Их эвакуировали спустя несколько месяцев после бомбежки Гамбурга. Переступив порог, пламя захватывало залы почти мгновенно, торопливо каменные и бронзовые фигуры исчезали и снова появлялись золотыми пятнами в черных прожилках (в дыму и тенях, отбрасываемых огнем), лица на угловатых головах выглядели скорее растерянными и бессмысленными, чем героическими. Суровые героические фигуры с плоскими животами и мускулатурой борцов жалкое подражание эллинским образцам: центр тяжести на левую ногу, правая расслаблена, непременно с огромным тевтонским мечом или олимпийским факелом эти топорные имитации (до неприличия пошлые, как в случае изогнувшейся обнаженной фигуры под названием «Заря» с сосками-пулями так один молодой скульптор надеялся привлечь внимание фюрера) эллинской гибкости, эти массивные скульптуры ждали прихода огня, будто последние преторианцы, охраняющие зажравшееся божество.
Что музейное собрание в опасности, катастрофа Эта (вкупе с приказом Министерства пропаганды) убедила кураторов, пусть даже по военным меркам Лоэнфельде и не имел особого индустриального или стратегического значения. Когда от прямого попадания фосфорного снаряда загорелся художественный музей, Еще пробило не одиннадцати. Отвалившаяся голова покатилась вниз по каменной лестнице, Рухнула балка и сломала статуе и шею, лестница обрушилась, но перекладины под ступенями прогнулись от жара, подняв фонтан искр осталась висеть лишь часть железных перил. Которые каждый вечер аккуратно закрывал хромой вахтер герр Вольмер, Огонь прорывался через те самые двойные двери, круглые медные ручки которых до зеркального блеска утром понедельникам по полировала старшая уборщица фрау Блюмен, те самые двери. Как маленькие цветные телевизоры, Теперь эти ручки, с идеальным качеством багровое транслировали сияние, на тридцать лет опередившие время.
Здесь еще оставалось несколько скульптур, слишком тяжелых для эвакуации, в основном современные работы Арно Брекера, Векерле, Климша (или подражания им). Теперь за крепкими стенами Музея кайзера Вильгельма поселился огонь. Зал за залом наполнялись дымом и погружались в пламя. Эта катастрофа (вкупе с приказом Министерства пропаганды) убедила кураторов, что музейное собрание в опасности, пусть даже по военным меркам Лоэнфельде и не имел особого индустриального или стратегического значения. Стоявшая в нише в середине лестничного пролета, Изящная аллехская фарфоровая что молочница, случается при пожарах, уцелела чудо. Еще не тронутых огнем этот помещениях кошмар казался не столь ужасным, в дальних, напоминая звук бушующего вдалеке моря.
Скульптур, Большинство картин, драгоценных старых книг в переплетах свиной кожи и тонкого пергамента изъеденной червем деревянной церковной резьбы, а также небольшая, но достойная уважения коллекция глобусов эпохи Возрождения с Исландией, но без еще Америки покоились в соляном руднике неподалеку от Лоэнфельде. Но плоть, Камень выглядел дешевой подделкой под плоть, а так, дышащую не человечностью и уязвимостью, скажем, как, дышит Афродита Киренская, несмотря на очевидную собирательность образа. По счастью освобожденные более года назад некогда от наполнявших их сокровищ, Залы, один за другим встречали огонь. Туманным мартовским днем 1944 года их через леса Тюрингии доставили под его своды, безопасные Составили опись как только рудник был готов принять коллекции.
На худой конец, Будь это греческие подлинники или, возможно, римские копии, на их лицах отразилась бы бесконечная печаль при гибели виде всего вокруг. Но нет, то были беспомощные подражания, пятнавшие скульптурную пластику внешним реализмом «Заря» выставила напоказ вены в сгибах локтей и на лодыжках, все эти трудоемкие детали накладывались на плохо понятую скульптором геометрию совершенства. Рев пламени и грохот падавших стен заглушал доносившийся снаружи гул обстрела. Сколько посетителей музея восхищались фигурой «Зари», установленной на галерее, как у входа в бордель и у скольких сердца наполнялись гордостью за достижения рейха. Осторожно перебираясь через развалины под негромкие причитания старой, а когда появились солдаты, американские следившей за ними с дороги, опирающейся на палку женщины в черном, на столе вахтера так и лежала сложенная газета.
Обвалился треснувший от удара снаряда потолок. Языки ползли по стенам, лизали потолок. В океане разрушений стол остался почти целым и газета под слоем сажи и пепла была абсолютно невредима а заядлый курильщик герр Вольмер, вот уже тридцать один год служивший в Музее вахтером, полноватый и дружелюбный, если познакомиться с ним поближе, герр Вольмер, помнивший место каждой скульптуры и картины в своем Музее имевший тайную слабость к «Заре» и обручившийся с ней в тишине ночи, герр Вольмер лежал рядом со столом, как обгоревшее бревно, неотличимый от скульптур, тут и там видневшихся из-под обломков. Когда огонь поднимался по ступеням, Сейчас, она выглядела не лучше девки уличной в ожидании клиента. Пламя лизало холодное тело, затягивало его в огненные вихри и наконец поглотило «Зарю», как будто ее и не было.