+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Виктор Ефимович Попков

Попков Виктор Ефимович (1932 74), российский живописец.

Не говорить о главном, а чтоб главное все равно чувствовалось. » Дальнейшая линия развития мастера должна быть проложена в сторону камерного психологизма («Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968) и попытки философского осмысления действительности, недавней истории, вечных бытийных тем (Мезенский цикл (196673), «Шинель отца» (1972), «Бабка Анисья» (1973). Лица, как в иконах, охра, лепка, пробела». Лучшие как это понимали друзья и единомышленники Попкова, как это понимаем мы сейчас. Здесь художник голый и спрятаться не за что.

Надо полагать, что спустя десять лет тема Братской ГЭС заинтересовала бы художника скорее оборотной своей стороной: при заполнении Братского водохранилища было затоплено более 100 деревень и, как минимум, 70 островов на Ангаре, где люди веками жили и вели хозяйство. Как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, Виктор Попков, В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, против выступал бездуховности, равнодушия, мещанства. Дейнека (кстати, тоже начинавший как график) и у своих почти ровесников. И «зов Севера» зазвучал с новой силой. в творчестве Попкова усиливается интерес к глубоко психологичным, многоплановым образам, раздумьям о смысле бытия, утверждению нравственных идеалов простого человека: Северная песня (1968), цикл Размышления о жизни (в том числе Шинель отца, 1960-70-е гг. ), Хороший человек была бабка Анисья (1973).

На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). Те в шестидесятые были совсем не уж так стары – Изображенные на этих полотнах старухи – это не конкретные вдовы Отечественной. Будучи графиком «по диплому», Попков должен был приложить определенные усилия для того, чтобы выстроить свои отношения с цветом. «Должны ли у нас быть начальники в искусстве, которые, как боги, все знают и что хорошо и что плохо, которые сами решают, что помогает народу, что ему нравится и что он должен отрицать. » Особое место среди них принадлежит «Северной часовне», Горькая запись вносящей (без даты), некую новую эмоцию в попковский «северный полиптих» – найденная среди бумаг мастера.

Похоронен на Черкизовском кладбище. И даже не про город и деревню. Если герои Дейнеки наивные питомцы ВКП (б), чьи мускулы играют строго в соответствии с партийной линией («даешь тяжелую индустрию. ») или от радостного избытка жизненных сил («эх, хорошо в стране Советской жить. »), то представители «сурового стиля» пишут героев, чьи действия, требующие тоже, как правило, серьезных мышечных усилий, обусловлены внутренней мотивацией. Добиться сложности и мудрости и чтоб не только были острые пятна и мысль, а чтоб было в одной работе много разных достоинств, одни из которых видны сразу при беглом взгляде на картину, другие будут заметны во 2-й, 3-й раз. Посмертно ему была присвоена Государственная премия СССР.

  1. Летопись: Люди, места, события, свидетельства
  2. Смотреть что такое Попков, Виктор Ефимович в других словарях
  3. Поделиться ссылкой на выделенное

Ах, война, что ты сделала, подлая. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий. Таким образом, Попков, создавая свои «семейные картины», творил в русле эпохи Чувство трагического с этих пор уже не отпускало Попкова. И как бы изнутри, Это попытка посмотреть на себя и стороны, со поставить вопросы и не обязательно сразу на них ответить.

«Просто жанра» не вышло. Очень незамысловатыми сюжетами, Усталость от официоза и многофигурных композиций претворилась в с картины камерными. Первая относится к рубежу XIXXX веков. Ослабленный расстоянием и временем, он все-таки глухо тревожит меня. ». В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на улице Горького.

Деревня маленькая, тоскливо-одиноко. Некоторая плоскостность пространства, Виктору Попкову были их близки творческие устремления – лаконизм цветовых решений, стремление к символике и обобщенности образов. Выражавшего государственную идеологию, После официального искусства сталинской эпохи именно в произведениях Попкова вновь авторский зазвучал голос. Замысел картины Двое, По словам самого художника, возник у него после просмотра итальянского фильма Нищий, где немолодые уходят влюбленные подальше от людских глаз.

