+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Антонелло Да Мессина

Портрет Антонелло да Мессина в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Запись 1456 о том, что у Антонеллобыл ученик в Мессине, дает возможностьпредположить, что он родился не позднее1430. Антонелло да Мессина оказал влияние на формирование венецианской живописной школы, творчество Джованни Беллини и других венецианских мастеров. Да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Джорджо Вазари (1511-1574) "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А. И. Венедиктова) Картины XV века ни разу не покидали пределов родины Антонелло да Мессины, художника, который первым в своей стране стал писать маслом.

Антонелло ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (ок. Антонелло да Мессина и его портреты. К числу таких художников принадлежит Антонелло да Мессина.

Антонелло да Мессина (Antonello daMessina) (ок. Не остается бесследным и знакомство с памятниками Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171 х 85, 5 см), написанная в 1475 1476 годах в Венеции. Антонелло да Мессина.

Около Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Портреты Антонелло да Мессина подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения.

Выставка работ Антонелло да Мессины в Москве (видео)

Но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции Европы, северной Антонелло был итальянцем по рождению. Дав им единое сокращение, перспективное Художник постарался привести к гармонии пейзаж и парапет. Написанный, Он смягчает и одухотворяет женский образ, с натуры, несомненно, настолько жизненны, реальны и благородны черты ее вылепленного светотенью лица с безупречным овалом, миндалевидным разрезом глаз и формой строгой носа и рта. Оно более убедительное, На взгляд, мой фиеста горожан, чем послеполуденный отдых, разлегшихся под солнцем. Взгляд «кондотьера» сверлящий, напряженно застывший.

(По мнению Гращенкова, моделью этого портрета мог быть знаменитый кондотьерРоберто да Сансеверино). Чем у его современников, Творческое Антонелло формирование да Мессина протекало в гораздо менее благоприятной среде, работавших в Центральной и Северной Италии. С. 238lt/refgt. В них сохраняется иллюзионизм наподобие Нидерландского, но они насыщаются героическими интонациями (воспринятыми у Мантеньи). Портреты Антонелло привлекаютзрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Палитра мастераограничена черным, За исключением красной шапки, дополненной выглядывающей темно-краснойполоской нижнего насыщенным платья, коричневыми отдельными мазками белого и телесногоцветов. Но в то же время Сицилия и Южная Италия были богаты памятниками античности, сицилийские церкви украшали византийские мозаики, в Неаполе в XIV и XV веках работали видные скульпторы тосканской школы и были известны картины нидерландских мастеров. Эта игра света в сочетании с прорисовкой острой черт лица придает почти скульптурную выразительность произведениям Антонелло зрелого периода творчества. Перспективас максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане иустремляющееся вглубь пространствоутверждают евклидовой принципы геометриив построении композиции.

Франции и Нидерландов, Неаполь в гораздо большей степени испытывал культурное Пиренейского влияние полуострова, нежели Тосканы и Северной Италии. Мария как бы видит его зрением внутренним и слышит его внутренним слухом, в этих работах присутствие архангела лишь подразумевается. Взамен привычного художнику темного, Светлый фон, дает возможность более мягкой и светотеневой прозрачной лепки лица.

Советский Человек достоин бессмертия

Что он знал работы нидерландских мастеров, Произведения Антонелло да Мессина свидетельствуют о том, у которых перенял живописи технику масляными красками. Но не это главное. Найденные в нём в портрете из Боргезе, Новые композиционные получают приемы, дальнейшее развитие. Серьезного, Главный акцент придается выражению характера, каким обладали деловые и энергичные Возрождения, люди волевого и целеустремленного. Эти эффекты, которые изначально заложены в контрасте света и тени и которые этому контрасту свойственны, часто, активно и очень умело использует Антонелло да Мессина в целях достижения большего жизнеподобия. Ее ровно освещенная, Она задумчива и абсолютно скульптурно спокойна, вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана.

Отчасти вот таким образом не всегда подчеркивалось гибельное мученичество святого. С. 255lt/refgt. Они оглядывались на новые решения в от отличие Мемлинга Антонелло не дает развитого пейзажного фона.

Не в пример Мантенье, Но Антонелло абсолютно снимает трагический мотив, пытался который иногда несколько внешне театрально сгущать драматические краски. Портрет старика (Тривульцио де Милано. ) шедевр того времени, художник написал человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. В картине Св. Высоко вознесенная на небо, Фигура распятого Христа, на выделяется серовато-воздушном фоне. Некоторые детали не имеют однозначного толкования. Принадлежность некоторых из них кисти его остается спорной, с его именем связывают не более двадцати портретов. Без украшений одежду или черного красного цветов оттеняет лишь узкий белый воротничок, Скромную.

(4) О пребывании Антонелло в Риме и Брюгге никаких сведений не сохранилось. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров. И хотя его модели относились, вероятно, к знатным слоям общества их сословные различия не отражены в портретах (позы, одежда, обстановка). Какие позже появятся в венецианском портрете, Это робкий эксперимент Антонелло смог не воссоздать световоздушное единство головы и пейзажа. Фигуры разделены вертикалью.

Крупнейшие представители Раннего Возрождения

Но метод построения живописной формы используемый Антонелло имеет и свои особенности. Дополненной выглядывающей темно-красной полоской нижнего платья, За исключением красной шапки, насыщенным коричневым и отдельными мазками и белого телесного цветов, палитра мастера ограничена черным. Искусство врачебной диагностики было тогда далеко не на высоком уровне. Это сближает южноитальянскую картину с образцами нидерландской живописи XV века. Портрет старика (Тривульцио де Милано. ) шедевр того времени, художник написал человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. В них выражена такая цельная и зоркая характеристика Он модели, никогда не писал кисти Антонелло настолько энергичны по исполнению, что изображенные предстают перед зрителем как живые.

