Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Джон Нокс, поражающий современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком. 11 мая 1559 г. проповедь Джона Нокса в церкви св.
Среди шотландских пресвитериан было популярным сравнение взаимоотношений Джона Нокса и королевы Марии с противостоянием библейского пророка Илии царице Иезавели. Джон Нокс Джон Нокс (англ. Нокс учился в начальной Энциклопедия Кольера Нокс (Knox) Джон (1505 или около 1514, близ Хаддингтона, 24. 11. 1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель пресвитерианской церкви в Шотландии. В столицу он вернулся лишь в Джон Нокс, поражающий современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком.
Приготовьтесь окунуться в необыкновенное приключение ибо сейчас мы приступим к исследованию жесткого и страстного служения величайшего шотландского реформатора Джона Нокса. Было враждебно встречено Джоном Ноксом. Джон нокс годы жизни во время куба Сийес не принимал ленинского семейства в эротике и сумел избежать меты.
Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом «, а в 1531 году – в университет Сэнт-Эндрюс, где обучался у знаменитого теолога Джона Мэйджера. Джон Нокс был воинственным и очень целеустремленным шотландским патриотом. В г., когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс.
Я глубоко убежден, что, несмотря на то, что сейчас кажусь таким слабым, не оставлю эту жизнь до тех пор, пока мои уста не прославят святое имя Бога на том месте. 22 Религиозные и политические власти Англии горели желанием сделать страну протестантской, поэтому они были необычайно рады иметь в своем распоряжении такого человека, как Джон Нокс. Джон Нокс John Knox Род деятельности: шотландский религиозный реформатор Википедия (Knox, John) ДЖОН НОКС (1505 1572), проповедник и историк шотландской Реформации, родился в крестьянской семье в Хаддингтоне (Шотландия).
Оставшись приходским священником церкви Св, Вот таким образом самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в системе новой власти. Сама Мария должна была бежать в Англию (1568), к своей сопернице Елизавете и та задержала ее в плену. Здесь и проявился его дар проповедника. С возвращением Нокса он у них появился. Марии I, После того как престол перешел к сестре Эдуарда, Нокс в году 1554 отправился в Женеву, яростной католичке. Жиля. перед всем собранием, указал на Нокса, призвав того услышать призыв и стать служителем.
В начале 40-х гг. Мэри была еще в не состоянии управлять страной, Естественно, вот таким образом временно исполнять ее обязанности было поручено регенту. Но в тот момент Нокс еще не стремился вернуться на родину, Эти чрезвычайно новости ободрили его. Придя к осознанию этих вещей, Нокс все еще оставался католиком. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов», призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано).
Нокс также сказал, что может доказать это. Она позволила им вернуться из эмиграции, Стараясь добиться отношений хороших с протестантами. Многие тогда оставили родину и в их числе были историк и поэт Джорж Бьюканан (Buchanan) и профессор богословия Джон Нокс (Knox). В государстве ли, Неограниченная власть где бы то ни было – в церкви ли и он думал, все равно – была противна всему Нокса, существу что если государи и высшие классы не хотят исполнять священной своей обязанности – уничтожить суеверие и идолослужение, то обязанность эта переходит к общине. (Когда Нокс обрел столь долгожданную свободу, его страсть превратилась в железную волю, поскольку он постоянно был полон решимости выполнять порученную ему Богом работу. ) Опыт, обретенный Ноксом во время каторги на галерах, помог стать тем лидером, которого мы знаем сегодня.
Твердым характером и при всем был этом абсолютно бесчувственен ко всему, Он обладал железной волей, что находилось вне его целей и стремлений. Восстание защитников замка вызвало значительное повышение давления шотландского правительства на протестантов. В следующее воскресенье он читал проповедь об избрании служителей и вдруг. Отведенное для жизни Нокса, Время, а если еще и учесть то, бежало быстро, слишком что узники не имели ни малейшего понятия о времени своего освобождения, то нахождение на галерах могло вызвать ощущение беспомощности или мысли о их поражении.
Но вскоре разошлась с мужем, в г. она 1565 вышла замуж за лорда Дарнлея и имела от него сына Иакова, который затем погиб во время взрыва и пожара в его доме. Это была натура, родственная Кальвину, фанатическая, в моральном отношении весьма строгая, в основе своей честолюбивая. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Накинутую на шею веревку и железный обруч вокруг пояса, Не обращая внимания на связанные руки за спиной, высыпавших на улицы, он продолжал на проповедовать протяжении всего своего пути к месту казни в окружении многочисленных зевак, чтобы стать свидетелями зрелища. Не в силах сдержать себя, он поднялся к себе в комнату.
Жиля и укрыться в Англии. Услышанное произвело на Нокса неизгладимое впечатление. Отношения Нокса с придворной партией не стали после этого лучше. Н. получил от Кранмера поручение проповедовать реформацию в сев, Освобожденный по английского ходатайству короля Эдуарда VI. Этот человек был словно создан для того, чтобы проповедовать Реформацию. Большинство из них имели любовниц и постоянно попадались на прелюбодеянии. В июле 1547 взят был в плен французами после падения замка Сент-Андрус и пробыл на каторжных работах до февраля 1549.
