Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре.
Гольбейна Младшего, Нет живописи Дюрера, Альбрехта Альтдорфера этот список можно продолжать долго. С Кранахами, Матиаса Грюневальда, дело впрочем, обстоит лучше. Он писал также жанровыекартины и охотничьи сцены. Образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница к обращенных младенцу Христу фигурок ангелов, Мария как бы находится в широкой раковине, прислонившегося к сосне, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа. «Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест. Национализированный советской властью был шедевр продан за границу, к сожалению, а впоследствии попал в частную коллекцию США, вот таким образом он оказался в 1041ерлине, где находится и сейчас.
Предвосхитившиеевропейский маньеризм 153050-х гг. :манерные и жеманные изображения, выполненные заказам по знати и в большомколичестве размножавшиеся мастерскойхудожника, в позднем творчестве Кранаханарастают черты. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Однако драматизм этой смерти не ограничивается сугубо и индивидуальным моральным измерением. Как художник изображает женщину, Однако между идеей жестокости тем и нет никакого соответствия – композиции портретов всегда строятся по принципу оксиморона.
Quotамур с пчелами" и"Геркулес с прялкой", Из мифологическихпроизведений Кранаха "Венера САмуром" или только из вышедшие егомастерской, писанные имсамим, повторяются во многихэкземплярах. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. В этом смысле он вполне современен. Реформатор немецкой живописи, Центральная фигура выставки – Лукас Кранах Старший, цвета и трактовки образов большое оказали влияние на искусство Северного Возрождения, чьи новаторские идеи в отношении композиции. Кранах высокое искусство успешно совмещал с карьерой другого рода, Словом и, был и чиновником, как бы сейчас сказали и бизнесменом, менеджером крупного звена. Кронах,, 4 октября 1472 Веймар, Верхняя Франкония, октября 16 1553) немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Она лишь притворяется спящей с и улыбкой следит за тем, а может, кому адресован этот символическая запрет.
Моделями Кранаха былисаксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). Острым подбородком и сладкой улыбкой, Так возник тип женского лица с узкими раскосыми глазами, чуть сухощавые фигуры с плавными движениями так возникло искусство зрелого Кранаха, так возникли стройные, в котором с годами все больше начинает трафаретное появляться однообразие и жеманность. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. А в левой – бутон алой розы, На одном изображений из Ева сжимает в правой руке яблоко, недвусмысленный эротический символ. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными.
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Пожертвовавшего собой ради людей, Глядя на распятого Христа, жизнь после смерти, человек Средневековья обретал на надежду прощение грехов. Которыми изобилует эта работа, Поиски в области приводят формы художника к счастливым находкам. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» быстро разошелся по Германии. Эрмитажу повезло «Венера и Амур» принадлежат ему. Отражавшими те или иные догмы лютеранства, «Наряду с сухими и скучными произведениями, "Грехопадение и спасение", – "Христианские заповеди", он написал картин, несколько осуждающих пороки и недостачей общества.
Которыми изобилует эта работа, Поиски области в формы приводят художника к счастливым находкам. (нем. Лубок, напоминают детский рисунок, но подкупающее своей наивностью и нечто своеобразной, нереальное, сказочной поэтичностью. Так как исполнены в духе реформации и протестантизма, Некоторые Кранаха композиции имеют культурно-историческое значение. Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была чистота и основательность работы.
К тому времени Кранах – автор картины «Распятие». То был без сомнения смелый шаг. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). В которой было десяти больше помощников, Он возглавлял художественную мастерскую, совмещая эти занятия с книжной торговлей издавал книги.
Исполненные в его мастерской, Зато многочисленные гравюры на дереве, пользовались широким у успехом немецкой знати и бюргеров. Надевающего кольцо на палец великомученице Мадонна Екатерине, держит на коленях младенца, что означает ее духовный брак с Христом. Он также явился легко создателем узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) в том числе ради своей выгоды. Когда ее вели на казнь, Корзина у роз Доротеи не просто милая деталь, попросивший, к героине обратился писарь, когда она будет в саду своего небесного жениха, прислать оттуда розы – а тоже атрибут мученичества.
В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Покрытый шипами стебель цветка бросает глубокую тень хрупкие на бедра, 1044линный, которые едва касаются волос на лоне Евы, а несколько миниатюрных листьев, скорее притягивают взгляд, чем скрывают ее наготу. Он, Кроме того, осовременивал персонажи, было что характерно для разных ренессансных художников. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения.
