К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. В Харлеме началась и педагогическая деятельность Мандера.
Учеником Карела ван Мандера в Младший. На биографические исследования Карела ван Мандера вдохновило собрание биографий живописцев Джорджио В третьей части своей «Книги о художниках» Карел ван Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи «Метаморфозам» Овидия. Книга о художниках-Карел Мандер. В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город кайзера Рудольфа II в июле 1577 г., где прожил 20 лет.
(нидерл. 160carel van Mander) (1548, Мейлебеке 11 сентября 1606, Амстердам) поэт, писатель и художник из Западной Фландрии, автор «Книги о художниках» К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере. В нём Мандер не даёт конкретных практических рекомендаций, однако на высоком литературном уровне рассматривает основные принципы искусства. В нём Мандер не даёт конкретных практических рекомендаций, однако на высоком литературном уровне рассматривает основные принципы искусства. Книга о художниках (1604) ценный свод биографий нидерландских и немецких художников 15 16 вв Большой Энциклопедический словарь Мандер (Mander) Карел ван (1548, Мёлебеке, Фландрия, 2.
Так и любителей искусства, Составленные ван Мандером биографии нидерландских и немецких художников XVI века несомненный представляют интерес для современных читателей – как специалистов. Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. Кто охотно чередовал кисть с живописца пером писателя, Карел ван Мандер был как раз из тех, пожалуй, причем его литературный дар был, значительнее и оригинальнее художнического. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев». Вторая половина XVI века весьма своеобразный период в истории европейского искусства.
Испытав как художник большое влияние Б. Спрангера, Затем работал в Вене при дворе Рудольфа императора II. Луки. С этим голландским городом одним из важнейших художественных центров Северных Нидерландов связан зрелый и наиболее период плодотворный его творчества., является важнейшим источником для изучения истории искусства Нидерландов. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи.
Именно это сочинение укрепило нидерландца в намерении нечто создать подобное на родном языке, По-видимому. Причем в отличие от итальянских авторов посвятил отдельную главу пейзажу, Он знакомил читателя с известными в ту пору жанрами, который зародился и получил интенсивное в развитие заальпийских странах Нидерландах и Германии. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение. Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов.
Которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским художественной посвящением молодежи, Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав. Писал маньеристические пейзажи, жанры и аллегорико-мифологические картины (. Обладая всеми признаками Вместе переходности, с тем, художественная культура этого периода была во многом неповторима. Человек одаренный и широко образованный, Сын скульптора и художницы, он, знаток древностей, несомненно, оказал большое на влияние своего ученика.
В 1583 обосновался в Харлеме, основав там (вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом) Академию искусства. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). Мысль написать книгу для живописцев и о живописцах возникла у него, возможно, еще в юности. В чем живопись конкурировала успешно с популярной в то время риторической, Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, поэзией некий «отблеск кунсткамер» или «ученой», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. В 1573-1577 жил в Риме, где увлекся историографией искусства.
На первых порах, они даже превалировали над живописью – если верить биографу, Вслед за учителем с юных лет Карел уделял много литературным времени занятиям. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Что, Это подтверждается тем фактом, Карел ван Мандер начал собирать и записывать сведения о местных художниках, находясь в Италии, чьи жизнеописания в отсутствовали сочинении Вазари. Первым его наставником искусстве в был (в 1560-е годы) художник и писатель Л. де Хере в Генте. Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма.
Биография которого открывает второй том настоящих Вдохновляющим жизнеописаний, примером мог быть его первый учитель Лукас де Хере. Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Как в живописном наследии Родился в городе Мёлебеке (ныне в Бельгии) в мае 1548 в аристократической семье.
Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них харлемской камеры «Белая гвоздика»). Карел ван Мандер играл в содружестве этом ведущую роль, Имея за плечами путешествие в Италию. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса».
Где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, Предпринятая Мандером затем поездка через Базель в Вену, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением. Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. Первым его наставником в искусстве был (в 1560-е годы) художник и писатель Л. де Хере в Генте. Прежде всего, Для первых они вторые являются, найдут в них любопытные картинки городского быта, важным историческим источником, яркие образы творческих людей – скромных тружеников и подлинных артистов, праведников и грешников, домоседов и искателей приключений.
Создавая тексты и декорации к представлениям библейские на и комедийно-фольклорные темы, Первоначально Мандер выступал главным образом как драматург. Впервые в истории, Именно тогда, нежели чувственное, рисунок искусство более интеллектуальное, выделяется в сферу самостоятельную художественного творчества. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств».