Фромантен, Фромантен Дюпё (Fromentin Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24. 10. 1820, Ла Рошель, 27. 8. 1876, Сен Морис, близ г. Ла Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. Психологический роман Доминик (1862) Большой Энциклопедический словарь ФРОМАНТЕН (Fromentin) Эжен (1820 76), французский писатель, художник историк искусства. Психологический роман Доминик (1862) Современная энциклопедия Фромантен Дюпё (Fromentin Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24. 10. 1820, Ла Рошель, 27. 8. 1876, Сен Морис, близ г. Ла Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. В 1875 году Фромантен, Эжен (фр.
«г-ну Эжену Фромантену по поводу одного зануды, который назвал себя его другом», стихотворение Роман «Доминик» известного французского художника и писателя Эжена Фромантена (1820–1876)– тонкий психологический рассказ-исповедь героя, чья жизнь сломлена и опустошена всепоглощающей любовью к женщине, ставшей женой другого. Непосредственность наблюдений8230 Художественная энциклопедия ФРОМАНТЕН (Fromentin) Эжен (1820 76), французский писатель, художник искусствовед.
У ворот мы раскланялись. Владеющий своими чувствами настолько и найдется ли человек, что к нему в сердце никогда не закрадется сожаление, чтобы поручиться, сыскав лазейку между смирением, которое зависит от самих, нас и забвением, которое нам может принести только время. Если Фромантен и не смог вполне правильно понять идейный мир Рубенса, Рембрандта, «малых голландцев», то он сумел многое увидеть и указать, подняться над предрассудками своей эпохи и верно оценить всемирно-историческое значение их одухотворенного мыслью и чувством реализма, глубокую внутреннюю демократичность их творческих идеалов. то есть раскладывали виноград, раздавленный в дробилке и сгребали его аккуратной горкой, чтобы выдавить оставшийся сок. Главная улица, прямою линией прорезающая селение, была безлюдна. Больше всего беспокоит Фромантена наступление натурализма, сформировавшегося как опасное для искусства направление и противопоставившего социальным обобщениям, философскому осмыслению жизни, морально-психологическим ценностям знаменитую формулу Эмиля Золя, понимавшего искусство как «кусок природы, увиденный сквозь призму темперамента». Есть столько способов сказать правду, Но ведь в самой искренности честной есть столько оттенков, не высказав ее до конца.
Что и мы, Охотник бродил по тем же примерно определявшемуся, местам, огибая Вильнёв по тому же маршруту, впрочем, направлением ветра, который дул с востока и местами тяги, более или менее постоянными. Который завершил этот день, Вечер, был таким чудесным, проведенный на вольном воздухе, таким безупречно какие ясным, выпадают только в разгар лета. Когда осень словно исходит в блаженной истоме, Эти дни, составляют от переход запоздалой жары к первым холодам. Окно которой открыли, Когда мы проходили мимо освещенной комнаты, я заметил молодую женщину, чтобы впустить теплый ночной воздух, что встречала мсье Доминика после охоты она сидела двух подле детских кроваток и шила на пяльцах. Умер он в Ла-Рошели двадцать седьмого августа. Эжен Самюэль Огюст Фромантен-Дюпё в родился семье врача и живописца-любителя в 1820 году в городке Ла-Рошель. Центральной фигурой в искусстве тогдашней Франции был Эдуар Мане только что (в 1874 году) состоялась первая выставка импрессионистов.
Перед вами – та небольшая книга, которую вы уже имели случай прочесть. Разлука приносит неожиданные плоды. Только ружье свидетельствовало о том, что владелец его – человек состоятельный, а оба пса были в широких ошейниках с серебряной отделкой и монограммой хозяина. Чем это сделали последующие десятилетия критического Даже анализа, в малоизвестных учителях Рубенса он разобрался лучше. Скотный и птичий двор и сараи – все крайне непритязательное, Поблизости были расположены – службы явно более поздней постройки. Прошел ровно год с тех пор, как я в первый раз побывал в Вильнёве ивот я возвратился, привлеченный письмом доктора, который писал: «Вас вспоминают по соседству и осень великолепная приезжайте». Никто об этом не ведал и если к официальным пожертвованиям общины она прикладывала свое, не замечая дающей руки, бедняки и пользовались ее щедротами.
На это время приходятся почти все оставшиеся погожие дни. Когда мы находились друг от друга на расстоянии Моя полувыстрела, собака подняла куропатку как раз в тот момент. Те же путешествия вызвали к жизни его интереснейшие путевые записки «Лето в Сахаре» (1854 год) и «Год в Сахеле» (1858), где острые и живые впечатления перемежаются с размышлениями о жизни и об искусстве. Погода стояла тихая, Местность была плоская, что, а звуки в это года время разносятся так далеко, даже потеряв из виду его самого, мы все-таки самым отчетливым образом слышали каждый выстрел и даже его голос, когда, время от времени, он направлял собак, сбившихся с нарыска или подзывал их к себе.