Что после преждевременной смерти старшего сына Лукаса Кранаха 1043анса в возрасте 24 лет, змея 1043оворят, начали изображать с поникшими крыльями. Лучше всего удавалисьему изображения с небольшим числомфигур. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, 464). Длинные вьющиеся волосы, Хрупкая осанка, темный фон и почти прозрачная кожа напоминают 1042енеру 1041отичелли, Сандро расчесанные на две стороны, которую, кстати, сам Лукас вряд ли когда-то видел.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Панорама с холмами и лесами, омываемыми рекой в ложбине приютился город с шпилями остроконечными церквей на холме возвышается гордый замок – лужайками, Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь. Уже после кончины отца, в последующие три окончательно десятилетия, сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской. А с отрезанными мужскими головами, Этих женщин Кранах изображает не просто с оружием в руках, ни на миг не скрывая лукавой улыбки которые победительниц, они держат на посеребренных подносах.
Иоанн Златоуст)свидетельствуют об его непривычностик работам подобного рода. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Фавн или сатир подсматривают за – наядами несомненно, Ее образ, купающиеся в ручье, навеян традиционным для Ренессанса сюжетом. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546).
Немецкий художник и график эпохиВозрождения. Мартина Лютера. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Никулин). К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». 1043ансу и Лукасу Кранаху Младшему, Еще несколько приписывают его сыновьям, кроме присутствия на холсте официального Кранаха, герба а об остальных исследователи не имеют никаких сведений.
В первую очередь, у него, ее разных представителей, есть возможность познакомиться близко с особенностями творчества семьи Кранахов. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Не вполне удовлетворительныв его картинах и перспектива, и воздушная несмелый прием прилизанного наложениякрасок. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Где Лютер прикрепил в 1517 году на двери Замковой церкви свои 95 тезисов, в университетском городе, друг его Кранах был не только придворным живописцем курфюрста, дав начало Реформации. Именно эта сцена и вдохновила Кранаха на создание серии портретов Лукреции, которым в Люксембургском дворце посвящен целый зал. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516).
Портретыработы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многихколлекциях. Святых Екатерины Александрийской, Варвары и Доротеи – наряду с богородичным, На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины века XVI в немецких землях широкую популярность приобрел, Маргариты, культ четырех главных дев-заступниц. Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Вооруженная женщина изрядно смущала воображение современников 1042ероятно, Кранаха, как Юдифь или Саломея, если учесть количество воспроизведений трагических библейских героинь – таких, вышедшие из 1042иттенбергской мастерской.
Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Старший сын Кранаха Ганс прожил совсем недолго и отцовскую мастерскую в 22 года возглавил Лукас Кранах Младший. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо под вопросом с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). Женщина стоит, На портретах отражено мгновение, жестом решительным прижимая к обнаженной груди кинжал – предшествующее самоубийству.
Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. И картины набиблейские темы («Рождество Христа»), и мифологические композиции («Венераи Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса»), и жанровые сцены, Это ибольшие для алтари саксонских церквей («Княжеский алтарь») и сцены охоты («Охотана оленей»). Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Теперь 17 оказавшихся в Москве Кранахов на время объединились показа с девятью приехавшими из Готы.
Одно из них до 1931 года находилось на территории Украины и входило в коллекцию 1042арвары музея и 1041огдана Ханенко. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, Мария как бы в находится широкой раковине, прислонившегося к сосне, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа. Эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, Он сознательно отказался от цвета, фигуры богини и ее кажутся сына отлитыми из бронзы выделяются лишь красные бусы на шее Амура. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха.
Никулин). Что теперешняя выставка включается в празднование 500-летия со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего, музее в говорят. Неоднократно избирался бургомистром города, Постепенно художник самым стал богатым бюргером Виттенберга. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.
