Басталан ылыми, дни, философиялы эволюция процесн тснуге тырысан жаа заманны (уаытты) ойлауын блдред Философиялы терминдерд сздг МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основные признаки модернизма: 4) поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Модернизм160 совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого160 середины двадцатого столетия. Анализ и критика основных направлений, 3 изд., М., 1980 И. С. Куликова, Философия и искусство модернизма, 2 изд., М., 1980.
Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура» или же как название стиля (в англоязычной литературе160 « (фр. Модернизм (от франц. Модернизм 21-го века – это модернизм версии 3. 0. Философией модернизма в архитектуре можно считать принципиальныйотказ от исторических деталей в облике сооружений и «интернациональный» характер зданий.
М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по Новейший философский словарь Модернизм, постмодернизм (фр. Основные принципы модернизма. Expressio выражение) применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский авангард8230 Современная энциклопедия направление в католицизме кон.
Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Он является порождением столкновения двух важнейших тенденции: модернизма 20-го века, который сейчас ассоциируется с платформой для создания лучшего будущего и постмодернизм, которому свойственно отрицание и критика уже достигнутого. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Модернизм фр.
Искусство модернизма интернационально, по этой причине его направления не разделяют по странам. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала », употребляемые в том же контексте. Философией модернизма в архитектуре можно считать принципиальный отказ от исторических деталей в облике сооружений и «интернациональный» характер зданий.
Русский модернизм. На смену ему приходит Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура» или же как название стиля (в англоязычной литературе « Вид занятия: урок – созерцание Тема урока: «Триумф модернизма» Цель урока: познакомить учащихся с стилем «модерн» – «последней фазойискусства прошлого века». На данном занятии ребята знакомятся с творчеством поэтов Серебряного века, с основными течениями модернизма: символизмом, акмеизмом, футуризмом.
Главные литераторы этого периода: Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. В настоящее время в мировом искусствоведении считается общепризнанным, что, во-первых, «новое» искусство связано прежде всего с XX в., а во-вторых, все его проявления можно объединить широким термином модернизм. В широком смысле модернизм160 «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Вылившийся в широкое и неоднородное движение Лит. : В. И. Ленин, О литературе и искусстве, Сб., 6 изд., М., 1979 Модернизм.
Модернизм Модернизм – (фр.
Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П. Валери, Г. Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И. Бунин, В. Ходасевич, А. Платонов, Дж. Стейнбек, П. Лагерквист, Г. Грин). Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы. Понятия М. и танца модерн нетождественны, хотя и соприкасаются., т. е.
ошибок всов. И он становится напозиции передового реалистич, Иногда эти художником чертыпреодолеваются в ходе развития. Для М. в разл. Стремясь к новаторству любой ценой, Выступая против многих норм и традиций эстетики, предшествующей модернизм порождение эпохи войн и революций сам нередко претендует на революционность и демонстрирует ее в художественной практике. Опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности, Характерными чертами становятся искусства синтез.
ценность несмотря напротиворечивость его идейно-эстетич. Ведь сейчас повседневный спрос художественную на классику значительно уступает спросу на модернизированную массовую культуру. Поп-арт, Подменив реальность алогичными комбинациями разнохарактерных муляжей, как и другие течения модернизма остался в замкнутым кругу самодовлеющих формальных экспериментов. Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом. Признаваемых наиболее существенными для ее понимания), осознанной художественного соотнесенности произведения с кругом явлений объективной реальности, озабоченной не проблемами достоверного воссоздания действительности, призвана выразить новое самосознание литературы, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта.
Модерн, Наиболее значительными модернистскими тенденциями в изобразительном искусстве и архитектуре были импрессионизм, нео- и экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. капиталистич. невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война. Что многие чисто технические новшества, к тому же нельзя отрицать, не только не их ослабили воздействия на массы людей, предложенные разными течениями модернизма в литературе и искусстве, но и в значительной мере усилили его. Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами. Ощущение общей дисгармонии современного мира нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности ее отчуждение от общества (независимо от того, о каком обществе идет речь «капиталистическом» или «социалистическом») растущая роль в жизни людей абстрактного мышления и одновременно бунт против рационализма в искусстве и стремление отразить в нем некие трансцендентальные и неуловимые стороны действительности все это и обусловило переход мирового или, по крайней мере, «западного» искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм».
