+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Станислав Виткевич

Авантюрно-философский роман польского писателя Станислава Виткевича "Прощание с осенью" рассказывает историю взросления и падения молодого декадента Атаназия Базакбала. Эссе об этико-эстетических поисках Виткевича принадлежит Феликсу Гваттари, оно вошло в его книгу Станислав Виткевич Станислав Игнаций Виткевич, (псевдоним Виткаций польск. Станислав Игнаций Виткевич, (псевдоним – Виткаций польск.

Не принадлежа, по его словам, ни к какому классу «разве что к классу деклассированных художников», он разглядел опасность не только в отношениях человека с обществом, но и внутри индивида. Теоретик формизма, автор концепции «множественности действительностей в искусстве». На одном из портретов 1920 годов Станислав Виткевич оставил надпись: «На посмертную выставку в 1955» и оказался пророком.

Деятельность Виткевича в области литературы, театра, живописи теснейше сопряжена с его философией и эстетикой «чистой формы». Все дело в том, как он употребляет эту пищу. Девушка жизнерадостная и впечатлительная, Начинающая художница, застрелилась она из-за ссоры с ним. Знал манифесты авангарда. «Вполне вероятно, Виткевич общался с русскими художниками, – – что, пишет Базилевский, помимо Кандинского, на которогоон прямо ссылается, Виткевич столкнулся с творчеством Врубеля, Филонова, Малевича, Кульбина.

В 1989 году в издательстве «Иностранная литература» вышел сборник пьес с предисловием А. Базилевского. Художник, философ, драматург, автор пяти романов, создатель театральной концепции, режиссер Станислав Игнацы Виткевич (Вит-кацы) весьма заметная, общезначимая фигура в польском театре 1920-1930 годов. Свои пьесы Виткевич называл «неэвклидовыми драмами», которые, не следуя никаким внешним законам, раскрывают «сферическую трагедию»бесконечной повторяемости жизненных событий и неразрешимости противоречий. Тот единственный выход из вечного безвременья, который был им найден, связан с его упоением Странностью Бытия, стремлением максимально интенсивно пережить действительность, воспринимаемую как удивительное видение, явленное самопознающей монаде, «единичной сущности» человека. Как он считал, с ее окончательной утратой, начнется триумф Массы и господства закончитсяэпоха Индивидуума, редуцирующей свои функциидо производства и потребления. Творчество Виткевича – знаменательное явление в истории польской литературы и театра. 1983.

Получается, что это я, нанюхавшись кокаина, был изнасилован каким-то графом, что я был на содержании у одной богатой еврейки на Цейлоне, что я накормил медведицу в Татрах кокаином ит. п. В 1960-1970 годы точка зрения на проблему начала меняться. Хотя в «Сапожниках», как в никакой другой драмеВиткевича, немало реалий польской общественной и культурной жизни, она имеетуниверсальный смысл. И популярность не ослабевает.

  1. Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы (Виткевич Станислав Игнаций)
  2. Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Новикова, Лилия Михайловна

1989 Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы Они Дюбал Вахазар, М. или Гирканическое мировоззрение Водяная Курочка Янулька или На перевалах Абсурда Каракатица, дочь Сапожники Физдейко / Перевод А. Базилевского. Эпиграфом к одной из своих книг отец избрал максиму Пшибышевского: «Художник живет так, как должен, а не так, как хочет». На основании мерзких сплетен обо мне. Весьма актуальными представляются размышленияВиткевича об изменении порога эстетического восприятия (в силу «всеобщегоотупения и озверения») – когда привычных средств воздействия недостаточно, аметафизические чувства могут быть вызваны только за счет использованияэкспрессивных возможностей абсурда – о будущем искусства, о возможной утратечеловеком чувства трагического, перспективе экзистенциального угасаниячеловека, пришествия «эры духовной стагнации».

Сконцентрировав интерес на вопросах Авторы онтологии, предприняли попытку рассмотрения философских воззрений художника, Пространства, на специфике существования в его системе фундаментальных понятий Бытия, Времени. «Туманы бессмыслицы» предстают в виде несносной икоты. Как найти подход к его драматургии не скатившись вниз. Искусства и литературы, Он ненасытно интересуется жизнью – проблемами религии, философии, принимает участие в захвате Коцмолуховичем власти и становится егоадъютантом, познает разнообразные варианты любовныхутех, но в конце концов превращается в безвольное существо, подчиненноебюрократической китайской машине. Хотелось бы верить по крайней мере в добрую волю, но и это часто абсолютно невозможно. Появившихся о Виткевиче в Польше за последние лет 15-20 - исследования самого широкого жанрового спектра, Среди работ. Не сводимая к резюме И. Рытарда, За петербургским этапом творчества драматурга все признавалась активнее иная роль.

  1. Введение диссертации (часть автореферата) На тему Станислав Игнаций Виткевич, 1885-1935 :Театральная теория и режиссура
  2. Заключение диссертации по теме Театральное искусство, Новикова, Лилия Михайловна
  3. Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Новикова, Лилия Михайловна, 1999 год
  4. Современная бесплатная библиотека электронных книг Скачать книги для,,
  5. Станислав Виткевич – Дюбал Вазахар или На перевалах Абсурда
  6. Станислав Виткевич – Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы

Работа Я. Миллера «Теория чистой формы в театре» (Miller J. Teorija czystei formy w teatrze), где исследователь исходя из положения, что «разговор о чистой форме в немалой степени анахроничен» и что «культ чистой формы и абстрактного искусства сегодня уступил место культу искусства, связанного с жизнью и ее общественными структурами» 1, рассматривал теорию Виткевича, как несостоятельную и доказывал, что она является лишь проявлением тенденции антинатурализма, которая «на Западе отразилась в таких художественных направлениях как кубизм, футуризм, экспрессионизм» 2. Отсутствие у них какой-либо определенной системы оценочных понятий, Умственная малограмотность большинства критиков, отсутствие интеллектуального стержня в соединении с продукцией посредственностей и затопившими рынок переводами барахла заграничного создает грустную картину литературного упадка. Supsk, 1985 Przeciw Nicoci: Fotografie St. I. Witkiewicza/ Oprac. Которое позволило бы воспринять его творчество и как явление корнями связанное с национальными традициями, Необходимо иное направление в изучении деятельности Виткацы, прогрессивных идей западноевропейской культуры и как феномен сформировавшийся под воздействием передовых и своеобразное как преломление разнонаправленных в 1981 году издаются письма С. И. Виткевича к Б. Малиновскому1.

В 1919 году в работе «Новые формы в живописи» он писал:«Мы живем во времени, когда вместо уходящих в прошлое призраков нацийпоявляется тень, угрожающая всему, что прекрасно, таинственно и единственно всвоем роде, – тень угнетаемой веками серой толпы, тень страшных размеров, охватывающая все человечество» Хотя катастрофические тенденции в польской литературеможно проследить начиная с романтизма, непосредственные истоки катастрофизма20-30-х годов – в реальных исторических событиях: Первой мировой войне иреволюционном перевороте в России в 1917 году. Как единства во множестве, Абсолютизировав идею познания Тайной Сущности Бытия, превратив Вит-кевич изложение ее основ в сплав противоречивых суждений, так же как А. Арто приходит к мысли о необходимости обращения театра к эстетике сна. Я не могу отказаться от своего определения их деятельности, поскольку эти господа сами, так сказать, «подставляются» под него.

Здесь созрело желание поступить в Краковскую Академию Изящных искусств, что (несмотря на протесты отца, ратующего за индивидуальное, свободное развитие творческой личности) и было сделано. Этот бунттотален, По Виткевичу, он выходит из-под контроля самих участников, он его хаотичен им нельзя овладеть и его внутренняя логика непостижима. По моему мнению, Конструкция целого в романе, как возникает побочный продукт описания жизни и не должна деформирующе влиять на действительность, второстепенна, отвечая чисто формальным требованиям. Об этом красноречиво свидетельствуют и попытки сценической реализации драматургии Виткацы. Но излагать свои предположения в литературно-критических текстах верх наглости, Они могут что-то предполагать с Бог ними. Черной тенью наплывает на творчество Виткевича память о душевных травмах ранних лет. Служит среди отпрысков графских и княжеских родов русской аристократии.

