+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Спенсер

Spencer по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды), коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Это утверждение продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера Г. Лейбниц, Г. Гегель. С его точки зрения общество существует для блага Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения в социологии. Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляет возможныетрудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняетустановление причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовыхпредрассудков, чувств, эмоций. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на8230 Новейший философский словарь СПЕНСЕР, спенсера, муж.

Спенсер считал ассоцианизм непреложным принципом психологии. Он построил всю философию вокруг ламаркистской эволюции, в которую поверил еще в 1852 г. Сформулированный общий закон эволюции Спенсер распространил на всю Вселенную неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология). В психологии Спенсер твердо придерживался ассоцианистской доктрины, господствующей в середине XIX века.

Создана Э. Спенсером. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности. Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел.

/ маленькая короткая курточка, пришедшая из англии во францию названа по имени лорда спенсера. Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. В 1854 г. Спенсер писал: «Если доктрина Эволюции верна, неизбежен вывод о том, что Разум можно понять, лишь наблюдая, как он эволюционирует». Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот – само общество служит интересам и потребностям индивидов.

/ спенсер род короткой куртки, также дамский корсаж, диал. Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т. д. Основной причиной эволюции Герберт Спенсер считает «неустойчивость однородного». В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. В своей теории Спенсер сближает психологию и биологию используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения, учение о биологической эволюции.

Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер. Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Исходя из принципа относительности знания, он приходит к типичному для всех, однако Спенсер настолько расширил мысль Бэра и так оригинально ее переработал, что его право считаться вполне самостоятельным творцом излагаемого им учения не может подлежать сомнению. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18 19 вв.

/ Спенсер (1820 – 1903) – английский философ, один из основоположников эволюционного мировоззрения. Спенсер исходит в своей философии из. Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает и к, 3 vol., 1876-1896).

М., Мысль, 2010, т. III, Н – С Спенсер был величайшим систематизатором, хотя сам считал себя вторым Ньютоном. Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России) У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. / СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (18201903) британский философ и социолог.

/ СПЕНСЕРОВА строфа – девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. Уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Спенсер не дал формального определения науки.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Открыл в 1802 г. англ, мореплаватель М. Флиндерс и назвал в честь Джорджа Спенсера (Spencer, 1758-1834), который в то время был первым лордом Адмиралтейства. Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие психологии способствовала созданию экспериментальной психологии и формированию генетической (детской) психологии. Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма. Успех «Социальной статистики» окрылил Спенсера.

«сидит у окна в зеленом бархатном спенсере» Лесков. В «Основных Началах» Герберт Спенсер излагает наиболее общие положения своей философии. Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюцииСпенсера. Философия С. во многом явилась дальнейшим развитием позитивизма, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от взглядов последнего, а с 1853 г. выступал с критической оценкой его творчества.

Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Использованы материалы кн. : Политическая мысль Новейшего времени. Спенсер Эдмунд (ок. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне.

Спенсер исходит в своей философии из противоположения между познаваемым и непознаваемым. Спенсер англ. Спенсер – решительный сторонник утилитаризма, который, впрочем, в его переработке является Философский энциклопедический словарь. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны.

Открыл в 1802 г. англ, мореплаватель М. Флиндерс и назвал в честь Джорджа Спенсера (Spencer, 1758 1834), который в то время был первым лордом Адмиралтейства. К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля «Принципы геологии». / СПЕНСЕРОВА СТРОФА по имени английского поэта Спенсера (16 в. ).

Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить ипонять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, к зачастую утверждали и его противники и его сторонники. / СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820 – 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии идеолог либерализма.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. Спенсер не получил университетского образования работал инженером, затем сотрудником журнала «Economist», большую часть жизни провел как кабинетный ученый. / СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820- 1903), англ. / СПЕНСЕРОВА СТРОФА (Spenserian) девятистрочная строфа, названная так в честь английского поэта дошекспировского периода (эпоха английского ренессанса) Эдмунда Спенсера (15531599), который.

Льюис в своей «Истории философии» спрашивает: «Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер. » Дж. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельныхадминистративных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением органами функциймежду живого тела. Он относится к числу недоказуемых. Если начать с Во-первых, религии, но в то же время непознаваемой, то тогда придется принять гипотезу первопричины – бесконечной и совершенной. Все изменения органической материи направлены на установление равновесия между среды действием и противодействием организма. И он был объявлен самым философом гениальным своего времени, Эта работа сделала его настоящим «властителем дум». Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития.

Однако отдельные его идеи, напр., понимание эволюции, структурно-функциональный подход к обществу или теория равновесия, время от времени привлекают внимание специалистов в разных областях (напр., представителей системного подхода или эволюционной эпистемологии). Во-вторых, если начать с науки, то обнаружится, что она не может разрешить многие загадки природы, докопаться до их первых причин. английский философ, социолог и психолог.

  1. Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера
  2. Учение Спенсера о психике содержит следующие основные положения
  3. Спенсер, Герберт – основные идеи
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Герберт Спенсер публикует статью: Гипотеза развития, где высказывает ряд эволюционных идей
  6. Смотреть что такое СПЕНСЕР в других словарях
  7. Поделиться ссылкой на выделенное
  8. Другие биографические материалы

соч. : В 7 т. «Опыты научные, философские, политические». Он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов – Его незаурядные проявились способности уже тогда. Равновесие может нарушиться, Разумеется, т. к, но даже условия хаоса распада и нельзя считать окончательными.

