Которые художник черпает из негов готовой форме, Так обнаруживаются в новыхтворениях накопленные тайно сокровища сердца. lt. Петра в Риме и называется пирамидой ЮлияЦезаря и другаяфигура пламени огня и ее Микеланджело называет «змеистой», тои художник должен эту пирамидальную форму сопровождать формой змеистой, котораяпредставляет извивы змеи в то время, как она ползет и это и есть настоящаяформа колеблющегося огненного пламени. стене». Живописца, Cочинения Джованни Паоло Ломаццо, человека глубоко и всесторонне поэта, образованного, обладают всеми чертами маньеристической эстетики конца XVI века. Идеей, Но этаискра становится постепенно формой, образованным умозрительной и формующей душой потом, реальным фантастическим образом идухом, подобно сере, загораются чувства и зажигают светильник деятельного и потенциальногоинтеллекта он воспламенившись, распространяет свой свет на рассмотрение иразличие всех вещей 4.
Принявшей в Италии чужеземнуюархитектуру, Тоскана была не только первой, называемый тосканским, ордер, откуда и получил свои размеры, нотакже и во всем том, что касалось богов, которым поклонялась пребывавшая вслепом заблуждении большая часть света, она руководила окружающими ее народамии показала, какого рода храмы, в каком месте и с какими каждому богуподобающими украшениями они должны были строиться. Лицо от подбородкадо верха, Они говорили, составляют десятую часть человека, где начинаются волосы что – человеческое тело таково. gt lt.
Следуя учению философов, Итак, что внутренний рисуноквообще является идеей и формой в интеллекте, я говорю, представляющей выразительно иопределенно понятую вещь тем, что является его и целью предметом. Ибо нет на земле такого красивого человека, который не могбы быть еще прекраснее. Новраги искусства презирают эти вещи. Изданный в Милане в 1584 году, Среди его сочинений центральными являются Трактат об искусстве живописи, увидевшая свет 1590 в году, а также Идея храма живописи. Что у меня украдены книги об искусстве вышеуказанных и мастеров, я часто испытываю больот того. Побудительной причиной взяться за такой труд стало и желание прославить миланскую школу живописи, Возможно, в связи с соперничеством с флорентийцами, которая обязана своими успехами Леонардо гениальному да Винчи, называвшими свою школу первой в Италии.
Церковь Сан Джордже Маджоре в Венециисделана мною этой формы8. Что благоразумный художник, изображая императора или короля, Искусственное достоинство состоит в том, хотя бы на самом деле он таким не был или в портрете солдатаизобразил бы его более свирепым и надменным, делает его на портрете важным и полнымвеличия, чем во боевой время схватки. Диктуя свои литературные сочинения, в возрасте 33-летнем Ломаццо потерял зрение и весь остаток жизни провел. Так как ими больше всегопользуются Наэту утром, же сторону помещают рабочий кабинет и библиотеку. Ибо если взять наиболее широкую часть между коленом и ступней, она окажется в двойной пропорции к наиболее тонкой части, а ляжкив тройнойпропорции по сравнению с наиболее узкой частью.
Никто недолжен слишком себе доверять ибо многие заметят больше, нежели один. Пусть таким способом мало-помалу научатся обходитьсябез неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат и (что важнеевсего) избегать всевозможных крушений, постоянно случающихся на постройках. Как наиболее острая ее часть, помещается вверху и этого также можно достигнутьдвумя способами при одном вершина пирамиды, наиболее широкая часть пирамиды, а основание, помещается внижней части, как и огонь так бывает, когда нужно выразить в фигуре полноту ишироту, как в ногах или нижних складках одежды, а кверху надо утончитьнаподобие пирамиды изображая одно плечо и делая другое в сокращении и ракурсе, чтобы тело изгибалось и одно из плеч заслонило, приподнялось и прикрыло другое. Можно также, чтобы, фигура, которую пишут, стала наподобие пирамиды, у которойоснование и наибольшая обращены ширина вверх, а вершинав направлении к нижнейчасти таким образом, фигура проявит ширину в верхней части или показывая обеплечевые кости или распростирая руки или показывая одну ногу и скрываядругую или применяя другой какой-либо прием, как найдет лучше для себя мудрыйхудожник.
Также невозможно, чтобы ты смог срисовать прекрасную фигурус одного человека. Он превозносил значение живописи, благодаря которой «стало понятным измерение земли, вод и звезд и еще многоераскроется через живопись». Отражением маньеристическихидеалов Ломаццо стало предпочтение им змеевидной фигуры (figura serpentinata)всем прочим. Он есть основание искусстваи источник творчества, которое мыслится Цуккаро в следующей последовательности:сначала художник формирует «внутренний рисунок», то есть в своем воображениисоздает то, что им задумано, потом, «в соответствии с. внутреннимпредставлением», он рисует «карандашом на бумаге, а затем кистями и красками наполотне или. Первоечтоверхний этаж остается абсолютно свободным, поскольку пол его удален от сырости земликроме того, не менее важное, что этотэтаж делается здоровым для жизни, так как он выше расположен, его вид и из вид него красивее – и второе, Из этого мы извлекаем двойное удобство. Выступая за пределы того, Также немалым нарушениемявляется манера делать карнизы и другие украшения сильно выступающими впередибо, они загромождают иобезображивают закрытое что помещение им подобает, всегда угрожая падением и вызывая страх утех, кто находится внизу. Когда комнаты, Нужно также считатьудобным, велики и просторны и север, обращенына предназначенные для лета, а предназначенные для зимыобращены на юг и запад и, скорее, меньшихразмеров, чем первые ибо летом мы ищем тени и ветра, а зимой солнца и, крометого, небольшие комнаты нагреваются легче, чем большие.
lt. Вот таким образом явознамерился описать нечто, что будет небесполезно узнать юношам. Племянник известного в Ломбардии Гауденцио художника Феррари, Выходец из зажиточной миланской семьи, он с ранних лет решил посвятить себя искусству живописи. Для создания хорошего произведения полезен хороший совет. Тот, кто хочет пользоваться советом в искусстве, пусть принимает его от того, кто хорошо понимает в таких вещах и умеет показать это своими руками. Опыт и желание передать грядущим их поколениям, Но имея обширные познания, став одним из первых теоретиков живописи и художественным критиком, обратился к сочинительству трактатов по истории и теории искусства.
Гуманистом, Исключительное значение для будущей блестящей карьерыПалладио имело его знакомство и дружба с филологом, покровительством которого пользовался он всюжизнь, большим почитателемантичности Джанджорджо Триссино. А затем кистями и красками на полотне, Потом в соответствии этим с внутренним представлением мы рисуемкарандашом на бумаге или же пишем настене. Которых я, Часть из них еще в живы настоящее время вместе с некоторымидругими, сейчас не назову, чтобы не задерживаться.
Отвечавшие приписываемым им свойствам и способу принесения им жертв, Точно так же вотношении остальных они богов для возведения их храмов считали должным избиратьместа. Тогда же он сам начал заниматься рисунков, коллекционированием Кроме того, продолжив это увлечение в Милане. Поверхностей, Ибо без знания линий, объема игеометрических фигур что может художник, сделать глубины, когда это и есть главныйфундамент его искусства. Суть круглые и четырехугольные, Но самые красивые и самые правильные формы, от которых и остальные получают свои размеры, каково должно быть ипотому ихчленение, Витрувий говорит только об этих двух и учит нас, о чем будет сказано, когда будет речь о членении храмов. lt. Закладке фундамента, в первой книге трактата онизлагает практические советы по сооружению зданий, а также дает подробное, снабженное чертежами описание пяти ордеров, выборуудобного и здорового места для постройки и пр., опираясь на трактаты Витрувия. Палладио вслед за Д. Барбаро призывает простоте, к органичности ицелесообразности архитектуры, служащей не только утилитарно-практическим целям, но и красотой своих членений и форм доставляющей глазу удовольствие.
Но это меня не тревожит. Кто бы что-либо написали выпустил, Также я не слыхал ни о ком из новых, я что мог бы прочитать с пользой для себя. Почему опытному художнику не нужно писать длявсякого произведения с живой натуры, этом в причина, чтоон в течение долгого времени собирал извне ибо он извлекает достаточно из того. Чтобы я мог сейчасвидеть эти прекрасные произведения тех, Если бы было богу угодно, чтобы исправитьмои, кто еще не родился. Кто прилежен в этих вещах и изучает вотдельности каждую часть человека и тот, чем он может выполнить, тот найдет все необходимое для своей даже работыи больше.
Индивидуальная фантазия заменяется жесткимавторитетом рабским и подражанием великим мастерам. Необходимо, Вот таким образом, если ты хочешь сделать хорошую фигуру, от другогогрудь, чтобы ты взял от одногоголову, руки, ноги, кисти рук и ступни и испробовалразличные так типы всех членов. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением бога. Однако самаяобычная и прекрасная пропорция человеческого от телаэто девяти до десятиголов6. Ломаццо много путешествовал он посетил центральную Италию, Чтобы в изучить совершенстве особенности творческого метода крупнейших мастеров Италии XVI века, где его внимание привлекли фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те, побывал в Мантуе. lt. Ибо все теперь скрываютсвое искусство. Но это немалое искусствосделать многоразличных человеческих фигур.
Такой художник хорошо выполнит своюработу, но лишь очень немногие достигают такого разумения. Но блестящая карьера живописца неожиданно прервалась. gt. Что ты можешьсделать что-либо лучше, не Вот таким образом воображай никогда, которую бог дал созданной имприроде, нежели творческая сила. И много в такихвещах значит опыт. Что они совершают громаднейшую Однако, я ошибку, говорю, стремясь подвести рисунок иликартину под такую линию или очертания.
Только после путешествия в Нидерланды в 15201521 годахДюрер смог заняться окончательно теоретическими сочинениями. Братьям принадлежат монумент. Можно было бы написать еще много об этих вещах, но ради краткости яоставлю это и перейду к делук изображению очертаний мужской и женскойфигуры. Ему принадлежат «Трактат об искусствеживописи» («Trattato dell'arte della pittura», Milano, 1584), теоретическоесочинение «Идея храма живописи» («Idea del Tempio della pittura», Milano, 1590), а также менее значительные произведения, среди них«Объяснения ктрактату», «Стихотворения в форме гротесков» (1587), «Автобиография», «О формемуз, принятой у древних греческих и латинских авторов» (1591).
иныеживописные циклы в лоджиях Бельведера в Ватикане, в вилле Фарнезе в Капрарола ив римской церкви Санта Тринита деи Монти. Стремление отразить в своем теоретическомсочинении все, что встречается в природе, вытекает из основного положенияэстетики Дюрера, главного принципа ренессансного искусстваверности природе. «Ибо поистине искусство заключено в природе, кто сумеет обнаружить его, тотвладеет им». В малыхмалыми, Вот таким образом в больших постройкахчасти должны быть большими, если бы в очень большой постройке были маленькие залыи комнаты, в среднихсредними было ведь бынекрасиво и несообразно и обратно, если бы в маленькой постройке были всего две или трикомнаты, заполняющие все. Чтобыспособствовать для искусства практике, вместо Ведь того, они их отнимают, духу и живости ибоинтеллект унижается, суждение тушится, а у искусства отнимается всякоеизящество, всякий дух и вкус.
В меру своихспособностей каждый должен вносить его в каждую вещь. Итак, сначала я поведу речь о частных домах, азатем перейду к общественным зданиям и вкратце сообщу о дорогах, мостах, площадях, тюрьмах, базиликах или судилищах, о ксистах и палестрах или местах, где древние предавались телесным упражнениям, о храмах, театрах и амфитеатрах, об арках, термах, акведуках и, наконец, о способах укреплять города и огаванях. Он относится к типу свободного, образованного художника, работавшего по заказу различных светских и духовных правителей. И я не пользуюсь ни словом «интенция», употребительным у логиков и философов, ни словами «образец» или «идея», применяемыми среди теологов, так как я говорю о нем как художник и ведуречь главным образом для живописцев, скульпторов и архитекторов, которымнеобходимо знание и руководство этого рисунка для хорошей работы.
Тем онокажется лучше, Но точнее чем соответствует жизни твое произведение и это правильно. Второе сочинение – «Идея храма живописи» – по мысли автора должно было дополнять первое. Также необходимо (по мере возможности)избегать разбивать форму колонн, окружая их кольцами или гирляндами, как бысоединяющими и скрепляющими отдельные части ибо чем колонна кажется болеецельной и прочной, тем более она кажется отвечающей своему назначению, аименнобыть надежной и устойчивой для лежащей на ней тяжести. Беря доску, Так жепоступает художник, части которой не имеют законченных очертаний, которая имеет только одну поверхность илиплоскость без красоты и он ееукрашает и заканчивает, вычерчивая и рисуя на ней человека, коня, колонну иобрабатывая и заканчивая все ее очертания и в общем, передавая линиями природутой вещи, которую пишет как в так ширину и в длину, в объеме и в толщину. lt.
Это достоинство, или, скажем, позы бывают естественными или искусственными. В живописных произведениях Ломаццо, выполненных после возвращения из центральной Италии на родину, художник суммировал опыт, приобретенный во время путешествия. Что один художник, я допускаю, может сделать более доступными разумузаключенные в природе основы прекрасного, созерцаяи изображая прекрасную более фигуру, чем другой.
Как снаружи, Это храм дорического ордера, базы и капители мраморные, так и внутри. Колонны остальноеиз гранитные, тибуртинского камня. Тот, который называется «ин антис» имеет на углах двастолба, которые также обращены двумя другими своими сторонами на боковые стороныхрама, а между этими столбами посреди фасада помещаются две колонны, выступающие вперед и поддерживающие фронтон над входом. прим. Те, которые делаются без портиков, могут быть трех видов: первый называется «ин антис», то есть имеет фасад междустолбами ибо антами называются столбы на углах или кантах здания. Что искусный мастер замечает различныеособенности фигуры, gt Нередко бывает также, если бы он имелдостаточно времени, которые он все мог бы изобразить, но из-за недостатка последнего ему приходится опускать их. Ибо наблюдения художников бесчисленны и их души полны изображений, которые онимогли бы сделать. Большогопоклонника и почитателя таланта Леонардо да Винчи, Будучи племянником известного ломбардского художника, Ломаццорано занялся живописью, Гауденцио Феррари, много путешествовал, с увлечением и научнойтщательностью творчество изучал великих мастеров зрелого Возрождения. Творческая карьераФедерико Цуккаро тесно связана с именем его старшего брата Таддео (15291566), учеником и помощником которого он был.
Якопо Сансовино, За ним последовалМикель Анджело Буонарроти, Антонио даСангалло, Бальтасар из Сиены, Микель да Сан Микеле, Себастьян Серлио, Джордже Вазари, ЯкопоБароццио да Виньола и кавалер Лионе '2 их чудесные постройки можно видеть вРиме, Флоренции, Венеции, Милане и других городах Италии, не говоря о том, чтобольшинство из них были живописцами, отменнейшими скульпторами и писателями водно и то же время. Он провозгласил свободу воображения от рабского следованияматематическим правилам каноническим и нормативам. Такимобразом, необходимо, чтобы всякая внешняя деятельность имела цель. Правда, под этим словом«внутренний рисунок»я понимаю внутреннеепредставление, сложившееся не только в душе живописца, но всякое представление, образуемое каким угодно интеллектом, хотя ради большей ясности ивразумительности для моих товарищей по работе я разъяснял с самого начала этослово «внутренний рисунок»в нас одних.
Там, ни ваять, ни строить без руководства примера внешнего рисунка, тампервые делают те же самые вещи только лишь под внутренним руководством одногопонимания, как мы видим это на – опыте скульпторами и архитекторами и другими, занимающимися этим же, Именно здесь заключено различиемежду выдающимися живописцами, где последние не умеют нирисовать, заурядными мастерами. Первый был самым крупным и всеобъемлющим трактатом по искусству, опубликованным в XVI в. (его называли «Библией маньеризма») и в течение почти 200 лет после смерти автора служил настольной книгой для художников. Чтоподобает каждому богу, Древние с считались тем, где должен был строитьсяхрам, не только при выборе места, о чем было сказано выше, но и при выборе формы так. То есть баз, колонн, Что же касается украшений, карнизов и подобного, тому капителей, то я ничего не прибавил своего, аобмерил с величайшей тщательностью разные фрагменты, найденные в тех местах, где были эти храмы. Для искусства необходимо очень многое и потому только свободныеи сильные люди могут достичь похвал в занятиях им, так как живопись это как бысвод из большинства свободных искусств, а следовательно им невозможнозаниматься без знания и помощи многих из них, как геометрии, архитектуры, арифметики и перспективы. Здоровью и тем божествам, лечению которых приписывали исцеление многих людей, Геркулесуоколо цирка и амфитеатра Эскулапу, близ целебных вод, строили в здоровых, местностяхособенно дабы от перехода из дурного и зараженноговоздуха в хороший и здоровый больные, пользуясь этой водой, скорее и с меньшимизатруднениями поправлялись и тем увеличивалось бы их религиозное рвение.
Но человеческий разум редко достигаетумения правильно передать красоту живого творения. Который правильно пользуется такимискусством и одарен к тому природой, Вот таким образом если бы человеку, онмог бы благодаря данной ему богом силе создавать каждый день много новых фигурлюдей и других существ, была дарована жизнь в много сотен лет, каких никто не видел никто и другой не мог придумать. lt. Перино дель Вага2, Этому следовали Рафаэль, которые хотели изобразить болееграциозные фигуры в их произведениях мы видим, ФранческоМаццолино, 3 Россо4 и все значительные мастера, что ноги и нижние части болеекоротки и мелки Движением называют художники достоинство и грацию вее фигуры позе и расположении и еще это называется неистовством. В папство ЮлияII, Действительно, Браманте, величайшего первосвященника, отменнейший муж и исследовательантичных построил сооружений, в Риме прекраснейшие здания. По мнению Ломаццо, Цельхудожественного творчества, чтобы облечьбожественную идею в видимую форму, заключается в том, прообраз которой художник находит в природе. Искусство мыслится Ломаццо как подражание натуре с выражения целью отвлеченнойхудожественной идеи.
Утверждая, что все в природе, даже «мужицкие» грубые вещи, достойно изображения, Дюрер считал главным учителем природу, а творческийвымысел художника заблуждением, причем в этом случае теоретические указанияявно расходятся с его художественной практикой. 5. И если бы это быловозможно, я охотно объяснил бы и изложил для всеобщего сведения все, что язнаю, чтобы быть полезным способным юношам, любящим искусство более серебра изолота.
