Принадлежащее истории театра, Комедия дель арте это – явление и тот, событие неповторимое, кто пытается найти некую линию преемственности между актерским ремеслом XVI – XVIII вв. В основных итальянских городах были построены Театры Дзанни (i Teatri degli Zanni), от которых остались такие образчики как флорентийский "Театрик Шлюхи" (Teatrino di Baldracca) и миланский Театр Порта Тоза (Teatro di Porta Tosa), ныне нефункционирующие, а также – неаполитанский театр Сан Карлино (Teatro San Carlino) используемый и поныне. Как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, Возрождение готовилось издавна, когда стали снова расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. Гольдони в своих воспоминаниях часто упоминает некоторые трюки (утвердившиеся в XVIII веке) слуг, которые появлялись даже в кровавых трагедиях, таких как "Белизар" ("Belisario"), где Арлекин – слуга византийского генерала, впавшего в немилость и ослепленного императором Юстинианом – погонял своего уже слепого хозяина палкой (один из вариантов шутки с мулом и мехами для раздувания огня). Еще одна сторона вопроса: новая постановка комедий, при отсутствии настоящего репертуара. Giovanni e Paolo) в окраинном районе Каннареджо, а также – театр Святого Моисея (Teatro San Moise) и театр Святого Луки (Teatro San Luca), построенные на Большом Канале (Canal Grande) – признак важности, которую приобрели платные театры в начале XVI века, причем – не только в Венеции.
В замке Ландшут, что в Нижней Баварии, вся внутренняя парадная лестница расписана фресками итальянского художника Алессандро Скальци (Alessandro Scalzi) изображающими сцены комедии дель арте и к этому же периоду (70-е годы XVI века) относятся и письма императора Максимилиана II к Герцогу Мантуанскому относительно приглашения комических трупп. Актеры комедии дель арте "выросли" из площадных акробатов, паяцев и шарлатанов, которые – чтобы увеличить свои доходы – импровизировали комические сценки (как правило – в форме диалогов) между двумя актерами из этой-то необходимости коммерческой привлекательности и родились первые комические "противостояния" между хозяином (обычно звавшимся Великолепный – Magnifico), являвшим собой прототип буржуа – скупого и похотливого купца и слуги (названного Дзанни (Zanni), от сокращения от имени Джованни – Джанни, которое на венето-ломбардском диалекте становится Дзуан или Дзане (Zuan или Zane), который воплощал тип перебравшегося в город хитрого и веселого крестьянина, правда иногда он выставлялся глупым и бестолковым. В 1750 году Гольдони написал и поставил в Комическом Театре (Il Teatro Comico) свою комедию-манифест, которая сопоставляла два типа театра: театр комедии дель арте и его "риформированную" комедию, попытавшись тем самым заставить как труппы, так и зрителей принять новую натуралистическую комедию, шагавшую в ногу с европейскими новшествами, такими, как пьесы Шекспира, которые в XVIII веке стали появляться и за пределами Англии благодаря мастерству одного из самых блестящих актеров, которых когда-либо знала история – Дэвиду Гэррику (David Garrick), а также – последние комедии Мольера, которые, хоть и были "незаконными дочерьми" итальянской комедии, все же встали на свой собственный путь, развившийся в итоге в Бомарше и "революционную" комедию Дидро. Quotживые мертвецы" ("Li morti vivi") и "Любовная тюрьма" ("La prigione d'amore) несут на явный себе отголосок персонажей комедии дель арте, Комедии Сфорца Одди (Sforza Oddi) ("Эрофилимахия или дуэль любви и дружбы" ("L'Erofilimachia ovvero il duello d'amore, et d'amicitia"), возможно и именно в этом и проявляется граница между ученым и профессионалом, которая не исчезла с рождением комедии дель арте и существовало множество авторов, продолжавших писать согласно традициям куртуазной комедии, например – Якопо Чиконьини (Jacopo Cicognini) и Джачинто Андреа Чиконьини (Giacinto Andrea Cicognini) в XVII веке и Джован Баттиста Фаджуоли (Giovan Battista Fagiuoli) в конце XVII – начале XVIII веков.