Проблема сценической реализации драматургии Виткевича актуальна и по сей день, несмотря на то, что с первой премьеры в театре «Эльсинор» под руководством А. Шиффмана («Прагматисты» 1921) прошло уже более 70 лет и сыграно более 500 спектаклей. Которые превращаютлюдей в роботов, послушных Свои завоевания китайцыосуществляют с помощью наркотических таблеток Мурти-Бинга. Занятия искусствами, Разностороннее развитие дарований, увлеченная литературная работа юношеских лет, философией, когда были написаны несколько этюдов, философских множество стихотворений, драматических набросков, первый роман, подготовили творческую индивидуальность Виткевича для зрелых свершений. Профессор Вроцлавского Университета Я. Деглер внимание обратил на тот факт, Анализируя состояние польского театра 1970-1980 годов, что количество постановок по пьесам Виткевича с 1971 по 1983 годы возросло в 10 раз.

Он преобразовал собственную духовную «ненасытность» в теорию метафизических потрясений, озарений, дающих возможность, почти мистически, пережить Тайну Бытия. Или точнее – мозг сумасшедшего на сцене. 1938г.

В частности, Л. Сокул писал: «В свете этой теории. И все же наркотики для Виткевича тема особая. Что 1985 год был объявлен годом ЮНЕСКО Виткевича, о его международном признании говорит уже то. Почти активное, как говорил сам писатель, участие в небывалых событиях тех лет во многом определило его мировоззрение, обусловило форму его мысли, творчество, судьбу, сделав автора «Прощания с осенью» одним из самых радикальных и глубоких новаторов в польском искусстве XX века» 2.

Преданность вечному и забота об общей пользе, в нем уживались индивидуализм отказ и от себя, категоричная жесткость и душевная тонкость, абсолютная честность и любовь к мистификациям. Его литературному наследию по разным признакам естьпараллели у Андреева и Грина, Белого и Хлебникова, у Замятина, Булгакова и Платонова» «Бунт масс» – лейтмотив и всего творчества Виткевича. Его диагноз этого явления, который становится одновременно предвидением ипредостережением, сходен с диагнозом Ортеги-и-Гассета. Вплоть до 1970х годов у произведений Виткацы было не ни малейшего шанса быть воспринятыми в СССР. Таким образом, всякий заурядный читатель думает (и на это рассчитывает г-нБ., желая досадить и навредить мне), что я просто-напросто описываю факты из своей жизни, о которой у г-наБ. Во всем Польском театре нет специалиста по Виткевичу.

Здесь имеют место эксперименты в области смешения жанров, в пьесах мы находим последовательное воплощение тезисов о деформации психологии персонажей и их действий, единицей самодостаточной драматургии Виткацы становится слово. Он писал: «В моих мыслях о России были страшные минуты. Он утверждал, чтоэта функция искусства, некогда присущая ему (так же как религии и философии), утраченав современном мире и ее обретение вновь возможно лишь с помощью Чистой Формы, такой, которая самостоятельно, независимо от содержания вызывала быметафизические рефлексии и эстетические эмоции. Кпобедившей революции примазываются карьеристы и циники, в том числе и ГнэмбонПучиморда. Закопане). Более подробную библиографию см в кн. : А. Базилевский.

Наступит упадок культуры, люди станут «бывшимилюдьми». Proba bibliografii). Настоящую известность в В России, последние десять-пятнадцать лет Виткевич получил, наконец, лучшего русского знатока творчества Виткевича, прежде всего благодаря усилиям АндреяБазилевского. В 1991 году в журнале «Современная драматургия» была опубликована пьеса «Ян Мачей Кароль Взбешица или параноик у власти» с аннотациями Г. Мугайской, Г. Вишневского, Н. Башинд-жагян. Что можно требовать от публики, если критика ниже ее среднего уровня.

Он вывел в своих сочинениях модельный образ «Совершенной Скуки Бытия», ужаса пресыщенности, от которого герои ищут и не находят спасения в грезах. А в том, видел Он задачу искусства не в подражаниижизни, зрителе, чтобы пробуждать в читателе, слушателе сильные иглубокие переживания генезиса и сущности человеческого бытия. Во вступлении к «Прощанию с осенью» я написал дословно следующее: «То, что пишет Кароль Ижиковский, мой второй неприятный «враг», о восприятии критиками произведений искусства через личность автора, вполне справедливо. Определенным стилевым особенностям, намерение Всякое свести его творчество к конкретным принципам, ограничивает восприятие.

Устремленный как бы во внутрь творчества До сих пор польское искусствоведение не вынесло четкого суждения по поводу того, Подход Я. Котта, к какому же художественному направлению причислить и драматургию живопись Виткевича. Ошеломляющая популярность творчества С. И. О судьбе цивилизации, в ней поставлены вопросы глобальные о существованиичеловека в обществе. Образная медитация сама по себе была для него сильнейшим психоделиком. Театр воспринималсяписателем как «храм для переживания метафизического чувства», он должендоставить зрителю такие неизведанные переживания, которые не имеют ничегообщего со «скукой» традиционного театра.

Истории его создания, Эти исследования целью имеют частное, сценической судьбы и т. д – фрагментарное изучение конкретного драматического произведения. У нас литература была только борьбы функцией за независимость с моментом же достижения независимости литературе, приходит конец и надежды нет – кажется, Верно утверждает Антоний Амброжевич. Всозданном им издательстве «Вахазар», которое названо по имени героя драмыВиткевича «Дюбал Вахазар или На перевалах Абсурда», он уже второе десятилетиеиздает «Коллекцию польской литературы». Виткевича» (8око1 Ь. Ого1евка w ХеаХгге Staлislawa Ignacego kiewicza), где автор утверждал, что теория театра, созданная Витка-цы, во многом порождена той аурой, которой было окружено русское искусство 1910 годов. В три тома вошли все дошедшие донас драмы (их более двадцати): «Дюбал Вахазар и другие неэвклидовы драмы» (1999), «Метафизика двуглавого теленка и прочиекомедии с трупами» (2001), «Безымянное деянье и остальные сферические трагедии» (2005) изданы и три (из четырех) романа писателя: «Наркотики.

Какой они получили позднее, Но литературные произведения писателя при его жизни не имелитакого успеха, литературное не сознание было готово к восприятиюего гротескного языка, начиная с 60-х годов ХХ века. Виткевич пришел слишком рано. К творчеству он, по его словам, «пристрастился как к наркотику». Виткевич предвещалконец культуры, который неотвратимо наступит с уничтожением свободногоиндивидуального духа, вытесняемого тупым коллективизмом «нивелирующей»социальной революции. Единственныйвыход» (2003) «Ненасытимость» (2004) «Прощание с осенью» (2006). Сын художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича (18511915). Здесь было все: и бессмысленная стрельба по люстрам и рафинированная эротика и пьянки «а ля русс» 3.

Возглавивший бунт и власть, получивший Саэтан Темпе, былзатем свергнут и убит своими подмастерьями. Он вспоминал о времени с февраля 1917-го доиюня 1918 года: «Я наблюдал эти небывалые события абсолютно близко, будучиофицером Павловского гвардейского полка, который положил им начало» Несомненно родство мира Виткевича с русскойкультурой. Теоретик искусства, Философ, прозаик, драматург, поэт, художник, – фотограф Виткевич выступил в 20-30-е годы, в межвоенноедвадцатилетие. Метафоры и риторику, Так и стиль его сочетает новаторство и афористичность архаизм и невнятность. Р. вагнере, Разве нельзя сказать того о же Ф. Ницше, А. Ар-то, О. Шпенглере, В. Кандинском, К. Малевиче. Так, например А. Менцвел в статье «Виткевич: единство во множестве» писал: «Этот период был для него моментом перелома, катарсиса, переосмысления, коренным образом изменившим его мировоззрение, его образ мыслей и чувств» 4.