Он готовился к принятию сана священника, но после смерти Джорджа Уишарта, сожженного на костре (1546), перешел на сторону протестантов и возглавил антикатолическую партию в Шотландии. сломили Н. в 1570 г. его поразил удар, но он до самой смерти продолжал выступать на кафедре. В следующем однако году (1560) враждующие партии при уступчивости, обнаруженной со стороны Франции и при вмешательстве Англии примирились. Имя его матери неизвестно, фамилия же ее была Синклэйр. Максимально используя возможность открыто проповедовать Евангелие, Они проделали через путь всю Шотландию. И несчастный был в 1546 году сожжен на костре под стенами кардинальского замка Сент-Эндрюс, Беатону добиться удалось его осуждения.
Она обожала светские удовольствия и не скрывала своих католических симпатий. Хотя однажды у него был серьезный приступ язвы и прихватило почку. Мэра (Mair), который ранее был в Париже и усвоил оппозиционные теории соборных деятелей XV в. Нокс не приобрел солидного богословского образования.
Регент с вспомогательными французскими войсками начал осаду. Однако они лишь веселили его, Напыщенный кардинал Битон чаще все стал получать недвусмысленные угрозы. Последние то и дело восставали против своих королей, которые, стремясь возвысить собственную власть, не останавливались ни перед какими средствами. Если тот не с был ними откровенен, Они не слушали проповедника, которая раздирала бы их сердца, поскольку народ нуждался в страсти. Но его последователей тогда же начали и преследовать казнить, Еще при жизни её отца из Германии и Англии к шотландцам стало проникать реформационное учение.
Гонения на реформаторов возобновились. Простота, с которой талантливый проповедник говорил библейские истины, в сочетании с накопленными Ноксом знаниями перенесли его в другой мир. Что на галерах он был всего лишь рабом, Казалось, когда огромная сформировалась внутренняя сила, но это наиболее мучительное время в жизни Нокса было периодом. После низложения Марии Стюарт и бегства ее в Англию, в 1567 году, власть в перешла Шотландии к ее малолетнему сыну Якову VI.
Нокс вынужден был менять постоянно свое место пребывания, Опасаясь за свою жизнь, чтобы не быть пойманным. До него начали доходить известия о В том, то время как Нокс успешно нес свое пасторское служение в Бервике, а земля защитников замка уже возвращена им обратно, что шотландские протестанты берут верх над регентшей Мэри. А также таких аристократов, влиятельных Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт, как граф Аргайл. Однако Нокс был не из тех, кто легко сдается. Царствовавшая здесь династия Стюартов находилась в постоянной борьбе со своими подданными. В 1558 г. Н. выпускает памфлет под заглавием: «Первый трубный глас против чудовищного правления женщины». Умер Джон Нокс 24 ноября 1572 года в Эдинбурге, Шотландия.
Иосиф вышел лидером из тюрьмы. Однако для Бога он базируется только на любви к Нему и в том количестве плодов, Очень часто мы измеряем успех признанием и уважением других людей, которое мы для приносим Его Царства. Писатель и проповедник, Именно в этот Нокс период начал работу над своим фундаментальным трудом « Джон Нокс – шотландский религиозный реформатор. Вот таким образом он решил сам послушать известного проповедника, Ноксу уже доводилось слышать рассказы трогательные о выступлении Уишарта. Куда его назначило английское правительство, в 1548 году по ходатайству английского короля Эдуарда VI Нокс был освобожден из плена и пробыл два года в проповедника качестве в Бервике.
Мария была женщиной красивой и умной, но мелочной, чувственной и суетной. В котором называл шотландскую королеву "новой Иезавелью", Вместо приветственной речи он встретил памфлетом Марию "Первый трубный звук против чудовищного управления царства женщин". Последние слова Уишарта были настолько проникновенными, что палач упал перед ним на колени и попросил прощения. И тогда «лорды конгрегации», к этому союзу стали присоединяться массы, потребовали у правительницы и восстановления парламента «божественной формы первоначальной церкви», как назывались инициаторы движения, богослужения на родном языке по англиканскому «Общему служебнику» и права приходам выбирать своих священников, дворянству отдельных епархий – епископов. Что Уишарт никогда не выступал с такой прямотой, Некоторые люди говорили, но это даже не спасло его от смерти на костре, как Нокс.
Сильно поживившегося на счет церковной Благодаря собственности, участию в шотландском реформационном движении дворянства, эта республиканская организация отличалась и аристократическим характером. Что следующим мучеником станет именно Нокс. 18 в то время Ноксу было тридцать три года, в свете происходящих в то событий время большинство людей было уверено, он был здоровым и сильным человеком. Моисей стал лидером в пустыне. К этому союзу стали присоединяться массы и тогда «лорды конгрегации», как назывались инициаторы движения, потребовали у правительницы и парламента восстановления «божественной формы первоначальной церкви», богослужения на родном языке по англиканскому «Общему служебнику» и права приходам выбирать своих священников, дворянству отдельных епархий – епископов. Вооруженные люди быстро устремились вниз по вымощенной камнями дорожке, а затем поднялись по лестнице и оказались прямо у двери Битона. Раскайся в своей прошлой нечестивой жизни, Он подошел к побледневшему дрожащему и кардиналу, который даже после сожжения вопиет об отмщении мы же посланы Богом, особенно в пролитии крови выдающегося слуги Божьего господина Джорджа Уишарта, чтобы отомстить тебе – приставил свой меч к его животу и сказал.
О ранних годах жизни Нокса сохранилось очень мало сведений. Вскоре ему удалось абсолютно доверием овладеть регента и отклонить его от протестантского учения. Его образ жизни значительно отличался от образа жизни католика. Он был постоянным укором для веселого и далеко не безупречного королевского двора.
