Для картин Ходлера характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа. В колорите произведений начала 1880-х на современные бытовые сюжеты сказывается и влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию. В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма.
Ходлер известен своими картинами изображавшими людей во время работы. В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его творческому темпераменту. В 1875 г. Фердинанд Ходлер совершил поездку в Базель, где изучал картины старых мастеров. Творчество швейцарского художника Фердинанда Ходлера принадлежит в основном XIX веку, но своей монументальностью, оно, во многом, предвосхитило искания XX столетия. Ходлер родился в Берне в семье столяра и был старшим из шести детей.
Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. В картинах этого цикла Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования. Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг. ). Пережив трудное детство и смерть родителей и братьев в раннем возрасте, Ходлер в 19 лет приезжает в Лозанну и занимается копированием романтических пейзажей Калама.
Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера – "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94) и других. Фердинанд Ходлер (1853-1918) родился в швейцарском городе Берн в семье плотника. По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантеньи, Рафаэля и Веласкеса.
Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников стиля «модерн». Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет.
В 1889 появилась "Ночь", ставшая первым образцом, так называемого параллелизма Ходлера: за счет симметричного повтора одних и тех же цветов и форм художник хотел добиться большей содержательности и символичности картин. Ходлер (Hodier) Фердинанд (1853-1918) – швейцарский живописец. В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г. ). В том числе: Ходлер известен своими картинами изображавшими людей во время работы. Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля.
Фердинанд Ходлер Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году 1908-09 г. г. Нередко работы Фердинанда Ходлера появляются на аукционах. На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Кроме этого в течение всей своей творческой жизни Ходлер создал целую серию своих автопортретов, пик которых пришелся на начало ХХ века.
До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. В 1871 г. Ходлер отправляется в Женеву и становится учеником художника Бартелеми Мена (Barthlemy Menn) и пишет пейзажи, композиции фигур и портреты в реалистической манере. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам.
В трактовке форм и плоскостной перспективе озер, в которых отражаются горные цепи, увенчанные облаками, заключено классическое мировосприятие художника («Озеро Сильваплана», 1907, Цюрих, Кунстхауз). Портреты, Писал пейзажи из сцены швейцарской народной жизни, картины аллегорического и символического содержания. С сер. музей истории Швейцарии). С одной стороны, Суровость и сила пластического языка связывают его искусство, мощной манерой Курбе, с выразительной, а с другой – динамичной с стилистикой экспрессионизма (в поздний период Ходлер обратился также к скульптуре). Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. После появления картины Ночь, Начиная с 1890 года и это слияние архитектонического и декоративного начал формировавшимся отвечало в то время принципам стиля модерн, основным композиционным принципом в работах швейцарского мастера стало ритмичное повторение однородных элементов.
Так, на картине «День» (1899-1900, Берн, Художественный музей) пять женских обнаженных фигур, сидящих полукругом на цветущем лугу, радуются лучам солнечного света. В истории швейцарского искусства Ходлер занимает отдельное, даже изолированное место. Пессимизм Ходлера достигает своего апогея в картине «Разочарованные души» (1891-1892, там же), самой популярной работе на первом парижском Салоне символистов «Роза Крест».
Мощные, очерченные широкой кистью, горные хребты, кажется, порождают некую первичную жизненную силу («Брайтхорн», 1911, Люцерн, Художественный музей). Уравновешенная композиция, Для его ранних произведений характерны стройный и ясный рисунок, колорит темный со светотеневыми контрастами. И лишь картины «Любовь» (1908, частное собрание) и «Взгляд в бесконечность» (1915, Базель, Художественный музей), с ее гармонией пяти фигур в голубых тонах, лишены излишней жестикуляции. Вторящие параллелизму линий цветовые усиливают живописную экспрессию полотен.
музей изобразительных искусств им. В грандиозной многоцветной группе персонажей во фреске «Отступление при Мариньяне» (1900, Цюрих, Нац. Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. Подчас патетических образов, Обилие фантастико-символических и тем идеальных, а также значительное место исторических сюжетов в наследии художника делают его творчество ярким примером глубокой внутренней связи стиля модерн с символизмом и романтизмом.
