Что это произведение, 1455 года – исследователь называет «красивым алтарем» и отмечает, «могло привлечь восхищенное внимание Карло Кривелли» что в некоторой Также именно Р. Лайтбоун первым обратил внимание на то, «демонстрирующее постижение его автором искусства Мантеньи и Пьеро делла Франчески», что в Камерино было сосредоточено большое количество гуманистов, по значимости даже превосходящих ученых при дворе Монтефельтро. 71 Новый взгляд на культурную среду в Камерино и более внимательное обращение к источникам позволили в результате воссоздать более точный контекст для создаваемых в синьории Варано произведений искусства, многом во объясняющий столь раннее появление здесь ренессансной продукции по сравнению с другими «периферийными» центрами Италии. С. 117. Открытость к разнообразным влиянием во многом определила своеобразие живописной продукции Марке, где любопытным образом сочетаются воздействия «светоносной живописи» Флоренции, приемов в области перспективы падуанских памятников и декоративное «обилие» prnatd) венецианской живописной продукции. 8 Castelnuovo, Е. СшхЬигpound С. Ор.
Наконец, трактовка семантики произведений и их иконографических особенностей дала возможность разрешить ряд частных вопросов, связанных с функцией и программой памятников, а также определения в ней роли заказчика или самого мастера. 267-271. 2003 и 2004 годов, Проблемы развития станковой картины Возрождения также были исследованы Е. Ротенбергом в статьях 1999. Т. 1. К моменту издания каталога выставки «Il Quattrocento a Camerino» ещё многое представлялось нерешенным для исследователей и возникла потребность в издании ещё одного каталога, дополненного самыми последними соображениями. Проблема частного заказа и росписи фамильных капелл, основные проявления культа Мадонны в регионе, Sacra тема conversazione, а также особенности культов наиболее важных и популярных местных святых (св – августинского и францисканского патронажа на территории синьории Варано, Во второй главе диссертации на примере каждой из типологий монументальных памятников рассмотрены наиболее актуальные темы в местной религиозной живописи.
С его довольно обширной территорией, прилегающей Камерино, которая была связана династическим браком с влиятельной семьей Малатеста, принадлежал династии Варано. Подводя предварительный итог, можно заключить, что «искусство Марке», признанное в настоящий момент исследователями как самостоятельный и весьма любопытный феномен в истории ренессансной живописи, рассматривалось в литературе главным образом либо в отдельных статьях, посвященных конкретным узким вопросам, либо в общих трудах по художественному наследию региона, составленных из каталожных статей и описей. Что касается историографии непосредственно по искусству Марке, то исходя из всего разнообразия трудов, можно условно выделить три основных периода изучения художественных памятников на территории области (не останавливая детальное внимание в данном обзоре на упоминавшиеся многочисленные и небольшие публикации по искусству региона). Серра, была опубликована другая монография по предмету «Итальянская живопись кваттроченто в Марке» Ардуино Коласанти (A. Colasanti, Italian Painting of the Quattrocento in the Marches. Подобная задача, тем не менее, оказалась сложной и была воспринята настороженно в научных кругах, так как по сравнению с Тосканой или Умбрией историческое и культурное развитие всего региона «Марок», как отмечалось нами в Предисловии, отличалось ещё меньшей однородностью.
Например, Так, так как к интерес художественной продукции Марке главным образом был обусловлен выставочными проектами и, памятники монументальной живописи области вообще ещё не составили предмет самостоятельного исследования, как следствие, сосредоточен на живописи из полиптихов, алтарных и камерных вотивных образах и, в несколько в результате из всего тщательно собранного современными исследователями длинного списка оказывается доступно ничтожно мало для широкого читателя. Таким образом, Развитие традиции создания алтарных образов в области, привозимой из Венеции и севера Италии. Следовательно, было обусловлено в первую очередь повышенным спросом на полиптихов создание и преобладанием эстетики сакральной продукции, наиболее новаторские и актуальные тенденции первым делом реализовывались именно в монументальных живописных заказах в Марке. СПб., 2002. В частности, Не менее значимым в области монументальной живописи оказалось влияние художественных памятников Падуи, что очевидно на примере как росписи оратория в Патулло середины XV века, монументальной декорации в капелле Оветари церкви Эремитани, так и более развитой и декорации масштабной Антонио да Фабриано в монастыре Сан Доменико начала 1480х годов. 103, No.
Для которой была характерна тесная взаимосвязь с алтарными образами и полиптихами, Особенно влияния эти проявились в области религиозной монументальной живописи. Так, на примере монументального цикла в Патулло или росписей «maestro di San Biaggio di Piobbico» видно, что многие местные мастера Марке оказались способными во многом лишь поверхностно воспринимать некоторые формальные принципы новой художественной системы, в частности, принцип воссоздания «правдоподобного пространства» (Альберти). Именно в этих двух городах в века середине одновременно появляются первые в области Марке примеры искусства Ренессанса. зрения нового отношения к художественным феноменам имевшим место в регионе в XV веке.
Столь стратегически выгодное географическое расположение, а также удачная политика синьории Варано, обеспечили экономическое процветание региона в XV веке, совпавшее с расцветом местной художественной и гуманистической традиции: При этом, несмотря на восприимчивость к разным влияниям и активные контакты с крупными соседними центрами, вряд ли можно безоговорочно применить к местной продукции центрального региона Марке традиционно приписываемые для искусства провинции понятия, как полная «культурная субординация» некоему крупному центру (или центрам), либо абсолютная «застылость развития». Так, например, один из значимых ренессансных памятников Камерино «Благовещение из Сперменто» ок. Связанных с жизнью и деятельностью местного мастера Лоренцо д'Алессандро, в качестве показательного примера данной проблемы в изучении искусства Марке и нехватки фактических исследований можно изданный рассматривать в 2001 году труд историка Р. Пачиарони сборник описаний документов.
Которое кажется осуществленным в спешке, Однако и в издании, этом много неточностей и расхождений между высказываниями разных авторов. Безусловно, Все эти многочисленные частные i труды местных специалистов, представляют важность явились и во многом главной движущей силой развития историографии по искусству Марке. Так, фреска 1491 года из Колле Альтино подписана неким «MAGISTRVS SPANGNOLVS», а вовсе не известной подписью Джироламо ди Джованни. Что в Марках не было постоянного, лучше объективно отметить, связанными между собой явными и отличительными характеристиками», органичного и самостоятельного художественного развития на протяжении веков с собственными центрами местными производства и с произведениями искусства.
Привлечение материала, созданного приглашенными мастерами при дворе Урбино, в общий рассказ о «местной» художественной продукции центральной части Марке также свидетельствует о том, что данная тема ещё не имела четко обозначенных границ и нередко освещалась, следуя традиции путеводителей, то есть в соответствии с современными административными географическими делениями региона. Как следствие, значительно усилилось влияние продукции соседних художественных центров (как, например, Умбрии и Эмильи Романьи). Подобных изданий, к сожалению, других касающихся художественных центров в Марке ещё не издавалось. В 1990-е годы проведенные ранее исследования были подытожены и дополнены ценными статьями по иконографии и общему контексту искусства в Фабриано Бонитой Клери и Фабио Марчелли, Доннини и реставрационные заметки А. Боргоджелли 1970-х -1980-х годов. 58 Наконец, Б. Клери составленном в 1997 году. 59 в результате, которые были опубликованы в первом каталоге-резоне художника, данный труд на сегодняшний день является единственной монографией по искусству этого мастера, несмотря на то, что многие важные архивные открытия и значимые публикации по искусству региона Марке, как отмечалось, были сделаны уже после издания этой книги. Так, в конце 1990-х начале 2000-х годов был организован проект «Династия Варано.
В свою очередь, монументальные образы «Мадонны Лорето» на территории Марке отчетливо демонстрируют процесс эволюции данной иконографии от более раннего типа Марии под почетным балдахином к трехмерному изображению её жилища. Потребовавших более комплексный подход и анализ художественной среды Марке в контексте общего искусства развития кваттроченто, в качестве единственных исключений и исследований, посвященные феномену одного мастера второй половины XV века – Карло Кривелли, можно назвать труды. В своей монографии Дж.
Действительно, когда наиболее распространенным эпитетом, применяемым автором по отношению к тому или иному художнику, является слово «таинственный» (mysterious / misterioso), сложно говорить о конкретности выбранного стиля повествования. / a cura di M. L. Polichetti. Т. 1. Ещё малоисследованные на сегодняшний день местные памятники искусства подобных «малых центров» представляют собой важный материал для создания более всеобъемлющей картины художественной жизни эпохи и демонстрируют существование множества разнообразных примеров развития нового ренессансного художественного языка и путей решения своеобразного диалога между местными художественными системами и ведущими достижениями крупных и влиятельных центров итальянского искусства Раннего Возрождения. Прерыванием правления династии Варано в 1502 году и восстановлению преобладающего на территории влияния папского Рима – верхняя граница рассматриваемого нами периода – рубеж XV-XVI веков – несколько характеризуется меньшей самостоятельностью развития местной живописной традиции, в целом, что было в первую очередь обусловлено историческими событиями.