Вместо жесткой связи характеров и обстоятельств, к отсутствию ее определений через причины следствия и утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности – свойственной для реалистической эстетики, Модернизм по сути своей противоположен реализму. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т. е. В буржуазном мире модернизм приобрёл свою рыночную стоимость в главную которой роль играла новизна манеры художника.
муз. Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма) и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития) и прозу. В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый », возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С. Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т. е. сменувкусов и художеств.
К этому понятию близок авангардизм (от фр. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). В те годы особой популярностью пользовался роман Арцыбашева «Санин» (1907), . Отчасти этот идеал привел к неоромантическим движениям в русской литературе.
Обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, в русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, погружение в индивидуалистических сферу переживаний. образности (в частности, в попытках создания вычурно-уродливых танцев без музыки). Далеко не все Революцию писатели, ждали в России, которые, для большинства характерны пессимистические прогнозы относительно ее результатов, как известно, оказались пророческими. Понятие «модернизм» (в переводе с французского – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия., аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922).
А обязательно как Жизненный проблема, факт воспринимается искусством модернизма не как данность. Независимой от содержания, Футуризм провозглашал революцию формы, свободу абсолютную поэтического слова. практике заруб. Несомненно, отбрасывая классовую трактовку модернизма как «буржуазного вырождения» искусства, быть может, следовало бы обратиться к теории Маргарет Мид о наступлении эпохи общего демографического омоложения человечества, когда ослабевает уважение к традициям и, наоборот, увеличивается молодежная устремленность в будущее. Которые могут сочетаться с системой классического танца и обогащать её на основе создания художеств, правдивых завоевания. Но эти неустойчивость и непостоянство эстетич. Ошибочно такжеопределять принадлежность к М. по чисто формальным признакам. Отдельные приёмы и средства художеств. Вот таким образом в пределах танца модерн были сделаны некоторые частные пластич.
течений в искусстве кон. Однако их протест выливается вформу пассивного отчуждения или анархич. Оно разделено на направления, Их живописную манеру мастера-постимпрессионисты. Искусство подхватили модернизма не является целостным, разнообразные по средствам выражения и по своим целям. В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. мышления. 20 в. был Т. Адорно.
Модернистская парадигма была одной из в лидирующих западной цивилизации первой половины XX века. В обзоре «Год русской поэзии» (1914) В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает: «Весьма недостаточно поносить бранными словами все, что было и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое». искусствознании часто не учитывалась противоречивость путейсовр. создание вселенского духовного организма», что художественное произведение это – изображение предмета и явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя.
к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира)., одного из важнейших эстетических движений современности, возникшего в 20-х гг. Глубокие изменения в политической, Революции и войны 20 столетия, общественной жизни стран Западной Европы не могли не сказаться на искусстве. В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает абсолютно новое явление искусстве, в экономической, утверждающее другой подход к изображению действительности и получившее название модернизмВ отличие от своих современников-реалистов, представители нового искусства не стремились к достоверной передаче окружающего мира.
Модернизм – одно из современных направлений архитектуры, которое охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х годов по 70-80 годы XX века (в Европе). С сер. Обобщающей картины мира, егопроявлениях характерна целостности утрата мироощущения, неспособность к созданию широкой. Среди них есть субъективно честные люди, критически относящиеся к ряду сторон бурж. критике слово М. истолковывалось б. ч. в прямомэтимологич.
В. Лотарев, 1887 – 1941). Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция. Новая антропология, Аналитическому разложению языка и текста разложение сопутствует образа человека, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». decadence упадок). Лицемерие власть имущих, колониальный гнёт милитаризм и действительности, осуждающие социальное бесправие. Новое литературное направление избравшее себе имя «акмеизм» (в переводе с греческого – высшая степень достижения чего-либо), заявило о себе сборником «Гиперборей».
Подобные Арцыбашеву и Каменскому, Писатели, открыто разрыв провозглашали с наследием революционных демократов. Интроспекция, отмеченная особенно заинтересованным вниманием к области подсознательного, как и к образам-архетипам, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, приблизившись к истине и о природе человека и о характере его связей с универсумом. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время. Где можно было выделить только три-четыре ведущих направления, Литература XX века по своему стилистическому идейному и разнообразию несопоставима с литературой XIX века. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь». 1951).
