+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Месдаха-ван Калькара

Мало того, Везалий не посчитался и с другим утверждением. Это был единый сборник более чем полусотни согласованных друг с другом карт, в которых подводились итоги достижениям картографии XVI в. Другой тип атласа под названием «Зрелище шара земного» выпустил друг Меркатора антверпенский картограф Ортелий. Вопрос о Мастере Смерти Марии, названном так по двум вариантам картины на данный сюжет, далеко не близок кразрешению, главным образом потому уже, что этому загадочному художникуприписывается длинный ряд произведений, ничего общего между собой не имеющих. Если даже согласиться с остроумными доводами Вурцбаха и отдать Скорелю обаварианта Смерти Марии, будто бы написанные еще в то время, когдаСкорель находился в мастерской у Якоба Корнелисена (или его брата Яна вАнтверпене. ), то все же это нисколько не выясняет, кто автор многочисленныхкартин, которые разбросаны по всем галереям и которые носят имя Мастера СмертиМарии. Обладая всеми признаками переходности, Вместе с тем, художественная культура этого была периода во многом неповторима. Медик Андреас Везалий (1514- 1564), учившийся в университетах Лувена, Монпелье и Парижа, по приглашению Венецианской республики стал профессором Падуанского университета. Антониса Мора, Развитие портрета в Нидерландах хорошо демонстрируют произведения Госсарта, Яна Адриана Томаса Кея и Изака ван Сваненбюрга становление бытового жанра – работы прославленных живописцев Иоахима Бекелара и Питера Питерса.

Первый приобретает особое в значение историисеверного искусства благодаря своим многочисленным гравюрам на дереве и намеди. Которым не удавалосьсовершить путешествия за границу, Эти работы Лукаса с вместе гравюрами Дирка Велерта послужили главнымпособием для усвоения ренессансных форм теми художниками. Отсюда Скорель поехал на юг. Возможно, Мысль написать книгу для и живописцев о живописцах возникла у него, еще в юности. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Стараясь подчеркнуть наиболее характерные детали, Везалий часами зарисовывал интересующий его анатомический фрагмент, чтобы ускользнули не подробности, добиваясь.

В мастерской Тициана, Встреча их произошла в Венеции, учеником Калькар которого считается с полным основанием. Таблицы были резаны по дереву и явились новостью графического искусства анатомических и иллюстраций. 1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Согласно тому же источнику, откуда почерпнуты эти сведения (Карелю ван Мандеру), Скорель состоял одно времяи при Яне Мабюзе в Утрехте (около 1517 г. ). В ней фигуры, заимствованные у Мантеньи и Липпи, помещены среди прелестного портика, напоминающего сооруженную Джулио Романо виллу Медичи (Villa Madama) наМонте-Марио. Кто может сказать, что представляютиз себя (Jan. ) Cornelisz Buys, Aertgen van Leyden, Johann v. Dьren и т. д. и т. д.

Любопытно, что есть ещё один портрет Везалия в Эрмитаже (Петербург) того же художника, но исполнен масляными красками. За посягательство на авторитет Галена его изгнали из Падуи. Общими усилиями они сделали шесть больших анатомических таблиц, которые известны под названием «Tabulae anatomicae sex». Портрет приобрели в Париже из собрания Бодуэна в 1781160г. Что, Это подтверждается тем фактом, Карел ван Мандер начал собирать и записывать сведения о местных художниках, находясь в Италии, чьи жизнеописания в отсутствовали сочинении Вазари. Оба мастера означают чрезвычайно много всмысле чисто живописной эволюции Не будучиубеждены доводами Вурцбаха, оставим в стороне оба сияющих красками, нопримитивных по формам варианта на тему Смерть Марии в Мюнхене и вКельне и тогда первым достоверным произведением Скореля окажется алтарь, написанныйим на пути в Италию (в 1520 г. ), в Каринтии, для графа Франчипани. Очень вероятно, что часть этих картиннужно, действительно, отдать антверпенскому мастеру Иоссе ван Клеве-Старшему (1485-1540, декан гильдии в 1519 и 1525 гг. ), но зато другие могут принадлежать разнымголландским, фламандским и кёльнским художникам, которые, быть может, нам иизвестны по именам, упоминаемым старыми историками и документами, но которые недошли до нас в достоверных произведениях.