От бельевой, у нее хранились ключи от домашней аптеки, где держали строительный лес талоны на хлеб, от дровяных сараев и от сараев, подписанные были мэром, заполнены ее рукою. Перу Ф. принадлежит, кроме вышеуказанных сочинений, роман «Dominique» (П., 1863). Многие его выводы в этой области и сейчас драгоценны для исследователей. Ср. В 1913 году вышел первый русский перевод, выполненный Г. Кешгаовым, недавно умершим советским скульптором (переработавшим свой перевод для настоящего издания), в 1914 году второй, Н. Соболевского.
Виноградники опустели, Затем волынка была повешена снова на гвоздь и дом в Осиновой Роще погрузился в обычное свое спокойствие, двери погребов затворились. Вопреки этим уверениям, он отнюдь не был одним из многих и прежде чем вернуться к незаметному провинциальному житью, совсем было с ним распростился ибо имя его начало приобретать известность но за всем тем он предпочитал причислять себя к сонму людей, ничем не примечательных, тех, кого именовал «мнимыми величинами». Насколько одарен был волынщик, Затрудняюсь сказать, так резко отдававшиеся в безветренном и гулком ночном воздухе, но он дул в биниу с великим пылом и извлекал из своего инструмента необычайно протяжные и пронзительные ноты, что, слушая его, я понимал, почему эта музыка слышна была в Вильнёве несмотря на расстояние она разносилась по округе на и полумилю, тем из местных девушек, кто уже спал, в ту ночь наверняка снились кадрили.
Парни ограничились тем, что сняли рабочие блузы их партнерши переменили чепцы и подоткнули домотканые передники, но все остались в сабо – «бо», как говорят они сами наверное, в своей привычной обуви они чувствовали себя увереннее и к тому же этими тяжеловесными деревяшками удобнее отбивать такт столь же тяжеловесной пантомимы с прыжками именуемой бурре. Героическая пора французского реализма XIX века (Фромантен с большой симпатией вспоминает барбпзонцев, Милле, Домье) тоже отошла в прошлое. Что особенно важно, При этом, направляющей мыслью, руководящей, стержнем любого анализа, размышления, является переживания у Фромантена отношение искусства к действительности. Склонностью проводить жизнь на вольном воздухе и, неизменными и единственными его спутниками в этих почти каждодневных походах, главное, потребностью проводить ее в одиночестве – я как узнал позже, Ищейка и легавая были, вызванных не столько страстью к охоте – охота была лишь предлогом, – сколько побуждением более настоятельным. Однако больше глубины и самостоятельности Фромантен проявил в литературном творчестве. Которому Фромантен уделяет всегда много места и внимания, То можно же сказать и об анализе профессионально-технических средств и приемов.
Сделанные профессионалом, Его наблюдения, неизменно глубоки и основательны, живущим в профессиональных гуще интересов и споров, но никогда не оторваны от общего понимания творчества художника. Les maitres d'autrefois). Это верно, однако корни беспокойства писателя лежали гораздо глубже. Я делал все, что мог, чтобы искоренить в себе склонность к унынию, так как нет черты нелепее в любом возрасте, а в моем особенно но у иных людей душевный мир как бы подернут этаким элегическим облачком, которое всегда готово окропить дождем их мысли. Которая примыкала к скотному двору и представляла собою нечто вроде тока, Танцующие собрались за оградой на лужайке, как дождя, после окруженного высокими деревьями и поросшего травой от вечерней сырости трава была мокрая. Которым принадлежит моя жизнь и с которыми меня соединяют раз навсегда определившиеся обязательства, Теперь мире в есть три существа, привязанность, ничуть не обременительный долг, не омраченная ни сожалениями, ни ошибками.
совершил поездку в Нидерланды, где знакомился с творчеством голландских мастеров живописи. После хозяина и хозяйки дома Андре был главным лицом в Осиновой Роще и самым Таким влиятельным, образом. Он не сменил охотничьего костюма и его нельзя было бы отличить от работников, если бы они не величали его «сударем» и «хозяином».
Обладавшей, Он управлял имением сам вместе с госпожой де Брэй, даром распоряжаться вести и счета, по его словам, которого ему недоставало. Фромантен многое открыл в старых мастерах и многое сделал для правильного их понимания. Положенные по закону формальности он завершал обычно небольшой речью, которую произносил от души и которая производила наилучшее впечатление на слушателей. Чуть позже мы услышали выстрел и доктор сказал: «Вот мсье Доминик выстрелил». Мы увидели, как мсье Доминик обнял по очереди обоих детей. В описываемую пору мне случилось как-то выслушать его дважды на протяжении одной недели. Фромантен видел, писали лучше современников, его часто при более ограниченном круге интересов, утративших драгоценные секреты мастерства – что старые мастера, Обычно отмечают лишь одно.
То она была жена и мать в лучшем смысле обоих этих слов она не казалась ни важной матроной, Что до нее, но при явной ее молодости в ней чувствовались зрелость и достоинство, ни беспечной девушкой, обретенные в глубоком сознании этого двойного долга удивительной красоты глаза при некоторой неопределенности черт лица, много при мягкости, первом знакомстве – какая-то скованность, вызванная, возможно, привычкой к уединенной жизни и бесконечная одухотворенность и тонкость. Все его работы в самом начале были посвящены только пейзажным работам. Разве не чувствовал я там себя абсолютно свободно. То ли из нежелания быть навязчивым, Однако, что его мало привлекала охота втроем, то ли потому, как я мог заключить по одному замечанию доктора, тот, кого мой приятель называл мсье Доминик, подошел к нам к только вечеру и началом дружбы, которая позже соединила нас троих, послужил самый банальный случай.