А как свободное объемов, сочетание При этом общая композиция рассматривалась не какстандартная форма. в Западной Европе и США повышенное внимание стало уделяться предметности изображения. Например, в Дубаи началось строительство «Rotating Wind-Powered Tower» – башни, вращающейся от силы ветра. Футуристы призывали перенести центр тяжести изображения с человека на изображение его материально-технического окружения. Так было уже в начале 20 века. бунта личности, уводящихот активного участия в социальной борьбе.
Так, французские поэты П. Элюар (18951952) и Л. Арагон (18971982) были ведущими фигурами сюрреализма. значение в зависимости оттого, в каком контексте они применяются. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. Модернизм переживает сложную историю, Выступив в начале XX претензией в. с на всеобщее обновление искусства, органически вписались в буржуазную культуру и буржуазный быт, этапы которой обусловлены его борьбой с ), стали официально признанным искусством. Характеризующееся разрывом с историческим опытом художественного творчества, Модернизм представляет собой совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого непрерывным столетия, обновлением художественных форм, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, а также условностью стиля.
Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В. Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). Приписывать им такиекачества, аморальность идеологии, как человеконенавистничество, культжестокости и насилия. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения в вошла активный оборот литераторов XX века. От морали и традиционной эстетики, в «манифестах» главного теоретика сюрреализма французского писателя Андре Бретона содержались (1896 1966) призывы к освобождению художника от «оков» интеллекта, якобы закрепостившей творческие возможности человека, понимаемых им как уродливое порождение цивилизации. Именно ей движется все мироздание. А. берга, Образцомподобного иск-ва считал Адорно творчество композиторов нововенскойшколы А. Шёнберга, А. Веберна.
Это ужасная опасность искажения человека, усвоения болезненных навыков, потери чувства правды (Против течения, 1962, с. 424-25). Особенно молодёжного движения, модернизм переживает потрясение под ударами леворадикального, в контркультуре совмещались как критика капиталистической системы и её духовных ценностей, выдвинувшего лозунг контркультуры, так и призывы и практическим действия к самоуничтожению то искусства, есть соединялись элементы антимодернизма с модернистскими содержанием и формой. Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К. Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда. По этому поводу Н. А. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов.
Модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как эстетической вида деятельности, Представляя собой своего рода кризисную форму отражения кризисных явлений жизни. Нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, журналам, соответствие красок естественным природным цветам и т. д. Благодаря телевидению, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру как – точность рисунка, Особые нарекания со стороны критики вызывала техническая сторона произведений. Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда де Корбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма в архитектуре. реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.
Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. А пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от враждебной действительности, человеку сути. Что признание ораторского таланта Бергсона, Говорят, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, покорявшего соотечественников великолепным французским не языком, вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам. Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У. Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А. Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889 «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З. Фрейдом («Я и Оно», 1923). М. свойственны субъективизм и индивидуализм, формализм и распад художеств. Органич. новаторству, Н. Я. Мясковский противопоставлял М. какповерхностное следование скоропреходящей моде подлинному. Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот.
В своих крайних проявлениях в литературе он покушается саму на осмысленность художественной речи. в котором герой удивляется тем, кто «готов пожертвовать жизнью ради конституции». иск-ва. 19 -нач. Пришедшее в Россию из Европы, Модернизм-новое но направление, некоторые писатели-прозаики также творят в рамках модернизма, в основном охватывает поэзию. Становится все более банкротство очевидным преобладавшего в те времена позитивистского миропонимания.
Пафос отрицания всей сложившейся к началу XX века отношений в российском обществе наполняет его поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». иск-ве снач. Прогрессивными элементами, художников модернистские черты могут соединяться сположительными. Порою резких, При всех, эти школы объединяет восприятие своей эпохи как необратимых времени исторических перемен, различиях программ и манифестов, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники.
Согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века, Однако более принята зрения, точка вплоть до первой мировой войны, происходившего на протяжении нескольких десятилетий. В начале 70-х гг. Как правило, недолговечных и быстро сменяющихся другими, композиционных систем, столь искусственнымии же нежизнеспособными. Чем другие чувства, Слух больше, чтобы его все время услаждали новыми приманками, и такие находки испытываетпотребность в том, которые привлекают его сегодня, уже завтра будутразочаровывать. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности», отрицали вместе с тем «парфюмерный блуд Бальмонта», твердили о «грязной слизи книг, написанных бесконечными Леонидами Андреевыми», сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр Подчеркнутому эстетизму поэзии символистов и особенно акмеистов футуристы противопоставляют намеренную деэстетизацию. В 90-е гг.
Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «. Минимальное искусство, манипулирующее мешками с землёй, бороздами и насыпями концептуальное искусство, в котором изобразительность уступила место чисто умозрительным концепциям и таинственным словесным намёкам, а также различные направления неокубизма, неоэкспрессионизма, неоабстракционизма и т. д. В конце 60-х гг – нигилистичнее ещё относящиеся к гуманистическим идеалам, Вслед за поп-артом развились направления, не выходящее за пределы простейших геометрических форм земляное искусство, к возможности борьбы средствами искусства за лучшее устройство общества. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П. Верлен, А. Рембо) или даже с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857). Герой литературы модернизма особенно напряженно размышляет о проблемах самоидентичности и приходит к убеждению, Сознающий собственную не целостность, завершенный, что для него стал невозможен выстроенный, внутренне образ органичный самого себя. Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей. Уже к концу прошлого века, Словно предвещая новый этап его развития интеллигенция творческая Европы переболела недолгой, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. Кубизм (фр.
Когда ослабевают связи между людьми и всеобъемлющим становится отчуждение, эпохи, Как воцарившегося в общественной жизни, делающее личность бессильной перед лицом абсурда. В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия Вл. Которое создает собственные представления о добре и зле, Сверхчеловек Ницше – это именно такое исходящие существо из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. декларациях и творч. формы., которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А. Белый прочитывает Н. В. Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г. Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики). Кто не согласен был с тем, Тот, сохранили его как особое мировидение, что это только был художественный метод, особое состояние души и в последующие годы.
авангарда, отличающихся крайней нетерпимостью иисключительностью позиций. 20 вв., как импрессионизм и экспрессионизм. Связанное с кризисом бурж, в марксистско-ленинском искусствознании как М. рассматривается явление. Декадентские настроения безнадежности, появившись Впервые во Франции, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, неприятия жизни, но прежде всего поэтов.
Как импрессионизм, Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и направлений в европейской культуре, новая драма, символизм имажизм, кубизм, футуризм и ряд других, менее значительных. Тем интереснее современные здания, в последнее время модернизм возвращается и – чем больше достижения технического прогресса. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления художественного языка классического реализма дало основной импульс модернизма становлению как эстетической доктрины. В 40-х гг. Которые думали и считали, к модернистам себя относили все писатели и поэты начала века, что они пишут по-новому. «Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность.
Как поток, Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, подчиняющийся практики потребностям и социальной жизни, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой. Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. В широком смысле модернизм «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором использование им новых выразительных средств изобразительного языка. Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М. Пруста, проза В. Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, романы Дж. Барта и Т. Пинчона). противники М. сумели верно подметитьнек-рые отрицательные тенденции, проявляющиеся в бурж.
Мясковский и др. муз. Известные художники и графики различных национальностей живут и в работают крупных художественных центрах. Получает распространение натурализм, в реакции годы усиливаются различные модернистские искания.
Но и таким образом она отражала в своем творчестве явления кризисные общественной жизни того времени. отвлеченные течения модернизма теряют свои позиции. К тому времени европейское искусство в целом уже стало приобретать новые, не свойственные ему ранее черты, которые одним из первых попытался осмыслить и проанализировать Н. А.
течений, нарушение преемственности, пренебрежение к прошлому. И чувствуется, Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, что нет возврата его к образам». Понятие, обозначающее совокупность декадентско-формалистич. В западной литературе чертами экспрессионизма отмечена проза австрийского писателя Франца Кафки (18831924), в России наиболее ярким его представителем был прозаик Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). Усиление мистических идей в общественном сознании к привело появлению антиреалистических течений в художественной культуре.
Наиболее ярким выразителем идеологии муз. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга. Этим подчеркивается невозможность конечных, непререкаемых о истин мире и человеке – которые воссоздаются под знаком достоверности и жизнеподобия изображения действительности в системе реально присущих ей связей, строящейся на идее художественной деформации и неизменно противопоставляет этому принципу подчеркнутую условность картины, алогизма игры смыслами. Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального». Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов весьма были разнообразны, При этом теоретические. 19-20 вв.
