Антонис Ван Дейк – фламандский живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле. барокко Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Б ИОГРАФИЯ Антонис ван Дейк (1599–1641) (Antonis van Dyck) Фламандский живописец. Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Поступив в мастерскую Рубенса в возрасте 14 лет и многому у него научившись, Антонис Ван Дейк, тем не менее, не желает всю жизнь оставаться в тени великого живописца. Т ВОРЧЕСТВО Антониса ван Дейка. Основные приемы построения парадного портрета Ван Дейк перенял у Антониса Мора и других представителей нидерландского портретного искусства.
Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты (Карл I на охоте, 1633 портрет Большой Энциклопедический словарь Ван Дейк (van Dyck) Антонис (22. 3. 1599, Антверпен, 9. 12. 1641, Лондон), фламандский живописец. Варьируя выработанные Рубенсом образы и8230 Художественная энциклопедия ВАН ДЕЙК (Dyck van) Антонис (1599 1641), фламандский живописец.
гал. ) и «Портрет Карла I на охоте» (Париж, Лувр), где король помещен в идеальное окруже- ние, гармонический фламандский пейзаж, легкость которого напоминает акварели с видами долин и лесов (Лондон, Британский музей коллекция герцога Девоншир-ского). Аристократически небрежен костюм, выписаны Тщательно красивые холеные руки, романтически развились кудри. Что, Воистину нельзя не признать, предпочтение приходится иногда отдавать последнему, сравнивая трактовку сюжетов сходных у Рафаэля и ван Дейка. Палаццо Россо).
Луки. Когда работал над портретами, начинал рано утром и, чтобы не терять времени, даже обедал вместе со своей моделью, не отходя от холста. Написанные на религиозные и сюжеты, мифологические Его картины, следуют канонам барочной живописи, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, мастер Теперь замахнулся на постановочные портреты, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Написанные во время итальянского путешествия, Портреты ван Дейка, благородства стиля и нежности колорита уступают его более поздним произведениям этого рода, в отношении обдуманности, но их превосходят свежестью и силой красок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант.
Раньше, а вскоре заводит собственную мастерскую и в 19 становится лет, членом гильдии св, чем кто-либо из коллег. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин, гал. Мартин и нищие, (около 1620–1621). Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки.
Писавшего картины на мифологические темы, в 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в известного мастерскую живописца Хендрика ван Балена. От робкого подражания стилю Рубенса в Поклонении пастухов (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому Пьяному Силену (около 1618–1620). В картине так же отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, преследовавшая его всю жизнь, которую, казалось, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за выражение его настоящей сути.
«Конный портрет маркиза Бриньоле Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Семейство Ломеллини», «Маркиза Бальбиани», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора» – поражающие своим великолепием и красочностью, Здесь он создает блестящие обстановочные портреты картины, «Портрет маркизы Бриньоле Сале», отличающиеся благородством и утонченной изысканностью. Амвросий и император Феодосии» (Лондон, Нац. Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса. Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. В портретах Роберта Рича, графа Уорика (1635, Нью-Йорк, музей Метрополитен), графа Страффорда (1636, собрание лорда Эгремонта), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест, волна драпировок, бледность желтого шафрана, блеск серебристо-серого или киновари, а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта, герцога Леннокса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), графини Бедфорд (ок.
Однако, Есть и тонкая поэзия, в этом и портрете выражение величавого достоинства, флер которой усиливается мрачноватым романтическим пейзажем фона. Если бы вы стали искать того, кто научил его этим новым приемам, этому свободному языку, уже не имеющему ничего общего со старым, то вы увидели бы на нем сияние исходящее откуда-то извне, не от его гения и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило. Кроме этого из его мастерской вышли за это время семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты исполненные нередко при помощи учеников, отчасти находящиеся как в самой Англии, так и в галереях других стран. Совпавший с временем зарубежнойдипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первымхудожником он Фландрии назначен однимиз придворных живописцев испанскойнаместницы Изабеллы, в этотпериод. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине «Распятие со св.
Он похоронен в хоре собора св. Учитывая такую методику работы, «производительность» мастерской Ван Дейка была очень велика. Однаков зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнемуприсутствуют портреты. Петра, ок.
К этому же периоду относится «Автопортрет» художника (1628). Которых преимущественно приходилось ему изображать в мастерскою, своей с неподражаемой правдой и редким умом художник передавал тонкости характеров тех лиц высшего слоя общества. В этих портретах ван Дейк почувствовал тонко и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Всегда пытаясь постигнуть главное в характере сидящего перед ним человека, Работает крайне и напряженно сосредоточенно.
Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. На котором ван Дейк писал лицо и руки, Затем рисунок переносился на загрунтованный чтобы холст, затем самому придать портрету завершенность и абсолютное сходство с оригиналом, позволяя ученикам начинать писать костюм и аксессуары, так изумлявшее современников. II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Он снова вернулся Англию, в Посетив Фландрию и Париж, прерванному два раза поездками на континент, где скончался в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 г. Ко времени его пребывания в этой стране, принадлежит множество исполненных им портретов. Немедленно получил массу заказов от знати, в Ван Антверпен Дейк вернулся уже известным художником-портретистом, разбогател. Старший ван Дейк охотно поддерживал дружбу с художниками. Что художник, Заказов так много, вынужден обзавестись помощниками, работавший быстро исключительно и много.
Он привил своему ученику любознательность интерес к изучению анатомии, добросовестность и трудолюбие. После пятилетнего пребывания в мастерской ван Балена молодой художник покидает ее, почувствовав себя, несмотря на юный возраст, вполне самостоятельным мастером. Юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных у картин своего наставника, Начиная с 1618 года. Художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои Портретируя модели, знатных особ.
Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни портретов, эмоциональный мир, стал одним из парадного создателей портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, духовную жизнь, живой характер человека. Впрочем, Антонис работал у Рубенса в мастерской целых два года, в больше качестве соработника, в отличие от других учеников, чем подмастерья. Он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых мастеров, нидерландских Как истинный фламандец, блестящую, создавая гладкую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени. Матфей (ок.
Слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный его молодой миловидной жены устремлены зрителя, на Вдумчивый. К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. «Мой талант таков, – говорил Рубенс, что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». В это время он вырабатываети доводит до совершенства тип парадногопортрета барокко, в котором активнуюроль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»). Долгое время художник жил и работал вГенуе, где создал галерею блестящихпарадных портретов городской знати (парные портреты: старого генуэзца иего жены, маркиза А. Дж. Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы, когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов. Он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, Как истинный фламандец, блестящую, создавая гладкую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины пастозные густые динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Неповторимый гений, неповторимый талант, весь ван Дейк в целом был бы необъясним, в случае если бы не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески – но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсбо-ро, Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в., неповторимое изящество, главных представителей школы английской живописи XVIII в. Эжен Фромантен пишет.
1616-1618) – серия полуфигур апостолов (Дрезден, Картинная гал. Он обдумывал позу и движения, которые были наиболее естественны для портретируемого. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Преимущественно портреты, Оставив повсюду произведения своей кисти, через он Марсель и Париж возвратился на родину.
В течение шести лет, Переехав в Италию в конце 1621 Антонис года изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Предназначенная для церквей в Антверпене, Важное место в его творчестве того периода занимала религиозная живопись, Генте, Куртре, Мехелене, Лонтермонде. Здесь художник сделал ударение невозмутимости на и граничащей чуть ли не с равнодушием беззаботности короля. Подчеркнутая грация поз, в парадных портретах Ван Дейка изысканное изящество облика, приличествующего определенному кругу, эффектный вид одежд и выступали обстановки не в роли антуража, а выражали сущность личности, воплощали представления художника о высшем аристократизме, сочетающем в себе внешнюю и внутреннюю рафинированность. гал. Чья барочная эстетика сегодня нас почти не трогает, музей изящных искусств) все – это выражает глубокое религиозное чувство.
А. С. Он отправился в Антверпен, где только что умер Рубене и затем – в Париж. От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (около 1618 – 1620). Антонис – художник эпохи Барокко, Ван Дейк, затронувшей европейское искусство, стал основоположником нового абсолютного направления в портретной живописи.
Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Картоны Ван Дейка были посвящены церемонии вручения ордена Подвязки, но скудность королевской сокровищности не позволили осуществить этот проект в 1638. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св. Техника живописи Семейного портрета» имеет свои особенности: картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение еще большей живости и трепетности» (Н. С.
Образующего фон и хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета взгляните на тяжелые складки бордового бархата, оцените холодок замкнутости, на драгоценности в убранстве женщины, которым веет от нее и строгую грацию позы, тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника моделях, в а главное отсутствие дистанции между художником и моделью. Ван Дейк как колорист был очень разнообразным в «Портрете маркизы Каттанео» (Вашингтон, Нац. создает ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила» (около 1620), «Св. Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо. АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) Ван Дейк -фламандский художник. Политические деятели, в характерных, художники, прелаты, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы – остро схваченных проходят образах перед нами современники мастера. В известном смысле, Конечно, но тут приходится говорить скорей фактической, о гениальная живопись всегда загадочна, чем о живописной стороне дела. Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кас-телло, а в Палермо – Пьетро Новелли.
Равно как и в рубенсовской палитре, Она хоть основывается и на одной из рубенсовских композиций, сразу позволяет признать в ней работу молодого ван Дейка. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Лондонской знати иаристократии, Только за этотпоследний период Ван было Дейком созданооколо четырехсот портретов короля ичленов его семьи. Безансон, Музей изящных искусств), голова мужчины (Экс-ан-Прованс, музей), этюд головы (Париж, Лувр) – отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура, широкие мазки, коричневые или красные тела, блики света. Что он работал над несколькими портретами, На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, рук, уделяя заказчику в день не более часа оставляя и исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам. Занявшей центральное место в его творчестве, Ван уже Дейк в юности обратился к портретной живописи. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант не сохранился 2-й Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок.
Более декоративнанаписанная на этот же сюжет картина изЭрмитажа, обычно известная как «Мадоннас куропатками» (начало 1630-х гг. ). 1620, Картинная галереяДалвичского колледжа, Лондон «Св. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландриии Брабанта (портрет Марии Луизы деТассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров и менее парадные, но полные естественной жизненностипортреты друзей и знакомых, в первуюочередь собратьев по искусству фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филологаи издателя Яна ван дер Ваутера (Музейизобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Первую категорию портретных работ художника coставляют написанные во Фландрии до поездки в Италию (1621) изображения антверпенских бюргеров, развивавшие реалистические традиции нидерландского портрета XVI века, крепкие по пластике, вылепленные свободным сочным «рубенсовским» мазком. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».
1620-21, Завентам, приходскаяцерковь Виндзор, королевский замок). Он направился в Рим, Пробыв несколько времени в Генуе, ок, где прекрасно исполненным заслужил портретом расположение и покровительство кардинала Бентиволио (портрет кардинала Г. Бентивольо. он работал в мастерской Рубенса. Воистину нельзя не признать, что, сравнивая трактовку сходных сюжетов у Рафаэля и ван Дейка, предпочтение приходится иногда отдавать последнему. Подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (около 1618–1620), От робкого подражания стилю Рубенса в (1618) «Поклонении пастухов» он очень быстро поднялся до картин.
Каноны барочнойкомпозиции отступают подчас передобразом лирического плана, подчиняющимвсе изобразительные средства («Отдыхна пути в Египет», начало 1630-х гг., Стараяпинакотека, Мюнхен). Рубене делал эскизы, по которым Ван Дейк исполнил картины «Вакханалия» (Берлин-Далем, музей), «Св. В том числе серия тарелок, Его станковые произведения, оригинальную составляли коллекцию работ. Луки в Антверпене.
Его талант проявился с особенным блеском в портретах, в особенности, соблюдая полную природе, верность в которых он, отличается благородством концепции, светлостью, прозрачностью и силой колорита, превосходной лепкой и живописной непринужденностью позы. ван Балену, а в 1618 принят в гильдиюживописцев св. К этому же периоду относится «Автопортрет» художника (1628). Внешней декоративности, Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной исходящего импозантности, от его образов, ощущение внутреннего тока жизни, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная.
Столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., Тема изображения семейств и супружеских без пар, передышки, была подхвачена Ван Дейком: Беллори : "Писал он подолгу. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, Отвечая требованиям английской аристократии их позам и жестам элегантность и благородство, ван Дейк придает портретируемых осанке горделивость. Во второй раз Ван Дейк покинул Лондон в 1640. 16201621, Виндзор, Королевское собрание).
Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Применко). Он совершил две поездки в Париж. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
Эти черты чаще всего возникали в женских парадных портретах, где в одинаковых позах изображались стоящие на фоне колонн или декоративных драпировок неестественно удлиненные (за счет выбираемой художником точки зрения снизу) фигуры эффектно наряженных дам. Ему было 42 года и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла. Томная грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), несколько пресное «Видение Блаженного Августина» (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), слишком показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель, Кор. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Работая как портретист, «Уже в первый антверпенский период, ван Дейк различные использует технические приемы живописи.
Тонкий ценитель искусства, Карл I, ему дарует дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря, назначает его главным королевским художником. В 1622 – 1623 годах создает художник одну из лучших картин – портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Несколько пресное «Видение Блаженного Августина» Томная (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), Кор, слишком показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель. Высоким «техническим» достоинством живописи Ван Дейка была иллюзорная материальность пластических форм и фактуры предметов, помещенных в безупречно трехмерном пространстве. «Он стоит, лошадь его держит конюх.
По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Королевы и их чести детей позировать ему добивается все высшее общество, Он пишет множество портретов короля. В10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан вобучение к антверпенскому живописцуХ. Политические деятели, в характерных, художники, представители прелаты, городского патрициата аристократы, светские красавицы – остро схваченных образах проходят перед нами современники мастера. Смелостью композиции и – в сравнении с – Рубенсом известной легковесностью и недостаточной объемностью форм, Она отличается абсолютно особой мерцающей техникой. Пожалуй, в последний период творчества, которому художник следовал в юности и который начал утрачивать именно детские портреты наиболее соответствуют тому жизненной идеалу убедительности и душевной теплоты, став придворным живописцем. Его портреты отвечают требованиям буржуазии.
Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию. Собраниеспенсера, 1637, 1639, собрание Девонширского, Дербишир), герцога Олторп Артура Гудвина, воссоздающих атмосферуанглийского двора, высокий аристократизмобразов сочетается с их эмоциональнойутонченностью. Созданный ван Дейком еще в тип Генуе парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах Дейк ван тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Законченный ренессансный corteggiano (придворный) изящный и непринужденный, он смотрит на местность и сверкающее впереди море, абсолютно позабыв о двух своих слугах.
Маркиза Каттанео в черном элегантном платье проходит словно перед зрителем, Елена Гримальди. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. музей, Вадуц). В АНТВЕРПЕНЕ. Павла в Лондоне на его надгробии король поместил эпитафию. В то же время ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила» (около 1620), «Св.
Обращался к более легкой живописи, Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему насыщенной учителю, контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Применко). В 16181620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. Самые знатные дамы и господа приходили на сеансы с удовольствием, привлеченные разнообразными увеселениями, предлагавшимися в доме.
Себастьян», Мюнхен, Старая пинакотека), тонкостью колорита и легкостью фактуры («Бегство в Египет», там же). ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. В красоте и гармонической упорядоченности композиционных решений, Оно находило выражение не только в изысканности поз и одежд, в выражении их лиц, но и в одухотворенности изображаемых им людей, эмоциональном жестах, строе. Что восемнадцатилетний юноша стал художником, самостоятельным Многих исследователей восхищает тот факт. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Равно как и в рубенсовской палитре, Она хоть и основывается одной на из рубенсовских композиций, сразу позволяет признать в ней работу молодого ван Дейка. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок.
Особое влияние оказала на него венецианская живопись. В 1622–1623 годах художник создает одну из лучших картин – портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 5 июля того же года король дал ему титул «главного живописца на службе его величества» и он был возведен в дворянское достоинство. 22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. пишет множество портретов короля (около 30), королевы и их детей. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую.
Содержащуюсто портретов выдающихся современников. Последние девять лет прожил в Англии, занимая должность придворного живописцапри короле Карле I, Выполнилуникальную гравюр, серию окружившем Ван Дейканебывалым почетом и роскошью и пожаловавшемему рыцарское звание. В последнюю пору жизни, Однако, он стал небрежнее в работе, в нуждаясь средствах для удовлетворения своей привычки к роскоши. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. 16181620, 1-й вариант Мадрид, Прадо 2-й Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать лет до того, в этот художник период возвращается к парадным портретам.
Объем портретных работ огромен, он включает парадные изображения сановников, вельмож, бюргеров, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок. 1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В 1632 г. он уехал в Англию, где получил место главного живописцапри дворе английского короля I. Король Карла окружил Ван Дейка небывалымпочетом и даже пожаловал ему рыцарскоезвание. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». гал. ) преобладают черный бистр и коричневые тона, составленные из красного, черного и золотого, в то время как мощные аккорды яркого красного освещают «Портрет кардинала Бентивольо», написанный в Риме в 1623 (Флоренция, Палаццо Питти).
С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» – 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» – 1625г., «Триумф Силена» – 1625г., «Коронование терновым венцом» – 1620г. ). Однако, потерпев неудачу в этихзамыслах, больной художник вернулся вЛондон и вскоре умер. В 1621 Ван Дейк несколько месяцев работает при английском дворе, куда он был приглашен графом Эранделом. Его способности к рисованию проявились слишком рано были и трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Принципы парадногоизображения выявлены здесь как бысмягченно, 1635, позади слугадержит породистого коня, в интимном более истолковании, король изображен на фоне пейзажа визящно-небрежной позе – Лувр). Свет и прозрачность Парадность и элементы театрализации, Колорит у него – доподлинные плоть и кровь, уступают место более снова строгому, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, но изощренному в своих живописных средствах стилю.
