+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Валентина Серова «портрет Г. Л.гиршман»

Валентин Серов: картинки с выставки

То была беспощадность правды и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться», — это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Она верила в Репина и не ошиблась. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше. » На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша. Серов работал над портретом почти три месяца.

Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Я никогда не забуду, как незадолго до его кончины, в начале ноября 1911 года, мы стояли с ним в Третьяковской галерее перед этим портретом. Время безмятежных приемов в гостиной и литературных чтений навсегда осталось в прошлом.

Не удивительно, что свои первые и самые вдохновенные работы, принесшие ему известность, такие, как например, «Девочка с персиками», Валентин создал именно в этой замечательной усадьбе. Эти отзывы доходили до Генриетты Леопольдовны, она лишь пожимала плечами, посмеивалась над своей «бритостью», очень любила свой портрет. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра. В отличие от роскошных светских львиц, которых художник недолюбливал, здесь мы видим молодую, строгую, но красивую женщину, наделенную характером и обаянием. В своей работе В. А. Через много лет Константин Коровин так отзовется о полотне: «Серов первым из художников уловил мягкость интеллигентность и вместе с этим слабость императора и запечатлел их на холсте8230».

Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Прожив всего сорок шесть лет, целых тридцать из них Валентин Серов уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров. Каждая из работ 1911 года самоценна.

Мы можем судить о впечатлении, которое произвел на публику первый показ работ молодого Валентина Серова, по записи, сделанной в монографии Игоря Грабаря, написавшего: «Антитеза «правда жизни и правда искусства» может быть символизирована в следующих именах: Манэ и Курбэ во Франции, Аейбль и Менцель в Германии, Серов и Репин в России. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Никогда не бывший заносчивым Николай извинился перед художником за бестактность супруги. Марка в Венеции.

Несмотря на эту деталь импрессионистская составляющая здесь явно отсутствует. «Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», – так писал о своей работе автор. Но вершиной мастерства художника стал «Портрет Иды Рубинштейн» (1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) изображенной в образе Клеопатры. Он видел, как расцвела, похорошела она, стала увереннее в себе.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Часто художник писал символичные работы. Я не знаю, как лучше описать это чувство оно похоже на счастье. Наиболее ему полюбилась средняя полоса России, которую он прекрасно и тонко изобразил в картинах «Баба в телеге» (1896 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Октябрь» (1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Зимой» (1898 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Полосканье белья» (1891 год, местонахождение неизвестно), «Баба с лошадью» (1898 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Стригуны на водопое» (1904 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Портрет Генриетты Гиршман» – очередная и как всегда, строго индивидуальная картина, которую автор дозировано «приправляет» иронической нотой, найдя в сюжете место и для себя. Даже сами персики изображенные на картине, являются участниками действия.

Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов. – Никто не мог устоять перед её очарованием. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Серов изобразил героиню в незавершенном движении, когда она поворачивается к зрителю, снимая или придерживая боа.

Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Это лучшее, что можно выбрать. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" lt. Серова «Юдифь».

  1. Картины Валентина Александровича Серова

В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Такие блещущие краски. » (Брешко-Брешковский). Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).

Валентин подолгу оставался один, предоставленный самому себе. Весь облик девочки, от взъерошенной пряди волос до смешинки во взгляде полон неутомимой энергии и выдает в ней живую любознательную натуру. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Работа над ними была начата по приглашению А. И.

С помощью своей системы Чистяков воспитывал в учениках уважение к рисунку – первооснове искусства – и приучал их к мысли, что в искусстве нет и не может быть ничего легкого, что «все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно». Как и многие талантливые жители Москвы, мать Валентина Серова была знакома с Саввой Мамонтовым, что стало большой удачей для будущего художника. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Часто живший с матерью в «Абрамцево», Валентин Серов с детства принимал самое непосредственное участие практически во всех направлениях творчества, которые развивала эта созидательная среда энтузиастов и единомышленников нового искусства.

Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. и положила руки на теплые изразцы. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Девушка, освещенная солнцем.

Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома, - рос, забывая родной язык. Среди них и портрет учителя – И. Е. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. Юрию (супруг Олсуфьевой).

Теперь, его занятиям по рисунку и живописи больше ничего не мешало. Очень показательно произведение художника «Петр I на псовой охоте» (1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Не удивительно, что и сама княгиня и её поклонники были разочарованы портретом, хотя художник весьма тщательно изобразил и складки ткани дорогого платья и отлив роскошного меха и шикарную обстановку вокруг героини. Многие «маститые охотники» падают со своих коней, будучи не в состоянии управлять собаками. Орловой напоминают рисование цветом. «Я хочу, хочу отрадного, - говорил, вступая на путь большого искусства, Серов, - и буду писать только отрадное. » Двадцать три года было ему, когда он писал «Девушку, освещенную солнцем».

Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения. Художник не мог удержаться от внесения в светские портреты небольшого количества иронии. А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Ажурные переливы солнечных бликов заливают блузку и кожу героини.

Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас. Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Мамонтова в 1895 году. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. «Не в свои сани не садись», – вспоминается хорошая пословица. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Это работы «Девочка с персиками» (1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка. Это было в 1888.

Гиршман и О. К. Любовь к сдержанным серым и особенно черным тонам (Гиршман одета в черное) – примета alter stilя. В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой.

Неожиданно вошел Серов: – Вот так и буду вас писать. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Надо другое платье. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Четко обозначенные контуры хрупкого тела делают фигуру как будто бы рельефной на совершенно плоском фоне. Вместе с В. Д. Поленовым и М. А. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.

«Целое событие в художественном мире этот портрет здесь столько свежести, столько мощи. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. Находясь в самом расцвете творчества, художник очень много работал.

А я и правда не любила богатых платьев. Некрасивый, большеносый, молчаливый, он был похож на одинокого нахохлившегося птенца. Конец XVII и XVIII век». Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.

В 1871 году, когда будущему художнику исполнилось всего шесть лет, его отец скончался. И вот портрет закончен. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.

В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Бык уносит на своей могучей спине хрупкую испуганную девушку. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Он твердо верил, что человек ждет от живописи не иллюзии, не подделки — «чтоб как живое», — а более значительного. Сам отошёл в сторонку, наблюдая за реакцией входящих. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.

Здесь искусство высокой техничности» (Милиоти). Однажды Владимир Осипович, супруг Гиршман известный коллекционер-антиквар, купил дорогой мебельный гарнитур из карельской березы и Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы. Не даром хореограф Михаил Фокин считал внешность балерины незаменимой для модных в то время балетов «Шехерезада» и «Клеопатра» в знаменитых Дягилевских сезонах. Гиршман словно примеряет позу, репетирует роль.

На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Точный глаз и безошибочная рука мастера не умели иначе. От нее веет здоровьем, безмятежностью. И, если судить по длине очереди из желающих посетить новую выставку художника в Третьяковке на Крымском Валу, я не одинока в своих художественных пристрастиях. 160 Характер чувствуется у всех моделей Серова – и в тех полотнах, что художник писал по собственному желанию и в заказных портретах. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.

Ее высокие брови недоуменно подняты, а подбородок высокомерно вскинут. Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались.

Строгий А. Н. Огромное внимание уделялось также театру. Сам Серов говорил о себе: «Я — злой».

Дягилева (1909). Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга. Однако сам художник не был окончательно удовлетворен результатом и вновь вернулся к работе с любимой моделью. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Грабарем к лучшим произведениям Серова.

К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Девять лет было ему, когда мать привела его к Репину, жившему тогда в Париже. Она могла бы стать главой политического салона».

Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Собрав вокруг себя весь цвет русской художественной интеллигенции, Мамонтов предоставлял гостящим в его усадьбе «Абрамцево» художникам уникальную возможность вдохновенного, свободного, не отягощенного никакими, в том числе финансовыми проблемами и бытом творчества. Портрет долго не получался.

Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Боткина, Л. С. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Роскошное манто слегка сползло, обнажив белое изящное плечо.

Домашняя одежда, свободная поза и весь окружающий антураж очень точно передают темперамент и облик Константина. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант», – отмечал И. Э. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши». 14-летний Серов угрюмо смотрит исподлобья 8212 узнаваемая чисто «серовская» волчья повадка, до последних дней сохранившаяся у него. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.

Что художник и сделал, правда, в своей манере. Карсавиной и А. П. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.

Я подошла погреться к печке. Они прописаны с буквально поражающей воображение тщательностью. Эти два года были весьма плодотворным временем для маленького рисовальщика.

Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Второй сказал: «Здрасте, ваше императорское величество. » Третий сорвал с головы шапку. «Портрет поразителен по живописи» (Мейстер). Выразительный образ экстравагантной О. К. Да ещё и с издевательствами. Серов работает тайно, скрывает свои работы от всех окружающих.

Этим подчеркнута значительность личности Петра. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. ». Николай на нем – прежде всего, частный человек.

Естественно, возникает полный бедлам, как раз на потеху Петру. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. в зеркале у края холста).

Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад. На полотне изображен конкретный ребёнок 8212 Веруша Мамонтова, но само произведение было настолько больше композиция, нежели портрет конкретного человека, что известность получило его обобщенное название 8212 «Девочка с персиками». Тот разительный контраст, та пропасть, что разделяла «верх» и «низ» русской жизни, — не выразилось ли все это в простых «портретах» родной природы.

Однажды Серов принёс портрет для показа на заседание членов «Мира искусства», пришёл пораньше, в зале ещё никого не было. Серовскими портретами их смелой и сочной живописью можно любоваться бесконечно. Наполненную тонкой иронией работу, сразу после выхода в свет, окрестили «дама на диване в пустыне». В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Она могла стать знаменитой артисткой, как М. Ф. Андреева или О. Л. Книппер-Чехова.

Это был без сомнения плодотворный период в становлении великого русского живописца. В пастельном портрете жены художника А. Н. Исполненный маслом, но по сути рисунок, портрет Иды Рубинштейн не случайно является финалом всей выставки.

Репина (1901, ГРМ). Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Лицо Орловой выражает привычную нервную досаду, вызванную необходимостью ждать. Стены комнаты были затянуты серым холстом, что отчасти определило цветовую гамму портрета.

Картина «Портрет Г Л. Гиршман» (1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой изысканный смысловой и живописный шедевр изобразительного искусства. «Может показаться странным, - писал Игорь Грабарь, - что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. «Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват.

Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты. И. Э. Архитектор Федор Шехтель, увидев работу, сказал, что: «Это памятник Ермоловой. ». Я только высмотрел, подметил».

Он с детства дышал воздухом искусства и рано потянулся к карандашу и кисти. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Что сталось с этими чудесными рисунками Местонахождение серовских карикатур неизвестно. В. О.

Репин в это время работал в Париже над картинами «Кафе» и «Садко», он делал множество этюдов с натуры, не забывая при этом постоянно давать задания ученику. Но за неприветливой внешностью таилось доброе и чуткое сердце. Удивительное сходство государя отмечали все современники. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить». Бенуа как «древний ковровый подбор красок» Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Композиция произведения очень проста. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Он изобразил сам себя в отражении на самом краю зеркала. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся.

Мамонтовым. Этот момент вплетает как бы невзначай в портрет тему неминуемой смерти. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э.

Лучи света скользят по стенам, падают на белую скатерть играют на плечах и рукавах розового платья девочки, проникая через тонкую ткань, теплым «зайчиком» ложатся на смуглую кожу щеки. И эта индивидуальность сделала художника пасынком передового, на тот момент, сообщества живописцев и критиков, которые отрицали безыдейность живописи. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет – угрюмое насупившееся лицо, – и это несколько тягостное смотрение в упор, которого так опасались модели Серова, странным образом не соответствует чрезвычайной элегантности портретной постановки (сочиненной самим же Серовым), которая должна по замыслу художника и по результату, предъявленному в живописи этого портрета, внушать радость.

Изящно изогнутая поза позволяет героине опираться второй рукой на туалетный столик. Вот таким образом он работал маслом, акварелью, гуашью, темперой, пастелью, цветными твердыми карандашами, рекомендуя то же и своим ученикам» В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Серов пишет эту картину на пленэре, то есть создавая произведение прямо на открытом воздухе без подготовительных эскизов, так, как делали импрессионисты.

Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Многие политические деятели ценили прозорливость моей матери и обоснованность её суждений. Она будто прихлопывает модель, ещё ниже опуская её композиционно. Одним из самых достоверных образов А. П.

В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Занавес (фонд М. Л. Он приучал смотреть на рисование не как на развлечение, а как на суровую и точную науку имеющую свои законы, «стройные и прекрасные». Иллюзия присутствия живого царя была поразительна. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора.

Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Серов создал несколько декоративных картин-панно, посвященных античной теме: «Одиссей и Навзикая» (существует в нескольких вариантах) и поэтическое сказание о «Похищении Европы» (обе работы 1910 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Первый вошедший остолбенел. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. При всем «холоде», которым отдает композиция, светская красавица Гиршман слыла в обществе личностью доброжелательной, скромной и Серов симпатизировал ей.

Помню, как я в первый раз почувствовал все значение этой антитезы. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Петр решает доказать гордецам, что их удачи целиком зависят от мастерства холопов-псарей. Здесь и развился его яркий и многогранный талант. Серов начал работать над другим портретом Генриетты.

Серов писал И. С. Серов рано лишился отца. Таков портрет К. Д.