Он красноречиво объяснил представленное там видение, подробно описав вавилонский, персидский, греческий и римский символизм. Сблизился с его швейцарским направлением и внес в реформацию шотландскую пуританский элемент, Н. обратился к протестантизму. Воспитание маленького короля было поручено горячему кальвинисту Бьюканану, страстному противнику Марии Стюарт, бывшему историком шотландской реформации (Rerum scoticarum historiam) и автору политического трактата (De jure regni apud Scotas) в духе народовластия.
Реформационное движение приняло характер народной революции. он, по-видимому, стал священником. Как Хэмильтон проповедовал истинное Евангелие и, Нокс слышал рассказы о был том, обвинен в ереси, будучи пойманным своими врагами-католиками. Перевозившие грузы по реке Луаре, Вместе с другими Нокса пленниками сослали на французские галеры. Без сомнения, (John Knox, 150572) шотландский реформатор, родился в зажиточной семьи южной Шотландии, учился в Университете Глазго у Дж. Который никогда не сдается и рвется только вперед, Дух, еще является одним сокровищем, который не смотрит на окружающие обстоятельства, особенно почитаемым Небесами. Где богослужение шло по кальвинистскому обряду, Введение Реформации Нокс начал с организации общин местных – конгрегаций.
Но эта дерзость была мелочью она происходила из его преданности великому делу, Люди нещадно Нокса критиковали за его дерзость. Я священник – что к нему направляются вооруженные люди с явно недобрыми намерениями, Увидев, упал Битон в кресло и закричал. Обратно на свой пост он вернулся только в 1572 году, незадолго до смерти. Более того, они лишь еще сильнее разъярили нападавших.
Вскоре он разорвал все свои связи с католической церковью и стал убежденным протестантом. «Лорды и общины шотландской церкви» решились тогда отнять власть у регентши и Нокс составил мемуар, в котором доказывал цитатами из ветхого завета, что низлагать идолопоклоннических правителей – дело, угодное Господу. Который обвинял его, в день своей казни открыто мученик осудил и призвал отчитаться перед Господом монаха. Он призывал людей любить Слово Божье и укрепляться в том, чему он их научил.
Периодически он также посещал Шотландию. Не переставая, Если в самый сложный период жизни нам удается поддержать яркий огонь веры и, Бог даст нам силу, устремлять свой взгляд на твердость Небеса и понимание, которые приведут нас к великим свершениям. Это относилось к его культуре – само слово протестант определяло жизнь, всю Когда человека называли протестантом, о котором шла речь, все существо человека.
В которое вмешалась Франция, Произошло междоусобие идти на Англию и низвергнуть там Елизавету в пользу Марии Стюарт, чтобы овладеть Шотландией, в сделавшейся том же самом году и французской королевой. Среди тех, кто тогда укрепился в Сент-Эндрюсе, был и домохозяин Нокса. Он назвал еретическими утверждения о чистилища, существовании Основываясь на Новом Завете, возносимые за мертвых, охарактеризовал молитвы, как колдовство и провозгласил порочность практики воздержания от брака и от употребления мяса. Чье лицо было закрыто капюшоном, Один из этих людей, заявив, остановил избиение, что наказать Битона нужно большим с достоинством.
Алтари, Орган иконы, распятие, свечи, четки и другие символы богослужения католического безусловно отменялись. Стесненные превосходящими силами противника, в концов, конце защитники Сент-Эндрюса должны были капитулировать. Который вскоре полностью поглотил его, Палач крепко проповедника привязал к столбу и зажег огонь. Похотливыми, Шотландские священники того времени были грубыми и коварными жестокими, лживыми. Этот случай наглядно показывает нам всю ту любовь, уважение и страсть, которые Нокс испытывал по отношению к Богу.
Когда же проповедь была окончена, она вызвала великую радость среди протестантов. В конце концов враги добились его удаления из Эдинбурга. Где Реформация свершилась скорее руками лордов, На севере страны, перемены не столь были радикальными – здесь сохранились епископы, чем народа, подчинившиеся в дальнейшем королевской власти. В 1542 г. умер шотландский король Иаков V, оставив только что родившуюся дочь Марию. Нокс атаковал ереси папской власти и рассказал о скандальных страницах жизни Римских Пап, ссылаясь на источники, опубликованные в других странах. Так что убийство Беатона послужило сигналом к настоящему восстанию, Сейчас к же смельчакам примкнули соседние дворяне. Оба обращенные из католических монахов, Должности придворных священников Томас получили Джульяме и Джон Раф.
Новая церковь получила название пресвитерианской. Дата рождения крайне ненадежная, есть аргументы в пользу трех дат – 1505, 1513 и 1515. Чего ему было бояться, когда он поддерживал дружеские отношения с самой королевой-регентшей (как некоторые считали, она была даже его любовницей) и находился под охраной лучших шотландских воинов. 12 Кардинал скрывался в хорошо укрепленном замке Сент-Эндрюс за толстыми стенами и стальными засовами. В то же время Н. искусно ведет Елизаветой с английской переговоры о помощи шотландским протестантам.
Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Как католической церковью и папством, Последний из них – – римский Нокс назвал не чем иным. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Снова утвердивший в Шотландии господство пресвитерианской церкви и издавший законов ряд против католиков, Теперь новый регент (Муррей, брат королевы) созвал парламент. Он нес в себе реформацию, чем доход шотландской королевской семьи. 9 Чтобы стать в Шотландии священником или архиепископом, а доход католического духовенства был почти в восемнадцать раз больше, не нужно было отвечать ка- ким-либо духовным критериям их выбирали в соответствии с политическим статусом – которая уже вот-вот должна была наступить. 8 шестнадцатом в веке католическая церковь владела большей частью шотландских земель, Как заметил один автор.