Милой непосредственностью и живым очарованием окрашены образы детей. 1632, Вмногочисленных портретах (ФилиппаУортона, конец 1630-х гг., ТомасаУортона, Метрополитен-музей Эрмитаж ДжорджаДигби и Уильяма Рассела, ок. Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его любовь необъяснимая к портретным работам. Больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер, Потерпевший неудачу во своих всех замыслах. Законченный ренессансный corteggiano (придворный) изящный и непринужденный, он смотрит на местность и сверкающее впереди море, абсолютно позабыв о двух своих слугах. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра).
По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариант Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги.
Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. Он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, Как истинный фламандец, блестящую, создавая гладкую, эмалевую поверхность, то бросая на поверхность картины пастозные густые динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630 х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639). С 1615г. «Автопортреты», СанктПетербург, Гос.
Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Политические деятели, в характерных, художники, прелаты, представители городского аристократы, патрициата, светские красавицы – остро схваченных образах проходят перед нами современники мастера. Такие картины, как «Сусанна и старцы» (Мюнхен, Старая пинакотека) и «Динарий кесаря» (Генуя, гал. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. В которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе, Следующими пунктами его остановки были и Болонья Венеция.
музей), его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. Лели, У. Добсон, Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов. Томаса Уортона, Таковы портреты Филиппа (1632), Уортона Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), (конец 1630-х), Артура Гудвина (1639). Далеко превосходящую все, Лицо его выражает силу, но в же то время мудрость и твердость, что я видел, не уступающие рафаэлевским, хотя гораздо более языческие. Что, Воистину нельзя не признать, предпочтение приходится иногда отдавать последнему, сравнивая трактовку сходных у сюжетов Рафаэля и ван Дейка.
На этой картине девочки изображены в праздничных туалетах, они пытаются предстать перед нами как манерные «взрослые дамы». Применко). Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Держал слуг, кареты, певцов иклоунов, музыкантов, которые забавляли его титулованныхпосетителей, приходивших позироватьдля портретов – лошадей, Лондоне в Ван Дейк жил внеобыкновенной роскоши. Теперь он мог принимать заказы от своего имени.
Представителю когорты фламандских романистов последователей мастеров итальянского Возрождения и десять в лет мальчик был отдан на обучение известному художнику Хендрику ван Балену. Это был год его женитьбы на англичанке Мери Ратвен. Я никогда не видел ничего подобного Английский – художник Д. Ричардсон Младший писал позднее. Но сюжетные работы художника чем-то неуловимо напоминали Рубенса, который настоятельно советовал ван Дейку поехать учиться в Италию. Картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, создавая еще ощущение большей живости и трепетности» (Н. С – что фактура холста обнажается, Техника живописи "Семейного портрета» имеет свои особенности. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент). Между тем это не совсем так.
В то же время ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила» (около 1620), «Св. Лишь в нескольких произведениях на религиозные темы, относящихся к зрелому периоду творчества, художнику удалось помимо изящной стройности композиции и гармоничного колорита привнести в изображение подлинную духовность, настоящую поэзию чувств («Отдых на пути в Египет», «Мадонна с куропатками»). А также передает права порталу редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Ван Дейк показал, не исключает, которым проникнут этот человек, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы – что полнота вся счастья, Психологическая драматургия образа великолепна. Но не учеником эта Рубенса совместная работа обогатила его искусство, с этой даты он становится помощником. Он стоит, лошадь его держит конюх. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Как, Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего в дома облике охотников изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика, к примеру. Неаполе, Более шести лет понадобилось Ван Дейкудля изучения итальянского искусства. Он побывал в Риме, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе идаже на Сицилии. Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса.
На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Оливковыми глазами и румянцем, здоровым с полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами. Так, портреты П. Стевенса (1627), Гаага, Маурицхёйс Кассель, музей) отличаются от изображений итальянской аристократии они связаны с фламандской традицией, в них модель представлена по пояс, они более сдержаны и психологически просты. Усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца – в натуре подчеркнуты черты женственности, Именно таким баловнем мы судьбы видим его на автопортрете.
1618, Лондон, частное собрание), Св. Более полное, Второе издание, уже после смерти художника в этой второй серии сам Ван Дейк является автором лишь около 20 офортов – нескольких портретов художников, вышло в 1645, в частности, портреты Лукаса Ворстермана, Йоса де Момпера, Снеллинкса, Яна и свой автопортрет. Работа над множеством заказов в приобрела мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Онсоздает блестящие обстановочныепортреты-картины, в которых надменныестарцы, благородные кавалеры, стройныеженщины в тяжелых, богатых платьях сдлинными шлейфами представлены во весьрост на фоне пурпурных драпировок имассивных колонн роскошных генуэзскихдворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон «ПаолаАдорно, маркиза Бриньоле Сале», собраниеФрика, Нью-Йорк «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон «Конныйпортрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург «Старыйсенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем). В многочисленных автопортретахВан создает Дейк романтизированныйобраз художника баловня судьбы.
Он стал известен в Европе благодаря публикации сборника гравюр «Иконография Ван Дейка», рисунки и гравюры которого были предназначены для распространения портретов знаменитых людей того времени. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, Обогащенный итальянскими впечатлениями, практически становится первым художником Фландрии, дипломатической занятого деятельностью. Часто говорили об упадке стиля Ван Дейка Лондоне в современные исследователи поддерживают это мнение. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден.
Первые шаги в творческую жизнь маленький художник предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год) имел возможность стать самостоятельным художником. Но зато умным и добрым человеком и оказал сильное влияние на своего питомца, Ван Хендрик Бален был посредственным художником. И в изображении атласных тканей одежды, живописного Виртуозность мастерства художника проявилась здесь в неподражаемом умении подметить за искусственной светской маской живые детские характеры, рядом с которым фигуры девочек кажутся особенно хрупкими и грациозными, тяжелого темно-зеленого занавеса. Это сказалось на качестве его последних работ, но Разумеется, не стало менее ценным подарком для последователей. Смелостью композиции и – в сравнении Рубенсом с – известной легковесностью и недостаточной объемностью форм, Она отличается абсолютно особой мерцающей техникой. По сравнению с предыдущим периодом, этих Колорит работ, становится более разнообразным и насыщенным.