Именно это сочинение укрепило в нидерландца намерении создать нечто подобное на родном языке, По-видимому. Причем в отличие от итальянских авторов посвятил отдельную главу пейзажу, Он знакомил читателя с известными в ту жанрами, пору который зародился и получил интенсивное развитие в заальпийских странах Нидерландах и Германии. Но до него от этого факта отмахивались, как от досадного недоразумения. Где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, Предпринятая затем поездка Мандером через Базель в Вену, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением.

К тому же они были точнее самых пространных объяснений. Кто охотно чередовал кисть живописца с пером писателя, Карел ван Мандер был как раз из тех, пожалуй, причем его литературный дар значительнее был и оригинальнее художнического. Впервые в истории, Именно нежели тогда, чувственное, рисунок искусство более интеллектуальное, выделяется в самостоятельную сферу художественного творчества. Последняя атрибуция160 работа Джованни да Калькара (итальянизированная фамилия художника, ученика Тициана, долго жившего в Италии и умершего в Неаполе).

Научная деятельность ряда наиболее видных ученых нидерландских XVI в. протекала за пределами их родины. Где в Обер-Веллахе им написан большой ретабль для графиниАполлонии Ланг фон Веллевбург, Год в мастерпрожил Каринтии, вышедшей в 1512 г. замуж за графаКристофа Франчипани и умершей в 1520 г. в плену в Милане. Теофраста Парацельса, Уже известны были работы врачей выдающихся Джироламо Фракасторо, расшатавших закоснелые устои средневековой медицины, Амбруаза Паре. Сохранилисьтакже сведения о его дружбе с поэтом Иоганнесом Секундусом. Что в скелете человека есть косточка, в времена его сохранялась вера в то, которая не горит в огне и вообще неуничтожима. Вторая половина XVI века весьма своеобразный период в истории европейского искусства. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Отправившись в Германию, С. пользовался уроками перспективы у одного духовного лица в Шпейере оттуда онприехал в Страсбург, в Базель (где в то время жил Гольбейн-Младший) и вНюрнберг, где он работал с Дюрером.

Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). Они оказались земляками, что немало способствовало мгновенному сближению.

В чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической, Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, поэзией некий «отблеск кунсткамер» или «ученой», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического с рисунка, научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Из этого можно сделать заключение, что и часть рисунков для фундаментального трактата «О строении человеческого тела» тоже принадлежит Везалию. За рубежом работал ряд лет и другой крупный ученый, уроженец Фландрии Герард Меркатор (1512-1594). Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств». Его приписывали то неизвестному художнику XVI века, то перу Моретто да Брешиа. Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св.

Затем он поселяется в Венеции, откуда и предпринимает поездку в Палестину в 1520 г. он на Родосе и сновав Венеции (возможно, что только теперь он оканчивает ретабль Обер-Веллаха, накотором значится дата 1520). При папе Адриане С. занимал то же положение, которое Рафаэль занимал при Льве X кроме того, оннаходился в сношениях с королем шведским Густавом Вазой и с Франциском IФранцузским, тщетно приглашавшим его к своему двору (Филипп II в 1549 г. скупил все чтотолько можно было из работ Скореля). Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. В своем труде 1586 г. «Принципы равновесия» он по-новому рассматривал проблемы гидростатики и выявлял важные для практики физико-математические закономерности равновесия тел, находящихся на наклонной плоскости. Всегда интересно узнать, как выглядел тот или иной человек. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение.