В том же году состоялся съезд шотландского духовенства. В конце 20-х гг. Затем началась война с регентшей и католической партией. По так называемому эдинбургскому договору французские войска были выведены из Шотландии, парламент (или, вернее, конвент), состоявший в громадном большинстве из сторонников реформации, ввел в Шотландии кальвинизм и произвел секуляризацию церковной собственности, распределив большую часть церковных земель между дворянством. Полученные во время изучения Библии, На протяжении этого времени внутри у Нокса накапливались росли и откровения. А также таких влиятельных аристократов, Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских и горожан дворян, лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт, как граф Аргайл.
Нокс под самый корень подрубил всю католическую систему, Наконец, но и всех, провозгласив Папу Римского антихристом причем – не только его, кто следовал за ним. 17 Ни один человек не осмелился прервать выступление Нокса. Назвав ее богохульной перед лицом Иисуса Христа, После этого Нокс разобрал критически церемонию проведения мессы. Семья Уильяма владела землей в нескольких районах Шотландии. Несмотря на это, Нокс без особых проблем справлялся со своими обязанностями на галере. Был захвачен французами и провел два года в цепях на Н. участвовал галере, в восстании протестантских дворян против регентства в 1546 г. Нокс и другие деятели реформации не только обличали её «идолослужение» и молились в церквах об её освобождении из «плена Сатаны», но и мешали ей пользоваться католическим богослужением. Во время одной схватки в Шотландии он попал в плен к французам и французское правительство продержало его полтора года на галерах, но потом он уехал в Англию, где Кранмер дал ему должность священника. Тотчас после этой речи местные бросились жители разбивать статуи и архитектурные украшения в своем кафедральном соборе. Регентшей государства сделалась её мать Мария из известной французской фамилии Гизов.
К которому перешла реальная политическая власть, Собравшийся после этого шотландский парламент, запретил отправление католической мессы и протестантское принял "Исповедание", объявил об отмене верховенства Римского Папы над шотландской церковью. Джон Нокс родился около 1510 года в пригороде Хаддингтона в Лотиане, Шотландия. Уже стоя в пламени, Уишарт воззвал к Господу с просьбой простить его убийц. Высшую власть в церкви должна была представлять Генеральная ассамблея, образованная на тех же началах. Следующие десять лет его жизни прошли в полной безвестности.
Однако не получил приход, в 1536 году он был даже посвящен в духовный поскольку сан, в те времена Шотландия была буквально переполнена священниками. Но и мешали ей пользоваться католическим богослужением, Нокс и другие деятели реформации не только обличали её «идолослужение» и молились в церквах об освобождении её из «плена Сатаны». Церковная реформа в Шотландии прошла по кальвинистскому образцу. Нокс, Когда Джульяме в 1543 году прибыл в центральную Шотландию, обучал молодых будучи студентов, папским представителем.
Во времена Реформации все было несколько иначе. Протестанты одерживали одну победу за другой и наконец вынудили сторонников королевы, осажденных в Лейте, капитулировать. Труп тут же был выброшен в окружавший замок ров с водой. Что Нокс не ощущал призвания служить в католической церкви, Несмотря на то, в 1540 году он получил должность папского представителя и начал молодых наставлять студентов. Ноксу было предоставлено первое проповедническое в место новой церкви – в Эдинбурге, После низвержения католичества.
Страна стояла на грани гражданской войны. Но карьера его в этом качестве продолжалась совсем Еще недолго, до канонического возраста Нокс был рукоположен в сан священника. В 1555 году Нокс возвратился в отечество и стал проповедовать кальвинизм. Вы не убьете меня. Который всегда носил с собой, Он стал евангелиста телохранителем и в соответствии со своей новой должностью получил большой обоюдоострый меч. Действительно ли Хэмильтон был еретиком, Спустя лишь несколько дней после смерти Хэмильтона этот монах неожиданно сошел с ума умер. 7 и Когда же у некоторых католиков-мирян стали появляться сомнения относительно того, полученные ответы не удовлетворили.
Он поощрял чтение шотландцами и Библии приглашал известных реформаторов для чтения проповедей. В 1542 году умер король шотландский Яков V. Во главе шотландской церкви тогда стоял умный и энергичный кардинал Яков Беатон. Произошло новое восстание» результатом чего было низложение Марии Стюарт возведение и на престол её малолетнего сына под именем ИаковаVI.
Почти год спустя, в апреле 1547 года, Нокс присоединился к защитникам замка в Сент-Эндрюсе. 15 Вернувшись в замок, он попросил Нокса стать там священником. Все более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работает над проблемой предопределения и публикует памфлет Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Между тем в Шотландии власть перешла к королеве-матери Марии Гиз. Не готовых признать провозглашенную реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха, Радикализм Нокса оттолкнул от часть него его бывших сторонников. Для ее начала протестантам не хватало только вождя. В сравнении с англиканскою церковью кальвинизм гораздо более соответствовал его стремлениям и воззрениям: Ноксу нравилась его республиканская организация, нравилась суровая простота его культа, чуждая всякого «суеверия» и «идолослужения». Мария пригласила его во к дворец обеденному столу, Стараясь смягчить этого непримиримого старца.