Здесь было все кроме фальши и суеты. С детства дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским, сопровождал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию (1914). Что я был расстрелян коммунистами, Меня не в заподозрят том и я ибо в Польше нет Советов, к сожалению, жив и пока что продолжаю писать.

Опыт страдания, борьбы и странствий сделал его тем, кем он стал. Рос в кругу артистов, Получил образование домашнее в родительском имении в Закопане, писателей, художников. Суть его артистической практики безнадежная и героическая попытка отстоять в борьбе «против небытия» хотя бы тоску по «метафизической тревоге». Warszawa, 1990. 1930.

Каясь, что убил ее своей жестокостью, Виткевич готов был последовать за ней в мир иной. Что Виткевич не собирался ни в Россию, Иржи Рытард высказывал мнение1, а просто путешествовал по миру, ни в развеивая Польшу, скорбные мысли2. Прежде всего, Его театр воспринять, следует как универсальное по своей целостности и органике явление. Виткевич непримиримо полемизировал с ним, Видя в доценте «Хвеоне» рационалисте и стороннике гносеологического релятивизма своего антагониста, в «Леон Хвистек Демон Интеллекта», статье в частности. Был в Санкт-Петербурге во Октябрьской время революции, Участвовал в Первой мировой войне как российский подданный.

Эмиль Брайтер озаглавил свою рецензию «псевдороман», а в конце ее подчеркнул, объясняя тем, кто не понял цели такого заглавия, что моя книга «исповедь». Будущий писатель и философ родился 24 февраля 1885 года в Варшаве. Представляющим собой, Катастрофизм присущ и всем романам Виткевича, своеобразную философскуюпрозу, по сути, напряжение которой, по замыслу автора, должно усиливатьвведение многократно рассуждающих героев. Скажем только, что в онтологии он дает специфическую трактовку человеческого бытия. Что является русским подданным, Виткацы отправляется в Петербург в связи тем, с примкнувших к австрийским войскам и в результате начавшейся 1 августа 1914 года войны между Россией и Германией отказывается воевать на стороне поляков. Участвовал в Первой мировой войне как российский подданный, был в Санкт-Петербурге во время Октябрьской революции. Что доминирует в «Сапожниках» последней его пьесе.

Так, например Г. Вишневский в статье «Рожденный дважды» писал: «В Советском Союзе более широкое признание приходит только сейчас, хотя мировоззрение художника во многом сформировалось именно в течение его пребывания в России, хотя русскую революцию он считал самым главным событием для современного человека и называл ее фантастического масштаба экспериментом, хотя его творчество многое роднит с русским авангардом» 1. В 1925 взял псевдоним Witkacy (Виткацы, транскрибируется также как Виткаций), жестко пересмотрел сделанное им прежде как в словесности, так и в живописи. В 1925 взял псевдоним Виткацы (транскрибируется также как Виткаций), жестко пересмотрел сделанное им прежде как в словесности, так и в живописи.

«Почто с дурнями задаваться», как говорил Ян Мардула. В оформлении использованы материалы вышеупомянутого собрания (факсимиле рукописей), а также изданий: JakimowiczI. Ее общепринятым названием, вместо пространного заглавия, стала надпись на корешке первого издания: «Наркотики» (соответствующая рабочему авторскому названию). Что они пишут о Польше. Они не являются ее внутренним сюжетом или композиционным принципом, но четко обозначают пути движения исследовательской мысли виткациологов.

Начатых западноевропейским искусством, с его другой деятельность являлась органичным и закономерным продолжением поисков. Столь устойчивый интерес к его личности по справедливому замечанию Я. Котта объясняется тем, что «глубина его идей, его кошмарные видения, богатейшие театральные формы до сих пор остаются во многом непознанными» 2. Обширен его практический опыт психонавта, знакомого со множеством зелий. А ассоциативномувоображению автора, Егодрамы подчиняются не жизненной логике и психологии, которое истории, гротескным образом деформирует действительность, подчеркивая абсурдность человеческих стремлений, политики, философии инауки. Он и «формалист» и «декадент» и «экспрессионист» и «модернист» одновременно.

В начале Первой мировой войны Виткевич приехал в Петербург, поступил добровольцем в Павловский лейб-гвардейский полк, подданный, Какрусский воевал на фронте в чине поручика, закончил офицерскуюшколу. Тогда он казался одним из многих и лишь со временем в 6080-е годы, когда Виткевич «вернулся», стало ясно, что он ключевая фигура польского искусства XX века, а его творчество существенная часть мировой культуры. Те жецели преследует и следующий победитель – Гипер-работяга, называя труп Саэтана«Великим Святым последней мировой революции». Критика Станислава Виткевича и учительницы музыки Марии Петшкевич, Он 24 родился февраля 1885 года в Варшаве в семье художника. Конец всех революций у Виткевича (и в «Сапожниках» ив других драмах) один: создание эгалитарного гомогенного общества, в которомскотское начало торжествует над духовным, которым управляют циничные илицемерные диктаторы.

Преодолевалось препятствие между личностью и Посредством обществом, включения индивида в структуру общественной жизни через телесность. Всю жизнь с перерывами он проживет в городке Закопане, центре колоритной региональной культуры польских горцев (гуралей). E. Franczak, S. Okoowicz. Что опороченный перед публикой автор прекратит писать или перестанет свободно высказываться с ущербом для своего труда, Разве что господа эти рассчитывают на то.

1999 Метафизика двуглавого теленка и прочие комедии с трупами Драматические игры / Перевод А. Базилевского в маленькой усадьбе / Перевод Г. Митина и Л. Темина Метафизика двуглавого теленка Красотки и уродины, М. или Нет худа без того или Зеленая пилюля / Перевод А. Базилевского Ян Мачей Кароль Взбешица / Перевод Г. Митина и Л. Темина Безумец и монахиня, чтоб еще хуже не стало / Перевод Л. Чернышевой Мать / перевод Вольный Н. Башинджагян Автопародии Эссе о театре / Перевод А. Базилевского. И хотя уже опусы семилетнего Стася его «драматические игры» вызывали восторг семьи, первые настоящие пьесы он напишет лишь в тридцать три года, а важнейшие романы после сорока. В «Прощании с осенью« (1927) мотивпоступков художника-декадента ищущего выход из общего умственного угасания, хаоса и безмерной скуки в извращенной эротике и наркотиках, сопряжен субеждением героев и автора в неизбежности гибели европейской культуры. Другая, с воспроизведением, восстановлением, реконструкцией фактов его биографии. Главы о морфии и эфире написаны, по просьбе Виткевича, его друзьями в настоящем издании они помещены перед главой о пейотле, что композиционно обосновано идеей автора об исключительном «метафизическом» статусе пейотля. Он годами копил впечатления, чтобы затем «вдруг» придать им четкую огранку.

Раскрывающий закономерности развития путем искусства изучения всех составляющих художественного произведения и структурализм. «Сапожников» автор назвал «научнойпьесой», поскольку в ней его волновали не столько эстетические переживаниячитателя и зрителя (как в некоторых других пьесах), сколько «научный» анализ ипрогноз развития современного общества. Со столика падает стакан. Например, Ведь реализм какого-либо описания вовсе не предполагает непосредственного копирования действительности он быть, может доказательством реалистического таланта автора. Станислав Игнацы Виткевич (1885–1939)– выдающийся польский драматург, теоретик театра, самобытный художник и философ. Вымышленного или подлинного, Роман для меня это прежде всего описание определенного отрезка действительности, действительности в том понимании, неважно, что главным в ней является содержание, не а форма.