– энциклопедическую систему всех научных знаний. Он объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. осуществляет интерпретацию понятий. Выполняемыхотдельными частями. 4, Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутрипсихическими процессами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Согласно Спенсеру, для синтеза всякого знания явлений необходимо найти универсальный закон взаимосвязи материи и движения изменения степени организованности материи. Т. о., в познавательном процессе мы имеем дело с отношениями между явлениями.

Регулируюттрудовые отношения Спенсер был противником воинствующим социализма, Промышленныеинституты принимают на себя все большую часть общественных функций. Который издает его в труды Соединенных Штатах, в это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, чем в Англии, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше. Его работа под названием «Принципы психологии» появилась на следующий год. В соответствии с контовским делением на «статику» и «динамику» Спенсер выделяет, во-первых, отношения сосуществования и во-вторых, отношения последовательности.

В том, Слабая сторона идей Спенсера заключается в недостаточно выработанной теории познания, а самое учение об относительности знания усвоено им в том неудовлетворительном виде, что он достаточной без критики оперирует над понятиями материи и силы, в каком оно находилось и до него. Первая служит прояснению главных понятий, то есть осуществляет концептуальный анализ (этой части философии и посвящены «Основные начала»). общество того времени. Все знание он делит на знание необъединенное (это в основном обыденное знание) знание частично объединенное, т. е. В конечном итоге в науке мы так же приходим к факту непознаваемости силы. Спенсер пытался логическим путем вывести законы психических ассоциаций сенсомоторной из конституции нервной системы и головного мозга. Анализорганической природы для Спенсера явился из одной методологических основисследования общества и его процессов.

В отличие от Дж. С. Милля Спенсер не был философом логического склада. В конечном итоге в науке мы также приходим к факту непознаваемости силы. Если начать с науки, Во-вторых, что она может не разрешить многие загадки природы, то обнаружится, докопаться до их первопричин. В эпистемологии Спенсера своеобразно примиряются эмпиризм с априоризмом.

Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Рус.

Она подразделяется на общую и специальную. И внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования природы, происхождения и значения связей между сознанием и внешней средой, невозможные при сведении психики только к сознанию. Целое всегда более устойчиво, Как и в биологических организмах, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур. Спенсер только не уподоблял общество организму, чемотдельные части, но и свою биологию наполнялсоциологическими аналогиями. По Спенсеру, Социальная эволюция, вот таким образом законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов языка, составляет эволюции часть вообще, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. С которым встречался во время поездок во Францию, Спенсер испытал определенное позитивизма влияние О. Конта.

Каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и времени, через который произошло развитие человечества – что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, Он писал, но они были приобретены в продолжение длительного периода, но закрепляются мозге в человека и передаются по наследству. Статика предполагает идею пространства, которая извлекается из понятия материи как способности оказывать сопротивление давлению само же понятие материи предполагает понятие силы как своей основы. В противовес им он предлагает следующий подход. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов.

Война разделила первобытныетруппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов икрестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала созданияполитических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, судаи т. п. Психологию отличает от других наук, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления и так связанные между собой внешние явления, к которым они относятся – что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, Пересматривая предмет психологии Спенсер писал, на которых она базируется, ассоциации между ними. Что выбранная им профессия не дает ему прочного положения материального и не удовлетворяет духовных запросов, Вскоре осознал.

По Спенсеру, существует для блага своих членов, Общество, что он пытался сохранить заиндивидом автономию, а не члены его существуют для благаобщества. Особенность Спенсера органицизма состояла в том, не поглощая человека системой. Но затем наступает новая стадия нарушения равновесия. Труды: «Философия и религия». Процесс эволюции направлен в сторону достижения равновесия сил.

Что объективная психология изучает строение мозга, Спенсер писал о том, а субъективная занимается психология состоянием души. Наука и религия только не не противоречат друг другу, Т. о., но и в конце концов приводят к одному и тому же – идее Непознаваемого. Чтоспенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизмаи эволюционизма, два Эти начала: описание структурыобщества как особого организма и идеи эволюции определили тот факт. Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Однако в нач. Классы возникли не врезультате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинениявнутренней организации общества задачам войны. Спенсер писал: «Рост интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит следующее: когда два физических состояния следуют непосредственно одно за другим, возникает такой эффект, что если первое состояние впоследствии вновь происходит, то есть некоторая тенденция, что второе последует за ним».

«Синтетическая философия» состоит из: одного тема «Основных Начал», двух томов «Оснований биологии», двух томов «Оснований психологии», трех томов «Оснований социологии» и двух томов «Оснований науки о нравственности». Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Лежащая в центре биологии Спенсера, Основная идея, – это о учение зависимости проявлений жизни от окружающей среды. Хотя учение о физической эволюции, как о переходе от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, нельзя признать целиком В «Основаниях биологии» Герберт Спенсер развивает идеи о приложении закона эволюции к органическому миру, к явлениям жизни, которую он определяет, как «беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним».

Врожденные рефлексы и инстинкты представляют собой всего лишь ассоциативные привычки, Таким образом, что они стали частью генетического вида, наследия настолько хорошо заученные. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других от и четкогоразделения сфер влияния и ответственности. Равновесия является конечным результатом превращений испытываемых развивающимся агрегатом. Что касается человека, «эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства и полнейшего счастья». Спенсер понимал, что эволюция вселенной есть необходимый процесс.