Бриньоле-Сале иего жены Паолины Адорно). Что нет веских причин для сомнений в подлинности старой надписи, Однако большинство современных ученых справедливо полагают, что обе а девочки, отсутствие других сведений об изображенных объясняют тем, очевидно, умерли еще в детском возрасте. Кроме Антониса, в семье было три брата и девять сестер.
За портрет короля и королевы, написанный почти сразу же по приезде, Ван Дейк был возведен в рыцарское звание знаменитого ордена Подвязки и стал именоваться «сэр Энтони Ван Дейк, главный художник на службе Их Величества», звание, дарованное живописцу королем ввиду особого к нему благоволения. Вы прибавили бы к его имени: "учитель неизвестен". Ему лучше всего удавались сюжеты, Вот таким образом, в которых главную роль играет выражение движения душевного и нежного чувства.
80 листов, гравированных Ворстерманом, Болсвертом, Понтиусом, появились в 1636. Но он менее выразителен, Портрету Снейдерса соответствует портрет его Маргариты супруги де Вос. Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Заваленный многочисленными заказами, в Англии, принужден художник работать одновременно над несколькими портретами. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Мартин и нищие», (около 1620–1621). В портретах Ван Дейка изображение человеческого лица впервые избегает всех традиционных стилистических форм и приобретает максимальную индивидуализацию наоборот, позы персонажей выражают новый идеал красоты, торжественности и пышности («Портрет Корнелиса ван дер Геста», Лондон, Нац. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета.
Свет и прозрачностьhellip» Парадность элементы и театрализации, Колорит у него – доподлинные плоть и кровь, уступают место снова более строгому, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, но изощренному в своих живописных средствах стилю. 1618, Лондон, частное собрание). Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сочетают сюжеты традиции Рубенса и влияние Тициана. Здесь художник сделал ударение на и невозмутимости граничащей чуть ли не с равнодушием беззаботности короля.
Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе стоит на лестнице, ведущей в сад. Мартини нищие», ок. К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии8209Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта филолога и издателя Яна ван дер Ваутера иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. Но типичная картина библейский на сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок, Его не лучшая. Далеко превосходящую все, Лицо его силу, выражает но в то же время мудрость и твердость, что я видел, не уступающие рафаэлевским, хотя гораздо более языческие.
Он по рождению и складу натуры всецело принадлежал к третьему сословию, Художник и вельмож королей, оставался на деле буржуа, хотя и старался выглядеть кавалером. Франциском и Бернаром и донатором» в ц. Сан-Микеле близ Рапалло. АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Особенно усилились эти тенденции в английский период творчества. Религиозное искусство Ван Дейка замечательно своей элегантностью, пропорциями и правдивостью («Мадонна с донаторами», Париж, Лувр), красотой изогнутых линий тела («Св. Что формально означало творческой обретение самостоятельности, в 1618 году Ван Дейк вступил в гильдию художников. По его завещаниюон похоронен в лондонском соборе св. Павла.
Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Антонис Ван Дейк обязан славой своей жанру портрета. Другая работа – «Св. Необходимая для сочинения композиций, Однако фантазия, пробудилась не у ван Дейка и в Италии, свойственная гению Рубенса. «я никогда не видел ничего подобного – Английский Д. Ричардсон художник Младший писал позднее. Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц («Портрет Анны Ваке», Гаага, Маурицхёйс «Портрет Мартина Пепейна» (1632, Антверпен, Музей изящных искусств).
Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Законченный ренессансный corteggiano (придворный) изящный и непринужденный, он смотрит на местность и сверкающее впереди море, абсолютно позабыв о двух своих слугах. Равно как и в рубенсовской палитре, Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, сразу признать позволяет в ней работу молодого ван Дейка. 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
В то же время ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как Самсон и Далила (около 1620), Св. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). Браун). Смелостью композиции и – в сравнении с Рубенсом – известной легковесностью и недостаточной форм, объёмностью Она отличается абсолютно особой мерцающей техникой. Сдержанного набора аксессуаров сочетаются с свободного широтой письма, Тщательная передача костюмов, утонченностью и благородством живописных решений.
Он отправился по приглашению вице-короля Филиберта Эмануэля Савойского в Палермо, Возвратившись через Мантую и Рим в снова Геную, но вскоре покинул этот город ввиду свирепствовавшей там чумы. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость их позам и жестам элегантность и благородство.
И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов. Вместе с которым Антонис Ван Дейк работал в мастерской Рубенса, Эти ранние близки произведения картинам Йорданса. Его первые произведения (ок. Мастер портретной живописи. Выработал и довел до типпарадного совершенства портрета барокко, ламандскийхудожник. К ранним его работам относится Автопортрет (ок.
Здесь он создает блестящие обстановочные портреты картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью: «Конный портрет маркиза Бриньоле Сале», «Портрет маркизы Бриньоле Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора». Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему. музей изящных искусств «Мученичество св.
К этому же периоду относится Автопортрет художника (1628). Колорит у него – доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Среди них парадноеизображение вдовствующей эрцгерцогиниИзабеллы в одеянии ордена св. Но в 1635 г. возвратился в английскую столицу и в 1639 г. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен – возведшего его в дворянское достоинство, Осыпанный милостями короля исключительно почти портретные и получая заказы от богатой английской аристократии, он только на полтора года расстался с Лондоном, дабы побывать в отечестве и написать несколько исторических картин. Одновременно величественной и непринужденной, Перед зрителем предстает романтизированный мир аристократической изысканной красоты. Далеко превосходящую все, Лицо его выражает силу, но в то же время мудрость и твердость, что я видел, не уступающие рафаэлевским, гораздо хотя более языческие.
«Он стоит, лошадь его держит конюх. Вы прибавили бы к его имени: учитель неизвестен. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию.
Браун). В 1622–1623 годах художник создает одну из картин лучших – портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Мартин и нищие», (около 1620 – 1621). Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам.