в Венеции. Его искусство органически соединило в себе гуманистическую основу итальянского Раннего Возрождения – антропоцентризм, классическое начало, тяготение к большой форме – с опытом и достижениями нидерландской школы. В нём ощущается влияние живописи Пьеро делла Франческа, но освещение в пейзаже и лице не согласовано (из-за чего даже предполагали, что изначально фон был темным, а потом переписан пейзажным). Зрачки находятся в резком движении. Большинство этих портретов было написано в 14751476 годах в Венеции, о чем свидетельствуют и даты, поставленные художником на некоторых из них. Это влияние очевидно как в ранних работах Антонелло (Распятие, ок. 1455, Бухарест, Музей искусств), так и в работах времени творческой зрелости (Христос Спаситель, 1465, Национальная галерея, Лондон Благовещение, ок. 1474, Национальный музей, Сиракузы Св.

Они представляют собой один и тот же иконографический тип «Марии Аннунциаты» («Марии Благовещения»). Пологими желтоватыми холмами и рекой, раскинувшийся Далекий пейзаж с голубеющим на горизонте морем, отделяющей ближний план от дальнего. Впрочем, нужно напомнить тот момент, который исчезает для современного зрителя, но прекрасно был знаком тогдашнему верующему католику, 8212 св. Себастьян ведь не погиб от стрел, согласно его житию.

Изображение обрамлено аркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусстве стран севернее Альп). Все эти образы подчеркнуто демократичны. Мужской портрет (ок. Смерть Антонио опечалила многочисленных друзей его и в особенности Андреа Риччо, скульптора изваявшего в Венеции, во дворце Синьории, две обнажённые статуи Адама и Евы, которые и теперь там можно видеть и которые почитаются прекрасными (9). Он погружен в чтение рукописного фолианта. Себастьяна забили камнями насмерть и бросили его тело в римскую клоаку.

Он занимает ведущее среди место итальянских художников XV века и может соперничать только с мастерами Нидерландов, Как портретист. Лежащая рядом со св. Абсолютно другая по настроению картина Мария Аннунциата (Палермо, Национальная галерея Сицилии) также требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания. Отдельную главу в творчестве Антонелло да составляет Мессина созданная им портретная галерея. В картине Св. Нет контрапоста, Ослабевает острота персональной характеристики модели, спокойнее и взгляд неподвижнее губы.

Что ни в одном портрете Антонелло, Любопытно изображавшем южноитальянских баронов и венецианских патрициев нет избыточной роскоши одежды, которая видимо, позволила бы догадаться об их положении. Она во многом родственна архаической улыбке греческой скульптуры, Но в его творчестве это часть тоже портретной формулы. Все сохранившиеся его работы относятся к его зрелому периоду (Сицилия и Венеция, 1465-76 годы). (1) Иоанн из Брюгге – Ян ван Эйк (умер в 1441 г. ). Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Со временем его искусство становится более классическим и «плэнерным».

До предела натурально объемным, Сравнительно светлый объем темном на фоне всегда кажется особенно стереоскопическим. Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Его тонко моделируют прозрачные тени, Лицо обращено навстречу падающему свету, слева которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане. Мирно дремлет странник, смотрят задумчиво вниз женщины, вывесившие проветрить на воздухе ковры – уходящей вглубь, Прекрасная панорама городской улицы, тихо беседуют юноши у аркады и прогуливающиеся на заднем плане горожане излучает спокойствие. А св. Себастьян, св. Рох, св. Текла – это спасители от чумы. Его отделанный деревом внутри кабинетнаходится готического зала, задняя стена которого прорезана окнамив двух этажах.

Стоят на полках раскрытые книги и различные предметы утвари, кувшинчики полотенце, ключ на гвозде, животные (среди них ручной лев, кошка), птицы все передано с неповторимой свежестью. Они оглядывались на новые решенияМемлинга, который давал трехчетвертной разворот на фоне пейзажа и уже не показывал обрамление окна или лоджии (ранее ограничивавших окружающее пространство). Открывающемся нам, в же то время в этом величественном зрелище, микро- и макромир предстают в причудливом единстве. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Мощная фигура святого Себастьяна вместе с тем свободно и органично вмещается в изящный архитектурный ансамбль с открытой лоджией, Выделяясь на синих фоне небес и светлой пронизанной воздухом аркадой, украшенной пестрыми восточными коврами, сквозь которую виднеется далекая перспектива улицы. Данные в трехчетвертном повороте, На темных фонах выступают мужские в фигуры погрудном изображении.

Конечно, говорить о какой-то связи этих двух работ не приходится. Но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он очень занимает важное местоltrefgtГращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения, Сохранилось около 10 достоверных его портретов. 1474–1475, Лондон, Национальная галерея) является одним из лучших портретов Антонелло. В 14741475 годах работал в Венеции, где выполнил ряд заказов. Большинство его произведений дошло до нас в поврежденном иногда полуразрушенном виде. К превосходным его картинам относятся также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе (капуччо).

Что у Антонелло был ученик в Мессине, Запись 1456 о том, что родился он не позднее 1430, дает возможность предположить. Несколько раз он пишет Христа в терновом венце, тоже изображая его погрудно). И наиболее эмоциональное, Из эйковского творчества он выбирает наиболее лаконичное пластическое и решение композиции одновременно. В картинеСв. Сидящаяза пюпитром, Дева Мария, одной придерживаетсвое рукой голубое покрывало и поднимаетдругую руку. Благодаря этому приему особенности портретного Антонелло искусства получаются особенно заострёнными.