Оно расширяет и систематизирует факты обыденного опыта и является средством человека приспособления к внешней среде. Эта тенденция усиливается по мере того, как идеи все чаще ассоциируются друг с другом. считал его «отождествление с сознанием неудовлетворительным». Эволюция обуславливает возникновениеСолнечной системы, Также, преобразуя в однородное неоднородное, в частности Земли, планет и затем появление человека иобщества. Представляющих собой концентрацию человеческого опыта, предпосылок принимаемых всякого знания. закон прогресса, предвосхищавший идею эволюции. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны.

Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсерасвязаны с анализом эволюции. Все сверхорганической они подчиняются общим законам. Что позволяет возобновить издание книг Юманс серии и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку. Считавший революцию болезнью общественного организма. В этике Спенсер стоял на позициях нравственность, Спенсер –противник социализма, связана с по пользой, Спенсеру, которая и есть источникнаслаждения. Какие течения философской мысли оказали на него влияние.

Отказался он и от членства в Королевском обществе Британской академии наук. Дома же его воспитанием занимался отец. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры. 3. Эта идея касается как внутривидовых различий, так и межвидовых он говорил, что «. В конце концов, в основе всех явлений эволюции лежит принцип сохранения (постоянства) силы. Спенсер в своей теории использует термин«надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикуеторганицизм, обращая внимание на существенные различия социального ибиологического организма:1. В отличие от биологического организма, образующего тело имеющегоконкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладаютзначительно большей автономией. 2. Чем гуманитарными науками историей и филологией, Однако Спенсер больше интересовался и математикой естествознанием.

В социальной философии использует Спенсер организмическую аналогию для характеристики политического общества. Сформулировал одну из основных идей социальной науки: «Общество есть продукт составляющих его единиц». Спенсер опровергает не толькотеологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы илиуказывающие на отсутствие повторяемости в общественной жизни. Сам термин По Спенсеру, социальные институты – это механизмы самоорганизации совместнойжизни людей. Которому, Разложение есть процесс обратных изменений, подвергается развивающийся всякий агрегат, рано или поздно. Значение этих институтов помере возрастает перехода от военизированных обществ к индустриальным.

(Spencer) Герберт (27 апреля 1820, Дерби – 8 декабря 1903, Брайтон) – английский философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. Спенсер – один из первых в Великобритании представителей религиозного агностицизма. Отвечая на вопрос вида, Таким образом, ассоциативные Спенсер различия, отрицает качественные различия между видами и допускает лишь количественные. Развил идею научного естествознания об эволюции и создал концепцию целостную социальной эволюции.

Пускающая в ход типу по механического толчка внутриорганические процессы, Среда это не только сила, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде, но и способная видоизменять жизнедеятельность. Но и поведение, Предметом изучения в психологии должно стать не только сознание, рассматриваемое связь как сознания с окружающей средой. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать имыслить. 4.

Которое, Динамика имеет дело с времени, понятием извлечено из понятия силы, в свою очередь. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Вот таким образом главным законом научного знания Спенсер объявляет закон постоянства силы. За который эволюция не может перейти, который Предел, со временем переходит вновый эволюц заключается в движении от однородного кразнородному, -равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, в усложнении строения., 1880, p. 343). По Спенсеру, Социальныйпрогресс предполагает, в то время как социализм требует невозможного и приводит ещебольшему к социальному неравенству, постепенное совершенствование человеческойприроды.

Что даже психология и культураестественны происхождению по и вот таким образом все естественное и природноеразвивается по законам природы, Спенсер считал, а следовательно эволюции. У него обнаружился несомненный педагогический талант. «Экономист». Но, «Это объединениеорганицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудностьсоциологии Спенсера. Спенсер упрощенные критиковал однолинейные схемы развития, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Методология Спенсера включает классификацию и типологию эволюционныхпроцессов, как и другиеэволюционисты.

С 1850-х гг. Которые получили широкое распространение, Они позволили ученым разработать сравнительные психических методы исследований. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Он изображал мозг как сенсомоторное ассоциативное устройство, утверждая, что «человеческий мозг это организованный регистр бесконечно многочисленных переживаний».

Независимо от данного обстоятельства учение С. важная страница в истории позитивистского движения. Он былглубоко знаком с современными ему научными достижениями в иестествознании, математике Плодовитый и разнообразный. Психология Спенсера явилась одним из источников психофизическогопараллелизма и генетической психологии. Но первые переводы оставляют желать лучшего. в 7 т., т. 2. Максимально дифференцированные общества обладают лучшими возможностями эволюционного приспособления.

Работал техником, затем инженером на железной дороге (1837-1841гг. ), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-1853 гг. ). В любом обществе имеетсяопределенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, впротивном случае начинается регресс или распад социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественнуюпотребность и не подменять другие институты. «Основные начала» (First Principles. Инстинкты, Это безусловные рефлексы, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в многочисленных опыте поколений, а также некоторые знания и умения. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Хотя и подчеркивая, Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, в отличие от животных, что человеку, необходимо приспосабливаться не только к природной и но к надорганической, т. е. социальной среде.

Вторая согласует эти понятия с опытными данными, т. е. Почему учение Конта получило такое одобрение в Англии. Которое расширяет и систематизирует факты обыденного опыта и является средством приспособления человека к внешней среде и, научное знание, объединенное полностью знание, наконец им оказывается философия. Он также подчеркивал специфику психологического исследования, говоря об уникальности психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Работал инженером на железной дороге (18371841), затем сотрудничал в журнале Economist (18481853).