В 1612 году Медичи – через Дона Джованни де' Медичи (1567 – 1621), внебрачного сына Эрцгерцога Козимо I и Леоноры дельи Альбици – заполучили себе на службу. Который называют "Уличным искусством" – в "сплаве" клоунского цирка и театра искусство Но "давать Комедию" черпает свою первородную "прототеатральную" силу именно в том жанре, принимающего абсолютно новые формы. Которые можно с уверенностью отнести к комедии дель арте, Одним из первых иконографических свидетельств, это гравюр сборник Фоссара. Что его учеником был абсолютно светский Гоццоли, Не надо забывать, торжественных выездов и грандиозной архитектуры, любитель великий модных нарядов.
Последний святой художник, Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, цветущей роскошной Флоренции, но он дитя и своего времени. Состояла она из двух стариков: Панталоне (Pantalone) и Грациано (Graziano в старину так звали болонского Доктора), двух парочек влюбленных и двух дзанни: Педролино (Pedrolino первый дзанни) и Арлекина (Arlecchino второй дзанни) и наконец, существовали еще так называемые "подвижные роли", то есть те, которые появлялись не во всех спектаклях: Капитан Ужас (il Capitan Spavento), Служаночка (la Servetta которая позднее получит имя Коломбины (Colombina) и сводня. В более близкие к нам времена, все на тех же германских территориях, художник-сценарист Лудовико Антонио Бурначини (Ludovico Antonio Burnacini) воспроизвел в акварели несчастья Пульчинеллы и переодевания Арлекина для венских театров этот же сюжет переодеваний Арлекина был запечатлен и на холсте в десятках разных сценок флорентийским художником Джованни Доменико Ферретти (Giovanni Domenico Ferretti). Первыми были семейства Трон (Tron) и Микьель (Michiel), заказавшими строительство двух "Комнат" ("Stanze") для комедий в квартале Сан Кассиано (San Cassiano), что находится за Риальто от этого квартала театры получили свое имя и впервые (точно – после 1581 года, по свидетельству Франческо Сансовино, сына архитектора Якопо Сансовино), театры открыли свои двери и публике из народа, которой прежде были недоступны "ученые" спектакли, предназначавшиеся для князей и их двора. Уже в декабре 1599 года Генрих просит Герцога Мантуанского прислать "Труппу Пылких" (Compagnia degli Accesi) и Арлекина – Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli).
и современным театральным искусством, не обладает исторической проспективой. Однако, Под этим названием не следует, видеть возобновления греко-римской древней и культуры искусства. Пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, Нищенствующие заставлявшее францисканцы, в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, надменный двор с неподвижным этикетом. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.
Переход с площади в театр произошел не без влияния некоторых "ученых" комедий начала XVI века. Тексты же спектаклей ограничивались холстом, Актерская игра новую принимает структуру, что происходило на сцене, на котором было в общих чертах расписано. Принимавшем комедиантов дель арте с самого начала XVII века, в Париже, а затем в – Ярмарочных театрах, труппы разыгрывали спектакли в Отеле "Бургундия". За какими рясами они бы ни скрывались, Франциска за это время проник многие во другие обители и пленил все пламенные души. Особенно – в Венеции, Первой из них было зарождение частных театров, посвященных платным комедий постановкам и мелодрам, где аристократические семейства начинают политику распространения в городе новых сцен.