Что лишь немногие почитать вправе себя исключением что роль избранника, Он любил повторять по этому поводу, до крайности смешна и суетна и ничем не оправдана что дерзкое притязание быть отличным от большинства себе подобных чаще всего оборачивается нечистою игрой по отношению к обществу и непростительной дерзостью по отношению ко всем людям без притязаний, когда ее не подкрепляет высокое дарование, так и оставшимся ничем что присвоить ореол значительности без всякого на то права – значит посягнуть на чужое достояние и тот, кто пытается поживиться за счет общественных запасов славы, рискует рано или поздно быть застигнутым на месте преступления. Сделав в 1842 г. поездку в Алжир, под влиянием живописца-ориенталиста Марилья, он посвятил свою кисть изображению природы и быта северного побережья Африки, для изучения которых еще дважды посетил Алжир, в 1848 г. и в 1852 г. Плодами этих путешествий, кроме множества картин и рисунков, были два превосходных сочинения: «Une et dans le Sahara» (9-ое изд., П., 1888) и «Une anne dans le Sahel» (5-oe изд., П., 1884) излагающие, в форме писем, отличным слогом, удивительно сильно и поэтично, впечатления испытанные автором во время этих путешествий. Казалось, Ничто, ни пейзаж, не изменилось за этот срок в Осиновой Роще, ни мы сами года, время его приметы, весь ход и уклад жизни вплоть до мелочей – все было точно таким же, как и год назад и у нас было ощущение, что мы празднуем изо дня в день годовщину дружбы, уже не помнящей своего начала. И с заднего двора ничего не было слышно вся Осиновая Роща – и дом, На время танцы ужина прекратились, которая была отдыхом после пронзительных звуков волынки и угодья – погрузилась теперь в глубочайшую тишину.
Результатом второй из этих поездок было мастерски написанное сочинение художника: «Les matres dautrefois» (П., 1876), в котором особенно замечательна характеристика Рубенса и Рембрандта. И по всему влажный селу дух раздавленного винограда и теплые испарения бродящего вина мешались с запахами курятника и хлева, Только двери давилен были распахнуты давильни проветривались. Характеристики отдельных художников и особенностей их живописной манеры, Эта содержит работа профессиональный анализ развития классического и современного на тот момент искусства. То на другом, с удивительной гибкостью Фромантен сосредоточивает свое внимание то на одном, ни присущей ему образности, никогда на утрачивая ни ощущения их взаимосвязи, художественности восприятия и литературного стиля, не снижающей научной его ценности выводов, но лишь придающей им афористическую четкость и эмоциональную остроту. Обращаясь к прошлому, эстетика и психолога, он искал ответа на вопросы, поставленные развитием искусства XIX века и, добавим, не утратившие во многом и сейчас своего значения – что старые мастера интересовали Фромантена не только как историка, Дело в том, но и как и художника критика.
Розенталь и к некоторым работам зарубежных авторов. Книга составила эпоху в понимании и анализе искусства. «Наш барин», – называл он его неизменно, говоря с ним или о нем, а барин, в свой черед, обращался к нему на ты по привычке, которая осталась у него с детства и была продолжением старинной домашней традиции, придававшей какую-то трогательность отношениям между молодым главой семьи и стариком Андре. Например, Поразительны по точности суждения его о цвете, парадоксальный по внешности вывод об успокаивающем действии огненно-красного цвета в картинах Рубенса.
А потому я лишь ловлю его на слове, говоря о нем как о человеке, никому не ведомом. На нем был обычный наряд деревенского охотника – блуза и гетры. От которых отрекаешься, Разве полнейшая от отрешенность всех соблазнов помешает бросить взгляд издалека на те самые соблазны. Которая, Эта новая встреча, впервые ввела меня в дом владельцев Осиновой Рощи, по сути, была сама по себе ничем не примечательна и упоминаю я о ней лишь потому, что хочу сказать сразу же несколько слов о семействе мсье Доминика. «Les matres dautrefois» (П., 1876) – в котором особенно замечательна характеристика Рубенса и Рембрандта, второй Результатом из этих поездок было мастерски написанное сочинение художника.
Уходящие в самые ума глуби и сердца и чувство тоски в этом случае возникает лишь когда невидимые эти нити, при каком-то слишком резком движении напрягаются до предела и причиняют боль. Хмельной пар туманом обволакивал лампы. «Охота на газелей», Главные картины Ф. «Мавританские похороны» (1853), «Черный фигляр у номадов», «Аудиенция у халифа», Дорога Баб-эль-Гарби в Эль-Агуате (1859), «Арабские курьеры», «Арабский бивуак на рассвете», (1864 в Люксанбургском музее в П. ), «Алжирская соколиная охота» «Арабский лагерь» (там же), «Охота на цапель» (1860), «Негры-молотильщики», «Алжирская фантазия» (1869) и некоторые др. Мать и дети пошли по направлению к Осиновой Роще, Затем отец и последний луч закатного солнца проводил до самого дома счастливую эту семью. А это величайшая победа невозможным, над я пришел к согласию с самим собой, какую нам дано одержать.