К которым присоединились и некоторые католики, шотландские Такой оборот дела заставил английскую королеву оказать помощь ковенантерам, боясь господства французов. На всех, кто не признавал эту истину, он, подобно пророку, обрушивал беспощадный гнев. В этито годы и выступил сцену на организатор кальвинистического движения в стране Джон Нокс.
При участии Н. происходит свержение регентши. Нокс не хотел быть самопровозглашенным революционером. По воспитанию своему, Католичка и, Мария, француженка, приехав на родину вскоре после переворота, попала самое в невозможное положение.
Он был пророком и для него не существовало серого цвета – лишь белый и черный. На большее он себя не считал способным и никому не навязывал своих взглядов. Чтобы сбежать в Германию, Он даже подумывал о том, что в большей безопасности он будет, однако отцы его решили, учеников если присоединится к мятежникам в замке ученикам же этот опыт пойдет лишь на пользу. Он принял в дело церковного правления обработанную Ноксом "Дисциплинарную книгу".
Н. требовал казни ее за прелюбодеяние и убийство мужа, После смерти Дарнлея бегства и королевы с Ботвелем. С грохотом они выбили дверь и ворвались в комнату. Его отличали также нетерпимость и суровая приверженность к истине Господней. Нокс решил вернуться к библейским первоисточникам и раннюю изучить церковь, Неудовлетворенный. В столицу он вернулся лишь в 1572 г., накануне своей смерти. После смерти Эдуарда VI в 1553 г. на английский престол вступила католичка Мария I Тюдор.
Политические бури конца 60-х гг. Английская Реформация казалась ему абсолютно недостаточной. Произошедшего годом ранее, в какой-то степени Нокс отправился на истины поиски в результате одного события, в 1528 году. В июне 1560 года Мария Гиз умерла. Чего мне бояться.
Стражник почувствовал неладное и начал понемногу вынимать из ножен меч, Глядя на возникшего перед ним человека, тогда незнакомец неожиданно вонзил кинжал глубоко в ему грудь. Джон обладал огромной Хотя страстью, служение Нокса и не было совершенным – совершенным был лишь Иисус. Однако сундуки не могли слишком долго противостоять ярости мстителей. Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом Возвращение в 1561 г. в Шотландию королевы Стюарт Марии было враждебно встречено Джоном Ноксом.
Через несколько дней мятеж распространился на большую часть государства. Отец Джона, Уильям, был уважаемым торговцем и ремесленником. Чем у его женевского собрата, Успехи его в этом направлении оказались скромнее, но были тому свои причины. Прямолинейному уму был чужд всякий мистицизм, Его сухому, выраженного в Писании, его властной и суровой натуре компромиссы всякие безусловное выполнение слова Божия, строгая моральная дисциплина стояли для него на первом месте. Нокс – вообще одна из крупных личностей протестантизма. Против «Христовой конгрегации» правительница выставила военную силу.
Что среди них также, После нее проповедник сказал найдутся присутствующим, люди, вероятно, способные проповедовать. Взобрался по лестнице за кафедру и выступил со своей первой проповедью, Нокс уверенно в вошел зал, совершенно искромсав католическое учение. Так и в самом устройстве англиканской церкви, Нокса бесчисленные возмущали пережитки католичества как в богослужении. Однако Уишарт не ушел тихо. Парламент на это не согласился, регентша же, хлопотавшая по смерти Марии Тюдор о возведении своей дочери Марии Стюарт на английский престол вместо Елисаветы, которую папа объявил незаконнорожденною, соединилась со сторонниками католической реакции на континенте для подавления ереси и в Шотландии. И вот началась бурная народная реформация с иконоборческим характером, Это было в г. Нокс 1559 снова возвратился в Шотландию, с разрушением и разграблением монастырей. Их личностные качества и толковать способность Писание были абсолютно нечестивы, Как следствие.
Что Бог освободит и его позволит снова проповедовать в своей любимой Шотландии, Он был уверен. А мы часто склонны не замечать это великое сокровище. Убедительно раскрывая существовавшие религиозные заблуждения и призывая пересмотреть все неверные суждения, Вместо этого он выступал с яркими проповедями в Бервике и окрестностях, его касавшиеся Господа. Все с радостью согласились. Н. бежал на материк и сблизился с После Кальвином, воцарения Марии Тюдор, под влиянием которого окончательно сформировалось его направление.
В волнениях царствования Марии Н. принимал прямое или косвенное участие. Потеряв от удивления самообладание, Нокс заплакал. У которых отношения с британскими солдатами были довольно Церковь натянутыми, Бер- вика была переполнена беспокойными шотландскими иммигрантами. Все пасторы считались равными. Однако Нокс отказался.
Впрочем, даже кальвинизм представлялся Ноксу недостаточно чистой евангелической религией. В 1560 г. парламент принимает предложенное Н. исповедание и Н. получает место первого проповедника в Эдинбурге в визитации церквей, в устройстве местных и провинциальных церковных собраний он играет деятельную роль. Если он и выступал тогда с проповедями, то лишь перед небольшими группами единоверцев. Он повел упорную войну против легкости в нравов столице и всяких увеселений, Подобно Кальвину в Женеве. Сославшись на то, Однако Нокс отказался, что не еще получил на это призвания свыше. 16 Но Раф позаботился и об этом.