Мольер, в частности, был учеником Тиберио Фьорилли (Tiberio Fiorilli сценический псевдоним – Скарамуш), непосредственное влияние которого чувствуется в таких комедиях Мольера как "Дон Жуан" и "Мещанин во дворянстве" (и это – только самые знаменитые примеры), а также – в некоторых шекспировских персонажах, например, Стефано и Тринкуло в "Буре" – это два "итальянизированных" слуги, пользующихся старинными трюками и репликами и, возможно, что даже Фальстафф имеет прототипом тщеславного Капитана комедии дель арте. И это понятно, Историю живописи новой истории начинают обыкновенно с Италии, которую принято Возрождением называть Ренессансом, так как на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны. Успех Комедии дель Арте в возрождается рамках авангардного театра XX века в виде своеобразного мифа об актерском "золотом веке". Что на протяжении веков периодически возникали примеры импровизированного действа, Несмотря на то, все же ни один из этих примеров не имеет общего ничего с настоящей игрой актера-профессионала XV – XVII вв, которые могли бы напомнить трюки Дзанни XVII века. И речь идет о труппе "Ревнивцев", Первое свидетельство об итальянской организованной труппе комической во Франции относится к 1571 году, приглашенной во Францию на празднества по поводу крещения Шарля-Анри Клермона. В 1572 году Труппа Герцога Мантуанского Дзана Ганассы все еще в Париже. Бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, Ведь и северная готика есть такое утверждение же радостного упования в Бога, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио.
В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. В Италии этот тип спектакля (комедия дель арте) полностью вытеснил "ученую" комедию XV-XVI веков и не только комедию: даже многие трагедии и пасторали были наводнены масками. Его жена Изабелла, в Труппе Ревнивцев выделялись главный комик Франческо Андреини (Francesco Andreini сценический псевдоним Капитан Ужас из Адской долины) исполнявшая роль Влюбленной Виттория Пииссими (Vittoria Piissimi) и Джулио (Giulio Pasquati) Паскуати в роли Панталоне, Лудовико де' Бьянки (Ludovico de' Bianchi) в роли Доктора. Оставаясь верными основным принципам своего ордена, Доменичи), были в то время же лучшими из продолжателей святого дела Франциска. В конце концов эти труппы стали самыми настоящими придворными труппами при разных итальянских и князьях герцогах. Гольдони приходит в ужас от подобных комических вставок и вставляет их в свои мемуары лишь для того, чтобы продемонстрировать упадок итальянского театра в начале своей карьеры (около 1730 года) и необходимость реформы, которая заменила бы старую структуру театра масок новым театром – более естественным и с персонажами без масок.
Несмотря на все теоретические усилия Гольдони, комедия дель арте все еще жила в сердцах его современников-зрителей как в Италии – где она зародилась – так и при основных европейских дворах, где она распространилась под названием "Итальянской Комедии" и стала (наряду с мелодрамой) настоящей удачей итальянского сценического искусства. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. В Труппе Ревнивцев выделялись главный комик Франческо Андреини (Francesco Andreini сценический псевдоним Капитан Ужас из Адской долины), его жена Изабелла, Лудовико де' Бьянки (Ludovico de' Bianchi) в роли Доктора исполнявшая роль Влюбленной Виттория Пииссими (Vittoria Piissimi) и Джулио Паскуати (Giulio Pasquati) в роли Панталоне. Кроме того, существуют многочисленные гравюры в текстах на холстах комедий, такие как гравюры, посвященные Арлекину, в Театре Эваристо Герарди (Teatro di Evaristo Gherardi), портреты комедиантов и тому подобные, а также – огромное количество еще не каталогированных изображений.
Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Генриха III – в мае 1576 года "Ревнивцы" прибывают во Францию приглашению по нового короля. Что они приняли этих протестантов в свое лоно, Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, сделали их своими ближайшими и детьми слугами. Фра Беато поступил в орден св. Но вплоть до 1614 года, когда труппа Джован Баттисты Андреини (Giovan Battista Andreini) и Тристана Мартинелли снимет на два месяца зал в Отеле "Бургундия", занявший место маленького театра Королевского дворца, которым чаще всего приходилось довольствоваться театру Итальянской Комедии, нельзя еще говорить о настоящей французской комедии дель арте. Например, все отсылки к комедии дель арте на картинах Ватто не имеют ничего общего с настоящими комедиантами итальянской комедии во Франции, они представляют собой скорее изящное введение масок в акрадийно-галантные сценки, разыгрываемые персонажами его картин.