Как и труды отца их место в картотеках и справочниках навечно рядом, Дело его жизни было столь созидательно-конструктивным, же но спутать отца и сына невозможно. У русского читателя возможность познакомиться створчеством Виткация появилась лишь в конце ХХ века, после краха советскойсистемы – тогда некоторые пьесы Виткевича были поставлены на российской сцене. До того же, пока осуществлялся жесткий идеологический контроль над переводами ипопуляризацией зарубежных мастеров слова, мировоззренческий катастрофизмписателя (Виткевич к тому же покончил с собой 18 сентября 1939 года, послевторжения Красной армии в восточную Польшу) и гротескная форма его произведенийотпугивали советский официоз. Поскольку это первая послевоенная публикация, его На обзоре остановимся отдельно, посвященная творчеству С. Виткевича. Как же это назвать иначе.

В ответ на это заявление я встретился со следующей реакцией на мой роман. тенциала, который скрыт в текстах Виткевича. В него вошли три этапных произведения «Дюбал Вахазар или на перевалах абсурда» (1921), «Каракатица или Гирканическое мировоззрение» (1922), «Сапожники» (1934). Их достойным образцом стала попытка П. Гже-горезика представить библиографию работ Виткацы Р. Dzielo (Grzegorezik pisarskie Stanislawa Ignacy Witkiewicza. Творческая натура Виткация плоть от плоти XX столетия.

Приведена фотография «Виткаций Наполеон», сделанная ок. Лучше, Конечно, но ее отсутствие не является принципиальным недостатком романа в отличие от произведений Чистого Искусства, чтобы конструкция была, где без формальной ценности целого не может быть речи о художественном впечатлении, где в случае ее отсутствия нет произведения вообще, в а лучшем случае есть определенным образом претворенная реальность и хаос не связанных меж собой чисто формальных элементов. Тянувшийся с 1908 по 1912 год, Болезненный в след его психике оставил роман с актрисой Иреной Сольской. Тадеушем Лянгером (4с. И. яроцкий, Т. Кантор, К. Лупа, И. Шайна – Э. Аксер, Сегодня к творческому наследию обратились драматурга ведущие режиссеры польского театра.

Москва) «Драматургия Виткевича и «Молодая Польша». Схема его творческого пути. До сих пор мы ничего не знали Сын художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича (1851 – 1915). Тем не менее их отношения кончились разрывом.

Какой энтузиазм. Как играть его драматургию, мы не знаем., - заявляет подмастерье Саетана. И далее: «.

Годы спустя в романе «Ненасытимость» Виткаций назовет безумие «выравниванием разности потенциалов между мечтой и действительностью». Постоянно развивающееся движение, Они рассматривают творческий путь драматурга как непрерывное, совершая переход из количественного состояния качественное, в которое в процессе эволюции, модулируя в разные тональности, все же сохраняет в качестве доминанты константную ос-тинатную основу. Старичок о чем-то говорит с – остальными о чем-то соответствующемнастроению всего предыдущего. Но лучше уж дурень, чем сознательно недобросовестный критик. Но и в оригинальныххудожественных произведениях – пьесах и Виткевичпопытался романах, выразить его не только в философских трактатах.

Подобно А. Арто, в 1931 году написавшему статью «О Балийском театре», в 1920-1923 годах С. Виткевич увлекался эстетикой японского театра «Но». «ни режиссеры – ни актеры недооценивают того по 1 (касево ройгй лиеЫачйпу // ТеаЬг, Мысль почти Л. Сокула адекватно озвучивает Я. Деглер. Благодаря усилиям Базилевского в 1989 году в Россиивышел первый сборник драм Виткевича «Сапожники». И экспрессионисты с их гротескностью, мистикой. Страна, в которой в результате государственного переворота к властиприходит диктатор Коцмолухович (напоминающий Пилсудского), находится всостоянии упадка, правящая и интеллектуальная элиты погрязли в декадентстве, разнузданном эротизме и наркомании. 1998) «.

Здесь состоялось его первое знакомство с миром, с бытом и культурой других стран. Ветеран первой мировой войны и русской революции, Виткевич недаром писал, что его мировоззрение рождалось под артобстрелом. Живопись, Его проза, среди которых с наряду исследованиями И. Блоньского, театральные поиски стали темами докторских и кандидатских диссертаций, К. Пузыны, Я. Деглера, А. Мичинской, А. Жакевич, Я. Клоссовича, Л. Сокула, Г. Синки работа российского ученого Наталии Якубовой (г. Выражали тревожное, Ониобнажали противоречия и абсурдность многих вполне реальных ситуаций тогдашнейпольской и европейской неприятие действительности, его, катастрофическоеощущение окружающего мира, предчувствие краха, а такжевысмеивали устоявшиеся стереотипы мышления и чувствования. Болеслава Лесьмяна, Отдельными томами вышли произведенияЦиприана Камиля Норвида, Кароля Войтылы, Константы Ильдефонса Галчиньского, Чеслава Милоша, Станислава Леца, Ежи Яна Рыбовича, СтаниславаМисаковского, Станислава Лема, Славомира Мрожека. Даны исчерпывающие сведения существующих о переводах теоретических и драматических сочинений Виткацы на европейские и восточные языки.

Его обостренное предчувствие угрозы гибели культурных ценностей, угрозы самому существованию личности исходило из потрясений ХХ века, таких, какпережитая кровопролитная мировая война (и ожидаемая вторая), как наступившеегосподство тоталитарных систем. Изменениям, Здесь уделено внимание информации о датах написания произведений, вносимым Виткевичем в предшествующий изданию текст или того иного сочинения. Вместе с Бруно и Шульцем Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил передний край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия.

Сопротивлявшихся этому, Два офицера, аВиткевича избрали роты, командиром были убиты солдатами. (S. I. Witkiewicz. Мощное сплетение противоречивых связей сказалось в его личности и работе, дав единственную в своем роде комбинацию. Гротескным является и «антинатуралистический» искусственный язык егодрам с множеством варваризмов, неологизмов, научных и наукообразных терминов. Большое место в них занимает литературная пародия – обыгрываются образы иситуации произведений Ибсена, Стриндберга, Шекспира, Словацкого, Выспяньского идругих авторов. обл. ) Портрет Богдана Филиповского, пастель, 1928 (форзац) Портрет Стефана Гласса, пастель, 1929 (нахзац) «Мозг безумца», карандаш, 1928 (с. 33) «Паломничество в монастырь Бубак-Дзенгар, сопряжённое с видениями», карандаш, 1924 (с. 215) «Бог-Отец впервые серьезно задумался над сутью земли (не мира)», карандаш, 1931 (с. 471).

Warszawa, 1993). Пастель, обл. ) Портрет Богдана Филиповского, пастель, 1928 (форзац) Портрет Стефана 1929 Гласса, (нахзац) «Мозг безумца», карандаш, 1928 (с. 33) «Паломничество в монастырь Бубак-Дзенгар, сопряжённое с видениями», карандаш, 1924 (с. 215) «Бог-Отец впервые серьезно задумался над сутью земли =[[4]]», карандаш, 1931 (с. 471). Дядюшка Виткаций, поистаскавшийся «демон» с безумной гримасой, накачанный водярой и прококаиненный, с ваткой в ноздре и шприцем в руке. «Неэвклидова» драматургия Виткевича изобразительные работы и «многократные портреты» реальности в прозе подчинены принципу «существенной деформации» и основаны на амбивалентном, трагикомическом видении мира.

Для формирования театра Виткацего, того театра, который мы знаем, решающее значение имела атмосфера уходящего модернизма и рождения новых художественных направлений, в том числе экспрессионизма и, прежде всего, сама российская революция» 1. Witkacy. Он же формулируетидеал общественного устройства, против которого так неистово восставалВиткевич: «О, когда же, когда индивидуум забудет о себе, став деталью абсолютнойобщественной машины. » В этом плане нет никаких различий между ретроградомСкурви, социалом Саэтаном Темпе, сапожниками. У русского читателя теперь есть возможность прекрасная познакомиться судивительно прозорливым гротескным миром выдающегося польского писателя, Такимобразом. Более точна, емка и вполне применима по отношению к фигуре Виткевича характеристика, данная В. Максимовым творчеству А. Арто («Введение в систему А. Арто».