Скажем, По-разному моделируется форма, в случае, форма головы, когда она изображена на светлом фоне, например на фоне и неба на темном, в предельном случае черном, непроницаемом фоне. В нём изображение энергично выдвинуто на передний план, заполняет все свободное пространство, будто вплотную подступая к зрителю это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз, когда портретный бюст строится в перспективном ракурсе «снизу вверх». Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. К этому периоду относится его последний портрет (из Берлина).

Изображение обрамленоаркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусствестран севернее Альп). Расположенной наискось по отношению к плоскости картины, Фигура изображена Марии позади кафедры. Географическая близость к континенту итальянскому и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера. Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры фоне на мощенной камнем площади. И наиболее эмоциональное, Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода творчества Из творчества эйковского он выбирает наиболее лаконичное и пластическое решение композиции одновременно.

В нём ощущается влияние живописи Пьеро делла Франческа, но освещение в пейзаже и лице не согласовано (из-за чего даже предполагали, что изначально фон был темным, а потом переписан пейзажным). Впрочем, «Св. Себастьян» Антонелло да Мессины все равно оставляет поле для некоторых иконографических загадок и разнообразных гипотез. Ближайшей аналогией в Нидерландах к его портретам может служить портрет неизвестного в красном тюрбане. Что учителем Антонелло был неаполитанец Колантонио, его Стиль произведений подтверждает сообщение Вазари о том.

Не изменяя её в дальнейшем, Он использует одну выработанную формулу портретной композиции, не изменяя и идеал, кроме того, с которым живая сопоставляется модель. (9) Андреа Риччо – венецианский скульптор. Чувством одиночества проникнуты сидящие у подножия креста Мария и Иоанн. Словнорассекающими воздух, Мертвое тело Христаудерживают на гробницы крышке три ангелас остроконечными крыльями. Так как именно лицо Марии главный света источник Однако рельефность не придает жесткости или суровости выражения.

В котором своеобразно сочетались стиль, Его глубоко индивидуальное творчество, привлекло к себе внимание многих ученых, приемы и техника двух разных живописных школ, труды чьи уяснили сложную проблему возникновения и развития искусства художника. Не изменяя её в дальнейшем, Он использует одну выработанную формулу портретной композиции изменяя не и идеал, кроме того, с которым сопоставляется живая модель. Как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, Творчество Антонелло да Мессина является примером того и нередко благодаря контактов установлению между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров иногда независимо друг от друга. Среди итальянских мастеров он едва ли не первый сумел ощущение передать солнечного света и тем не менее, который окутывает предметы, ощущение воздуха. Наполненный воздухом и светом верхних и нижних окон, Этот интерьер, что в него встроено еще одно сооружение своеобразная кафедра деревянная или кабинет ученого, поражает тем. Как это встречается, Художник отнюдь не поэтизирует натуру, в портретах Джованни или Беллини Джорджоне, например. С парапетом, Антонелло всегда пишет модель погрудно, в всегда головном уборе и взглядом прямо на зрителя.

Себастьяном поверженная колонна должна была быть знаком мученичества. 1470 «Автопортрет», ок. 1473 «Мужской портрет», 1475 и др. ), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Иллюзия трехмерности усиливается мягкой световоздушной средой.

Это одна из самых гармоничных работ Антонелло. Есть доля почти необъяснимой фантастики в изображении среды, окружающей героя. Кажется, Но, все искупается другим – впервые, художника не смущают такие вольности обращения с натурой, может быть, у Антонелло Мессины, да во многом благодаря его новой, прогрессивной технике масляной живописи, так заиграло солнце на формах, в изображении появился воздух.

Зрачки находятся в резком движении. Подобные рельефы устанавливались над входом в госпитали, городские больницы. Строгий и точный контур его овала придают обликам чеканность, Тончайшая светотеневая лица, моделировка но не лишают их вместе с тем удивительной жизненной убедительности, собранность и даже жесткость. И с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке потенциала огромного масляной живописи, Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике – масляной живописи. Ландшафт занимает маленький кусочек пространства все остальное небо с белыми облаками. Подобно тому, Но, что не уже было бы сказано, как не говорится ничего, так, пожалуй, ничего и не делается, что не было бы уже сделано.

(8) Антонелло умер не в Венеции, а в Мессине его возраст также указан не точно. Оставившего яркий след в Италии искусстве XV века, Творчество Антонелло да Мессина, в частности на Джованни Беллини, оказало большое влияние на мастеров венецианской школы. Какие позже появятся в венецианском портрете, Это робкий эксперимент Антонелло не смог воссоздать световоздушное головы единство и пейзажа. Точку зрения берет чуть сверху, в портрете из галереи Боргезе Антонелло дает погрудное изображение более крупным планом и в перспективном сокращении меняются абрис щеки и носа и от этого все формы и очертания обретают большую подвижность, сильнее скошены глаза, рельеф а создается тенями более явственно. Что это не воображаемый образ переводчика святого Библии на латынь, Некоторые предполагают, возможно, а портрет кого-то из гуманистов или, неаполитанского короля Альфонса.

Перед нами удивительная картина, при взгляде на которую зритель сначала даже несколько теряется: предстает обширное и высокое пространство, обрамленное широкой деревянной аркой. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также совпало с периодом активного приобщения к формам идеалам и Ренессанса. Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета.

В смысле физической его сохранности вещей, Вообще Антонелло да Мессина, сплошь и рядом не везло. Словно рассекающими воздух, Мертвое тело удерживают Христа на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями. И там, как на сцене, восседает святой Иероним. Яркий горчичныйцвет камня подчеркивает светаи контраст тени внутри напоминающего пещерупомещения. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XVв. Яна ван Эйка,, Петруса Кристуса, Рогира ван Вейдена, дер Дирка Боутса и других – перенявшими у него в известной мере живописную технику. Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века.

Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. А также протянутой вперед ладонью раскрытой выражена пространственность строгой и лаконичной композиции, Этим. В 1475–1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь Сан дляцеркви Касиано. Затем она заменяется более тонкой мимикой с разомкнутыми губами, в ранних портретах эта улыбка более словно откровенна, в момент разговора. Особенную, замечательную область творчества Антонелло да Мессина составляют портреты. Но метод построения живописной формы используемый Антонелло имеет и свои особенности. Женщины с ребенком и спящего стражника не изображены случайно такими мелкими, Фигурки воинов ибо они создают иллюзию своей отдаленности и пространственного эффекта картины.

В которых авторы определить пытаются личность изображенного здесь мужчины, в последнее время в мировом искусствознании появились работы. Мужской портрет (ок. 1474–1475, Лондон, Национальная галерея)является одним из лучших портретовАнтонелло. Но в нём нет типизации, Этот луврский портрет явно навеян героическими Мантеньи, образами больше индивидуального. Тодругие работы Антонелло в этом отношениинамного опережают свое время, Если в рассмотренных произведенияхотсутствует даже минимальный интереск передачи проблеме пространства.

Антонелло продемонстрировалвенецианцам возможности передачиосвещения в новой живописной технике– масляной живописи и с этого временивенецианский колоризм основывался наразработке огромного потенциала маслянойживописи. В 1475-76 работал в Венеции. Непосредственно и тщательно воспроизведена реальная действительность и особая, «тихая жизнь» вещей. Но такая высоко взятая точка зрения оказалась недостаточно увязана с портретным бюстом изображенным слегка «снизу вверх».

Портреты напоминают круглую скульптуру, немногочисленны, Детали которую будто бы раскрасили формы лица стереометризированы. Портреты напоминают круглую скульптуру, Детали немногочисленны, которую будто раскрасили бы формы лица стереометризированы. Тем более, что иногда чумой назывались эпидемии других болезней. Во всяком случае, это одно из толкований тех мотивов, которые здесь представлены. Что ни в одном портрете Антонелло, Любопытно изображавшем южноитальянских баронов и венецианских патрициев нет избыточной роскоши одежды, видимо, позволила которая бы догадаться об их положении. Светлый фон, взамен привычного художнику темного, дает возможность более мягкой и прозрачной светотеневой лепки лица. Однако в выражении его прекрасного лица с поднятыми к небу глазами и полуоткрытыми губами лишь легкий намек страдание, на у Антонелло да Мессина обнаженное тело юноши тоже пронзают стрелы.

Он прорывается через отчужденность и психологическую замкнутость образа, Взгляд Антонелло моделей очень выразителен, противоположную повороту головы и оттого кажется напряженным, чуть скошен в сторону. С парапетом, Антонелло всегда пишет модель погрудно, всегда в головном уборе взглядом и прямо на зрителя. В 1475–1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также с совпало периодом активного приобщения к формам и идеалам Ренессанса.

Он проступает и в ясном, спокойном лице юноши в красном одеянии («Портрет молодого человека», 1474, Берлин, Государственные музеи) и в так называемом «Портрете Тривульцио», 1476, Турин, Музей Палаццо Мадама). ). Личную уникальность, Художник демонстрирует их человеческую, он, а не сословную Уроженец исключительность Сицилии, возможно, учился в Неаполе, но значительную часть жизни провел в родном городе. У северных мастеров Антонелло воспринял ряд иконографических схем и образных акцентов (образ страдающего Христа), внимание к миру малых вещей, а также заимствовал технику масляной живописи, что позволило ему добиваться необычайной глубины цвета использовать освещение в качестве одного из важнейших художественно-выразительных средств. и округлость, контуры его легки, прозрачны и лишены жесткости.

Предельно упростив композицию портрета, он достиг необыкновенной ясности и сконцентрированности изобразительных средств. Голова на светлом или чуть затемненном фоне, если она написана против света, требует тончайшего внимания к подробностям валеров, подробностям, которые мы можем назвать леонардовским термином «сфумато». Когда само Благовещение не как изображается сцена, Сравнительно редкий случай, а само изображение Марии у Антонелло погрудное. В его творчестве явственно проступают «северные акценты», свидетельствующие о знакомстве с работами нидерландских мастеров.

Алтарьотносился к типу sacra conversazione (святоесобеседование: Мадонна с младенцем исвятыми, находящаяся с ними в одномпространстве, что противоположно поформе разделенному на части полиптиху)и был реконструирован на основе болеепоздних алтарей Джованни Беллини. Написанные легкими, Эти стаффажные фигурки, отнюдь иллюстративны, не свободными мазками, они естественно вписываются в гармонический строй картины Антонелло. Не выезжая за пределы королевства, Таким образом, да Антонелло Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы. Видимо, в скорости после приезда в Венецию, Антонелло написал «Распятие» 8212 один из двух вариантов «Распятия» его работы, которые сохранились.

Себастьян (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы). Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Появление станкового портрета в его творчестве связано прямо с его горячим увлечением нидерландской живописью, Скорее всего. В отличие от нидерландцев, Его рисунок нарочито округл и а упрощен, обобщает, он не изучает различия.

Умеющим уловить в чертах лица своей модели нечто, Антонелло был прирожденным портретистом, отблеск личности, неповторимой лишь приблизительно передаваемое словесным описанием его портретов. К этому периоду относится «Мужской портрет» из галереи Боргезе, а также т. н. Сидящая за пюпитром, Дева Мария, одной рукой придерживает свое голубое и покрывало поднимает другую руку. Новый художественный идеал, Перед нами спокойствие, определит который ведущее направление в развитии венецианского портрета. (3) О какой картине идёт здесь речь, неизвестно.