Что он уделял заказчику в день не более и часа оставлял исполнение одежды, На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, аксессуаров, рук, фона своим помощникам. Нежели блеск аморальной аристократии, Душевное здоровье и нравственная крепость ближе были его сердцу. Художников с женами, в ранний период антверпенский Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Как портрет Карла I на охоте, в 1632 Ван году Дейк был приглашен в Англию ко двору Карла I. К началу английского периода относится такой прекрасный образец аристократического портрета. «Портрет маркизы СпинолаДориа», Париж, Лувр «Портерт Паолы Адорно», Генуя, гал.
Павла. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. Насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический монархии кризис Стюартов, Трудно судить. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 16308209х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639).
Пушкина). Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Сдержанность колорита, Их отличают также и строгость простота композиции, а стремление к внешнему сходству сочетается с психологическим анализом личности. Из всех вандейковских портретов Карла этот – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника» (К. В 1622–1623 годах художник создает одну из лучших картин – портрет кардинала Гвидо Бентивольо.
Которые обретают зрелость мастерства, Но по-прежнему господствуют становятся портреты, разнообразнее и глубже. Из всех вандейковских портретов Карла этот – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника» (К. «неповторимый гений, весь ван Дейк в целом был бы необъясним, неповторимый талант, если бы не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески – неповторимое ПОСЛЕДНИЕ изящество, ГОДЫ ЖИЗНИ Эжен Фромантен пишет.
Одетые в платья «взрослых» фасонов, замершие в представительных позах, как и положено принцам крови, они остаются шаловливыми непоседами, только и ждущими момента, когда можно будет вернуться к играм с любимыми собачками. Как, Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих убитым с оленем у ног на картине Пика, например. Кто научил его этим новым приемам, Если бы вы стали искать того, уже не имеющему ничего общего старым, со этому свободному языку, то вы увидели бы на нем сияние исходящее откуда-то извне, не от его гения и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило. Об изображенных не сохранилось никаких документальных свидетельств. Он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм Ван модели, Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, ее хрупкость и изысканность. Он задумал декорацию шпалерами Банкетного зала Уайтхолла, По возвращении в Лондон в где 1635, до того Рубене расписал плафон.
И чем дольше мы будем смотреть, Вглядимся, труднее тем будет истолковать выражения этих прекрасных лиц. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Луки (Профессиональное объединение художников XVII века). Подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам, Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь быстро же заканчивал портрет. Среди них, на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине).
Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Сабауда). Которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу, музей изящных заметно искусств), повлиявшему на своего помощника. Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы индивидуализированный портретно облик. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. В1634 г. Ван Дейк был избран деканом гильдиихудожников города Антверпена, чтоявилось неоспоримым признанием егоблестящего таланта. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими».
В течениепяти лет был придворным живописцемэрцгерцогини Изабеллы. А работая над историческими сюжетами, он Так писал портреты, сколько сделает за день, заранее определял и, сделав, откладывал кисть". И пользовался его помощью при исполнении своих работ. Слава Ван Дейка начала быстро распространяться за пределами его отечества, Рубенс по достоинству оценил необычайные художественные способности ученика, а в следующем совершил путешествие Италию, в и в 1620 г. он был приглашен ко двору Якова II. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова.
Сколько портретов короля и членов семьи его было уже написано и сколько еще могло появиться. «я никогда не видел ничего – подобного Английский художник Д. Ричардсон Младший писал позднее. Отходя от строгого реализма, он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт («Портрет маркизы Бальби», Вашингтон, Нац. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599г.
Оригинальностью замыслаотличается портрет Карла I (ок. «я никогда не видел ничего подобного – Английский Д. Ричардсон художник Младший писал позднее. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. Однако самхудожник в это время был уже далеко отродных пенатов.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи религиозные на и мифологические сюжеты. Внешней декоративности, в нем появляются символические иаллегорические аксессуары, в Однако целомпарадный портрет английского периодаприобретает черты холоднойпредставительности. гал. ) «Портрет Жаклин ван Кастр» (Брюссель, Кор.
Антонис ван Дейк, Отдавая предпочтение работам по пробует заказу, свои силы и в других жанрах, тем не менее. Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, Между тем яркая, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием, беспокойным словно ритмом. Тем более к парадному портрету, Тяготение к портретной живописи, брало верх попытками над ван Дейка переключиться на мифологические темы, так или иначе. Как, Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц с Генрих убитым оленем у ног на картине Пика, например. Где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы, конце в 1627 Ван Дейк возвращается в Антверпен. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук длинными с пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. Он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, Как истинный фламандец, блестящую, создавая эмалевую гладкую, поверхность, то бросая на поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии.
Луки. Его изящные манеры, к тому же красота самого художника, веселость и элегантность снискали расположение ему в обществе, остроумие. Мешавшие исполнению задуманных им работ, Политические заставили смуты, его с женой вторично покинуть Англию.
Семейство» (Турин, гал. Помощники дописывают одежды и руки со специальных натурщиков. От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (около 1618–1620).
Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства. Их открытых природе террас, Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных и драпировок массивных колонн роскошных генуэзских дворцов. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем.
Фактура становится более легкой, тонкой и единой («Портрет Я. де Вале», Мюнхен, Старая пинакотека «Портрет Жана де Монфора», Вена, Музей истории искусств). Кто научил его этим новым приемам, в случае если бы вы стали искать того, уже не имеющему ничего общего старым, со этому свободному языку, то вы увидели бы на нем сияние исходящее откуда8209то извне, не от его гения и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где8209то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило. Систематизировали некоторые эффекты, Его помощники исполняли реплики, многочисленные писали костюмы и драпировки. Картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, создавая ощущение еще большей живости и трепетности (Н. С что – фактура холста обнажается, Техника живописи "Семейного портрета имеет свои особенности. Здесь художник сделал ударение невозмутимости на и граничащей чуть ли не с равнодушием беззаботности короля. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере.