Художественную продукцию местных мастеров Урбино (как, например, упоминавшегося в связи с Антонио да Фабриано Фра Карневале или проанализированные нами в последующем разделе росписи камеринского мастера Джованни Боккати в Палаццо Дукале в Урбино) отчасти можно рассматривать в данном едином контексте развития местной живописной традиции, как и произведения других мастеров центрального региона Марке. Когда искусству XV века на территории Марке уделялось главным внимание образом в сводных фундаментальных работах, Первый» период охватывает литературу до Второй Мировой войны, посвященных Ренессансу. Связанным с темой художественной культуры в Урбино, в настоящем исследовании мы вкратце обращаемся к некоторым вопросам, которые оказались необходимыми в контексте росписей анализа камеринского мастера Джованни Боккати в Палаццо Дукале в Урбино. В предложенной Э. Кастельнуово и К. Гинзбург модели подобным территориям приписывались либо абсолютная культурная субординация более крупному и ведущему центру, либо застылость развития – явления, хоть иногда и имеющие место, но отнюдь не исчерпывающие всю специфику развития многих подобных «малых центров» Италии в XV веке. Размышления об искусстве.
Но и являются одним из ярчайших достижений в истории искусства области, Интересующие нас памятники центрального региона Марке половины второй XV века не только имеют явные отличительные особенности и таким образом полноправно составляют самостоятельный предмет исследования. Исходя из сказанного, также очевидно, что преобладающий в историографии способ организации повествования по «живописным школам» региона не является плодотворным и актуальным на примере материала именно второй половины XV века. по.
Им были выделены «живописные школы» Фабриано, Сансеверино, Камерино и Урбино, тем самым, признавая существование нескольких разных линий живописного развития в регионе и их отличительных характеристик. С. 42. Однако даже это издание, состоящее из весьма общих по характеру и в целом малоинформативных статей, а также упоминавшийся выше сборник документов Р. Пачиарони (посвященный i исключительно источникам по биографии и oeuvre д'Алессандро) стали не только самыми первыми, но и на сегодняшний день единственными актуальными публикациями по искусству Лоренцо д'Алессандро. 55 Похожая ситуация наблюдается в историографии и в отношении художественной продукции Фабриано, включая наследие другого ведущего мастера Марке второй половины XV века Антонио ди Агостино да Фабриано. Многие важные статьи и заметки о памятниках в местных церковных приходах были написаны священником А. Биттарелли, 23 Например, также а художником Армеллини и т. д. Образы Италии. Антония Великого, св.
P. 40 и др. ) и преимущественно в последних десятилетиях XV века – к моменту, когда Мы намеренно не следуем этой традиции и считаем, что подобное включение памятников Урбино в общий рассказ о местной живописи Марке носит скорее «краеведческий» характер, в то время как проблематика и специфика искусства в Урбино требует более детального и целенаправленного исследования. Обусловленного всеохватывающей деятельностью таких ученых, Появление данных первых монографий предмету по на рубеже 1920-1930-х годов было бы невозможным без предшествующих исследований и без общего исследовательского подъема в области изучения итальянского Ренессанса конца XIX – начала XX веков, как А. Н. Очевидно, Несмотря на крайне скудную сохранность, как и росписи Мантеньи, что фрески в Камерино, являлись частью развитой иллюзионистической декорации, что отвечало наиболее актуальным на тот момент тенденциям в монументальной живописи кваттроченто. Эти изменения, обусловленные процессом становления качественно нового историко-культурного периода, заметны и на материале религиозной живописи монументальной Марке.
Также и границы каждой марки в отдельности постоянно (и зачастую кардинально) менялись на протяжении истории, что сделало несколько проблематичным использование и названия отдельных марок по отношению к определенной территории на протяжении некоего периода (например, рассматриваемого нами XV века). Проблематика местного искусства области Марке в целом представляется малоизученной. Отдельные вопросы истории искусства Раннего Возрождения были разобраны в статьях В. Н.
итальянского Возрождения» М., 1976), Б. Р. В то время как на создание алтарных образов на территории Марке существенное влияние оказала привозная продукция, в области архитектуры здесь главным образом приглашенные работали мастера. Прежде всего, Основой исследования послужило, чему содействовали гранты Института культуры итальянской в Москве и грант Института Курто в Лондоне изучение самих памятников местной монументальной живописи, частично финансирующие исследования и путешествия в Марке в 2002, 2003, 2006 и 2007 годах. Что в свою очередь оказало существенное воздействие и на более поздние работы территории на Марке, Особенно эти процессы заметны в живописной продукции середины XV века мастеров круга Камерино, включая также и другие центры. Опираясь на труд историка Очевидно, А. Риччи, забывая о том, автор относит Камерино к Анконской Марке, что к XIX веку границы марок кардинально изменились. Зачастую приходится апеллировать именно к теме формальных художественного аспектов языка, Характеризуя искусство за пределами ведущих центров.
Начиная с конца 1440х годов, уже сформировавшиеся в первой половине XV века некоторые типические характеристики местных «живописных школ» 16 стали дополняться существенно важными изменениями, обусловленными становлением качественно нового этапа Раннего Возрождения. Как, в основном к ним вкратце обращались в контексте общего обзора искусства в Ренессанса Италии, в фундаментальных трудах А. Н, например. Муратова «Образы Италии» (том III завершен к 1924 году, глава «От Тибра к 25 Бенуа Л. История живописи всех времен и народов, СПб., 1912. P. 688. Vol. 11. Например, При этом крупные относительно художественные центры Марке – как, Камерино – зачастую в общих трудах по искусству Возрождения даже не упоминаются.
Точнее, Особенно подчеркивается в литературе того времени связь художественной традиции Марке с Умбрией, либо в качестве его некоего периферийного варианта искусство на территории Марке либо рассматривается исключительно в умбрийского контексте искусства. Единственным предшествующим примером сопоставимого масштаба можно считать двухтомный труд Амико Риччи «Исторические заметки по искусству и художникам Марки Анконы». Memorie storiche delle arti e degli artisti dlia marca di Ancona (Macerata, 1834). 41 По сути книга Риччи является хрестоматией – сборником важных для истории искусства на территории Марки Анконы (включающей на тот момент такие города, как Мачерата, Сансеверино, Толентино и даже Камерино и Пьорако) документов, текстов, упоминаний, дополненных авторскими замечаниями и Показательно, что с тех пор, когда изменились представления о многих художественных явлениях не только области Марке, но и всей эпохи Возрождения в целом, не было составлено ни одного сборника документов по памятникам Марке, способного пусть даже частично заменить труд Амико Риччи. (Или переиздание с современным написанием: Бенуа А. Н.
Vertova, L. Op – например, Так, а не с севера на юг. 15 Вот таким образом в контексте культурного развития рассматриваемых нами ы Например, ключевые маршруты проходили именно с запада на восток, общность художественного развития этих была центров вкратце отмечена исследователем Луизой Вертовой. К сожалению, Однако, работе в Р. Лайтбоуна допущены некоторые неточности и ошибочные сведения, что касается художественных памятников в Камерино. Ренессанс в Марке» (/ da Varano, Rinascimento nelle Marche), в ходе которого было отреставрировано внушительное количество памятников монументальной живописи, которые были также фотофиксированы и введены в электронный архив Пинакотеки Камерино. Цит. (Paintings from the Marches. ). Является на сегодняшний день наиболее полным фундаментальным и в отечественной историографии освещением феномена портрета раннего Ренессанса.
Спуеневсы). 61 Влияние Карло Кривелли было значительным в регионе в последней трети века XV и даже отразилось в сфере местной монументальной живописи. Zampetti, точек зрения в одном исследовательском 63 указанных Помимо ранее трудов П. Дзампетти по Карло Кривелли 1960х годов, P. Carlo Crivelli – по сути противоречащих друг другу, Вот таким образом соседство данных, см. Безусловно, в настоящем исследовании мы, осознаем кардинальные различия между спецификой культурного развития в крупных ведущих центрах за и их пределами. Нехватка подобных изданий вынуждала многих исследователей искусства области (как Л. Серра, Л. М. Армеллини и других) насыщать собственные теоретические труды различной фактической информацией из источников, документов и описей, нередко приведенных в качестве приложений к основному тексту. В результате, в общей проблематике искусства Марке ещё не были затронуты вопросы ни о предпочтениях нового типа заказчика, появляющегося в середине XV века (например, в сфере религиозной живописи), ни о проблемах типологии и иконографии создаваемых произведений зрелого кваттроченто, возникновении новых культов святых и тем в живописи и т. п.
