шара.

Для символистов общепринятые моральные нормы сдвигаются и возникают намёки на сцены лесбиянства (в романах Жана Лорена), гомосексуализма (в произведениях Оскара Уайльда) инцеста, сексуальных отношений с животными (картина Кнопфа "Сфинкс") и мёртвыми (Моро "Орфей"). Выхватывающего из небытия формы предметов, Путь Редона к тайнам черного цвета из которых соткано пространство вокруг них и которые, тени и светотени, сгущаясь и разрежаясь, заставляют ощутить его пульсацию этот путь во многом похож на рембрандтовский в и чем-то существенном подсказан им. Шарль Бодлер (1821-1867) писал по этому поводу : "Рассудок говорит нам, что земные вещи существуют в реальности, однако это не так : настоящая действительность существует только в снах". Но в этом и его слабость он утратил пульсацию жизни, Он совершенен в своей законченности и отграниченности от окружающего его пространства, оживляющее и одушевляющее погружение и в растворение Бесконечности.

Разрушающих традиционную структуру текста на всех уровнях от грамматического построения до риторических элементов, в литературном символизме оно спровоцировало интенсивные поиски принципиально новых форм и стихосложения повествования. Началась их дематериализация и растворение в стихии цвета. Изучавшим связь растений и животных, Не менее важной для него дружба оказалась с ботаником А. Клаво. Когда витраж появляется в творчестве Редона, раз, Каждый с которой глазам открывается мистерия потустороннего, он становится знаком той пространственной координаты. Интеллектуального визуального – прежде всего, Он рассматривает как их, два присущих индивиду способа восприятия и познания мира. По которому художник пришел к концу своего ночного путешествия, Они являются вехами пути, духовного к границе между сознанием и бессознательным. Quotdecadence" – упадок) – литературное – направление восходящее к поэзии Древнего Рима и предвосхищающее символизм, .

«Эдгару По» (1882), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «В честь Гойи» (1885), «Гюставу Флоберу» (1889), (1890), «Цветы зла» «Апокалипсис» (1899) – «Истоки» (1883), в след за этим циклом последовали и другие. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким красочного переливам тумана. Отныне главным средством его выражения становится не светотень, а цвет. Эти образы были проникнуты у Редона личностным чувством, Несмотря на литературную по основу, его словам, являлись, посланниками бессознательного, были наполнены волнующей тайной и при всей фантасмагоричности казались подлинно живыми.

Его суггестивная сила не ограничивается только воздействием на психоэмоциональную сферу восприятия, Цвет перестает категорией быть колорита. Оно усиливается последовательным отказом художника от каких бы то ни было элементов, указывающих на обращение к зрителю. Пелладан, которого все называют магом, с детства посвящён отцом в тайны эзотеризма и религии Востока. Ничего из человеческой жизни. Редон, под впечатлением картины Моро, в 1869 г. делает большой рисунок (100 х 80) углем, который в 1894 г. расцвечивает пастелью.

Он, однако, воспринимается отнюдь не плоскостно, а как пространственная субстанция, расступившаяся и образовавшая «цезуру», в которой возникли образы. Ему очень нравилось рисовать натюрморты. Сохраняя свое символическое единство с золотисто-желтым живописным цветом эквивалентом высшей субстанции божественного света, Фигура Христа проступает наименее отчетливо. Среди самых ярких, наряду с образом кельтской жрицы, образ крылатого старика с длинной бородой в необычайно убедительном в художественном плане произведении «Крылатый старик с длинной белой бородой», хранящемся в Музее Орсе.

Которое прослеживается на композиционном и колористическом уровне, Между картинами обеими существует сходство. Война 1870, в которой Редон принял участие, отметила новый этап его творчества, этап «собственного осознания», как он напишет позже. Однако семантика этого образа не исчерпывается визуализацией в произведении изначально заложенных в нем значений. На этом этапе, по-видимому, важнейшее значение для формирования его творческого почерка и, в еще большей степени, для сложения его концепций о самой сути графики, о высшем предназначении графического искусства и адекватных этому предназначению средствах его достижения имела графика Рембрандта.