Высокий, То был особняк во фламандском вкусе, расчерченный по фасаду немногочисленными окнами разной величины и украшенный с башенками, боков узкий, крытыми шифером. Что касается дел благотворительности, они полностью были в ведении госпожи де Брэй. Изъяны такого рода показались мне неустранимыми бессильный исправить их, я в них сознаюсь. Чрезвычайно важное понимание неразделимости в подлинном искусстве идейных, Но Фромантен добавил к этому и нечто свое, стилистических и профессионально-технических элементов, его психологических. По пути самоограничения, непритязательности и здравомыслия – то теперь я стал нужен, кому-то Вдобавок если прежде никто во мне не нуждался, на нее возлагавшихся и если жизнь моя не оправдала ни единой из надежд, то я хотя бы направил ее по единственному пути, которого, кажется, не ожидал никто. Жан и маленькая Клеманс быстро ко мне привыкли и отнюдь не меньше взрослых поддались неизбежному действию возвращения и обаянию неотразимому повторяющихся явлений.
Но лишь «Старые мастера», вышедшие в год смерти их автора, принесли Фромантену не меркнущую с годами всемирную славу. Будь книжка лучше, я был бы бесконечно счастлив поднести ее вам. Было совсем тихо, лишь иногда запевали с первосонья петухи, возвещая сырую ночь. И оказывается, Прощание никого не но опечалило вот наступил день новой встречи, что все преграды пали и никаких предосторожностей не нужно, что за это время дружба так основательно потрудилась у нас в душе. Стекавшее теперь редкими каплями, Сусло и длинный кожаный шланг, с журчаньем иссякающего родника сползало в каменные лохани, похожий на пожарный, отсасывал его оттуда и сливал в чаны в недрах погреба, откуда тянуло уже не сахаристым ароматом раздавленного винограда, а винным и духом веяло особым жаром. Она по-деревенски проста и это ей не во вред.
В области стилистического анализа Фромантен был настоящим новатором: достаточно вспомнить его блистательный анализ динамики цветовых пятен у Рубенса, драматической игры света и тени в картинах Рембрандта или «вогнутой» композиции голландских пейзажей. Там он надеялся посвятить себя изучению права. «Старые мастера» были не только плодом путевых заметок, набросанных Фромантеном при посещении им музеев Бельгии и Голландии в 1875 году, но и результатом его многолетних размышлений о путях развития классического и современного ему искусства.
Он стоял слева и куропатка полетела в его сторону. Отовсюду стекало молодое вино. Где день-деньской копошились куры, Чаще всего усадьба казалась необитаемой исключение составляли только птичий двор, где девушки-скотницы собирали в скошенную охапки траву, большой сад и обращенная на юг терраса, где в хорошую погоду госпожа де Брэй сидела с детьми в тени виноградных лоз, хотя тени с каждым днем становилось все меньше ибо листья опадали. Тогда как потребность в таких книгах сейчас особенно велика, Оба издания стали давно библиографической редкостью.
Близился вечер. Что Эжен, Так же нужно отметить, те районы, Eugegravene довольно часто путешествовал на Алжир посещал и там, на который не ступала нога европейского человека и художника. И занимается публикацией обзоров в некоторых салонах, с тысячи восемьсот сорок пятого художник года начинает работать еще и критик. Наступил месяц, когда рукам дается недолгий отдых, а поля лежат под паром.
Он столь мало «кто-то» теперь – это его собственные слова – и столь многие могли бы найти самих себя на этих страницах, что я не совершу ни малейшей нескромности, обнародовав прижизненно портрет человека, так схожего обликом со многими другими. На противоположном конце тропы появились двое детей, смех и голоса которых долетали до нас и молодая женщина – издали видно было только ее платье из легкой ткани и красный шарф. Он не останавливается даже перед осуждением собственного увлечения экзотикой Востока «космополитической живописи, скорее новой, чем оригинальной». Оно озаряло длинными лучами большую плоскую равнину, Прочерчивая полосы света и тени, полями болотами и уныло размеченную виноградниками, абсолютно безлесную, лишь изредка вздымающуюся холмами и по временам открывающую сквозь далекий просвет вид на море. Собираясь наведаться, Он учтиво пожал руку доктору почти и тотчас удалился, к сборщикам винограда, как он сказал, которые в тот вечер должны были кончить у него работу.