Так, например, было продемонстрировано, что Антонио ди Агостино не без определенного вызова копировал работы своего легендарного земляка Джентиле да Фабриано (выставка «Джентиле да Фабриано и другой Ренессанс», Фабриано, 2006) и что в его произведениях прослеживается взаимное влияние с работами и Джованни Анджел о д' Антонио из Камерино и Лоренцо д'Алессандро из Сансеверино (выставки «Перспектива и свет: кваттроченто в Камерино», Камерино, 2002 и «Лоренцо д'Алессандро и художники Возрождения в Сансеверино», Сансеверино и Палаццо Барберини, Рим, 2001-2002) и даже Фра Карневале – автора знаменитых «панелей Барберини» («От Филиппо Липпи до Пьеро делла Франческа: Фра Карневале и становление ренессансного мастера», Брера, Милан и Метрополитен, Нью-Йорк, 20042005). А также его и уточнения дальнейшего, На данный момент перед исследователями стоит задача оценки и осмысления собранного фактического материала, более фундаментального исследования уже в контексте общего культурного развития зрелого кваттроченто. Первые подобные местные произведения, Как отмечалось, создаются в уже Камерино в конце 1440-х годов, выполненные всецело в русле новой эстетики раннего Ренессанса и традиционно соотносимые в историографии с влиянием Пьеро делла Франчески. Вот таким образом неудивительно, что это утверждение Л. Серра было оспорено спустя тридцать лет другим историком искусства Марке (и также Soprintendente Марке) Пьетро Дзампетти. 40 Монография Л. Серра явилась одним из первых в истории изучения Марке трудов, всецело посвященных искусству области. Однако и в контексте творческой биографии Джованни эти Боккати росписи характеризуются довольно бегло. 19 Предпринятый же нами анализ этого памятника учитывает роль уже на протяжении тридцати лет художники Марке создавали собственные примеры искусства ренессансных форм.
С. 98, 105. Интересующие нас произведения были проанализированы в соответствующих главах диссертации, посвященных светской и религиозной монументальной живописи области. Искусство XV века освещается во втором томе монографии, вышедшем в 1934 году. Необходимо также подчеркнуть, что более пристальное исследование материала, ранее не привлекавшего внимание, не только способствует большей широте и глубине взгляда на эпоху и глобальные культурные процессы в целом, но и нередко способно открыть новые аспекты искусства прославленных мастеров и художественных центров к примеру, новые сведения о существовавших контактах и областях влияния и даже более точные датировки знаменитых произведений. 10 В целом на сегодняшний день искусство «малых центров» Италии XV века составляет актуальную тему в общей истории искусства Возрождения. Важным было определить проблематику непосредственно художественных произведений малоизвестных местных мастеров области, а не рассматривать «искусство Марке» исключительно с точки зрения общепринятого противопоставления более прославленным художникам, работавшим в Урбино и Лорето. Т. е. автором не затрагивается проблема о принципиальных различиях территорий Марки Анконы (где преимущественно и жил Карло Кривелли) и центрального региона Марке с городами Камерино и Фабриано, для которых мастер выполняет заказы. Но и Б. Молайоли – историка искусства, Серра и чье имя сейчас носит городская картинная галерея, родившегося в Фабриано, расположенная в соборе монастыря Сан Доменико. 57 Именно Молайоли в 1927 году отнес кисти Антонио Фабриано да фрески на верхнем этаже помещений в монастыре Сан Доменико, рассматриваемые нами в заключительном разделе диссертации. Так и в зарубежной историографии, актуальность Также выбранного предмета исследования определяется и его недостаточной изученностью как в российской.
Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе исследований «искусство Марке» ещё не было окончательно определено как самостоятельный феномен имеющий собственную отличительную живописную традицию. Oct., 1961. Которой был детально освещен важный процесс сложения художественной системы картины Нового времени (от работы ранней «От Средних веков к Возрождению, Даниловой. Обращаясь к живописи Джованни Боккати из Камерино в разделах, Муратов, живописи посвященных Умбрии. Учитывая специфику развития современной историографии по искусству Раннего Возрождения, а также всю сложность и разнообразие культурной среды кваттроченто, представляется необходимым более углубленное изучение художественного наследия так называемых «малых центров» различных регионов Италии XV века. Венанция). Что венецианец Карло Кривелли с конца 1460х годов работал исключительно в области Марке, Если учесть, что автором первых важных трудов по этому художнику стал именно специалист по живописи Марке – Пьетро Дзампетти, то неудивительно, упоминавшуюся курировавший выше выставку 1961 года в Венеции и обращавшийся к проблеме местных последователей Кривелли в области (т. н. P. 36-38.
Чем более северные южные или территории современной области Марке, центрально-западных городов Марке соседние умбрийские центры играют большую роль. каталожную статью об «Алтаре Монтефельтро» : Daffira, Е. cat. мастер, соотнесенный в наст. При этом памятники интересующего нас центрального региона Марке в контексте общего развития кваттроченто начинают привлекать всё больше внимание исследователей, что подтверждает включение местных произведений в такие недавние крупные художественные проекты, как выставки, посвященные Андреа Мантенья (2008-2009 гг. ) в Лувре, Джентиле да Фабриано (2006 г., Фабриано), Фра Карневале и Пьеро делла Франческа (музей Метрополитен, 2005 г. ) и другие. 5 Наиболее важные публикации по искусству региона были осуществлены лишь в начале 2000-х годов после проведенных тщательных реставрационных и исследовательских работ. 6 Однако даже эти последние издания, привносящие много нового в историю искусства Марке, носят прежде всего «ознакомительный» характер с ещё малоизученным художественным наследием области. Подобные утверждения во многом были спровоцированы предшествующей историографической традицией, часто игнорирующей «ренессансные» и «передовые» характеристики в местной художественной продукции Марке.
Характерных для региона, Данная проблема восприятия актуальных живописных формальных приемов местными мастерами является основной для определения стилистических особенностей. Екатеринбург, 2006), когда речь идет о данной области в целом и склоняемое существительное «марка» (или «марки» во множественном числе) когда речь идет о непосредственных территориальных единицах (например, «Марка Камерино»). Так как неразрывно связана с темой наиболее масштабных заказов, Монументальная живопись кваттроченто в целом составляет одну из важнейших тем в истории искусства Раннего Возрождения, согласованностью с архитектурным и скульптурным окружением и т. п их спецификой программного содержания и ролью гуманистической традиции. В сложившемся дискурсе по истории искусства кваттроченто. Важных для понимания процесса формирования и развития искусства и Раннего культуры Возрождения в Италии в целом. Комментарии и послесловие умбрийских – мастеров не разделяя их, 1912-1924 / Редакция, а ставя в контекст единого развития.
Эти пробелы во многом восполняет другой сборник – «Династия Варано и искусство на территории синьории Камерино» (I da Varano е le arti a Camerino е nel territorio) изданный в рамках этого же проекта в 2003 году. XV. В 1970 году был выпущен англоязычный вариант данной монографии П. Дзампетти (что свидетельствует о явном спросе на подобное исследование) под названием Paintings from the Marches: Gentile to Raphael. 46 // From Filippo Lippi. P.
Создается впечатление, Исходя из столь громкого названия, что и Джентиле да Фабриано, будто автор подчеркивает и Рафаэль Санти являются самыми яркими представителями живописной традиции Марке, в то время как отсутствующий в итальянском издании текст про строительство Палаццо Дукале Урбино в представляется мало связанным с рассматриваемой проблемой именно местной живописной традиции, так как в монографии не описываются росписи Джованни Боккати в Урбино. 51 51 См. Бенуа и П. П. Однако учитывая их определенную узконаправленность и условно «краеведческий» метод исследования, приходится констатировать по-прежнему недостаточную изученность художественного наследия Марке.
Б. Кавалысазелле, Р. Ван Марля, Б. Бернсона, Л. Серра и других искусство д'Алессандро на долгое время стало предметом интереса лишь местных исследователей, традиционно публикующих свои статьи в таких малоизвестных локальных изданиях, как, например, газета города Камерино L 'Appennino Comerte. 53 Данная ситуация была несколько скорректирована в результате крупного выставочного проекта 2001 года, посвященного ренессансной живописи в Сансеверино «I Pittori del Rinascimento a Sanseverino», впервые собравшего вместе произведения Лоренцо дАлессандро, Людовико Урбани и работавших в Сансеверино Витторе Кривелли и Николо Алунно. 54 При этом эта первая выставка из цикла «Художники Возрождения в Сансеверино», на которой творчеству Лоренцо д'Алессандро отводилось ключевое место, была показана также в Палаццо Барберини в Риме в 2001-2002 годах, что дополнительно способствовало актуализации проблемы «малых» центров Италии и их роли в современной истории искусства кваттроченто. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. А рассматривается главным образом как художественный феномен, это в время искусство региона Марке не идентифицируется в качестве характерного и самостоятельного явления, второстепенный по значимости и полностью обусловленный влиянием более выдающихся мастеров и художественных центров Италии. А отдельно проблема живописи монументальной в области вообще ещё не рассматривалась, Местная художественная продукция исключительно второй половины XV века до настоящего времени не составила предмет для самостоятельных исследований. cit., 1971. Статьи, этюды, заметки» М., 2004 и «Судьба картины в европейской живописи» СПб., 2005). Как справедливо было отмечено Л. Вертовой, в обоих изданиях «The Central Italian Painters of the Renaissance» (1897 и 1909 годов), Б. Бернсон трактует памятники центральной Италии (за исключением Тосканы) как художественное наследие единого региона и Здесь необходимо отметить, что в дальнейшем подобная позиция была кардинально пересмотрена, главным образом из-за выявления важных источников влияния в культурном наследии региона Марке, которые отсутствовали или не играли столь же принципиальную роль в художественном развитии Умбрии.