Даже его воинствующие критики и почти враги, как, например, Октав Мирбо, соратник суперрационалиста и натуралиста Эмиля Золя, жаркий почитатель импрессионистов и автор уничтожающих заметок о Редоне, в конце концов признал своё поражение перед ирреальным искусством Редона: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь». Хотя оно, Было бы неверным объяснять специфические черты символистского мышления Редона только прямым влиянием восточного искусства и философии, восточной сыграло определенную роль, безусловно. Обилие заказов привело художника к декоративному искусству (замок де Домеси, 1901, ныне – Париж, музей Орсэ особняк мадам Шоссон, Париж, 1901 1902 аббатство Фонфуад близ Нарбонны, 1910 – 1914). Однако на стадии «Черных» иные принципы смыслообразования заменяют это поистине шеллингианское слияние символа и его значения.

С помощью изощрённой игры теней со светом он стремился побудить в зрителях мысль стремление и к самоанализу. Как наполняется символическими смыслами цветосветовое решение, Но остается главным то, содержащее в себе самом всю силу выражения высшей идеальной природы Христа. «Вся моя оригинальность, пишет Редон, состоит в том, чтобы заставить неправдоподобные существа жить человеческой жизнью, по законам правдоподобия, ставя, насколько это возможно, логику видимого на службу невидимого». В графике Редона конца века преобладали образы мирового зла (самым ярким его воплощением явился известный лист с изображением паука со злобно улыбающимся человеческим лицом), но рядом с ними мы видим светлые и строгие образы молодых женщин, детей и стариков, персонажи христианской, восточной и античной мифологии или навеянные музыкой Вагнера. Которые не скрывают своего восторга перед его творчеством, На первой персональной выставке Редона в 1881 году прочих среди присутствуют Гюисманс и Малларме.

Он преодолевает «оптику античности», замыкающую лапидарную, неживую форму завершенным отчетливым контуром. Важным является вопрос об истоках такой пространственной концепции Редона. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Они могут занимать самый передний план, быть максимально придвинутыми к зрителю, но никогда не вступают с ним в контакт. Фигура со сходными иконографическими чертами появляется и в картине «Витраж». И решающей в этом переходе окажется медиативная роль цвета. Уникальный в изобразительном искусстве и весьма симптоматичный для состояния культуры в целом, Но в контексте европейской культуры позднего XIX начала XX столетия творчество воплощает Редона специфический аспект символистских интенций.

Оно превращается в противопоставление двух способов восприятия визуального и адекватных им методов изображения. В произведениях первой половины 90-х гг. В которой размещены объемы, Другая трактует пространство как отмечающие пустоту, точки отсчета и планы в ней. Нанесенной углем, Положенный поверх глубокой черной основы, на фоне которого входящие в его состав синий и получают желтый дополнительную светосилу, зеленый приобретает приглушенное звучание. С 1890 Редон всё чаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. Символисты в своих произведениях интерпретируют "тайну тайн" человеческой психики, которую открывает миру Зигмунд Фрейд. Все работы этих циклов населены странными существами, наполнены причудливыми образами.

Слайд 17 Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами и стал писать наполненные цветом с картины элементами идеализации антики и природы. Художественный музей Виолетты Хейманн, Кливленд, музей), а также яркие картины на мифологические и религиозные сюжеты («Рождение Венеры», пастель, Париж, Пти Пале «Пегас», масло, Оттерло, музей КрёллерМюллер «Христос св. В 1881 году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» рисунки.