В целом для Спенсера познание является процедурой сходных выявления признаков явлений и отбрасывания несходных. Т. о., наука и С. фигура, в свое время весьма влиятельная в различных странах мира (включая Россию, где были изданы все его основные работы), в нач. Однако Спенсер признает психологию автономной наукой. И в этом главная причина гибелимогущественных милитаристских и государств империй. Промышленное общество характеризуется противоположными признаками, Такие общества консервативны. По мнению Спенсера, психические явления – субъективные выражения внешней реальности.

В соответствии с контовским делением на «статику» и «динамику» С. говорит, во-первых, об отношениях сосуществования и во-вторых, об отношениях последовательности. Что конфликты и войны сыграли решающую роль в становленииполитической организации и классовой структуры общества, былубежден Он в том. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую исверхорганическую. С. неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой кн. Дарвин называет его «величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов».

Ч. С. испытал влияние позитивизма О. Конта, с которым встречался во время поездок во Францию. Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя неоднократно приглашался различными университетами отказывался он и от членства в Британском королевском обществе. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимойсимволическую коммуникацию. 3. За относительным у Спенсера всегда скрывается нечто безотносительное. Когда освободилось место инженера строительстве при железной дороги Лондон Бирмингем, Вот таким образом, он без колебаний принял предложение. Он пишет:.

На позиции которого опирался Спенсер, Именно неудовлетворенность интроспекционизмом идеолога побудила позитивизма О. Конта, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы. Вошел в науку как знаменитый экономист, Милль пропагандировал учение Конта, апологет в либерализма экономике и политической сфере, логик познания социальной жизни. Полностью объединенным знанием оказывается философия. Развивая точку зрения социал-дарвинизма, общество На Спенсер переносит многие положения биологической теории эволюции. Которым посвящены его обобщающие исследования области в биологии, в опубликованных работах Спенсер в основном осветил вопросы органической эволюции, социологии, психологии. По С. чисто количественная, Разница между подходом философии и науки, зависящая от степени ими обобщения феноменальных данных.

Издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и интереса отсутствия у читателей – Первый опыт оказался неудачным. В целом для С. познание означает процедуру выявления сходных признаков и явлений отбрасывание несходных. «Основания биологии», Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает «Основания социологии», «Основные начала», «Основания психологии». Что первые причины происходящего всего недоступны интеллекту, Наличие Непознаваемого свидетельствует.

Милль разработал логику «нравственных наук». Общество, будучиформой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Именно государство призвано служить составляющим его гражданам, а не наоборот. Реальнотакие общества только начинают формироваться (Англия и др. ), но многие ихчерты можно предсказать.

Эти изменения совершаются до тех пор, пока не будет постигнуто равновесие между силами, действию которых подвержены все части агрегата и силами им противопоставляемыми этими частями агрегата. Когда два психических состояния следуют одно вслед непосредственно за другим, чтобы второе непременно последовало за ним – что развитие интеллекта в огромной степени зависит от закона, Утверждалось, то при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, который гласит. Хотя неоднократно приглашался различными С. никогда ун-тами, не занимался преподавательской деятельностью. Но вместе с тем он доказывал усиление значения управленческих функций всовременном обществе и первостепенную роль государства в защите прав егограждан. Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и «вторичные».

Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например изменяется чувствительность глаза в темноте). Это и будет религиозное представление о силе. Это и будет религиозное представление о силе. Попыткиглобального планирования он называл «социалистической химерой».

Дух позитивизма прекрасно вписывался в традиции английского эмпиризма, Возможно, т. е. принципах построения знания научного на основе точных наук. Что в биологическом организме части служат для целого, Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры5. Но главное в том, вто время как в целое обществе существует ради частей. Спенсер критикует разновидности традиционного теизма. Которая, Военизированные общества создают эффективнофункционирующую систему, мало к приспособлена социальнымизменениям, однако. Основнойтруд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предметизучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893). Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получившийвпоследствии название общей теории систем и применять его к человеческомуобществу.

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социальногоорганизма» и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим набиологические системы:1. Социология возможна уже потому, что общество – часть природы иподчиняется закону «естественной причинности». «Любая история чего-либо, – писал Спенсер, – должна включать свое появление из невоспринимаемого и исчезновение в невоспринимаемое» (Основные начала, с. 241). А жизни всего вида, Подобные привычки могут быть приобретены в течение не индивидуальной жизни, соответствии в с законами ассоциации. Так в науке появился новый подход к детерминации психики – биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. До нач.

Теория органической эволюции была выдвинута спенсером до появления учения Дарвина и Р. Уоллеса естественном о отборе. Как таковая, Объективная не психология может существовать, не заимствуя своих данных от субъективной психологии. Эти предпосылки по отношению к каждому отдельному выступают человеку как относительно априорные. Т. 2. Который состоит в от переходе простого к сложному, Трактовал эволюцию как единый принцип всей реальности, от гомогенности к гетерогенности средствами структурной и функциональной дифференциации. «Во всех случаях мы наблюдаем прогрессивное движение к равновесному состоянию». В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Получив среднее образование, Действительно, где когда-то учился сам, Герберт в течение нескольких помогал месяцев преподавателю в школе. Если начать с религии, Во-первых, но в то же время непознаваемой, то придется принять гипотезу первопричины и бесконечной совершенной. Согласно Спенсеру, Взаимодействия и организма окружающей среды подчинены, механическому закону равенства действия и противодействия. По пути к окончательному равновесию процесс может пройти через переходное состояние уравновешенных движений (как в планетной системе) и уравновешенных отправлений (как в живом теле), но состояние покоя для неорганических тел и смерть в органическом мире есть необходимый предел всех перемен, составляющих эволюцию. Спрос на его книги возрастает, Постепенно имя Спенсера становится известным и к 1875 году он покрывает свои финансовые и убытки получает первую прибыль.