Однако говоря о культурной среде в Камерино (с. важных фигур и ключевых проблем художественного процесса, но и локальных, пусть во многом второстепенных, школ. При этом автор с тонкостью улавливает влияния Доменико Венециано на Боккати и «светлость» его живописи, «напоминающую не то Пьеро, не то Алессо Бальдовинетти» 27. Николая Толентинского, св.
При этом приведенные произведения также рассмотрены в небольших каталожных статьях. Так как данное влияние традиционно отмечалось исследователями уже в местной продукции (особенно круга Камерино) конца 1440-х – начала 1450-х годов, а деятельность Пьеро делла Франчески на территории Марке преимущественно ассоциировалась именно с центром Урбино, то таким образом Урбино рассматривался как один из первоисточников передовых достижений в местной живописи Марке. Однако следует отметить, что П. Дзампетти была проделана значительная работа для данного этапа исследований, когда обилие нового фактического материала по искусству Марке необходимо было прежде В монографии П. Дзампетти во многом следует публикации Л. Серра 1934 года и рассматривает материал всего XV века, разбив его по «живописным школам» – Фабриано, Камерино, Сансеверино и Урбино. Далеко не всегда исторически корректным и требующим детальных более уточнений, представляется обобщением.
Книга А. Махова также во многом следует этой традиции – здесь поэтическим языком рассказывается о пребывании Кривелли «в глухих краях» 65, но отмечается, что искусство Пьеро делла Франчески могло быть воспринято мастером только через работы Джироламо ди Джованни из Камерино, «признанного главы местной живописи». 66 К сожалению, автор не характеризует культурную среду при дворе Камерино (которого он называет лишь как «небольшой университетский городок», где, тем не 68 Там же. Эта тема в силу своей специфики глубины и составляет отдельный полноправный предмет исследования и объективно выходит за рамки предпринятого нами изучения именно местной живописной продукции центрального региона Марке. Довольно раннее (по сравнению с основным творческим периодом Пьеро делла Франчески) обращение в области к столь актуальным стилистическим тенденциям в живописи, отмеченное историками искусства ещё в начале XX века, заставляет констатировать преемственность произведений монументальной живописи Марке также с искусством Доменико Венециано, Фра Анджелико, Филиппо Липпи и других флорентийских художников. Особенно важным представляется задокументированный факт путешествий местных мастеров во Флоренцию и непосредственное знакомство с её ведущими памятниками. Однако открытие и более пристальное изучение документов XV века привело к выявлению в качестве главного источника данных влияний Флоренции (а также Падуи), где в 1440-е годы проходят обучение как мастера из Камерино (Джованни Анджело д'Антонио, Джованни Боккати), так и из Урбино (Фра Карневале). P. 221.
С. 167-174. Р. 285-352. Можно заключить, Таким образом, несмотря на их обращение активное в 2000-е годы к этой проблеме, что и в настоящее время перед исследователями искусства Марке, всё ещё остро стоит задача дальнейшего собирания и исследования архивного материала и ещё ощутима нехватка своевременного обобщения и теоретического осмысления новой информации в контексте непосредственно самих произведений искусства. Крупный выставочный проект 1905 года в Мачерате, посвященный истории и культуре региона, где демонстрировалось в целом несколько тысяч местных артефактов и памятников (от археологических местных находок до современных предметов искусства и ремесла), можно считать именно попыткой противостоять сложившемуся представлению и подчеркнуть существование, а также самобытность и автономность собственной культурной истории региона Марке. P. 128-129 Zampetti, P. Op. 2004.
Примечательно, что именно эта книга, приуроченная к выставке «Лоренцо д'Алессандро и мастера в Сансеверино» 2001 года, составляет на сегодняшний день наиболее значимый труд по искусству д'Алессандро, контрастирующий по содержательности с каталогом этой же выставки (в котором, к тому же, была допущена масса фактических ошибок). Обусловившей стилистические особенности монументальной живописи Марке связь является с венецианской и северной живописной традицией, Третьей важной составляющей, очевидной на протяжении всего рассматриваемого периода. также об этом: Serra, L. Op. М., 1979. «история и историки искусства, сборник его трудов – например, Гращенкова (см., где приведена полная трудов библиография ученого.
Что осталось множество вопросов фактического характера, Также отметить, следует всё ещё требующих дальнейшей исследовательской работы. Роха) или блаженных (Костанцо да Фабриано) или новых интерпретаций уже существовавших культов (св. Что в Марке действительно существовало собственное искусство с «ясно отличительным собственным стилем», Уже во «Введении» автор отмечает, правда, который, «часто выражался по-разному внутри различных течений». 48 Таким образом, П. Дзампетти из одним первых обращается в сводном труде по искусству Марке к важной проблеме особенности искусства области и его отличия от других художественных явлений XV века, в том числе и от искусства Умбрии, которое, по словам автора, отличается от искусства Марке «и стилистически и качественно». 49 Однако критиками начала 1970-х годов была отмечена несостоятельность П. Дзампетти в раскрытии этого самого «отличительного стиля» искусства Марке. 50 Так, Луиза Вертова видит главный недостаток этой книги в отсутствии репродукций тех многих произведений, которые упоминаются в монографии и которые оказываются недоступны, а также в «неконкретности» литературного языка автора. Федериго да Монтефельтро являлся крупным самым заказчиком и наиболее просвещенным покровителем искусств на современной территории Марке, Безусловно. Firenze, 1986 Idem., Carlo Crivelli, Firenze, 1995. Этой традиции следуют и А. Н. А. Кроу и Дж.
Необходимо также подчеркнуть, что исторический цикл в Камерино создавался несколькими годами раньше наиболее прославленного и яркого воплощения жанра группового светского портрета в монументальной живописи раннего Ренессанса – росписи «Камеры дельи Спози» А. Мантеньи. Среди более поздних исследований отечественных авторов необходимо отметить основополагающие труды В. Н. Лазарева статьи разных лет, вошедших в монографию «Старые итальянские мастера» М., 1972 и его книги «Пьеро делла Франческа» 1966 года и «Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве» 1979 года. Например, Так, вспышка интереса в конце XIX начале – XX веков к работам Лоренцо д'Алессандро из Сансеверино оказалась весьма кратковременной и после довольно эмоциональных комментариев в известных трудах Дж. Подобные задачи стали ключевыми в последующий период исследования наследия художественного центрального региона Марке. Что было во многом обусловлено благоприятной политической и экономической ситуацией в этом политическом центре, в середине и в третьей четверти XV века в Камерино создаются наиболее произведения значительные местного искусства. В ходе работы над диссертацией были изучены архивные и библиотечные фонды Марке, включая: Biblioteca del Consiglio regionale delle Marche (Ancona) Biblioteca Valentiniana (Camerino) Biblioteca del Dipartimento di scienze storiche, documentarie, artistiche e del territorio (Universit di Macerata) Biblioteca Statale (Macerata) Biblioteca Comunale Mozzi-Borghetti (Macerata), Biblioteca Comunale (Sarnano) и другие.
Исходя из особенностей художественного развития и распространения влияний в искусстве этого времени, кажется важным не только сопоставление художественных явлений второй половины XV века в соседних городах центральной территории Марке (Камерино, Сансеверино, Фабриано, Толентино, Мателика и других), но и достижений ведущих мастеров области с так называемыми «малыми мастерами», что способно дать более полную картину неоднозначной и во многом противоречивой художественной ситуации периода кваттроченто в целом. Все эти авторы обращались к художественному наследию Марке главным образом в своих общих фундаментальных трудах по искусству Возрождения. 33 Основной проблемой теоретического характера в сводных трудах конца XIX – начала XX веков был вопрос о признании роли художественного наследия области Марке и определение проблематики «искусства Марке» в целом в качестве самостоятельного предмета исследования. Но также и специфику творческого метода Боккати и особенности живописной традиции Камерино в время, то прославленного заказчика росписей и общей направленности его ранней меценатской деятельности. Рассмотренные фрески зачастую являются самыми ранними сохранившимися на данной территории примерами воплощения или тех иных новых стилистических, Как было продемонстрировано, композиционных приемов и иконографических тем. См.