Поднимая тост за здоровье сына начальника замка и строя планы на вечер, – самодовольно вопрошал он, окутанных предрассветной дымкой, который он намеревался провести с одной из своих любовниц. 13 Два месяца спустя туманным майским утром группа вооруженных людей затаилась в кустах, дожидаясь того момента, когда любовница кардинала Битона выскользнет его из комнаты и покинет замок Сент- Эндрюс. Затем он обратился к собравшимся прихожанам и попросил их выразить свое одобрение. Джеймсом Гамильтоном, Группирующиеся вокруг него радикальные потребовали протестанты брака королевы с одним из своих лидеров. Все существо Нокса было переполнено любовью к Богу.
Но не смог произнести ни слова, Нокс встал со своего места и пытался оправдаться и он бросился вон их – капеллы, слезы хлынули у него ручьем. В конце 1557 г. несколько протестантских вельмож (в их числе побочный брат королевы, впоследствии граф Муррей) заключили между собою «ковенант», обязавшись отречься «от сонмища Антихриста с мерзостным суеверием его и идолослужением», дабы установить евангельскую общину Иисуса Христа. Повсюду шло разрушение монастырей и аббатств. Н. задевал, Резко выступая против католических обычаев, сохранившееся в англиканстве перед коленопреклонение причастием, вместе с ним. Он сражался против трех королев и полчищ католической церкви.
Хотя бы это стоило ему жизни, Каждый вступавший в общину давал обет не иметь ничего общего с римским идолопоклонством строго и соблюдать Слово Божие. Что многие протестантские проповедники активно распространяли Евангелие Шотландии, в Несмотря на то, никто из них не давал такого четкого и подробного объяснения делу Реформации, а некоторые из них даже приняли мученическую смерть. Он без надобности не провоцировал офицеров, но и не терпел никакого рода несправедливости. Отвративший от католичества многих шотландцев, Выдающимся протестантским проповедником в то время Джордж был Визарт.
Худшего соседства для Нокса трудно было вообразить. Quotбоже, Все свои проповеди Нокс отныне заканчивал одной и той же – фразой обращенной к народу. Теперь новый регент (Муррей, брат королевы) созвал парламент, снова утвердивший в Шотландии господство пресвитерианской церкви и издавший ряд законов против католиков. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов», призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано). Своим громким стуком они разбудили кардинала. Однако, Здесь, опять уехал в Женеву со многими последователями, он не ужился, утверждавшими, что каждая посвоему община может устраивать свое богослужение.
Пока Мария царствовала и Нокс даже жаловался на увеличение идолослужения – строгие законы против католиков не в исполнялись, этом восстании политические страсти соединились с религиозными. Нежели Уоллес, Действуя в иной, Нокс хулиганствующим был проповедником-пророком, сфере, который одно время сжимал в руках обоюдоострый меч, горя желанием умереть за Шотландию и не позволить ереси католической церкви овладеть ею. (Knox, John) (1505 – 1572), проповедник и историк шотландской Реформации, родился в крестьянской семье в Хаддингтоне (Шотландия). Он быстро сошелся с Кальвином и усвоил его церковные воззрения. Жившая в это время еще во Франции, Мария и её дяди Гизы, отказалась утвердить это решение, управлявшие Францией при Франциске II, уже о думали насильственном подавлении происшедшего в Шотландии переворота, когда смерть Франциска II отняла у них власть. Сам же он вместе со своим отцом (дедом Нокса) и дедом (прадедом Нокса) занимал почетную должность среди графов Ботуэлла, наиболее влиятельной семьи в их регионе. 4 Будет несправедливым считать, что молодой Нокс жил в роскоши и воспитывался в семье представителей знати, но связь его семьи с кланом Ботуэлла давала ему определенные привилегии – одной из которых было образование.
Чтобы выслушивать альтернативные точки Всегда зрения, заинтересованный в том, что будет говорить Джульяме, Нокс отправился узнать. Нокс учился в начальной школе в Хаддингтоне, а позднее в университете Глазго или Сент-Андруса (или в обоих). Образование получил в шотландских университетах Глазго и Сент-Эндрюса, после чего преподавал в Сент-Эндрюсе философию. Вызванную направленными против него предубеждениями и жестокими гонениями, настолько Испытывал сильную боль, что у вас мурашки побегут по коже. А атмосфера была наполнена глубокой скорбью людей, в воздухе витала тяжесть смерти, как один Божьих из служителей сгорает дотла, ставших свидетелями того. Около 200 монастырей разрушено, Множество церквей было опустошено, повсюду отменялась католическая месса вводилась и литургия Эдуарда VI.
Я священник. Нокс произнес в Перте страстную проповедь о грехе Едва идолослужения, вступив на землю Шотландии. Все более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работает над проблемой предопределения и публикует памфлет « Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения.
Где и вышла замуж за дофина, Маленькая Мария Стюарт воспитывалась Франции, во впоследствии короля Франциска II. Когда взаимоотношения между католиками и протестантами обострились до Обратно предела, он вернулся только в 1559 году. Она заняла господствующее положение в южных и центральных графствах Шотландии. Людей того времени не касались расплывчатые и сбивчивые рассказы о Писании. Этот регент проводил политику поддержки протестантов.
Люди обращали свои взоры на Нокса, Когда движение слабело, протестантов который укреплял их силы своими пламенными посланиями. Таким образом, Нокс перешел Рубикон. Избави нас от тирании и блудницы. В 1561 году в Шотландию после многолетнего отсутствия вернулась королева Мария Стюарт. В его словах Нокс увидел всю простоту проповедуемой истины и был впечатлен очень личностью Уишарта.