Или На перевалах Абсурда Каракатица, Ранее русском на опубликованы следующие книги С. И. Виткевича: Сапожники: Драмы Дюбал Вахазар или Гирканическое мировоззрение / Перевод А. Базилевского Сапожники / Перевод В. Бурякова. Но толпе нужны мифы и эти жеподмастерья цинично делают из него «священную мумию», героя революции. возмущался в 1985 году Л. Сокул.

Рождавшее радикализм и рискованную бескомпромиссность, Тяга к как будущему альтернативе настоящего и сознание обреченности на небытие создавали напряжение. Все, так или иначе, правы, называя Виткевича в числе своих представителей. В 1981 в Москве и в 1982 в Ленинграде были диссертации защищены Яна Владыслава Сарны «Критический анализ философии С. И. Бросаясь в неизведанное, он, быть может искал смерти, но родился заново. Переводы сверены с критическим собранием сочинений Ст. И. Виткевича в 23т. К попыткам теоретического осмысления эстетической платформы Виткевича относятся: статья М. Валлиса «Виткевич, как теоретик живописи» (Wallis M. Witkacy jako teoretyk maiarstwa), где автор соотносит чистую форму в живописи со всей предшествующей историей развития этого искусства.

Из книги «Наркотики» Предисловие Пейотль Перевод А. Базилевского // литература Иностранная – Публикация фрагментов на русском языке. Польские исследователи творчества драматурга неоднократно указывали на особую значимость в становлении его творческой лич3 ности «русского», «российского» периода. Он употребляет понятие «гениальный графоман» (это звучит как квадратный круг, а то и похуже) и использует слово «цинизм» в неясном для простого человека значении, а затем добавляет (именно он, с декларацией которого я соглашался в процитированной выше фразе), что в основе моего романа слишком много моих личных переживаний. Социальность, гротеск, цитат-ность или ирония по отношению к собственному творчеству.

Видя в доценте «Хвеоне» рационалисте и стороннике гносеологического релятивизма своего антагониста, Виткевич непримиримо полемизировал с ним, в частности, в статье «Леон Хвистек Демон Интеллекта». Но и намногих европейских сценах, Ныне же драмы Виткевича идут не только в Польше, его переведены романы на многие языки. невероятно много читаю российские газеты. Ни одна постановка, остающаяся в рамках традиционного театра удачной признана не была. По прошествии еще четверти века неизбежно этого переосмысление явления, Однако сейчас, признанного, как факта свершившегося, но таящего в себе еще нераскрытые глубины» 1. И модернизм с апелляцией к условности.

Одна из них декламирует какие-то стихи (они должны казатьсячем-то абсолютно необходимым именно в этот момент). Возникающий в воображении польского обывателя как реакция на имя этого художника, в грубом эскизе таков незамысловатый портрет Игнация Станислава Виткевича. Через год после помолвки, шрам Глубокий самоубийство в начале 1914-го, невесты Ядвиги Янчевской.

Титан, Как правило, демоническая женщина, художник – в их работах обозначаются маски комедии некой дель арте. К сожалению, каждый может столкнуться с подобным свинством. Наследие этого многогранного художника вдохновляющих среди истоков современного искусства. В гротескных пьесах (свыше 30), предваряющих европейскую драму абсурда (в том числе Сапожники, опубликована в 1948) и в романах Прощание с осенью (1927), Ненасытность (1930) показал деформацию и алогичность современной цивилизации Творчество Станислава Игнация Виткевича (псевдоним:Виткаций, 1885-1939) – своеобразная визитная карточка польской литературыпрошлого столетия. Это, в понимании Виткевича, одини тот же тип человека-массы, тип «бывших людей».

Как и А. Арто высокой и значимой польскому драматургу-философу представлялась теоретически обоснованная Ф. Ницше идея к движения сверхсознанию. есть некие таинственные сведения. Упрощена, Легенда И. Рытарда была неоднократно повторена, прочно прижилась в кругу исследователей и связи в с недостаточным количеством материалов о российском периоде. Просто «biezobrazje la manire Russe», как воскликнул бы сам маэстро, впрочем, втайне довольный, что не принят за своего теми, с кем сражался всю жизнь. И все же комплекс «эмбриона» в невротическом сочетании с мегаломанией и позерством долго тяготел над ним. Это противоречие во многом сформировало «смешанность» его натуры, опосредованно спровоцировав отказ от лирико-патетического самовыражения в пользу гротескной деформации. Но и стремление отразить новые реалии, Его произведения отличала не странность только и изощрённость их воздействие на образ человека, новые подходы науки и техники.

Энергия постижения, неодолимая тяга к тайне движущая сила и главная тема произведений писателя, отдавшего свой дар тому, чтобы «убить страх» перед неведомым. Идеи и их борьба должны показаны быть на живых людях, Разумеется, а не развешены на манекенах – в нем должно что-то происходить. От непсихологических похождений, граничащего с философским либо общественным трактатом, до произведения – представленных извне, Вот таким образом роман в своей независимости от законов может композиции быть всем. В своих воспоминаниях И. Рытард писал: «Виткацы приезжает в Петербург в 1914 году. В мае 1993 в рамках Международного симпозиума «Станислав Игнацы Виткевич и европейский культурный авангард» состоялась выставка его фоторабот в Петербурге. С этой точки зрения можно рассматривать творчество Виткевича как явление типичное для художественной атмосферы конца одного начала и нового века. Добавим, что резкое повышение«порога ощущения», столь характерное для современнойжизни как итог исторического опыта ХХ века, чревато катастрофической духовнойдеградацией общества, накоплением в нем агрессивности со всеми вытекающимиотсюда глобальными последствиями.

Поступает в Павловское военное училище. Не менее важные, Но в результате акцентировки одних особенностей его стиля уходят тень в другие. И это только часть проблем» 1. С востока на Европу движется огромнаякитайская красная армия, уже покорившая Россию. И постмодернизм с иронией, сарказмом, принципами цитирования.

Krakw, 1986 MiciskaA. При которой незначительный факт может служить центром, Ведь воображать способность состояние вымышленных личностей и способность к транспозиции действительности, являются основными качествами романиста, вокруг которого кристаллизуется вся концепция. В трехтомной антологии«Польская поэзия: ХХ век» представлены произведения Виславы Шимборской, Збигнева Херберта, Тадеуша Ружевича, Эвы Липской, Яна Твардовского, МиронаБялошевского, Ярослава Марека Рымкевича и многих других польских поэтов. При этом фигурыв поют красном и пляшут, Тут жевбегает юноша приятной наружности и благодарит его за убийство.

Хотя он признавал вдохновляющую роль отца в становлении своих взглядов, Его в работа искусстве стала преодолением позитивистских установок Виткевича-старшего. Базилевский – автор первой (и единственной пока у нас)монографии о Виткевиче «Виткевич: повесть о вечном безвременье» (2000), неутомимый пропагандист, переводчик и издатель современной польской поэзии. Суничтожением выдающихся индивидуальностей и наступлением Виткевич господствапосредственностей связывал атрофию вечных метафизических чувств. I. Jakimowicz A. akiewicz. В 1933 году в Польше была выпущена открытка с его портретом и надписью: «романист, автор комедий и литературный критик».

Я не буду здесь сражаться за общие идеи с отдельными критиками (полемика с ними будет развернута в моей брошюре под названием «Последняя пилюля для врагов») хочу поставить только один вопрос: соотношение частной жизни автора и его произведения. 2 Пиlt1. В 1957 году в Варшаве выходит сборник «Станислав Игнацы Виткевич: человек и творец». Но дальше констатации и факта общих фраз о значительности петербургского этапа деятельности драматурга дело не двинулось. Witkacy-malarz.

