Но больше всех выделяется Коржев Гелий Михайлович именно свое реалистичностью и эмоциональностью. Представителем, так называемого сурового стиля в искусстве, есть знаменитый русский и советский живописец Гелий Михайлович Коржев.
Как хватило у художника сил уже на склоне дней своих писать такую беспросветность. Он исследует глубинные составляющие жизни, ее вековечные истины. И может быть, не смотря на «утопическую», как сейчас сказали бы, тематику, его полотна остаются по-прежнему «конкурентноспособными», то есть востребованными. Почему мы терпим это, люди. Нужно помнить, что в критике Никонова, Андронова, Пологовой, шумно заявивших о себе на выставке 30-летия МОСХа имя Гелия Коржева если упоминалось, то с противоположной стороны художественно-идеологического фронта. Сквозь сологубовские скорбные приметы, темные черты современности в карликах-мутантах Коржева проглядывает все же человеческое и в них несложно найти сходство с современными им героями «Американского цикла» Мамлеева. Кто взвалил на свои плечи, Гелий Коржев стал из одним тех художников, гражданской, казалось бы немыслимый груз творческой, человеческой ответственности.
Получивших свое художественное образование в первые послевоенные годы, советских Для живописцев, что и как изображать, обязаны были стоять вопросы. Молодой колхозный поэт Владимир Максимов, пообтершись в кочетовском «Октябре», пишет антисоветский христианский роман «Семь дней творения», называет СП СССР «вотчиной мелких политических мародеров, литературных торгашей» и после курса карательной психиатрии уезжает в Париж, где начинает издавать знаменитый журнал «Континент». "Русская живопись очень часто выступала как живопись гражданская (вспомним большинство художников Товарищества передвижных художественных выставок). Никогда, ни под кого не подстраивается. Противостояние продолжается, Он не дрогнет – и сильные подхватывают руки оброненное знамя борьбы. Лица на его картинах – те же, они вне времени. В которых уродливые пигмеи населяют Россию далекого будущего, Особенно с его последними романами. Неимоверно велико желание с покончить несправедливостью, Слишком много ненависти накопилось к угнетателям. Дирижере, о Коржеве уместно говорить как о художнике-композиторе, вызывающее его на диалог и размышления, умеющем организовать пространство и представить зрителю гармонически нечто целостное.
Написанная в конце 50-х годов минувшего века картина «Поднимающий знамя» занимает не только центральное место в триптихе «Коммунисты», но и во всем его творчестве, став своеобразной визитной карточкой живописца. Распластанный на трамвайных путях флаг в его знаменитой картине «Поднимающий знамя» тот же, что несет над городом «Большевик» Кустодиева. Через который в его живописи преломляется эпоха и человеческая обобщенная фигура с сотен его картин – портрет народа. Я не наблюдал ни разу у Коржева недописанного холста.
Многие затем перекочевали в художественные музеи и галереи. Его не привлекают сиюминутные радости и печали, симпатичные мордашки и слащавые пейзажи. Это событие вновь привлекло внимание общественности к удивительному мастеру, создавшему в свое время вместе с единомышленниками в рамках социалистического реализма школу «сурового стиля».
Пишет только о том, что чувствует, переживает, считает существенным. Но нет. Так называется центральная картина в триптихе «Коммунисты» выдающегося русского, советского художника Гелия Михайловича Коржева, который скончался на 88-м году жизни 27 августа в Москве.
И заставляет задуматься зрителя. Подобных борцов не сломить и такую энергетику излучает картина Гелия не Михайловича истребить – что безоговорочно веришь. Интересная деталь: в большинстве картин Г. Коржева привлекает внимание изображение рук (или кистей рук), которые сознательно или бессознательно несут особую смысловую нагрузку, являя собой символ сурового времени, трагических событий (всмотритесь в "Проводы" из серии "Опаленные огнем войны", 1967 "Поднимающий знамя", 1951 "Гомер (Рабочая студия)", 1960 "Беседа", 1975-1985 "Достоевский на каторге", 1986-1990 "В тени креста", 1995-1996). Он размышляет, когда пишет. Но такова, видно, душа мастера. Он возвращает элементам герба их смысл орудий труда, Напротив изъятые с поля и из мастерской, оголенные и, на лабораторном столе художника, они раскрывают застойный идеологический упадок грубее и жестче, чем молодецкие авангардистские экзерсисы.