1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию. В 1880-е его мучительная борьба за утверждение своих собственных худо- жественных принципов проявилась в таких агрессивно-реалистичных композициях, как автопортрет «Взбешенный» (1881, Берн, Художественный музей) или, наоборот, работах, полных смирения («Молитва в Бернском кантоне», 1880-1881, там же), которые нередко имеют созерцательный, даже мистический характер («Интимный диалог с природой», 1884, там же). Его творчество не было непосредственно граничит с какими-либо современными ему течениями хотя Ходлер и оказал значительное воздействие на целое поколение немецких и австрийских экспрессионистов, он не создал школы даже среди своих швейцарских сторонников. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи.
1911, А. С. Пушкина Юнгфрау, собрание О. Рейнхардта Вид на Монблан с Женевского озера, Винтертур, 1918, Женева, Музей искусства и динамика истории) цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), в жанре портрета-типа реалистического решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). А сами композиции построены по законам симметрии, в его господствуют пейзажах параллели высоких гор. В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на эту тему.
Живопись Ходлера как одного самобытных из мастеров европейского модерна оказала влияние на искусство XX в. B истории европейского искусства Фердинанд Ходлер занимает прочное место в общей эволюции стиля модерн. Зеленых, Ритм больших пятен оранжевых, 1900, голубых цветов строго вторит горизонтальной сюжета читаемости из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, Цюрих, Нац. Образов-аллегорий, в монументальном строе ходлеровских работ – композиций на темы национального фольклора и истории, неким внутренним отзвуком, портретов и пейзажей постоянно, – присутствует глубокая ренессансная составляющая его искусства. Но своей монументальностью, Его творчество принадлежит в основном XIX в., во многом, предвосхитило оно искания XX столетия. Ходлеровский «параллелизм» проявляется также в строгой симметрии аллеи деревьев («Осенний вечер», 1892, Нёшатель, музей) и в образованном облаками и берегом эллиптическом ритме озера («Леманское озеро, вид из Шебра», 1895, Цюрих, Кунстхауз).
Живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, в пейзажах Ходлера видами с величественных заснеженных вершин Альп, 1908, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, Женева, галерея Мооса Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. Характеризующий поиски живописи европейского Этот модерна, прием, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Выходец из бедной семьи ремесленников, сирота с 14 лет, он еще ребенком исполняет свои первые живописные работы (вывески и «швейцарские виды» изготовляемые целыми партиями для туристов в Туне).
В жанре реалистического портрета-типа решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. С органичным включением человека в окружающую природную среду, в то же время лаконизм и рациональность объемно-пространственного мышления художника, что он активно изучал труды Витрувия, четкость линейных и ритмов динамичная целостность композиций во многом обусловлены тем, Дюрера и Леонардо да Винчи, а также творчество Ханса Хольбейна Младшего. и крест.
А. С. Пушкина). музей). Прерывистый ритм силуэтов и самой композиции делает ее одним из важнейших произведений монументальной живописи XX в. Помимо многочисленных портретов, мужских голов с лицами, словно высеченными в камне или покорных женских образов («Итальянка», 1910, Базель, Художественный музей), Ходлер исполнил около 50 автопортретов («Автопортрет», 1914, Шаффхауз, музей), чье значение для его творчества сравнимо с автопортретами Ван Гога, Сезанна или Мунка. Его образы становятся более оптимистическими. Женеве, Наиболее значительные Ходлера произведения представлены в музеях в Базеле, Цюрихе и Берне. Это произведение отметило расцвет стенной живописи веков рубежа и принесло Ходлеру европейскую известность. музей Швейцари эскиз – Штутгарт, Гос.
Первый (1909) посвящен натурщице и матери его сына («Автустина Дюпен на смертном одре», Солер, Музей изящных искусств) второй (1914-1915) своей остротой и едким колоритом создает потрясающие и, в то же время, светлые образы, аналогичные произведениям Жерико или Кете Кольвиц. Фреска Университета в Иене Восстание студентов (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора. Космизм некоторых его пейзажей ставит Ходлерапейзажиста в один ряд с Ван Гогом и Сезанном («Туман в окрестностях Ко», 1917, Цюрих, Кунстхауз). С которой передано состояние просветлённой скорби, По остроте, эта работа Ходлера стоит в одном ряду шедеврами с символистской поэзии и драматургии.
