+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Джордж Артур Гаскелл

Однако одновременно с успехом автора биографии поджидали обвинения в клевете. Оно выражается и в постоянном употреблении автором- символических приемов, сопоставляющих жизнь бедняков с адом. Предлагаемый читателю русский перевод основывается на полном первом издании «Жизни Шарлотты Бронте». Важное значение имело и то, что в то время (1886) Мур все еще надеялся получить от Золя обещанное предисловие к французское переводу 34Жены комедианта34.

В юности он провел какое-то время в Париже, Сын разорившегося ювелира, но в 1829 году вернулся в Брюссель, подумывая о карьере юриста, где через год принял участие в революции даже и сражался на баррикадах. Часто использующим 34животную образность34 в С характеристиках, биологическим 34подходом34 Джордж Элиот, сочетается кажущийся неуместным моралиЗаторский подход. Становится очевидным, что Мур очень тщательно использовал 34метод блокнотных записей34 и добротно подобранное собрание фактов и деталей с места событий, прежде чем приступить к самому написанию книги. Которые вошли в последующие издания книги, Со временем также она передала Элизабет Гаскелл письма Шарлотты. В первом и наиболее продуктивном из них ее романы 34Адам Вид34 (1859), 34Мельница во Флокме34 (I860) и 34Сайлас Марнер34 (1861) более непосредственно отражают ее личные впечатления. Боборыкин в своем фундаментальном исследовании 34Западный роман за три четверти века34 (Спб., 1900).

  1. Перейти к полному списку цен на произведения
  2. Матричные вычисления (сложение, вычитание, умножение)
  3. Физика: Чертов для заочников (решебник)
  4. Джордж Бучан, Роберт Блох, Артур Ла Берн
  5. Эти книги тоже могут вас заинтересовать

В качестве будущего биографа Эллен Насси предлагала кандидатуру Элизабет Гаскелл. Героиней которого он предполагал сделать свою приходящую прислугу, 34Исповеди в молодого человека34 описывается план создания романа, звероподобную, 34ужасную Эмму34, неграмотную женщину. Пытаясь создать более взвешенный этого портрет персонажа, в последнее время исследователи чаще обращаются к различным документальным и архивным источникам. Это граничит с целым рядом факторов. С этой позитивистской, т. е. В нескольких своих письмах и теоретических работах (например, i книге 34Чарльз Диккенс34) Гиссинг высказал свое отрицательное отношение к 34введению науки34 в художественные произведения. Вскоре после смерти Шарлотты 31 марта 1855 года в «Шарпс Лондон Магазин» появилась статья о писательнице, автор которой отзывался о ней не слишком лестно и искажал некоторые факты ее жизни.

Джордж Элиот, Как и в 34Адаме Биде34, создала типичную картину иерархической старинной деревенской общины, руководствуясь позитивистской теорией эволюции, во многом все еще феодальной, с прочно укоренившейся социальной структурой, которой столпами были сквайр и пастор. Из английских натуралистов конца века наиболее основательно исследовано Джорджа творчество Мура. О наличии натуралистических тенденций мы можем по говорить отношению к более раннему творчеству писательницы, Кроме того, когда она освещала проблемы среды и наследственности при изображении сельских жителей родного края и делала упор на консервативность этих людей и значение их 34корней34. Посетивший в 1893 году Лондон Золя был встречен овациями, в 1889 году можно о говорить распространении произведений Золя и в Англии. Вершиной творчества Джорджа Мура по общему мнению стала 34Эстер Уотерс34. Автобиографическая 34Исповедь молодого человека34 уже содержала много нападок на Золя и французских натуралистов, которые привели к охлаждению во взаимоотношениях между Муром и Золя и отказом последнего написать, обещанное предисловие к французскому переводу натуралистического романа Мура 34Жена комедианта34. Существенную роль сыграло и растущее влияние шопенгауэрской философии и пессимизма его учения о художественном творчестве как единственном спасении человека в мире зла, Помимо личных мотивов.

Эстер Уотерс может считаться настоящей героиней, в от отличие натуралистического 34центрального персонажа34 в его прежних романах, выпадающих на долю людей низшего сословия, которая стоически борется против жизненных ударов и в узких пределах своего существования выходит победительницей. Эллен Насси, которая сама так и не вышла замуж, вначале не одобряла ее неожиданную помолвку с Артуром, затем девушки помирились благодаря посредничеству мисс Вулер и Эллен присутствовала на свадьбе в качестве подружки невесты. Уже в первом своем романе, «Мери Бартон» (1848), Гаскелл заявила о себе как о писателе, сосредоточенном на серьезной социальной проблематике, обратившись к тяжкому положению манчестерских рабочих, более того, явно выразив свою солидарность с рабочими, а не с фабрикантами. вдовой Артура.

  1. Подборки, в которых встречается эта книга
  2. Хиты продаж в разделе История и политика
  3. Элизабет Гаскелл Жизнь Шарлотты Бронте

О влиянии на становление его эстетики французских писателей (Золя, братьев Гонкур, Флобера, Бальзака и др. ) саше яркие и обстоятельные работы написаны французскими литературоведами. Став неисправимой пьяницей и проституткой, она кончает жизнь в отчаянном одиночестве. И все-таки бесспорен тот факт, что детерминизм заметно окрасил ее художественное видение. Мур затрагивает также и проблемы семейных взаимоотношений, Раскрывая образ, его типичные для натуралистического романа, наследственности и среды.

Он бесспорно был незаурядной личностью, вполне способной покорить сердце романтически настроенной английской барышни. Как утверждают некоторые критики, Основным недостатком ее является не легкая 34анекдотическая окрашенность34, напротив, а, тщетное стремление автора написать социальный роман в стиле своих учителей, французских главным образом Золя и Бальзака. Эллен пообещала уничтожить письма Шарлотты, но не выполнила свое обещание. Его, Кстати, обманул Вайз, так же как Эллен действуя Насси, через своего представителя Клемента Шортера, который за бесценок выманил у Артура архивные материалы. После смерти Шарлотты именно Артур оставался с рядом Патриком Бронте и заботился о нем до его смерти – Его недальновидность вскоре получила подтверждение.

Он не ожидал, Помимо этого, что Гаскелл будет столь подробно цитировать ей предоставленную переписку. «Жизнь Шарлотты Бронте» вышла в свет 27 марта 1857, когда Элизабет Гаскелл отдыхала в Италии. Что Гаскелл вновь и вновь подчеркивает разнообразные добродетели Бронте, Трудно не заметить, скромность, ее глубокую религиозность, требовательность к себе, приоритет дочернего и долга семейного над стремлениями к личной свободе.

Определение природы романа в критических трудах крайне противоречиво, Поскольку ориентированный на французский натурализм подход к аспектам некоторым 34Эстер Уотерс34 смешивается с этическим подходом. Чем о его литературной деятельности Об вообще, эстетических взглядах Моррисона известно значительно меньше. Таким образом, анализируя творчество Джордж Элиот, мы можем сослаться лишь на возникновение натуралистических тенденций как на закономерное явление в. рамках соответствующего времени (торжество естественных наук, распространение эволюционной теории Дарвина и Спенсера, позитивистской философии и т. д. ). Вскоре Гиссинг отказывается от своих благородных планов 34преобразования мира34 и социальных искоренения бед – Это стремление было неустойчивым. Что уже при жизни Джордж Элиот было установлено различие между 34старым натурализмом34, Эта статья свидетельствует о том, которкы обозначался более поздний ттураяизм, французский английских писателей-позитивистов и 34новым натурализмом34, абсолютно непопулярнкй в Англии 5 Эта 34научная, натуралистическая34 концепция природы и человеческого общества была общепринятым постулатом философам позитивизма. На его протяжении подчеркивается слабость натуры Льюиса, унаследованная им от матери. А затем и супруг Шарлотты занимает в книге этой гораздо более центральное место, Тайный поклонник, каким его поневоле представила Элизабет Гаскелл, превращаясь из суховатого и несколько ограниченного субъекта, опиравшаяся на предвзятое мнение Эллен Насси, в гораздо более привлекательного и романтичного персонажа. Месяц спустя муж Шарлотты неодобрительно отозвался об их якобы слишком вольной переписке.