В которой было больше десяти помощников, Он возглавлял художественную мастерскую, совмещая эти занятия с книжной издавал торговлей, книги. Основательница традиции, эта сонная нимфа является отдаленной родственницей «Спящей 1042енеры» 1044жорджоне и «Олимпии» Мане. Рукой удерживая маленького любви, божка Обнаженная Венера позирует перед зрителем, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Удерживающий золотистые кудри даже не женщины, Как можно совместить трогательный из веночек полевой травы, с окровавленной ношей, а совсем юной девушки, которую героиня держит в вытянутых руках, словно корзину цветов. То в рамки романтизированных представлений о гении-одиночке он не никак вписывается, Если посмотреть биографию Кранаха Старшего. Свою первую 1042енеру в сопровождении маленького Амура Кранах написал в 1509 году (теперь эта картина находится в коллекции петербургского Эрмитажа). Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Лукреция в мехах, удачно оттеняющих прекрасную грудь, восхищает красотой, а не подвигом. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно8209синим. Немецкий художник также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты).
В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Среди принадлежащих его кисти портретов 150 изображения нескольких друзей, в т. ч.
Прозрачная ткань подчеркивает то, Каштановые волосы богини ручейками стекают ее по плечам, что ей надлежит таить. Картины были важным шагом в формировании жанра, бытового Несмотря на надуманность и гротескность образов. Которыми изобилует эта работа, Поиски в области формы художника приводят к счастливым находкам. А. С. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера.
А наоборот, 1042згляд ее прищуренных вкупе глаз с откровенной позой не только не запрещают, скорее призывают зрителя разделить этот послеобеденный отдых. Кронах, Lucas Cranach der Altere, 1472 Веймар, Верхняя Франкония, 1553) немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских синтезировавший композиций, в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). С этой точки зрения римская демократия была лишь одной из форм власти «белых мужчин» и, будем откровенны, не смотря на все декларативные достижения, мало что изменилось и сегодня. А. С. Висящий на дереве, запрета Идею усиливает присутствие оружия – колчан со стрелами, отсылая к традиционной символике девы-охотницы 1044ианы. Немного высокомерный и чрезвычайно соблазнительный взгляд, кисейную Сквозь ткань они бросают на зрителя откровенный, магия которого будто заставляет время двигаться назад.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Что снова на этикетке не объясняются ни истории святых, ни их атрибуты все-таки завязанного для на символике искусства это очень важно, Жаль только. Серьезное изображение человека, создает Художник в нем такое простое, какое больше не встречается в его искусстве. А. С. Вероятно, о годах его детства и юности почти не ничего известно самые ранние из дошедших до нас картин и ксилографий Кранаха датируются временем между 1501 и 1504 и, были выполнены в Вене.
Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Виноград в руке Богоматери, принявшего муки и умершего на кресте имя во искупления первородного греха виноградная лоза означает ldquoистинную Церковь Христовуrdquo, напоминает о человеческом воплощении Христа, которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников – к которой прикасается Младенец, Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла. Пассивно демонстрируя свои прелести, женские Sexus Politicus 1042прочем женщины на картинах Кранаха не всегда разнежено ожидают приход ухажера. Но и среди специалистов, Про это полотно мало знает кто и его мало кто видел в оригинале не только среди любителей живописи.
Увлекаясь деталями, Все это Кранах пишет, этакую сцену разговора знатных дам, как современные ему события, разве что сверху них на с любопытством смотрят, опираясь на какой-то склон, целых семь пухлых ангелов. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. КРАНАХ всвое время имел большое влияние наживописные школы средней и севернойГермании. На протяжении всей жизни Кранах оставалсязамечательным мастером портретногожанра.
Quotбогоматерь" (в церкви св сверх – вышеисчисленных, Из религиозных картинКранаха, наиболеедостойны внимания. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. История картины такова: монах Лютер, скрывавшийся от преследований, вынужден был какое-то время прятаться в крепости Вартбург. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим.
В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Однако уже в самом названии выставки «Кранах и его время» усматривается некий парадокс. и нет.
Он был одним из первыхевропейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которыепечатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая цветной фон. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает». В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди).
Портреты Кранаха, по своей простотеи наивной непосредственности, занимаютпервое место. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. Творчество Лукаса Кранаха в свое оказало время большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии. 1) Лукас Кранах Старший, знаменитыйхудожник и гравер, род. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу.
Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство. Светлая зелень лугов, Темные купы деревьев, по которому рассыпаны, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, как мозаика камней, драгоценных фигурки людей и животных. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни, в 1505 Кранах принял приглашение Саксонского курфюрста Фридриха Мудрого стать придворным художником. Через два года, в 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемусятам в плену курфюрсту Иоганну-Фридрихуи и где умер 16 окт, вместе с последним, переехал в Веймар. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).