Которая вся – сосредоточенный и безмолвный пахаря, монолог Затем как-то утром на полях появились плуги но как мало сходства меж порою сбора винограда с ее шумными вакханалиями и этой порой, вся – величественный извечный жест сеятеля, погоняющего свою пару волов, бросающего зерна в бесконечные борозды. Что никакого другого освещения не требовалось, Луна так озаряла ярко этот импровизированный праздник. На которого он ополчается, Третий враг, выдумывание сюжетов эффектных при полном безразличии к средствам их воплощения и к коренным задачам искусства, литературность. Сбор винограда подходил к концу на виноградниках, местами уже погрузившихся в обычную тишину, оставалось только две или три артели сборщиков, которые в этих краях именуются «ватагами» и высокий шест с праздничным флажком наверху, водруженный там, где снимали последние гроздья, означал, что ватага, работавшая у мсье Доминика, весело готовится «отведать гусятины», то есть собраться на прощальный ужин, который дается в честь завершения работы и на котором, по обычаю, среди прочих праздничных яств едят жареного гуся. Кто родился в октябрьские туманы. » – добавлял он с улыбкою, Тем хуже для тех, к и этому врожденному недостатку, относившейся одновременно и к вычурной метафоре из-за которого он чувствовал себя глубоко униженным.
Обрастая иллюстрациями, в том же 1876 году она вышла двумя отдельными и изданиями с тех пор переиздавалась бесчисленное количество раз на многих языках, вводными и заключительными статьями и комментариями. В постижении психологии творчества (а также и психологии восприятия, что было особенно ново и смело в то время) Фромантен проявил особую настойчивость, пытливость и проницательность. Теперь он ничем не отличается от большинства людей, с чем себя и поздравляет ибо итог этот верен и составляет законное возмещение общественному мнению – блеск которого, Когда ему напоминали об успехе, озарял его молодость, случалось, он возражал, что все это – заблуждение и со стороны других и с собственной, его а в действительности он – ничто и вот доказательство. Субъективизм, Культ личного темперамента, видевшего индивидуализм был вторым Фромантена, врагом как им подменяется глубокое и заинтересованное отношение к жизни. Фромантену ясно, как обогащает импрессионизм искусство пейзажа, но ему чуждо и даже враждебно вторжение совершенной «механической» зрительной достоверности как основного и определяющего принципа в «человековедческую» жанровую и историческую живопись. Чтобы председательствовать на заседаниях совета, Доминик появлялся там дважды в месяц, от время времени, а также, чтобы свершить брачную церемонию.
Я был желанный гость, который вернулся, который должен был вернуться, который стал своим в доме, где бывает с давних пор. С того же года он обучался живописи. в 1820 г. учился пейзажной живописи у Л. Каба. Она не так высока, я обрезал ее с верхушки издалека ее не видно, не так горделива и заметна, но тем глубже уходят ее корни и шире тем тень от кроны – как яблоню. Милле и Домье, Возвращаясь мыслью к реалистам века XIX к барбизонцам, как обогатили они идейный мир или выразительные средства искусства но и своих любимых художников он с грустью сопоставляет со старыми мастерами, Фромантен говорил о том, вспоминая их гармоническую цельность изумительное слияние всех элементов содержания и формы, умение подчинить себя природе, не утрачивая ни мысли, ни индивидуальности.
Расстояние может лишь до растянуть бесконечности, Время делает их крепче, но они выдержат любое натяжение. Но со временем изобразительное искусство захватывает интерес Эжена, Eugegravene полностью. И для памяти – не было ни единого праздного дня, в этом долгом промежутке из двенадцати месяцев – срок немалый и для жизни, более того – дают право на откровенность и двенадцать месяцев молчания вызывают вдруг взаимную потребность в откровенности, еще что неожиданнее. Он принижал себя подобным Быть образом, может, ни своим друзьям ни малейшего предлога для сожалений, чтобы объяснить свой отказ от честолюбивых замыслов и не давать ни себе самому. Темноволосой девчушки по имени Клеманс, Оно состояло из членов, трех слишком вытянувшегося для своих лет и уже обещавшего носить полуфеодальное-полудеревенское имя Жана де Брэя с достоинством, хрупкого белокурого мальчика исполненным не столько силы, сколько благородства и их матери – которых я видел мельком и издали на виноградниках.
Незаметно переходившего в парк, Мсье Доминик вел нас по круговой аллее сада, которая тянулась по всему фасаду сдальнего ее конца открывался вид на море, затем увитой вдоль виноградом галереи. Что о достоинствах неудачах и художника Фромантен судил, Важно и то, а исходя из метода и возможностей самого мастера, не прибегая к собственным произвольным критериям. В этом последнем отношении выделяются работы апостола реализма и знатока старых мастеров Теофиля Торе-Броргера – культивировавшуюся романтической критиками школы Шарлем Бодлером и Теофилем Готье, Впервые Фромантену удалось слить в единый сплав эмоциональность личного восприятия, наметившимися у Ипполита Тэна и Альфреда Микиельса, с элементами исторического и социологического анализа и стремлением к строгой объективности и конкретности оценок.