Он изображает также очаровательных, хотя и лишен- ных грации женщин или самовлюбленных и грубых мужчин («Весна», 1901, Эссен, музей Фолькванг «Женщины в экстазе», 1911, Женева, Музей искусства и истории). Суровость и сила пластического языка связывают его искусство, с одной стороны, с выразительной, мощной манерой Курбе, а с другой – с динамичной стилистикой экспрессионизма (в поздний период Ходлер обратился также к скульптуре). В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции.
Внизу солдаты, вверху – марширующая колонна – готовящиеся к отъезду, Ходлер разворачивает повествование двух в регистрах. Приехав в 1872 в Женеву, Ходлер на протяжении пяти лет учится у Б. Менна, в свою очередь ученика Энгра и друга Коро и становится мастером пейзажа («Нант в Фронтене», 1874, частное собрание), портрета («Студент», 1874, Цюрих, Кунстхауз) и больших композиций («Банкет гимнастов», 1876, не сохранилась, второй вариант – Цюрих, Кунстхауз). Характеризующий поиски живописи европейского модерна, Этот прием, переносит Ходлер и в монументальную живопись. В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. В знаменитой фреске изображающей йенских студентов, выступающих на войну с Наполеоном в 1813 (1907-1908, Йенский университет).
В прерафаэлистском духе исполнена картина «Избранник» (1893-1894, там же). Контуров, Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) строгая отвечает горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, повторяющихся движений и жестов. Портреты современников (Профессор Г. Сали, 1904, Берн, частное собрание Е. Шмидт-Мюллер, 1915, Золотурн, частное собрание А. Лашеналь, 1916, Женева, Музей искусства и истории) строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре. Придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник в Ф. Нуком, 18701880-е художник часто изображает модели в интерьерах, Винтертур, 1878, собрание О. Рейнхардта Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. Ходлер являлся активным участником Сецессионов – венского, мюнхенского и берлинского.
Родился в небогатой семье. 1880-х Ходлер резко живописную меняет манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. Изменению цвета под воздействием света, в них проявился научный художника интерес к оптическому смещению цветов. Пребывание в Мадриде высветило его палитру («Берега Манзанареса», 1879, Женева, Музей искусства и истории). В двух циклах, посвященных теме смерти, Ходлер вновь обращается к реалистической манере.
Ночь (1890), в картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), День (1899, все Берн, Художественный музей), Эвритмия (1895), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных цвета возможностей и декоративно-плоскостного построения композиции. В колорите произведений 1870 нач. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна. Чувства томления, Цвет и линия становятся в картинах-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния – порыва, экстатического погруженности в сон. гал. ) Ходлер обращается к образам ландскнехтов Урса Графа и Мануэля Дойча.
Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью, придает пластике фигур строгость и четкость. От позднего романтизма и культивируемого возрождения им национальных традиций он органично перешел к символизму. Чувства томления, Цвет и линия становятся в Ходлера картине-панно главными выразителями определенного эмоционального состояния экстатического порыва, погруженности в сон. Не случайно некоторые исследователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинственное для души человека важнее реального. Темы которых многократно повторяются, композиций Орнаментализм Ходлера, предвещает Югендстиль. Главным образом, Почести и заказы следуют за один другим, но также Венеции и Парижа из Австрии и Германии. В 1988 большая выставка его работ (75 произведений из швейцарских музеев) проходила в СанктПетербурге (Гос. Запрещенная в Женеве, Эта картина, настоянию по Пюви де Шаванна, в Париже, получает премию. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен.
Лишенной экспрессионистских или визионерских искажений, контуров Подчеркнутость фигур приводит к монументальности. В пейзаже Ходлер находит темы, Наконец, течение и, реки наиболее соответствующие его темпераменту – деревья, особенно, озера и го- ры. Картина «Ночь» (1889-1890, Берн, Художественный музей) является ключевым примером «параллелизма» Ходлера, принципа, отныне доминирующего в его композициях и состоящего в повторении однородных форм, что придает картинам архитектоническое и декоративное единство.