Он как бы сразу разгадал и его натуру, замкнутую и своенравную. Бенуа – А. К. Хотя вряд ли я смогу сказать о каком-либо полотне Серова: «Не нравится». Хотя некоторые и побаивались – художник никогда не льстил тем, кого изображал. В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного.

Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета. Радость беспричинная.

Эта работа, считается незаконченной одной из последних шедевров художника. Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения. Гиршман в интерьере ее будуара. Мастер с большой симпатией и теплотой относился к Генриетте Леопольдовне, считая её «умной, образованной, культурной, скромной и простой, без замашек богатых выскочек и, к тому же очень симпатичной». Серов непросто рисовал, он пытался создать свой новый, неповторимы мир живописи.

Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Важную роль играет эффект двойного отражения. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева».

Иначе. Но мало кто знает, сколько труда вкладывал этот художник в каждый сантиметр своих полотен. Ефимовым и Н. Я. Художник любил работать преимущественно над образом русской деревни.

Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда». Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт. В 1906 году Гиршманы были избраны почётными пожизненными членами парижского Салона. Тесная связь художника с театром отразилась в создании тонких психологических портретов людей артистической среды. Также, около пятнадцати лет Вееров создавал иллюстрации животных к басням Крылова.

Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Говоря о таком художнике, не хочется играть словами, но, право же, мне всегда чудилось что-то «нарочное» в самом звучании его фамилии, будто именно ему на роду написано было открыть невиданную свежесть дивных серых тонов: то жемчужных, то розоватых, то сизо-лиловых, прохладных и теплых, как бы впитавших в себя понемногу от всех красок жизни.

Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне. Именно этот взгляд, раскрывающий внутреннюю суть личности императора, прекрасно характеризующий его деликатность и уязвимость и был нужен Серову. Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны.

В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. «Портрет не принадлежит к числу удачных серовских портретов Он (Серов) так нехорошо написал лицо, что кажется, будто с освещённой левой щеки и верхней губы только что сбрита прекрасная борода и усы» (Кравченко). Щербатовой (1911, ГТГ).

Шаляпин. Строгий чёрный костюм освежает лишь небольшое белоснежное боа, которое женщина кокетливо поправляет своей тонкой лилейной ручкой, унизанной перстнями. Летом он приезжал в их имение, «был очаровательным гостем», любил продолжительные прогулки, катанье на лодках и на тройках, езду верхом, стрельбу в цель (в этом Генриетта Леопольдовна составляла ему конкуренцию). Так, художник тонко намекнул, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.

В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся». Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Когда ученики-новички допытывались у Рембрандта, в чем секрет мастерства, как следует учиться писать, тот неизменно отвечал с лукавой усмешкой: «Берите в руку кисть и начинайте. » Репин, как видно, тоже держался этого мудрого правила.

В эскизах Серова И. Э. «Он был слишком правдив, чтобы не чувствовать отвращения ко всякой фальши и ходульности», — говорил о Серове Грабарь. Но, благотворное влияние Абрамцевского кружка проявилось намного позже, а в первое время, проведенное юным дарованием в усадьбе Мамонтова, не принесло пользы его таланту. Портрет Е. П.

Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Она была сама скромность и простота. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий». Большего контраста невозможно придумать. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной.

Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». Картина выполнена в стиле модерн. Это движение рук, как и все жесты моделей на портретах Серова, символично и в этом случае, художник не только показал, что Генриетта утверждает ценность собственного «я», но и сделал «полуехидный» намек на маневр женщины, предлагающей оценить ее лилейную руку, украшенную перстнями. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков», – говорил он.

Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Репин не только оценил дарование мальчика.

И все-таки, если бы мне предложили в самых кратких словах сказать о самом отличительном свойстве живописи Серова, я рискнул бы ответить: «Наибольшая выразительность при наименьшей затрате изобразительных средств». Нет, Савва Иванович был себе на уме.

Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Есть вещи, трудно передаваемые словами. Первоначально Мамонтов хотел опубликовать все басни с картинками, однако замысел не воплотился в жизнь. За спиной княгини стоит большая ваза, почти копирующая силуэт модели. В работе прослеживается абсолютно иной темп жизни, нежели в написанной годом ранее «Девочке с персиками».

«Всё виртуозно, начиная от схематичной цветовой гаммы до малейших деталей. А заказных было много – иметь портрет «от Серова» было модно и престижно. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Вот, как встречал Чистяков «новеньких». Например, создавая картину «Портрет Константина Коровина» (1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), мастер изобразил своего друга в абсолютно «коровинской» манере используя крупные свободные мазки и присущие Коровину цвета, обогащая, таким образом, личностные характеристики художника.