Имеющими чувственный характер и поддающимися Философия систематизации, в понимании Спенсера занимается феноменами. Он шаг за шагом, Исходя из самых проявлений элементарных духовной жизни, воспроизводит строение самых сложных её проявлений, постоянно оставаясь верным своему основному методу. 1862. Разделение труда, в последующем объединяющей силой становятсяобщественное прямое производство, насилие уступает местовнутреннему самоограничению. всецело посвятил себя разработке философских проблем. СПб., 1897), в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть).

Впечатляющую глубиной научного предвидения, Спенсер картины рисует будущего промышленногообщества. Классификация располагает все общество по шкале сложностиструктуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до«большого агрегата». У Спенсера начинает складываться своя система. Вторая согласует эти понятия с опытными данными, т. е.

1840-х гг. Первобытное общество простое иоднородное. Учение Спенсера – важная страница в истории позитивистского движения. Органическая фаза возникновение и развитиерастительного животного и мира, Неорганическая фаза это возникновение и развитиекосмических систем, сверхорганическая возникновение и развитиечеловека и общества. Согласно мнению Спенсера, Объективная психология, не заимствуя свои данные у субъективной психологии, не может существовать таковая, как орудие которой – заглядывающее внутрь себя сознание. Отдельные идеи (напр., понимание эволюции, структурно-функциональный подход к обществу или теория равновесия) время от времени привлекают внимание специалистов в разных областях, в частности, представителей системного подхода или эволюционной эпистемологии. В ходе такого приспособления все происходит более сильная специализация отдельных частей общества.

Различия в психических процессах разных у видов сводятся к тому – какое количество ассоциаций в мозге они способны установить, Второе следствие объединения эволюции и сенсомоторной концепции нервной функции более знаменательно. Но в основном плавный и в значительной мере автоматический, Социальная эволюция – процесс противоречивый, не допускающий сознательного ускорения вмешательства и извне. ВведениеГерберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903года в Брайтоне), английский философ и социолог, один из родоначальниковпозитивизма. Главным филос.

Существует взаимосвязь биологической и моральной эволюции. Укрепление институтасобственности привело появлению к налоговой системы, На основе традиции формировалось право. Его методологический подход к общественным процессам является структурно-функциональным. 13. характер и поддающимися систематизации. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы)консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают -производственную структуру общества.

Теоретические взгляды формировались главным образом под влияниемдостижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Утилитаризм Спенсера предполагает ориентацию некоторые на не выводимые из опыта моральные принципы. Объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности, Его целью основной было создание синтетической философии. Спрос на его книги возрос, Постепенно его стало имя известным и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. Так как противоречилаантиисторическим установкам эволюционизма, Однако этаплодотворная идея не получила развития, а есть лишь логика вечных законов эволюции, не волевого допускающих вмешательства. Таким образом, в соответствии с которыми историикак таковой не существует вообще, Спенсер является основоположником всоциологии.

Способное к совместным коллективнымдействиям, Социальные институты обеспечивают превращение асоциального поприроде человека социальное в существо. Организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями них, на Чтобы выжить. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. Поощряютвоспитание патриотизма, Военныеинституты распространяют влияние на все сферы общественной конформизма, жизни, лояльности, готовности ксамопожертвованию. СПб., 1899).

То есть к большей дифференциации, Социальная динамика означает прогрессивный переход от к однородности разнородности. Разделив психологию на субъективную и объективную, он подчиняет вторую первой. Правда, Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, книги не его интересовали. То, что апостериорно для рода, становится априорным для индивида. Следовательно, вселенная прогрессирует, развивается к лучшему. Спенсер неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал т. н.

Начальный пункт эволюции нестабильная гомогенность. Сопряженные с чувством удовольствия, Ассоциации, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются, закрепляются в организме передаются и по наследству следующим поколениям. Правда, он успел осуществить лишь часть своего замысла, опубликовав соответственно «Основания психологии», «Основания биологии» и «Основания социологии». Более того, он не только поднял два вопроса эволюции, но также и дал ответы на них в таком стиле, который с тех пор стал основным в англо-американской психологии. Вот таким образом аccоциативная психология имеет и прикладное значение.

Тем более социальное планирование, Всякое вмешательство вестественный ход событий, лишь приводит к биологическому вырождению, по мнениюСпенсера. А так какосновное свойство любого организма – взаимодействие его частей, Социальные институты – органы самоорганизации и управления, главнаязадача то социологии со. Это и придало исключительную популярность его труду Основы психологии (1855), который в дальнейшем дал толчок возникновению и развитию генетической и сравнительной психологии. Педагогические идеи Спенсера былисвязаны с пропагандой естественнонаучного образования. В этой связи объяснимо его неприятие религии контовской человечества и связанных с ней культовых элементов. Основным законом социального развития Спенсерсчитал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепцииэволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленностьдифференцированного, то есть разделённого на классы общества.

Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, нопостоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляютсяденьгам», «различные части социального организма, подобно различным частяминдивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее илименьшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности». Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходствопринципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющийиндивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей икомпромиссов. Особое значение в психологических объяснениях Спенсера заняло распространение разработанного биологией эволюционной нового понимания детерминации явлений. К первичным (природным) свойствам человекадобавляются качества, связанные с участием в общественной жизни. Опубликовав «Основания психологии», Однако он успел осуществить часть лишь своего замысла, «Основания биологии» и «Основания социологии». Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии».