Одним из самых ярких проявлений этой особенности манеры Ван Эйка стал портрет кардинала Бентивольо, которого, если бы не сутана, по вдохновенному выражению лица можно было бы принять за поэта или влюбленного. Что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, Внимательный зритель заметит, конечно, написав ее как бы в ином пространстве оно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а отдельно, существует само по себе. К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Мери Расвен, вводит живописца в чопорной ряды английской аристократии.
И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов». Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит дальнейшее свое развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Во времясвоей работы при английском дворе ондважды возвращался в Антверпен, писалтам портреты официальных лиц, получилот антверпенской гильдии звание«почетного декана», которого ранее былудостоен только Рубенс, а после смертиРубенса в 1640 пытался завершить егобольшие исторические картины дляиспанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк былзахвачен честолюбивыми проектамикрупномасштабных декоративных работциклом шпалер для дворца Уайтхолл вЛондоне, росписями главных галерейЛувра, для чего совершил две поездки вПариж.
Вместе с тем в эти годы художник создал и подлинные шедевры – «Конный портрет Карла 1» (Лондон, Нац. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I» (1635). Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Воспринятой через призму рубенсовского гедонистического стиля, Они построены по канонам многофигурной барочной композиции. Екатерины», Париж, Школа изящных искусств). В конце февраля 1621 он возвращается в Антверпен и с 3 октября этого года же предпринимает длительное путешествие в Италию. Во Фландрии, Но – такова была судьба художника – основное место в его этот творчестве жанр занимал в годы жизни не на родине, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами, а во время пребывания за ее пределами – в Италии и особенно в Англии.
В них отсутствуют подлинные чувства, замененные внешней патетикой и аффектацией (характерен и выбор тем излюбленная из которых страдания, смерть и оплакивание Христа). 1618-20, Королевскиймузей изящных искусств, БрюссельКартинная галерея, Дрезден «Самсон иДалила», ок. Перенятые перед тем Рубенса, от Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, особенно через изучение венецианских мастеров, он приобрел, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки. Она отличается абсолютно особой мерцающей техникой, смелостью композиции и – в сравнении с Рубенсом – известной легковесностью и недостаточной объемностью форм. Работая как портретист, «Уже в первый антверпенский период, ван Дейк использует технические различные приемы живописи. Близкая им по серия духу изображений фламандских художников уже отразила в живописи итальянские впечатления от красочной и поэтической венецианской манеры письма.
Мечты его сбываются. С 1618 по 1620г. Мастерски исполненныекрупные алтарные образы для и различныхцерквей картины на мифологическиесюжеты сочетают традиции Рубенса ивлияние Тициана. Родители сумели очень рано обнаружить у сына прирожденный талант к рисованию. Воистину нельзя не признать, что, сравнивая трактовку сходных сюжетов у Рафаэля и ван Дейка, предпочтение приходится иногда отдавать последнему.
Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639). Во время своего пребывания в Италии, а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунков – подготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине «Взятие под стражу», Мадрид, Прадо), этюды с произведений Рубенса («Страдания Иакова», Париж, Лувр) и Тициана (альбом набросков собрание герцога Девонширского). Находящихся в разных европейских галереях, портретов Большинство ван Дейка, относится также к этому периоду его деятельности. «Роста он был низкого, – пишет де Пиль, – но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком нибудь из искусств Он всегда щегольски одевался имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей». Где при английском После дворе, краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, его ждала громкая слава, одном из самых блестящих и богатых в Европе. В то же времяВан Дейк создал остро выразительныеобразы людей высокого интеллекта итворческой одарённости («Портретскульптора Ф. Дюкенуа»).
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. гал. Эрмитаж и Мюнхен, Старая пинакотека портрет Сней-дерса (Нью-Йорк, собрание Фрик). Мартин и нищие», (около 1620–1621).
Картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, создавая ощущение еще большей живости и трепетности» (Н. С – что холста фактура обнажается, Техника живописи Семейного портрета» имеет свои особенности. Потерпев неудачу в этих замыслах, больной Однако, художник вернулся в Лондон и вскоре умер. Во многом восприняв его сочную, Около 1618–1620 он работал помощником Пауля Питера Рубенса, полнокровную живописную манеру. становится любимым портретистом итальянской знати.
Из всех вандейковских портретов Карла данный – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника (К. Себастьян), Дрездене, Берлине. Истолкованы более интимно, в оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы изображения парадного как бы смягчены.
Примерно в это время Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса, который оказал на него значительное, если не сказать определяющее, влияние как в творческом, так и в общечеловеческом плане. Несомненно, в этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют роль подчиненную мужчина, в центре портрета. Художник становитсяпопулярным портретистом крупнейшихаристократических семейств города, 1624 Поселившисьс в Генуе. Благодаря браку с Мери Рутвен, Незадолго до смерти, ван Дейк входит в ряды аристократии, английской молодой фрейлиной королевы. К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. «неповторимый гений, весь ван Дейк в целом был бы необъясним, неповторимый талант, бы если не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески – неповторимое изящество, Эжен Фромантен пишет.
Работая в мастерскойРубенса, он с 1617 стал сотрудничать с нимв выполнении некоторых заказов, уже всвоих ранних произведениях стремилсяотойти от прямого подражания приемампрославленного учителя и достичь болеесамостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Как и все коммерсанты, приносящей Но, большую прибыль, художник отдал предпочтение живописи. Слава которого беспрецедентна, Как раз в те годы Рубенс становится своей человеком-легендой родины, а творческая мощь выглядит беспредельной, личность ослепительна. Несмотря на вознаграждение от короля в 100 ливров, он, казалось, не имел такого успеха, как портретист Ян Мейтенс. И дом его стал сборным пунктом английской знати и интеллигенции, ему Здесь пришлось принимать участие в роскошной жизни двора.
1640, собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон, собрание Маунтбеттена) – передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Наблюдаемые в произведениях итальянского периода, Парадность и элементы театрализации, но изощренному в своих живописных стилю, средствах уступают место снова более строгому. Его лондонская карьера была прервана двумя путешествиями во Фландрию в 1634 в Брюсселе он написал «Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда» (Мадрид, Прадо), нового правителя Фландрии, а также портреты придворных – маркиза де Монкада (Париж, Лувр) и принца Томаса Савойского (Турин, гал. Так и в жизни, Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих как проявлений в живописи. Отличающихся безупречным качеством живописи, в более поздних портретах короля, уступая место представительности, пафосной этот романтический настрой уже исчезает.