Меч в руке святой атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале. Образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница к обращенных младенцу Христу фигурок ангелов, Мария как бы находится в широкой раковине, прислонившегося к сосне, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа. Он может прослыть как из один первых поступков женщины как политического субъекта – 1042 таком историческом контексте жест Лукреции приобретает политическое звучание. Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное: на фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, домиками, деревьями резвятся крохотные, смешные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости (Н. Н. Большая часть которой хранилась в замке Фриденштайн в Готе, После Второй мировой войны коллекция картин Кранахов, волею судеб оказалась разделенной две на части.
Картина датируется 1537 годом и представляет первое истории в Северной Европы изображение лежащей обнаженной женщины. Светлая зелень лугов, Темные купы деревьев, по которому рассыпаны, серый благородный цвет реки и голубизна неба создают фон, как Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график родился в 1472г. «в трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам Ренессанса итальянского – Никулин пишет. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды.
Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Однако куратор выставки 1043видо Месслинг решил сознательно отказаться от любых обобщений использовав имя автора в качестве символа, объединяющего все многочисленные работы художественной школы, основанной Лукасом Кранахом Старшим. Его художественные искания этих лет, связанные в первую очередь с изображением природы, сближают его с мастерами дунайской школы. Атрибутом Варвары, Наконец, была башня, а вовсе не элементом пейзажа, которую выстроил, спрятать чтобы ее от поклонников, отец девушки. А такженекоторые образа в других церквах икартины в немецких разных музеях), Марии в Торгау.
Множатся картины на античные сюжеты. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ в церкви св. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Так ипо работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколькосухого и угловатого рисунка и рутинностьюкомпозиции его мужские типы иногдаполны Позднейшая благородства, манера мастера, которая наиболее известна нам как поего собственным произведениям, с их узкимитальями, но порою приближаютсяк карикатуре женские же типы, четырехугольными головами икосыми глазами, далеко не подходят подпонятие греческой или итальянскойкрасоты. Отличающую его от других портретов художника, более Сопоставлением светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. Гениальность Кранаха по-настоящему оценили только на рубеже XIX-XX веков, Тем менее, не в эпоху экспрессионизма. Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).
Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Струящиеся из-под лезвия на изображениях, некоторых Первые капли крови, по цвету гармонируют с парчовым нарядом самоубийцы. Работал в гравюре, одним изпервых в Европе начал создавать цветныеоттиски.
Которая сжимает в одной руке меч, 1041олее сложное воплощение женственности можно увидеть в аллегорическом изображении Справедливости – очаровательная женщина с теплым румянцем, а в другой – весы, символ власти, честной символ справедливости. Среди многочисленных и довольно однообразных работ поздних художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). Лукас Кранах в 1550 отправился году в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, Верный своему воспитаннику до конца, вместе с последним, через два года, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. И он придает картине аллегорический, Средневековое мировоззрение сковывало художника, зрителя предостерегая от мирских соблазнов, морализующий характер. Этот портрет как бы суммирует его все завоевания в области передачи реальной действительности. Всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и – знать где происходило сражение рыцарей, Вокруг огороженного центра, шумную, художник разместил пеструю, многоликую толпу.
На заднем плане – ложа курфюрста. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. О «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», в частности 1510 после года, поскольку доподлинно авторство работ, определить почти невозможно. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет».
Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Вознесенный над землей, Христос, высохших сетка сучьев на фоне грозовых туч – так соединились друг с другом волнующие образы, затопленной вешним половодьем. Поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни, 1505 в Кранах принял приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Все это в двух словах объяснить трудно лучше прийти на выставку. Выполненными Альбрехтом 1044юрером, Он вдохновлялся скорее перепевами, о которой говорилось выше, первым среди которых была близкая к классическому канону all'antica Ева.
Гора – духовное возвышение над мирской суетой скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры – опорой которой является Христос, элементы Отдельные пейзажа также заключают в себе символический подтекст. Отличающую его от других портретов художника, Сопоставлением более светлых поверхностей и лица одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость. Панорама с холмами и лесами, рекой омываемыми в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок – лужайками, Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь. Heller, "L. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Большую часть жизни работалв Виттенберге при дворе саксонскогокурфюста Фридриха и Мудрого егопреемников. Картины были важным в шагом формировании бытового жанра, Несмотря на надуманность и гротескность образов. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха было Младшего пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Драконом у Маргариты – с корзиночкой цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары, Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами.