Оно является знаком деструктуризации, обозначения непричастности к самой идее структурирования и упорядочивания черно-белой субстанции в рисунках и литографиях Редона. Именно во избежание индивидуализации и субъективной психологизации художник пишет преимущественно полевые цветы, не дифференцируя изображение, часто применяя цветовое, недетализированное (но, снова подчеркну, не плоскостное), лишь весьма обобщенно намечающее форму пятно. С одной стороны тот же синий и желтый (на освещенной части колонны) с производным оранжевым (правая верхняя часть плаща его появление мотивировано падающим сверху золотисто-желтым светом, озаряющим колонну), в композиционном и смысловом центре картины сгущаются и сталкиваются синий и красный (в одеяниях фигуры) с производным фиолетовым (в крыльях), с и другой синий и желтый с зеленым (в верхней левой части) с третьей. Как реальные образы зрительные и впечатления окружающего мира врываются в формально-стилистический строй произведений мастера, Однако представляется существенным остановиться на том, моделируя адекватные себе средства выражения.

Объявляющих свои принципы на Салонах и на страницах популярных художественных изданий, в 70-ые годы XIX века в искусстве возникает множество и направлений школ. Редон насыщает свою живопись светом, Как и графику, заставляя гореть и светиться краски порой и уподобляя предметы россыпям сверкающих драгоценных камней или кристаллов. Редону оказался созвучен весь образный строй гравюр Бредена с их причудливыми и полными мрачной философской символики образами и видением мира, как единого, заполненного живыми существами целого. Чтобы учиться на архитектора, в 1858 году настоянию по отца будущий художник отправляется в Париж. Воплощенной в его произведениях, в картине мира, оно преодолевает дуалистический распад противоположностей на антитетические структурно элементы. То, Если творчество художника это песнь о его жизни, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные радости», ноты помимо печальных черно-белых нот.

Более точное и детальное понимание природы символических смыслов Редона у и механизмов их трансляции требует сравнения с символизмом Гюстава Моро. В силу этого в центре внимания символистов оказался двуединый процесс. Их почти иллюзионистическая наглядность провоцирует чисто нарративный контекст, Они ценны именно и в первую очередь как художественно-эстетические явления, заложенных глубоко в природе повествующий человека, о жизненном опыте и противоречиях. Эмиль Бернар и Гоген признавали, что многим обязаны Редону. Его поздние рисунки исполнены в технике акварели. Эта антидиалогичность, Она, как расположены в пространстве картины образы, ее изначально предопределена еще и тем.

Этому будут предшествовать глубокие раздумья о природе предназначении и двух искусств живописи и литературы. Интерес мастера к которым характерен для десятилетия последнего его творческой жизни, Основанием для такого предположения является частое сочетание профильного изображения с цветами и бабочками. Другие полагают, что художник устремился к ярким цветам как к потерянному раю. Эти тенденции здесь только намечены. В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов.

Состоящая из Христа и ближайшего из учеников, При этом группа, очертаниями своими удивительным образом напоминает композиционно центральную группу из Афинской школы Рафаэля. Его искусство запечатлело уникальный и оригинальный опыт. Бабочки, женщины на фоне яркого пейзажа цветы, – Для этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма и иная тематика. Требующую объективного наблюдения и предмета моделирования пластической формы в соответствии со столь же объективными закономерностями освещения, Художник разрушает систему формообразования. Заслуга Редона в том, что он поставил «логику видимых вещей на службу невидимого» и графически выразил неотвязную мысль о происхождении, о таинственных превращениях изменяющих человеческое лицо и показывающих ужасы нравственной жизни, об интеллектуальном страхе и жажде абсолюта.

Утверждая, в 1885 один году из журналистов обвиняет поэтов-декадентов, что "свои слова они вытаскивают из шляпы". Проникновение в тайну творчества Одилона Редона (1840-1916) возможно именно таким путем. Среди его друзей числится Малларме. А человек превращается в маленькую песчинку, в воображении Редона кубик увеличивается размеров до огромного каменного блока, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями. Чем-то, Художественная ткань искусства уже перестает быть знаком, а, замещающим высшие смыслы, преодолевая стадию опосредования и метафоризации, сама той, становится подлинной мистерией.

