Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. 160 Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда. В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда. До конца жизни Джозефа Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства. Джозеф Райт (Joseph Wright) (по прозвищу «Райт из Дерби») (1734minus1797), английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве. До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
1770minus1772, Лондон, Нац. Живописный эффект искусственного освещения определяет образную силу этих композиций. В 1990 в Лондоне (гал. «Иллюминация Замка св. Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. 1773), в гал.
1771minus1773 «Алхимик, открывающий фосфор», 1771minus1795 «Портрет Самуэля Уорда», ок. 1762- 1763 «Автопортрет», 1767-1770 «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769-1770 «Отшельник изучающий скелет», ок. 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок. Что Райт – достойный сын XVIII века, Интересно, помогавшее находить выразительную для композицию сцен при искусственномосвещении, века технических изобретений, - сконструировал специальное устройство. Художественная галерея, 17631765, «Алхимик, открывающий фосфор» (17711795, Художественная галерея, Дерби) Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему доход, стабильный Дерби) «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон) «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург). гал. ) и композиции на исторические сюжеты. 1782minus1783 «Индийская вдова», 1783minus1785 «Вид Тиволи», 1783minus1786 «Пейзаж с радугой», 1794minus1795).
(Примечательно, что Райт отказывается от фиксированного в записной книжке мотивабездельника в позе человека, убивающего время. ) Для каких же целей Райту понадобились эти изменения. В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). В 1784 он пишет «Коринфскую девушку» (там же) выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература. А не античные и библейские или персонажи жанрово-аллегорические фигуры, Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые. Эта картина служит и прекрасным доказательством технического совершенства Райта.
Наблюдением, Кузнец становится звеном связующим между природнымисилами и человеческим опытом. Период его творческих исканий, в 1760-1773, моделирующими пространство и восходящими к искусству утрехтских караваджистов, художник в живет Дерби он интересуется необычными световыми эффектами. В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А. Радклифф. С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году полным). Но в лучшем смысле этого слова благодаря его глубоко оригинальной манере, Он остался провинциальным его художником интересу к научным исследованиям и к современной литературе, в которой сочетались элементы готики и неоклассицизма, он явился одним из предшественников романтического искусства.
Делившую мастерскую на две части, Приспособление напоминало створчатую ширму от потолка пола до и от стены до стены. Довольно близок был Райт с Эразмом Дарвином (Erasmus Darwin) и другими членами Лунного общества (Lunar Society) – видной группировки промышленников, ученых и философов. Мощного пятна до едва заметного тревожного блика отраженного света, Комбинируя оттенки от пламенного, Райт напряженное создает световое поле картины. Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. «Портрет Томаса Беннета», Дерби, музей). Убивающего время, Около наковальни может бездельник стоять в позе человека, вытянув руки и слегка изогнувшись, он скрестил рук и на груди или зевает. Чем-то напоминающие произведения Берне, Он изображает эффекты лунного света, скорее, однако трактует их, позиции с ученого, наблидающего физическое явление, нежели романтика.
Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром». Как раз способствовало этому, Место проживание художника в Дерби, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики, так как именно здесь проявилась революция Индустриальная через кузницы. Академии, членом которой он становится в 1781. Райт был дружен с целым рядом основоположников британской промышленной революции так, он был близко знаком с Джозайей Уэджвудом (Josiah Wedgwood), пионером местной керамической промышленности и Ричардом Аркрайтом (Richard Arkwright), принесшим технический прогресс в обработку хлопка. От варианта к варианту уменьшает художник число персонажей и меняет расположение главных действующих лиц. художественная гал.
Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780minus1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). Эрмитаж) эти темы вдохновляли художника и по возвращении в Англию (1775). 17631765, Художественная галерея, Дерби) «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон) «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург), «Алхимик, открывающий фосфор» (17711795, Художественная галерея, Дерби) Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход.
гал. ) и композиции на исторические сюжеты. Которая представлялась спасением от всех бед, XVIII Конец века для Англии – время рождения романтизма с бунтарской тягой к идеалу и одновременно горестным осознанием несовместимости с окружающей действительностью и вот таким образом бегством в природу. Ранние портреты (до 1760) исполнены Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. Полную недосказанности мысли и противоречивых чувств, Романтическое противопоставление пламени горна и мерцания серебристого луны создает особое эмоциональное состояние картины – грустную элегию. И как пейзаж и как источник и объект научного мира, познания и как цепь законов мироздания – доступный взгляду, Природа понималась широко. 1773), в гал.
В 1784 он пишет «Коринфскую девушку» (там же) выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература. «Портрет Томаса Беннета», Дерби, музей). Период его творческих исканий, в 1760 – 1773, моделирующими пространство и восходящими к искусству ут- рехтских караваджистов, художник в живет Дерби он интересуется необычными световыми эффектами. музей 1775-1778, Ливерпуль, гал.