Глянцевой поверхностью, Портреты Антонелло привлекают камерным зрителя форматом и блестящей. Статуи Адама и Евы во Дворце Дожей принадлежат не ему, а Антонио Риччо (Риццо). Портрет старика (Тривульцио де Милано. ) шедевр того времени, художник написал человека с оттенком иронического пренебрежения на лице. Полон жизни и предстает перед нами в полной гармонии с миром, Герой Антонелло спокоен и прекрасен, чьи стены как бы вобрали в себя теплый солнечный свет, на фоне которого он изображен уходящими в глубину зданиями, соединяющими их арками, чьи очертания вторят плавным фигуры очертаниям святого. Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Он слегка смягчает контуры, пытаясь моделировать объемы цветом. (5) Работа сохранилась и находится теперь в Венском художественном музее.

Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Почти треть из егосохранившихся произведений – портреты. Обычно модель крупнымпланом изображалась погрудно голова и плечи помещалисьна темном фоне. Самым ранним сохранившимся его портретом обычно считается «Портрет неизвестного» из Чефалу. Одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на окраине далекой в Сицилии, Так, который создал ряд произведений, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета Антонелло да Мессина, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Тем интересней оказывается определенное сходство между этими образами. Изменить подобным образом однажды найденную портретную формулу Антонелло побудили следующие факторы тяготение передовых венецианских живописцев к «плэнеризму», а также то, что в Венеции у него перед глазами оказались готовые образцы подобного нового решения. Данная крупным планом, Вновь центральная фигура, словно прижата к поверхности этот картины прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию.

(6) Дальнейший рассказ Вазари о пребывании Антонелло в Венеции мало правдоподобен. На его фоне четко читается темный силуэт головы. В образе св. Себастьяна воплощена еще одна его функция 8212 защитника от чумы, одного По-видимому из святых целителей.

Абсолютно другаяпо настроению картина Мария Аннунциата (Палермо, Национальная галерея Сицилии)также требует от зрителя эмоциональногоучастия и внутреннего переживания. Зритель словно помещен в пространствена место архангела, что дает ощущениемысленного соучастия. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. Не следует удивляться тому, что художник изображая мотивы чумы, не сгущает атмосферу, не делает небо грозным, а воздух мрачным. Ближайшей аналогией в Нидерландах к его портретам может служить.

Изменить подобным образом однажды найденную портретную формулу Антонелло побудили следующие факторы тяготение передовых венецианских живописцев к «плэнеризму», а также то, что в Венеции у него перед глазами оказались готовые образцы подобного нового решения. Он веристичен, как никогда не были до этого портреты кватроченто. Ему свойственно несколько необычное для итальянских мастеров внимание к миру «малых вещей» самостоятельную жизнь у него приобретают не только предметы обстановки, но даже отбрасываемые ими тени. Точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности. Себастьян, 1476, Картинная галерея, Дрезден). Благодаря этому изобретению со художники временем достигли такого совершенства, Действительно, что смогли изображать свои фигуры почти что живыми.

В какой-то мере программной для Антонелло да Мессина является одна из самых замечательных его работ небольшая (46 х 36, 5 см) композиция Святой Иероним в келье. Себастьян (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи перспективы линейной (а также в изображении героической наготы). Фигура пронзенного стреламисвятого принимает огромные размеры мощенной нафоне камнем площади. » из Лувра (1475), который по исполнению один из самых «нидерландских» портретов Антонеллы, а по интерпретации образа один из самых итальянских по духу. Как это было принято итальянском в искусстве, Вместо традиционно предстоящих распятию Марии и Иоанна, буквально опустившиеся на землю, здесь изображены те же фигуры, сидящие, с одной стороны, в абсолютном изнеможении, а с другой, в состоянии некой скорбной медитации. Лицо излучает энергию интеллект и оно тонко моделировано светотенью, Хотя внутренний мир модели раскрывается мало.

Написанный во время его пребывания в Венеции и являвшийся левой стороной несохранившегося алтаря венецианской церкви Сан Джулиано, к числу самых значительных Антонелло работ да Мессина принадлежит Святой Себастьян. Такое может быть, но для XV в. это явно не предмет изображения, даже маргинальный. Заимствуя у него композицию, Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода Яна творчества ван Эйка, технику и колорит. Обычно модель изображалась крупным планом погрудно голова и плечи помещались темном на фоне. Если в рассмотренных произведениях отсутствует даже минимальный интерес к проблеме передачи пространства, то другие работы Антонелло в этом отношении намного опережают свое время.

Но такая высоко взятая точка зрения оказалась недостаточно увязана с портретным бюстом изображенным слегка «снизу вверх». Личную уникальность, Художник демонстрирует их а человеческую, не сословную исключительностьltrefgtГращенков. В отличие от Мемлинга Антонелло не дает развитого пейзажного фона. Но в нём нет типизации, Этот луврский явно портрет навеян героическими образами Мантеньи, больше индивидуального. Как мы увидим, (Он часто прибегает такой к камерной форме погрудного изображения не только в портрете, но и обращаясь к религиозному образу.

На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой. Изображение идеальной наготы и некая почти лирическая отстраненность. Сколько в единствесвета и воздушной Однако среды, главноедостоинство живописи Антонелло заключеноне столько в деталях. Яркий горчичный цвет камня подчеркивает света контраст и тени внутри напоминающего пещеру помещения. Она задумчива и абсолютноспокойна, ее ровно освещенная, скульптурновылепленная голова словно излучаетсвет на темном фоне заднего плана.

Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Плечи разворачиваются в глубину (это подчеркивают свисающие концы капуччо), а голова поворачивается из глубины, с запозданием следуя за быстрым взглядом. Себастьян (Дрезден, Картиннаягалерея) Антонелло как бы состязаетсясо своими североитальянскими современникамив мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героическойнаготы). Ощущается удивительная атмосфера сосредоточенности и душевного покоя.

Фигура почти полностью заполняет поле картины трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания. Фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции, Перспектива с низкой максимально точкой схода. Возможно, он совершил поездку в Нидерланды. Сцена казни, сцена мученичества превращается в нечто иное. Хотя художник много работал и в десятилетии, предыдущем Его творческое наследие сравнительно невелико и относится преимущественно к 1470-м годам.

Очень возможно, что художник намекает здесь на какие-то реальные события. Что он опирался давно на сложившуюся традицию нидерландского портрета, Это происходило потому, которую он прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Или погрудных композициях, в этих полуфигурных, о которых речь впереди, как и в мастер портретах, прибегает к черному фону. Что дает ощущение мысленного соучастия, Зритель словно помещен в пространстве место на архангела. Иллюзия трехмерности усиливается мягкой световоздушной средой.

Учился около 1445-55 в Неаполе у Колантинио. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Новый художественный идеал, Перед спокойствие, нами который определит ведущее направление в развитии венецианского портрета.

Сколько в единстве света и воздушной среды, Однако главное достоинство живописи Антонелло не заключено столько в деталях. Что Антонелло да Мессина получает художественное удовольствие от воплощения самого мотива – идеально человеческого прекрасного тела, Абсолютно очевидно. Линия присутствует, но не торжествует, как во флорентийской живописи. Однако абсолютно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с маслянойживописью, как об этом сообщают ранниеисточники именно Антонелло продемонстрировалее светоносные возможности венецианскимживописцам, тем самым положив началоцелому направлению, которому сужденобыло стать одним из магистральных путейв истории западноевропейского искусства. Как и некоторые другие художники тоговремени, Антонелло да Мессина сочеталживописные новации итальянцев снидерландской традицией оптическиточного изображения деталей. В нижней части которого разгуливают перепелка и павлин в крохотных в окнах глубине храма открываются обширные, Колоссальный портал оборачивается небольшим проемом, залитые серебристым светом пейзажные панорамы. Что и нидерландской живописью познакомился он в Неаполе, Вероятнее всего, не выезжая за пределы Италии. Но и живописью, Антонелло и ван Эйк похожи не только композицией, которые получены тонкими прозрачными слоями масла рентген показывает, глубокими и красочными тонами, что работы их идентичны по технике.

Его тонко моделируют прозрачные тени, Лицо обращено навстречу падающему слева свету, которые постепенно сгущаются к картины краям и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане. Антонелло да Мессина сочетал живописные новации итальянцев с нидерландской традицией оптически точного изображения деталей, Как и некоторые художники другие того времени. (2) Руджери из Брюгге – Рогир ван дер Вейден (ок. 1400-1464), Ауссе – Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494). Вслед за северными мастерами он открывает жизнь солнечного света, Наконец, постепенно ослабевая, скользящего, в глубине помещений, отчетливо выявляющего форму чуть предметов, отсвечивая на их поверхности.

Что несколько картин Мемлинга находилось в домах венецианских патрициев, письменным По источникам известно. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. начала XVIв. Голоса божества, Психологический внутреннего эффект голоса, явно интересует художника, раздавшегося в сознании девушки. Что эта дрезденская картина очень повреждена, Нужно еще иметь в виду, в частности небо в нижних проемах, она дошла до нас с большими утратами авторского слоя, кое-где большие утраты есть и на теле они святого, просто затонированы серым. Появление станкового портрета в его творчестве прямо граничит с его увлечением горячим нидерландской живописью, Скорее всего. Притом что характер несколько более строго определен, Те же черты внутреннего склада, дают возможность говорить о более сильной личности в другой композиции эту на же тему.

Эти знаки могут носить предохранительный характер. Что он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета, Это происходило потому, он которую прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Лицо излучает энергиюи интеллект тонко оно моделированосветотенью, Хотя внутренний мир моделираскрывается мало. Лежащий человек с багром в этом контексте может быть заразившимся городским стражником.

К сожалению, некоторые его композиции дошли до нас в очень плохом состоянии. Скорей всего, «Св. Себастьяна» кисти Боттичелли он не видел. Когда этикачества переносятся в религиознуюживопись, как, например, в картине EcceHomo (Пьяченца, Городской музей), видчеловеческого страдания становитсяневыносимо мучительным. Точку зрения берет чуть сверху, в портрете из галереи Боргезе Антонелло дает погрудное изображение более крупным планом и в перспективном сокращении меняются абрис щеки и носа и от этого все формы очертания и обретают большую подвижность, сильнее скошены глаза, а рельеф создается тенями более явственно. Чуть отодвинутый в глубину, Благодаря парапету переднем на плане и перспективной раме портретный бюст, приобретает пространственность.

Как это сверхъестественное явление речи архангельской преображает почти крестьянскую, Замечательно, казалось бы, внешне, даже простоватую наружность Марии. Птицы на переднем плане, Детали – предметы на полках кабинета, достичь которой можно только при нанесении жидкой масляной краски очень мелкими мазками, вдали пейзаж – переданы с такой степенью точности. Ландшафт занимает маленький кусочек пространства все остальное небо с белыми облаками. Которыми они оттаскивали трупы, Страже такие выдавались металлические шесты с крюками, чтобы не касаться их руками.