Большое значение имело применение историко-культурного метода, с одной стороны, шире, что позволило большей с четкостью обозначить художественную и, культурную специфику периода, к которому принадлежат конкретные памятники. Особенно это влияние актуально для третьей четверти XV века, Тем не менее, когда воспринятый от флорентийско-умбрийских образцов принцип светоносности пространства дополняется в местных произведениях принципами живописи Гоей trompe и развитого перспективного построения. Кроу и Дж. Б. 18 Необходимо отметить, что во многом искаженное восприятие роли Урбино и работавших в нем ведущих мастеров Возрождения в развитии местной живописной традиции в историографии (как, например, в монографии А. Коласанти) восходит к идее о влиянии на местных мастеров Марке Пьеро делла Франческа.
Об истории и характере мест их первоначального расположения, Эта работа в фондах местных библиотек помогла Марке собрать сведения о большом количестве разнообразных памятников монументальной живописи их создавших, о биографии мастеров, что было необходимо для предпринятого нами типологического и иконографического обобщения этого конкретного материала. Кроу и А. Вентури, Р. Ван Марль отмечает тесную связь между художниками XV века Марке и Умбрии, «которых нелогично было бы рассматривать отдельно друг от друга». ск. Наряду с довольно консервативными и архаизирующими художественными явлениями, в результате с середины XV века, которые будут актуальны для ведущих мастеров Италии в это же время, местные художники начинают Марке демонстрировать также и аутентичное решение тех эстетических задач Возрождения. В этой фундаментальной по своей задаче работе были собраны и описаны произведения местных мастеров преимущественно центрального региона Марке с «момента появления живописных школ» в регионе и до начала XVI века. На примере монументального цикла в Патулло или росписей «maestro di San Biaggio di Piobbico» видно, Так, в частности, что многие местные мастера Марке оказались способными во многом лишь воспринимать поверхностно некоторые формальные принципы новой художественной системы, принцип воссоздания «правдоподобного пространства» (Альберти).
cit. cit., 1970. исследований не только JI. В настоящее время уже не представляется рассмотрение правомерным искусства местных мастеров Марке лишь в качестве более слабой реакции на достижения великих мастеров при дворе Урбино, Таким образом. Виппера (курс лекций «Итальянский Ренессанс» Тт. Напротив, современными исследователями было констатировано, что в городах рассматриваемого региона собственные «живописные школы» формируются в период треченто, а первые памятники, выполненные безоговорочно в соответствии с «новым стилем» Возрождения, создаются местными мастерами уже в 1440-е годы. 4 Таким образом, художественная продукция Марке второй половины XV века является одним из любопытных примеров развития нового ренессансного художественного стиля за пределами ведущих центров Италии, наглядно свидетельствует о разнообразии и многогранности раннего Ренессанса и составляет на сегодняшний день одну из актуальных тем в изучении общей истории кваттроченто.
Несмотря на то, Эта книга до сих пор является одним из ключевых и всеохватывающих трудов по искусству центральной области Марке века, XV были пересмотрены или потеряли свою актуальность, что многие сведения устарели, а также с тех пор методология изучения искусства и культуры Ренессанса в целом подверглась серьезным видоизменениям. В целом необходимо подчеркнуть, что в существующей историографии по искусству Антонио да Фабриано Примечательно, что искусство Антонио да Фабриано оказалось удачно вписанным в контекст всех упоминавшихся ранее крупных выставочных проектов по искусству Марке 20012006 годов. Это прослеживается как в светских памятниках, так и в религиозных. cit. рассматриваемого материала до одной «живописной школы» Камерино позволило автору более подробно остановиться на частных вопросах. И во второй половине XV века многие политические центры рассматриваемой нами территории отвоевали свою независимость стали или частью Папского государства, Формальные границы синьории Камерино на протяжении XV века кардинально менялись.
Cit., 1973. Москва, «Искусство», 2000. Муратов заключает, что «из умбрийских мастеров среднего кватроченто Джованни Боккатис представляется едва ли не самым привлекательным» и отмечает явные флорентийские влияния в его двух «капитальных произведениях» из пинакотеки Перуджи.
Совмещение этих методов позволило нам, основываясь на анализе конкретных произведений, рассмотреть обозначенные «частные» вопросы в контексте более широких и ключевых проблем общего художественного развития кваттроченто. Светского заказа в распространении и утверждении новых эстетических ценностей эпохи, Это позволило как подчеркнуть роль синьориального, так и остановить более детальное внимание на специфике местных церковных заказов. Муратова, о том, что в «эту область между Апеннинами и Адриатикой» «редко заглядывают путешественники, нелюбопытствующие увидеть Боккатиса в родном его Камерино, Маттео в Гуальдотадино и Бернардино ди Мариотто в Сансеверино», а также замечание А. Бенуа о том, что «туристы создали культ произведений Джованни Бокати из Камерино». " Примечательно и то, что, говоря о том, что «в Пинакотеке Перуджии в должной полноте представлена умбрийская школа», П. П. Примененный нами формально-стилистический анализ позволил выявить общие характеристики в развитии искусства рассматриваемой территории, с другой стороны, своеобразие и новаторство отдельных метода мастеров, а также зафиксировать основные этапы изменений и ключевые источники влияний. Задействовавшем усилия множества исследователей, Даже в фундаментальном таком труде, оказалось возможным представить лишь фрагментарную картину художественного наследия Камерино XV века. Серра, освещает искусство в Марке на протяжении всего XV века, но разделив описываемый материал на «первую» и «последнюю» половину XV века.
Что привело к возросшему потоку приезжих римских мастеров уже Высокого Возрождения на территории Марке. Работы мастеров местных начала XVI века, Изменение политической власти на территории способствовало значительным переменам и в сфере распределения основных художественных заказов, составляли уже гораздо более скромные заказы, таким образом. Например, Так, проанализированные в первой главе диссертации две светские монументальные декорации являются первыми дошедших из до нас воплощениями жанра uomini famosi и светского династийного группового портрета на территории Марке. Данный подход позволил остановить внимание и на важнейших проявлениях Девы культа Марии в регионе. Что сохранилось крайне мало аналогичных примеров этих жанров в живописи кваттроченто в целом, Если учесть, так и в истории развития гуманистической традиции и её влиянии на искусство. Одновременно эти монументальные циклы являются и полноправными историко-культурными источниками – так как свидетельствуют о процессе формирования придворной культуры раннего Ренессанса в Урбино и Камерино, то данные памятники составляют на сегодняшний день источник важный как для всеобщей истории искусства Раннего Возрождения и о характере ранней меценатской деятельности их синьоров.
Таким образом, в отличие от Л. Серра, рассматривавшего в главе про «школу Урбино» местных художников, А. Коласанти фокусируется на рассказе о Пьеро делла Франческе, Мелоццо да Форли и других знаменитых живописцах Ренессанса, приглашенных в Урбино. При этом местные мастера не только заимствуют отдельные иконографические или композиционные мотивы, но и демонстрируют довольно органичное и целостное восприятие тех актуальных художественных принципов, которые условно были объединены исследователями в понятие «la pittura di luce» и традиционно соотносимые с феноменом Пьеро делла Франчески. Что вторая половина века XV оказалось наиболее ярким периодом в истории ренессансных художественных достижений области, Анализ наиболее значительных памятников монументальной живописи Марке показывает. Искусство центральной территории современного региона Марке в данном составляет контексте особенно яркий и богатый материал для исследования. В виде фундаментального Дж, труда Во многом это объясняется не только следованию предшествующей историографической традиции (например. Исходя из вышесказанного очевидно, что местная живописная традиция Марке ещё нуждается в основательном теоретическом осмыслении и иконографическом исследовании.
В целом можно выделить три основные источника влияний, более подробно обоснованных в обеих главах диссертации, то есть как на примере светской, так и религиозной местной художественной продукции: Это в первую очередь восприятие местными мастерами искусства в главном художественном центре XV века Флоренции – как прямое, так и посредством знакомства с художественными памятниками в других тосканских и умбрийских центрах. P. 688. Это неизбежно отразилось и на художественной продукции данного региона и определило её специфику (что было, в частности, затронуто нами в основном тексте диссертации в контексте творчества активного в Марке умбрийца Никколо Алунно или, наоборот, активно работавшего на территории Умбрии живописца Паоло да Виссо). До недавнего времени творчество этого художника оставалось особенно скудно освещенным, несмотря на то, что к нему обращались (как правило, в общих трудах) такие исследователи, как Адольфо и Лионелло Вентури, Р. Ван Марль, Дж. К этой сфере принадлежат наиболее крупные и значительные художественные заказы – местными выполненные мастерами, в контексте развития именно местной художественной традиции Марке монументальная живопись представляется ещё более показательной.