Но, несмотря на четкую последова тельность раскрытия замысла, Райт далек от скучного поучительноготона. Створки ширмы были прорезаны деревянными рамами на петлях, оклеенными черной бумагой. Ангела» (1774, Дерби, музей 1774minus1775, Бирмингем, Гор. А. С. Пушкина «Иллюминация Замка св. Окутанной таинственной тьмой ночи, Темный силуэт кажется принадлежащим окружающей природе, кузнецу сконцентрированное вокруг живого огня горна и одновременно вовлеченным в действие. Обаяние Кузницы -в самой живописи. Полно воплощающая живописную идею художника-романтика. Она единстве нная из этих пяти работ, Это наиболее работа зрелая серии, причем не как фон, где имеется пейзаж, а как главный образно эмоциональный элемент картины.
1762- 1763 «Автопортрет», 1767minus1770 «Портрет Сары Карвер с дочерью», 1769minus1770 «Отшельник изучающий скелет», ок. Уокер 1778-1779, Санкт-Петербург, Гос. Но ее живописная идея сложность отражает художественной эпохи и своеобразие творчества автора. написана Райтом в 1773 году. Тема кузницы и связанные с ней ассоциации в романтической духе философи и чрезвычайно волнуют художника. Сюжет внешне прост: работа в маленькой деревенской кузнице поздним вечером или ночью. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками. Действие из центра перенесено вправо – феерически вспыхивающий светом отраженным пламени горна передний план, Пейзаж настолько важен здесь для живописца, контрастирующая с ним бархатная глубина неба над кровлей и тонущая в ночной тьме даль занимают большую часть картины – что он сознательно и смело на рушает классическую симметрию построения. Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок.
В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков акварелей и (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). Как на сцене, Рамы легко открывались под углом любым и позволяли обозревать, помещенный за ширмой, любой предмет. Поражавшие современников непривычной тематикой, Многие картины Райта, что было частью его романтического мироощущения. В них царит дух поклонения знанию, рождены живописцак интересом научным исследованиям природных явлений, воспринимающемуся как таинство. 1782-1783 «Индийская вдова», 1783-1785 «Вид Тиволи», 1783-1786 «Пейзаж с радугой», 1794-1795). Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро «серьезным жанром».
Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Эрмитаж) эти темы вдохновляли художника и по возвращении в Англию (1775). Уокер 1778minus1779, Санкт-Петербург, Гос. Творческое наследие Райта представлено главным образом в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене («Автопортрет», 1768 «Кузница», 1771 «Портрет доктора Ричарда Райта», 1785-1787 «Сцена в тюрьме», 1787-1790 «Итальянский пейзаж», 1790 «Вид озера Неми на закате», ок.
Тейт вариант – собрание Ч. Роджерса-Колтмана) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Связанных с личными впечатлениями и интересами, Некоторые из ро мантических идей, пленительно Райт реализует в своих произведениях. Так из восьми фигур первого варианта (1771) в Эрмитажной картине оставлено четыре сцена труда двух кузнецов, ранее бывшая композиционным и геометрическим центром полотна исчезла. Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей вариант – Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал. В произведении из собрания Эрмитажа он углубляет образ картины, меняя ее смысловое содержание.
1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде («Старик и смерть», ок. Которые обязательно должны быть в кузнице, На висят стенах подковы другие предметы ибо они удалены от света, едва приметны. Лишь две максимально удаленные друг от друга точки – живой огонь горна и мертвенное сияние луны – говорят об огромном пространственном измерении, вмещенном Райтом в небольшое полотно. 1768 «Кузница», Творческое наследие Райта представлено главным образом в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене («Автопортрет», 1785-1787 «Сцена в тюрьме», 1771 «Портрет доктора Ричарда Райта», 1787-1790 1790 «Итальянский пейзаж», «Вид озера Неми на закате», ок. Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход.
Занятый работой, в эрмитажной Кузнице лишь кузнец, один и то представленный спиной к зрителю. В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 17801782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). Жизнь художника прошла в небольшом городе Дерби (центральная Англия).
Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769 «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок. А рабочие и Впервые ученые, героями больших композиций стали не античные или библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Если нужно, может выглянуть и луна и высветить какие-нибудь детали. Как раз способствовало этому, Место проживание в художника Дерби, так как именно здесь проявилась. Наоборот, от первого, намеренно акцентированного плана (камни, щебень, тень, отбрасываемая фигурой кузнеца) пространство резко уходит в окутанную тьмой даль. Кузница.