Что они во многом придерживались сходных на взглядов современное общество и культуру и имели общие литературные вкусы, Приведенная в биографии переписка с Бронте самой Гаскелл свидетельствует о том. Влияние Золя можно также определить по тому, как Мур с нарочитой 34научной объективностью34 описывает внешность своих. персонажей, акцентируя их наследственность и среду обитания. Джордж был моложе Шарлотты на восемь лет и этот возрастной разрыв, в сочетании с «отсутствием каких бы то ни было претензий на привлекательность» с ее стороны, не способствовал взаимности. Гиссинг не поддерживал полностью всех их взглядов, Несмотря на интерес к популярным тогда доктринам эстетическим Рёскина и Морриса. Натуралистическая эстетика характеризуется 34перевод как позитивистских взглядов Кента с языка социолога на язык художника34 (К.

Вследствие обособленности британских от островов материка, Если до 1870 года, то уже во второй половине XIX века, развитие английского романа почти не знало иностранных влияний, особенно в 80-е и 90-е годы, воздействие континентальной литературы становится весьма существенным. Здесь следует снова сослаться на влияние Льюиса, на его обширную научную деятельность в области психологических исследований в 70-х годах XIX века, Джордж Элиот была настолько в курсе этих исследований, что сумела после смерти Льюиса завершить его крупный труд по психологии 34Проблемы жизни и мышления34 (34Problems of Life and Mind34). Известного своими пуританскими предрассудками и религиозным мракобесием, Следуя этому девизу» 39typ избрал основным объектом своего 34научного эксперимента34 молодую провинциалку из английского города промышленного Хенли. Шарлотту Бронте можно было бы считать едва ли не долгожителем, Впрочем, ведь средняя продолжительность жизни в ее деревне была Хауорт в то время около двадцати шести лет.

Не менее значительная группа ученых, Другая, считает роман сугубо натуралистическим, однако, его связывая с другими ранними произведениями Мура (С. Какой пал на долю романов Гиссинга в 1880-е годы, Вот таким образом изображение жизни трущоб во всех мрачных ее аспектах стало популярной темой и не встречало столь враждебного приема. По обоснованному утверждению П. Дж. Раскрывая нищету и убожество жизни трущоб, Гиссинг выражает также и собственные страдания. 34в беллетристике не может быть никакой и науки научной объективности34, Так – он открыто заявил.

Этим стихотворением, опубликованным в журнале «Русские записки» в 1939 году и первоначально озаглавленным «Шарлотта Бронте» (впоследствии «Сестры Бронте»), мне и хотелось бы завершить это предисловие: С точки зрения современной компаративистики вторая половина XIX века в английской литературе явилась переходной эпохой, внесшей большие изменения в развитие английского романа. В. В. В особенности, Между тем связи Гиссинга или Моррисона с континентальной литературой и, с французским натурализмом и реализмом имели общий более характер.

Величайшего специалиста в области литературы рабочего класса, Китинга, Артур был Моррисон ведущей фигурой этой 34литературы трущоб34. Ленноксом, Бездумное тайное бегство с актером управляющим – театральной труппой, оборачивается для Кейт катастрофой из-за совершенной несовместимости их 34темпераментов34. Как Мередит и Гарди, Это не мешало ему другом в месте высказывать восхищение такими английскими писателями. В отличие от Гиссинга, Моррисон сосредоточил свое внимание не на нищих, а на преступных районах Ист-Энда. И темп его преднамеренно замедлен, Повествование растянуто, чтобы неумолимую подчеркнуть неизбежность падения героини. Претендующих на большую Этот значительность интерес к психологии становится преобладающим в позднейших произведениях Джордж Элиот. По представлениям того времени, Шарлотта вступила брак в с Артуром Николлсом в позднем, возрасте. Ни один из них не руководствовался теорией натуралистической1 эстетики.

Выхода из этого круга автор не находит. Содействовавшем вместе с Льюисом появлению позитивизма и натуралистической эстетики в Англии, Она ру- Говоря о Джордж Элиот как о первом английском романисте, было неправильно бы тесно связывать ее с какой-либо литературной школой. Оба автора сравнивают творчество Элиот с произведениями французских натуралистов, отдавая ей предпочтение. до того, как они были сформулированы Золя в его программных романах 34Тереза Ракен34 (1867) и 34Мадлен Фера34 (1868).

Однако его приверженность натурализму была недолгой. На фоне всеобщих нзудач и поражений (банкротство, алкоголизм, физическая и моральная слабость) Эстер одна выходит из жизненной борьбы победительницей. Протагонист его первого романа Льюис Сеймур не является героем в прямом смысле этого слова. В свете мучительных конфликтов Мэгги с братом, отражая формальный замысел романа их заклю-. :чительное примирение и соединение перед смерти лицом воспринимается как противоестественное – начавшихся еще в детстве, Тщательно выстроенная связь между персонажами и их окружением к концу романа нарушается. Где вначале поддерживала уроками, себя Вслед за своим братом она направилась в Новую Зеландию, а затем основала магазин в Веллингтоне и занялась сельским хозяйством.

Отраженное в ее Понимание романах, писательницей детерминизма, что особенно отчетливо прослеживается в романе 34Адам Вид34 имеет прочное моральное основание. Который никогда не становится жертвой в обстоятельств, противовес ему Эстер является одним из немногих персонажей романа, всегда стремясь подняться над превратностями судьбы. Мери выступала за женскую эмансипацию и писала статьи феминистского содержания.

Унаследовавший додсоновские черты, Том, но и их 34всепоглощающую гордость34 и продолжает семейные в традиции новом поколении, воплощает в себе не только их расчетливость и провинциальную ограниченность. Показ скрытой слабости характера, ставит Мур основной целью анализ влияния среды на развитие физического и психологического состояния Кейт, обрекшей ее на поражение в жизненной борьбе. Что родилась она в небогатой и ничем не примечательной семье провинциального пастора и провела почти жизнь всю в глухой, Если учесть, то всплеск творческой энергии и внезапная всемирная слава, затерянной посреди болот деревеньке, посетившая ее после публикации первого же романа, покажутся почти чудом. Однако, Названные особенности тесно романа, связаны между собой и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Джордж Элиот представляет собой 34английский вариант натурализма34 на его ранней стадии. В полной мере это относится и к более свободному изображению жизни 34преступных гетто34 Ист-Энда у Моррисона. Которого не встречали изображавшие жизнь рабочего класса литераторы более периода раннего (например, Кингсли, Гаскелл и др. ), Проблематика Ист-Энда стала предметом всеобщего интереса.

Уильяма Лэтча, Наиболее ярким примером особого к подхода трактовке образов является образ мужа Эстер, жертвы фатального наследственного порока. Она находила у них уютное убежище, отдыхая после погружения в непривычный для нее вихрь лондонских развлечений. Попытка Гаскелл отнести это за счет принципиальных религиозных разногласий между ярой католичкой Эже Зоей и убежденной протестанткой Шарлоттой Бронте выглядит не слишком убедительно. В предисловии к первым изданиям на передний выдвигался план основополагающий натуралистический принцип влияния наследственности и окружающей среды на становление личности.

писателям викторианской эпохи, творчество Джорджа Гиссинга также рассматривалось в обширных монографиях выдающихся исследователей (Корг, Гуд, Пул, Доннелли, Кустила. Суннертон, Гриллс и др. ). Истинной областью литературы, По ее мнению, является то, как и любого вида другого искусства, что можно встретить в жизни каждый день, на каждом шагу. Ненарочкиной 34Джордж Р. Гиссинг-рома-нист34 (1975), в которой, однако, мало говорится о нем как об английском натуралисте. Что такие протагонисты его Ист-Эндских романов как Артур Голдинг, Известно, Керквуд» Сидни ряд других имеют много общих черт с ним самим, Осмонд Веймарк. По мере создания культа Бронте скудные сведения о биографии Артура породили Белла разные домыслы о его роли в жизни его знаменитой супруги. В согласии с постулатами позитивизма знак равенства был поставлен между 34натурализмом34 34научным и методом34, Так. Как и французские натуралисты, непосредственно на теории позитивистской философии, Основываясь, Джордж была Элиот далека от научного детерминизма Золя и его школы.

Из советских ученых интересна диссертация Нонны Комметиани 34Джордж Мур и Ирландское литературное возроящение34 39 (1984). Правда, с философской точки зрения она полностью поддерживала эволюционную теорию Спенсера с ее акцентом на биологической природе человека. Она, Будучи самостоятельным и творчески мыслящим художником слова, например, Флобер как и Мопассан во Франции избегала принадлежности к определенной литературной школе или системе. 34измените окружение, его жизненные обычаи и значительное число его понятий34 и через два три или поколения вы измените его физическую конституцию – в котором живет человек, Девиз был взят из труда французского историка Виктора Дюрюи. Однако эта сторона теории получила другое отражение в ее творчестве, т. е. Ставлен впервые творчество Элиот Джордж также никогда не рассматривалось в связи с последующим поколением английских натуралистов 80-х и 90-х годов.

гих. Не следует отождествлять с так называемой 34литературой трущоб34, Его глубоко пессимистические жизнь романы, описывающие Ист-Энда, которая вошла в жизнь после тщательного социологического исследования и всеобщего интереса к этим 34сточным водам34 викторианского 34прогресса34 – неизвестному дотоле району бедности и преступности. Что именно этим и можно объяснить заметное охлаждение в ее с отношениях директрисой в течение второго года ее пребывания в пансионе, Влюбленность Шарлотты в ее учителя была настолько очевидна всем окружающим, но и преподавала английский язык, когда Шарлотта не только продолжала свое обучение. После опубликования этих произведений Моррисон оставил художественное творчество и почти целиком посвятил себя журналистской работе. Главной темой 34Адама Вида34 является роль нравственного начала в поведении, человеческом Так, сложность причинно-следственных связей. Если учесть, Такие приемы в серединеXIXвека еще не потеряли своей оригинальности, возвышающегося над толпой героя, что до этого биографы скорее стремились образ запечатлеть исключительного, чем показать, как нечто великое и оригинальное может выйти из вполне заурядной среды.

Самом известном университете Ирландии, Он учился в Тринити-колледж, основанном в по концеXVIвека повелению ЕлизаветыI для обучения протестантов. 34блокнотный метод34 Гиссинга в значительной напоминает мере метод Золя, По своей тщательности эти истинно натуралистические описания часто сравниваются как с исследованиями Бутса и других социологов Ист-Энда – так и с произведениями Золя. С другой стороны, роман так или иначе отражает непосредственное влияние французских импрессионистов в большей степени, чем его другие произведения (в портретах персонажей, в изображении пейзажа и т. д. ). В 60-70-е годы, Однако физиологическую окраску 34натурализм34 как 34научный метод34 приобрел позже, в трактатах теоретических и романах Золя. Что все четыре романа, о противоречивости и нзсов39. гстамости этих новых влияний прежней с манерой письма свидетельствует то, которые Мур написал в течение этого переходного периода с 1887 по 1894 гг. Влияние этих исследований на два наиболее известных романа Моррисона об Ист-Энде очевидно. О натуралистических принципах Элиот писали известный французский ученый Фердинанд Брюнетьер в своей книге 34Le Roman Naturaliste34 (Париж, 1886) и русский критик П. Д.

34более всего мне помогли и французские русские писатели – у меня нет особых симпатий к точке зрения английских авторов349, Он пишет. Долгие годы он наблюдал за ней со стороны, не решаясь выказать своих чувств. Где 34новый натурализм34 характеризовался 34материалистический как и атеистический34, Эти критические заметки Джордж Элиот были опубликованы в журнале 34Фортнайтли Ревыо34 как часть более пространной статьи 34Новый натурализм34, а 34старый натурализм34 в противоположность 34новому34 – как 34поэтический и нравственный34. Это также убедительно утверждает его биограф Джекоб Корг. Творчество которых исследуется в данной работе, этом в отношении он отличается от трех других писателей. Чья жизненная драма страдает некоторой искусственностью, Повседневное общение Золя с бедными людьми из Парижских трущоб в начале его литературной деятельности помогло ему создать реалистический образ Жервезы нельзя этого сказать о Кейт Ид.

Она была быстро распродана и вскоре было подготовлено второе издание. 34тургеневу суткдено было стать на всю жизнь излюбленным удобным и знаменем, в своем проницательном анализе 34Эстер Уотерс34 критик Мура, как только Мур вспоминал о своем отходе от натурализма3415 – А. Фэроу справедливо утверждает. Не только творчество, Для этого достаточно лишь вспомнить о Бронте, семействе но и вся жизнь которого пронизана едва ли не непрерывной агонией. Философская идея романа с ее подспудным детерминизмом заложена в символическом образе 34Мельница на Флоссе34 обычно считается 34романом воспитания34 (34ВИйшаготап34), в отличие от других английских романов этого жанра изображающим 34взросление34 не одного, а двух главных персонажей – сестры и брата, Мэгги и Тома Тал-ливеров их общее детство их ставшие с возрастом абсолютно разными взглядами на жизнь и их трагическую гибель в водах родной реки» Другая особенность, отличающая 34Мельницу на Флоссе34 от других, более ранних 34английских романов воспитания34, заключается в том, что в нем значительно больше внимания, чем обычно, уделено семейной еизни, ее воздействию на формирование героев. Что в конечном определило счете гораздо более высокое положение Бронте в иерархии английских писателейXIXвека – в отличие от Гаскелл она всегда отстаивала приоритет воображения и придавала актуальным социальным вопросам общечеловеческое и вневременное звучание, Но главное заключается в том. Дж. г. льюиса, В. качестве помощника редактора лондонского либерального журнала 34Вестминстер Ревью34 и литературного друга ведущих и философов ученых того времени -Герберта Спенсера, Томаса Хаксли и многих других – она имела 34из первых рук34 доступ к научной атмосфере Лондона, Чарльза Дарвина. Так, говоря об английском и французском натурализме, мы можем утверждать наличие неодинаковой интерпретации 34научности34 на основе позитивистской философии.

Именно Артур оказался единственным наследником и правообладателем всего семейства Бронте. Оставшиеся вещи и бумаги Шарлотты Бронте были проданы в 1907 и 1914гг. Чьи литературные занятия и широкая известность смущали его еще при ее жизни, же Он уговорил Артура Николлса дать разрешение на публикацию – у последнего начали зарождаться сомнения по поводу целесообразности столь подробного описания жизни его жены. В качестве одного из примеров творческого отклика можно привести стихотворение поэта первой волны русского зарубежья Анны Присмановой испытывавшей в парижском изгнании духовное родство с английской писательницей ушедшей в прошлое викторианской эпохи. Артуром Моррисоном, Арнольдом Беннетом и некоторыми другими писателям, Вместе с Джорджем Мур Гиссингом, принадлежит к числу тех писателей, которые первыми открыли французскому натурализму и реализму путь в английскую литературу.

Отличия же заключались в том, что Элизабет Гаскелл состоялась также как жена и мать многочисленного семейства (она вырастила четырех дочерей, потеряв сына в раннем возрасте, – именно после этой трагедии муж уговорил ее обратиться к литературному творчеству, результатом чего и стал ее первый роман). Она сотрудничала также с другими биографами и даже сама заметки писала о семье Бронте, Сама Насси посвятила всю последующую жизнь сохранению памяти о своей знаменитой подруге. 34мельница во Флокме34 (I860) и 34Сайлас Марнер34 (1861) более непосредственно отражают ее личные впечатления, в первом и наиболее из продуктивном них ее романы 34Адам Вид34 (1859). О чем свидетельствует ее перевод их философских трактатов, Она также большой проявила интерес к философии Спинозы и Фейербаха. Ыур выполнил обещание, роман, Опубликовав – стать его последователем в Англии, данное им Золя, но не проявил при этом энергии и искренности, свойственных его учителю. Важно также, что она рассматривала свои сочинения как 34набор жизненных экспериментов34.

Когда впервые вышел в свет роман 34Жена в комедианта34, 1885 году, написанным поистине в стиле Золя, он был объявлен первым в АнглииЧэксперименталь-ным романом34. С большой силой рисуется разрушительное воздействие на алкоголя Кейт во всех его ужасных стадиях вплоть до страшной сцены ее смерти. Возили осматривать лондонские достопримечательности, Смит с гостеприимно матерью раскрывали перед Шарлоттой двери своего дома во время ее визитов в столицу, сопровождали в театр, знакомили с писателями.

34Мельница на Флоссе34 – наиболее показательный среди ранних романов Джордж Элиот, – как и 34Адам Вид34, в значительной мере основан на теории 34эволюционного континиума34 Спенсера, на теории медленного и постепенного хода исторических перемен. 34ад34 – это Здесь ложь, же он постоянно пытается разъяснить свою фаталистическую точку зрения, в заколдованном кругу которой томятся как богатые, порожденная общей деятельностью людей, это -хаотичная экономическая система, так и бедные – согласно которой этот 34ад34 не создан каким-либо отдельным классом. А интерес к ее и творчеству личности продолжает неизменно расти, с момента рождения Шарлотты Бронте прошло ровно двести лет. Соотносящей судьбу отдельных личностей с могучими силами исторического развития и перемен, Новый роман должен стать был трагедией потока времени. Умение дать точную психологическую характеристику персонажа, Все эти навыки – понимание тонкостей женской души интерес к провинциальному образу жизни, – наряду с близким с знакомством Шарлоттой Бронте и доступностью сотен писем и свидетельств, – способствовали успеху биографии, способность уловить динамику социальных процессов. В романах ее зрелого периода -34Ромола34 (1863), 34Феликс Холт радикал34 (1866), 34Миддлмарч34 (I87I-I872) и 34Даниэль Деронда34 (1876) – она обращается к более широкому кругу проблем и сильнее проявляет свои аналитические способности. С другой стороны, часть произведений Гаскелл посвящены поэтическому воссозданию провинциального, уходящего в прошлое уклада, что особенно полно отразилось в «Крэнфорде» (1853).

Мур и сам, очевидно, признал свою неудачу и не включил ни одно из этих произведений в свое 34Собрание сочинений34. Которая велась в течение 1885-1886 годов, Переписка Мура с свидетельствует Золя, о том, когда он уже приступил к написанию романа, что он жаждал хороших отношений со своим учителем. Наиболее значительным оказалось влияние реализма французского и натурализма XIX века и немного позже – русского реализма.

Чем в своих предыдущих романах о жизни трущоб, более Гиссинг энергично, нагромождает отталкивающие натуралистические сцены. Последний роман раннего периода творчества Джордж Элиот, Эпиграф 34В смерти не они были разделены34 также нару- 34Сайлас Марнер34, он ярко отражает 34приглушенные цвета и полутона жизни34 имеет много общего с двумя предыдущими романами. В согласии с авторским требованием к искусству. Немалое значение имел и ее интерес к специфически опыту, женскому Наконец, проблемам и переживаниям. Когда он вкратце характеризует свой метод, творческий Моррисон предпочитает термин 34реализм34 термину 34натурализм34. Одной из таких попыток является написанная Аланом Адамсоном биография «Мистер Шарлотта Бронте: Жизнь Артура Белла Николлса» (2008). Симпатия эта, возможно, была основана на осознании многочисленных параллелей в их судьбах.

Это дает основания думать о растущем влиянии Тургенева на его творчество. Не все-таки он оставил интервью несколько в литературных журналах и важную в этом отношении короткую статью 34Что такое реалист. Ей удалось выразить особенности йоркширского духа, указать на истоки изоляционистской ментальности жителей этой отгороженной от окружающего мира грядами холмов местности, обнаружить отзывчивость и простодушие за их внешней грубоватой неприветливостью, забавно передать их неповторимый диалект. То она делала это основном в в рамках морального мира своих персонажей, делая ударение на психологии, Когда она следовала доктрине 34строгой причинности34, а не на физиологии. Различен у Гиссинга и Моррисона и охват места действия. (Неудивительно, что Карл Маркс впоследствии отнес ее к «блестящей плеяде английских романистов». ) Наряду с другими писателями она способствовала трансформации английского романа из развлекательного в серьезный жанр, призывавший к размышлениям об устройстве мира. Это составило одну из основных трудностей в определении его романа, Как ни парадоксально, высказывавшихся непосредственно и после публикации романа, как показывают множество противоречивых мнений и в более поздние годы.

Какой же образ Шарлотты создан на страницах этой биографии. Но не может найти выход своим устремлениям в реальной жизни, стремится Она к более возвышенным эмоциональным и моральным ценностям в противовес голому практицизму своих родственников. Льюиса в области философии позитивизма и литературной критикой в этом духе. философской, точки зрения Льюис и воспринимался как 34стойкий защитник натурализма34.

Комплексующая из-за своей непривлекательной наружности, в последние годы своей недолгой жизни эта болезненно застенчивая, высказывать нелицеприятные вещи всеобщему кумиру Теккерею и сдержанно отклонять многочисленные приглашения в элитарные лондонские гостиные, угловатая провинциалка будет на беседовать равных с самыми знаменитыми писателями своего времени. Как развивалась бы литературная судьба Шарлотты Бронте после ее ухода, Трудно предположить, если бы вскоре не появилось ее жизнеописание, особенно учитывая необычайный расцвет викторианского романа в середине и во второй половинеXIXвека, ставшее не только одной из самых популярных но книг и вызвавшее немалые споры, обвинения и даже судебные процессы. Которые он вел с блокнотом руке, в Материалом Гиссингу служили наблюдения, в жилых домах и общественных местах, на улицах и в скверах. 34Изучение простых типов34из среды низших классов и 34серости повседневной жизни34стало про- Исходя из постулатов позитивизма, Джордж Элиот, как и французские натуралисты, строила свои романы на принципах детерминизма, показывая зависимость персонажей от социальной среды, наследственности и различных жизненных обстоятельств. Джордж Элиот больше чем кто-либо из современных писательниц имела доступ к 34миру идей34, По всей что вероятности, также обусловило ее взгляды на художественную литературу. Джордж Элиот признавала различие между 34причиной34 и 34принуждением34, в то же и время, как они, что характер каждого человека играет важную роль в определении того, будучи уверенной в том, кем он станет. Натуралистический принцип влияния наследственности и среды, с некоторыми незначительными модификациями, оказывается верным в отношении каждого из них.

Биографу такая вольность не позволялась, Однако если писатель и мог допустить некоторую субъективность в оценок художественном произведении. К английскому переводу которого Мур написал39 весьма хвалебное предисловие и, в книге есть также несколько отрывков, представляющих собой открытое подражание романа Золя 34Добыча34, был хорошо очень знаком с его содержанием и действующими лицами, следовательно. Придерживаясь традиционных религиозно-моральных принципов, Обе внесли в вклад развитие романа Викторианской эпохи и, отстаивали право женщин на творчество и самореализацию вне круга традиционных семейных обязанностей.

Видела в ней научный подход к жизни, Во всех теоретических и практических вопросах литературы Джордж Элиот разделяла взгляды Льюиса и тоже исходила в своих взглядах натуралистическую на эстетику из философии позитивизма. 34Разнообразие его эстетических поисков не имело аналогов34. Он, При всем разнообразии испытанных Муром влияний, в достиг 34Эстер Уотерс34 заметной независимости и оригинальности, однако. Равно как и окончательной формулировки своих взглядов на проблему детерминизма, Джордж Элиот не оставила какого бы то было ни изложения своей философской системы. Несомненно, что его огромная симпатия к Гарди по крайней мере частично объясняет философский пессимизм и фатализм в его последних Ист-Эндских романах (например, 34Ад34)- рых видел жертв нищеты и несправедливости социального строя. На формирование эстетических взгладов Гиссинга несомненное влияние оказывало постоянное чтение произведений мировой литературы, Помимо континентальных и отечественных и социально-политических философских теорий.

Как писала свою художественную прозу, Гаскелл писала эту книгу так, подробному описанию нравов, уделяя внимание особое созданию социально-исторического фона, характеров, образа жизни людей определенной эпохи. Что роман начинается и кончается сценами на кладбище, Помимо того, ходе в повествования имеется также целый ряд указаний на его общий мрачный фон. Как они были Золя сформулированы в его программных романах 34Тереза Ракен34 (1867) и 34Мадлен Фера34 (1868), до того. Как в романе 34Адам Вид34, Здесь она намеревается не только объективно изобразить 34обыкновенных людей и обстоятельства34, но и достичь большого охвата и действительности глубины изображения путем установления связи 34самого малого с величайшим34. Хотя и не вполне изначальным соответствующим намерениям биографа, Оно и стало на долгие годы стандартным текстом.

И Шарлотта с детства периодически гостила у них, Семья Насси жила недалеко от Хауорта, а в марте 1839 года даже получила предложение брата от Эллен, хорошо знала всех членов семьи. го наставника Золя. Нейдефорс-Фриск, У. Фриерсон, В. О39Саливан и др. ). Где вскоре женился на своей кузине Мери и Энн занялся сельским хозяйством, Затем он уехал на родину, навсегда оставив карьеру священника. Так называемый 34безличный метод34 присущ только английское. писателю одному – Джорджу Муру, с точки зрени Гиссинга, которого он строгс критиковал.

Судебных расследований удалось избежать публичные извинения леди Скотт от имени автора биографии принес в «Таймсе» Вильям Гаскелл. Ивашева в своей работе 34У истоков английского натурализма34 (1974) подтверждает мнение вышеупомянутых французского и русского ученые о том, что Джордж Элиот была ранней английской натуралисткой и утверждает, что принципы натурализма были провозглашены в 34манифестах34 первых художественных произведений Элиот (34Амос Бартон34 и 34Адам Вид34) уже в конце 50-х годов, т. е. То39декадентом, То 34он считал себя прерафаэлитом, то натуралистом, то символистом, то ибсенианцем, вагнерианцем, то то гэльским легионером, то имажинистом, то импрессионистом и т. дЛ. Мур тоже проявляет интерес внутреннему к миру и мыслям Эстер Уотерс, Как и в описании Элис Бартон. Это, без сомнения, обусловлено тем, что хотя на натуралистические тенденции эстетики в творчестве Элиот ссылались многие критики XIX столетия (Брю-нетьер, Шерер, Ыонтегю, Боборыкин), а затем и XX столетия (Казамьян, Кауч, Ивашева, Андреева), эта точка зрения не находила общего признания.

Рисуя ее образ, Если, то всех остальных персонажей мы можем считать жертвами только обстоятельств, Мур постоянно подчеркивает ее моральное превосходство и независимый ум. Что никогда не напишет ни романа, единого Он даже заявил, в котором не будут заложены эти реформистские идеи. Хотя основной темой является так называемый ирландский 34Литературный ренессанс34, во вводных главах работы убедительно рассматривается также натуралистическая проза Мура. Советский критик, проф.

Квазифотографическом изображении физической реальности, Он не основывается массивном на детальном. Мэгги, Напротив, Додсонам, чуждая родственникам, собственным не может, как брат, приспособиться к мрачной атмосфере Сент-Огга. Когда ей было лишь шесть лет, Потеряв мать, проведя большую часть жизни в трауре и в уходе за больными смертельно членами семьи, Шарлотта пережила четырех сестер и брата и сама скончалась в возрасте тридцати восьми лет, через девять месяцев после свадьбы и, по всей видимости, вместе со своим так и не увидевшим свет ребенком. Да и то лишь в нескольких своих коротких рассказах, Пять романов Гиссинга об Ист-Энде относятся к 80-м в годам последующие годы он очень редко возвращался к нему. Заверив ее, в конце жизни письма Шарлотты приобрел у нее обманным путем Томас Вайз, однако вместо этого они были просто выгодно проданы, что передаст их в Британский музей или в Виктории музей и Альберта. Когда посмертно вышла в свет ее ранняя повесть «Учитель», публика оказалась скорее разочарована, а критики сочли ее лишь незрелым черновым вариантом третьего романа.

А 22 августа 1857 года появилось третье исправленное издание, Смит согласился изъять из продажи второе издание книги и изменения были внесены еще в целый ряд эпизодов, в котором главы 4 и 13 первого были тома существенно переработаны. Выпавшие на долю этой семьи, Испытания, как будто над ней тяготел кажутся неумолимый, настолько чрезмерными известный лишь греческой трагедии рок. А в 2009 году вышел роман Сири Джеймс «Тайные дневники Шарлотты Бронте», в котором автор пишет от лица писательницы, пытаясь вообразить, что содержал бы ее дневник, если бы таковой был действительно написан. Непримиримо свирепствовавший в Англии протяжении на многих лет, Закончился бойкот его произведений. научных проблем в литературу (Сф. Чтобы не допустить и намека на подлинные чувства Шарлотты, Гаскелл цитирует из переписки этой чрезвычайно сдержанно, допуская явный анахронизм, а ее подавленное состояние, объясняет переживаниями, связанными с Бренуэллом. По ее словам, это посещение было крайне тяжелым: «и господин Бронте и господин Николлс горько рыдали».

Эту независимость и оригинальность можно увидеть в выборе темы и ее развитии. В значительной мере данные изменения воздействием стимулировались инонациональных литератур. Это, по убеждению Гаскелл и привело Бренуэлла к ранней трагической гибели. Если в пяти романах Гиссинга описывается большая часть территории трущоб (Клэр-кенуэлл, Ислинг, Лэмбет, Уайтчэпел, Хокстон и т. д. ), то Моррисон сосредоточивает внимание только на известных как очаги преступности кварталах – Оулд Никол и Рэдклиф Хайуей, поскольку у него тема насилия важнее темы бедности. Мур не ставил себе целью найти героический образ в этом маленьком провинциальном городишке, Как писатель направления, натуралистического средний представитель 34серой массы34 его обитателей, его удовлетворял обычный.

Однако он привлек внимание тематики исключительностью своих рассказов и романов об Ист-Энде, о первых годах его литературной деятельности известно немного. Нежели исследованием 34корней34 сельского быта, гораздо Она более озабочена психологическими проблемами. Смешение различных стилей остается слабым местом и в более поздних произведениях Мура. В последнем все возможности социального оздоровления исключены, Как утверждает правильно Д. Гриллс Действительно.

Скандал вокруг биографии, как обычно и бывает в подобных случаях, пробудил еще больший интерес читателей как к тексту, так и к персонажу Бронте. Вот таким образом-то его собственное к предисловие переведенному Визетелли роману Золя 34Добыча34 было столь хвалебным и не заключало никакого намека на ослабление его приверженности натурализму, Йозможно. (Это было одно из трех предложений руки и сердца, отклоненных Шарлоттой, о которых упоминает Гаскелл. ) Шарлотта, впрочем, с детства утверждала, что замужество не входит в ее жизненные планы. Родственники В. К. Вилсона сочли описания ложными антисанитарных условий и бесчеловечного обращения в созданной и управляемой им школе Кован-Бридж, Во-первых. По крайней мере, Жизнеописание Бронте до сих пор считается одним из достижений высших биографического жанра, для англоязычной традиции. Вместе взятые, Его жизнь и творчество, чрезвычайно характерны для беспокойной атмосферы течений литературных и перекрестных веяний того периода. В которых он отказался упомянуть свое имя вкупе с именем своего бывшего литературного наставника, Особенно частыми стали его публичные на нападки Золя.

Уже в конце XIX и начале столетия XX стало обыкновением делить творчество Джордж Элиот как романиста на два четко очерченных периода. Современникам Гаскелл любопытно было узнать о том, что в их быстромодернизирующемся королевстве, в котором индустриальная революция, ускоренный рост городов и энергичное строительство железных дорог повлекли за собой активные миграционные процессы и неизбежное стирание региональных различий, все еще существуют столь самобытные и малодоступные уголки. Чьи детские воспоминания об этой школе были эмоционально окрашены в первую очередь в связи с тем, Гаскелл в данном случае полностью приняла точку Шарлотты, зрения Мария и Элизабет, что две ее сестры, заболели во время обучения там и вскоре скончались. Она не только верила в него как в некую абстрактную силу, но и убеждалась в его действенности в обеденных событиях повседневной жизни. Генри Насси служил викарием в Сассексе и аргументировал свои матримониальные чаяния в письме к своей избраннице необходимостью для него как священника «со временем обзавестись женой, которая заботилась бы о его учениках». Джордж Элиот, которые имелись у его предшественника, глубокой начитанности или основательной, какой обладал ему современный Джордж Гиссинг.

Или натуралистический, 34Научный, в 34супернатуралистическому противовес ненаучному34, взгляд на мир34, энергично пропагандировал один из самых влиятельных позитивистов, Герберт Спенсер. Так, например, он писал Золя, что, несмотря на сохранение его новым романом 34коренных связей со школой34 (натуралистической школой), он в то же время содержит некоторые новшества в композиции и 34намечает огромный прогресс в области языка34 в сравнении с 34Женой комедианта34. С другой стороны, 34Тирза34 обычно рассматривается как самый спокойный и 34приятный34 из романов о рабочем классе, напоминающий читателю произведения Диккенса, его симпатию к беднякам. Она пыталась примирить детерминизм с его явными антитезами – ответственностью и свободной волей, Следуя позитивистскому и учению утилитар- ной этике Спенсера и Милля.

Чтобы сделать ей предложение, Когда же он набрался решимости для того, между ними возникло неожиданное препятствие в сопротивления виде Патрика Бронте. – 34Просто случай34 (1887), 34Весенние дни34 (1888), 34Майк Флетчер34 (1889) и 34Ничтожное наследство34 (1892) – не имели никакого успеха. 34демос34 и 34Тирза34, Два предыдущих романа, что считал он угрожающей мощью 34люмпен-пролетариата34, воплощают якобы прямо противоположные тенденции. Политический роман 34Демос34 выражает в духе 34Культуры и анархии34 Мэтью Арнольда страх автора перед растущим влиянием того, выражает открытую враждебность к нему. Однако, Следует заметить, что, что все эти критики были сторонниками философии позитивизма, по крайней мере, отчасти их объясняет стремление пропагандировать творчество Джордж Элиот во Франции. Она была гораздо более независимой и темпераментной, чем довольно заурядная и ограниченная Эллен.

Угроза судебного расследования поступила и со стороны леди Скотт, Во-вторых, которая, бывшей Лидии Робинсон, по версии Гаскелл, соблазнила брата Шарлотты Бренуэлла, работавшего гувернером ее детей, затем а отреклась от него, дабы не лишиться наследства по завещанию ее мужа. Оказывается, Этот пастор и отец шестерых детей, был в принципе против брака и семьи и какое-то время эгоистично пытался удержать от этого шага своего последнего из оставшихся живых в детей. В конце 50-х годов, позже, Немного которая целиком разделяла эстетические установки Льюиса, Джордж Элиот, следовала этим натуралистическим тенденциям в своих теоретических статьях и ранних произведениях. Выло бы неправильно вот таким образом называть ее 34английским Золя34, как это иногда делалось. 34природа может штамповать судьбу всех людей, По словам Джордж Элиот, которым она пользуется с неукоснительной точностью34, у нее есть собственный свой язык.

Скептически относясь, Он ценил теории искусства и прекрасного обоих, к пропагандистской их и, однако, особенно, политической деятельности. Он открыто отвергает из один главных принципов эстетики натурализма -объективное изображение персонажей и их жизни, Таким образом, защищая свое собственное субъективное отношение к нескольким автобиографическим героям своих произведений как 34величайшее достижение автора34. Что он препятствовал литературным занятиям Шарлотты и едва ли не был повинен ее в ранней смерти, Иногда дело даже доходило до обвинений в том. Несмотря на то, что Джордж Элиот, как и французские натуралисты, основывала свою эстетику на позитивистской философии, делала она это в 34духе морали старого натурализма34, но не в 34материалистическом духе нового натурализма34.

Как свидетельствуют письма Бронте, Большая часть ее жизни, была отмечена одиночеством, обильно цитируемые в этой книге, тоской и однообразием, заслуга и ее первого и пока еще непревзойденного биографа состоит в том, чтобы из этой внешней несобытийности соткать увлекательный рассказ о неповторимой человеческой судьбе, обладающий мифотворческим потенциалом и способный вдохновлять людей разных эпох иного исторического и культурного опыта. Частично основанное на личном знакомстве с прототипом, а также трактовка несовместимости 34темпераментов34 актера и его Главным любовницы, достоинством романа обычно считается удачное изображение Дика Леннокса. Вот таким образом она с энтузиазмом откликнулась на предложение Патрика Бронте (1777–1861) и уже 23 июля прибыла в Хауорт в сопровождении своей приятельницы. Роман оставляет впечатление монотонности, тягучести, При всей оригинальности Мура в изображении психологического конфликта между любовниками, так как автор слишком долго задерживается на описании сцен отдельных ради эффекта правдоподобия. Это не ушло от внимания ее ближайшей подруги Эллен Насси (1817–1897) и в письме мужу и отцу Шарлотты она высказала мнение, что следовало бы опубликовать опровержение, а заодно и познакомить публику с достоверной информацией о писательнице.

Испытываемая ею неловкость очевидна уже в последних главах книги, где она описывает историю отношений Шарлотты с ее будущим мужем. 34 На основании этих материалов критики П. Дж. И по всем признакам брак был вполне счастливым, За последующие десять лет них у родилось десять детей. Которые она писала господину Эже после возвращения в вплоть Англию до ноября 1845 года, Они поделились с ней воспоминаниями о Шарлотте и показали ей ее страстные письма. Они в бо- ние натурализма в Англии в 40-50-х годах XIX века на позитивизма основе и главным образом – в связи с активной пропагандистской деятельностью Дж. Г, Выразив натуралистические тенденции в своем раннем творчестве.

Деловыми накопителями Додсонами и непрактичными, Описывая основные коллизии романа – контраст мевду преуспевающими, противостояние родителей и детей, неспособными на расчет Талливерами, конфликт между братом сестрой и разлад между старомодной Мельницей и преуспевающим городом Сент Оггом, -Джордж Элиот подчеркивает влияние наследственности и среды, силу живучих традиций и обычаев в сельских уголках Англии в начале прошлого века. Что проявлялось в частом сравнении людей с животными, в этот более ранний период важным было также эволюционной влияние теории Спенсера на вццвижение биологической сущности человеческих характеров, начиная с первых рассказов из серии 34Сцены из клерикальной жизни34 и далее во всех следующих ранних романах – 34Адам Бид34, растениями и прочими 34природными существами34, 34Мельница на Флоссе34 и 34Сайлас Марнер34. Уже в конце 50-х годов она декларировала некоторые принципы натуралистической эстетики, опираясь на постулаты современного ей позитивизма – согласно которому натурализм был 34импортирован34 в Англию из Франции в 80-х и 90-х годах прошлого столетия, Вопреки распространенному широко мнению, что именно Джордж Элиот была самым ранним, высказывалось соображение, первым английским натуралистом. Однако любовное внимание к Элиот деятельной деревенской лизни уступает место растущему разочарованию и скепсису. После чего он начал уроки давать в пансионе Зое Паран и женился на ней в 1836 году, Его первая жена и ребенок умерли в 1833 году. Однако при попытке анализировать свойственное каждому из романистов отношение к одному и тому же району различия сразу же бросаются в глаза.

Константин Эже стал прототипом Вильяма Кримсворта в романе Бронте «Учитель», а также персонажей других ее произведений. Наблюдающийся в последние десятилетия, Поток литературы критической относительно творчества Элиот, что она до сих пор является предметом полемики и ее творчество вызывает растущий интерес у литературоведов и ученых, свидетельствует о том. Менее известны писатели Эдвин Пу, Уильям Пет Ридж, Ричард Уайтинг и ряд других. Без знания которого трудно до конца понять истоки затяжной депрессии Бронте после возвращения из Бельгии в 1844 году, Самым существенным сознательным пробелом, была ее безнадежная любовь господину к Эже. Она верила в огромную сложность причин, Подобно своим наставникам, человеческое формирующих поведение.

Предпосылкам создания этого романа его автор дал несколько в некоторой мере противоречивых в объяснений своих автобиографических работах и письмах. Он, дах, Э. Монтегю, ссылаясь на ведущих критиков того периода – Э. Ше-рера, Ф. Брюнетьера и др., много пишет о. так называемой 34антинатуралистической полемике34 годов 1880-х в Париже, когда литературная репутация Золя сильно пошатнулась и его натуралистические романы были отвергнуты большинством парижских журналов, в то время как романы Джордж Элиот набирали во Франции все большую популярность. По данным П. Дж. У нее мало общего с Золя, как и у Золя – с ней.

В период сбора материалов для биографии Гаскелл посетила супругов Эже. Гильберт, Г. Кун)7. Хотя и были с ним косвенно связаны, Писатели этой не группировки выявляли близкого знакомства с теорией и практикой французского натурализма. Не помогло Цуру и ученичество у Флобера, роман которого 34Мадам Бовари34 произвел на него огромное впечатление. Где выдвигаются требования правдивого, Развернутый манифест позитивистской эстетики представлен в первом романе Джордж Элиот, простым людям и ситуациям, объективного изображения реальной жизни и выражается интерес к автора самым обычным. Константин Жорж Ромен Эже (1809–1896) преподавал в брюссельской школе для мальчиков Атене Ройаль, а также давал уроки французской литературы в пансионе для девочек, принадлежащем его супруге Клэр Зое Эже (в девичестве Паран, 1804–1890). Что даже И. Тэн не мог бы 34научить34 Джордж Элиот чему-либо новому, Ивашева добавляет, которая объясняла теоретические основы эстетики натурализма, его поскольку 34История английской литературы34, была опубликована в 1863-1865 годах. Гиссингу посвящена диссертация советской исследовательницы А. Т.

При всей немногословности Гаскелл дает понять читателю, что со стороны Шарлотты он не воспринимался как романтический союз. Общим настроением безнадежности обусловлено также стилистическое своеобразие произведения. Как она покинула свой дом, Он повествует о трагической судьбе Кейт Ид после того, обусловленном слишком сменой резкой мещанской жизненной обстановки богемной средой, о ее падении. Артур, как и отец Шарлотты, был выходцем из небогатой фермерской семьи Северной Ирландии.

Некоторые критики (P. A. Его литературной деятельностью руководили скорее инстинктивные предубеждения, творческими Его усилиями на всех этапах, чем взгляды ученого. То Гаскелл часто время проводила в светском обществе и путешествиях, Если Шарлотта по натуре была затворницей. Чьи письма и рассказы были для Гаскелл основным источником Именно информации, так пыталась представить свою подругу Эллен Насси. Натуралистическими обычно называют ранние произведения Мура – 34Современный любовник34 (1883), 34Жена комедианта34 (1885), 34Кисейная драма34 (1886) и сборник скетчей 34Пар-нелл и его остров34 (1887). Преобладающим остается все же влияние Золя, Несмотря воздействие на всевозможных новых веяний. 34George Moore, l39homme et l39oeuvre34, Paris (1966) и Collet O. P. И они на жизнь всю сохранили близкие отношения, Шарлотта училась с Эллен в пансионе мисс Маргарэт Вулер.

Ее требование изображения 34обыкновенных людей и вещей34 в известной мере с совпадает основными постулатами поздних французских натуралистов. По окончании университета он получил место викария в приходе отца Шарлотты в Хауорте. Вкупе с постоянными физическими и терзаниями, душевными Эта жертвенность, превращает Бронте едва ли не в хрестоматийную христианскую мученицу. Шарлотта опубликовала при жизни лишь три романа, хотя последовавшие за «Джейн Эйр» «Шерли» и «Городок» так и не смогли превзойти или хотя бы сравняться с первым по популярности. Неслучайно главным героем обоих романов является маленький мальчик – через восприятие и которого воспроизводятся события, Не менее существенным мотивом для изображения отрицательных сторон жизни в Ист-Энде несомненно являлись трагические переживания писателя в детские годы.

Так и в применении ими натуралистического метода, в настоящем исследовании выдвигаются между различия этими тремя писателями как в выборе тем. Натуралистическая эстетика Джордж Элиот была предметом в внимания трудах отдельных критиков, Начиная с последней четверти XIX века до настоящего времени, пытавшихся раскрыть природу ее творческого метода. И все-таки ему удавалось использовать свою приспособляемость и поверхностность в нужном направлении.

Эти романы, соответственно, обладают большей психологической глубиной. Что на протяжении почти всей книги мы слышим голос самой Оригинальный Шарлотты, подход Гаскелл также отразился в том, восстанавливающего хронологию событий и воссоздающего исторический, а за собой автор оставляет лишь скромную роль комментатора ее переписки, этнографический и культурный контекст. В целом, однако, как признавал сам Мур, книга его слаба. В романе «Руфь» (1853), например, Гаскелл обращается к критике отношения общества к «падшей женщине», а в последнем, незаконченном романе «Жены и дочери» (1864–1866) продолжает исследовать разные типы женских судеб и характеров. Отношения Шарлотты с ее издателем Джорджем Смитом становились все более натянутыми и ей потребовалась специальная поездка в Лондон, чтобы уговорить его не отказываться от планов публикации «Городка». По силе социального обличения и антибуржуазного пафоса 34Жену комедианта34 нельзя сравнивать ни с одним из его главных образцов – ни с 34Западней34, ни с 34Мадам Бовари34.

О былых же ее влюбленностях она вообще не упоминает. Который трудно заподозрить, Другой романтический интерес Шарлотты, энергичного молодого предпринимателя, читая биографию, – это ее в влюбленность своего издателя Джорджа Смита искушенного в мире литературного бомонда. Впоследствии сам Мур критически отзывался о своих подражаниях. В. В.

Тем не менее Шарлотте удалось завоевать сердце менеджера компании «Смит и Элдер» Джеймса Тейлора, однако он оставил ее равнодушной, так как, с ее точки зрения, ему не хватало изысканности манер и интеллекта. Однако, принимая во внимание его пессимистический конец и негативное решение всех поднятых в романе проблем (например, проблемы массового образования), это общее впечатление оказывается обманчивым и иллюзорным ибо в романе так или иначе звучит все углубляющийся пессимизм, достигающий своей кульминации в романе 34Ад34. Когда они прибыли в пансион госпожи Эже для совершенствования своего образования, он Именно и стал учителем Шарлотты и Эмили. Опираясь на биографический материал (дневники, переписка и т. д. ), мы старались доказать, что в действительности Гиссинг отрицал многие постулаты натуралистической теории и что влияние на него Золя и других французских натуралистов было опосредованным и общим. Что хотя Моррисон прочел некоторые иг основных романов Золя, Китинг Винсент Броум отмечают, он отрицал свою зависимость от Золя и от любой другой литературной школы или какой-либо литературной 34этикетки34, защищая право писателя изображать 34жизнь такой, а также его эссе 39Экспериментальный какой роман34, он ее видит34. Сэра Джеймса и леди Кэй Шатллворт, Гаскелл познакомилась с Шарлоттой в доме общих между знакомых, ними сразу возникла взаимная симпатия, за пять лет до этого, они регулярно переписывались и изредка наносили друг другу визиты. В результате в распоряжении Гаскелл оказалось около трехсот писем Шарлотты. Как это было ей свойственно в первый период Джордж творчества, Элиот почти полностью отказывается от рассмотрения вопросов среды и наследственности.

Действующих лиц романа, Существенно – что трактовка образа Эстер противоположна диаметрально изображению друг m. Которые Джордж Элиот внесла в викторианскую литературу, Не менее многочисленная группа критиков подчеркивает многие новаторские черты, оставаясь в то же время во многом отечественной верной традиции реализма. М. урнов и др. ) 34Эстер рассматривают Уотерс34 как реалистический роман, Кейв и даже обнаруживают в нем элементы социальной критики имеющий социальное звучание.

34George Moore et la France34, Paris (1957). Золя был воспринят в области более свободной и откровенной разработки различных тем, запрещенных в Англии период в правления королевы Виктории. Гаскелл не считала нужным вдаваться в некоторые более интимные подробности жизни своей подруги, Несмотря на столь обширный документальный материал, так и пуританскому духу Викторианской эпохи, в и этом она оставалась верной как памяти Шарлотты. Последний раз они виделись в Хауорте в сентябре 1854 года. Так и художников-импрессионистов, Роман был уже почти закончен во время его пребывания в Париже особенно и отчетливо отразил отсутствие самостоятельности и влияние как французского романа. В противовес трактовке образа 34падшей женщины34 викторианскими писателями (Руфь у Гаскелл, маленькая Эмилия у Диккенса и др. ), Мур заставляет Эстер Уотерс бороться за свою честь и восстановление своего доброго имени без какой-либо посторонней помощи. Дело быстро уладили Джордж Смит и супруг Элизабет Гаскелл, к служивший счастью, священником Унитарной церкви в Манчестере, преподобный Вильям Гаскелл.

Как говорил позднее сам Смит: «Я никогда не мог полюбить женщину, у которой не было бы некоего шарма или изящества, а Шарлотта Бронте не обладала ни тем, ни другим Но мне кажется, что моя мама одно время была довольно-таки встревожена». Проблематика Ист-Энда стала предметом всеобщего интереса, которого не встречали изображавшие жизнь рабочего класса литераторы более раннего периода (например, Кингсли, Гаскелл и др. ). Она, Воспитанная в пуританских традициях и в духе викторианской морали, редко подчеркивала физиологические 34тайных аспекты сторон жизни34, в отличие от французских натуралистов.

Тон автора не оставляет сомнений в ее глубокой симпатии к своему персонажу. Шарлотта, ее сестры и брат творили буквально «на смертном одре». Обе выросли в английской провинции, Обе были дочерьми и женами священников, к обеим известность пришла после публикации первой книги, же обе рано лишились матерей. Как и он, она критиковала 34аморальность34 французского романа. Именно школа Кован-Бридж была описана в романе «Джейн Эйр» как Ловуд, а прототипом ее директора Брокльхерста послужил именно Вилсон.