Эти сюжеты позаимствованы из народного творчества, появившегося сначала на уровне "культа" из произведений сицилийской школы (как в случае контрастов Чьело д'Алькамо (Cielo d'Alcamo) в XIII веке). Одного из самых плодовитых актеров комедии дель арте, Труппа Пылких (Compagnia degli Accesi) – одна из первых трупп на службе у Герцога Мантуанского – включавшая в себя Пьермарию Чеккини – (Piermaria Cecchini сценический псевдоним Фриттеллино (Frittellino – блинчик ( ) исполнявшего роль первого дзанни. В некотором смысле комедия дель арте породила и такой жанр современной кинематографической комедии как Slapstick. Исследование возникновения комедии импровизаций одним является из самых интересных и увлекательных в истории современного театра. Впрочем, все это не исключает того факта, что и Мольер и Шекспир ощутили на себе сильное влияние итальянских комедиантов. Переход от ренессансной комедии – гуманистической и "ученой" (ее еще называют "комедией эрудита"), разыгрываемой актерами-дилетантами, – к комедии дель арте (то есть – театру, подразумевающему уже профессию актера) произошел в конце XVI – начале XVII веков, благодаря целой веренице счастливых случайностей, произошедших в этот период.
А паяцы – собираться в комические труппы, Со эти временем разыгрывавшиеся на площадях и ярмарках народные спектакли стали преобразовываться в самые настоящие сюжеты. Доминика и не пожелал идти следом за св. Слуг тирана или аркадских пастухов, как когда-то это делали жонглеры в средневековых религиозных действах, присущий придворным шутам или бедным малым – неизменно привнося во все свой дух непочтительности, Арлекин и другие в слуги этом случае принимали разные обличья. Ликующего творчества, Среди яркого, подобные картины являлись пережитками которым былого, ознаменовано это время. Франциском, к сущности которого он был так близок. Так называемые дуэты Великолепного и Дзанни – "С улицы" берут свое начало зародышевые комических формы сюжетов. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Внебрачного сына Эрцгерцога Козимо I и дельи Леоноры Альбици – заполучили себе на службу, в 1612 году Медичи – через Дона Джованни де' Медичи (1567 – 1621).
Одна из них описывает комические трюки (lazzi), посвященных театральной постановке, вторая же состоит из гравюр, в которой появляются Панталоне (Pantalone), Арлекин (Arlecchino), Дзанни (Zanni), Капитан (Capitano), Франческина (Franceschina) и Влюбленные (gli Innamorati) – между происходящие Великолепным (Magnifico) и Дзанни (Zanni), Он разделен на две части. Благодаря его "параллельной" деятельности преподавателя, в последние годы возникло много трупп комедии дель арте, среди которых стоит упомянуть римскую Ассоциацию Мест Искусства (Associazione Luoghi dell'Arte), венецианскую Труппу Пантакин (Compagnia Pantakin) и "Живой Театр" (Teatro Vivo) в Равенне. Но если эрмитажная фреска фра Беато прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Начиная с русских режиссеров Мейерхольда и Вахтангова, француза Жака Копе и австрийца Макса Райнхардта, мы подойдем к великой идее Джорджо Стрэлера (Giorgio Strehler), который в 1947 году поставил спектакль "Арлекин – слуга двух господ" (Arlecchino Servitore di due Padroni), ставший знаменем послевоенного возрождения итальянской культуры. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Все в том же 1603 году Изабелла Андреини (Isabella Andreini) находилась при дворе в Фонтенбло. Так и небесные празднества, Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, но, пожалуй и он писал второе большим с увлечением и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья.