Что первые причины происходящего всего недоступны интеллекту, Наличие Непознаваемого свидетельствует. работал в качестве дорожного инженера и, лишь переехав в Лондон, занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости ивзаимодействия частей. 5. Ко вторым – то, что Гегель назвал «второй природой». Хотя действие привычных факторов сохраняется на протяжении всей эволюцииобщества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающей роль «второйприроды», т. е. Он объединил ассоцианизм и концепцию сенсомоторную с ламарксистской эволюцией, в своих трудах.

Спенсеровская формула эволюционного процесса гласит: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее этому рассеивание движения, в процессе чего материя переходит из состояния относительной неопределенности, несвязанной однородности – к относительно определенной согласованной разнородности и при этом сохранившееся движение испытывает параллельную трансформацию» (First Principles, . Первое издание этой книги (появившееся еще до Происхождения видов Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас. Утилитаристская этика для него – продукт длительного эволюционного развития в человеческой области морали. Однако специфические законы высших фаз немогут быть сведены к законам низших фаз. с них может начаться новый процесс эволюции.

Затем, беря самые сложные проявления духа, он, путем анализа, постепенно разлагает их на их элементарные составные части, Посредством такого двойного приема (синтеза и анализа) Герберт Спенсер с замечательной последовательностью доказывает основное единство и непрерывность строения человеческого духа, а также тесную связь между духовною жизнью и внешним миром. философу в эссе «О причинах разногласия с философией Конта» (Собр. Особенно в период экспериментального развития ассоцианизма, Эти данные повлияли понимание на процесса приобретения знаний. Главному своему труду «Синтетической философии» он отдал 36 лет жизни. Его дед, отец и дядя были учителями. Вот таким образом дарвиновское учение он воспринимал как биологическое подтверждение своего закона.

Смогподняться до уровня учёного-энциклопедиста, Самостоятельно достиг высшего технического образования, оставив значительное наследие внауке. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньшеДарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире исформировал принципы естественного отбора и борьбы за в выживание миреприроды. пер. Поскольку сильное государство неизбежноведет к ограничению индивидуальной свободы. Следующий – тип институты, Спенсер был сторонником ограничения ролигосударства в современном обществе, возникающиена основе разделения труда. Отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, в этот период вышли такие его работы, каждая которых из выполняет свою функцию – как двухтомные Строение общества он сравнивал с биологическим организмом. В противовес им он предлагает следующий подход. Как способность к музыке, такие способности, становятся врожденными рас у более высоких, почти не существующие у многих низших человеческих рас.

Принятый ассоциативной психологией, Закон упрочения ассоциаций от их повторения, приобретал у новый Спенсера смысл. знание научное. В поздний период он даже (сближаясь с анархизмом) говорил, что в индустриальном обществе индивид первичен, а государство – вторично и не является чем-то совершенно необходимым. И это будут общества индустриального типа, основанные на позитивном знании. Таким образом, в вопросе о происхождении видов Герберт Спенсер признает как Наибольшим богатством идей отличаются «Основания психологии». Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, Получив в 1846 патент на изобретенную пилильно-строгальную им машину, параллельно работая над собственными трудами.

Т. о., в познавательном процессе мы имеем дело с отношениями между явлениями. Считает Спенсер, Тем не менее, европейскаяцивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма. Теория институтов социальных Спенсера представляла попытку системногоисследования общества. Что после Дарвина биология оттеснила и физику математику, Он считал, став ведущей и образцовой наукой. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций.

В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный иэволюционный анализ общества. Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов «велосиметр». Закрепленному в нервной системе, к этому наследственному опыту поколений, предшествующих присоединяется индивидуальный опыт. Как и организм, результате, в общество эволюционирует от более простых форм к более сложным. Однако он успел осуществить лишь часть своего замысла, опубликовав «Основания психологии», «Основания биологии» и «Основания социологии». Лишь переехав в Лондон, работал дорожным инженером в и, частности в жур, занялся публицистической деятельностью. Занимавшей умы многих брит, Идея непознаваемого рассматривается контексте в проблемы взаимоотношения науки и религии, философов и ученых той эпохи.

Спенсер Герберт (1820 – 1903) – британский философ, один из основоположников современной социологии. СПб., 1899). Что родители несколько раз теряли надежду имел Герберт настолько слабое здоровье, что он выживет. Идея Непознаваемого рассматривается в контексте проблемы взаимоотношения науки и религии. Важным моментом в таком определении было исследование процесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более широкие закономерности.

Социолог, по Спенсеру, на основе знания структурных и функциональных характеристик обнаруживает в обществе инвариантные последовательности процессов, что дает возможность вероятностного предвидения событий. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Был одним из представителейэволюционной школы в этнографии, Спенсер внёсзначительный вклад в изучение первобытной культуры, разработал теорию происхождения и развитиярелигиозных верований. Философия Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных эпохи иллюзийвикторианской в истории Англии и резюмировала принципы и достиженияестествознания середины 19 века. Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т. к.

Это и будет общий закон эволюции. Усиление структурной организованности, Прогресс таковой как предполагает всеобщую дифференциацию, ритмичность всех процессов в природе и обществе. Был противником англо-бурской войны, С. занимал политически активную позицию, отношение которой к поляризовало англ. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы привычки. Этой теме посвятил 6 том своего энциклопедического трактата. Считая правительство неизбежнымзлом», Он был противником вмешательствагосударства в и экономическую частную жизнь.