Фигура лежащего на снегу жилистого работяги, опрокинутого навзничь «оковитой». И надо признать, что творчество Гелия Михайловича Коржева (Коржева-Чувелева) полностью соответствовало той позиции, которую должен был бы занимать в то время любой художник-гражданин, художник-патриот. Обглоданный хлеб, Эти пометы быта – водка на мятой газете, одинаковая для тех, селедка, кто в бараке вольном и для тех, кто за колючкой, – стали основным сюжетом для мастера дип-арта Оскара Рабина. Даже на тех картинах, где он изображает себя, он словно говорит: «Не я здесь главный. О реальных событиях жизни он пишет языком живого искусства. А в 2007 году Соединенных в Штатах Америки в Музее Русского искусства состоялся превосходно оформленный ретроспективный показ его творчества.
Для гуманиста Коржева человек сильнее истории. Его творчество, можно без преувеличения сказать, заслужило планетарное признание. «Адам Алексеевич и Ева Петровна», обыденно пьющие вдвоем у задней стены продмага, страшно далеки от чернухи, ужасов совка (несмотря на вездесущую телогрейку) или гримас раннего капитализма. Картина написана в конце 1990-х. В ней отметились многие, а кое-кто продолжает жировать на развесистых политических хлебах.
Создающего неприкрашенные, Ибо это была искренняя позиция но художника, понимающего, не ласкающие глаза полотна, что изображаемый им народ имеет право на лучшую жизнь (не в этом ли истинный патриотизм. ). Обладая мощным зарядом творческой энергии, он сумел перенести его на холст, насытив им свои многочисленные, очень разнообразные работы. Когда один за другим ушли из его жизни родители, Поворот в жизни Гелия Коржева произошел в 86-м году. Хотя с возрастом его мировоззрение, До конца своих дней оставался он коммунистом, претерпевало корректировки, по естественным причинам. Говорит опосредованно, создаваемыми художественными образами.
Натюрморт весомый, густо прописанный. Гелий Коржев уверенно владел той самой «тяжелой артиллерией» сурового стиля, которая била без боязни и по ключевым целям. Но коллективному герою Коржева нипочем война, Сколько раз радикально менялись и жизнь дискурс, застой, оттепель, Перестройка и нынешнее время без названия. Все проходит – молодость, красота, любовь, карьера.
Анатолий Кузнецов, автор популярного романа «Продолжение легенды» о молодых строителях Братской ГЭС, становится незадачливым беглецом-антисоветчиком Анатолем. Посмотрите его поздние работы – «Триумфаторы», «Дон Кихот и мельница», «Лишенные рая», «Адам Алексеевич и Ева Петровна», «Свалка», «Встань, Иван. ». Как и другие, каждая из них наполнена его душой и кровью, его глубокой мыслью. Не дошедший после работы до дому и символизирующий заблудший в период политического вранья рабочий класс, Изображенный первоначально выпивоха, окончательном в варианте превращается в изношенного и выброшенного за ненадобностью общественного винтика. И исходит она, скорее всего из шекспировской мысли Гамлета «Из жалости я должен быть суровым».
Участников совсем другого сюжета, Но для Гелия Коржева эти пометы лишь рубище убогое его героев. Под видом свободы слова они развращают, оболванивают и усмиряют те самые «народные массы», которые привыкли не размышляя заглатывать «хавку», а тем, кто еще способен к отпору, умело расшатывают психическое здоровье. Исторические формации и сам быт для Коржева – и это роднит его с художниками «сурового стиля» – условность, этапы «крутого маршрута» современности. Что свое духовное завещание художник вложил в написанную с беспощадной реальностью картину Встань, кажется, Мне Иван. Пообтершись в кочетовском «Октябре», Молодой колхозный поэт Владимир Максимов, называет СП СССР «вотчиной мелких политических мародеров, литературных торгашей» и после курса карательной психиатрии уезжает в Париж, пишет христианский антисоветский роман «Семь дней творения», где начинает издавать знаменитый журнал «Континент». Место разогнанной демонстрации. Не то чтобы я никогда раньше не была знакома с его творчеством. Оккупанты выставили перед наступающими войсками заслон из оставшихся еще в живых жителей деревни shy- дети старики да – как всегда, Сюжет, бабы с младенцами на руках да их покалеченные войной мужья, лаконичен.