Не остались в стороне от увековечения строительного энтузиазма и художники в частности, Виктор Попков, создавший по следам своей поездки в Братск полотно «Строители Братской ГЭС». Исчез городской фон, сменившись полем, над которым пролетают птицы. Его, как и Пушкина, в самом расцвете творческой зрелости настигла пуля – случайная, неожиданная, нелепая смерть. (1932-1974), советский художник и график. Что-то важное для всех.

Да, здесь жанровая сцена. Первый ток ГЭС дала в ноябре 1961 года. Который был создан по впечатлениям от неоднократных поездок на Русский Север, Исключительным по своему значению является цикл, Мезенский в деревни на реке Мезень. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи четверо у тебя их. Ожидание, Все портреты – Старость, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов, Одна и звучат др., особой, полной боли и трагизма нотой. Дни стоят короткие, вечера длинные.

На смену прямого обращения к зрителю метафоричность, пришла в его живописи реализовались философские размышления о времени. Такси не останавливались. Назвать Попкова «деревенщиком» можно лишь с большой натяжкой, но, несомненно, деревня оказала определяющее влияние на его творчество. Влияние икон заметно даже в выборе фона охристо-золотистого.

Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. Государственная премия СССР (1975). Сейчас я говорю не о том, что получилось, а что хотелось. Стараясь все подчинить ей, Но как в только эту литературно-сюжетную ситуацию я ввел мелодию песни, попробовал холодно-зеленый пейзаж столкнуть с малиновым полыханием цветка на окне. Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи160 характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне-оцепенении («Работа окончена» (1972) Русский музей). К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. И с песней отправлялись на целину, на строительство гидроэлектростанций и заводов. Горькая запись (без даты), найденная среди бумаг мастера: «Должны ли у нас быть начальники в искусстве, которые, как боги, все знают и что хорошо и что плохо, которые сами решают, что помогает народу, что ему нравится и что он должен отрицать. » Особое место среди них принадлежит «Северной часовне», вносящей некую новую эмоцию в попковский «северный полиптих». Так, Попков в картине «Белая лошадь», 1961 «умаляет» живопись почти до графики и при этом достигает предельной драматической выразительности. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Как тут же, Ничего не оставалось, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, лежа на полу, куда вошел, весь кстати, замысел без изменения.

«писать Бабку Анисью как цветную гравюру и икону – На полях из одного рисунков к будущей картине он сделал запись. Так родилось полотно Воспоминания. В ней уже чувствуется переход к следующему, последнему, периоду в творчестве мастера. Программные полотна этого ряда – «Воспоминания.

Художник взял за основу кадр из Приступая фильма, к созданию картины, удалившись от всех, где двое влюбленных, лежат рядом в декорациях городской трущобной окраины. Строительство Братской ГЭС велось с 1954 года. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Попков хотя и не был зачислен в «диссиденты», но некоторое недоверие к нему, к его картинам, к его обычаю всегда честно и резко высказываться на собраниях в Союзе художников витало в «официальных кругах». Фигуры людей подвергаются стилизации, в окончательном варианте картины композиция более приобретает плоскостный характер. Символичность, всеобщность сюжета Попков стремился подчеркнуть «иконной» техникой письма.

Т. е., у меня они пока выдерживают первое смотрение, сразу видно больше и ничего нет, что есть на поверхности холста. В следующем наброске Попков поместил своих героев в иную среду. И эта эмоциональная связь с поэтом позволила художнику создать не «литературно-историческое» полотно (невольным героем коих Пушкин делался не так уж редко), а личную, почти «исповедальную» картину. Но решение не выходило за рамки жанра, пришлось Вот таким образом по многу раз возвращаться к эскизам. Ни к формализму живопись Попкова – фигуративная, Ни соцреализму, к пластически внятная, но метафоричная, но интеллектуально и эмоционально нагруженная – не имела никакого методологического либо концептуального отношения.

По полгода он не появлялся в Москве, По месяцев, нескольку то на северной Мезени, живя то в Велегоже под Тарусой. Хоть чуть-чуть понять эту тоску. », Но у меня уже такая цель пожить в одной таких из деревушек. Чтобы возникнуть неожиданно и абсолютно ни на кого не похоже, Она ждала часа, своего чтобы казалось и в то же время так, что только так и могло быть. Виктор Попков и Андрей Тутунов, Весной 1973 года оба художника, поехали в деревню на Прилуки Оке. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Вот глушь-то.