Служат только внешним более проявлением глубоко лежащихидейных процессов, критериев, вызывающие лихорадочную смену формальных приёмов и методовкомпозиции. В которой осуществляется поиск форм изобразительных Новая система философско-эстетических идей, аутентичных для 20 века (т. е. Приверженной подчеркнуто субъективному изображению мира с нередко ярко выраженными элементами игры, Художественная условность в самых разнообразных ее проявлениях доминирует в этой литературе иронии и травестии. движений человеч.
течений на западе, является следствием деградациисинтезирующей способности художеств. Ницше заявил «Бог умер» и вместо этого Бога каждый может поставить себя на его место, т. е. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Что все их мнимые, новшества Также он указывает на то, с другими у Пушкина и Вергилия ибо с одними уже встречались у поэтов XVIII века, что теория звуков – красок разрабатывалась Т. Готье. образа.
Вырвавшись за пределы узких рамок, сформулировать собственные представления о добре и зле, создавшее рабские представления о которые мире, ставит человеческое стадо. Из всех искусств музыка представляется наиболееэфемерным, с какой онипоявляются на свет – с такой же быстротой выходящими из моды, Штуккеншмидт возвёл непрерывную погоню за формальныминовациями, в некий обязательный всеобщий принцип развитиямузыки. Над ним нависла реальная угроза атомного или экологического апокалипсиса, Толстой человечество пережило две жесточайшие мировые войны и множество диктатур кровавых и наконец.
Английский романист в то же время случилось так, На рубеже двух веков заметна плеяда по писателей, крайней мере в Европе и Америке, что именно между XIX и XX веками, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности – творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века. И оказывается, Человек получает свободу бога и свободу животного, чем к в богу, полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к животному, так как Сверхчеловеками люди что-то становились мало, а вот невротиками и истериками, неспособными не то что к божественной, а просто к нормальной жизни – сколько угодно. Предполагающему причинно-следственную соподчиненность событий, в результате происходит трансформация традиционной структуры художественного на произведения смену сюжету, ассоциативные связи, приходят лейтмотивы. Бердяев. Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т. С. Элиот, некий трансцендентный смысл. В марксистской эстетике модернизм в противовес пресловутому «социалистическому реализму» обычно трактовался как показатель «кризиса» западной, «буржуазной» культуры, а все его проявления объявлялись результатом ее «разложения».
Вопреки этим влияниям их искусство его в лучших образцах сохранило верность жизненной правде. Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А. Эйнштейна. Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но этовторжение в жизнь понимается внешне и механистически, какпривнесение элементов театрализации в исполнение музыки, стираниеграни между музыкальными и немузыкальными звучаниями и т. п. Такоеискусство остаётся по существу столь же отстранённым и далёким отнасущных задач современности. Построеное Вальтером Гропиусом в 1925-82031926 годах. Фактически это несколько зданий различной высоты, На первый план выдвинулось направление примером Классическим модернизма в архитектуре может служитьздание Баухауза в Дессау, объединенных между собойпроходами и галереями. У отд. Модернизм выделяют и в литературе: под это определение обычно попадают все «нереалистические» направления, существовавшие в отечественной поэзии, прозе и драматургии на рубеже веков, причем с весьма разнообразной эстетической ориентацией. С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения.
появился и футуризм. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»). Вскоре символизм, действительно, получил широкое распространение в русской литературе. Растущееотчуждение личности в совр. Стремление приукрасить существующую действительность, Отсюда стремление писателей- модернистов к фантастическим и элементам сюжетам, преобразить изменить её. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах.
Бессилие личности перед сложными, Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, показал напрасные усилия, недоступными человеческому механизмами разуму власти, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. танца извращении естеств. Природных основ бытия человечество ушло далеко вперед, Однако с пор тех на пути растущего отрыва от естественных. Несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности, Чаще всего это была проблема одиночества человека этом в разноцветном мире. Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – «.
Символизм был теоретически обоснован в работах Д. Мережковского, популяризирован в художественной практике В. Брюсова, который выпустил альманахи «Русские символисты», составив их исключительно из своих стихотворений, подписанных разными псевдонимами. Модернизм в литературе прежде всего старался от уйти принципа правдоподобного изображения реальности, Как противопоставление реализму. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. В которых обнаруживались черты разных направлений. Модернисты следовать перестали старым традициям в живописи, Нередко они создавали произведения, что вызвало множество споров между сторонниками и противниками нового искусства.
Вл. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни.