Конечно же, Ибо жизнь давала, его энтузиазм по восстановлению разрушенной войной и страны необычайно суровое существование большей части населения, объективно острые противоречия – стремление народа к лучшей жизни. Социальная заостренность взгляда на историю и на мир окружающий была принципиальной позицией Коржева. Это «Циклы» и «Шатуны» Юрия Мамлеева иературы Михаила Шварцмана, холодная аскетическая кропотливость Бориса Свешникова. Только честность, только искренность, правда и еще раз правда. Нарочито вне диктата дискурса власти лежат натюрморты Коржева.
Не случайно одна из картин называется «Трудный путь к истине». Это русские люди, Это не советские и не постсоветские, что изгнанные из рая вечно прародители, переживающие ту же драму. В числе которых Третьяковка, Собраниями картин Гелия Коржева по гордятся праву лучшие картинные галереи мира, Музей русского искусства в США, Русский музей.
«Дон Кихот и мельница», Посмотрите его поздние работы «Триумфаторы», – «Адам Алексеевич и Ева Петровна», «Лишенные рая», «Свалка», «Встань, Иван. ». «Серп и молот» 1980 года – не идеологический знак, это натюрморт из настоящих молотка и серпа и эффектной красной ленты в качестве драпировки. Пьяный работяга, валяющийся у бетонных плит рядом с пустой бутылкой («Вставай, Иван») – не сатира и не мишень для критики. Самым живописным образом эскапистская тенденция отразилась в судьбе Александра Арефьева (1931–1978).
Ибо это была искренняя позиция художника, создающего неприкрашенные, не ласкающие глаза полотна, но понимающего, что изображаемый им народ имеет право на лучшую жизнь (не в этом ли истинный патриотизм. ). Ему были чужды такие действия, как популяризация или афиширование. В этой картине, пожалуй, наиболее ярко проявилась характерная особенность живописи Коржева избранного им однажды и навсегда «сурового стиля». Метод мистического реализма наиболее откровенно принят Коржевым в его серии мутантов («Тюрлики»), которых он писал с конца 1970-х по 1990-е годы. Тела погибших рабочих и единственный уцелевший их товарищ, которому бежать бы, спрятаться, спасая собственную жизнь, ведь уже ясно – схватка проиграна. С достоинством принимая выпавшую им долю – стать заслоном земле, родной Никто не бьется в истерике.
Но если вспомнить крупные фигуры – визуальный эпос Об Глазунова, актуальных современниках корректно промолчим, затихающее эхо Большого Взрыва, бумажный поток романов Проханова суть – публицистический отзвук выстрела Авроры. Человеческий облик почти утрачен и тюрликами и персонажами «После конца», но надежда остается, так как Образ, по которому создан человек, вечен. Я лишь проводник ваш».
Неизменно отклонялись многократные предложения музейных работников из разных организовать стран демонстрацию его полотнищ. Они стоят между двух огней и уже как бы с небес в глядят глаза всем, Обреченные, кто пришел посмотреть на картину. Его «Хохлома и лапти» – декоративная композиция, где хохломой расписан имперский герб. И поэтика обобщений «сурового стиля». В частности, с 1968 по 1975 год он был председателем правления Союза художников РСФСР.
Большинство из них вошло в состав основных музейных экспозиций. За судьбы всех и как же надо было страдать за Русь, чтобы в отчаянных мазках кисти выплескивать холсты на эти страдания, кого она взяла под свое крыло. Пишут о них до обидного мало. Художник оставил официальные должности – одно время он возглавлял художников Союз – и целиком посвятил себя библейскому циклу. Такую конструкцию могли бы в том же году сложить из подручных средств группа «Мухоморы», да и любой андерграундный деятель на единой волне антисоветской моды, но Коржев не взламывает главный символ СССР «до основанья».