Теперь они с матерью жили в Мюнхене (с 1872 по 1873 год). В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить и даже не с гипсов, а «с азов». И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.

Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Вот так мальчик окончательно переселился к Репину. Когда Мария Яковлевна была уже пожилой дамой, ей встретился один эмигрантов, узнавший (да-да, узнавший) ее по глазам, которые помнил по картине «Девушка, освещенная солнцем».

Мне очень нравится портрет юной Веры Мамонтовой. Но, несмотря на все бурные критические выкрики, Серов очень гордился этой своей работой. Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Интересен в этом отношении рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В.

Нет сомнений, что это последний, уже обреченный взгляд египетской царицы, который она посылает в мир перед тем, как навеки превратиться в камень. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. «Нет, - говорил он ему, - карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить».

Серов. Император Николаи II, облаченный в невзрачную куртку офицера Преображенского полка, смирившись с ситуацией, присел за стол, сложил руки перед собой и с неподдельной грустью посмотрел на портретиста. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. О ярко-выраженном таланте Серова, как художника-психолога говорит «Портрет С. М. Боткиной» (1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1911-м он рисует К. С.

Художника раздражала эта вычурная роскошь интерьера, чрезмерное обилие золота и сама дама, названная им «скучающей барынькой». К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях. Княгиня З. Н. Юсупова не только изумительно выглядела: она была незаурядной личностью. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.

Серов сделал авторское повторение портрета, оно поступило в Третьяковку. Можно тщательнейшим образом описать наружность человека: цвет его волос, форму носа, каждую морщинку и каждую родинку — и все же описание не заменит вам живого видения. Картина меня притягивает, завораживает и не отпускает. Павловой (оба – ГТГ). Что не преминуло отразиться на его художественных способностях.

Симонович-Ефимовой. Чистякова. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н.

Очертания тени больше напоминают героиню полотна в её огромной шляпе. так писал об Ольге Орловой: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а8230 первейшая дама при дворе».

Но его «злость» вовсе не была злостью в житейском смысле этого слова. Другая работа 8212 «Девушка, освещенная солнцем» (портрет двоюродной сестры Серова М. Я. Симонович), является ещё одним солнечным полотном, в котором особое внимание художник уделил передачи пленительной игры света и тени.

И ставил детский кубик». Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.

Радость, как жизненная ценность. Хрупкой женственности Е. С.

Театр был частью жизни Серова. Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Так, у мальчика начались первые регулярные и серьёзные уроки рисования. Художник также принимал участие в организации сатирического издания «Жупел», рисуя для него карикатуры политической направленности.

Крылова». Грабарь. Каждая из версий имеет своё художественное звучание. Выбрал он композицию абсолютно случайно.

Игорь Грабарь в своих воспоминаниях писал: «Даже Репин смотрит на него уже как на художника, а не подростка и даже позирует ему для портрета, сам одновременно рисуя Серова. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Сам Репин отмечал, что, несмотря на постоянные перерыв в занятиях, Валентин прекрасно продвинулся вперед, а весьма удачные работы вселили в самого мальчика веру в то, что у него опять получается изобразить все задуманное.

Единственный сын четы Серовых родился 7 января 1865 года. Естественно, светская критика подвергла работу безжалостному разносу: «скверное подражание Матиссу», «декадентщина», «уродство». Некий критик возмущался, что модель стоит в позе «еврейского танцора», другой не заметил ничего хорошего в картине, только «прелестный красноватый флакон на туалете». gt Серов выколдовал некое "модерн-барокко"» Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма.

Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Также потрясающе вырисованы спинки стульев и полированная крышка стола. Здесь, как писал Д. В. gt тот род шутливости, который был ей присущ». Серов молча протянул ей палитру. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

Как, например, картина «Портрет актрисы М. Н. Ермоловой» (1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). – писал Сомов, дважды – в графическом и живописном портретах – изображавший Гиршман. Их бархатная кожица почти физически ощутима. хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Уголь, кисть и карандаш повиновались ему беспрекословно. Причиной ранней смерти Серова стал приступ стенокардии.

Рубеинштейн появлялась в «Клеопатре», едва прикрытая почти прозрачным покрывалом, которое специально для нее придумал Лев Бакст.



Описание Картины Александра Иванова «автопортрет»
Описание Картины Марка Шагала «модель»
Описание Картины Поля Гогена «натюрморт»
Описание Картины Пьера Огюста Ренуара «мадемуазель Легран»
Вильгельм Людвиг Леманн