Характеристики искусства отдельного мастера озвучены автором виде в перечисленных возможных влияний, Как правило, дополненном кратким описанием, в то время как всё повествование строится на перечислении произведений каждого мастера. И в ней сочетается подходов, несколько Методика исследования носит комплексный характер, что продиктовано характером выбранного материала и вышеозначенных задач исследования. Так, в том же 2002 году издается второй каталог, под названием «Художники в Камерино» (Pittori a Camerino) самое полное на сегодняшний день собрание исследований о работах мастеров круга Камерино XV века. Что искусство области Марке должно полноценно войти в общую картину становления ренессансных художественных форм в искусстве XV века, Тем становится самым очевидно. Вследствие этого, данное исследование затрагивает не только малоизученный на настоящий момент художественный материал, но и целый ряд более широких проблем и частных вопросов, 1 Вместо также принятого в русском языке определения «области Марок», здесь и далее мы используем несклоняемое и фонетически эквивалентное итальянскому названию области «Марке» (в соответствии с изд. : Словарь современных географических названий / Под общ.
Рассказ об искусстве Марке второй половины XV века начинается с очерка про Пьеро делла Франческу. Наконец, в процессе изучения современных исследований по истории искусства Раннего Возрождения, оказались необычайно полезными материалы в таких библиотеках, как библиотека Варбургского Института в Лондоне, библиотека Уатсон музея о Рассматриваемый материал организован по типологии памятников монументальной живописи, что позволило выявить наиболее характерные общие черты не только в творчестве отдельных художников, но и в произведениях, создаваемых в разных художественных центрах Марке (Камерино, Сансеверино, Фабриано), которые до последнего времени освещались в литературе по отдельности, но были тесно связаны между собой как политически, так и в сфере распространения художественных заказов. 1455 года – исследователь называет «красивым алтарем» и отмечает, что это произведение, «демонстрирующее постижение его автором искусства Мантеньи и Пьеро делла Франчески», «могло привлечь восхищенное внимание Карло Кривелли» что в некоторой Также именно Р. Лайтбоун первым обратил внимание на то, что в Камерино было сосредоточено большое количество гуманистов, по значимости даже превосходящих ученых при дворе Монтефельтро. 71 Новый взгляд на культурную среду в Камерино и более внимательное обращение к источникам позволили в результате воссоздать более точный контекст для создаваемых в синьории Варано произведений искусства, во многом объясняющий столь раннее появление здесь ренессансной продукции по сравнению с другими «периферийными» центрами Италии. Более отдаленные города Марок посещались гораздо реже Перуджи, Так, в пинакотеке которой сохранились и две наиболее часто воспроизводимые работы Боккати. художественная продукция «провинции» – то есть за пределами ведущих центров Италии составляет, пожалуй, весьма спорную тему.
Таким образом, к концу обозначенного нами «второго» периода изучения искусства Марке произведения местных мастеров освещались главным образом в кратких статьях, составленных в монографии, напоминающие по структуре каталоги выставок. Вертовой на эту книгу: Vertova, L. Op. Живописная продукция центра Урбино не представляет для предмет пристального внимания в настоящем исследовании, Как отмечалось выше.
Op. При этом вторая глава представляет собой любопытный с точки зрения развития философско-эстетической мысли первой трети XX века очерк, где при разъяснении понятия «народного искусства» («populr art», «the art of the people») рассматривается и древнеегипетское искусство и искусство античности и даже буддийская японская живопись. P. 407. Были пересмотрены некоторые важные вопросы, связанных с подготовкой выставок и каталогов, что привело к существенным изменениям общей картины развития области искусства касающиеся датировок и атрибуций. Виталини Саккони отдельно характеризует творчество каждого из художников круга Камерино (в более длительных очерках, чем у П. Дзампетти) и приводит в виде списка работы мастеров. Последовавший экономический упадок на территории и упразднение целого круга (ранее влиятельного) местных заказчиков привели к временной «застылости» в развитии местной живописной традиции.
no: Vertova, L. Painting in the Maceratese. Посвященных отдельным художникам, Внутри каждой из глав повествование из строится небольших очерков, которые завершаются списком работ мастера. В результате, даже наиболее значимым мастерам выделено не более трех страниц текста. Однако, учитывая общую историческую и художественную ситуацию политического центра Урбино, деятельность местных мастеров (как, например, Фра Карневале или Джованни Боккати из Камерино) во второй половине XV века в этом городе скорее является отдельным примером на общем фоне творчества других, более выдающихся мастеров Ренессанса, приглашенных ко двору Монтефельтро.
При этом художественное развитие таких центров, как Урбино, Пезаро или юго-восточных городов Марке, как Асколи (Пичено), составляют в силу специфики своего развития качественно другую историю и предмет для самостоятельных исследований. cit., P. 46-47 Marie, R. van. Её земли соседствовали с владениями Монтефельтро, Этому способствовало и стратегически выгодное географическое расположение синьории Камерино, важными центрами Умбрии на западе и городами Адриатического побережья на востоке (входящими в «Марку Помимо территории синьории Камерино, Малатеста и Сфорца на севере интересующие нас художественные местных достижения мастеров Марке второй половины XV века главным образом сосредоточены в близлежащих с синьорией Камерино центрах Сансеверино, Фабриано, Мателика и Толентино – контролирующее важные торговые маршруты и пути паломничества. Показательны слова П. П. Созданные исключительно местными художниками и в условиях местного синьориального патронажа, Виталини Саккони – позволило впервые об говорить искусстве Марке вне контекста художественной среды при дворе Урбино и обратить внимание на памятники.
акад. Только Карло Кривелли и его последователи выделены в отдельную главу под названием «Влияние искусства Кривелли в Марке». cit. Обращение местных мастеров к наиболее передовым на тот момент художественным тенденциям следует рассматривать как результат самостоятельного, Следовательно, обусловленного в первую очередь благоприятной историко-культурной обстановкой во владениях Варано, внутреннего развития данного региона, а вовсе не только внешними влияниями или субординацией некоему развитому более художественному центру. Памятники монументальной живописи Марке отчетливо демонстрируют отличительные характеристики отдельно взятого нами периода в истории ренессансного искусства. В целом работа Р. Лайтбоуна отличается поразительной фундаментальностью охватываемого материала: эта книга в 558 страниц вполне может называться «энциклопедией» не только по искусству Марке, но и по религиозной живописи кваттроченто в целом, так как в ней затрагиваются буквально все мыслимые темы, касающиеся иконографии источников, биографических данных и исторических событий региона второй половины XV века. В частности и сами понятия – «художественный центр» centr) и «периферия» (periferia) – а также определение их роли в общем процессе становления ренессансной культуры ещё однозначно не обозначены в современной историографии и являются предметом полемики у исследователей. В итоге именно изданные в 2001-2003 годах в рамках проекта четыре каталога в издательстве «Federico Motta Editore», а также последующие каталоги выставок «От Филиппо Липпи до Пьеро делла Франческа: Фра Карневале и становление ренессансного мастера» (Милан, Брера и Ныо-Иорк, Метрополитен, 2004-2005) и «Джентиле да Фабриано и другой Ренессанс» (Фабриано, 2006), являются на сегодняшний день наиболее полным, аргументированным и полноправным источником по искусству региона XV века. 24 В отечественной историографии, в силу специфики как самого предмета исследования, так и истории развития отечественной школы изучения искусства Возрождения, оказались мало затронуты темы искусства региона Марке.
Так, Дж. В него включены важные исторические сведения из истории рода Варано, приведены инвентарные описи владений рода, списки работавших на территории художников и, что наиболее важно, каталог (правда, скудно проиллюстрированный) всех значимых произведений, сохранившихся в Камерино и на близлежащих территориях. Каталог выставки вышел в свет незадолго до изменившихся сведений поводу по значимых мастеров круга Камерино и уже недостоверен во многих вопросах атрибуции, к сожалению. В целом широта охватываемого в данной материала монографии обусловила несколько беглый характер освещения творчества того или иного художника. Определенные черты сходства между росписями из Патулло и этой фреской скорее свидетельствуют о специфике живописной школы Камерино, а также о ещё нерешенных вопросах о возможной совместной работе мастеров Камерино и об организации предполагаемой «мастерской» Джироламо ди Джованни. В результате предпринятого нами исследования многих других памятников монументальной живописи региона второй половины XV века очевидно, Однако, как Джованни Анджело д'Антонио, что одновременно в области работали и такие мастера, Лоренцо д'Алессандро и Антонио да Фабриано, продемонстрировавшие более основательное понимание темы пространства в живописи и создавшие собственные живописные декорации, ренессансные по форме. Памятники монументальной живописи Марке второй половины XV века собственный демонстрируют самостоятельный вариант формирования художественного стиля, ренессансного по формам и составляют, таким образом, важный источник для понимания разнообразия художественных процессов развития искусства кваттроченто.