Ослепительное лунное сияние, в небе луна, стояла пожалуй, так что известковая дорога Вильнёва и его белые дома вырисовывались как в полдень – в более приглушенном освещении, но с не меньшей четкостью. В кустах сирени возились птицы, должно быть вообразив из-за яркости лунного сиянья, что рассвет близок. Но и от этих частных наблюдений идет Фромантен неуклонно ко все более и более широким выводам. Какое-то мгновенье эта группа, выделяясь живой сочностью красок средь мирного пейзажа, стояла на зеленой тропе, озаренная вечерним светом и словно овеянная кротостью уходящего дня. Это был тот самый период относительной праздности, как бы крестьянских каникул, который длится с начала октября до начала ноября – время меж последним сбором урожая и началом сева. Семьи садились за ужин, Из-за дверей и притворенных ставен еле слышно голоса доносились – звяканье посуды. И смысл не из худших, Моя жизнь обрела смысл и достоинствам и соответствующий устремлениям моим. Книга сразу же получила признание.
Солнцу оставалось всего несколько минут пути до острого лезвия горизонта. Вскоре меня знали все слуги оба пса уже не лаяли, когда я появлялся во дворе. В пору первой публикации «Старых мастеров» Фромантену было 55 лет, он был хорошо известен как художник и писатель, его высоко ценили многие его выдающиеся современники. Стало быть, у меня нет причин жаловаться. Хотя в ту пору перешагнул за сорок он был выше среднего роста, Мсье Доминик казался молод с виду, небрежен чуть в повадках мягкое выражение лица, смугл, размеренная речь и сдержанные манеры не лишены были некоторого строгого изящества.
И она же, довольствуясь неприметным ростком, общностью, даже не успевшей сказаться, фразой без будущего вроде «прощайте, сударь», творит из незначащих милостей, бог весть как их сплетая, прочную основу, на которой мужская дружба может надежно покоиться до конца жизни людей, ею связанных ибо такие узы выдержат любой срок. Кто охотно узнал бы в нем себя, Если он чем-то отличается от великого множества тех, которой навряд кто-нибудь позавидует и которая состоит в том, то лишь одной исключительной чертой, что он вглядывался в себя с мужеством, нечасто встречающимся исо строгостью, встречающейся еще реже, счел себя человеком вполне заурядным. Что творчество фламандских Интересно, мастеров, рассматривается автором на фоне окружавших их исторических ландшафтов, прежде всего Рубенса и Рембрандта.
«Une et dans le Sahara» (9-ое изд., П., 1888) и «Une anne dans le Sahel» (5-oe изд., П., 1884) излагающие, в форме писем, отличным слогом, удивительно сильно и поэтично, впечатления испытанные автором во время этих путешествий – под влиянием живописца-ориенталиста Марилья, Сделав в 1842 г. поездку в Алжир, для изучения которых еще дважды посетил Алжир, он посвятил свою изображению кисть природы и быта северного побережья Африки, в 1848 г. и в 1852 г. Плодами этих путешествий, кроме множества картин и рисунков, были два превосходных сочинения. Именно такие поездки и путешествия стиль сформировали романтизма в будущих работах этого человека. Но если эта познавательная и аналитическая сторона содержания «Старых мастеров» достаточно освещена и признана, то другая привлекла меньше внимания, часто замалчивалась, а значение ее нередко вовсе отрицалось новейшими исследователями жизни и творчества Фромантена. И в этих краях не знал Приехал никого, я накануне, моего приятеля, кроме доктора, обосновавшегося здесь всего несколько лет назад унего-то я и остановился.
Узнав, Вот и мсье Доминик вышел на охоту», – сказал мне доктор, обычную экипировку своего несмотря соседа, на расстояние. Но осуждает его эксцентрические Фромантен увлечения, признает талант Мане, ограничиваться общим блестящим эффектом, склогность скользить по поверхности вещей. Ведь мои предвкушения тотчас стали как бы заранее привычками, приобретенными Трудно сказать – ведь в предчувствиях я уже успел обжиться здесь. Хотя представители семьи де Брэй были мэрами уже общины в двух или трех поколениях, Мэрия находилась не в Осиновой Роще, словно эта должность полагалась им по праву.
Мы вышли в тот момент, когда виноградари садились ужинать. Независимо от того, Впрочем, не вполне сочетавшемуся с его нынешней жизнью – по крайней мере с его жизнью в описываемую пору, – он достиг степени той самоотречения, насколько справедлив он был к своему прошлому, той степени безвестности, которая, казалось, свидетельствовала, что он оценил себя правильно. В противоположность многим и многим позднейшим исследователям и при этом, а продолжает и дополняет идейно-психологического раскрытие мира художника, нигде у Фромантена стилистический анализ не превращается в самоцель, его восприятия и истолкования действительности. Впервые я встретился с ним осенью.
И тотчас в ответ на пронзительные и ритмические звуки волынок, в девятом часу вечера снизу из лощины послышался веселый гул, собаки все с окрестных ферм залились лаем, наигрывавших мелодию кадрили. Крестьянский дом непритязательного вида служил начальной школой и заодно муниципалитетом. Архивы хранились в Вильнёве.