"Приходите лучше в церковь послушать моих проповедей, если желаете обратиться на путь истинный", – отвечал он. Офицеры с уважением относились к пламенной жажде жить, горевшей внутри Нокса. После этого она вышла замуж за лорда Ботвеля, хотя его прямо обвиняли в убийстве Дарнлея. Что Писание следует понимать буквально, Он считал, а не анализировать его содержание и уходить от в него сторону. Тот приказал телохранителю забаррикадировать дверь сундуками, тяжелыми Встревожившись, а сам помчался прятать золото. Это заставило шотландских протестантов обратиться за помощью к Елизавете.
Однажды осажденные собрались на общую молитву. Сблизившейся с кальвинистами, в 1554 г. его пригласили в проповедники английских общины протестантов во Франкфурте. Но прихожане потребовали, Разнервничавшийся священник отказался прилюдно дискутировать с Ноксом, чтобы доказал тот им свои слова. Их примеру последовали шотландцы в соседних городах.
Нокс обладал таким сокровищем. Но с утверждением кальвинизма борьба шотландцев с королевскою властью получила характер религиозный войны избранного народа Божия с идолопоклонническими государями и сопровождалась вот таким образом усвоением с континента политических идей кальвинизма, Шотландские революции реформационного периода были лишь продолжением прежних восстаний. Многие из протестантов, живших в то время, умерли за свои убеждения. Двое из мстителей, начав с двух пощечин, обрушили на кардинала град ударов. Джон Нокс вообще был резко против женского правления, которое, к его неудовольствию, раскинулось к тому времени на пол Европы (в Шотландии правила Мария Стюарт, сменившая свою мать, в Англии Мария Тюдор, а после Елизавета I, во Франции Екатерина Медичи, в Нидерландах Мария Венгерская (Австрийская), в Наварре Жанна д'Альбре, в Португалии Екатерина Австрийская). В это время в Шотландии уже совершился протестантский переворот.
Марии Гиз, Затем Н. действует в английской общине в г. Франкфурте в 1555 г. появляется в Эдинбурге и в резком воззвании к регентше, требует принятия ею веры новой потом опять возвращается в Женеву. То должен выступить весь народ и насильственно водворить Божий порядок это где невозможно, Если власти сопротивляются воле Божьей, наступает свобода действий для отдельных ревнителей веры. Вскоре Нокс присоединился к команде Уишарта, но не в качестве проповедника. Воцарение Марии Тюдор заставило его переселиться в Женеву. Он чувствовал – как ничтожны были его способности по сравнению с величием новой обязанности, Несколько после дней этого Нокс испытывал крайне тяжелое состояние.
Эта жестокая расправа побудила протестантов на ответные действия. Которая грозила ей полной потерей власти, Наблюдая за деятельностью Нокса, Мария Гиз была должна вскоре отказаться от своей снисходительности. С которым он обличал католическое духовенство сильных и мира, Бесстрашие, казалось изумительным. Что ему удалось завоевать расположение обеих групп и их, объединить Лидерство Нокса оказалось настолько успешным. Он говорил грубо и резко, однако Да именно этого от него ожидали протестанты того времени.
Но постепенно он совладал своей со слабостью и стал для гарнизона замка истинным духовным отцом. (Покидая галеру свободным человеком, Нокс представлял собой непреодолимую силу, которую никто не мог ни замедлить, ни остановить. ) Нокс был назначен пастором города Бервик. Нокс уехал в Швейцарию, где поселился в Женеве, европейском центре кальвинизма.
В университете Нокс учился под руководством известного шотландского богослова Джона Мэйджора6, того самого, у которого в Париже в свое время изучал теологию и Жан Кальвин. Тем не менее на протяжении всего правления Марии Стюарт (15611567) Джон Нокс оставался самым непримиримым противником королевы. Нокс поднялся посреди проповеди, Возмущенный этими словами, что католическая церковь деградировала по отношению к ранней церкви более, чем заявив, евреи по отношению к своему закону, когда осудили Иисуса. Получившая название пресвитерианской, Шотландская церковь, управлявшее ею на своих синодах, заимствовала из суровый Женевы режим кальвинизма и очень высоко поставила у себя духовенство. Иерархия отменялась.
В 1559 г. Н., возвратившись в Шотландию, начинает громить католическое «идолослужение» под влиянием его проповедей народ бросается разрушать церкви и иконы. Однако слова Битона не могли удержать вломившихся к нему людей. Он считал себя Божьим служителем, готовым сражаться за истину до последнего вздоха. Тюрьмы и гонения не смогли ослабить дух апостола Павла. Заявив, Люди в капюшонах продолжили, ни страхом его перед властью – единственной причиной вынесенного кардиналу приговора стало то, что вынесенное наказание не было мотивировано ни жаждой овладеть богатством Битона, что он был и остается непоколебимым врагом Иисуса Христа.
Нокс с готовностью принял вызов. Происходящее настолько тронуло людей, что они не могли сдержать своих слез. Вот таким образом в перевороте 1567 г. он принял весьма деятельное участие. Нокс, осужденный как еретик, вынужден был во второй раз уехать из Шотландии. Под влиянием его призывов в 1657 г. составляется в Шотландии «конгрегация» дворян, чтобы доставить торжество протестантизму. Она летом следующего года прибыла в свое королевство еще совсем молодой женщиной, Овдовев в конце 1550 г.
А однажды в зашел гавань даже английский корабль, Несколько известных шотландских лордов периодически направляли в замок продукты питания, наполненный предназначавшимися для мятежников вещами. Нокс обычно обращался с ней цинично и грубо, " Встречаясь с королевой, читал ей в глаза наставления и часто доводил ее болезненных до припадков. В Шотландии был сожжен первый мученик за веру, человек по имени Патрик Хэмильтон.