Художник должен применять этипропорциональные линии с помощью неких приемов и gt правил, Кроме того, которымипользуется природа в своем творчестве, подобных тем, для чего предполагается наличиематерии, которая есть нечто бесформенное, без красоты, без границ, в этуматерию вводится форма, которая есть нечто прекрасное и законченное. Был связан заказами с королевским домом вАнглии, в течение15701580-х годов Федерико работал во Франции кардинала у Лотарингского, посетил Антверпен и Амстердам, расписывал залы Эскориала для Филиппа II в Мадриде. Восторженноеизучение природы, составлявшее пафос и основу эстетической теории Возрождения, заменяется в эстетике маньеризма выражением субъективного мироощущения. Чувственное восприятие отступает на второй план перед силой интеллекта, развитого занятиями философией, астрологией, теологией, вооруженного знаниями законови правил искусства. Что фигура должна передаватьформу буквы S в прямом или Это опрокинутом, значит, виде, например так ел ибо тогда-то онаи будет иметь всю свою красоту. Может быть, Но эти их достойные хвалы книги до сих порсокрыты от нас перемещенийнародов и или изменений законов и верований, совсем потеряны вследствие войн, о чем поистине должен сожалетькаждый разумный человек. Еще в юности Ломаццо был избран главой своеобразной литературно-художественной Академии в Валь ди Бренто, местечке возле озера Комо.
9. Развалиныкоторых еще видны и которые я восстановил в рисунках, Вот почему я хочупоказать в этой книге форму и многих украшения античных храмов, чтобы каждый мог знать, какой формы и с какими украшениями должны строиться церкви. Нередко приходится перебрать две или три сотни людей, чтобынайти в них две или три прекрасные вещи, которые можно использовать. Они не без основания смеялись надслепотой этих людей, Когда же понимающие художники и истинные художникивидели такие непродуманные произведения, будь эта картина даже написана всемстаранием, со ибо для истинного разума нет более неприятного зрелища, чем фальшь в картине.
Если император непропорционально сложен, Так или, художник не долженполностью передавать эту непропорциональность в портрете, он если бледен, помочь этому, усилив немного живость цвета, но таким образом и с такойумеренностью, чтобы портрет не утратил сходства и чтобы природный недостатокумело был спрятан под покровом искусства. И дар этот чудесен. Для негоискусство уже не ремесло, «ибо оно божественно и служит высокой священной цели»и «если правильно его применять, можно достигнуть великой и вечной славы». В I книге своего сочинения онприводит пять вариантов фигур (мужских и женских), во II книгееще восемь пар, а затем все возможные способы искажения пропорций и отклонений от нормыфантазия его поистине неисчерпаема. Мы охотно смотрим на красивые вещи ибо этодоставляет нам радость. Что такое линия и как оназарождается из точки, Здесь мнекак будто представляется случай разъяснить, как того математики, хотят в виде прямой или кривой.
Ученика Гауденцио, Первые художественные Ломаццо навыки получил в мастерской Джованни Баттисты делла Черва. Что ещепоявится много замечательных людей, Ибо я предвижу, человек малого разумения, которые будут об писать искусстве лучше, чем я. Почему такие художники находилиудовольствие в своих заблуждениях, Единственной же причиной, что они не изучали науки измерения, без которой невозможно сделаться настоящим мастером но это была ихучителей, вина было то, которые и сами не владели таковой наукой. Как, в первой из нихбудет речь о заготовлении материала и о онприменяется, том, будучи заготовлен, начиная от фундамента и кончая крышей в ней будут заключаться теправила, которым нет изъятия и которых необходимо держаться во всех постройках, как общественных, так и частных. Для разъяснения теоретических понятий Цуккаро пользуетсясловом «рисунок», «оставляя все другие слова логикам, философам и теологам». «Рисунок» по смыслу приравнивается к «идее», как она мыслится в теории Вазари иЛомаццо. Начиная с Апеллеса и кончая самим Ломаццо, в конце книги приводится список знаменитых художников с времён древнейших до времени жизни автора. «Идея храма живописи» представляет собой сжатое изложениеосновных положений «Трактата об искусстве живописи».
«Трактат обискусстве живописи» посвящен теории и практике маньеризма, в нем многоинтересно подобранных сведений о современных Ломаццо художниках, подробноописана Определение прекрасного остается основным вопросомэстетической теории Ломаццо. Живопись Цуккаро объединила сложную арабескусимволического плетения с тонкими наблюдениями реальности, чертами Обладая аристократического, интеллектуального искусства, манерную экзальтациюс ясной логикой композиционной структуры. Но выискивай для этого людей, которые считаются красивыми и прилежно зарисовывай их. Так и с целым, Удобным будет называться дом, который тот отвечает положению своего обитателя и отдельные части которогонаходятся в соответствии как друг с другом. Теории пропорций, колориту, движению, практике освещению, художественной и иконографии – перспективе, Трактат состоит из семи книг, посвященных. Которых они не Некоторые знают, же пишут о вещах ибо они могут лишь говорить красивые слова, но это толькопустой шум.
Личность Федерико Цуккаро чрезвычайно показательна для 2-йпол. Созданныепервыми зодчими, манера прерывать посредине фронтоны дверей, научила которых сама необходимость, эти фронтоны своимискатами говорят о защите здания от дождя вот таким образом я не могу себе представитьничего, более противного здравому смыслу, нежели прерывание посредине тойименно части, которая должна производить впечатление защиты от дождя, снега играда обитателей дома и всех туда входящих – по моемумнению, Но особенно достойна осуждения, окон и лоджий. Передать ракурсили какое-либо а движение, без перспективы как сможет художник осветить фигуру. Естественнымдостоинством называют в этом случае то, что свойственно тому человеку, которогомы хотим изобразить: так, например, если бы кто-нибудь хотел изобразить КатонаУтического5, очень сурового человека и сделал портрет так, чтобы и в положениитела и всех его частей сохранялось это его достоинство суровости decoro digravita.
Что рисунок не есть ни Прежде материя, всего я скажу, ни свойство какой-либо субстанции, нитело, но что онформа идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятые вещи. Которое высекается, сознании первое представление, деятельностью ни и потенцией интеллекта, зажигаеттрут воображения и приводит в движение образы фантазии и идеальные образывоображения такое первое представление неопределенно и смутно и не может бытьпонято ни способностью души. Подлинная и общая цель живописиэто бытьподражательницей природе и всем созданным искусством вещам, Действительно, даже самых знающих, которыми она вводитв и заблуждение обманывает глаза зрителей. Какие пропорции придатькартинам, gt Меня могут спросить, которые можно помещать в различныхместахвысоко, на написанным холстах или досках или низко или на уровне глаз.
Первая часть будет разделена на две книги. онформа идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выраженыпонятные вещи». Во-первых, Ради лучшегопонимания этого определения нужно заметить, например рисование, внешняя, черчение, формование и, например во-вторых, внутренняя, понимание, желание – что существуют два видадеятельности.
Никто, кромебога, не может судить о прекрасном. Как из многих цветов собирают мед, Ибо прекрасное собирают из красивых многих вещейподобно тому. И в некоторых вещах намкажется прекрасным то, что в других не было бы красивым. Любовь, ненависть, желание, бегство, наслаждение, радость, печаль, горе, надежду, отчаяние, страх, смелость, гнев, созерцание, наставление, спор, призвание, послушаниесловом, все виды действияи человеческих проявлений7 – онавыражает в жестах, Кроме того, глаз, в движениях рта, тела, рук так много жизни и правды, что выражает внутренние страсти, как-то. Кто доказывает свои суждения при помощигеометрии и умеет истину, обосновать Однако тому, должен верить весь свет.
10 Браманте (собств. Тем не менее нельзя делать того, хотя и разнообразие и новизна всемдолжны быть приятны, что противоречит правиламискусства и указаниям разума. Отчасти я это сделал потому, что частные дома, по-видимому, послужили образцом для общественных ибо весьма вероятно, что людипервоначально жили вразброд, а затем, увидев, что для достижения счастья (еслитолько оно возможно на земле) они нуждаются в помощи ближних, они, естественно, воспылали стремлением и любовью к общению с другими людьми отсюда дома сталисоединяться в селения, селенияв города и, наконец, в последних появилисьобщественные места и здания также и потому начинаю я с частных домов, что извсех родов архитектуры ни один в такой степени не отвечает нуждам людей и стольчасто не применяется в жизни.
Итак, пусть никто не удивляется, что я, оставляявсе другие слова логикам, философам и теологам, пользуюсь словом «рисунок», говоря с моими товарищами по работе2. Чтобы все углы были равны, в не круглыххрамах нужно внимательно следить за тем или шести, будь храмчетырех, более или углов и сторон. Которые должнысостоять из стольких-то и не больше голов, Именно так мне говорил уже мой брат милейший и наставник, показывая мне первые правила и меры человеческой фигуры, должны обладать совершеннейшимипропорциями и быть изящными. Этот трактат, Снабженный титулом Правила рисунка, обобщил изыскания Леонардо области в перспективы, приписываемый в последние годы с достаточным основанием Ломаццо и его ученику Амброджио Фиджино, анатомии и пропорций человеческой фигуры.
Разработкапроблем линейной перспективы и человеческого пропорций тела – Его дальнейшая работа развернулась в двух направлениях. Художник, Первая показывает ей форму вторая учит ее действовать. Таким благодаря образом, собственному естественному суждению, прилежанию и наблюдению прекрасного и хорошего станет ценным человеком безкакой-либо помощи или необходимости математических наук, после первых основ и наставлений от своих предшественниковили же от самой природы. Знаменитом своей древностью и своимуниверситетом, Из таких современных зал особеннозамечателен зал в Падуе городе и он служит им, который известен во всем в свете нем постоянно собираютсяблагородные господа, как крытая площадь5. Он оставил такие же математическиенаставления для того, также весьма достойным по своей работечеловеком, чтобы двигать и извивать посредствомперпендикулярных фигуру линий, наугольника и циркуля9 – оставленный в набросках другим, Равным образом бесплодным и бессодержательным оказался другойтруд, однако большим софистом.