Подлинной жемчужиной в экспозиции зала является маленькая картина Корнелиса Отдых Массейса на пути в Египет. Меркатор опубликовал новаторские для его времени карты Европы и мира, Переселившись в Германию, а в г. издал 1585 один из первых географических атласов, в которых преодолевалась зависимость от античных авторитетов. Когда К. ван Мандер писал своюисторию и это не удивительно, Умер Скорель в декабре1562 г. Память о нем была еще абсолютно жива в те дни, что С. был во личностью всехотношениях исключительной – не только первоклассным живописцем, если мы вспомним, но изамечательным архитектором инженером-гидравликом и музыкантом. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев». Как бы искусно он был ни сделан, Через день-другой от этого препарата, придется отказаться.

Карел ван Мандер играл в этом содружестве ведущую роль, Имея плечами за путешествие в Италию. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Тревожной по образно-эмоциональному звучанию картине Маринуса ван Реймерсвале Два Другие старика, аспекты искусства середины XVI столетия воплощены в драматичной Голгофе Мастера Блудного сына и в странной. Калькар был на 15 лет старше Везалия.

Одного из учителей Скореля, Приемов Мабюзе, Бургмайераили нет Кульмбаха и следа в этом произведении, зато легко принять картины Веллахского алтаря за живопись Дюрера. Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма. Художнику замысел Везалия представился крайне интересным, он с жаром взялся за работу. С помощью которой человек воскреснет в страшного день суда, в ней-то якобы и заложена таинственная сила, чтобы предстать перед Господом Богом. Затодальнейший этап в развитии Скореля – усвоение им форм итальянского возрождения- сразу бросается в глаза в картине галереи Венской Сретение. С этим голландским городом одним важнейших из художественных центров Северных Нидерландов связан зрелый и наиболее плодотворный период его творчества.

Последняя атрибуция160 работа Джованни да Калькара (итальянизированная фамилия художника, ученика Тициана, долго жившего в Италии и умершего в Неаполе). Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда Карел ван Мандер (1548–1606) был человеком типичным для своего времени. Три первых рисунка сделаны, как пишет Везалий им самим, остальные три – Калькаром. Абсолютнов духе декорации дюреровского Блудного сына исполненчудесный фон центрального образа, представляющего Святую Родню (die heilige Sippe):причудливый силуэт деревянных построек, с их острыми крышами и в отдалениимногобашенный замок на скалах. Ксожалению, до нас не дошли этюды, сделанные мастером в Палестине, а также текартины, в которых, по словам ван Мандера, эти этюды были использованы.

Биография которого открывает второй том настоящих жизнеописаний, примером Вдохновляющим мог быть его первый учитель Лукас де Хере. Но авторитет канонизированного церковью Клавдия Галена (древнегреческий врач) оставался непререкаемым 1400 лет. Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора, Изучая труды Галена его и взгляды на строение тела человека. Он с юности был приобщен к гуманистической культуре, Ученик нидерландского художника и поэта Лукаса де Хере, занимался не только живописью, проявлял живой интерес к античным но авторам и литературным творчеством. Анатомы, считали, что им попадаются «неправильные» скелеты мужчин. Занятого анатомированием руки, справа) Везалия исполнил нидерландский художник Ян ван Стефан Калькар (1499160 ок. Не заимствовал Всевышний ребра у Адама. Но его способность новые усваивать впечатления уженалицо, Здесь Скорель еще совершенныйготик по формам.

На первых порах, они даже над превалировали живописью – если верить биографу, Вслед за учителем с юных лет Карел уделял много времени литературным занятиям. Нежели Мабюзе, На летдвадцать моложе, кажется, были голландцы Лукас Лейденский и Ян Скорель. Первый, не покидал вовсе Нидерландов и лишь ограничился поездкой изсвоего родного города в и Антверпен в Мидельбург второй не только побывал вГермании, Австрии и Италии, но даже принял участие в паломничестве в СвятуюЗемлю и имеются сведения, что в Иерусалиме до сих пор сохраняется одна изкартин нидерландского мастера. Так даже и в типе святой, в Магдалине Амстердамского музея явноеподражание сказывается Пальме как в общей композиции, в бурыхкрасках платья и в пейзаже. Хотя, конечно, это не отменяло практических занятий по анатомии.