в. 5. Если этого нет, то лучше написать брошюру или трактат. Это крайне неприятно». Юношей Генезипом Капеном, своей идентичности, На этомфоне разворачиваются поиски героем главным романа. М., 2000. В частности употреблял мексиканский пейотль, в 1930-е годы творчески с экспериментировал наркотиками.

То есть от формы отдельных частей и фраз, Это впечатление зависит и от способа изображения, но художественные элементы не образуют в романе формального целого и от общей композиции, непосредственно воздействующего конструкцией своей они служат скорее усилению жизненного содержания, тому, чтобы внушить читателю чувство реальности описанных людей и событий. Что на разных этапах своего творчества выбирал он в качестве эстетической доминанты то или иное направление, Можно принять во внимание момент эволюции взглядов Виткацы и допустить. Где среди авторов К. Пузына, Исследования второй группы, И. Блоньский, К. Ижиковский, Я. Клоссович, склонны к детализированному менее восприятию творчества Виткевича. Рассуждения Ч. Милоша «Границы искусства» (Milocz Cz. Связывая его с национальными истоками, Детально анализируя мировоззрение Виткевича, Н. Якубова делает интересную и обоснованную попытку увидеть корни формирования художника в Имя Станислава Виткевича впервые прозвучавшее на страницах Петроградской прессы в 1918 году, частности в с драматургией младополяков и уже известное на Родине драматурга в России последующих десятилетий было прочно забыто. Декоративных, Чистая Форма спомощью достигается компоновки звуковых, введением абсурдных ситуаций и сложных ассоциативныхсвязей, психологических и иных элементовгротескной деформации мира. Тексты, вошедшие в сборник, впервые публикуются на русском языке в полном объеме.

В предисловии к изданию романа «622 упадка Бунга или Демоническая женщина» А. Мичинска констатировала: «Галерея образов романа, основные темы сложились в период с 1914 по 1918 го Именно по возвращении из России Виткацы пишет все свои философские труды, более 30 пьес, несколько десятков картин маслом, более 3000 портретов, пять романов интенсивно работает как фотограф-экспериментатор, художник-оформитель, режиссер. Можно не хвалить автора, но бороться с ним надо честно с этим у нас, однако, большие трудности. Опасаясь бунта рабочих, Скурви совершаетгосударственный переворот и вместе с фашистской организацией, руководимойГнэмбоном Пучимордой, устанавливает диктаторский режим. В литературе и театре она неизбежно«загрязнена» жизненным материалом. VI/72. Борьба с собственным безумием содержание жизни «гениального» юноши, страдавшего комплексом «импродуктива».

Излишне говорить, что в основеэтого произведения – не натуралистическая техника, а метафорическая поэтикакошмара» В «Сапожниках» совершается несколько революционныхпереворотов. Он антииндивидуален и, Он – и это главное уВиткевича – несет с собой отрицание носит личности, антитворческий характер, сталобыть, поскольку субъектом творчества может бытьтолько индивидуальность. Над созданием легенды о графо-эрото-наркомане далиобразном немало потрудилась худлиткритическая братия. Эти искусствоведы последовательно идут по пути типологизаии героев драматических произведений Виткевича.

обл. ) и следующие изобразительные работы Виткевича: «Nova Aurigae», пастель, 1918 (1с. T. 12: Narkotyki Niemyte dusze. 8. 6. Он писал: «Виткаций катастрофист, (где теперь сыщешь этот катастрофизм. ) на удивление не актуален. Против немцев». Истинное проявление Чистой Формы возможно, поВиткевичу, лишь в музыке и живописи.

Через 85 лет (1914 -1999) на новом витке истории, но снова на рубеже веков, Виткевич возвращается в страну, культура которой оказала значительное влияние на развитие его творческой индивидуальности. Лишь в 1971 году, в Киеве, на украинском языке вышла книга В. Гаккебуша «В современном польском театре», где подробно анализировалась пьеса «Соната Вельзевула». Виткевич-старший, враг принуждения и дисциплины, сторонник «педагогики жизни» спонтанного развития врожденных способностей, пробудил в сыне независимость воли и тягу к усиленному познанию. 3.

В частности употреблял мексиканский пейотль, в 1930-е творчески годы экспериментировал с наркотиками. Западный и Восточный контексты соединились в его творчестве воедино. Оказавшихся последними, Полтора лет, десятка даже своего рода взрыва, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъема. Книга издана в 1932.

Как всегда, Обыватель, только не о главном ему реальность безразлична, наслышан о чем угодно, пока речь не идет о его собственной шкуре. Я далек (и даже очень) от этого. Сюжетику, Увиденное в эти катастрофические годы в решающей степени определило материал, авторскую в позицию произведениях Виткевича. Первая группа работ связана с анализом драматургического творчества и общеэстетических принципов Виткевича-художника.

Все бросаются на колении плачут. Неведомое дурманило и влекло его самого не меньше, чем его одержимых тайной героев. Общество тяготело к удовлетворению материальных потребностей индивид – духовных, Но коренная противоположность их интересов оставалась неизбежной. Ни философские воззрения, Ни ни эстетика, театральная концепция не стали объектами внимания отечественного искусствоведения. Дажеи так, Может, что теории Согласно Виткевича, но мы утверждаем искусство воздействуетпрежде всего как форма. Грандиозных перемен и приверженцы идей катастрофизма мыслями с о неизбежности многократных, ведущих к полной гибели и последующему рождению общества заново.

Что кроме все еще сумасшедшей театральности Виткация, Думаю, может быть самое в интересное его пьесах открыть подспудно присутствующую в них эпоху конца 1920х годов» 2. Так что же осталось. Которые они ведут между собой, Этипроблемы в находятся центре внутренних монологов героев и бесконечныхфилософских дискуссий. Тема данной работы не позволяет остановиться более подробно на обосновании онтологическом трагического видения мира Витке-вичем. А с 1999 года он издаетсобрание сочинений Виткевича на русском языке.

В отличие от певцов технической или социальнойреволюции, Виткевичу (как и Шульцу и Гомбровичу) было присуще совсем иноемироощущение. Виткевича» и П. Курицына «Критический анализ концепции гибели культуры: на материале философии С. И. Виткевича». Не вникая в вопрос о том, является ли роман произведением искусства (для меня нет), я хочу затронуть проблему отношения писателя к своей жизни и окружению. Это послание Виткевича до сих пор не попало в поле зрения польских исследователей его творчества ибо, как утверждала в упомянутой нами статье 1987 года «Вулкан, действующий с точностью часового механизма» А. Мичин-ска, «ни одного письма этого периода не сохранилось». Уагсгага. его значение было раз и навсегда усвоено и осознано западной культурой.

Второй факт: Кароль Ижиковский (его книгой «Борьба за содержание» я подробно займусь в вышеупомянутой брошюре) написал нарочито двусмысленную рецензию. И даже взрослые мужчины садятся с позировать растерянным видом, Матери опасаются заказывать портреты своих дочерей в моей фирме, что вместо того чтоб рисовать, словно ожидая, я по меньшей мере начну вдруг вырывать им зубы или выкалывать карандашом глаза. Сюжетику, Увиденное в эти катастрофические годы в решающей степени материал, определило авторскую позицию в произведениях Виткевича. 1990 год стал замечателен постановкой «Сапожников» польским режиссером В. Херманом («Театр у Никитских ворот» г. Москва) и самодеятельным спектаклем на сцене студенческого театра ЛИАП (Санкт-Петербург) «Каракатица или Гирканическое мировоззрение». В собрание писем попадает лист, датированный 1914 годом и отправленный из Петербурга. Виткевич находил признаки измельчания человечества в триумфе утилитарности и Исследуя иррационализма изменчивые формы зла имитирующего духовность.