Да и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией. Но не чиновники от искусства. Где в это время осуществлялись крупные проекты, строительные и другие города и области Сибири. Этот автопортрет Попкова можно отнести к жанру «философской лирики». Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Мальчик застыл в дверях часовни и видит что-то, чего не видим мы.

Впоследствии претворившихся в одну из его лучших После картин, похорон он по свежим следам сделал множество зарисовок и набросков. Его вообще не должно было быть в этот день в Москве. Осенью Тутунов еще раз позировал Попкову, но «холст был уже решен и дополнительные рисунки лишь уточняли, заканчивали портрет». Ввел физически обиженную Богом горбунью, но осветил ее лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввел рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворенную, хотя ее сознательно даже писал в другом стилистическом ключе и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). Характерны для этого периода и «снижение пафоса», заинтересованный взгляд в сторону наивного искусства, бытовизация образов то ироничная, то лирическая, то отстраненно -повествовательная. И в этом весь Попков неожиданно и очень просто. ».

Он прожил 43 года. Эта картина, получившая почетный диплом на международной выставке в Париже, была навеяна художнику фильмом «Нищий» («Аккатоне») Пьера Паоло Пазолини. Еще в 1964 году он писал: «Мои работы очень в лоб, в них просто все (как плакат), упрощенно и однопланово. В том числе Т. 160Г. 160Назаренко, Живопись Попкова оказала на влияние формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов.

Однако среди них есть подлинно оригинальные вещи, Далеко не все работы акварельные Виктора Попкова равнозначны. Дорога лесом. Все большее место занимают в картинах красный цвет, его сочетания с другими сочными цветами (с синим, с зеленым разных оттенков).

Которые вывели Виктора Попкова в первый ряд самых ярких художников его времени, Точное внимание к частной детали при убедительном наполнении обобщающей метафоры мощная эмоциональная насыщенность при благородной сдержанности лаконичной формы предельная интеллектуальная искренность без раздражающей патетики и аффектации максимальная отстраненность от какой бы то ни было идеологии при бескомпромиссной честности и неизбежной в его время гражданской активности – вот качества те искусства и личности. Полузабытая Империалистическая, три поколения российских вдов, не разбиравшая своих и чужих Гражданская, до сих пор не сосчитавшая своих жертв Великая Отечественная – как минимум, Про, женихов чьих и мужей пожрали три войны. В его работах конца 1950-х годов чувствуется еще банальная растерянность перед живописной техникой. «буду жив, убьют до свидания навсегда – буду писать, Вот строки из последнего письма отца матери к Виктора. Герой этого портрета оставил любопытные воспоминания о том, как работал над ним Попков. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.

Вероятно, И, почти эйфорическую, не только вызывала действительность у Попкова такую, радость, но и то, что краски становятся ему послушны, помогают выражать то, что он хотел выразить. Неоконченной картиной «Осенние дожди» открывался какой-то новый период в творчестве Попкова по одной картине еще трудно сказать, какой, но, очевидно, более насыщенный или, лучше сказать, пронизанный «лирическими токами», Пушкина Попков «увидел» за несколько лет до «Осенних дождей» ведь переходы от темы к теме от стиля к стилю совершаются не в одну минуту. Ранний этап творчества Попкова связывают обыкновенно с «суровым стилем» и это справедливо. Появляются работы, в частности, к нравственным противоречиям времени, в которых обращается художник к теме отчуждения. И в том, которое придет после нас.

Редкая для официальных выставок откровенность уже жизни при сделала мастера человеком-легендой. Ей молодой художник учился и у признанных мэтров каковым был А. А. В. И. Сурикова, графический факультет. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. оборвалась трагически рано. Состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, Посмертная персональная выставка его работ, стала в событием художественной жизни.

Они долго сидели, вспоминая свою молодость. А для работы Северная понадобилось песня еще одно северное лето, Ну, хотя эскиз уже был готов. Выучи детей, если сможешь». Но и мы видим нечто, недоступное его взгляду: ангелов с алыми крыльями, своей «огненной экспрессией» напоминающих ангелов Феофана Грека, а бесплотной вытянутостью фигур росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Вот и все. Евгений Евтушенко написал свою знаменитую поэму «Братская ГЭС», начинающуюся строкой: «Поэт в России больше, чем поэт». А на самом деле рисовать, Иногда Виктор уходил в другую избу старушкам к играть с ними в карты искать и вживаться в свою тему искать.

