Хендрик Гольциус создал свою школу резцовой гравюры.
И в школе, у мальчика рано проявилась страсть к рисованию, он бумагу покрывал набросками фигурок людей и животных, вместо того чтобы упражняться в чистописании. Тем самым отметив значение этого произведения в своем На творчестве, втором плане художник поместил автопортрет. В 1550 Голциус, вместе с Яном Матисом, отправляется в Италию, через Мюнхен. В которой он стал непревзойденным мастером, Основной областью творчества была Гольциуса резцовая гравюра на меди. Первый сын Яна II Голциуса и брат Якоба II, Хендрик Голциус учился у гравера Корнхерта (1575), а потом у издателя Филиппа Галле. Выдающемуся нидерландскому философу-гуманисту, в 1574 году отец определил его в ученики к Дирку Корнхерту, Волкертзону писателю и граверу, крупному политическому и государственному деятелю, который жил в то время близ Дуйсбурга, вынужденный удалиться в изгнание за выступления против испанского правления в Нидерландах.
Оставил портрет Джамболоньи (1591). Где фигура Антиопы напоминает фигуру «Ночи» Микеланджело, в 1616 пишет Голциус картину «Юпитер и Антиопа» (Париж, Лувр). В 1596 Голциус выполняет серию рисунков с изображением «Богов» (Амстердам, Гос.
Центральный музей, «Св. Ребёнком упал на горящие угли изуродовал себе правую руку (впоследствии сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки). Чтобы Гольциус нарисовал их портреты, Его осыпали милостями сильные мира сего польского посольство короля специально задержалось в Харлеме. Художник общался с учеными-гуманистами и его собственная немалая классическая эрудиция видна в произведениях с такой сложной программой, как, например, серия кьяроскуро 1590-х годов, представляющая три пары античных богов, персонифицирующих среду обитания всех живых существ: Землю (Плутон и Прозерпина), Воду (Нептун и Амфитрита), День и Ночь (Аполлон и Нокс), а последний, седьмой, лист изображает Пещеру Вечности, служащую прибежищем Матери-природы, откуда берет начало и куда возвращается все живое.
Что сухожилия не срослись Хендрик и никогда потом не мог вполне раскрыть кисть руки. " Это из очерка Карела ван Мандера, Следствием этого было то, написанного еще при жизни художника. Юный Гольциус усвоил от не учителя только профессиональные навыки, Несомненно, но и испытал воздействие его незаурядной личности. Он в 1590 сбежал от нее, Тем менее, не где открыл для себя творчество Рафаэля, путешествовал по Германии и Италии, но особенно впечатлился работами Микеланджело. Он выполнен кистью на загрунтованном холсте огромного для графической работы размера 2 метра на 1, 7 метра (. ). Он довел до законченного совершенства сами приемы штриховедения. В 1583 году в Харлем приезжают Корнелис Корнелиссен ван Харлем и Карель ван Мандер вместе с Гольциусом они образуют содружество, получившее название Харлемской Академии.
Позже в картинах Голциуса проявляется влияние Рубенса, лучший пример чему – композиция «Венера и Адонис» (1614, Мюнхен, Старая пинакотека), где живость колорита взаимосвязана с пышностью тел и богатством природы, но при этом сохранена холодность и жесткость гравера. Картина «Старуха и молодой человек» (1614, Дуэ. Изуродовал себе правую руку (впоследствии сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки), упал Ребёнком на горящие угли. Как «Марс и Минерва», в эти годы созданы такие характерные для маньеризма гравюры, а также серия замечательная «Пророков и Сивилл», «Минерва и Меркурий» (1588). Как Дюрер, Имя Хендрика Гольциуса в истории искусства стоит в одном ряду с именами таких выдающихся граверов, Лука Рембрандт, Лейденский, Пиранези.