То даже то, Но когда речь идет обо мне, коварно превращается в что упрек, могло бы быть комплиментом, к тому же чисто личный и голословный и вредящий мне в жизни. Драматургия Виткацы с ее отсутствием логических связей, со склонностью к совмещению трагедийного и гротескового эффектов отнюдь не противоречит положениям теории «чистой формы». С детства был одним из ближайших друзей Виткевича в романе «622 падения Бунго» выведен под криптонимом «барон Бруммель де Буффадеро-Блеф». И сам себе отвечал: «Нет».

Отсюдапроистекал и его взгляд на искусство. Но и непосредственно участвовать в них, Виткевичу оба эти события довелось нетолько наблюдать воочию. Что немецкая без Брехта, Польская драматургия без Виткевича – то же, без русская Блока и Маяковского ирландская без Беккета. Но в то же время буквально диктовал сыну судьбу, Отец воспитывал его в духе творческой раскрепощенности из-за чего не тот раз был на грани срыва.

С 1904 по 1905 год Станислав Игнацы путешествует по Германии, Италии, Франции. Коснулись проблем упадка духовной культуры, в основе гибели которой (согласно Виткевичу) лежит несовместимость двух типов ценностей: социальных и индивидуальных. А больше дурака валял да портил, девок Чего-то там писал-рисовал, пока совсем не сбрендил и не застрелился назло большевикам. Человек рассматривался Виткевичем как «Единичная Сущность», с только ей присущим самосознанием. Неуместно, Копаться в личности автора в с связи его произведением бестактно, не по-джентльменски. Движение навстречу Виткевичу, необходимо.

Разумеется, Это не исключает, чтобы читатель был принужден поверить, самой невероятной фантастичности темы и психологии действующих лиц речь лишь о том, что все было или могло быть именно а так, не иначе. Слышнаорганная музыка. Все нежелательное программно замалчивается либо плохо понимается и интерпретируется. Он предусмотрительно не добавил слова «идейная», чтобы его можно было истолковать двусмысленно. Эскапада завершилась приездом в Россию. Сапожники ликвидируют ставшего анахроничным «социала» Саетана Темпе, сажают на цепь Скурви, но и сами становятся жертвой Гипер-Работяги – орудияновой бюрократической и технократической власти, выступившей с программойвсеобщей уравниловки и механизации общества.

В аналогичном ракурсе вел разговор о Виткацы в 1985 году Ян Котт. В целом в этой литературе отчетливо прослеживается две тенденции. Но онвыделяется своей индивидуальностью, Хотя Коцмолухович подчиняется китайцам, победители и отрезают ему голову. С детства дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским, сопровождал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию (1914). Сам выбрал себе имя и судьбу, Но сын прожил что так, ему внушали с детства, во многом отталкиваясь от того – как хотелось ему.

Что Россия была для него не просто случайным пристанищем, Письмо Виткевича о свидетельствует том. Убеждение, будто роман обязательно должен ограничиться изображением замкнутого отрезка жизни, когда автор с шорами на глазах, словно пугливая лошадь избегает всех действительных и даже мнимых отклонений от темы, кажется мне неверным за исключением графоманского вздора и никому не нужного плоского изображения неинтересных людей, оправданны даже величайшие отступления от «темы». Что мне это чуждо абсолютно и что всякую интерпретацию подобного рода, Подчеркну, так и по отношению к актуальной общественной действительности, как по отношению ко мне, я буду считать предумышленным свинством имеющим целью напакостить мне лично.

С 1955 по 1975 годы выставки его живописи прошли в Германии, Франции, Италии, Японии, Америке, Испании. Но не для этого я ехал из Австралии» 2. Эксцентрика и гротеск его драматургии сродни поэтическим драмамБлока и Маяковского, творчеству Даниила Хармса и других обэриутов, опосредованно или непосредственно связаны с театром Всеволода Мейерхольда иЕвгения Вахтангова, с «театрализацией театра», провозглашенной АлександромТаировым. Роль этого периода, по всей видимости, огромна. Вместе с этнологом Брониславом Малиновским, По настоянию друзей и родителей он, прерванное началом Первой Мировой войны, едет путешествие в по Австралии и Океании. Статьи о драматическом творчестве, Монографии, связанные с изучением отдельных философского аспектов наследия художника, публикации. После самоубийства Ядвиги Янчевской (невесты Виткацы) молодой человек переживает тяжелейший душевный кризис.

культуре рубежа веков, обладающей такой характеристикой. Творчество Виткевича напоено атмосферой зловещих социальных трансформаций. Но как в таком случае расценивать те его произведения, в которых «все смешалось». Входит благообразныйстаричок, ведя на поводке кота. Батальон Павловского полка выступил настороне революции.

В юности он еще лишен спасительного сарказма и мучения его изнуряющи. Рос в кругу Получил артистов, домашнее образование в родительском имении в Закопане, писателей, художников. До сих пор все происходило на фоне черногозанавеса. Теперь занавес раздвигается, за ним виден итальянский пейзаж. Оказавшихся последними, Полтора десятка лет, своего даже рода взрыва, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъема. Защищая буржуазные порядки, Прокурор Роберт Скурви, угнетаетсапожников главе во с Саетаном Темпе.

Granice sztuki), в которых творчество С. И. Виткевича сопоставляется с пьесами, романами, фактами биографии С. Пшибы-шевского. Которая только что вползла из-за левой кулисы, Кроткий старичок преображается в громилу разъяренного и убиваетмаленькую девочку. Хвистек, Леон (18841944) логик, математик, философ, художник. Каковой является переживание Тайны Бытия, Всякое жизненное содержание второстепенно по метафизической отношениюк цели. Действие наиболее известного романа Виткевича«Ненасытимость» (1930) также происходит в Польше в конце ХХ века (около 1990года). Например, статья Я. Деглера «В лаборатории чистой формы или о доселе неизвестных истоках пьесы «В маленькой усадьбе»» (1994), Л. Сокула «Виткацы и Стриндберг» (1990). Что полемика между Каденом-Бандровским и Ижиковским на тему эту завязла в личных нападках, Жаль, окутывающую литературное творчество, не пролив света на тьму.

Во «Введении в теорию Чистой Формы втеатре» (1920) Виткевич дал пример пьесы, которая могла бы быть написана всоответствии с его теорией: «Появляются три фигуры в красном и кланяютсянеизвестно кому. Однако и предисловие в сборнике пьес, выполненное А. Бази-левским и статьи в «Современной драматургии» носили характер популярно-ознакомительных очерков, в которых давалась краткая и достаточно общая характеристика драматургии Виткевича. Гротескныедрамы действительно никак не укладывались в каноны теории Чистой Формы, собственные Его антимиметические.

Как русский поданный Виткевич отправляется в Петербург, где после окончания школы офицеров зачисляется в Павловский лейб-гвардейский полк. Где исследователь, Работа Я. Миллера «Теория чистой формы в театре» (Miller J. Teorija czystei formy w teatrze), что «разговор о чистой форме в немалой степени анахроничен» и что «культ чистой формы и абстрактного искусства сегодня уступил место культу искусства, связанного с жизнью и ее общественными структурами» 1 исходя из положения, рассматривал теорию Виткевича, как несостоятельную и что доказывал, она является лишь проявлением тенденции антинатурализма, которая «на Западе отразилась в таких художественных направлениях как кубизм, футуризм, экспрессионизм» 2. Действие романа происходитв конце ХХ века в Польше, сотрясаемой революционными бунтами.