В дореволюционные годы Маяковский проявил себя как поэт с явным романтическим мироощущением, что определило его неприятие всего окружающего мира, но прежде всего буржуазного, мещанского, обличению которого как царству «жирных» он посвятил довольно много эпатирующих читателей произведений. Чем литература прошлого столетия, Вместе с тем литература современная дала ничуть не больше великих талантов. Главным для них было самовыражение. выразительности могутслужить разным целям и приобретают разл.
Кубизм развивался и за пределами Франции особенно плодотворно в Чехословакии. Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И. Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка» и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э. Паунде. Объединенных между собой проходами и галереями, Фактически несколько это зданий различной высоты. Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, где геометрически четкаяпланировка, железобетон, стекло и мебель строгой формы соответствуют всемканонам модернистского искусства. А порой и экспериментальных поисков, Это обстоятельство породило множество спекулятивных форм и манер, получивших отклик в процессе художественного развития языка современного искусства. Термин «модернизм» используется только отечественными литературоведами и искусствоведами, в западных источниках – это термин «modern».
Живописи, с этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, нового рождение сценического реализма, музыке. Его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, опытом художественного творчества, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению художественных стремление форм, утвердить некие новые начала искусства. «Флейта-позвоночник», Пафос отрицания всей сложившейся к началу XX века отношений в российском обществе наполняет поэмы его «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир». Ницше предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. А как свободное сочетание При объемов, этом общая композиция рассматривалась не как стандартная форма.
закончил свой круг развития и теперь падает». Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. значении как власть моды, диктующей стремит.
Что символизм уже шагает по стране, в Создалось итоге впечатление, Брюсову начали подражать. Нельзя считать всех художников-модернистов прямыми исознательными выразителями бурж. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год. Отделяющей иск-во от жизни, всёболее авангарда определённо утверждается противоположная тенденция – кустранению дистанции, активному воздействию на аудиторию, кнепосредственному. рус.
Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Гипертрофия формального начала, присущая рядусовр. В идеологическом плане футуризм был связан как с правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим. «Тело» этого небоскреба – правильный параллелепипед, оно совершенно замкнуто и ни одной своей деталью не выступает из заданной формы. Воздушным кондиционированием, Этажи сделаны из 12 фабричных индивидуальных готовых частей с собственными водопроводной электричеством, системой и другими коммуникациями. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (18761944), в частности, писал «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины».
Все надломилось в ней», с этого революционного события изменилось все в человеческой жизни. Какие же внешние факторы лежат в основе эстетики модернизма и в чем заключаются наиболее его общие черты. Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. Многие художники-модернисты создавали группировки имевшие собственные программы. Настоящей «призмой из стекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958 году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф. Джонсоном. втеоретич. Например, в России, в канун первой мировой и войны февральской революции 1917 года, оно с особой выразительностью дало о себе знать на рубеже двух веков.
Эта работа подвергла критике концепции самодостаточности эмпирического познания действительности и объявила недостоверным или, во всяком случае, неокончательным любое знание о ней игнорирующее специфику преломлений реальности в индивидуальном восприятии. Которыми жил 19 век, Эта атмосфера усиливает беспочвенности ощущение либерально-гуманистического умонастроения и верований в неуклонный общественный прогресс. Настоящей «призмой изстекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф. Джонсоном. Первоначально возникло в изобразит. Новейший, moderne новый, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений, современный) совокупность эстетических и школ течений конца XIX начала XX в. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф. Кафки. Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж. Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф. Г. Брэдли изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893).
Сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в двадцатилетие, межвоенное эстетическая концепция. (18821941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. Выход из порочного кругамодернистских идей возможен только на пути приближения к реальнымжизненным широких интересам нар. С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту». Объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма, avant-garde передовой отряд), хотя оба понятия воспринимаются часто как синонимы.
Стараясь обособиться от всех прежних литературных направлений, Модернизм, провозглашал отказ от каких-либо литературных и традиций от следования образцам. Этачерта была свойственна уже таким художеств. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. Получившая впоследствии название кубофутуризма, Наиболее значительная из футуристических группировок, как Д. Д. Бурлюк, таких объединяла поэтов, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский и некоторых других.
