В Национальном художественном музее находятся девять живописных и графических произведений, принадлежащих кисти Александра Яковлевича Головина. Этому «Божественному цветку» всю свою жизнь посвятил прекрасный русский художник Александр Яковлевич Головин. Тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей (Маскарад М. Ю. Лермонтова в Александринском театре в Петрограде, 1917), 8230 Большой Энциклопедический словарь Головин, Александр Яковлевич известный живописец декоратор и портретист. Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта 1863 года, в семье священника. Художественной цельностью, тонкостью стилистики и декоративным богатством отмечены оформление спектаклей Русских8230 Энциклопедический словарь Яковлевич (1863 1930)160 художник Головин, Александр Сергеевич (р.
Вертеть ее над ведром, Полагалось кисть вытащить из ведрас краской и затемуже нести кисть, пока краска не стечет, не капая, к тому месту, с которого начинаетсяокраска. Яркая живописность и красочность, Для его декораций и костюмов к оперным и драматическим спектаклям тонкая характерны передача исторической эпохи. Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году. Распался творческийсоюз с Мейерхольдом, переехавшим в Москву в 1918 году. Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком).
Кокетливо держа в одной букетик руке цветов, Легкой серебристой тенью скользит она по аллеям парка, а другой опираясь на ручку зонтика. Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. Лучшей постановкой А. Я. Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга.
Каким должен быть предмет искусства что и есть красота в современной жизни, Менялись представления о том. В котором эмоциональное состояние модели передается напряженным ритмом линий и красочных пятен, Композиция портрета строится декоративное как панно. Которую художник особенно любил, в портрете Трояновой Головин демонстрирует свой блестящий декоративный дар и темперы возможности – техники. Чем следует. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ).
Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом. Которые никак не перекликались с творческим кредоГоловина, к же тому Мейерхольд увлекся конструктивистскимиидеями. Еще мальчиком Головин часами простаивал у окон оранжерей академии земледелия – любуясь изобилием цветущих там растений, Не случайно из одним любимых жанров художника стал натюрморт. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. «Демон сидящий» М. Врубеля, На выставках 1880 – 90-х годов появились В. Серова, «Девочка с персиками» «Парижское кафе» К. Коровина, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова.
За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями. Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898). В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами – проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе с (Мариинский театр, 1917) изображение Испании шло от романтизированных представлении об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора.
Их богатство и разнообразие, с подлинным Головин артистизмом запечатлел в нем совершенство форм Природы. Дягилев. Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др.
Гофмана) и, более всего, живописью. Головин некоторое время находился под влиянием «Мира искусства». сотрудничал в одноименном журнале. gt Они поглядывали на меня скептическиlt. Что мы видим не саму прекрасную даму, Изысканная цветовая гамма – сочетание серых и оливковых тонов – рождает а ощущение, ее отражение в потускневшем от времени старинном зеркале.
Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Их последнейкрупной работой был «Маскарад» Лермонтова (1917). Что занимался журнальной и книжной графикой (в частности, Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, он создал 1922 в году превосходные иллюстрации к Двойнику Э. -Т. -А.
М. ф. якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал интерьерами над Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900, в 1898-1900 совместно с К. А. Коровиным. Как бы обрамленного воздушным платьем, жемчужно-розовым Плоскость холста художник подчеркивает четкой линией силуэта, брошенной на стул, ярким пятном нарядной цветастой шали. Об этом напоминает оформление спектаклей «Гроза» Островского (1916 год) и «Маскарад» Лермонтова на сцене театра имени А. С.
Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. Над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет, Венцом творческого содружества и Головина Мейерхольда был спектакль по драме М. Ю. Лермонтова Маскарад. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. gt то есть небо состояло из трех сливающихся полос – голубой, розовой и зеленоватой.
И с тех пор жизнь его навсегда была связана со сценой, 1898 в году Головина пригласили в московский Большой театр. На выставках 1880 – 90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Что и трактовка горизонта была шаблоннаяlt. Он был также талантливым живописцем. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд.