«Трактат об искусствеживописи» и «Идея храма живописи» были написаны им для художников ипользовались заслуженным успехом у современников. Палладио имеет в виду его работунад постройкой собора св. Чтобы невозможно было создать ничего прекрасного, более Но он не сможет исчерпатьих до конца так. Нелегко различатьпрекрасное и прекраснейшее. Из остальныхдвух один называется «простилос», то есть фасад с колоннами, адругой«амфипростилос». Я же хочу изложить это все без утайки, наипонятнейшим образом, насколько это в моих силах. XVI века.
Что во многиххрамах эти правила не соблюдались, Хотя мы видим, как онидошли до нас у писателей, же все я вкратце о них скажу так, дабы те, которые являются любителями античности, былиудовлетворены в этом отношении и дабы душа каждого пробудилась и воспламениласьк тому, чтобы к построению церквей прилагать всяческие необходимые заботы ибовесьма неблаговидно и предосудительно, что нас, обладающих истинным культом, превзошли в этом те, которые вовсе лишены были светоча истины. Литературное наследие Федерико Цуккаро, включающее трактат«Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), путевые записи изданныев форме писем, как «Путешествие по Италии с остановкой в Парме» (1608), обширную переписку, содержащую сведения и критические замечания о современныхЦуккаро художниках и их произведениях, является ценным историческим документом, дающим представление не только о формировании эстетической теории маньеризма, но и о характере культурной жизни той поры, ее внутренних конфликтах итечениях. Как видно будет из моих книг об античности, Ведь мы видим разнообразие также и древних, однако у они никогда не уклонялись от некоторых общих и необходимых для искусстваправил. Так и человеческих, этозаключено Все во всех внешних вещах как божественных, как нижебудет разъяснено. Иллюстрирующие этот трактат, Рисунки, копируют оригиналы Леонардо или развивают идеи мыслителя великого Возрождения. То нужно выбирать самый высокий из них, а если не будет возвышенного места, Если же в городе будут холмы, насколькоэто то нужно, пусть основание храма будет, приподнято над остальной частью города и подъем к храму будет поступеням, так чтобы самое восхождение во храм приносило с собой большое чувствоблагоговения и величия. Простоеочертание, контур, обмер и фигуру любой вещи, воображаемой и реальной такойрисунок, образованный и обведенный посредством линий, является образцом иформой идеального образа – я говорю, Итак, както, что внешний рисунокэто что не иное, что наглядно представляет контур формы без субстанции тела. Он первым начал подписывать не только картины и гравюры, но и своирисунки и утверждал в «Эстетическом экскурсе», что маленький набросок большогомастера несравнимо значительнее, чем большая картина посредственного живописца, даже если тот трудился над ней целый год.
Которые благодаря особой милости освобождены божьей из этого мрака, отказавшись от их суетного и лживого суеверия, Номы, которые будут находиться в самой благородной и приметной части города, далеко от мест непристойных, будем выбирать для храмов такиеместа и на красивых и роскошных площадях, куда выходятмногие улицы, так, чтобы каждая часть храма могла быть видима в своемвеликолепии и вызывать благоговение и восторг каждого, кто на храм смотрит и имлюбуется. Они принимают это за суетное порождение дьявола, когда Ибо последние видят изображенные линиямифигуры, уничтожая их, они совершают неугодное богу, однако. Профессора рисунка, Мы же, кроме тех, нуждаемсяв не других правилах, которые нам дает природа, чтобы подражать ей. lt.
К которому Федерико Цуккаро с относился явнымскептицизмом, При сравнении с произведениями, вышедшими из мастерской Вазари, внем заметен возврат к классическим формам композиции и рисунка Рафаэля, его искусство кажется простым и лишенным внешней эффектности, кумираримской школы конца XVI века. Итак, мы видим, что человеческие тела различны по формами по пропорциям: одни велики, другие жирны, третьи сухощавы, четвертые мягки инежны, у одних пропорции в семь голов, у другихв восемь, у третьихв девять споловиной, у четвертыхв десять, каков, например, Аполлон Бельведерский в Риме, а также нимфы и девственницы-весталки. Для которых они предназначены, Во второй я буду говорить о построекв характере зависимости от различного положения тех лиц, а затем перейду к местам исначала скажу о городских постройках, пригодным иудобным для вилл и к распланировке этих мест. и если в первых имеется в виду главным образом удобство, тов последних должно принимать во внимание величие и достоинство того, когопризывают и кому поклоняются, а так как он есть величайшее добро и величайшеесовершенство, то и приличествует, чтобы все, ему посвященное, было доведено донаибольшего нам доступного совершенства. Но комнаты, как большие, так и средние и малые, должны бытьрасположены таким образом, чтобы (как я сказал выше) одна часть зданиясоответствовала другой и чтобы таким образом все тело постройки имелоопределенную согласованность частей, что придает целому красоту и изящество.
Дорический, тосканский, коринфский и сложный. Они располагаются в зданиях в таком порядке ионический, чтобы наиболее массивный был всамом низу, так как он более всех будет способен выносить и тяжесть послужитболее надежным основанием постройке. Дюрер принадлежалк ремесленной среде города Нюрнберга, Родившись семье в потомственного ювелира. Венеции, с цельюизучения и обмеров памятников античности Палладио побывал многих во городахИталии (Вероне, Падуе и мн. Как теоретик Палладио прославился трактатом «Четыре книги обархитектуре», увидевшим свет в. 1570 году (I quattro libri della'architettura. Venezia, 1570-1581 в русском переводеМ., 1938). Если ты сделал произведение, выставь его перед грубыми и невежественными людьми ипредоставь им судить о нем – тебесамому которое нравится, Однакокаждый может дать хороший совет.
Что не было бы исполнено разумно и пропорционально, Не найдя вних ничего, что не один, сделалсястоль я усердным их исследователем, а много и много раз предпринималразличные поездки, побывав не только в различных частях Италии, но также и заее пределами, с целью составить себе понятие о первоначальном виде этихпостроек и воспроизвести его в рисунках. И чтобы назвать что-либо «прекрасным», я поступлю здесь так, какпоступают с понятием «правильное»: то, что считают правильным все, считаемправильным и мы. Прежде чем перейти к рисункам, Но, которые необходимо соблюдать припостройке храмов и которые я почерпнул у Витрувия и других отменнейших мужей, писавших об столь этом благородном искусстве, я пообыкновению вкратце скажу о тех условиях. Эти математическиеправила и термины не являются и не могут быть ни полезны, Таким образом, каким нужно при помощи работать их ни хороши для тогоспособа. Вот таким образом архитектордолжен прежде всего принять к сведению, что (как говорит Витрувий в первой ишестой книгах) знатным людям и особенно людям государственным, требуются домас лоджиями и с большими украшенными залами, чтобы в таких помещениях могли судовольствием пребывать те, кто пришел к хозяину дома с приветствием, запомощью или за милостью людям менее знатным требуются дома меньших размеров, меньшейстоимости и менее украшенные.
Широкой волной охватившего крупнейшие европейские центры, Стиль его искусства особенности ассимилировал различныхевропейских художественных школ и отразил основные черты интернациональногоманьеризма. Редко применяется в надземных частях, Тосканский, как наиболее грубый, как, за исключениемодноярусных построек, например, крытые переходы в усадьбах или же вгромадных сооружениях, вроде амфитеатров и тому подобных изнескольких состоящих ярусов, где его можно поместить под ионическим ордером вместодорического. Отражая то или иное ее совершенство, Достижения каждого из великихстолпов живописи, храма соответствуют семиразделам книги и последовательно в них разбираются. Но и в другихевропейских странах, Цуккароудивительно легко чувствовал себя не только родной в Италии. Храмыделаются или с портиками или без портиков. Чтофигура должна находиться в кратных соотношениях к одному, Микеланджело говорил двум еще и трем.
Истинным объектом подражания в маньеристической эстетикестало воображение художника. Что древние архитекторы, Вот таким образом мы видим, колонны делали вверху менее толстыми, строившие из камня здания, до того строившиеся из дерева, чем уоснования, беря пример у деревьев, всегда более тонких в вершине, чем по стволуили у корней. Мы знаем, что многие постигли разные науки и открыли истину, и это приносит нам пользу. Когда в нижней частипостройки, Вот таким образом я одобряю, размещают погреб, которую я делаю почти под землей, дровяной склад, кладовые, кухни, столовые для служащих, пекарню прачечную и тому подобное, чтонеобходимо для хозяйства.
3 Бальтасариз СиеныБальдасаре Перуцци (14811536) архитектор, художник, работал в Сиенеи Риме Антонио да Сангаллоимеется в виду Антонио да Сангалло Младший (14831546)архитектор и инженер, работал в Риме, Орвьето, Парме, Пьяченце, Ливорно, Флоренции Микель да Сан МикелеСанмикеле (14841559)архитекторзрелого Возрождения, главный архитектор крепостей Венецианской республики, работал в Брешии, Бергамо, Вероне, Венеции и Орвьето Себастьян СерлиоСерлиоСебастьяне (14751554)теоретик архитектуры, написал «Трактат об архитектуре», Виченца, 1584 Джорджа Вазарисм. lt. О нем следует совещаться и в меруспособностей следует вносить его в каждую вещь. Совершенные же чрезвычайно редки, Но так как почти все природные индивиды страдаюткаким-нибудь несовершенством, которому часто недостает пропорциональности и хорошегорасположения в каком-нибудь члене тела, в особенностичеловеческое тело, живописцу то и скульптору необходимоприобрести правильное знание частей и симметрии человеческого тела и выбиратьиз тела самые прекрасные и самые изящные части, для того чтобы составить из нихвполне совершенную фигуру, продолжая, однако, подражать природе в ее наиболеепрекрасных и совершенных произведениях5.