69 Например, Лайтбоун говорит о том, что Джироламо ди Джованни (т. е. с., 2004. Milano, 1969. Кроу и Дж. Примечательно, что несмотря на то, что Л. Серра отрицал существование в Марке «самостоятельных» и «отличительных» «центров художественного производства», он, тем не менее, организовал столь обширный материал, собранный им именно по «живописным школам» Марке, следуя принципу предшествующей выставки в Мачерате 1905 года. Наиболее часто встречающееся в классической разделение историографии этих понятий нередко способствует несколько упрощенному пониманию исторического процесса или игнорированию некоторых художественных явлений и нуждается в некоторых уточнениях.
Включающая владения синьории Варано, Рассматриваемая территория, западными центрами Италии и Ближним Востоком, которая контролировала в силу географического положения стратегически важные торговые пути и пути культурного общения между Севером и регионами, южными оказалась открыта одновременно целому ряду разнообразных влияний, ключевых для понимания культурного и художественного развития Ренессанса в целом. Стало возможным проследить развитие принципов пространственной организации в священных композициях сцен и вотивных образах, в результате организации внушительного спектра местных памятников по типологии, алтарей и целых помещений, а также развитие принципов иллюзионистической декорации в росписях ниш. P. 55-56.
Одновременно организация материала в подразделы по тематическим группам позволила выявить своеобразие новых требований заказчиков (как на примере росписей частных капелл, так и монастырских заказов в Сарнаио и Фабриано), обозначить появление новых культов святых (например, св. Предложенная в этом издании атрибуция росписей 1450-х годов оратория в Патулло и фресок 1491 года из Санта Мария Ассунта в Колле Альтино одному мастеру, нуждается Например, в более конкретных подтверждениях и вызывает массу вопросов, Джироламо ди Джованни, оставшихся без ответа. А также Сансеполькро и умбрийских центров как возможных проводников новых тенденций в местной живописи Марке середины XV века, Также и более детальное изучение феномена Пьеро делла Франчески и его карьеры значимость подтверждает не только Флоренции и Падуи. Подобные достаточно условные границы рассматриваемого региона вполне оправданы не только географической близостью этих центров и особенностью их исторического развития, Таким образом, обусловленной активными контактами и взаимовлияниями между этими городами. 14 Необходимо подчеркнуть, но и относительной целостностью их художественной продукции, что при данном подходе современные границы протяженной с севера на юг административной области Марке и её провинциальных играют областей незначительную роль. Заложившие основы для дальнейшего детального изучения искусства Марке, в этот период же создаются первые общие монографии по проблеме. К сожалению, Среди последующих, малодоступных и малоизвестных частных трудов по искусству Антонио ди Агостино отметить следует небольшие статьи Дж.
Например, на с. 31 автор характеризует область Марке в целом как «один из самых отсталых художественных центров Италии», явно следуя аналогичной идее, встречающейся в более ранних «Историях» ренессансной живописи конца XIX – начала XX веков. Несмотря на эти изменения, Однако именно политика династии Варано наиболее оставалась влиятельной и определяющей на данной территории. Подобное суждение представляется спровоцированным сложившейся ситуацией в регионе Марке на момент написания монографии: оно не принимает во внимание историю развития некоторых городов региона, находящихся в начале XX века в запустении, но в период Раннего Возрождения являвшихся весьма развитыми политическими и экономическими центрами (как Камерино или Фабриано), способными привлекать и генерировать крупные художественные заказы. Николая Толентинского, св.
См. Первая половина XV века освещается во Введении и в двух небольших главах – «Джентиле да Фабриано и последователи» и «Народное искусство братьев Салимбени». История живописи всех времен и народов. Но отмечается, Книга А. Махова также во многом следует этой традиции – здесь поэтическим языком рассказывается о пребывании Кривелли «в глухих краях» «признанного главы местной живописи» 65, . 66 к сожалению, что искусство Пьеро делла Франчески могло быть воспринято мастером только через работы Джироламо ди Джованни из Камерино, автор не характеризует культурную среду при дворе Камерино (которого он называет лишь как «небольшой университетский городок», где, тем не 68 Там же.
К тому же, в силу специфики существовавших на территории строгих религиозных общин здесь особенно ценились культовые памятники искусства предыдущих периодов, что в первую очередь повлияло на более «консервативные» предпочтения в области религиозных заказов немонументальпых форм. Например исследователь искусства 1 7 синьорий. Как было продемонстрировано на отдельных примерах, При этом многие процессы этого развития в области, практически выступают синхронными по времени создания с наиболее прославленными решениями актуальных проблем живописи в Ренессанса в ведущих культурных центрах Италии. Подобное название, а также авторские дополнения, сделанные в главе «Художественная среда в Урбино и истоки искусства Рафаэля» несколько исказили те задачи, которые были главными в первом итальянском издании монографии. Серра и, особенно, А. Коласанти. Это созвучно преобладающему в современной историографии мнению см., например, обзор выставки 1961 года Карло Кривелли во многом оправданной, точки зрения (являющейся, к тому же, превалирующей в современном дискурсе), тем не менее, необходимо подчеркнуть особый энтузиазм исследователя, проявившийся в его главе, посвященной культуре при дворе Камерино.
Colasanti, При этом многие из этих констатировали авторов особую значимость Антонио да Фабриано в истории ренессансной живописи региона Марке. 56 в первой половине двадцатого века искусство Антонио да Фабриано становится предметом более детальных 56 См., Op, A. – например. Традиция создания придорожных эдикул и массовой продукции вотивных образов, Роха), наиболее значительные сохранившиеся примеры доминиканского и бенедиктинского заказа и иллюзионистической декорации монументальной сакрального интерьера. В целом эта прекрасно проиллюстрированная книга (снова оформленная в виде каталога работ каждого мастера) является лишь начальным этапом для более цельных теоретических исследований на базе сделанных открытий. Через эти земли проходили не только одни из основных торговых путей Италии, но и многолюдные маршруты паломничества, как, например, к святыне «святого Дома» Марии в Лорето.
Для понимания более целостной картины кваттроченто важным представляется учитывать особенности и тех явлений, в частности, которые проистекали параллельно с магистральной и наиболее известной линией развития Ренессанса. Там же. В свою очередь, анализу большого спектра социальных и, шире, культурных проблем, составляющих «мир художника» Раннего Возрождения, посвящены труды В. П. Более детальное изучение художественного наследия одного центра на территории Марке – «школы» Камерино в монографии Дж.
Вдовы Пьерджентиле да Варано, Именно с начала регентства в 1443 году Елизаветы Малатеста, совпавший с периодом процветания Урбино во главе с Федериго да Монтефельтро, начинается самый период благоприятный существования династии Варано и города Камерино. Многие из которых хотя и в опубликовывались изданиях начиная с XIX века, На предварительном этапе исследования существенная роль была отведена анализу письменных материалов и источников, являются малодоступными для широкого читателя, тем не менее, так как находятся в собраниях местных библиотек. Эти города вполне примечательны точки с зрения собственного исторического и культурного развития.
Безусловно, в настоящем исследовании осознаем мы, кардинальные различия между спецификой культурного развития в крупных ведущих центрах и за их пределами. Тема художественной среды в Урбино может быть наиболее адекватно раскрыта лишь в контексте многосторонней меценатской деятельности Федериго да Монтефелыро и деятельности приглашенных его к двору ведущих ренессансных мастеров и гуманистов. Созданные в это время местные памятники демонстрируют собственный формирования вариант ренессансной живописной эстетики в регионе.
Следуя примеру более ранних «Историй» итальянской живописи Дж. Б. Кавальказелле, Дж. 1934, vol. P. 7. В предложенной Э. Кастельнуово и К. Гинзбург модели подобным территориям приписывались либо абсолютная культурная субординация более крупному и ведущему центру, либо застылость развития – явления, хоть иногда и имеющие место, но отнюдь не исчерпывающие всю специфику развития многих подобных «малых центров» Италии в XV веке. Карло Кривелли.
Бенуа, П. П. В целом монография Л. Серра явилась первой подобной попыткой собрать воедино разрозненные фактические данные и многочисленные сохранившиеся памятники области и осветить их с точки зрения существовавших стилистических «течений» и тенденций в искусстве. Представляется важным учитывать значимость собственных художественных достижений в области во второй половине XV века, Тем не менее из что всех вышеперечисленных источников влияния местные мастера Марке наиболее активно воспринимали формальные принципы реконструкции пространства и линейной перспективы, которые обусловили возможность органичного восприятия некоторыми местными мастерами влияний приезжих мастеров. Следует подчеркнуть. 10 Например, последние предположения в историографии по датировке «Алтаря Монтефельтро» Пьеро делла Франчески базируются на анализе наиболее ранних произведений «периферийных» мастеров (например, Джованни Боккати), где «очевидны влияния работы Пьеро». На данный момент ещё не было опубликовано специальных трудов, сфокусированных на особенностях именно второй половины XV века в Марке – периоду имеющему явные и принципиально важные отличия. Статьи и монография, внесшие свой вклад в изучение общих проблем искусства культуры и Раннего Возрождения, мы считали возможным упомянуть наиболее значительные исследования – вышедшая в свет в 2002 году и переизданная в 2003 году. 31 Несмотря на явный недостаточный интерес к художественному наследию Марке в отечественной историографии, Головина.