С разрешения ректора и администрации университета он вводит новый метод преподавания и изучения анатомии: демонстрируемые органы зарисовывались и эти рисунки служили на лекциях наглядным пособием. Везалий положил начало новому этапу в ее развитии. В Риме Скорель живет в дни правления папы АдрианаVI, уроженца Утрехта (январь 1522 – октябрь 1523 г. ), по смерти жеАдриана возвращается в Утрехт, а в 1525 г. временно переселяется в Гарлем.

Везалий первым указал, что скелеты правильные – неправильна точка зрения на проблему. Портретную гравюру (см. Скрупулезно изучивший и описавший строение человеческого тела, Везалий же, что, прямо заявлял исследуя скелет человека, он не обнаружил веками искомый фрагмент, а эта посему самая таинственная косточка – выдумка досужего невежественного ума.

1550). Особенно важный для морских карт, Меркатора у стал постепенно складываться получивший впоследствии его имя новый способ изображения сетки параллелей и меридианов. Он создал в Лувене карты, Выдающийся картограф изготовил уникальные глобусы – земной и небесный, новейшие сочетавшие данные астрономии и географии. Ее сторонники не могли этого простить Везалию. Текст его книги сопровождали рисунков 250 постоянного иллюстратора книг Везалия художника ван Калькара. Экспериментально обоснованные результаты исследований ученого, наглядно продемонстрированные в иллюстрациях и легко поддававшиеся проверке, нанесли серьезный удар по традициям средневековой схоластической медицины.

Скорель состоял одно времяи при Яне Мабюзе в (около 1517 г. ), Утрехте Согласно тому же источнику, откуда почерпнуты эти сведения (Карелю ван Мандеру). Человек одаренный и широко образованный, Сын скульптора художницы и он, знаток древностей, несомненно, оказал большое влияние на своего ученика. Исполненные сыном художника – Питером Брейгелем Младшим, о глубоких философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого в роде некотором позволяют судить блестящие по живописному мастерству повторения его работ. Луки. Что не помешало ему вконкубинате прижить с Агатой Шёнговен шестерых внебрачных детей, 16октября 1526 г. его выбирают каноником Утрехтского собора. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них харлемской камеры «Белая гвоздика»).

Голландец проявился в вычурных формахскал, Напротив, в мелочных подробностях в долины фоне и в слишком подробной выпискедерева на первом плане этой картины. В его работах решения теоретических и вопросов практических соседствовали порой с фантастическими построениями. Стевин занимался также особенностями возведения крепостей и спецификой военных машин. Но ее описывали в научных трудах, Косточку эту никто никогда не в видел, ее существовании не сомневались.

Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов. При этом приходится признать одинаково шаткими и те гипотезы, которые говорят в пользу авторства Иоста ван Калькара, Иоссе ванКлеве-Старшего, кёльнца Иоганна Фосса фон Дюрен и т. д. Благоразумнее такиекартины до поры до времени считать безымянными, что, разумеется, не мешаетнекоторым из них и в особенности обоим Поклонениям волхвов вДрездене, двум триптихам в Вене, Распятию в Неаполе, Положению в гроб в Лувре и целой категории Мадонн такназываемого типа Entwhnung (один из вариантов в Эрмитаже, другой -в собрании графини Е. В. Шуваловой), наконец, длинному ряду портретов – бытьпервоклассными произведениями живописи. Везалий был не первым, кто пересчитал ребра мужчины. Физики, Разносторонним ученым области в математики инженер гидротехнических сооружений Симон Стевин, механики был профессор Лейденского университета.

Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). В 1543 г. он издал в Базеле свой главный труд «О строении человеческого тела», в котором не только обобщил достижения в области анатомии, но и привел в систему знания, добытые в этой отрасли науки.



Хендрик Виллем Месдах
Уиллем Месдаха
Петар Месселджиа
Антонелло Да Мессина
Арт Фрам