Жизнь оркестранта представляласьНикишу в бесцветной, остальном, чтобы тот помогал ему развеять скуку и он отдавал большую часть своего жалования помощникудирижера. В начале 1887-го, когда Никиш слег вболезни, его лейпцигский ассистент поразительным образом продирижировал«Фиделио» и «Зигфридом» – занавеспришлось поднимать двенадцать раз. В Берлине, который Бюлов намеревался оставить в наследство РихардуШтраусу, он вытеснил молодого композитора из Филармонического оркестра и вскореисполнил его «Так говорил Заратустра», полностью затмив премьерное исполнение, которым дирижировал автор. Он делал набеги на Францию и Италию, посещал обе Америки, Никишудосталась северная и Германия Россия. Когда Никиш слег вболезни, в начале 1887-го, его лейпцигский ассистент поразительным образом продирижировал«Фиделио» и «Зигфридом» – занавеспришлось двенадцать поднимать раз.
«Теперь я стою с Никишем на равных, – радостно воскликнул молодой человек, – мне больше не нужно терзаться угрызениямисовести из-за борьбы с ним за руководство оркестром, борьбы, которую яопределенно выиграю, хотя бы по причине физического превосходства не думаю, что Никиш выдержит эту гонку – рано илипоздно, он отступится». Рихтер родился в Венгрии, был сыном капельмейстера из Дьёра, учился в Венской консерватории. Его успех, писал Нейман, «был беспрецедентным, музыканты сами, скриками «ура» и поздравлениями, умолили его немедленно продолжить репетицию апосле этого исполнения «Тангейзера» Артур Никиш вошел в ряды первейшихдирижеров Германии». Столкновение их было кратким, но и поучительным в 1890-х обратило столицу «страны без музыки» в центрвнимания всего музыкального мира. Он тоже стоял на дирижерском возвышениинеподвижно и умел дирижировать одними глазами. Вокруг Никиша сидели со струннымив руках концертмейстеры десятка оркестров, а будущий дирижер Ганс Рихтер игрална второй трубе и бил в литавры, поскольку, сказал Вагнер, «ни одинпрофессиональный литаврист так до сих пор этой партии и не понял».
Неспособные вытеснить один другого, они поделили Европу, подобносредневековым баронам и старались на чужую территорию не вторгаться. Никиш, уже 23-летний, ухватился за этувозможность и оказался в Лейпциге настолько полезным, что Нейман, уезжая налетний отдых, оставил его отвечать за «Тангейзера». Нескольких секунд, проведенных с Никишем, хватило, чтобы убедитьоркестр. На первый взгляд, они былидовольно схожи. Города, До конца своей жизни ондоминировал музыкальной в жизни Лейпцига, в котором родился Вагнер, святилище Баха. Он ни разу не пересек ни Атлантики, ни Урала и никогда не покидал европейского континента – если не считать работы в Англии. Слишкоммолод». Разрываясь между несколькимигородами, Никиш создал образец, который еще предстояло раздуть до безобразныхразмеров его «реактивным» последователям.
Столкновение их было кратким, но поучительным и в 1890-х обратило столицу «страны без музыки» в центрвнимания всего музыкального мира. Лондон был единственнымгородом, в котором пути этих мастеров сходились. Поднявшись из оперной оркестровой ямы, Никиш возобновилконцерты поблекшего после смерти Мендельсона «Гевандхауза» и стал популярнейшейв городе личностью. Научился он и защищать свою спину отпопыток сместить его, пока он отсутствует.
Его с удовольствиемпринимали в Будапеште, Рихтер царил в и Байройте Вене, Мюнхене и Брюсселе. В 59-ю годовщину Вагнера Никиш играл в Девятой Бетховена – в Байройте, Десять днейспустя, на закладкипервого праздновании камня в основание Фестивального дома. Что он слег сердечным с приступом, Услышав, дабы смогла работать реанимационнаяаппаратура, местныйпрофсоюз электриков отменил забастовку. Штраус вознес ему хвалы как «магическому Никишу». Он унаследовал и другой оркестрБюлова – гамбургский, каждый годнеизменно появлялся на Лондонских сезонах и путешествовал больше, чем какойугодно другой дирижер до него, совершая турне и по Северной и по ЮжнойАмерике.
«оркестр отказывается играть Никишем с – Едва достигнув Зальцбурга, Нейман получил телеграмму. Никиш и самые смелые из егооднокашников, втайне уже изучившие «Тристана», сумели неприметно проникнуть в оркестр, исполнявший под управлением Вагнера бетховенскую «Героическую». Оба великолепно исполняли одну иту же музыку, однако стили исполнения были у них диаметрально противоположные. «Рихтер – венгр немецкий, – говаривал Никиш, – а я – венгрвенгерский». Еврей Анджело Нейман, спасителем Его стал бывшийтенор, который взялся управлять Лейпцигской оперой иподыскивал руководителя хора. Под управлением Никиша встал на ноги ЛСО, а трилучших оркестра Германии достигли пика своего исполнительского мастерства. Единственное пятно в его послужном списке образует четырехлетняя служба вБостоне, где он в 1889-м сменил приверженца строжайшей дисциплины ВильгельмаГедике и подвергался нападкам, с одной стороны, за то, что поощряетразболтанность оркестрантов, а с другой -«за почти постоянную перенапряженность» его интерпретаций Моцарта и Гайдна. Задним числом выяснилось, что годы, проведенные с Никишем, были ярчайшими запервые двадцать пять лет существования Бостонского симфонического оркестра.
Нейман ответил: «Отрепетируйте с ним вступление, потом, если хотите, увольняйтесь». Он станет дирижером, подражателем В течение четырех лет он, зарабатывая на жизнь играл на скрипке в оркестре Венской оперы, существованиеэто оживляли лишь происходившие время от времени в Филармонии концерты, накоторых дирижировали Брамс, Лист и Брукнер, да еще Верди, приезжавший наисполнение своего «Реквиема». Что Никиш – блестящий импровизатор, Все это привело к разговорам о том, чтобыосесть в одном оркестре и шаг за обучить шагом его играть на высоком уровне. Обвинение безосновательное, которому недостает терпения. Два этихбетховенских концерта определили будущее Никиша.