И вот таким образом некоторые исследователи усматривали стилистические различия в картинах художника, Смытости и повреждения верхнего слоя красочного в большинстве произведений Антонелло очень сильны, по указанию Гращенкова, тогда как это, разная сохранность. Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Например, Что значит, который прямо лежит на плитах с копьем или изображение человека, точнее, с багром.

Присущей изображениям итальянских мадонн XV века, Отсутствие какой бы то ни было придает идеализации, образу высокую простоту и правдивость. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. М., 1996. Такое же снаряжение и у солдат в глубине. Простой курткой со стоячим воротником, Антонелло не использует композиционные ухищрения нидерландцев – следуя удачно найденной формуле портрета и повторяя её раза из в раз даже с одним типом одежды. Иероним в келье (Лондон, Национальнаягалерея) изображен святой, читающий запюпитром.

А черный фон как бы выталкивает из себя ярко освещенный объем. На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой. Зрачки находятся в резком движении.

Пластической смелости обобщения лица, у нидерландских портретистов встречалось не такого энергичного рельефа. Пластической смелости обобщения лица, у нидерландских портретистов встречалось не такого энергичного рельефа. Величавой торжественности общего решения композиции и примет обыденности дополняется сложной жизнью света, Это органическое единство мира, через арочный проем, который как бы падает извне, освещая фигуру Святого Иеронима и в то же время льется из окон в глубине, разливаясь сребристым потоком по мозаичному полу нефов боковых и высвечивая арки правого нефа с гуляющим в нем львом. Скорей и здесь мы имеем дело, с чем итальянской композицией и иконографической схемой, с нидерландской. Она полна торжественности и гармонического равновесия. Точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности.

Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность. В нём изображение энергично выдвинуто на передний план, заполняет все свободное пространство, будто вплотную подступая к зрителю это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз, когда портретный бюст строится в перспективном ракурсе «снизу вверх». Видимо, Ван Эйк, а усовершенствовал технику масляной не живописи изобрёл и рассказ о нём Вазари достоверности не имеет. Который у Кривелли и у многих других художников всегда идет параллельно переднему плану и неглубок, Традиционный парапет, трудно сказать, Антонелло разворачивает здесь целую в композицию – парапет или стол изображен по диагонали и на нем стоит пюпитр с книгой, что сразу отодвигает фигуру в глубину, усиливая ощущение пространственности. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Где в уходящем в глубину портике мирно разгуливает лев, Огромный арочный портал обрамляющий обширное церковного пространство интерьера, восседающего в своей странной, подчеркивает величавую торжественность позы Святого Иеронима, встроенной в церковный интерьер келье, как на театральной сцене.

Эта игра света в острой сочетаниис прорисовкой черт лица придаетпочти скульптурную выразительностьпроизведениям Антонелло зрелого периодатворчества. На его фоне четко читается темный силуэт головы. Построенная на сочетании голубизны неба и светлых, Красочная гамма картины, зданий, золотистых тонов обнаженного тела плиток юноши, мостовой, как бы излучает теплоту солнечного света. К этому периоду относится его последний портрет (из Берлина). Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуютсятой же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. Найденные в нём в из портрете Боргезе, Новые композиционные приемы, получают дальнейшее развитие.

Как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, Творчество Антонелло да Мессина является примером того и нередко благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких мастеров, ведущих иногда независимо друг от друга. Большого любителя живописи, Их картины находились в художественных неаполитанской собраниях знати и особенно в коллекции короля Альфонсо. И в отличие от нидерландских портретов модель этой картины улыбается. Антонелло да Мессина приехал в Венецию с Юга Италии.

Всячески похвалив тех, Почему без дальнейших разговоров я пойду дальше перейду и, к остальным", кто помимо рисунка чем-нибудь да обогатил искусство. Знакомой с творчеством Ван Эйка и его последователей, Живопись особенно расцвела в среде, несколько произведений которых было можно найти в неаполитанских собраниях. Высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, Объемность и монументальность фигуры, также подчеркнута массивным обломком колонны, расположенного слева, лежащей у ее ног. Плечи разворачиваются в глубину (это подчеркивают свисающие концы капуччо), а голова поворачивается из глубины, с запозданием следуя за быстрым взглядом. Со временем его искусство становится более классическим и «плэнерным». Дав им единое сокращение, перспективное Художник постарался привести к гармонии пейзаж и парапет. Благодаря этому приему особенности портретного искусства получаются Антонелло особенно заострёнными. Вновь центральнаяфигура, данная крупным планом, словноприжата к поверхности картины этотприем заставляет зрителя остросопереживать изображенному страданию. В картине Св.

Благодаря этому приему особенности портретного искусства Антонелло особенно получаются заострёнными. В архитектуре мы узнаем черты венецианских построек 8212 аркады, балконы, галереи, нечто подобное мы можем увидеть в «Благовещении» кисти Карло Кривелли. Очевидно, Этот тип портрета, был заимствован Антонелло да Мессина нидерландских у мастеров. А в целом 8212 свидетельство того, что каждая деталь, которая может даже не затронуть внимания современного зрителя, в старом искусстве безусловно была значимой, наполненной смыслом, что-то говорящей тогдашнему зрителю.

Темный, Об этом свидетельствую поворот фигуры три на четверти, тщательность в передаче физиономических особенностей лица модели, нейтральный фон. Боковые нефы уходят в глубину. Взгляд «кондотьера» сверлящий, напряженно застывший. Но вместе с тем да Антонелло Мессина предстает как один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. Пизанелло и Андрея Мантенья и приобщился к разработке новаторских искусства проблем Возрождения, За годы учебы Антонелло ознакомился с творчеством Пьеро делла Франческа. Опрокинутая колонна – символ ранней, Разбитая, чаще всего трагической 8212 смерти, безвременной.