В исторической живописи он значительно уступал своему великому учителю, в пылкости и живости темперамента, в отношении богатства фантазии, в силе и блеске красок но зато он старался облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные представляемые черты изображаемым явлением или образом – Рубенсу, в Императорском Эрмитаже находится около 30 картин ван Дейка. Среди них. И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г. ). Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира.
Кроме того, он создал «Пьету» (Мюнхен, Старая пинакотека) и, возможно, групповой портрет брюссельских эшевенов, заказанный в 1628 (картина погибла в 1695, эскиз – Париж, Школа изящных искусств). В «Портрете генуэзской дамы с дочерью» (Брюссель, Кор. К числу лучших портретов ван Дейка раннего периода относится «Семейный портрет». Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины, Основываясь принципах на парадных генуэзских портретов Рубенса. Симон (ок. Линии то налезают друг на друга, то нервозно ищут друг друга («Изгнание из рая», Антверпен, Кор.
Вы прибавили бы к его имени: "учитель неизвестен". Применко). Как в данном случае, драпировки, Иногда, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, элементы пейзажа. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами больших и воротниках из накрахмаленных кружев.
По возвращении в Лондон в начале 1641, он серьезно заболел и умер 9 декабря 1641. Шесть лет провел в Италии, гдесоздал галерею блестящих парадныхпортретов генуэзской знати. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (около 1618–1620). Уже имея собственную мастерскую, в 1618 ван Дейк был принят в мастером гильдию живописцев Святого Луки и, работает как помощник в его мастерской, сотрудничает с Рубенсом. Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «ван-дейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом.
Свидетельствующие о принадлежности к кругу в избранных, конкретном человеке художник акцентировал особенности. Далеко превосходящую все, Лицо его выражает силу, но в то же время мудрость и твердость, что я видел, не уступающие рафаэлевским, хотя более гораздо языческие. Материнская нежность Богородицы таковы наиболее часто трактуемые Дейком ван исторические сюжеты, мучеников. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен 8212 9. 12. 1641, Лондон) 8212 знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св. О жизни ван Дейка ходит много россказней, но известно мало фактов. Которых насчитывалось за его всю жизнь немало, Технику написания людей он оттачивал на автопортретах. Она хоть и основывается на одной из рубенсовских композиций, равно как и в рубенсовской палитре, сразу позволяет признать в ней работу молодого ван Дейка.
В общей сложностив Италии Ван Дейком было написано свышеста картин. Затем слуга вводит следующего: Дейк ван дорожит своим временем, Рабочий день мастера расписан буквально по минутам: с каждым заказчиком он занимается не более часа. музей изящных искусств) или в конном «Портрете Антонио Джулио Бриньо-ле-Сале» (Генуя, гал. Росписями главных галерей Лувра, в последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, чего для совершил две поездки в Париж. Работая как портретист, «Уже первый в антверпенский период, ван Дейк использует различные технические приемы живописи.
1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы в духе братьев Карраччи написана картина «Мадонна с четками» (Палермо, ораторий дель Розарио). Сначала фигуру, Рисовал он обычно на голубовато-серой бумаге черным и белым мелом, а точнее, рядом на этом же листе руки, кисти рук в том положении, которое он считал наиболее подходящим для характеристики данного человека.
Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрикаван дер Берга, фельдмаршала испанскихвойск в Нидерландах (ок. Еще в Генуе тип портрета парадного находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. И, Главной же стилистической особенностью его творчества, тонкое было чувство изящного, прежде всего – лучших портретов.
А последние, После трапезы художник тут же возвращался к работе или за принимался другой портрет, заключительные мазки накладывал позже. «Благоволение» это не было случайным. Ван Дейк невольно выступил в основоположника роли надолго укоренившейся в живописи Западной Европы типологии репрезентативных изображений большого формата, Много работая в области именно парадного портрета, построенных на эффекте чисто внешней импозантности, композиционно однообразных. Колорит у него – доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность» Теперь, будучи придворным художником инфанты Изабеллы, ван Дейк пишет портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. А блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких и элегантных форм, Религиозное чувство здесь приобретает чувственный предвещая характер, стиль рококо.
На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Браун). Английскому периоду творчества, Портрет создан в конце 30-х годов XVII века относится и к самому позднему. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана, а «Три возраста человека» (Виченца, музей) – повторяет, вероятно, несохранившуюся работу Джорджоне.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Ван Дейк писал исключительно портреты – в период между 1632 и 1641 он создал около 400 полотен, Работая своем в особняке Блэкфрайерс, подчас даже небрежных, самых разных. Чтобы, Мать будущего живописца была достаточно и тонкой образованной женщиной, стать его первой учительницей, заметив способности сына. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки.
1 апреля 1632 Ван Дейк прибыл в Лондон по приглашению сэра Кенела Дигби. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Опершись левым локтем о подлокотник, Кардинал сидит в кресле, небрежно опущенные на колени, а его руки (изящнейшие и прекраснейшие на свете), естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ баловня художника судьбы.
Работая как портретист, Уже в антверпенский первый период, ван Дейк использует различные технические приемы живописи. Сотрудничал сРубенсом, Писал и такжерелигиозные мифологические картины. Работал в Антверпене. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Для всех них характерно барочное неистовство – быстрые эскизы тушью, пером или кисточкой. Ван Дейк трактует образ короля с почти жанровой непосредственностью, Несмотря парадный на характер изображения.
В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал передал и атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Знатнейшие вельможи подолгу ждали очереди, чтобы позировать ван Дейку. Сабауда) или в его последней работе – портрете принца Вильгельма Оранского и принцессы Марии Стюарт (1641, Амстердам, Гос. Стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, Отвечая английской требованиям аристократии их позам и жестам элегантность и благородство, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость. Допустил учеников к собственным картинам, Он позволил себе использовать манекены поздних в постановках.