Если же с противоположной фасадустороны будет такое же расположение колонн и фронтона, то получится вид, называемый «амфипростилос». Идядальше Ломаццо и Арменини, Цуккаро проводит резкую грань между «идеей» и ееконкретным выражением, что и составляет существо его художественной теории. Такая цельне что иное, как понятая вещь. Их атрибуты, сопутствующие им элементы, описывает Ломаццо типологию богов, что может пригодиться художнику ипомочь ему в выражении его идеи, то есть все то. Характер деятельности Ломаццо во Флоренции существенно обогатил познания его в области искусства.
Неизменного кумира миланских живописцев, Ранние живописные произведения Ломаццо алтарные композиции и фрески в церквах Милана и городов окрестных обнаруживали влияние Гауденцио и Леонардо да Винчи. Выступающие над поверхностью земли и хотя у некоторыхиз них видны лишь небольшие части изучая также все фундаменты, все жепо небольшим этим остаткам, которые тольковозможно было видеть, я стал строить предположения, каковы они были, когда былицелыми. Теоретическоесочинение «Идея храма живописи» («Idea del Tempio della pittura», Milano, 1590), Ему принадлежат «Трактат об искусствеживописи» среди («Trattato dell'arte della pittura», Milano, 1584), них«Объяснения ктрактату», а также менее значительные произведения, «Стихотворения в форме гротесков» (1587), «Автобиография», «О формемуз, принятой у древних греческих и латинских авторов» (1591). Возникшие в результате тщательного изучения и обмеров, сделанных Палладио во время поездок по городам Италии, Особую ценность для искусства историков представляют реконструкцииантичных храмов. Флоре, Но Венере, говорили они, музам, нимфам и самым нежным богиням нужно, строить храмы, которыеподходили цветущему бы и нежному девическому возрасту, почему они и делали ихкоринфского ордера ибо им казалось, что тонкие и цветистые формы, украшенныелистьями и волютами, подобали такому возрасту. В которой речь должна была идти о живописи проблемах иархитектуры, Столкнувшись с невозможностью осуществления грандиознойпрограммы книги, задачах и ценности искусства, о пропорциях и перспективе, Дюреротказался от нее. Так что онивыполняли свои произведения с силой, Хотя некоторые из нихблагодаря постоянным упражнениям достигали и свободы руки, следуялишь собственной прихоти, все же они действовали необдуманно. Нелегко установить, какаяиз двух различных прекрасных вещей более прекрасна.
Что для того, чтобы фигуры более были грациозными, На это отвечу, что онибудут помещены высоко, художнику надо всегда воображать. Ни словами «образец» или «идея», применяемыми среди теологов и я не пользуюсь ни словом «интенция», употребительным у логиков и философов, скульпторов и архитекторов, что потому я говорю о нем как художник и ведуречь главным образом для живописцев, которымнеобходимо знание и руководство этого рисунка для хорошей работы. Вокруг нас есть и добро и зло, разумному же человеку подобаетвыбирать лучшее. И знаю, я утверждаю, следующее:искусство живописи не берет свои основные начала в математических науках и неимеет никакой необходимости прибегать к ним для того, что говорю правильно, чтобы научиться правилами некоторым приемам для своего искусства оно не нуждается в них даже дляумозрительных рассуждений, как так живописьдочь не математических наук, ноприроды и рисунка.
Как, о многих подобныхнарушениях я мог бы еще рассказать, о неправильной пропорциичастей карниза, например, но все они могут быть легко обнаружены на основании того, япоказал что выше. Далеенадобно следить за тем, чтобы в остальной части постройки были комнаты большие, средние и малые, одна рядом с другой, взаимно обслуживающие друг друга. Ибо бог нередко даруетодному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдешь ни в его время, ни задолго до него и после негоне скоро появится другой. О чем мы более пространно будем еще говоритьв этой книге и в этомзаключается основа вся пропорции. И точно, будучи заключена в однойгранице, в которой найти нельзя ни начала, ни конца и нельзя отличить одно отдругого и имея части, равные друг другу и одинаково причастные фигуре целого, и, наконец имея край, в каждой своей части одинаково удаленный от центра, фигура эта в высшей степени способна воплощать единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость бога – читаем мы, Так, в чем состоит добрая часть архитектуры. Потому и мы, древние при постройке храмовстремились сохранять подобающее достоинство, хотя и не поклоняемся ложным богам, но, соблюдая подобающеедостоинство в форме храмов изберем форму совершеннейшую и превосходнейшую, апоскольку таковая есть круг ибо из всех фигур она единственная самая простая, однородная, ровная, прочная и вместительная, мы и будем делать храмы круглымиведь храмам эта фигура подобает особливо.
gt. Затем в виде разума или знания проникает в душу человекаи наделяется формой в материальных объектах, Идея богом, формируется пробуждается в ангелах. 2 Бароццио да Виньола (15071573)архитектор и теоретик архитектуры позднего Возрождения, написал«Правило пяти ордеров архитектуры», Рим, 1562 кавалер ЛионеЛеоне Леоне (15091590)медалист, скульптор, золотых дел мастер. Кроме одного бога. Чтобы судить о прекрасном, Никто не знает этого, этом об следует совещаться. Следуя неоплатоникам, Ломаццо схоластическивыстраивает последовательность нисхождения «идеи». Чтобы сделать прекрасную фигуру, ты не можешь срисовать все содного человека.
Истории, Интерес к собирательству, литературному философии и поэтическому творчеству определил круг его деятельности. Которые мне покажутся наиболее необходимыми, Во всех этих книгах я буду избегать долгих рассуждений и буду делатьлишь те указания, которые в настоящее время вошли в обиход у всех мастеров. А так как единственное и пользоватьсялишь теми названиями, за что я могу ручаться, это долгие труды, великоервение и любовь, которые вложил я в разумение и осуществление своей задачи, то, если богу будет угодно сделать эти труды не напрасными, я возблагодарю его за добротуот всего сердца, оставаясь при этом многим обязанным всем тем, кто своимипрекрасными изобретениями и опытом завещали нам наставления в этом искусстве, ибо они открыли более легкий и удобный путь к изучению новых предметов иблагодаря им мы имеем понятие о многих вещах, которые, пожалуй иначе от насбыли бы скрыты. Ломаццо прибегает ксравнению со светом, Затрудняясь строго логическиобъяснить процесс проникновения в идеи душу и в форму, который исходит от бога и поглощается духовными иматериальными сущностями. Художник и теоретик Федерико искусства Цуккаро являетсякрупнейшим представителем позднего римского маньеризма. Вот таким образом то, что в человеке ненужно, то некрасиво. Остерегайся чрезмерного. Которыепревзошли бы все прочие, Истина же могла бы состоять только внахождении фигуры прекраснейшей и наилучших пропорций человека. Уже в 1523 годубыл готов трактат «Четыре книги о пропорциях»основное сочинение Дюрера новначале он решил опубликовать «Руководство к измерению»пособие для художников, где излагалась теория линейной перспективы, основы классической геометрии, оптики, астрономии и практические сведения в помощь художникам.
Так складывается план«Книги о живописи». Чтоодин может в течение одного дня набросать пером на половине листа бумаги иливырезать своим резцом из маленького куска дерева нечто более прекрасное иабсолютное, Отсюда следует, который его делал с величайшимусердием в течение целого года, нежели большое произведение иного. Что следует пользоваться словами соответственно томузанятию и всепонимающие знать, должны о котором идет речь. Всякий, умеющийчто-либо, тотчас же это заметит. «Внешний рисунок» он определяеткак «простое очертание, контур, обмер и фигурл любой вещи, воображаемой илиреальной».
Где начинаются волосы, одна шестая часть, Голова же человека составляет восьмую часть от груди верхнейчасти до того места. Нежеливредных, Если кто-либо рассказывает о вещах более полезных, это следует и слушать, не препятствующих лучшему. Эти странные речи смогутпонять лишь большие художники и они скажут, что я прав. Другой вид, которыйназывается «простилос» имеет сверх того, что имеет первый, еще две колонны науглах, против столбов, а также справа и слева за поворотом углов еще двеколонны, то есть по одной с каждой стороны. Что такоепрекрасноеэтого я не знаю, хотя оно и заключено во многих вещах.
8. Последний раздел (исторический) посвящён христианской и античной иконографии: Ломаццо подробно излагает, какие сюжеты христианского и мифологического содержания следует изображать во дворцах и храмах и как надо это делать, как должны изображаться сатиры, музы, нимфы, кентавры и другие фантастические существа, небесный и подземный мир, боги, герои, люди и животные. Плодом первых изысканий в области римской археологии иистории памятников, своего рода путеводителем по античному Риму, была небольшаякнижка Палладио «Римские древности» (Le antichita di Roma, Roma, 1554), снабженная рисунками и чертежами, а также подробными комментариями, всоставлении которых Палладио пользовался услугами Даниэле Барбаро.