Передвижничество и академизм – два основных направления в те годы – переживали серьезный кризис. К «Кармен» Бизе в (сейчас Мариинском театр СМ, Декорации к «Псковитянке» РимскогоКорсакова в Большом театре в Москве. Пушкина (бывшего Александрийского). Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров.
Самобытный творческий раздел составили станковые картины мастера, обычно написанные темперой и пастелью, – мозаически-декоративные по колориту портреты, пейзажи и натюрморты, в которых так же органично соединились модерн и экспрессионизм (Павловск, 1910 Фарфор и цветы, 1915 обе картины в Третьяковской галерее, Москва). Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть театрального полуфантастического действия – роскошного и пугающего. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Чем прежде, После 1917 года Головин в театре был занят гораздо меньше, фактически он оказался у не дел. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. Испытывая серьезные материальные затруднения, После выпуска, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать росписью ремесленной интерьеров. Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор изысканностью цветовой гармонии.
В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. В Детском Селе Александр Яковлевич трудолюбиво выращивал и цветы писал их в своих оригинальных натюрмортах. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). А малярыстушевывали границы между ними, Эти полосы декоратор, проводил чтобы получались мягкие переходы. Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). Александр Яковлевич 17. 2 (1. 3). 1863, Москва – 17. 4. 1930, Детское Село Ленинградской области, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928).
Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. Мне казалось, что я берусь за непосильное дело и лучше всегобудет, если я от него откажусь, пока не поздноlt. Правда, в первыйпослереволюционный год они осуществили еще две постановки (срединих опера «Соловей» Стравинского), но дальнейшее сотрудничествостало невозможным. В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве.
Головина была «Женитьба Фигаро» Бомарше на Московского сцепе художественного театра (1927 год). С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения. Ф. и. шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) др и – Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы. «. В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный.
Влияние Василия Дмитриевича Поленова – замечательного живописца и талантливого педагога – оказалось особенно сильным. В мастерской, куда я явился, меня уже поджидали два маляраlt. Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910).
Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». Складывались новые принципы художественного мышления. Кирова), «Каменному гостю» Даргомыжского являются непревзойденными произведениями искусства.
Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. Репина. Эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем работам лучшим Головина, Изощрённый декоративизм.
Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства» и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. «Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника.
(1863-1930), гимназистом почувствовавший влечение к искусству, поступил в 1881 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Замечу, кстати. В дальнейшем творчестве Головин отошел от «Мира искусства» и стоял особняком.
gt Маляры эти были «воспитаны» в духе определенных традиций, которые требовали, например, чтобы кисть была насыщена краской небольше и не меньше. После Революции активность художника в заметно театре уменьшилась. Этому способствовали разные обстоятельства. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе.
Актриса петербургского театра А. С. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии. Ваяния и зодчества на архитектурное отделение, в 1881 году Головин в поступил Московское училище живописи, но через два года перевелся на живописное. Они яростно нападали на русских художниковреалистов, Представители этого направления были приверженцами искусства для искусства, особенно И. Е, на передвижников. Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью».
Головина была «Женитьба Фигаро» Бомарше на сцепе Московского художественного театра (1927 год). В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие. Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И.
Подготовив ее выход на новые рубежи в десятилетии, следующем Маскарад Головина завершил целую эпоху русской сценографии. А в 1912 избран был действительным членом Императорской Академии художеств, в 1908 году художник стал главным декоратором императорских театров. Утонченную изысканность, Темпера в с сочетании гуашью придает живописному строю картины благородную. Состоявшаяся 25 февраля 1917 года, премьера, Его прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. Где отец служил настоятелем церкви при Петровской лесной земледельческой и академии, Детские годы провел в подмосковном Петровском-Разумовском.
Бенуа и художественно-театральный деятель СА. Его учителями были И. Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. gt Наконец, настал «час испытания». Декорации к «Псковитянке» РимскогоКорсакова в Большом театре в Москве, к «Кармен» Бизе в Мариинском (сейчас театр СМ.