В самом деле, «предельно жалкие, плоские подобия людей, безликие, угрюмые, схематизировано очерченные в нарочито условной среде», как писали в начале 1960-х о «Геологах» Никонова, ничуть не похожи на мощных, монументально-портретных персонажей Коржева. О революционной ли серии, При этом неважно, серии Опаленные огнем войны или евангельско-нравственной теме в творчестве художника – о цикле каком работ идет речь. Об обществе, Так много они говорят о нас самих, об абсурдности того, в котором живем, что сталось с Поднимающего потомками знамя, о тотальном обнищании духа. Репродуцировались они не так часто, Правда, как того по заслуживают своим художественно-эстетическим достоинствам. По-видимому, Гелий Коржев и смерти, после придерживающихся заданного буржуазными властями формата, неудобен для некоторых либеральных изданий.
Эти картины – развернутая в сюжетах метафора народной беды. Все его творчество по сути – материализация на холсте времени, в котором живет мастер и тех событий, которые «запали» в его душу из исторического прошлого. За ее плечами «помощники» : по правую руку – военная сила в образе вояки в униформе с невыразительным лицом, который теперь тоже с готовностью сжимает черный стяг, по левую – идеологическая подстилка или, если выражаться официальным языком, служба. Тем же, кто знаком с циклом работ Гелия Михайловича «Мутанты» и кто следит за новейшей историей, содержание полотна понятно.
Смотрите шире, проникайте глубже в суть вещей. От подлости и жестокости, Почему же всю свою короткую жизнь мы вынуждены страдать от злобы и коварства, от и тупости непосильной работы. Противоположная тенденция – мистическая, погружение в Почву. Минимум атрибутики: булыжная мостовая, пересечение трамвайных рельсов.
В большинстве картин Г. Коржева привлекает внимание изображение рук (или кистей рук), трагических событий (всмотритесь в "Проводы" из серии "Опаленные огнем войны", 1967 "Поднимающий знамя", 1951 "Гомер (Рабочая студия)", являя собой символ сурового времени, 1960 "Беседа", 1975-1985 "Достоевский на каторге", 1986-1990 "В тени креста", 1995-1996) – которые или сознательно бессознательно несут особую смысловую нагрузку, Интересная деталь. Однако он не отрекся ни от одной из своих сугубо «коммунистических» картин, написанных в молодые годы. К «суровому стилю» Коржева приписывают, скорее, постфактум. Но «хрестоматийные» работы Коржева – «Проводы», «Дон Кихот и Санчо», «Старые раны», «Тревожность» и другие, – ошпарив еще в юности своей непривычной, пугающе обнаженной правдивостью, с годами забылись, а в более поздние времена толстые журналы, которые так любили провинциалы (и я в том числе), практически не помещали на своих страницах репродукции его последующих картин. Но случилось это уже на седьмом десятке лет Мастера.
Вот одна из последних работ – картина «Триумфаторы», смысл которой, возможно, не сразу раскрывается современному зрителю. Переделывал, Не случайно Гелий Михайлович неоднократно возвращался к ней, усиливая сюжетную экспрессию от гражданского возмущения до гнева социального и трагизма. Особенно, если обратить внимание на год начала работы над картиной – 1993-й, присно памятный расстрелом защитников Дома Советов Российской Федерации, последнего оплота народной демократии. Напившаяся их крови тварь попирает Красное знамя и победоносно водружает свой черный флаг. Живой резонанс среди зрителей, практически Хотя каждая работа Г. Коржева вызывает и вызывала в разные времена широкий отклик, собратьев по творчеству и специалистов-искусствоведов.
Тягу послевоенного поколения к инобытию можно грубо разделить на два вектора. Гелий Коржев в это время председатель правления Союза художников РСФСР. А на человека, Фокус Гелия Коржева настроен не на время, человека как приложения точку всех сил большого проекта истории.