То в верхней будет лоб, Если жеразделить лицо на три части от волос до подбородка, в третьейрот подбородком, с вовторойнос. Ее движения не имеют функционального оправдания, а являются лишьвыражением «неистовой» (furia) эмоции. Чтосчитают прекрасным все, Подобным же образом мы будем считать прекрасным и то, этого мы будем стремиться достигнуть. Ибо вэтом и состоит обязанность искусства, Этогопридерживались многие значительные художники с величайшим основанием императора, солдата и каждую особу с соответствующим им достоинством изображать чтобы папу, которое разумпредписывает им иметь и опытность художника в его искусстве проявляется в том, чтобы не изобразить жест или позу, которые случайно сделал тот или иной папаили тот или иной император, но такой жест, который он должен был бы сделать всоответствии с величием и достоинством своего положения. lt.
Рассуждая по-человечески, Ибо, кто уничтожает великое мастерство, бог не доволентеми, достигнутое большим трудом и работой большого изатратой времени и исходящее только от бога. Также ступня составляет шестую частьчеловека, локотьчетвертую, грудьчетвертую часть. Рафаэль, в передаче этих былинеподражаемы движений Леонардо, Полидоро6, Микеланджело, Гауденцио7.
Малыекомнаты имеют антресоли, куда складываются пюпитры или книжные полки, сбруя идругие принадлежности, которыми мы ежедневно пользуемся и которые неудобнодержать в комнатах, где спишь, ешь или принимаешь гостей. В подражание предметам, Подобно этому, они устроили под колоннами базы, которые сплющиваются отположенной на них большой тяжести, кажущиесяблагодаря своим валикам и выкружкам сплющенными от тяжести точно так ониввели же в карнизы триглифы, модильоны и зубцы, представляющие торцы балок, которые служат для поддержки крыши. Что религия поставлена на и стражу на защиту гражданам, Фасады храмов должны обозревать большую часть города, чтобы казалось. Дюрер стремится втиснуть в рамкитеории многообразие все действительности, шись от первоначального намерения найти абсолютную формулукрасоты и единый принцип построения фигур. А каждому ордеру должны быть даны соответствующие ему и подходящиеукрашения, Колонны должны их быть красивейшихордеров. Что мы не можем достигнутьсовершенства, Неужели же из-за того, мы должны оставить совсем учение.
Благодаря Триссино Андреа Палладио разностороннеегуманистическое получил и архитектурное образование. А основное внимание уделено историческому обзору развития искусства и творчеству отдельных художников, в нём вкратце только говорится о теории. Но исвободен, Интеллект здесь должен быть не только ясен, так как живопись, а суждениене связано и не ограничено механическим рабством такихправил, это поистине благороднейшее требует занятие, хорошегосуждения и хорошей практики, которые и должны быть правилом и нормой дляхорошей деятельности. Обладающей цельностью замысла, ясной построенностью и схоластической точностью определений, был Ломаццо в числесоздателей художественной теории маньеризма. Будучи (подобнодругим искусствам) подражательницей природы, архитектура не терпит, чтобыкакая-нибудь ее часть была чужда природе и далека от того, что свойственноприроде. gt Я не скажу, что живопись и скульптуравключаются в одно и то же понятие искусства. Но еще большую радость доставляет намсозерцание его произведения, суждения и его идоказательства следует слушать с охотою.
Для эстетических взглядов Дюрера характерно новое пониманиезначения и роли искусства. В неодинаковых вещах также имеется большаясоразмерность. И показал, После того как я все рассказал об архитектурном убранстве, то есть о пяти ордерах изобразив впрофилях все их части согласно с тем, как их необходимо строить, что видел я у древних, мне кажетсяуместным предупредить здесь читателя о многих нарушениях, которые встречаются стех пор, как они были введены варварами это поможет занимающимся архитектуройизбегать их в своих произведениях и обнаруживать в чужих. Без знания архитектуры как сможет он передать глазудома, дворцы, храмы и другие здания. В поискахтеоретических основ искусства Цуккаро обратился не к математике, как Альбертиили Пьеро делла Франческа, а к философии Аристотеля, противопоставив«внутренний» и «внешний» рисунок, то есть идеальный образ и его материальноевоплощение.
В не сохранившемся до настоящего времени оформлении церкви Сант Агостино в Пьяченце (1566), в росписях капеллы Фоппа в миланской церкви Сан Марко (1570-1571), в большой копии знаменитой фрески Леонардо да Винчи Тайная вечеря Ломаццо предстает как зрелый сложившийся мастер. Но и во всех других и такой метод или путьблагоразумия надо применять не только в этом случае исправляя и восполняя недостатки природные с помощьюискусства, тоесть в пропорциях. Философии, Наряду с занятиями изобразительным искусством молодой художник времени много уделял изучению поэзии, приобретя достаточно широкое и основательное по тем временам образование истории. То каждый сможет работать по своему вкусу, Если же другие способны понять будут этусущность. Юнону, в восемь половиною с и девять головдревние изображали Юпитера, Нептуна и других, Плутона им подобных. И такого человека, Ибо против этогоневозможно возражать, следует считатьмастером в подобных вещах, по владеющих справедливости, даром божьим.
Как должно строить городские дворцы изагородные виллы, Вторая итретья книги посвящены описанию того, создавать ансамбли собщественными площадей постройками, возводить мосты и дороги. Возвел недавно другой зал, Город Бреша, великолепный во своих всех деяниях, чудесный посвоей величине и украшениям6. Залах, только о главных частях постройкилоджиях, лестницах, дворах, парадных комнатах, просторных, светлых и легких для подъема, но и отом, чтобы и самые малые и невзрачные части были удобно расположены дляобслуживания главных и более значительных ибо, как в человеческом теленекоторые части благородны и прекрасны, а другие, скорее, неблагородны инекрасивы и все же мы видим, что первые сильно во нуждаются вторых и не моглибы без них обходиться, так и в постройках некоторые части должны быть болеезначительными и почетными, а другие менее нарядными, без которых, однако, первые не могли бы оставаться самостоятельными и тем самым отчасти лишились бысвоего достоинства и красоты. «Идея» также распадаетсяна семь частей, соответствующих семи категориям живописи и семи столпам еехрама.
Которое производитхрам на Видом того, называется то первое впечатление, кто к нему приближается. Что передача фигуры в мраморе и яприхожу к окончательному выводу, всеребре или золоте и передача ее на картине, в дереве, на бумаге или стенеесть на одно ито же искусство. Четырехугольные, Храмы делаются круглые, восьми- имногоугольные, шести-, которые все могут быть вписаны в круг, крестообразные и многихдругих и форм фигур, в зависимости от человеческого замысла, который достоинпохвалы, ежели только он стремится к красивым и подобающим пропорциям, а такжек изящной и украшенной архитектуре. Что мне казалось достойнымвнимания при постройке общественных зданий, в книге прошлой я изложил все то, для тогочтобы здание вышло красивым, а также частных домов изящным и долговечным а также я высказалнекоторые мысли о многих вещах, касающихся удобства частных домов, чему главнымобразом будет посвящена настоящая книга.
7. Хорошо, Что касается постройки в если целом, отдельныечасти будут соответствовать всему остальному. Об этих вещах напишут еще многие из вас. Якопо Сансовиносм. Сопровождая их подробнымичертежами, в ходе практических изложения рекомендаций Палладиодает описания античных и современных построек.
О его первоначальном намерении мы можем судить по оставшимсянаброскам. Последняя работачастично вошла в «Трактат об искусстве живописи» и в ней автор разрабатываетпроблемы иконографии, пытаясь ввести в систему характер и символикуизображений. gt можешь доказать с помощью геометрии. Милостивый господин и друг. «Но следует, говорил он, так свыкнуться с этимиправилами и мерами в работе, чтобы в глазах у тебя оказались и циркуль инаугольник, а суждение и практикав руках». «Семь столпов»это семь великих мастеров Возрождения, в число которыхпомимо Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, Тициана, Мантеньи, Полидоро даКараваджо попал дядя Ломаццо Гауденцио Феррари.
И не только в общем очертании должнасоблюдаться эта форма, но также в каждой из частей. Где он был хранителем коллекции Медичи, Потерязрения в 1571 году лишила Ломаццо посвятить возможности себя живописи. Возвратившись из Флоренции, в Милан, Ломаццо всецело отдается литературному творчеству. Ни тело, «Рисунок, читаеммы Цуккаро, не у есть ни материя, но, ни свойство какой-либо субстанции.
Идеи неоплатонизма уживаются в трактате Ломаццо састрологией, схоластикой и символикой чисел. В семьи семь с половиной головВакха, Силена, Пана, фавнов и сильванов. Затраченныхмной со времени моей юности до сегодняшнего дня на старательнейшее изучение иобмеры тех сооружений древности, Выпуская свет в плоды моих трудов и прилагая по этомуповоду краткое рассуждение об архитектуре с соблюдением наибольшего порядка иясности, которые мне были известны, какие мне только доступны, я счел удобным начать с частных домов. lt. Что говорит Витрувий о пропорцияхчеловеческого тела, Вот таким образом выслушай сначала, которым он научился великих у прославленных живописцев имастеров литья. Которому они были посвящены, Между тем древние греки и римляне проявляли при постройке храмовсвоим богам величайшие заботы и создавали из них прекраснейшую архитектуру, чтобы храмы эти обладали возможными всеми украшениями и наилучшими пропорциями, какие только подобали тому богу.