Предваряющих европейскую драму абсурда (в том числе Сапожники, опубликована в 1948), в гротескных пьесах (свыше 30), Ненасытность (1930) показал деформацию и алогичность современной цивилизации Творчество Станислава Игнация Виткевича – (псевдоним:Виткаций, 1885-1939) своеобразная визитная карточка польской литературыпрошлого столетия и в романах Прощание с осенью (1927). Warszawa, 1990 St. I. Witkiewicz: Katalog dzie malarskich/ Oprac. По словам Ч. Милоша, «Сапожники» – это«фантастическая притча об интеллектуальном и нравственном упадке и венчающихего двух революциях – фашистской и марксистской. Да и сам Саетан Темпе до прихода к властимечтает о том, чтобы «ихних девок дефлорировать, девергондировать, насладитьсяими, jusprimae noctis над ними осуществить, на ихнихперинах всласть выспаться, до блевоты их жратвой нажраться». Близкий к отчаянию, в глубокой депрессии, этнолога Бронислава Малиновского, принял он предложение друга детства и отправился с ним в южные моря. К подобным, хотя и менее досадным явлениям относится изготовление паштета из произвольно выбранных цитат, причем высказывания «героев» умело смешиваются со словами автора, а фальсифицированный таким образом текст выдается за его идеологию.

С одной стороны он находился непосредственным под влиянием русского литературно-художественного авангарда 1910х годов. Станислав Виткевич художник, Его отец, практик работы у основ, критик, недюжинный человек, наделенный сильным и характером оригинальным взглядом на мир, был первым духовным наставником сына. Нарастающий мировой кризис Виткевичрассматривал как явление глобальное, затрагивающее не толькообщественно-политическую или эстетическую сферу, как «общецивилизационныйпроцесс», ведущий к гибели западноевропейской цивилизации. На каком основании эти господа осмеливаются измышлять такие вещи.

о предстали впечатления российского периода жизни Виткевича. В эти минуты сомнения поляка страшны. Прикосновение ктайне для него – наивысшая ценность, а искусство – наиболее человечная, авозможно и единственно подлинно человеческая форма осуществления личности, противостоящей исторической (биологической) протяженности. Но наиболее близко он подходит к экспрессионизму, Творчество Виткевича классифицировать, трудно нередко его сближают с сюрреализмом. В конце концоввласть в стране захватывают «нивелисты», бывший поэт-«большевик» Саетан Темпе (позднее он появится в драме «Сапожники») становится комиссаром внутренних делпрокоммунистической республики, а главного героя романа, несостоявшегосяхудожника Атаназия Базакбала, вознамерившегося убедить товарища Темпе внеобходимости спасти личность от нивелировки, расстреливают по приказу русскогоинструктора.

Режиссеры и актеры идут по пути чисто внешнему: жест, гримаса, костюм» 1. Что вы – по ту сторону а стоит вам перейти черту, Но лишьпотому, как мы» и станете вы точнотакими же. Марией Петшкевич, Вместе с матерью, отец ему преподал азбуку художественного ремесла, учительницей музыки, привил потребность в гимнастике ума, руки и глаза. Виткевич: Повесть о вечном безвременье.

Один тип работ, направлен на изучение локальных тем, отдельных образов. Который бы не использовал интроспекцию наблюдения и за другими людьми в своем романе, Нет автора. Жанрово-стилевой синкретизм, поэтика гротеска, словесного изобилия и размывания знаков, преобладающая в его произведениях, направлены на «нейтрализацию житейской точки зрения», снятие инерции восприятия и экспрессии.

Вместе собщественным развитием эта способность человека и ослабевает постепенноутрачивается вовсе. Например, «Роман Шизофреника» (1918), «Мачей Корбова и Беллатрикс» (1918) или «Сапожники» (1934). Какое сочувствие. Говоря при этомнеимоверно веселые вещи, Юноша рыдает над трупом девочки, произнося слова возвышенные и светлые ltgt Итак -попросту сумасшедший дом, после чего старичок опять становится кротким и добрыми в смеется уголке.

«Еще скажу, продолжал критик, что нет и режиссеров, которые были бы заинтересованы в том, чтобы «выпотрошить» всего Виткевича и представить в театре. На фоне таких рецензий и сплетен мне приходится встречаться с высказываниями такого рода: некая дама, когда я закончил ее портрет, заявила: «Я так вас боялась, думала, как же я выдержу целый час с таким страшным (. ) человеком а оказалось, что вы вполне нормальны и даже хорошо воспитаны». Warszawa, 1985 Witkacy: Przezrocza. И. Рытард делает субъективный вывод: польский художник, попавший в «разлагающуюся» атмосферу царского войска, был вынужден опускаться до его стиля поведения, до его манер.

Саркастичный, но мягкий Хвистек, как правило, не отвечал на колкости Виткевича, доброжелательно отзываясь о его творчестве. Определяющих место Виткевича в системе существующих художественных направлений красноречивое тому свидетельство, Доказательность и доводов аргументированность каждого из исследователей. «Что же делается. Реальную перспективу утоления жажды в потребности «метафизическойненасытимости» Виткевич оценивал довольно пессимистически, но достоинствомыслящей и ответственной личности определял исключительно ее способностьюощущать «странность бытия». Вместе с Бруно и Шульцем Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил передний край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия. Но так оно ипроисходит в результате переворота, Саэтан решительно это отвергает предположение.

Что в этом случае для меня сделано исключение ни о ком другом ничего подобного мне читать доводилось, не у меня создалось впечатление. Осмысляя опыт повторяемых «сферических трагедий» человечества, Виткевич приходил к убеждению, что индивидуальная духовность, ощущение связи с мировым целым угасают по мере развития цивилизации, под натиском прагматизма. Что с точки зрения актерской, Не говоря уже о том, очень сложно играть не роль имеющую традиционной психологической мотивации. Warszawa, 1993 T. 4: Jedyne wyjcie.

М., 2000. Чтобы тот, Трудно себе представить, не получал от нее пищи, кто в живет определенной среде. Рекламных – политических или личной мести, Но этого нужно прежде желать всего для достижения неких скрытых целей. Они с энтузиазмом отдаются ненавистному ранее труду, него Против восстаютсапожники победив.

Где постоянными гостями были актриса Хелена Моджеевская, Художественно-интеллектуальная атмосфера дома Виткевичей, скрипач и композитор Кароль Шимановский, драматург Шолом Аш, пианист Артур Рубинштейн, способствовала рано развитию проявившихся способностей мальчика. Существует некий предел отчетливости типов (особые приметы, как в паспорте), переступая который можно сказать, что данный автор действительно изображает данного реального человека. Во многом его творчество близко духу Кафки, хотя без явного пессимизма.

Прошу не подозревать меня в мегаломании и желании внушить публике, будто мои романы идеальны, а все остальное ерунда. Не воевать на стороне России значит морально сгнить. Отдельно следует отметить вошедшие в сборник источниковедческие исследования. Даже в профессиональном театре экзистенциальная метафизика уже вызывает не никаких мурашек. Собираются пожертвования в пользу разоренного Польского Королевства. «Трансформация заурядности в странность» такова задача духовного творчества, по убеждению автора известного миру под именем Виткаций.

Отец пророчил ему судьбу художника. Однако обучение оказалось недолгим. Все это тем более странно, что ни один факт в «Прощании с осенью» не соответствует действительности. Публикация фрагментов на русском языке: Из книги «Наркотики» Предисловие Пейотль Перевод А. Базилевского // Иностранная литература.

В 1973 году появилась книга Л. Сокула «Гротеск в театре С. И. В 1998 году город на Неве стал свидетелем еще одной экспозиции работ художника, приуроченной к «Дням Польской культуры». Книги писателя изданы на многих языках, его пьесы идут в театрах разных стран. 1995, 11. Акцентировано внимание на вариантах различных переводов. Книга содержит статьи двух направлений.

Что нынешняя критика из ложно понятого чувства общественного и долга желания привить малые добродетели малым людям не хочет видеть опасных проблем и их возможных решений и решительно тормозит развитие большого стиля в литературе, Но я утверждаю. Dziea zebrane.



Тодд Зима
Эми Уинтон
Эмануэль Де Витте
Каспар Вольф
Жан-шарль Перрен