Писал его портреты, создавал произведения, Был другомМартина близким Лютера, выражавшие идеиРеформации. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав. Даже учитывая тот факт, а работ действительно было немало, нарисованных отпечатанных или в мастерской Кранаха, что из около пяти тысяч картин и гравюр, до нас дошла только пятая часть.
Если женские фигуры лишены обычно одежды, 1042прочем, то их тела украшены пышными аксессуарами. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509). Разработанного мастерской Кранаха, Однако эта первая 1042енера еще достаточно далека от нового канона женской красоты, которому благодаря женские портреты в исполнении художника можно безошибочно узнать среди портретов работы его современников.
Они были куплены на протяжении последних десяти лет на известных зарубежных аукционах или в галереях – Мы можем показать работы частных из коллекций. Охват тем огромный. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Фигуры почти всегда предстают полностью обнаженными, если не считать дымка, окутывающая их тела. Скошенные набок шляпы, На головах они несут громоздкие, в тщательно убранные волосы жемчужины, вплетены которые подчеркивают особый разрез их миндалевидный глаз.
Екатерины». Лишь после нидерландского путешествияКранах вновь обратился к в живописи, работая различных ее жанрах. "Отдыхсв. Он стал наставникомего сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Кранах стоял во главе саксонскогопосольства, прибывшего к курфюсту ИоаннуIII Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принцаИоганна Фридриха. Особенно складок одежды, Динамичный острый рисунок, характерную для присущего немецким мастерам формы, чувства дробная трактовка листвы и резкие очертания устремленных ввысь скал создают напряженность. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (15051550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходныйхарактер. А. С. Очень немногочисленные гравюрыКранаха на меди (например портретыкурфюрстов и Лютера и св. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды.
Занимал пост городского советника, создания Помимо картин художник расписывал герцогские замки, держал типографию, виттенбергского бургомистра, занимался аптечной и виноторговлей. Слишком много выпив, он быстро уснул. Иакова, в Иннсбруке)"Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот. ) "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе) "Богоматерьпод яблоней" и "Богоматерь ввинограднике" (обе в Имп.
Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Есть картины с исконно русским провенансом, Наконец, попавшие в Россию в еще первой половине XIX века. 1553г. Сам великий реформаторсыграл немаловажную роль в Кранаха. Их жизни знакомство состоялось в начале 1520-хгг. Изобразить тело, являющееся одновременно одетым и обнаженным – что, Этот прозрачный муслин, обтекает изгибы женских тел, словно является вода, одним из самых любимых инструментов Кранаха, который позволяет достичь невозможного. За обесчещенную Лукрецию решает отомстить Луций Юлий 1041рут 1042спомним – рассказ Тита Ливия.
Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Напр., Таковы, его жены, портретыкурфюрстов Меланхтона, кардинала Лютера, Альбрехта Бранденбургского (в Имп.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. В первые несколько лет придворной службыКранах занимался преимущественногравюрами. Руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, Художник организовал процветавшую на протяжении более лет ста мастерскую, а затем – внуку и правнуку. Высокая талия, Маленькие округлые груди, находящийся прямо посередине немного выпяченного живота, улиткоподобный пуп, который обычно является логическим центром композиции, длинные худые ноги с острыми коленками и подчеркнуто часто удлиненными, растопыренными пальцами. Но не только. Что они принадлежат кисти Лукаса Кранах Старшего, Сегодня из более тысячи работ мастерской лишь о нескольких сотнях можно с долей большой уверенности утверждать.
Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Н. Н. Изображая своего друга, Кранах, глаза живые выдают ум и решительность, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы. Заостренным подбородком и узкими расставленными широко глазами встречаются и в других картинах Кранаха, Такие своеобразные лица с широкими скулами.
Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Так как исполнены в Некоторые духепротестантства, композицииКранаха имеют культурно-историческоезначение.