Р. 77. Т. 1. ) Муратов, П. П. В 1932 году, в период между изданиями двух томов исследовательской работы JI. 29 Лазарев В. Н. Значительно усилилось влияние продукции соседних художественных (как, например, Умбрии и Эмильи Романьи), центров Как следствие. Муратов, Дж. Б. Кавалысазелле, Адольфо и Лионелло Вентури, Р. Ван Марль, Б. Бернсон и других. Нередко эти статьи обусловлены задачами «краеведения» и отражают именно местную, локальную историческую традицию: они создавались главным образом местными специалистами или просто энтузиастами, проживающими в этой части Италии (зачастую самых разных профессий – клерикальными лицами и резидентами местных монастырей, краеведами историками, местными по администраторами и художниками).
с именем Джованни Анджело д'Антонио), несмотря на то, что он был «одаренным и очаровательным живописцем», не мог быть полноценным конкурентом Карло Кривелли: Lightbovn, Л. Ор. Топографические особенности местного ландшафта Апеннинских гор во многом обусловили траекторию активных в то время маршрутов и путей сообщения, Более того, что и определило общую направленность преобладающих контактов на рассматриваемой территории. Естественно, что у создателей каталога возникла необходимость отобрать наиболее значимый материал, ограничив, таким образом, рассказ о так называемых Petits Matres («малых мастерах»), активных на территории. Однако включение в качестве объекта исследования живописной продукции сразу центров нескольких центрально-западной части области позволило продемонстрировать некую общность рассматриваемого материала и обозначить существовавшие важные взаимовлияния и контакты между этими центрами. В. М. Котлякова.
Florence Paris, 1932). 703. Lightbown, R., Op – другие ведущие художники Ренессанса, Безусловно, оказали влияние на местных мастеров региона Марке, работавшие в Урбино, однако данные влияния довольно проявляются изолированно (и вот таким образом даже отрицались многими исследователями – см., например. Скорее приходиться признать одновременность некоторых художественных явлений в Урбино и Камерино, Говоря о материале XV середины века.
Но ещё не было предпринято исследований, Существующая историография по предмету важна и разнообразна, местные рассматривающих памятники в контексте более широких проблем искусства периода кваттроченто. В результате чего и отдельные проблемы художественной региона продукции мало занимали исследователей, Искусство XV века региона Марке представляется малоизученным в целом. В результате в 2002 году стала возможной выставка под названием «Кваттроченто в Камерино» (Il Quattrocento a Camerino), которой предшествовало детальное изучение uq только нового собранного материала, но и самих произведений и их физических характеристик. Последняя и довольно обширная глава монографии посвящается «Живописи при дворе Урбино», где рассматриваются Фра Карневале, Франческо ди Джорджо Мартини, Иос ван Гент, Лука Синьорелли, Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли, Джованни Санти и др. Анализ которого приведен ниже), Кавальказелле, но и туристических географией маршрутов того времени. Как и П. Дзампетти, Виталини Саккони, который пополнился новыми с сведениями момента издания работ JI, прежде всего ставил задачу организовать собранный материал.
Martindale, Vol, Carlo Crivelli and the Venetian Exhibition 1961 of //The Burlington Magazine – A., Исследователь исследователем Э. Мартиндейла. Р. // II palazzo di Federico da Montefeltro: Restauri e ricerche, Р. К росписям Боккати П. Дзампетти бегло обращается в более своем позднем очерке: Zampetti. В ней автор, как и JI. Себастьяна и св.
Также, для полного и адекватного освещения тема художественного развития при дворе Федериго да Монтефельтро должна включать и анализ памятников, находящихся и на современных умбрийских территориях (например, в городе Губбио). 1-2, М., 1977) и, в частности, И. Е. Urbino, 1985. Так изображения «Мадонны делла Мизеркордия» XV века в Италии особенно часто встречаются на территории Марке, а понимание специфики данного образа Марии составляет одну из важнейших тем в области религиозной живописи кваттроченто в целом. Уже во «Введении» автор отмечает, что в Марке действительно существовало собственное искусство с «ясно отличительным собственным стилем», который, правда, «часто выражался по-разному внутри различных течений». 48 Таким образом, П. Дзампетти одним из первых обращается в сводном труде по искусству Марке к важной проблеме особенности искусства области и его отличия от других художественных явлений XV века, в том числе и от искусства Умбрии, которое, по словам автора, отличается от искусства Марке «и стилистически и качественно». 49 Однако критиками начала 1970-х годов была отмечена несостоятельность П. Дзампетти в раскрытии этого самого «отличительного стиля» искусства Марке. 50 Так, Луиза Вертова видит главный недостаток этой книги в отсутствии репродукций тех многих произведений, которые упоминаются в монографии и которые оказываются недоступны, а также в «неконкретности» литературного языка автора.
Статьи разных лет» М., 2005), чья монография «Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения» М., 1996. Созданные в Марке, Также были исследованы алтарные образы периода кваттроченто, включая собрания Национальной галереи в и Лондоне галереи Уолтере в Балтиморе, но находящиеся в различных музеях мира. Этот процесс представляется ключевым для дальнейшего яркого воплощения этой темы в итальянском искусстве уже в последующие эпохи. Можно констатировать, что монументальные памятники Марке второй половины XV века отчетливо демонстрируют главные стилистические черты и своеобразие местной художественной традиции, а также более явственно (по сравнению с другой живописной продукцией и скульптурой) раскрывают существование нескольких важных источников влияний, показывают закономерности их восприятия местными мастерами. 1975 до статей, Сложение художественной картины системы кватроченто» М., вошедших в недавние сборники «"Исполнилась полнота времен. ". Кавальказелле, А. Касасанти, Л. Серра, Б. Беренсон, Ф. Дзери, П. Дзампетти и другие. об этом также в рецензии JI.
И, тем не менее, среди территорий, нередко обозначенных в классической историографии в качестве «периферии» или «провинции», считаем правомерным выделение, пусть и «малых», но собственных культурных «центров», способных продемонстрировать собственный вариант культурного развития и даже в определенное время оказать влияние на другие территории (как, например, каждый в разное время, такие центры, как Камерино, Фабриано и Сансеверино). Проблема определения «границ» непосредственно «искусства Марке» и выявления его специфики была обозначена примерно треть века спустя, когда в результате проведенных выставок возрос интерес именно к местному искусству региона. вр. Бенуа «История живописи всех времен и народов» 1912 года (том I, глава «Тосканский пейзаж в начале кватроченто», раздел XI «Художники Перуджии») и П. П. На которой выставлялись памятники венецианского искусства, Первым шагом послужила организация выставки 1950 года в Анконе, но за которой в 1961 году последовала другая выставка уже в Венеции, находящиеся в области, где выставлялись работы Карло Кривелли и его последователей, местных мастеров Марке. 43 Это событие усилило интерес местной к художественной продукции региона Марке и как следствие, в конце 1950-х и в 1960-е годы были отреставрированы многие памятники искусства области. Что многие фактические Если вопросы, учесть, ещё требуют детального изучения, касающиеся искусства Марке, подобная публикация, дополненная новыми открытиями и уточнениями, представляется особенно актуальной.
42) исследователь вынужден был признать его «значительность» в качестве «места распространения передовых художественных достижений» и даже процитировать Дзампетти о возможном влиянии мастеров Камерино на самого Карло Кривелли. 64 Суждение Дзампетти о роли Джироламо ди Джованни в распространении влияний самого Пьеро делла Франчески (и о том, что мастер из Камерино служил, таким образом источником «ренессансных» черт в живописи Карло Кривелли), в настоящее время представляется несколько преувеличенным. Вот таким образом А. Коласанти придерживается предположения о том, что Пьеро делла Франческа посетил Урбино между 14401450 годами, помимо других «частых визитов Пьеро ко двору Монтефельтро». 42 Далее автор рассматривает искусство Антонио да Фабриано, Джованни Боккати, Джироламо ди Джованни и Лоренцо д'Алессандро, не разделяя их по разным живописным школам. Несмотря на разнообразие и полноту исследовательских трудов по меценатской деятельности герцога Урбинского, ранний Этот заказ Федериго да Монтефельтро, ещё не получал должного внимания и детального освещения в литературе.
И/тем не менее, среди территорий, нередко обозначенных в классической историографии в качестве «периферии» или «провинции», считаем правомерным выделение, пусть и «малых», но собственных культурных «центров», способных продемонстрировать собственный вариант культурного развития и даже в определенное время оказать влияние на другие территории (как, например, каждый в разное время, такие центры, как Камерино, Фабриано и Сансеверино).