Свидетельствующая о нарастании романтических тенденций в творчестве Райта, От других вариантов ее серии отличает еще одна важная деталь. Так создается эмоциональный образ пейзажа Кузницы. Джеймс Уатт, создатель передового для своего времени керамического промышленного производства, Джозайя Веджвуд и целый ряд других ученых, философов, стоявших у колыбели новой эпохи в науке искусстве и – усовершенствовавший паровой двигатель, Характерен дружеский круг живописца. Теперь Райт изображает не просто труд, рабочий азарт, а передает философское размышление о процессе преобразования использования природных даров, человеческое преклонение перед могуществом земли.
1771-1773 «Алхимик, открывающий фосфор», 1771-1795 «Портрет Самуэля Уорда», ок. Много работал как портретист. Прервавшего работу и в за глубокой думчивости завороженно наблюдающего за превращениямиметалла, Им становится изображение молодого человека. В картине «Мираван, открывающий гробницу своих предков» готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А. Радклифф. Художник писал также портреты («Портрет супругов Томас Колтман», ок. музей 1775minus1778, Ливерпуль, гал. Но в лучшем смысле этого слова благодаря его оригинальной глубоко манере, Он остался провинциальным художником, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, в которой сочетались элементы готики и неоклассицизма, он явился одним из предшественников романтического искусства. Дерби оказался чрезвычайно плодотворной почвой для талантов художника многом во это объяснялось уровнем развития местной промышленности.
Художник пленительно тонко разыгрывает световоздушную и колористическую феерию. В 1775 Джозеф Райт уезжает в Бат, где тщетно пытается привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо и, в 1777, возвращается в Дерби. Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии («Озеро Неми», Париж, Лувр).
Способствовавших развитию индустриальной революции, в Дерби он знакомится с мастером по керамике Джошуа и Веджвудом химиком Джозефом Пристли и присутствует при их экспериментах. Ангела» (1774, Дерби, музей 1774-1775, Бирмингем, Гор. 1780-1782, Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», «Портрет Томаса Гисборна с женой», музей Дерби, 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). Написанных с 1771 по 1773 год на один и тот же сюжет – изображение кузницы в ночное время, пять Существует вариантов. Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют «свет разума».
Ярко и выразительно отразившими индустриальную революцию, Однако себе сделал имя в первую очередь картинами. Тейт), Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен) прошли ретроспективные выставки работ Райта. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками. Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Сюжет для ночных сцен – Записная книжка Райта сохранила развернутый детально план этого цикла композиций. Меняется и значение этой фигуры – она перестает быть центром картины.
В Кузнице отсутствует строгая последовательность сменяющих друг друга планов. Плавные переливы сближенных тонов смягчают остроту перспективного развития. Природа представляет человеку свои богатства, этот опыт рождает научную и философскую мысль – так замыкается круг – мироздания он их использует, Идея Райта прочитывается ясно. Двое мужчин сгибают в подкову железную полосу, которая должна служить источником света. Да и сейчас называют его художником света, Недаром неподражаемый талант живописца в передаче эффектов освещения составил славу Райта у современников. Тейт «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им.
Создающей эмоциональное звучание картин, Он строится на контрасте мягко освещенных лиц персонажей окружающей и их таинственной полутьмы. Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды («Везувий», 1774, Дерби, музей 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им. -писал Александр Бенуа. Тейт) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии («Озеро Неми», Париж, Лувр). Академии, членом которой он становится в 1781.
Глубиной темных мест и мягкой силой освещения, Она до сих пор грацией пленяет своих контрастов. Эрмитажная картина завершаетцикл. Творческое наследие Райта представлено главным образом в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене («Автопортрет», 1768 «Кузница», 1771 «Портрет доктора Ричарда Райта», 1785minus1787 «Сцена в тюрьме», 1787minus1790 «Итальянский пейзаж», 1790 «Вид озера Неми на закате», ок. 1770-1772, Лондон, Нац. Где тщетно пытается привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо и, в 1775 уезжает Райт в Бат, возвращается в Дерби, в 1777.
С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. Иную грань замысла определяет образ кузнеца. Среди его типических работ – в 1751-1753 и в 1756-1757 он учился в Томаса мастерской Хадсона. На ступившей в ранее Англии других стран, Во второй половине XVIII века Дерби и расположенные неподалеку Личфилд и Бирмингем – сердце промышленной революции, к рупнейшие центры научной и инженерной мысли. Но при стилевой и живописной общности Кузницы имеют различия. Тейт в Лондоне («Портрет Томаса Стенифорта», 1769 «Маяк в Тоскане», 1789) и в музее Дерби («Портрет Томаса Борроу», ок. Картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей вариант – Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, гал.
Чем-то напоминающие произведения Берне, Он изображает эффекты лунного света, скорее, однако трактует их, с позиции наблюдающего ученого, физическое явление, нежели романтика. Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу). Его мощная фигура в резком ракурсе вырисовывается на рубеже двух – пространств природы и человека.