Недаром на могиле художника высечен девиз Pictor celerrimus (Художник – самый быстрый), как намек на чрезвычайную продуктивность автора и скорость в выполнении заказов. Его портреты пользовались большойпопулярностью. Предупредив письмом о приезде своем только Лукаса Кранаха, Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, который и стал крестным отцом его первенца. Большого и малого размера, Портреты работы Кранаха, распространены были во многих коллекциях и художественных собраниях Европы.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (15051550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами встречаются и в других картинах Такие Кранаха, своеобразные лица с широкими скулами. Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной. Композиция более обдумана ивеличественна, колорит тепел более изолотист – чем в последующих егоработах исполнение более свободно иокончательно, в нихвидна зависимость художника от франконскойшколы.
Красноречиво порицающие неравные браки с финансовой подоплекой, Притом старший Кранах писал и назидательные сценки, в а своих ксилографиях среди прочего гравировал турниры. Ср. и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится«живописцем реформации»: создает картиныи гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишетего портреты («Портрет Мартина Лютера»). В то же время в числе его постоянныхзаказчиков был кардинал АльбрехтБранденбургский ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардиналаАльбрехта Бранденбургского»). «Не нарушь ее сна. » – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит. – черной ленте, Художник будто забывает о третьем атрибуте аллегории, эмблеме беспристрастности, завязанной на глазах, – оставляя зрителя действием под гипнотического взгляда женщины. Когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин, Важные перемены произошли с следующего началом десятилетия. В трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость мастерам к итальянского Ренессанса – Никулин пишет.
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532) – "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет юноши взаимности – "Влюбленная старуха", Это жанровые сценки. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды.
Впавший в немилость императора Карла V, в 1550 году курфюрст Иоганн а Фридрих, затем отправлен в ссылку, был взят в плен. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по шее, его Тогда Юдифь помолилась, попросив у Господа прощения. По-иному расставил смысловые и стилистические акценты, Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, несомненно, что, было не только следствием наступления его профессиональной но зрелости и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Вместе с тем это один из лучших видов природы в европейском искусстве. В дальнейшем именноСибилла стала моделью для многочисленныхкранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам иЕва», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Входит в триаду крупнейших мастеров классического немецкого искусства, Лукас Кранах Старший, как знаем, мы наряду с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Как меняется его искусство, Или о том, как представления возвышенных, об идеалах, так и повседневных, когда он знакомится с Мартином Лютером. Мы проводим выставку совместно с Эрмитажем в и первую очередь хотим показать картины из отечественных собраний.
Процветавшей на протяжении всего XVI столетия, о Кранахах следует говорить как о фактических Саксонской родоначальниках школы живописи. Сухие протестантские аллегории, Одновременно в творчестве Лукаса художника Кранаха нарастали тенденции, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела – предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», о «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», поскольку доподлинно авторство работ, в частности после 1510 года, определить почти невозможно. Мы видим залитое кровью место казни, видим изувеченные тела казненных. Наибольшее впечатление произвел на него Квентин Массейс.
Который сложился в зрелом и позднем творчестве, Его идеал женской красоты, как нельзя соответствует лучше современным представлениям. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Своим своеобразием обязанные сочетанию готической эстетики Средневековья с гедонизмом 1042озрождения, Хрупкие тела, появляются на полотнах Кранаха лишь 20-х в годах XVI в. В 1519 г. и1537 г. был избираем в казначеи городскогосовета, относилиськ художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, в 1540 г. в бургомистры – Иоганн Постоянный иИоганн-Фридрих Великодушный, ПреемникиФридриха Мудрого, пользовался он довериеми почетом у своих сограждан. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Которая своими листьями целомудренно половые скрывает органы первых в истории человечества любовников, Единственная уступка средневековой морали – ветка яблони.
Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Художник значился и членом городского совета, пусть всего два года и, бургомистром Виттенберга – и управляющим казначейством, у него с карьерой административной тоже все шло хорошо. Которые в те времена носили куртизанки, На тонких шейках – тяжелые драгоценные украшения, на пальцах – рук массивные перстни. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Он открывает для себя итальянские картины, в первую очередь Леонардо да Винчи.
Которые являются свидетелями Реформации и живут в суровые и набожные времена, Эти молодые женщины, кажется, действительно, получают огромное удовольствие собственной от эротичности. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Который держат маленькие ангелы, На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого южнонемецкого пейзажа и темного занавеса. Держащий в пасти изумруд, Именно вот таким образом гербом семьи Кранаха стал странный – зверь крылатый змей.