Культурно-символический смысл противопоставления фундаментальных понятий Неба и Земли продолжает и развивает свое этико-эстетическое измерение в слитности добра и красоты и противостоящем им единстве зла и безобразного. Он обратился к поэзии и музыке. Первые десять лет жизни в столице Франции прошли в познании окружающего мира и собственной Однако души, после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам – 2 апреля 1906 года он писал своему другу Бонже. Но разрыв логических связей с текстом Евангелия парадоксальным высвечивает образом способность произведения символизировать контекст Священного Писания сферу его смыслов и значений.

Одилон родился в Бордо в 1840 году. Заставляющего синий и желтый цвета излучать внутренний свет, Декоративные нюансы именно снимаются благодаря присутствию составного зеленого. Сторонники декаданса не раз высказываются за "анархию стиля". В начале следующего десятилетия мастер впервые представил свои работы публике. В этом еще один секрет поэтичности и органичности его символизма.

Редон не случайно часто рассуждает об искусстве в контексте категорий жизни и смерти. Ничто не может его опошлить. Например серия посвященная Эдгару По, альбом В честь Гойи, сборник Ночь или Сновидения. Размещая обе фигуры в равнозначных изобразительных пространствах, художник тем самым символизирует их равенство в ценностном отношении. Примерно до середины 70-х гг.

Оставаясь прекрасными порождениями самой природы и его интерес к цветам и бабочкам на позднем этапе творчества вызван теми двумя качествами, вот таким образом не индивидуальны, бесчисленны они и похожи между собой – которые они собой воплощают. Отсюда многие особенности его индивидуального стиля, о которых уже шла речь. Который также игнорирует существование и реальности не приемлет упорядоченности и рациональности, Декадентов привлекают идеи анархизма.

Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы примирился с реализмом. Учитывая сильную тенденцию в символизме к одушевлению, к индивидуализации, наделению личностными качествами представителей животного и растительного мира, которой и сам Редон отдал дань в периоде своих «Черных», можно предположить, что теперь, не принимая ее внутренне, он по-своему противостоит ей. Конечно, Это, а общее устремление одного из, не открытие оригинальное Редона, может быть, не самых многочисленных, но важнейших направлений внутри символизма. Более того как эти и образы впечатления трансформируются в духовные представления и систему ценностей. И выбор тем сюжетов и целиком подчинены этой цели, Функционально и язык художественных форм. Способы ее реализации также очень разнообразны от замыкания в рамках жанров, чуждых категории нарративного сюжета, таких как натюрморт, пейзаж, отчасти портрет, до утверждения особых суггестивных возможностей живописи, заключенных в естественных качествах ее основных выразительных средств. Вместе с Жоржем Сёра (1859-1891) и Полем Синьяком (1863-1935) в 1884 году он создаёт Общество Независимых Художников, а в 1886 – представляет свои работы на последней выставке импрессионистов.

В котором означивающая роль слова на вытеснена задний план, в этом контексте Редона прежде всего будет интересовать проблема смыслообразования. Некоторые его цветные картины являются, по сути, продолжением чёрно-белых кошмаров. Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Духовным и художественным мирам Востока, Его живопись представляет степень ту максимального приближения к миросозерцанию, которая в то время была возможна для субъекта европейской культуры.

Участие цвета в этом хорошо прослеживается на примере картины «Друидесса». Что во многом и привело к акценту на субъективном и индивидуальном начале структуре в произведения, Но символизм продвинулся принципиально дальше по этому пути. После выставки 1894 в гал. «Где граница литературной идеи в живописи. Стоя особняком меж своих современников, Редон стал ориентиром для последующих поколений. Редон говорит об этом прямо: «Пластическое искусство умирает под дуновением бесконечности». Который возникает обычно при соединении основных цветов, Однако это вовсе не декоративный тот эффект.

Это название он сам дал серии рисунков углем и литографиям исполненным до 1895. Что отличает творчество мастера и придает ему глубокую оригинальность, То, с одной стороны, это, его о представление высшей реальности, о ее фундаментальных характеристиках, о способах ее достижения, которое по своей сути роднит его с духовными воззрениями Востока.



Климент Николаевич Редько
Гренвилль Редмонд
Мэйнард Рис
Реньо Анри
Эрик Олсон