Но позднее, Свои ранние работы гравер подписывал именем или Гольц Голье, остановился на латинизированном варианте Гольциус, следуя моде времени. В 1587-1588 он выполняет серию из семи гравюр на тему «Сотворения мира» и рисунки пером иллюстрирующие «Метаморфозы» Овидия и изданные в 1590 (музеи Амьена. Тем самым вводя в практику нидерландских художников систематическое изучение человеческой фигуры по примеру итальянских мастеров Художники Возрождения, часто собираются для совместных рисований с обнаженной модели. Около 500 гравюр было исполнено ими по рисункам Гольциуса. Эрмитаж, «Христос в терновом венце», Утрехт.
В 1577 поселился в Харлеме. Но богатой вдове, в 21 год женился много на старшей себя, что дало ему экономическую самостоятельность. музей. С именем Гольциуса связаны высшие проявления искусства позднего маньеризма в Нидерландах. Мюнстер, Музей искусства и истории). Задуманных как самостоятельные произведения искусства, Сохранились также сотен несколько рисунков мастера, многочисленные композиционные эскизы и наброски.
Среди его работ произведения и религиозного аллегорического содержания, Сюжеты графических работ Гольциуса разнообразны, пейзажи, сцены из античной истории и мифологии, портреты, жанровые композиции. Гольциус происходил из семьи потомственных художников. В эти годы созданы такие характерные для маньеризма гравюры, как «Марс и Минерва», «Минерва и Меркурий» (1588), а также замечательная серия «Пророков и Сивилл». Его гравюры создали Голциусу репутацию одного из самых крупных мастеров XVI в. В 1600) в его творчестве начинается новый период – обращается художник к живописи. Которые привез с собой К. ван Мандер, Гольциус сделал несколько гравюр по рисункам Спрангера, а затем в оригинальных дал композициях дальнейшее развитие этому направлению. Кабинет эстампов), также он исполняет гравюры на темы «Страстей» (1596, 1598, с посвящением кардиналу Федерико Борромео). Наряду с влиянием Рубенса, в работах Голциуса можно найти и множество тициановских и, шире, венецианских мотивов («Адам и Ева», Санкт-Петербург. Что его искусство трудно охватить единым понятием, Дух творческого непрестанного движения был столь силен у этого мастера.
Я. мюллер, в эти годы вокруг Гольциуса складывается целая школа талантливые его ученики Я. Санредам, З. Долендо, Я. Матам, Я. де Гейн стали лучшими голландскими граверами на меди. В частности, в дальнейшем их творчество протекает во взаимном обмене художественными идеями, ведущего художника интернационального маньеризма, для Гольциуса оказывается очень важным знакомство с Бартоломеуса творчеством Спрангера. С 1577 он жил в Харлеме. lt.
Неистощимая фантазия в сочинении композиций, виртуозное владение резцом, напряженная отточенная линия, мастерская передача эффектов освещения, чувство декоративной игры драпировок, выразительные контрасты белого и черного неизменные приметы лучших его работ, созданных в период расцвета в 1580-90-е годы (Суд Мидаса, Венера и Марс, застигнутые богами, серия Ниспроверженные по рисункам К. Корнелиссена, Большой Геркулес, Свадьба Амура и Психеи, Святое семейство по рисункам Спрангера и многие другие). Перелом происходит в 1580-е годы. Которая восторжествует в искусстве следующего поколения однако и сохраняется здесь тот безжалостный реализм маньеристического толка, музей) отмечает тенденцию к жанровой живописи, который был свойственен большинству произведений мастера.
Учился витражному искусству у отца, с 1575 учился гравировальному мастерству. Штрих, нанесенный тонкой кистью имитирует резцовую линию. В 1607 написана картина «Сусанна и старцы» (Дуэ, музей), в которой детали трактованы с реалистической точностью и которая представляет собой один из лучших примеров переложения мастерства гравера в живопись.