Писаний, «Среди всевозможных моих занятий, волнений, увлечений, писал в 1966 году Юрий Казаков, минута, бывает когда я как бы останавливаюсь вдруг с разбега. То в последние годы его она жизни тоже претерпела изменения, Если говорить о живописной технике Попкова. То ли забылся, То ли я задремал, очнувшись, но, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время и пространство и их жизнь и мою жизнь и жизнь погибших дорогих людей и моего в 36 лет убитого отца, мою и несчастную мать и весь трагический смысл происходящего. «Зов Севера» слышал не только писатель Юрий Казаков, но и художник Виктор Попков. Да и на биографию тоже. Делать вещи и задумывать не в лоб, а более сложно и с большим подтекстом.

Они кажутся почти пленэрными настолько свежо в них первое радостное впечатление от действительности (тоже радостной и бодрой), переданное художником. Это люди мужества, опыта, не чуждые размышлений о «смыслил'». К судьбе своей Он матери, невольно обращался к ощущениям своего военного мальчишества исполнившей последний наказ мужа. Черновой, трудной работы было много. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами.

А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Рисовать и читать, у нас отдельная комната с и печкой сильной электрической лампочкой можно писать. И писал он «Бабку Анисью» не маслом, а темперой как иконописцы. Но вот уже Пушкин сидит в интерьере картины Северная песня перед поющими старухами.

Тех, Он был из шестидесятников, преодолевая боль утрат, невосполнимых кого в детстве обожгла война и кто, заставлял зрителей не только сострадать своим героям, но и удивляться, восторгаться их силой и мужеством их неземной красотой. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Сделанном им на стороне оборотной географической карты, Он почти дословно повторил этот кадр в первом наброске. Родители его были «вчерашними» москвичами, приехавшими в столицу из голодной деревни в начале 1930-х годов. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе.

Среди них одно из произведений центральных «сурового стиля»160 «Строители Братской ГЭС» (1961). Где я жил, Хозяйка, приняв меня в свою компанию, собрала гостей своих подруг и, пили и брагу ели лепешки, да треску с душком. Для картин «суровостильцев» характерен переданный скупыми живописными средствами драматизм даже если речь идет не о сюжетной картине, а о пейзаже. «Коммунизм это молодость мира, / И его возводить молодым. » пели юноши и девушки. Мать художника одна подняла четверых детей. Виктор Попков принадлежал ко второй волне художников, увлеченных Русским Севером.

Однако еще до «Строителей Братска», автоматически причисливших своего создателя к «суровостильцам», Попков написал несколько картин в иной стилистике и эмоциональной тональности. Попков погиб в Москве 12 ноября 1974160года, приняв ее за такси, к которого машине он кинулся – застреленный инкассатором, Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть. Чувствуя некоторое сродство между северной природой и природой акварельных красок, Почему-то особенно часто работал Попков акварелью в поездках на Север Русский вероятно. И вот здесь, в Велегоже, в красном альбоме начинают появляться первые рисунки Пушкина. Постепенно освобождаясь от второстепенных деталей, сосредоточиваясь на мужчине и женщине, которые лежат рядом, одновременно такие близкие и такие далекие друг другу, автор пришел к заключительной композиции, где подтекст играет гораздо более значительную роль, чем то, что сказано открыто. В работе Попкову помогало близкое знакомство с фресками знаменитого Кроме Дионисия, того, ради которых он специально ездил в 1964 году в Ферапонтове.

Рождение замысла «Осенних дождей» относится к осени 1973 года, когда Попков, приехав в Михайловское, был зачарован меланхолической, неброской красотой здешних мест. Внимание к «человеку-негерою», к его скромному существованию, обывательским драмам, к переживаниям, далеким от судеб социалистического строительства, все это характерно для искусства 1960-х годов. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». «вчера на лодке через ледоход перебрался на другую сторону реки – ходил в деревню за километров, семь в мае 1969 года он пишет жене из глухого архангельского села Лешуконского. Здесь еще меньше сюжета, места действия.