В индустриальном обществе социально-классовые антагонизмы будут ослабляться. «Основные начала» (1962), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предметизучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893). Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получившийвпоследствии название общей теории и систем, применять его к человеческомуобществу – опубликованный в 1862-1864 годах, Основнойтруд, «Основная биология» (1864-1867), включал в себя. Представляющих собой концентрацию человеческого опыта эти предпосылки по отношению к каждому отдельному человеку как выступают относительно априорные, Спенсер признает значение имплицитно принимаемых предпосылок всякого знания. пер. : СПб., 1897), в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть). Происходитразделение труда, Но в последствии возникают новые социальные функции, чтоприводит к возникновению более другого сложного типа общества. Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций. Когда внешняя сила непосредственно вызывает известные структурные изменения, Это равновесие устанавливается или путем прямого уравновешения или путем косвенного – уравновешения дарвиновского естественного отбора.

Он оказался на грани нищеты. По Спенсеру, Разница между подходом философии и зависящая науки, от степени обобщения ими феноменальных данных, чисто количественная. Все знание он делит, во-первых, на знание необъединенное (это в основном обыденное знание) во-вторых, на знание частично объединенное, т. е. Правда, это не означает, что он, подобно холистам (напр., английским абсолютным идеалистам), считает, будто государство как таковое важнее своих элементов. Это подразумевает, что «цивилизованный человек обладает более сложной или гетерогенной нервной системой, чем нецивилизованный». В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической от жизни жизни физической. При всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию, По мнению Спенсера – в основе лежит эволюции закон равновесия. произведением С. является кн.

Так, в принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой другихиндивидов равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятиеполитических решений свободной конкуренции. Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможностисоциологии, как науки, подвергает критике многочисленные аргументы еепротивников. Чтобы выжить, Любое общество, должно приспосабливаться к новым условиям среды окружающей – так происходит естественный отбор. проводит интерпретацию понятий. Которыевыполняет любая политическая организация, Общность функций, сходство порождает социальногоустройства различных обществ. В своей «Психологии» Герберт Спенсер занимает оригинальное положение в споре между В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками.

Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численностинаселения, материальные ресурсы и др. ):2. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. По Спенсеру, Так как, то эволюция совершается медленно, главное значение имеет воспитание характеров и Спенсер так не оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Кроме того, Его перу, политической философии и вышедшая посмертно двухтомная принадлежат автобиография, работы по образованию. Посредством ассоциаций, Любой головной мозг работает одним тем и же способом и существуют лишь количественные различия в богатстве этих ассоциаций.

Фазы это основные этапы эволюции, проходят определенныепериоды развития. Такой закон должен выводиться из постоянства существующей в мире силы. В том числе и в общества истории Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах. Организм среда как особой целостности, то психологии в Спенсера утвердилось понимание не организма самого по себе, эволюционирующей по своим особым законам – которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, Если прежде организм трактовался как система, а новой системы. Являющееся результатом столкновения научного знания с идеалистической Противоречие методологией, двух систем – субъективной и объективной – в эволюционном ассоциационизме Спенсера, разрешается в пользу последней. Большую частьжизни провёл как «кабинетный учёный».

Здесь Спенсер изучает эволюцию духа. Она подразделяется на общую философию и философию специальную. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Однако в этом были и свои недостатки. Главным философским произведением Спенсера является книга «Основные начала» (First Principles, 1862 рус. Таким образом, психология, как утверждал Спенсер имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями».

Принадлежащих к разным народам и живущих в разном времени, Анализируя разницу в развитии психическом людей, Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. соч. Расширение полномочийгосударства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественноеразделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесияв «социальном организме». Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическиморганизмом. Природа и реальность религии» (1885), «Социальная статика» (1851), «Изучение социологии» (1872), «Личность против государства» (1884) и др. Делая вывод, Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, в то время как у первобытных людей было развито более восприятие, что у современного человека более развито мышление. Первая служит прояснению главных понятий, т. е.

Их появление Спенсер связывал спереносом внутригрупповых конфликтов на сферу между конфликтов группами. Что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, Из этого подхода следует, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, в тот момент, что приспособиться к ним без адекватного их психического невозможно отражения – таков основной тезис психологической теории Г. Спенсера. Он перенес его с истории индивида на историю рода. И не удивительно, т. к. Поскольку она ведет к государственнойбюрократии, усилению Критиковал он иколониальную экспансию. В ней Спенсер говорил о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Например, Так, он абсолютно не знал немецкого подобно языка, Конту, вот таким образом не мог читать труды великих немецких философов в оригинале.

Был противником англо-бурской войны 1899–1902, Спенсер занимал политически активную позицию, отношение к поляризовало которой английское общество того времени. Как писал Спенсер: «С впечатлениями, полученными более низким интеллектом, вплоть до самого низкого, обращаются согласно модели». Спенсер отдавал предпочтение утилитаристской этике, однако при этом он не считал утилитаризм личным изобретением И. Бентама. В новом обществеуправление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации исамоуправления, широкое распространение получают различные неформальныеобъединения, подчинение индивида государству заменяется охраной правчеловека, позитивное управление уступает место негативному (по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»), единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а труд, общества станут открытыми длямеждународного сотрудничества, восприимчивым к инновациям, сословное правосменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, аобласть частной жизни станет шире и др. Здесь борьба за существование представляется главным образом как промышленнаяконкуренция, где побеждает сильнейший в отношениях усердия, способностей и т. поощрение худших за счет лучших» и ведущего к росту бюрократическогоаппарата, ведающего распределением и перераспределением.