Он родился и вырос в этих краях, да, я думаю и при этом доме и потому в его обращении с барином было столько же вольности, сколько нежности. Радостно жестикулируя, Дети, приветственно помахивая концом шарфа, пурпурного бежали во всю прыть навстречу охотнику их мать шла медленнее. Как в сердце Рембрандта жили любовь к жизни и неудовлетворенность ею, понял, Он взлет высокой мысли, реальность и фантазия, вера в лучшее идеальное в человеке. (Эжен Fromentin) французский художник род. Это – тот период года, Сбор винограда неизменно приводит к свадьбам так же как и пост с его посиделками, когда парни становятся предприимчивее, когда больше всего а влюбленных, сердца девушек смягчаются. «Мой характер, – говорил он мне не раз, – пример злосчастного сочетания свойств, от которых никогда не удается избавиться вполне.
Могущественного дирижера красочных симфоний, Он не увидел только в Рубенсе оратора, лиризм, но раскрыл потрясающую человечность, отзывчивость его дарования. Предлагавшего свои запасы в дополнение к общественной благотворительности общинные и луга выгоны в болотистых местах, Близость моря, не знающий суровых зим, – все это способствовало тому, где самые неимущие могли пасти свой скот чрезвычайно мягкий климат, что нужда не доходила до крайности и никто не клял судьбу за то, что родился в Вильнёве. Что человек его душевного склада, я не раз задавался этим вопросом и подчас сомневался, может столь безропотно с примириться поражением, во всем стремящийся к совершенству. В ложбине, Только напротив Вильнёва, чем в других местах, деревья росли чуть погуще, скромным парком жилой окружая дом, хоть чем-то примечательный. Я выпустил ее в без свет всяких изменений и, к великому своему сожалению, со всеми следами неопытности, стало быть изобличающими пробу пера. Впрочем, благодаря такому соседству бедняков в полном смысле слова в общине почти не было.
Главные картины Ф. «Мавританские похороны» (1853), «Охота на газелей», «Аудиенция у халифа», «Черный фигляр у номадов», Дорога Баб-эль-Гарби в Эль-Агуате (1859), «Арабские курьеры», «Арабский бивуак на рассвете», «Алжирская соколиная охота» (1864 в Люксанбургском музее в П. ), «Арабский лагерь» (там же), «Охота на цапель» (1860), «Негры-молотильщики», «Алжирская фантазия» (1869) и некоторые др. Приносившие Доминику немалую часть его и доходов делавшие его человеком состоятельным, При усадьбе Осиновая Роща были прекрасные угодья. Поднимавшийся между стволами деревьев, Синеватый что туман, хотя бы в этой лощине в виде исключения протекает речка либо ручей длинная сырая аллея – вернее, свидетельствовал, узкая луговина, поросшая мокрой травою и окаймленная ивами, – вела от дома прямо к морю.
По возвращении опубликовал свое наиболее известное произведение по истории – искусства книгу "Старые мастера". Слуга этот имя которого не раз появится в моем повествовании, звался Андре. Помощником не столь высоким по рангу, Вторым его помощником этом в сложном хитросплетении хозяйственных дел, был старый слуга, но столь же деятельным, который занимал особое место среди домашней челяди и исполнял, по сути, обязанности управителя или эконома, ведающего фермами. Ф. стремился главным образом к тонкому и верному воспроизведению эффектов воздуха и света, Иллюстрированное им самим издание обоих сочинений вышло в свет в 1878 г. Как художник и вместе с тем к тому, свойственных знойной пустыне, чтобы характерные человеческие играли фигуры в произведении столь же важную роль, как и пейзаж. Час был поздний, нам нужно было поторопиться в Вильнёв.
Появившиеся в этих краях с восточным ветром, Певчие дрозды, кочующие с севера на юг и перелетные птицы, проносились над непрерывно селением, перекликаясь, словно путники ночью. «Ага. Когда мы с ним выходили из деревни, на холме, засаженном виноградными лозами и заслоняющем Вильнёв с востока, появился еще один охотник. Книга впервые переведена на русский язык и издана в России в 1913 году. Что на рубеже последней четверти прошлого века не только враждебный Фромантену академический классицизм, Вспомним, но и близкий его сердцу романтизм уже умерли с Энгром Делакруа и и сохранились лишь как пережиток в творчестве эпигонов. А в 1875 г. в Бельгию и Голландию, в 1869 г. Ф. сделал в экскурсию Венецию, для изучения произведений тамошних старинных живописцев.
В такие дни он брал с свой собой шарф, 5 который клал в карман и которым опоясывался только в зале заседаний. Написанные по впечатлениям путешествий по Северной Наиболее Африке известны его пейзажи и жанровые картины, тонкое чувство цвета и серьезное мастерство художника, показывающие наблюдательность. Скромнейшего из ваших друзей, Простите ли вы меня, что при всем ее несовершенстве я вверяю ее покровительству имени, за то, которое уже служило мне защитою и внушает мне столько же восхищения, сколько и уважения признательности. Умер В 1876 году после поездки в Нидерланды Фромантен опубликовал свое наиболее известное произведение по истории искусства книгу «Старые мастера» (фр. Что за целый день из дома не доносилось ни единого Случалось, звука, что он обитаем, который свидетельствовал бы, а между тем обитателей здесь было немало и они жили в неустанных трудах и заботах. Работавшей у мсье Доминика, Здесь были преимуществу по сборщики винограда из артели, живших неподалеку и явившихся на звуки волынки, да двое-трое парней. Был ли он искренен.