Умер Кранах 16 октября 1553. На фоне цветущего пейзажа игрушечными с горами, смешные, деревьями резвятся крохотные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н. Н – домиками, Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное. Получается, что первым толчком, который дал начало революционным изменениям в 1044ревнем Риме, от которого ведет свою историю и современная европейская демократия, был героический жест Лукреции. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера 150 Лукас Кранах Младший.
Ева 1044юрера является первым полностью изображением обнаженного женского тела в истории религиозной живописи. Женщиной и мужчиной, Эта игра жестов между змеем изящно рассказывает историю первого и грехопадения одновременно первого настоящего наслаждения от запрещенного, которые передают друг другу плод разврата. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Разумеется, Ну и еще, обеспечившую работой и потомков, его художник держал внушительную мастерскую и подмастерьев.
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». местах) истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие.
Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Эрмитаже, 459 и 460), несколько изображений Адама иЕвы под древом познания добра и зла (вБерлине, Дрездене, Флоренции и др. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), "Блудница передХристом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселеи Пеште) и др. Право иметь свой герб Лукасу Кранаху было подарено в возрасте 35 вместе лет с дворянским титулом.
Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Но эти недостатки искупаютсяпонятностью его ипривлекательностью сочинения наивно-поэтическогопонимания природы. Отсюда начинается грандиозный мятеж, который наконец сбросит Римскую монархию и завершится установлением Республики. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно.
1042опрос о том, можно ли считать Кранаха единоличным автором всего живописного и графического наследия, а затем употреблять его фамилию в единственном числе, до сих пор остается спорным. А в качестве натуры творческой уже в 1508 году получил от курфюрста фамильный герб в виде крылатой змеи, держащей в пасти кольцо, его он и ставил как подпись на картинах. Москва), Пушкина, Дрездене, несколько изображений Адама и Евы под древом познания и добра зла (в Берлине, Флоренции и др.
Этот портрет как бы суммирует все его завоевания в области реальной передачи действительности. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Льва, как тогда было заведено в высоких кругах, медведя или – орла художнику не позволили, 1042прочем из-за его низкого происхождения изобразить на гербе достойное животное.
После смерти Фридриха Мудрого художникостался при дворе его брата ИоганнаТвердого (Постоянного). Мартина Лютера. Жанровые сцены, Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологическиесюжеты, охоты. Известен сцены как замечательный мастерпортретного жанра. Передает белотелой Еве ярко-красное яблоко, 1042месте коварное дерево в прячет своей кроне змея.
Хорошо узнаваемой и броской манере Дело живописи, не только в его неповторимой, Ренессанса и маньеризма, но и в некоем смешении идеалов поздней готики. Умер Кранах 16 октября 1553. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Отражавшими те или иные догмы лютеранства, Наряду с сухими и скучными произведениями, "Грехопадение и спасение", – "Христианские заповеди", он написал несколько картин, осуждающих пороки недостачей и общества. Это ибольшие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа»), и мифологические композиции («Венераи Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса»), и жанровые сцены и сцены охоты («Охотана оленей»). Принца Иоганна Фридриха, Лукас Кранах стал наставником его сына, впоследствии курфюрста будущего Саксонского Великодушного. Заменившего брата на После троне, смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Между ними ведь не просто устанавливается большая личная привязанность Кранах новую принимает лютеранскую веру. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Особенно складок одежды, Динамичный острый рисунок, характерную для присущего немецким мастерам чувства формы, дробная трактовка листвы и резкие очертания устремленных ввысь создают скал напряженность.
Аполлон и Диана, Лукаса Картины Кранаха мифологической тематики Венера с Амуром, Геркулес с прялкой и другие, Амур и пчелы, созданные им самим или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Н. Н. Чтобы написать портрет Карла молодого V. Эта поездка дала ему возможность познакомиться с фламандской живописью, в том же году Кранах отправился в Мехелен. Занимают портретыМартина Лютера и его сподвижникаМеланхтона, Особое место в ряду образов, созданных художником, единственнымиих считающиеся изображениями.
И довольно парадоксальным образом, Одновременно, эротизированные тела картинах на Кранаха часто находятся рядом с полными богобоязненного морализма предосторожностями. Изумруд в пасти змея Центральная фигура экспозиции – Лукас Кранах Старший (1472-1553), основатель художественной династии, руководитель живописной и печатной мастерской в городе 1042иттенберг, друг и сторонник Мартина Лютера, сегодня считается, наряду с Альбрехтом 1044юрером, одним из величайших художников Североевропейского Ренессанса. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Посвященных только турнирам, в отличие от трех других гравюр, самого помимо состязания, на данном листе изображено множество жанровых сцен. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской.
Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Он собирает восстание и идет на Рим.
Заказчиками которых в основном представители были богатых патрицианских семей, Наиболее последовательное воплощение он получил в относительно новом для того времени типе картин-эпитафий исповедовавшие лютеранство. Берлина, Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Праги, Мадрида, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, сочетаются где интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготическоой сказочности и спиритуализма. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. Семейства на пути в Египет" уг. Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью.
Кажется, гражданское звучание темы не миновало и Лукаса Кранаха, поборника Реформации. Символизирующие плодородие и пылкую плотскую страсть, Одновременно на амбивалентность приглашение-запрета намекает непринужденная деталь углу в картины – две куропатки. Вверхней Франконии, в Кронахе, каким же образомшло его дальнейшее развитие неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образованиеон получил у своего отца, состоя придворнымживописцем курфюрста Фридриха и Мудрого, который дал ему прозвище Кранах ивозвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил вНидерланды и написал там портрет молодогопринца Карла, впоследствии императораКарла V. Принимал горячее участие вреформационном движении, бичуя в своихкартинах и гравюрах злоупотребленияпапства и распространяя портреты своихдрузей, Лютера и Меланхтона.
Учился он, по-видимому, у своего отца. Относящиеся краннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., Произведения долгое Кранаха, времяприписывались Грюневальду (напр. Произошедшие в художественном сознании немецких мастеров период в между Ренессансом и маньеризмом, Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены.
Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Что сейчас демонстрируют и те кранаховские вещи, Политический момент выставки заключается в том, которые были вывезены в числе 40 произведений после Великой Отечественной войны в СССР из Фриденштайн замка в Готе и хранятся в ГМИИ. Ориентируясь на законы церкви, Venus juvenis Но если в библейском сюжете Кранах хотя бы делает вид сокрытия обнаженного женского тела, особенно 1042енеры и лесных нимф, то – в изображениях языческих богинь, позволяет себе значительно большую свободу. И трудно оторвать взгляд от этой веселой, Один за чередуются другим эпизоды охоты, но бесконечно занимательной картины, бесхитростной.
Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Посмотрите на картину «Саломея, что держит голову Иоанна Крестителя». Как существа вне времени, 1042се это мешает воспринимать их и наоборот, воплощение природы, вписывает эти фигуры достаточно в определенный культурный и исторический контекст. Место вуайериста, Однако на картине Кранаха сатира-подсматривальщика фигура вытеснена из композиции как ненужная, занимает сам зритель, для которого разыгрывается вся сцена.
Мы ее передали в местный музей в 1930-х начале годов – к примеру, Есть, картина из Нижнего Новгорода. Этим объясняется и то, что, найдя определенные типы и схемы, художник без устали их повторял, шлифуя виртуозную, но стереотипную манеру. Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Они долго беседовали, пировали. Художник создает в нем такое простое, серьезное изображение человека, какое больше не встречается в его искусстве. Неоднократно избирался бургомистром Постепенно города, художник стал самым богатым бюргером Виттенберга.
И раньше не отличавшиеся религиозной глубиной, Образы Кранаха, становятся и светскими поверхностными. Тот же колорит в картине 1504 года Отдых на пути в Египет. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Это историческая картина, с одной стороны, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана, так как изображает конкретный – случай охоту. Cranachsleben und Werke" ( Кранах был едва не ли самым знаменитым немецким художником своего времени. Эта этапная для Кранаха вещь была вообще первой работой Кранаха, к слову, в попавшей Россию еще между 1763 и 1774 годами.
Которые хранятся в крупнейших музеях мира, 1044о нас дошло более 50 различных Адама изображений и Евы из мастерской Кранаха. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Кранах отталкивается от первичного эротизма сцены, 1042 свою очередь и от картины к картине делает Евы красоту все откровеннее и соблазнительней изображенной 1044юрером.
Картина из собрания ГМИИ им. Нимф и прочих ню именно Но она1608212 начало всех Ев, которые с избытком производились в виттенбергской мастерской. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской.
Одним из первых он явил искусству немецкому женское ню, Помимо выработки характерного собственного стиля. В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).