То же самое можно сказать и о "Танцах Сфессании" Жака Калло, которые изображают маски неаполитанского карнавала и его Дзанни и Капитаны не имеют ни малейшего сходства с настоящими актерами комедии дель арте. Возможно, это были рекламные листки, распространявшиеся комической труппой для привлечения зрителей, ремарки на них написаны по-французски и это позволяет предположить, что речь идет о труппе, выступавшей во Франции в конце XVI века, возможно – о труппе Дзана Ганассы (Zan Ganassa), приглашенной в Париж в 1571 году королем Карлом IX или же о труппе Ревнивцев (Compagnia dei Gelosi), прибывшей во Францию в том же году по поводу крещения Шарля-Анри де Клермона. В особенности из несказанно доброго и чистого лика Девы Пресвятой и из серых,, однотонных красок. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Изначально предельно простые и состоявшие из свободного пространства в центре сцены и двух подвижных кулис, Декорации к спектаклям, в середине века были заменены настоящими театрами, в созданных стиле первых комедий XVI века, посвященными этому жанру. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.
Игравшая роль влюбленной по имени в Фламиния, труппе Пылких работала и его жена – Орсола Чеккини (Orsola Cecchini), Джакомо Брага (Giacomo Braga роль Панталоне), а также – Франческо Габриэлли (Francesco Gabrielli исполнял роль Скаппино (Scappino), Джироламо Гаравини (Girolamo Garavini роль Капитана Носорога (Capitan Rinoceronte), Якопо Антонио Фиденци (Jacopo Antonio Fidenzi роль Чинцио (Cinzio) и в течение какого-то времени в этой труппе был и Арлекин – Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli). Снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, с исчезновением же строгости снова взыграть могла жизнь, так и целых общественных групп. В последние годы возникло много комедии трупп дель арте, Благодаря его "параллельной" деятельности преподавателя, венецианскую Труппу Пантакин (Compagnia Pantakin) и "Живой Театр" (Teatro Vivo) в Равенне, среди которых стоит упомянуть римскую Ассоциацию Мест Искусства (Associazione Luoghi dell'Arte). Но она остается первым известным об свидетельством объединившихся актерах, Нам не дано узнать ничего больше об этой труппе, создавших устав и даже получивших юридическое признание. В дальнейшем даже аристократы и именитые граждане городов стали приглашать эти труппы на потеху двору.
Запечатленных Рубенсом в целой серии его полотен, знаменитых После бракосочетания с королевой Марией, так и отдельные актеры – стали постоянными гостями при парижском дворе итальянцы – как труппы. В октябре того же года Труппа Дзан Ганасса находилась при дворе Карла IX. В труппе Пылких работала и его жена – Орсола Чеккини (Orsola Cecchini) игравшая роль влюбленной по имени Фламиния, а также – Франческо Габриэлли (Francesco Gabrielli исполнял роль Скаппино (Scappino), Джакомо Брага (Giacomo Braga роль Панталоне), Джироламо Гаравини (Girolamo Garavini роль Капитана Носорога (Capitan Rinoceronte), Якопо Антонио Фиденци (Jacopo Antonio Fidenzi роль Чинцио (Cinzio) и в течение какого-то времени в этой труппе был и Арлекин – Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli). Труппа Пылких (Compagnia degli Accesi) – одна из первых трупп на службе у Герцога Мантуанского – включавшая в себя Пьермарию Чеккини (Piermaria Cecchini сценический псевдоним Фриттеллино (Frittellino – блинчик ( ) – исполнявшего роль первого дзанни, одного из самых плодовитых актеров комедии дель арте. Неизвестно, видел ли когда-нибудь Шекспир комедию дель арте, но в любом случае он поддался ее очарованию, поскольку его друг-соперник Бен Джонсон (Ben Jonson) – еще один великий театральный автор елизаветинской эпохи – поставил спектакль "Вольпоне" – лучшую английскую версию итальянского театрального искусства. При дворе Гонзага с середины XVI века Комическая утвердилась труппа Дзана Ганассы, в частности, ставшая "официальной" труппой при мантуанском дворе. Она была настолько хорошо структурирована уже в конце XVI века, что послужила моделью для 50 холстов Фламинио Скалы (Flaminio Scala), посвященных комедии дель арте.
Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Первым образчиком труппы комедиантов-профессионалов была так называемая Как явствует из этого списка, в труппе не было ни одной женщины, поскольку они вышли на сцену лишь в составе крупных трупп конца XVI века. Заказавшими строительство двух "Комнат" ("Stanze") для комедий в квартале Сан Кассиано (San Cassiano), Первыми были семейства Трон (Tron) и Микьель (Michiel), театры открыли свои двери и публике из народа, что находится Риальто за от этого квартала театры получили свое имя и впервые (точно – после 1581 года, по свидетельству Франческо Сансовино, сына архитектора Якопо Сансовино), которой прежде были недоступны "ученые" спектакли, предназначавшиеся для князей и их двора.
Появление театров дало новый импульс актерскому искусству, которое, зародившись из роли уличного жонглера, канатоходца или придворного шута, которыми все ограничивалось раньше, начало проявляться в более сложных сюжетах потому-то некоторые уличные актеры начинают собираться в бродячие труппы: первые "Fraternal Compagnie" (братства) начинают преобразовываться в самые настоящие труппы, зарабатывающие этим новым видом деятельности. Он разделен на две части: одна из них описывает комические трюки (lazzi), происходящие между Великолепным (Magnifico) и Дзанни (Zanni), вторая же состоит из гравюр, посвященных театральной постановке, в которой появляются Панталоне (Pantalone), Арлекин (Arlecchino), Дзанни (Zanni), Капитан (Capitano), Франческина (Franceschina) и Влюбленные (gli Innamorati). Еще одной очень известной труппой конца XVI века была труппа Дианы Понти (Diana Ponti), в которой работал даже Альберто Назелли (Alberto Naselli) известный под сценическим псевдонимом Дзан Ганасса. Было бы неверным сказать, что комедия дель арте берет свои истоки из комедий на венецианском диалекте и "сельских" комедий Рудзанте (Ruzante) или же от "Мандрагоры" Николо Макиавелли (Nicolo Machiavelli), несмотря на то, что плавтовские модели слуг или Miles Gloriosus ("солдат-бахвал") оказали значительное влияние на структуру как ренессансной комедии, так и комедии дель арте.
не для всех импровизация является знаком отличия комедий Дзанни, абсолютно не нуждающемся в четком сценарии – но именно на ее основе был создан миф о "чистом" актере полновластном – хозяине своих возможностей и средств, Историки театра часто расходятся во мнениях по поводу подобной трактовки импровизации. Где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась, концу к XII века весна эта обозначилась в Италии. Были еще и дилеттанты-аристократы – авторы и актеры так называемой Смехотворной Комедии (Commedia Ridicolosa) – куртуазной "версии" комедии дель арте, которая отчасти заняла место этой последней после того, как ведущие итальянские актеры начали отправляться в чужие края: Париж, Вену, Иберийский полуостров и Московию, ставя комедии импровизаций с масками. В 80-е годы ХХ века вследствие огромного успеха возрождения венецианского карнавала, которым мы обязаны Маурицио Скапарро (Maurizio Scaparro) итальянская комедия дель арте снова обрела успех во всем мире, благодаря Семейству Каррара (Carrara), насчитывающей десять поколений актеров и венецианскому Таг-у (il Tag di Venezia) под управлением Карло Бозо (Carlo Boso). А вместе с тем вспомнились учителя, забытые Возродилась наука и дерзость ее исследования, поэты и художники, древние философы.