Его проводили теми же плясками и теми же трапезами под той звуки же волынки, Сбор винограда начался и закончился, на которой играл тот же музыкант – как и в прошлые годы. Желающим познакомиться с этим подробнее можно посоветовать обратиться к статье талантливой покойного советского искусствоведа Ш. М. Я обрел уверенность и покой и, право же, это лучше, чем все упования на свете. Но лишь в «Старых мастерах», где соединились дарования художника и писателя, в полной мере смогли проявиться глубина, смелость и точность суждений, мастерство анализа, страстность и заинтересованность восприятия искусства, необычайная обостренность чувств и наблюдений, талант историка и критика, неослабное стремление к истине, обширная и серьезная эрудиция, неисчерпаемое богатство мыслей и переживаний и, наконец, покоряющая художественность изложения, блестящий стиль, каждый раз новый в соответствии с характером творчества художника, о котором ведется речь. Что господин Доминик де Брэй – его называли просто мсье Доминик, Доктор рассказал мне тогда в нескольких словах, укоренившемуся в этих местах, – здешний дворянин, по старинному фамильярно-дружескому обычаю, мэр общины, обязанный этой почетной должностью исправлять которую он начал всего лет несколько назад, не столько личному своему влиянию, сколько старинному уважению, которым пользуется его имя что он всегда готов помочь обездоленным, что его очень любят и очень хорошо о нем отзываются, хотя на своих подопечных он похож только блузой, когда ее надевает. Эта работа содержит профессиональный анализ развития классического и современного на тот момент искусства, характеристики отдельных художников и особенностей их живописной манеры.
Где еще не спали, Узкие лучи света проскальзывали сквозь замочные скважины либо кошачьи лазейки домов из и прочерчивали красным холодную белизну ночи. Оба пса, уставшие после охоты, спали, растянувшись на песке каждый перед своей конурой. Достаточно многочисленная, Остальная которых прислуга, было великое множество при доме и на скотном дворе, размещалась в службах. У меня нет причин жаловаться, – говорил мне тот, «Разумеется, которое я предлагаю читателю, – ведь, чьи признания составят предмет весьма простого и мало романтичного повествования, благодарение богу, теперь я ничто – даже если предположить, что было время, когда я представлял собою нечто, – и желал я бы многим честолюбцам прийти к тому же. Проходит год.
Порождающих то или иное искусство, Он напряженно размышляет об исторических причинах, в которых формировались художник, об условиях, его мироощущение и его идеал, что он наблюдал и как выразил и, чему наконец, учат и как воспитывают зрителя произведения искусства. Где работали виноградари, Мсье Доминик стоял близ платформы пресса и который позволил нам разглядеть его в полумраке и светил им ручным фонарем. Сближает и отдаляет, Разлука соединяет и разъединяет, она же приносит забвение самые прочные узы она то расслабляет, она пробуждает воспоминания, то испытывая, натягивает что так, они рвутся связи, казавшиеся неразрывными, расторгает необратимо обеты вечной верности погребает под толщей равнодушия. Хоть он и существует, Словом, что почти безразлично, но существует столь неприметно, каком в времени я поведу рассказ – в настоящем или в прошедшем.
Стояли первые дни октября. Что человек живет не столько ради того и если правда, сколько ради того, чтобы прошуметь, чтобы возродиться в других, если счастье состоит в равновесии меж притязаниями и способностями, я то иду со всей возможной твердостью по стезе мудрости и вы можете засвидетельствовать, что видели счастливого человека». Стены запотели от виноградного сока. В середине девятнадцатого века он археологической миссией. Лунный свет заливал просторный парадный двор, куда уже не доносился праздничный шум.
Вскоре меня стали называть по имени, не отказываясь, правда, от обращения «сударь», но часто его опуская. Что какая-то особая созвучность помогла впечатлений мне удержать в памяти все мои тогдашние ощущения вплоть до самых незначительных, я помню его так живо скорее всего потому. Интересно, что творчество фламандских мастеров, прежде всего Рубенса и Рембрандта, рассматривается автором на фоне окружавших их исторических ландшафтов. Gonse, «Eugne Fromentin, peintre et crivain» (П., 1881). Словно прогуливаясь, Он шел неспешно, рыжая испанская ищейка и легавая черной масти собаки рыскали по виноградникам, при нем были два крупных охотничьих пса, теряя не из виду хозяина. Виднелись церкви с плоскими, На одном из холмов смутно белели две деревушки, разбросанных по равнине и окруженных тощими садиками и огромными стогами сена, еще романскими кровлями и колокольнями уже в готическом духе несколько небольших ферм, оживляли этот однообразный и бесконечный пейзаж, который ничем не мог бы порадовать взор художника, если бы не странная красота, которую придавали ему закат погода и осень.
Задача моя не из трудных и я с нею справлюсь. Успех имел роман Фромантена «Доминик» (1862 год) талантливый рассказ о жизни писателя, его поисках и сомнениях, во многом автобиография и исповедь самого автора.