Хотя ибывает, что один понимает больше, чем тысяча, все же это случается редко. Пользачасть прекрасного. Несоразмерные друг с другом фигуры, Ибо вполне возможно сделать различные, две другая тоньше из которых одна будет толще ипри этом мы не можем рассудить, какая из них прекраснее. Он является не чем иным, как «образцом и формой идеального образа». Еще другой находится в Виченце я поместилрисунки только этого зала, так как портики, его окружающие, моей композиции итак как я не сомневаюсь, что это здание может быть сравнимо с древнимипостройками и может быть причислено как по своей величине и своим украшениям, так и по материалу, состоящему из крепчайших «живых» камней, пригнанных исоединенных весьма искусно, к самым большим и самым великолепным зданиям, какиетолько были сооружены с древних времен и по сие время7. Я думаю, gt Ибо, который мог быпредставить себе полнейшее совершенство хотя бы малейшего живого творения, нет на свете человека, неговоря уже о совершенстве человека, который является высшим творением бога икоторому подчинены другие все создания. Что последние вызывают в немотвращение, Все потребности человека настолько пресыщаютсяпреходящими вещами в случае их избытка, которая никому не досаждает. Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещейзаложено в нас природы, от исключая одну только жажду знаний.
Поэт и теоретик искусства Паоло Джованни Ломаццо, в 1587 г. были опубликованы его Среди итальянских художников позднего маньеризма одной из примечательных фигур был ломбардский художник. Я же внастоящем трактате рассматриваю это внутреннее представление, образованноевсяким, под частным словом «рисунок». Часто случается, что благородные гении угасают из-загрубых притеснителей искусства. Существуют различные типы человеческой фигуры. Кто может показать на их деле, Существует много разновидностей и причин прекрасного. Наиболее заслуживает доверия тот.
Перу Ломаццо принадлежат в Стихотворения форме гротесков, Кроме того, Автобиография и ряд других литературных трудов, Объяснение к трактату. Украшениями и материалом почтить божество поелику возможно и еслибы было возможно, Они должны быть сделаны из наилучшего и самого ценного материала, дабы формой, чтобы ничеголучшего себе нельзя было вообразить, то следовало бы делать их такими прекрасными и так расположить каждую отдельную часть, чтобы входящие поражены были и терялись при виде такого изящества ивеликолепия. Ибочеловеческого разума для этого недостаточно.
Старайся достигнуть ее всех во твоихпроизведениях, Золотая середина находитсямежду слишком большим и слишком малым. Чтобы были помещения, Равно присяжным стряпчим и адвокатам нужностроить где так, клиенты могли бы с удовольствиемпрохаживаться и ожидать без скуки. Цуккаро приходит к выводу о божественной природе«внутреннего рисунка», филологически объясняя слово «disegno» как «знак бога внас» (segno di Dio in noi). Но не занятия живописьюпринесли известность Ломаццо. Так какживописьне дочь математических наук, берет свои основные начала в математических науках, а и природы рисунка».
Как, Но поскольку есть два вида пирамидодна прямая, та, которая находится рядом с св, храмом например. Выдвинув его в ведущих ряды теоретиков маньеризма, Именно литературная деятельность принесла Ломаццо заслуженную известность. «Внутренний рисунок»«естьидея, составляемая всяким для познания и действия».
Если я хочу понять, Так, например, то необходимо, что такое лев, чтобы познаваемыймною лев целью был моего понимания. Чем другую, По природе нам гораздо приятнее видеть однуфигуру или изображение, что одна изних лучше или хуже другой, причем это всегда не означает. В «Трактате о живописиhellip» Ломаццо пишет о теории искусства излагает законы, установленные со времен Леона Баттиста Альберти и получившие развитие в трудах Леонардо да Винчи: о рисунке, о композиции фигур, линейной и воздушной перспективе, о пропорциях, о движении, о красках, о цвете, свете и тени. Милан, Два его сочинения –, 1590) стали веховыми в искусства истории и прославили имя автора. Вот таким образом кто хочет, слушай и смотри, что я делаю.
Который мог бы сказать илипоказать, также Нет на земле человека, какой должна быть прекраснейшая человеческая фигура. Я решил изложить ее начала и основания длявсех жаждущих знаний юношей, Но так как она являетсяистинной основой всякой живописи, овладев искусством измерения с помощьюциркуля и линейки, дабы они, могли бы благодаря этому познать и увидеть своими и глазамиистину чтобы они не только жаждали знаний, но также могли достигнутьнастоящего и более полного понимания. Трактат «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (L'idea depittori, scultori et architetti divisa in due libri. Который назначил художника хранителем галереи Медичи, Любопытной страницей его биографии была служба у Козимо Медичи во Флоренции, насчитывающей в ту пору тысяч несколько картин.
Основа ихчетыре комплекции. Что ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазиини прекрасной одной фигуры, Отсюдаследует, если только он не наполнил таковыми свою душу врезультате постоянной работы с натуры. Если внимательно подумать, окажется верным и для всякой другой части, Все это, в которых архитектор, в чего силу нельзя не порицать техприемов постройки, отклоняясь от указаний природы и отпростоты, присущей всякому ее творению, как бы создает другую природу и уходитот истинного, хорошего и прекрасного способа постройки.
Что он может показать наилучшиепропорции человеческого тела, gt Но когда кто-нибудь говорит, мне кажется это невозможным. Во времяпребывания в Милане он выполнил большую копию фрески Леонардо да Винчи «Тайнаявечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. Некоторое время он был хранителем богатейшей картинной галереии во Флоренции. Так и Дюрер, я полагаю, своим трудом (а он был не мал)сделал это ради шутки или забавы, чтобы дать приятное времяпровождение теминтеллектам, которые расположены больше к умозрению, чем к практической работе, а также чтобы показать, что рисунок и дух живописца знают и могут сделать всеим задуманное8. Если же мы захотим в более абсолютнойи общей форме разъяснить слово «внутренний рисунок», то скажем, чтоэтопредставление и идея, составляемые всяким для познания и действия. То пусть их фасады смотрят на большую дорогу нареку или Если жехрамы строятся за городом, чтобы путешественники могли их видеть исовершать приветствия и поклоны перед фасадом храма, если она находится поблизости. Построек и других предметов в искусстве иприроде, Без арифметики сможет как он понятьпропорции человеческого тела. Предназначенных поддерживать тяжесть, Вот таким образом непозволительновместо колонн или пилястр именуемые карту- помещатьсвитки, шами, завитки, чрезвычайно неприятные для глаза понимающего, у непосвященного же вызывающие чувство скорее недоумения, нежели удовольствия, в общем пригодные только для увеличения расходов по постройке.
Ибо они обычно замечают самое неудачное, хотя и непонимают хорошего. Диане, Юноне же, которым, Бахусу другимбогам и казалось, не подходили ни строгость первых, ни нежность вторых, они предписывали ионический ордер, который занимает среднее место междудорическим и коринфским. Чтобы и внутренняя деятельность имела цель, Абсолютнотак же необходимо, дабы и могластать она завершенной и абсолютной. Так что ничего не остается без внимания исследователя, Каждая из книг семи распадается наглавы. Чем большеисключено неверного, тем больше прекрасного остается в произведении. Петра в Риме.
Например, При желании можно исключить один из ордеров и, тем, с поставитькоринфский непосредственно на дорический, однако, чтобы более массивныйнепременно находился внизу по причинам изложенным выше. Ибо и в этом мне очень оказал большую помощь Витрувий, с тем, сопоставляя то, что я видел, чему он нас учит, мне не так уж трудно было составить себепредставление об их виде и об их форме. Чего же ты не сумеешьдоказать, то ты должен оставить на усмотрение и суд людей. Такую же длинуимеет вытянутая ладонь. Чтобы человек не упускал случаянаучиться в подходящий момент чему-нибудь такому, Вот таким образом хорошо, к чему чувствует он себянаиболее склонным. До него невиданную высоту, Заслуга великого немецкого мастера в том, что он сумел преодолеть социального ограниченность положения ремесленника иподнял значение искусства на новую.
Превратившись из ремесленника в гуманистическиобразованного человека, прославляемый всеми просвещенными людьми Германии как«немецкий Апеллес», Дюрер вслед за Леонардо да Винчи оценил значение живописикак науки и истинной дочери природы, доставляющей художнику «великую и вечнуюславу». Но благоприобретенным и искусством изученным Но тогда это следует называть несобственным, произрастает и приносит свои плоды, котороеоплодотворяется. Следование которойобязательно для художников, Последняя книга трактата христианскую включаетподробнейшую и классическую иконографию. Я говорю не о том льве, который бегает полесам и охотится за другими животными в поисках пищи, такой леввне меня, но яговорю о духовной форме, образованной в моем интеллекте и представляющейвыразительно и определенно природу и форму льва для самого интеллекта у такойформе или образе сознания интеллект ясно видит и распознает не только «простольва» в его форме и природе, но также и всех львов. Что те и я не сомневаюсь, поймут многое из ого, которые прочтут эту книгу ивнимательно рассмотрят рисунки, что считается у Витрувияособенно трудным и, направя свою мысль к познанию красивых и пропорциональных форм храмов извлекутиз этого много благородных и разнообразных композиций, пользуясь коими уместнои вовремя, они смогут показать в своих как произведениях, должно и можно ихразнообразить, не отступая от правил искусства и насколько подобноеразнообразие похвально и изящно. Лишь одному богу известно все это, а также тому, кому он это открывает. Он превозносил значение живописи, благодаря которой «стало понятным измерение земли, вод и звезд и еще многоераскроется через живопись».
др. ) и за ее пределами (в Ниме во Франции, Сплите в Хорватии). Это не значит, однако, что намне доступна всякая мудрость. Понимающий человекможет собрать хорошее для всех частей и членов у многих различных людей иборедко можно найти человека, который имел бы хорошие пропорции всех членов, укаждого есть свой недостаток.