Семейства Вендрамин (Vendramin) и – особенно – Гримани (Grimani), которое в начале XVII века практически монополизировало сферу открытия венецианских подмостков, построили новые театры для постановок спектаклей комедиантов дель арте, такие как Театр святых Иоанна и Павла (il Teatro dei SS. Кто сегодня берется за постановку комедий дель арте, Те, недостаточные с филологической точки зрения, вынуждены опираться лишь на реконструкции сохранившихся холстов, либо же – подобно некоторым XX режиссерам века – ставить комедии Карло Гольдони или Мольера, но оба этих комедиографа имели мало общего с настоящими текстами комедии дель арте. (Compagnia dei Gelosi). Так и во дворцах знати и при дворе, Комические контрасты являлись частью шутовской традиции и были распространены как на площадях и ярмарках, с начиная XV века. Или же в трагедии "Ринальдо" ("Il Rinaldo") – весьма вольной трактовке поэмы Лудовико Ариосто (Ludovico Ariosto) – в которой Арлекин (слуга главного героя-рыцаря) защищает замок Монтальбано, отражая штурм врагов при помощи сковородки. Которую оказало пластическое искусство в завоевании этом и благословении жизни, Нельзя приурочить грандиозную помощь, к какому-либо одному имени.
Комедианты, Разумеется, часто переходили из труппы в труппу, как и все профессионалы, в зависимости от предлагавшегося заработка же или – от князя, которму труппа принадлежала. Вольные каменщики и полчища художников, помогавших им свести небо на землю, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте, как первые гуманисты. И другие венецианские патриции взялись за создание этих новых предприятий, Следуя примеру театра Сан Кассиано, учитывая "торговую" этого направленность города на лагуне, что в общем-то и неудивительно. И это при том, что попадались и блестящие образцы: Петролини (Petrolini), Чарли Чаплин (Charlie Chaplin), Тото (Totograve) и Эдуардо Де Филиппо (Eduardo De Filippo). В 60-е годы ХХ века, благодаря союзу с Франкой Раме (Franca Rame), принадлежащей к семейству комедиантов-"передвижников", владеющих старинными холстами, Дарио Фо (Dario Fo) посчастливилось изучать эти документы – свидетельства старинной и уже исчезнувшей культуры, проверить их состояние и адаптировать их к новым потребностям, создав целую серию комедий и монологов, среди которых – "Забавная тайна" (Mistero buffo).
Она носила имя Труппы Жаждущих (Compagnia dei Desiosi). В частности, Ассоциация Мест Искусства ( ) под управлением Марко Лули (Marco Luly) и Лучаны Кодиспоти (Luciana Codispoti) с начала 90-х годов ХХ века работает по всему миру (уделяя особое внимание Юго-Восточной Азии), представляя собой современный вариант бродячих трупп и распространяя этот театральный жанр в школах, университетах и академиях. Комедии Сфорца Одди (Sforza Oddi) ("Эрофилимахия или дуэль любви и дружбы" ("L'Erofilimachia ovvero il duello d'amore, et d'amicitia"), "Живые мертвецы" ("Li morti vivi") и "Любовная тюрьма" ("La prigione d'amore) несут на себе явный отголосок персонажей комедии дель арте и, возможно именно в этом и проявляется граница между ученым и профессионалом, которая не исчезла с рождением комедии дель арте и существовало множество авторов, продолжавших писать согласно традициям куртуазной комедии, например – Якопо Чиконьини (Jacopo Cicognini) и Джачинто Андреа Чиконьини (Giacinto Andrea Cicognini) в XVII веке и Джован Баттиста Фаджуоли (Giovan Battista Fagiuoli) в конце XVII – начале XVIII веков.
Франциск Ассизский (1182 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Комедия дель арте была не только жанром, Естественно, она также прославила лучших актеров итальянского XVI театра – XVIII веков, связанным с масками. В 1603 году итальянские комедианты обосновываются в театре Отеля "Бургундия" (Hocirctel de Bourgogne), до этого управлявшегося Братством Страстей Христовых, которому комедианты платили за аренду.
Который действительно открыл дорогу комедии дель арте во Франции, королем, Но был Генрих IV Наваррский и его супруга Мария де Медичи.