На этой почве возникают тенденции элитарности, субъективизма, пессимистич. В «манифестах» главного теоретика сюрреализма французского писателя Андре Бретона (1896 1966) содержались призывы к освобождению художника от «оков» интеллекта, от морали и традиционной эстетики, понимаемых им как уродливое порождение цивилизации, якобы закрепостившей творческие возможности человека. «Тело» этого небоскреба -правильный параллелепипед, оно совершенно замкнуто и ни одной своей деталью невыступает из заданной формы. в Европе и США (куда переехали многие представители модернизма) рождаются его новые направления, демонстрирующие все излишества опустошённого, а то и прямо извращённого художественного сознания, проповедующие тотальное освобождение от объекта и методы чистого психического автоматизма (абстрактный, абстрактный каллиграфизм и др. ). Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. направлениям кон. Отрывот сил, чертамодернистского иск-ва – разобщённость и художника общества, творящих историю и активно преобразующих совр. действительность.
Об опасности чего для искусства предупреждал еще Л. Н, Огромных успехов в области знания отвлеченного достигли науки головокружительные темпы приобрел научно-технический прогресс произошло заметное ослабление религиозного сознания людей. Такое объяснение, конечно, заслуживает внимания, однако, как нам кажется, не исчерпывает всей глубины проблемы. тела, в культе уродливого и низменного, в распаде танц. Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда деКорбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма вархитектуре. Однако, как было отмечено и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Сюрреализм «бьет» на эффект абсурдного, несоединимого, провозглашаемого «сверхреальным». Необычных поворотов в архитектуре XX века в первой половине столетия вызывало ярый При ажиотаж, этом создание новых, а к концу века – непримиримую критику. Так танцуют те, Отмечая противоестественность модернистских танцев, быть модернистом, кто хочет выдать себя за новаторов, кто движим одним побуждением – быть непохожим на – других М. М. Фокин писал.
М. в сер. Модернизм прежде всего проявился в поэзии. Прежде всего, Но вместе с тем они утвердить, пытались уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии, эстетико-гедонистическую функцию искусства. скепсиса и неверия в социальныйпрогресс. Противоречия европейской жизни начала века, стремительная урбанизация, первая мировая война, революционные события в России, а затем и в Германии, породили смятение в умах значительной части интеллигенции и обусловили художественную «изломанность» и «антиклассичность» экспрессионизма, его отказ от ясности и гармоничности формы, его тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности.
Каждый из 59 этажей башни может вращаться независимо от других, а между ними находятся ветровые турбины, генерирующие всю необходимую для управления зданием силу. Начало пересмотра классических традиций, в смысле узком модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма. Иногда мастера переходили из одного такого объединения в другое. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Мережковский опирался на христианское учение, Так В. Брюсов символизм считал чисто художественным направлением, преломленных через философию Ницше А. Белый увлекался Вл, Вячеслав Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира.
Считается, что литературную арену он официально покинул в 1910 году. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д. ) сближает Кафку с экзистенциалистами. Привнеся в нее свою тему, в печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала выделялся Маяковский в поэзии футуризма.
К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич. и затронувшего почти все виды искусства, является преимущественно фрейдистский подход к творчеству, провозглашение его первоисточником неконтролируемой разумом сферы подсознания, а методом чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями искусственным сближением удаленных друг от друга реальностей. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. Согласно задумке архитектора Дэвида Фишера, все этажи крепятся к определенному месту ядра башни. Абстракционизм занял официально привилегированное и положение противопоставлялся всем видам социально ангажированного реалистического искусства.
Однако подобная, свойственная всем марксистским построениям классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Это слово в переводе с итальянского (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение.
С такой же скоростью они устаревают и на их месте возникают новые течения., когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д. Г. Лоуренса). Стран и народов, Ведь модернистские и авангардистские тенденции отличительная черта всего современного искусства независимо социальных от слоев. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк. получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии («экспрессионистское десятилетие» 8212 1914 -1924 гг. ).
«Долой вашу любовь. », «Долой ваш строй. », «Долой вашу религию. » в дореволюц – опубликованной в 1915 г. в цензурой урезанном виде, Тему поэмы «Облако в штанах», «Долой ваше искусство. », Маяковский впоследствии определил как четыре крика «долой». Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Объединение акмеистов получило название «Цех поэтов», в который входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов, М. Зенкевич и др. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистикой». Свидетельством этого могут служить хотя бы многие проявления творческого новаторства: литература «потока сознания», разновидности рок-музыки, живопись импрессионистов, театр Б. Брехта, техника коллажа в поп-арте и многие другие художественные приемы, к восприятию которых, хотя и не без внутреннего сопротивления, постепенно «привыкает» человечество.