В 1592 Голциус исполняет несколько серий гравюр, многие из которых («Девять Муз», «Семь добродетелей» и «Сцены из жизни Марии», 1593-1594, названные «шедевром Голциуса»), – навеяны произведениями Рафаэля, Пармиджанино и Бассано. Вскоре он отправляется в Неаполь, после чего работает в Риме исполняя заказы иезуитов. Хранящийся в ленинградском Среди Эрмитаже, них уникальный шедевр мастера, Венера и Церера, рисунок Вакх. Гравированные по композициям Ф. Флориса, Гольциуса Работы периода ученичества и первых лет самостоятельного творчества это серии и отдельные листы, А. де Вердта, М. де Boca и его собственные композиции, выдержанные в стиле этих художников. В 1616 Голциус пишет картину «Юпитер и Антиопа» (Париж, Лувр), где фигура Антиопы напоминает фигуру «Ночи» Микеланджело.
– утонченные по композиции, с учиненными пропорциями фигур с маленькими головами. Действительно итальянские уроки сыграли определяющую роль в творчестве Голциуса: теперь он отходит от принципов Спрангера и сочетает маньеризм с научным эклектизмом и классическими тенденциями (Рафаэль, Дюрер и Лука Лейденский, которым он открыто подражал). И как это ни парадоксально именно в творчестве этого прославленного маньериста появились первые реалистические изображения национального ландшафта, предвещающие расцвет голландского пейзажа 17 века (три рисунка в Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме).
Познакомившего художника со своим другом ван Мандером, До отъезда в Италию в 1590 его гравюры и рисунки исполнены под влиянием маньеризма Спрангера, некоторые композиции он которого гравировал. Много больших рисунков пейзажей свидетельствуют о влиянии Тициана и Кампаньолы, а также Муциано (например, рисунки в Орлеанском музее). В наследии Гольциуса насчитывается несколько сотен рисунков и живописные произведения, того, Кроме когда мастер увлекся живописью, относящиеся к позднему периоду творчества.
Особенно же велика была его страсть к огню. В Италии Голциус посещает Болонью, Венецию, Флоренцию, где он встретил Джованни да Болонью и исполнил его портрет и Рим, он много рисует, копирует произведения великих мастеров прошлого (например, «Моисея» Микеланджело), восхищается фресками Рафаэля на вилле Фарнезина. Исполненных сложного аллегорического подтекста, Но подлинной его стихией являлось создание композиций с мифологическими персонажами. В конце 1591 он возвращается в Харлем. Ян Гольц II, Его отец, работал в нижнерейнских областях, был живописцем по стеклу, где в местечке Мюльбрахт в 1558 году у родился него сын Хендрик.
gt Мать всячески старалась лечить его lt. Гос. Они моделируют объемы, Следуя мельчайшим изгибам формы, дают ощущение фактуры, градации передают светотени. Пока не зашла к ним одна назойливая очень соседка, gt, сказав, которая сняла лубки с рук, что без них дело пойдет лучше. Вскоре после освобождения города от испанцев, в 1577 году, а вслед за ним последовал Гольциус, Корнхерт в вернулся Харлем.
Безансона, Гамбурга) – это один из последних примеров влияния Спрангера на Голциуса. В многочисленных гравированных портретах он оставил яркие образы своих современников (Генрих IV, Абрахам Ортелиус, Герард Меркатор, Плантен, амстердамский купец Ян Нике, сын художника Фризиуса Фредерика), по праву заслужив славу одного из лучших портретистов. Себастьян», 1615. А также около двух десятков цветных гравюр на дереве, Всего им было создано более 350 работ в этой технике, которые относятся к лучшим западноевропейского достижениям искусства. Регулярные параллельные и перекрещивающиеся линии, тонкие в начале, словно набухают к середине и вновь сужаются к концу. Когда ему было немногим более года, Оставшись как-то раз в комнате один, лицом на сковороду с кипящим он маслом, упал в очаг, при этом обжег и обе руки о горящие уголья. Однажды, упав, он насквозь проткнул себе лучиной, затем несколько раз приходилось вытаскивать его из воды.