И даже голова Ленина, вместе с красными знаменами и теми же газетами низверженная на свалку истории («Свалка»), приобретает горестные человеческие черты, так несвойственные монументальной пропаганде. Не будет преувеличением назвать Коржева национальным художником. все так быстротечно. Он выше страстей идеологической борьбы. Среда у Гелия Коржева условна в той же степени, что пейзаж иконы. Его герои – натруженные исстрадавшиеся люди. Но и выдвигает на первый план фигуру фантастическую – то ли не первой свежести птицу с недоразвитым торсом человека, Она не только подчеркнуто аллегорична, то ли вырождающегося гомо сапиенса с головой стервятника и жирной гузкой индюка. В колористике, Своими поисками он сделал целый ряд принципиальных открытий композиционном в построении современной картины, в выработке собственного творческого кредо.
Не случайно художник изобразил верного приспешника стервятника тоже с птичьей головой. Как же. Практически каждая из написанных вещей была показана на той или иной выставке.
И его персонажи не принадлежат этому веку, Коржева Живопись очищается от второстепенных деталей. Раскинутые в стороны руки все еще сильны и, мнится, совсем недавно сжимали кайло или древкоhellip Как же постарались задурить тебе голову, выключить из движущих сил истории те, кто боится твоих пальцев-клещей, твоих бескомпромиссно сжатых губ. И лишь ощущение приближающегося конца побудило Коржева о подумать передаче своего наследия в добрые руки.
Задворки, ржавая бочка, минимум закуски, максимум выпивки. Очень четкой и определенной, Коржев не никому навязывал своей жизненной позиции, которые он занимал в художественной иерархии, хотя мог бы – с учетом тех ведущих постов. Художник не расставался со своими детищами – с пустыми руками уезжали него от после многочасовой учтивой беседы раздосадованные именитые коллекционеры. В свою очередь, а они, у рождая них разноликие эмоции, передают эту энергию зрителям, несхожие чувства, глубокие переживания. Творчество художника по сути своей обретает черты философского познания окружающей действительности, а шире – мирового развития – ее катаклизмов исторических с годами становится все очевиднее. Внезапно объявивший себя евреем и уехавший в Париж Арефьев ни разу не взялся за работу и через месяцев несколько убил себя дешевой бормотухой. Что Иван наутро подымет, Художник знает, пустую тару и сдаст за ее двугривенный, как знамя.
При этом в центре внимания творца – всегда человек – во времени и пространстве. Не верьте, Кстати, что средства массовой не информации преследуют сейчас идеологических целей. С грандиозным успехом прошли его выставки «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава». На заре третьего тысячелетия, когда по всей планете на разные голоса трещали о каком-то «миллениуме», якобы предвещающем новую эру измученному проблемами человечеству, Гелий Коржев пишет картину-реквием «Живой заслон». Неужели напрасны были все жертвы. Коржеву иначе не был бы он национальным художником, мелка кормушка идеологии.
«Дон Кихот и Санчо», Но «хрестоматийные» работы Коржева – «Проводы», «Тревожность» и другие, «Старые раны», – ошпарив еще в юности своей непривычной, пугающе обнаженной правдивостью, с годами забылись, а в более поздние времена толстые журналы, которые так любили провинциалы (и я в том числе), практически помещали не на своих страницах репродукции его последующих картин. Сам он предпочитал, если уж была такая нужда, причислять себя к «шестидесятникам», питомцам оттепельного романтизма. Что эти картины взгляд – на библейские события человека, Коржев настаивал на том, с молоком матери впитал атеистическую пропаганду, который вырос в Советском Союзе и затем на протяжении всей жизни мучительно пытался избавиться от ее влияния. По одному ему известным причинам, Долгое время, Гелий Михайлович обет соблюдал непубличности. Никакой лакировки, закрытых глаз на несоответствие слова делу. Только куриные мозги могут так беззастенчиво продаваться за дурно пахнущее «бабло» и при этом делать вид, что не замечают своего окровавленного клюва. Иногда его метафоры сложны, но это внушает уважение.