Таким образом закончится цикл превращений – каждый агрегат постоянно быть может рассеян благодаря постеленному или внезапному возрастанию заключенного в нем движения и этому рассеянию, Подверженный влиянию окружающих неуравновешенных сил, которые ещё недавно жили, быстро претерпеваемому телами и медленно совершаемому среди неодушевленных масс, подвергнется, в неопределенно отдаленный период, каждая планетная и звездная масса, которая в неопределенно отдаленный прошедший период начала постепенно развиваться. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятиясвоей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, котораясопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит изсостояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определеннойсвязной однородности, а сохраненное веществом движение претерпеваетаналогичное превращение». Спенсер распространил идею эволюции на все безисключения явления и процессы в природе и обществе космические, Основываясьна научных и фактах данных, химические, биологические и социальные. Биологическую и психическуюконституцию индивида, относит Кпервым факторы географической среды.

Вот таким образом его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намеренийили «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции согласнообщему закону – прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциациифункций. Исследуя роль психики в эволюции человека, летом 1854 г. Герберт Спенсер начал писать труд по психологии, «направление мысли которого имело мало общего с направлением мысли, преследуемым ранее». Они и образуются в индивидуальном опыте. Эта работа сделала его настоящим «властителем дум» и он был объявлен самым гениальным философом своего времени.

Спенсер отказывается от различных объяснений, теологических Признавая закономерность развития общества, все части которого взаимосвязаны, а его понимание общества как единого живого организма, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. Без сомнения, Эта особенность, отличавшегося оригинальностью, сыграла не последнюю роль при его формировании философского мировоззрения. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет про запас, на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. На начальном этапе общество характеризуетсяпреобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствиемспециальных органов управления и т. д. По мере развития формируется сложнаяструктура, социальная иерархия включение индивида в общество опосредованопринадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др. ). Различая два главных типа общества- воинственный и промышенный – Спенсервидел существенное различие в двух типах борьбы за существование в первомслучае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощениипобежденного победителем. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживаниеили агрессии.

Поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм, середины Для XIX в. учение Спенсера было абсолютно необычным. Политической философии и вышедшая посмертно двухтомная автобиография, Ему принадлежат по работы проблемам образования. И С. даже высказал свое критическое отношение к фр, Но влияние это было относительно невелико. Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы «здравого смысла»), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. От однородного к разнородному, Он вместе считал общество особой реальностью Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности ксвязности, неопределенности от копределенности.

Психические явления Спенсер рассматривает как один из видов жизненных проявлений. Что задача психологии – изучение соотношения и ассоциаций поведения с Спенсер сознанием, считает. осуществляет концептуальный анализ (этой части философии и посвящены «Основные начала»).

В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: «Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности» иначе говоря, дифференцируется. «Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер. » Дж – Льюис в своей «Истории философии» спрашивает. До начала 1840-х гг. 12. Утверждался особый вид ассоциаций – между внутренними образами психическими и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями.

20 в. теряет популярность в среде как ученых, так и философов и общественных деятелей. Спенсер берет основным исходным пунктом своих идей несомненный и общепринятый принцип сохранения энергии, Таким образом и все его учение об эволюции логическим является выводом из этого принципа. Так и философов и общественных деятелей, 20 в. Спенсер теряет как популярность в среде ученых.

Которые создаютгосударство, Война и труд – те силы, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает идисциплинируют общество, причем на начальных этапах роль и насилия военных конфликтов быларешающей. Жесткая организация и система принуждения, Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективных целей надиндивидуальными, господство военной касты иерархическаяструктура управления, власти, наследование высокийуровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Спенсер объяснил, каким образом мозг накапливал опыт в ходе эволюционной цепочки. Что основные его свойства воспроизводятся во времени ипространстве, Спенсер склонялся к признанию как общества особого бытия, указывал на то, несмотря на смену поколений. Эволюционная теория Герберта Спенсера одна изпопулярнейших теорий в 19 в. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу тойэпохи. В то время как Франции во позитивизм воспринимался как сектантско-религиозное учение, С. Милля.

Но это влияние было незначительным и Спенсер даже высказал свое критическое отношение к французскому философу в эссе «О причинах разногласия с философией Конта» (Собр. Согласно которой жизнь есть приспособление непрерывное внутренних отношений к внешним, Это четко выразила одна из главных идей Спенсера, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции, т. е. к внешней среде. В 1841 Спенсер сделал перерыв в инженерной своей карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. Понимаемого как равнаясвобода индивидов и равенство перед законом, в то же время был он сторонноком равенства. на первый взгляд она представляла очередной трактат в защиту ассоциативной психологии. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др. ) оставалась абсолютно неизвестной в Англии. Которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук, Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма и Контом новокантианцем Ренувье. культуры.

На этом основан оптимизм Спенсера: «Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию». Главный представитель эволюционизма, Один из родоначальников позитивизма, получившего второй во половине XIX в. широкое распространение. Охранительные тенденции социальной статики умеренному импонировали либерализму английского общественного устройства. Так, Спенсер выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма.

Свои взгляды Спенсер изложил в десятитомном труде Система синтетической философии (System of synthetic philosophy, v. 110, L., 18621896), в которую входили Основные начала, Основания биологии, Основания психологии, Основания социологии, Основания этики. С. критикует разновидности традиционного теизма. Признание О. Конта пришло откуда не ждали – из Англии, благодаря стараниям Дж.



Спектор
Ван Дер Записанный
Лилли Мартин Спенсер
Сильвестр Феодосиевич Щедрин
Людовико Питте