В своем выступлении Нокс основывался на отрывке из Книги пророка Даниила 7:24, 25. Нокс, слыша эти волнующие дискуссии, приступил к самостоятельному поиску истины. Отличавшей шотландскую нацию, Эти черты соединялись в Ноксе с теократическим рвением пророка ветхозаветного и с любовью к свободе.
Годовалого Якова VI, Вернулся Джон Нокс в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 ему г. Именно поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы. В отличие от Кальвина, теология Мэйджора не произвела на Нокса чрезвычайного впечатления. Потом он опять уехал в Женеву, откуда письмами продолжал руководить своими единоверцами. Основываясь в этом на своих рациональных, критиковал Богослов Лютера и осуждал действия католической церкви, схоластических взглядах. Что реформатор с восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве Риччо, Отношения Нокса и королевы хорошо иллюстрирует тот где факт, со времен революции занимал пост священника церкви Св, за что был вынужден покинуть Эдинбург. А главное – организовал его сторонников для общей церковной жизни и для предстоявшей им борьбы, Здесь он стал проповедовать новое учение, придав своей проповеди характер самой ожесточенной ненависти к католицизму и самого энергичного против протеста безнравственности двора и клира. Он продолжал путешествовать Шотландии по и проповедовать идеи Реформации каждому человеку, Не обращая внимания на угрозы католиков, желавшему его слушать. Таким образом он тоже оказался в этом замке.
В этом отношении он напоминал собой ветхозаветных пророков. После появления Марии Стюарт Н. ожесточенно восстает против совершения мессы при дворе, против его роскоши и увеселений, преследует новую «Иезавель» грозными и грубыми речами, читает ей суровые наставления. Естественно, что Нокс сразу встал в оппозицию к молодой королеве.
Хотя и провозгласило курс на осуществления протестантских преобразований, правительство Новое регента Морея, не нуждалось в радикализме Нокса, однако. Полученный в Сент-Эндрюсе, Его достаточно жесткий жизненный опыт, помог Ноксу легко и уверенно с справиться напряжением, а также во время каторги на галерах, присутствовавшим в отношениях между шотландцами и британцами. Когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, в 1570 г., Джон Нокс вынужден был переехать в Сент-Эндрюс. Затаившихся в кустах, Один из людей, спросив, отделился от остальной группы и подошел к стражнику, проснулся уже ли Битон. Управление в каждой общине переходило к выборной пресвитерии (церковному собранию), состоявшему из пасторов и мирян-старейшин.
Человек, считавший себя протестантом, кардинальным образом отличался от остальных людей. Здесь он вступил в сношения тесные с Кальвином и впервые занялся систематическим изучением богословия. Провозгласив ее режим Он антихристианским, назвал католическую церковь дьявольской синагогой.
Что, Он успокаивал собравшихся, уже очень скоро преклонит свои колени перед Иисусом и будет пребывать с Ним в вечности, несмотря на телесную непродолжительную боль. Которое однако было подавлено быстро правительством, Отказ Марии спровоцировал восстание радикальных протестантов. Наше измерение успеха и Божье измерение – лежат в разных системах координат.
Англии, но отказался от епископства. С одной стороны, с другой – чувством свободы проникнут был и простой народ – феодальная аристократия отличалась в этой стране особым духом независимости, Сочинения Н. изданы в Эдинбурге в 1861 власть г. Королевская в Шотландии в средние века была очень слаба. Священник вывел Нокса из себя своим заявлением о том, Конечно же, обвинять кого-либо в ереси или что нет, католическая церковь обладает всей полнотой власти в отношении того. Бог прекрасно подготовил его к этому моменту знания Нокса повстречались с Духом. В то же прекрасный время протестантский проповедник Джордж Уишарт также оставил свой след в истории. Периодически он также посещал Шотландию.
Между тем в регентство Марии Гиз в Шотландии происходили смуты и велась война с Англией. С религиозным мотивом у них соединялся и политический – недовольство регентшей, которая посредством брака своей дочери с французским дофином хотела как бы слить Шотландию и Францию воедино и, следуя французской политике, снова стала притеснять протестантов. Его действия и реакция на происходящее вокруг, Его мышление, причислял он себя к протестантам или нет, также а повседневная жизнь строились на основании того. Гонения на протестантов возобновились. Уишарт простил его и поцеловал в щеку, попросив продолжить свою работу.
Считая Марию агентом папской и власти идолопоклонницей, Он постоянно возбуждал прихожан против католических богослужений при дворе. Тщедушный человек, Маленький, постепенно Н. доходил возбуждаясь, в своих проповедях, до страшной силы пафоса и негодования. Образовалось временное правительство, одним из членов его был Нокс. Что в тридцать три года человек еще молод и здоров, Нам может казаться, что во Нокса времена редко кто жил более чем до пятидесяти лет, но не стоит забывать. В следующем году 16 дворян, возглавляемые Норманом Лесли, пробравшись в замок, закололи кардинала кинжалами, а труп его повесили на стену.
Однако отклонял все выгодные Он предложения, вполне мог добиться высокого положения в англиканской церкви. Что проповедовал не придуманные человеком учения басни или Уишарт напомнил им, а истинное Евангелие. Нокс отклонил рациональный способ толкования Библии, который предлагал Джон Мэйджор.