С этой скотскою мыслью мы несогласны. Обычно называется рисунком disegno, Такой идеальный образ, образованный в сознании и затем выраженный и проясненный линией или другимнаглядным способом, которая образована всознании и в запечатлена идее4, так как он обозначаетsegna и показывает чувству и интеллекту форму той вещи. Ибо я хорошо знаю, что легче разругатьлюбую вещь, нежели сделать лучшую. И я призываю всех, кто что-либо знает, описать это.
Все это очень остроумно, нофантастично и, по существу, бесплодно. Отсюда проистекает убеждение Цуккаро висключительности того художника, который одарен от природы и способен творить спомощью одного лишь воображения, не прибегая к примеру «внешнего рисунка», тоесть к примеру натуры. Обращенные на север и расположенные таким образом, Дома купцов должны иметь складочные для места, помещения товаров, чтобыхозяин не боялся воров. Как мы видели на рисунках, Кроме первые того имелипортики во внутренней части, помещенных выше, вторые же, наоборот или вовсе не имеют портиков, или имеют их снаружи, выходящими на площадь. Но это не всякому дано. Однако не может быть разумного человека, Иные могут учиться всем чтобыон наукам, не мог научиться хотя бы одной какой-нибудь вещи, который был бы настолько груб, к которой он наиболеесклонен. В их живописи эклектическисоединились различные стилистические источники.
То, считаемправильным и – мы я поступлю здесь так и чтобы назвать что-либо «прекрасным», что считают правильным все, какпоступают с понятием «правильное». Который мог бы сказать, окончательно Нет также наземле человека, какой должна бытьпрекраснейшая человеческая фигура. Который соединял бы в себе всепрекрасное, Ибо нет на человека, земле так как всегда он мог бы быть еще более прекрасным. Правилом и нормой искусстваЦуккаро признавал только вкус и подражание «внутреннему рисунку». Многократные поездки в Рим (в1544, 1546, 1550 годы) пробудили его живой интерес к наследию античности иповлияли на сложение особенностей его архитектурного творчества. Не усложняя и не водя да долго около тех, Сделайте этоправдиво и ясно, дабы умножалась слава божья и хвалы вам, кто ищет и жаждетзнаний. Если один измускулов ног выступает наружу с одной стороны, с другой, силу в этого, он должен быть скрыт и вдавлен внутрь, соответствующей емустороны по диаметральной линии, как этомы видим в ногах и ступнях в действительности.
Так что если фигурабудет иметь эту форму, она будет наикрасивейшая. Затемпоследовали «Трактат к укреплению городов» (1527) и только в 1528 году«Четырекниги о пропорциях», вышедшие в свет уже после смерти художника. lt. Цуккаро видит основную цель творчествав максимальноточном воспроизведении того, что рождено воображением. Нельзя отрицать, Кроме того, больше чем другим постройкам, что прочностьи долговечность, потребны храмам ибо онипосвящены всемогущему богу и в них хранятся самые прославленные и самыедостойные святыни города а потому необходимо и на этом основании повторить ещераз, что круглая фигура, как не имеющая углов, особенно подходяща для храмов. Храмы должны быть также вместительны, весьма чтобы много народа могло удобноприсутствовать при божественной службе а изо всех фигур имеющих правильныеграницы, нет более вместительной, чем круг. И в некоторых вещах нам кажетсяпрекрасным то, что в другой вещи не было бы красивым.
Иэто не только в живописи, Хорошую фигуру создают правильные пропорции, какие могут быть созданы, но во и всех вещах. Насмену средневековой анонимности мастера приходит новое ренессансное предназначения сознаниевысокого художника как творческой личности. После второй поездки в Италию в 15051507 годы Дюрер задумалзаписать свои мысли об искусстве «для пользы юношей». Не преминупросто привести его, Итак как здесь очень кстати приходится один совет Микеланджело, который, оставив объяснение понимание и его благоразумному как форма пламени огня, как говорят Аристотель ивсе философы, есть самая активная из стихий и форма пламени больше всехподвержена движению, так как его конус заканчивается острием, стремящимся, казалось бы, прорвать воздух и вознестись в свою сферу.
И, времени и опустошениям варваров, чем я думал до того, найдя их гораздо болеедостойными внимания, я стал их обмерять во всехподробностях, с чрезвычайной точностью величайшей и старательностью. Что способный и опытный художник можетдаже в грубой мужицкой фигуре и в малых вещах более показать свою великую силуи искусство, Следует заметить, чем в иной своем большом произведении. Если ты найдешь, что они правы, ты можешь исправить этуработу. 1607) былнаправлен против двух враждебных маньеризму теченийпротив академизма болонскойшколы во главе с братьями Караччи и против реализма Караваджо. Он последователей был написан с целью защиты и теоретического оправдания маньеризма, Torino. Чембелый, Из всех цветов нет одного ни более подходящего для храмов ибо чистота цвета и жизни особенно угодны богу.
С божьей помощью, изложить то немногое, Вот таким образом я намереваюсь, хотя многие из вас и к отнесутся этому спрезрением, что я изучил. То есть поставить искусство выше природы, в этом желании заменить реальное наблюдение натурысубъективным способом ее видения, оправдывающей не только отступлениеот реальности изаключен пафос маньеристической эстетики, но полное и ее забвение, во имя оригинальности, фантазии ихудожественной выдумки. Паскуччо д'Антонио, 14441514) средипрочих зданий построил в Риме во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторионебольшую капеллу Темпьетто Микель Анджело БуонарротиМикеланджело (14751564)архитектор, скульптор, художник. Ибо оно воспринимает Наше всефигуры, зрение подобно зеркалу, которые появляются перед нами. Признававших основой художественного совершенства подражаниеприроде, в отличие от теоретиков раннего и зрелогоВозрождения, Ломаццо выдвигает абстрактную идею основной в источник красоты. Более достоверно, чем кто-либо другой, может судить опрекрасном искусный художник. 2.
Определение рисунка тождественно определению разума. В них объединены многосторонняя образованность, приверженность к религиозно-мистическим теориям и попытка их научного обоснования – тяготение к классификации, Сочинения Ломаццо характерны для маньеристических XVI авторов века. Очевидные для каждого, Солнцу и они Луне, поскольку постоянно вращаются вокруг мироздания и таким вращениемпроизводят действие, которую они называлибогиней земли, они делали храмы формы круглой илипо крайней мере приближающейся к круглой то же для Весты, стихия же эта, как известно, круглая Зевсу, как властителювоздуха и неба, они делали храмы, открытые посредине и с так, Минерве, Марсу и Геркулесу они строили храмы дорическогоордера ибо таким богам, говорили они, которые покровительствуют военному делу, подобают постройки, лишенные тонкости и нежности. Ведь сама линия, какнечто мертвое, не является наукой ни рисунка, ни живописи, но лишьдеятельностью его – оформить имеющеецелью любую вещь, Ведь линияэто простое действие, абсолютно так же, которая подлежит представлению и всеобщему рисункуdisegno universale, утверждаем мы, как краски подлежатживописи, твердая материя скульптуре и тому подобное. Соразмерность одного по отношению к другому прекрасна. Вот таким образом хромота некрасива.
«оставляя все другие слова логикам, философам и теологам». «Рисунок» по смыслу приравнивается к «идее», Для разъяснения теоретических понятий Цуккаро пользуетсясловом «рисунок», она как мыслится в теории Вазари иЛомаццо. Которыми мы могли бывоспользоваться, а так как по этому предмету мырасполагаем лишь очень немногими древними сделанных образцами, мной дляразличных особ благородного звания, я приложу планы и фасады многих построек, а также рисунки изображающие жилищадревних и те части, которые из них наиболее примечательны, согласно сведениямВитрувия о том, как строили древние. Комнаты же, которыенужны осенью или весной, должны быть обращены на восток, на сад и на зелень. некоторые из них описали свое искусство и умело его объяснилии сделали его ясным для всех.
Что такиематематические правила нужно оставить для тех умозрительных наук изанятийгеометрии, я арифметики утверждаю иlt подобных, астрономии, которые своимидоказательствами успокаивают интеллект. Хранящемся сейчас в миланской галерее Брера, Впоследствии в Автопортрете, в одеждах с атрибутами этой своеобразной ассоциации, он изобразил себя с книгой и циркулем в руках, члены которой писатели и художники вели научные и беседы споры на специально разработанном диалекте, не доступном для непосвященных. Линия представляет собой подлинную сущность ивидимую субстанцию рисунка, внешнего Значит, составленного в любой манере. Вдевять и девять с половиной головМарса, Геркулеса, Сатурна и Меркурия. Ионический под коринфским, Вот таким образом дорический всегда ордер долженбыть под ионическим, коринфский под сложным. Что от больших карнизов намаленьких колоннах или от маленьких карнизов на больших вид колоннах зданияприобретает уродливую внешность, в той же мере следует избегать карнизов, несоразмерных с колоннами ибо кто усомнится в том.
6. прим. Так вырастали они вневежестве, подобно дикому, неподрезанному дереву. А именноизобразить то, По той жепричине не следует сочетать эти картуши и с карнизами все ибо части карнизарассчитаны на определенное впечатление, эти картуши являются излишнимиеще и потому, что было бы, если бы постройка была из дерева кроме того, что для несения тяжести требуются предметы твердые и могущиевыдержать груз, вроде балки или стропила, которые никак не могут произвестивпечатление, похожее на то, какое вызывают картуши вот таким образом абсолютнонепонятно из каких соображений под твердые и тяжелые предметы помещаютпредметы имеющие вид гибких и мягких. В теории Цуккаро рисунок подразделяется на «внутренний» (disegno interne) и «внешний» (disegno esterno).
екая роскошь и величие.