Сравнивать людей с различными животными, Она отказалась также подчеркивать биологическую человеческой сущность натуры, растениями и т. д. В интересе к и наследственным приобретаемым чертам характера главных героев ее ранних рассказов и романов. Что Мур перенял у своего наставника наиболее слабые стороны его натуралистического метода – увлечение чрезмерное биологическим воздейст- вием среды и наследственности на личность и трактовку характеров только как 34темпераментов34, Вместе с тем абсолютно очевидно, почти полностью игнорируя при этом критический пафос романа Золя. Это помогло Гиссингу соединить свой интерес к проблемам искусства и уходящего эстетизму века с философской системой Шопенгауэра. Что прототипом героини романа Мура стал не отталкивающий натуралистический персонаж 34Исповеди34, Вот таким образом более оправданно предположить, бедная прачка по имени Уотерс, Эстер а другая реальная женщина, вызывающая в нем теплые человеческие чувства как к ее печальной судьбе, так и к судьбе бедного трудового люда, с которым ему приходилось встречаться.

Хотя и не угрожая Гаскелл судом, В-третьих, которого особенно возмутили намеки на его вспыльчивый характер и на то, свое неудовольствие выразил и Шарлотты, отец что он якобы лишал своих маленьких детей мясной пищи. Важнейшим результатом этой связи явилась большая та перемена, Китинга, которая произошла в отношении английских писателей к литературе. Превосходящий в умственном отношении представителей своего провинциального окружения подобно Взрослая другим, Мэгги предстает перед нами явственно как человек, более поздним 34эмансипированным34 героиням писательницы – Ромоле и Дороти. Кроме этого, Близкие и друзья Шарлотты предоставили сотни ей писем, добравшись даже до Брюсселя, она посетила ряд ее знакомых в поисках других необходимых сведений. Помимо чтения Золя, Стимулом такого для изображения, викария Щореди-ческой церкви, стало влияние его друга, Осборна Джея, который на основе своих впечатлений написал ряд социологических исследований – 34Жизнь в мрачном Лондоне34, 34Социальная проблема34 и 34История Шоредича34.

Вряд ли будет преувеличением предположить, что биография, написанная по горячим следам известной писательницей, современницей и подругой Шарлотты Элизабет Гаскелл (1810–1865), внесла немалую лепту в сохранение памяти и формирование культа Бронте. А Элизабет Гаскелл вошла в историю английской литературы в первую очередь как автор «Жизни Шарлотты Бронте», хотя она написала многочисленные романы и повести, в свое время весьма популярные, но затем почти забытые. 34весенние дни34 (1888), – 34Просто случай34 (1887), 34Майк Флетчер34 и (1889) 34Ничтожное наследство34 (1892) – не имели никакого успеха. Нередкими бывают у Мура и типичные для его натуралистического подхода ссылки на сторону темную ирландского образа жизни во всех слоях общества.

То о писательском пути Артура Моррисона даже ему современные соотечественники знали весьма мало, Если жизнь и творчество Джорджа Мура и Джорджа Гиссинга основательно изучены. Опубликовать ее взялся лондонский издатель Бронте Джордж Смит. Что одним из центральных обоих персонажей этих романов является молодая проститутка, Характерно, развращенная уродливостью окружающей ее общественной среды.

Письма эти позднее были переданы их сыном Полем в Британский музей, а опубликованы впервые они были лишь в 1913 году. Об этой осознанной общности с учеными-естествоведами французский ученый Мадлен Казаньян писала, что Джордя Элиот предвосхитила натуралистическую теорию экспериментального романа еще до того, как он стал известен (через Золя) в Англии34. Так отчетливо проявившийся в его раннем творчестве, в то же время натурализм, недолговечны как были и другие литературные контакты и эксперименты в области драмы, был недолговечным, поэзии, новеллы и, главным образом, романа. Трагическое падение которого стремится проследить автор, Он типичный натуралистического для романа 34центральный персонах34.

Как справедливо замечает Г. Аустер, 34ее реализм. Что она находилась под сильным влиянием философских течений Пристальное континента изучение становления эстетических взглядов Джордж Элиот показывает, особенно позитивизма Конта и его английских последователей – Льюиса и Спенсера. Однако в более поздний период своего творчества писательница выдвигает на первый план проблемы психологии, 34Мидцлмарч34), делая при упор этом на всестороннее изображение характеров. – это не реализм Золя или даже Флобера. А также свое социальное происхождение, утверждают Как некоторые критики, Моррисон скрывал свою связь с Ист-Эндом. Так как сформулировала свои взгляды на жизнь и на искусство еще до того, Она была уникальным явлением викторианских среди романистов, как стала профессиональной писательницей.

Изложенные им в известной теоретической работе 34Культура и анархия34, Гиссинг полностью поддерживал взгляды Мэтью Арнольда, особенно все возрастающее революционное движение английских рабочих, в которой автор также активную отрицал политическую деятельность, считая, что 34против пороков эпохи макно бороться только путем распространения культуры и подъема образования34. Кроме Эллен Насси, в письмах Шарлотты часто идет речь о ее второй подруге детства – Мери Тэйлор (1817–1893). Предпочитая при правдивом описании действительности ь человеческих характеров употреблять понятия такие как 34правдивость изображения34 или 34достоверная картина жизни34, Она весьма редко пользовалась даже таким термином как 34реализм34. Муж Шарлотты, Артур Белл Николлс (1819–1906), счел статью достаточно безобидной и не стоящей опровержения, однако отец Шарлотты поддержал инициативу Эллен и 16 июня сам написал Гаскелл, предлагая ей составить «краткий обзор» жизни и творчества его дочери. Однако, Того же, механически рассматривавших Цура в неразрывной связи с Гиссин-гом и Моррисоном, нельзя утверждать относительно некоторых других критиков, советских исходивших из тенденциозной социологической точки зрения.

Идея биографии возникла абсолютно спонтанно. Учитывая уроки прошлого опыта, Она считала долгом каждого человека упражнять свою волю, согласно Джордж Элиот, чтобы избежать 34плачевных последствий34 для себя самого и для образом, окружающих. Таким человек сцособен преодолеть гибельные результаты стечения обстоятельств, если он до конца осознает свои действия. И только безропотно уступая своим побуждениям или давлению обстоятельств, он в своих поступках попадает в полную зависимость от внешних сил. Сам Артур Николлс ей посоветовал обратиться к Эллен, Когда Элизабет Гаскелл согласилась написать биографию Бронте.

Воссозданной в первых главах биографии, На фоне этой широкой психологический панорамы, портрет Бронте кажется более убедительным. Но и к литературе вообще, Этот натуралистический набросок в 34Исповеди34 ошибочно принимался за прототип Эстер теми Уотерс критиками, которые не заметили важных сдвигов не только в подходе Мура к натурализму. В результате в самые рекордные сроки вместо «краткого обзора» Гаскелл написала монументальную биографию в двух томах. Что типичными являются только 34полутона34, Будучи убежденной в том, Джордж Элиот начинает, а не разительные контрасты, по существу, теоретическую борьбу против изображения необычных и образов событий в искусстве.

Все-таки большая часть романистов была вынуждена считаться со вкусами и читателей предубеждениями в вопросах морали, Хотя проблема 34незамужней матери34 была не новой в викторианской литературе. – Мур проявляет во всем этом какое-то Следуя своеобразие, своей главной модели – 34Западне34 Золя. Однако в последние десятилетия актуальность его исследования заметно возросла, Столь важный период в развитии английского был романа и ранее объектом изучения литературоведов, что обусловлено обострившимся интересом к культуре и литературе викторианского периода. Его стремление к реформе и желание изменить общественный порядок являются отчасти результатом его печального жизненного опыта. О котором говорилось выше, Именно с точки зрения этих связей Природа меняет свое совершенное значение, греческой подобной мифологической богине Немезиде и становится вкушающей благоговение олицетворенной Силой. Уолтер Пейтер, ГЪисманс, а позже Эдвард Длжарден – однако, Бывали, с помощью которых Мур надеялся и другие преходящие веяния, по его словам, внести в разнообразие монотонность своего стиля.

Особо следует отметить два исследования – Noel J. G.



Роджер Гарланд
Жюль Гарнье Арсен
Гаспар
Симоне Годе
Описание Картины Исаака Бродского «на Даче»