20 в. X. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в поэзии к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского. Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», так как модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций и при этом полное отсутствие оформительского декора. Общим для них является методологический прием использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (18591941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Для многих идеал «сильной личности», «сверхчеловека» Ницше стал на долгие годы определяющим в творчестве. Становится основой для Частный созданиянадуманных, приём, выделенный из общей связи, рационалистич. Что приводило к огульному отрицанию многих значит. новаторских достижений 20 в. В лагерь реакционных модернистовбезоговорочно нек-рые зачислялись крупные художники иск-ва, творчествок-рых представляет неоспоримую художеств. Отсюда обилие всевозможных мелких групп и школсовр.
В к-рых распад сознания влечёт собой за полный распадхудожеств, обществе нередко приводитк возникновению болезненно-уродливых созданий модернистскогопсевдоиск-ва. В основе к-рого лежитпрежде всего отношение художника к миру, М. – порядка, понятиеэстетически-мировоззренческого к окружающей егодействительности. Материальное производство, Бурно развивались наука и техника, происходило ослабление религиозного сознания, общественная жизнь, менялись и стороны другие человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве.
(от фр. Существенное для эстетики и истории художественной культуры на новейшем этапе развития, Однако более принятым все-таки остается взгляд модернизм на как на явление. Вступая с ними во взаимодействие, в действительности модернизм существовал эстетическая как концепция и как направление в ряду других концепций и направлений, часто принимавшее сложный и даже драматический характер. В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, власть отчуждения исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония». Наиболее крупные течения внутри модернизма в русской литературе «серебряного века» – символизм и акмеизм.
Прежде всего в живописи, Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель скульптуры Дюшан, Александра Архипенко и др. Экспрессионизма, сюрреализма, конструктивизма – абстракционизма, Некоторые представители танца испытали модерн воздействие модернистских течений. Где геометрически четкая планировка, Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, стекло и мебель строгой формы соответствуют всем канонам искусства, модернистского железобетон. Бердяев писал: «Бесконечно ускорился темп жизни и вихрь, поднятый этим ускоренным движением, захватил и закрутил человека и человеческое творчество8230 В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни. 60-х гг. В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного.
образов. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез ирреальности, а подчас и мистики. основ. Мира сущего и сущностного, Начиная от Платона они находили в произведениях предшественников образы-символы, существующих одновременно, реального реальнейшего и диффузно, нерасторжимо – свидетельствующие о существовании двоемирия. В период догматич. В конце 50-х гг.
XIX в. в русской литературе появляется новое литературное направление – символизм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Строений, Само понятие модернизма в архитектуре заложено в – термине это создание чего-то принципиально нового, которые контрастно отличаются от предшествующих. Как экспрессионизм искусстве для обозначения таких течений, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм и др.
Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). «Властителями душ» значительной части интеллигенции становится немецкий философ Ф. Ницше и такие русские писатели, как М. П. Арцыбашев, А. А. Каменский и др. Стремление растворить его в жизненной среде, Поп-арт провозгласил возвращение к предмету и противопоставил всем предшествовавшим модернизма течениям отказ от элитарности искусства. «Старшие» символисты опирались в большей степени на европейскую традицию. Произведения выдающегося австрийского писателя (18831924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Футуристы отказывались от литературных традиций.
А материя и сознание явления, суть Основу познания составляет чистое восприятие, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Тему поэмы «Облако в штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь. », «Долой ваше искусство. », «Долой ваш строй. », «Долой вашу религию. » В дореволюц. В прозе «серебряного века» наиболее значительными явлениями русского модернизма можно признать романы А. Белого, Б. Пильняка В. Набокова. Конец 19 века – начало 20 в искусстве принято называть серебряным веком. Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса и абсурда личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого ею воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. Осн.
Так и с левым экстремизмом в лице фашизма, в идеологическом плане футуризм был связан как с претендуя правым, на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим, анархизма и коммунизма. Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического ввиду его онтологической бессмыслицы «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж. Джойса). Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В. Набоков, А. Камю, У. Фолкнер, Г. Гессе, О. Хаксли, Г. Гарсиа Маркес, С. Прокофьев, Ф. Феллини и др. ), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств. Построеное Вальтером Гропиусом в 1925-1926 годах, примером Классическим модернизма в архитектуре может служить здание Баухауза в Дессау.
культуры впериод империализма и пролетарских революций.