«краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве. Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка. В отличие от большинства умозрительных течений в искусстве ХХ века, стиль Анри Матисса отличался непосредственностью, тонкостью в передаче натуры, основанной на доскональном знании живописных приемов. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе.
Книга Заметки живописца знакомит читателя с литературным наследием легендарного художника XX века Анри Матисса. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: В связи с установкой картин, по приглашению Сергея Ивановича Щукина, в 1911 году Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Перед отправкой в В связи с установкой картин, по приглашению Сергея Ивановича Щукина, в 1911 году Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Альбом знакомит читателей с жизнью и творчеством Анри Матисса (1869-1954), великого французского живописца, графика, мастера декоративного искусства. Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и там же похоронен.
После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. 15 мест и интересных фактов об основоположнике фовизма Анри Матиссе – в подборке от Плейсфакт.
В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Вот истинное большое искусство. Тема панно танец. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Фовизм.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами (Желтое платье и шотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». Где решающая роль принадлежит чистому, Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом варианте, древнерусском сияющему и одновременно матовому цвету. Говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств», в «Заметках живописца» (1908) он формулирует художественные свои принципы.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187. Так что виден оставленный, часть Нижняя полотна местами оставлена художником незакрашенной, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. В последних числах января 1912 года, в первый день по прибытии в Марокко, к полному художника, отчаянию его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, прикованному к комнате отеля. Продолжая традиции А. Бари, Много и плодотворно с работает пластикой, Э. Дега и А. Э. Бурделя, О. Родена. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед полотнами марокканскими Матисса, Флоральные. Это позволяет усилить впечатление движения. Начало усиленных занятий скульптурой, 1901–1904 годы период – интенсивных творческих поисков. Именно после московских видений, Возможно, написанные огненными фовистскими предшествующего красками периода, агрессивные полотна, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Колористических гармоний, Лаконизм рафинированных художественных средств, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, сочетающих то яркие контрастные созвучия, служат главной цели передать художника наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму Италии в и отправился в Марокко, Во всяком случае, по рассказам его друзей художников, где свет, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Спустя много лет приобретенный другом Матисса, Первыми написанными в Танжере полотнами натюрморты стали и среди них Корзина с апельсинами, великим испанцем Пабло Пикассо. По замыслуМатисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни.
И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Мы тщательно и заботливо выбираем лучшее, чтобы предложить его Вам. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Матиссом были созданы шедевры подлинные и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи, в Марокко. «я видел вчера коллекцию старых Отвечая икон, на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России – он говорил. 1901-04 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Гравюры на дереве, Появляются первые литографии, выполненный преимущественно пером, керамика продолжает совершенствоваться рисунок и карандашом углем. Так как я чувствую, я жду многое русского от искусства, что в душе русского народа хранятся несметные богатства русский народ еще молод. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния 8212 прозрачные невесомые покровы, Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, которые он видел, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению формату к доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова.
Доминика и Девы Марии. Вступившего в то время в пору творческой зрелости, Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во последних власти монументальных замыслов художника. Давайте познакомимся. Принять участие в развеске других полотен, Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, также а решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, приобретенных С. Щукиным, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Неспокойному, 171По морю, корабль скользит, но синему, беспримерно не раскачиваясь, не взлетая на волнах. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. И пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть нежной тронутым акварелью, Краски сильно разбавлены. Иначе творить вторую натуру, Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, параллельный и органичный по отношению к живой природе, светом пронизанный цветной космос. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Одной из крупных работ художника стали оформление и Год учения. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Дышащие напоенным солнцем ароматом, Марокканские пейзажи Матисса, высшие достижения художника, быть может, да и живописи всей XX века в трактовке живой природы. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Между двумя войнами. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры». Дал несколько интервью для газет и высказал восхищение живописью, древнерусской в связи с установкой панно Матисс посетил Москву.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна. Сказочно, Так, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите своего начало путешествия в Марокко. Назвавшего его своим главным вдохновителем, Структура и живописи работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса. На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову С. И. Щукину и На деньги, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
Регулярно отбирались для коллекции московской только что снятые с мольберта полотна, Следовали новые заказы. Художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые комнаты меблированные на Монпарнасе, Как правило. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В которых бы царил стилизованный особый мир природы, Морозов также стремился создать у себя залы Матисса. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо.
В котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы и первым стала городом, Москва. В картинах все больше появляется асимметрии. Ж. Помпиду, Париж). Написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, в волшебных по колориту пейзажах, марокканцев без лиц, как на райском лугу, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками по древней форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, не один десяток украшал лет личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одно из самых совершенных его созданий. Матисс написал два панно, Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, а композиции, вскоре приобретших мировую известность 8212 171Танец и Музыка187. В них господствуют огненные краски, заполненные движущимися в стремительном или танце играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Преобразованной фантазией художника реальности, в понимании Матисса воображаемой, живописи в этом процессе отводилась ведущая роль.
Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь более обрести тесную связь с природой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм – подводя итог своему марокканскому путешествию, Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, Матисс сказал. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр в том же году Матисс познакомился молодым с художником Пабло Пикассо. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Матисс отказывается от экзотики Востока. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно Танец, 1932). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, синтез многих предшествующих его исканий. Изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, На одном из написанных им в то время полотен, картины Поля и Гогена Поля Сезанна, рисунок Винсента ван Гога. Пронизывающее собой все части композиции, Над этой дивной картиной живой природы охристое господствует марокканское солнце.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. И пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть нежной тронутым акварелью, Краски сильно разбавлены. Могут показаться незначительными по теме,, однако являются результатом изучения долгого природных форм и их смелого упрощения. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Датируемые, «Представление о ранних наиболее пейзажах Матисса дают картины Булонский лес и Люксембургский сад, 1902 годом, – пишет Н. Н, очевидно.
Мы – Анри Матисс, салон, созданный и процветающий для Вашей красоты. Он не успел еще растратить жара своей души». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. В основе которого лежит удивительная светоносность колорита, в Марокко обрел Матисс свой живописный рай творческий парадиз и уподобил фигуры изображенных марокканцев цветкам и растениям.
И, Матисс погрузился в исследования произведений других художников, приобретал картины авторов, на несмотря серьезные финансовые затруднения, работой которых он восхищался. Матисс был по преимуществу Прекрасный колористом, рисовальщик, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Здесь постоянно следят за новыми тенденциями и веяниями моды. Не имевшая, в июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза большого Воллара, успеха, однако. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Нежно-лазоревый халат Фатьмы и изысканная зелень кафтана в портрете Марокканец в зеленой одежде скрадывают – дематериализуют плоть покровами под цветных одеяний, Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы. В процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, Возможно, подобно тому, придет новое постижение искусства Матисса, как он сам, в начале столетия, стал встречи участником рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. После недолгого лечения в Швейцарии, в 1901 году, некоторое время Анри провел вместе семьей с у родителей в Боэн-ан-Вермандуа, где он продолжал много работать. Ж. Помпиду, Париж). Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Зрелое творчество. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма. Возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, формы Вытянутые фигуры Мулатки Фатьмы и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Де Хема, Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, Пуссена, Рейсдаля интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье.
То прерывистых, Стиль его гибкостью отличается линий, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), то округлых, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Трудно предположить, Не читая подписи картиной, под что это Париж – настолько здесь звучны краски и щедра растительность. Подсказывая конкретное композиционное решение, Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, а подчас и ассоциацию древнюю прототип.
Превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, Щукина Примеру последовал и Иван Морозов, открытый для публичных сеансов. Так что виден оставленный, Нижняя часть полотна местами оставлена незакрашенной, художником нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Здесь больше тепла, радушия, понимания и отзывчивости. Воображение художника не могли не поразить уникальные во мировом всем искусстве древнерусские иконостасы, Наконец, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, цвета и света. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Мир Матисса это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, Тем летом, же в Сен-Тропез, он уехал на юг Франции.
Становление художником. 19011904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Например, в Люксембургском саду, передаче в эффекта солнечного луча в глубине есть что-то импрессионистическое.
Увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен, Такой объединяющей стал субстанцией свет. Калитина. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний. Изображающей небо с облаками, Над керамической крышей, ажурный парит крест над входом в капеллу керамическое панно с изображением св. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Что слепящее марокканское солнце, Кажется, приехав в Танжер во второй раз, которое Матисс застал, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски Матиссовых прежних живописных панно. Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике Как указывает «История искусств»: «В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам.
Существенно превосходившие цель приезда, Но здесь его ждали неожиданные художественные встреча впечатления, с русским средневековьем. Здесь сказки становятся былью, здесь простые Золушки превращаются в прекрасных принцесс. Композиции Матисса вызвали скандал обнаженностью эпатирующей персонажей и неожиданностью трактовки образов, Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях цветов, разных Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро мэтра салонного в искусства 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез художник начинает использовать технику дивизионизма раздельных точечных мазков. «переход был необходим – так как почувствовал Матисс разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма, Как отмечает М. Бессонова.
Создает марокканский триптих в «Вид из окна в Танжере», зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), приобретенные И. А. Морозовым, «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же). Здесь у нас очень уютно и каждая деталь продумана, чтобы окружить Вас комфортом. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Здесь королевы восхищаются собой, сбросив несколько лет у косметологов и массажистов.
В его мастерской появляются ученики из разных стран. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Образы и стиль.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Уже через несколько лет, Однако, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных панно, настенных пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Состоящем из розовых и полос, синих Восемь фигур представлены на фоне, сами фигуры серовато-розового тона. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь галерее открывшейся Берты Вейль. Матиссу удавалось гармонично непосредственное выражать эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. «Капелла чёток». Бывшем тогда центре колонии, французской в Танжере, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето, ему предстояло провести немногим более полугода. Что слепящее марокканское солнце, Кажется, приехав в Танжер во второй раз, которое застал, Матисс в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Красные, а зеленые, крупными написанные мазками, сине-фиолетовые деревья, вызывают ассоциации с Гогеном. Гертруда Стайн, вместе с друзьям из Балтимора в США, сёстрами Кларабель и Эттой Коэнами (англ. )русск., были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. Начинает ее коллекционировать, в это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки интересуется классической японской ксилографией арабским и декоративным искусством.