Острая жалость к материнскому вдовству все это с детства было внятно Виктору Горечь Попкову, сиротства. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»160 «Строители Братской ГЭС» (1961). В 1956 году было опубликовано обращение ЦК КПСС «ко всем комсомольским организациям, к комсомольцам и комсомолкам, ко всей советской молодежи» с призывом ехать на освоение Сибири прежде всего, на Братскую ГЭС, объявленную «ударной комсомольской стройкой», обласканную корреспондентами областных и центральных газет, ставшую символом промышленного развития Восточной Сибири. Жизнь Попкова В. Е. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. Он собирался уезжать. Пытается взглянуть на мир детскими глазами, глазами «без опыта», но при этом не опошлить своего искусства другой нарочитостью наивной.

Когда в искусство пришли художники, Это время, было творчество которых было названо суровым стилем. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. И лучшие попковские картины этого времени связаны именно с деревней. Поют. Но не уехал. Жанр да, жанр.

В «Строителях Братской ГЭС» нет того упоения оптимизмом, которое вообще свойственно ранним произведениям Попкова (таким, как картина «На работу»). Возможность жить смелее, ярче, открывать новые пути в искусстве захватила молодежь. Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений изыскания духовных непреходящих ценностей – постоянные поиски, Художник Игорь Обросов писал. строго лапидарны по композиции, скупы по цветовому решению (Строители Братской ГЭС, 1961, ГТГ). Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов – итальянский неореалистический кинематограф.

Где в это время осуществлялись крупные строительные проекты и другие и города области Сибири. Но «поджимали», Его не то чтобы «давили», пускали но «не всё», не то чтобы «не пускали» на выставки. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 19701972). Всего лишь наброски поэта, не больше.

Картина, в основу которой легли натурные этюды и наброски, прославила своего автора: «Строителей» вскоре после создания купила Третьяковская галерея. Продолжавшаяся несколько лет «оттепель» поманила возвращением к «ленинским заветам», близким сбыванием мечт, яблоневыми садами на Марсе и коммунизмом к 1980 году. В котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 19701972), темой Особой для художника стал автопортрет. Вынося с поля боя раненого товарища, в 1941 году на фронте под Смоленском отец погиб художника. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. У Попкова была сломана правая рука, но тем не менее Тутунов «случайно, за разговором, заметил, что Виктор, приспособившись, рисует меня здоровой левой рукой в альбоме». Не отставала от всех и художественная молодежь.

Монументальнее их, Она суровее, какие темы и как должны быть отражаемы в однако искусстве, вполне укладывается в официальные рамки тогдашних представлений о том. В одном из первых эскизов к «Бабке Анисье», показанном в 1969 году на выставке шестнадцати московских художников, Попков еще не отходит от «бытовой» трактовки сюжета изображая «все, как было» в деталях. В которых выражена вся жизнь этих безвестных баб и если бы не те дивные песни, может, да перекличка песен с днем сегодняшним, написал не бы я Северную песню.

И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. «Суровый стиль» возник как естественная реакция на позднесталинское искусство, показывающее собой бесконечный триумф, многократно повторяемое «торжество на Олимпе», решенное в манере «Кубанских казаков». Нелепая, Тогда эта страшная, ничем не объяснимая история получила не должной общественной огласки. Эквивалент которой в русской литературе проза Пушкина, Попков как бы пытается шагнуть из мастеровитой нарочитости в последнюю ту простоту. В этой поездке он много экспериментировал с цветом, с контрастами и именно в этих целях решил воспользоваться акварелью, так как масляные краски «вели» его по проторенному пути.

А приход к себе и это не уход, то значит, а коль ты ты человек и возвращаешься к человеку и человек становится главным в работах художника, если даже на картине его нет». «Саму тему, смысл происходящего, писал он, можно было выразить только в жанровом плане. Обязательное для такого подхода к работе, Единственное условие, честность абсолютная и искренность.

И крупицы трагедии, растворенные в обыденности, в попковских полотнах вновь кристаллизуются то пятнами насыщенного красного цвета в контрасте с черным и белым («Развод», 1966), то нервностью черных штрихов и линий и глубиной теней («Больной мальчик», 1967) Не случайно в 1967 году Виктор Ефимович, набрасывая ответы на анкету газеты «Московские новости», записал: «Не знаю, как на Западе, а у нас уход в себя (на сегодняшний день) необходим. Что-то происходит в этой избе, Но вот, дрожащий четырехголосием, воздух, где отражается от бревенчатых стен. Вдовы» (1966), «Северная песня» (1968) – это не про деревню. В конце 60-х гг.

Как и творчество Виктора Попкова, Судьба, тех, созвучны судьбам многих кому шестидесятников, так называемая оттепель дала возможность раскрыть свое творческое я и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного. Собственно, этого и хотел добиться художник. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Остались только воспоминания. Ах, подлая, что ты сделала – война, я старался время во работы чувствовать мелодию песни и слова Окуджавы. Но вообще орнаментальность картин Попкова нужно выводить из его потребности в сугубой ритмичности, привнесенной им в живопись из графики и реализованной уже в «суровых» «Строителях Братска» и «Белой лошади». Состоявшаяся в Государственной Третьяковской Посмертная галерее, персональная выставка его работ, стала событием в художественной жизни. Учился в МХИ (1952-58) у Е. А. Кибрика.

Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников половины второй XX века. Не позабудем и про орнаментальность, определяющую иногда звучание фона («Моя бабушка и ее ковер» (19651966), а иногда всей картины («Студенты на практике» (1965). Что в машине сидят инкассаторы, он Откуда мог знать, приняв его за грабителя, которые, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят. Возвращаясь домой из мастерской, 14 ноября 1974 Попков года, хотел поймать такси – не получилось, где он работал. Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения. Картина светлая и какая-то обещающая.

Раскрепощение совершенно ото всех догм веры в других людей, да веры и в себя – как мне кажется, Но такой путь, в их разум и чувство, открывает колоссальный простор для творчества. Слушают. Виктору Попкову нужно было совершить над собой некоторое усилие, чтобы обратиться к акварели и обращение это относится лишь к началу 1970-х годов (хотя, конечно, владел акварельной техникой художник и раньше). Ведь во всей избе только они, Боже мой, обиженные войной в самой молодости теперь старухи уже вдовы. Выражавшего государственную идеологию, официального После искусства сталинской эпохи именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики.

Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» «Строители Братской ГЭС» (1961). Виктор Ефимович закончил Московском государственном художественный институт им. Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Его не то чтобы «давили», но «поджимали», не то чтобы «не пускали» на выставки, но пускали «не всё». Из радиоприемников лились песни, посвященные новой гидроэлектростанции. В 1963 году художник обращается к традициям лубка иконы, палехской миниатюры и в работах, созданных им в 1963 1966 годах («Дети Переславля», «Владимирские художники», «Студенты на практике», «Полдень» и другие), эти традиции в разных пропорциях смешиваются. Это долетает до меня тихий зов Севера.

«Через день, вспоминал Тутунов, Виктор попросил этюдник, картонку и написал крынку с цветущей ивой, стоящую на столе». Сурово возвышенные по эмоциональному строю картины Попкова начала 60-х гг. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Постоянный поиск был для него непременным условием творческого существования. Что живо, Он увлекал за собой то, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы души и человеческой, неравнодушно. В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» удалось прояснить благодаря случайным свидетелям. Мастер стремится показать не какие-то конкретные похороны, а вообще похороны «маленького человека», прожившего незаметную, незнаменитую, но цельную и хорошую жизнь и тем оставшегося в памяти людей, то есть в понимании художника в определенном смысле обретшего бессмертие.

родился 9 марта 1932 года в Москве, в рабочей семье. Как что-то устаревшее, а преодолеть скептическое, косное к отношение жанровым работам сейчас очень трудно». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Прошло полвека и Русский Север подлинно остался единственным «заповедником», где еще хранилась память об устоях русской жизни, хотя самые эти устои уже были безнадежно расшатаны. В картинах (а в особенности в пейзажах), близких по времени написания к роковому 1974 году, художник обращается с цветом гораздо сдержаннее, чем прежде, отказывается от ярких акцентов, стремясь, наоборот, к взаимосвязанности всех тонов, к их обусловленности друг другом.

Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Ударная стройка получила яркое отражение в советской культуре 1960-х годов. Постепенно, в работе над какой-то картиной, возникает замысел другой иногда совсем, по всему другой картины. Я попытался написать работы, пронизанные чувством тоски угнетенности и мрачные – которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, Сам Виктор Попков вспоминал.

Но «суровый стиль» явился хотя и ярким, но кратким этапом для Виктора Попкова. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб его отец. Учился у Е. Кибрика, Виктор Попков в 50-х конце годов окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Осенние дожди (Пушкин 1974) – все в ГТГ. Чтобы потом случайный набросок получился самым необходимым. Однако в процессе работы над полотном Попков ушел от первоначального замысла, создав пронзительный образ «трудной любви».

На время учебы Виктора Попкова пришлись общественно-политические перемены, названные с легкой руки Ильи Эренбурга «оттепелью». Как сумеешь, так детей и расти. И нужно торопиться запечатлеть, оставить ее хотя бы на бумаге и холсте, буквами и мазками краски. Свою стилистическую родословную он ведет от раннего Дейнеки и Ю. Пименова, однако идеологически представляет собой нечто совсем другое. Именно тогда Север впервые «приоткрылся» остальной России. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 19701972).

Каждую из которых еще в юности превратила в старуху та или иная война – вневременные символы неизбывного бабьего горя, Это женщины разных и возрастов разных поколений. Боялся, что получится «просто жанр». Пришлось почти для каждой фигуры рисовать и изучать несколько человек. Узнавание жизни, первые творческие опыты начинались для нее не с тихих «пленэрных посиделок», а с коммунистических строек. Среди последних наибольшее влияние на Попкова-живописца оказал Эдуард Браговский, окончивший Суриковку в 1954 году (а Попков поступил туда в 1952-м).

Уже тогда мнилось: только там, на Севере, сохранилась в нетронутости русская жизнь. Мне было досадно не свои за работы и когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, баб-вдов, а за тех людей, которых не хотели видеть их горя. Приступая к работе над «Северной песней», художник сомневался. Однако этот ход мыслей не устроил Попкова и тема Пушкина была забыта до поры, до времени. Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Северная светлая ночь. Пушкина Попков в это время почувствовал как-то особенно близко, тревожно, глубоко. За год до собственной гибели Виктор Попков написал картину «Хороший человек была бабка Анисья».

Детство будущего художника, как и детство многих его сверстников, прошло под знаком войны. В каждой картине – характер и судьба. Где смотрят друг на друга два мира, Вышло цельное лиро-эпическое полотно, друга друг не понять и каждому остаться при своем, которым не сойтись друг с другом. В том числе Т. Г. Назаренко, Живопись оказала Попкова влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов. Чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу, он Тогда подошел к стоящей неподалеку Волге. Так что он готов даже был раздаривать свои замыслы, в голове у Попкова всегда было много задуманных картин.

Сделанном на одном дыхании, Уже в первом эскизе, как бы колеблемая ветром фигура поэта на фоне дивного, тонкая, появляется затканного золотым и зеленым, пейзажа. И это неисключительная семейная история, Картину «Деревня Кимжа» Попков написал по следам одной из своих поездок на Русский Север. Вторая поездка, вроде бы, сбор материала к Песне. Если здесь будет малейшее несоблюдение истин, то спастись невозможно.

Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Шинель, Кстати, принадлежала отцу его жены и хранилась в доме как семейная в реликвия, которой написал себя художник. По существу, это был последний всплеск общественного энтузиазма в СССР.

Это стремление не было свободно от некоторой наивной поэтизации северорусского «космоса», однако оно обогатило русскую культуру произведениями искусства, осиянными светом Севера. Возвращаясь к человеку, Попков возвращался к истокам своей семьи и шире страны. Это был первый год работы Попкова над большой картиной Хороший человек была бабка Анисья. Это про время и про войну. Масштабные стройки были материальным бодрящего воплощением оптимизма эпохи, Освоение целины. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой. Женщины-вдовы поют песни их слушают студенты физики, музыканты или художники.

Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности, Однако самого с начала он пытался адаптировать суровый стиль.



Томас Пули
Александр Поуп
Лукиан Васильевич Попов
Любовь Сергеевна Попова
Эдмунд Уильям Грисен