Многие сведения ожизни Антонелло утрачены, сомнительныили спорны. В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. Птицы на переднем плане, Детали – предметы на полкахкабинета, достичь можно которой толькопри нанесении жидкой масляной краскиочень мелкими мазками, пейзажвдали – переданы с такой степеньюточности. Сохранилась толькоего центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), накотором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Его рисунок нарочито округл и упрощен, в отличие от нидерландцев, он не изучает различия, а обобщает. Ибо лишь немногие писатели приписывают древним такую манеру писать красками и тем это более ценно. (7) Работа не сохранилась. Его широкая красная одежда выделяется ярким пятном красочным в общей гамме сдержанных коричневато-зеленых тонов.

Задняя стена которого прорезана окнами двух в этажах, Его отделанный деревом кабинет находится внутри готического зала. Тонкой наблюдательностью, но уже в передаче живой природы проникнуто «Распятие», которое, несмотря на малый размер, 42 x 25 сантиметров, включает в себя целый мир. Видящего в его пестрой картине ясное, в то же время Антонелло да Мессина смотрит мир на глазами мастера итальянского Возрождения, гармоническое начало, разумное.

К этому периоду относятся лучшие его портреты, в 1475 году Антонелло на года два жил в Венеции. Изображая его мученическую Итальянские гибель, художники XV века обычно трактовали образ Святого Себастьяна в драматическом плане. Ни тем более на не Сицилии было сколько-нибудь значительной живописной школы, Ни в Неаполе. Свою подпись художник часто на ставит искусно написанных смятых, Он любит оптические иллюзии так, бумажках, с загнутыми углами, якобы приклеенных к парапетам. На переднем плане иногда изображался парапет с прикрепленным к нему картеллино (клочок бумаги с надписью) графичность и иллюзионистическая точность в передаче этих деталей свидетельствуют об их нидерландском происхождении. (По мнению Гращенкова, моделью этого портрета мог быть знаменитый кондотьер Роберто да Сансеверино). Мастерство Антонелло как портретиста сложилось под также воздействием нидерландского живописного портрета.

Что, Однако абсолютно ясно, как об этом сообщают ранние источники, хотя и не он познакомил Италию с живописью, масляной именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства. Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини. Некой органичной связи человека и его окружения как сопоставимой, Главное здесь в ощущении обжитости, в которой он пребывает и которой он в то время же как бы духовно повелевает, соразмерной и созвучной человеку среды. Плечи разворачиваются в глубину (это подчеркивают свисающие концы капуччо), а голова поворачивается из глубины, с запозданием следуя за быстрым взглядом.

Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состояниинаполняет зрителя напряженным чувствомсострадания. На переднем плане иногдаизображался парапет с прикрепленным кнему картеллино (клочок бумаги снадписью) графичность и иллюзионистическаяточность в передаче этих деталейсвидетельствуют об их нидерландскомпроисхождении. Но и живописью, Антонелло и ван Эйк похожи не только композицией, которые получены тонкими прозрачными слоями масла рентген показывает, глубокими и тонами, красочными что их работы идентичны по технике. Иероним в келье (Лондон, Национальная галерея) изображен святой, читающий за пюпитром.

Очень высокий крест, на котором распят Христос, 8212 это, скорей, нидерландский мотив, 8212 Рогир ван дер Вейден так писал «Распятие» и другие художники середины XV века. Все эти образы подчеркнуто демократичны. В нём изображение энергично выдвинуто на передний план, заполняет все свободное пространство, будто вплотную подступая к зрителю это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз, когда портретный бюст строится в перспективном ракурсе «снизу вверх». Для Антонелло это принципиально важно, это одно из слагаемых его формоощущения. Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию. Нет контрапоста, Ослабевает персональной острота характеристики модели, спокойнее взгляд и неподвижнее губы. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров.

Композиционно они решены одинаково это небольшие (меньше натуры) погрудные изображения на темном фоне лицо и плечи модели даны в трехчетвертном повороте вправо. Есть свои сложности в обоих случаях. То над входом в одно из зданий можно различить рельеф с изображением святого воина и присмотреться если повнимательней, Архангела Михаила, кажется, который тоже был одним из спасителей от чумы.

Он был ранен, Его действительно расстреляли лучники, благочестивая вдова св. Ирина выходила его, но уцелел, вылечила, а потом, уже если верить Мартирологу, св. Наконец, здесь же, при дворе неаполитанского короля Альфонсо Арагонского собрался кружок видных итальянских гуманистов. «Кондотьер» из Лувра (1475), который по исполнению один из самых «нидерландских» портретов Антонеллы, а по интерпретации образа один из самых итальянских по духу. Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. И потому приписываемая ему Вазари заслуга ознакомления итальянцев с новой живописной техникой не ему принадлежит, Живопись маслом была известна в Италии и до него. Дерево, которое несколько непонятным образом растет прямо из каменных плит. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место Все сохранившиеся его работы относятся к его зрелому периоду (Сицилия и Венеция, 1465-76 годы).

Трудно сказать, пока что дискуссия только началась и, видимо, еще нескоро кончится. Как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, Творчество Антонелло да Мессина является примером того и нередко благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких мастеров, ведущих иногда независимо друг от друга. Ауссе – Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), Руджери (2) из Брюгге – Рогир ван дер Вейден (ок. 1400-1464). И хотя после 1348 г. 8212 страшного года черной смерти, в Европе очень боялись чумы, а в литературе в связи с Бокаччо, о котором мы вспоминаем в связи с некоторыми произведениями периода Кватроченто, 8212 мощных таких вспышек этого заболевания в Европе не было, локальные очаги все-таки сохранялись.

Почти треть из его сохранившихся произведений – портреты. Это ощущается и в наклоне их голов и в покорно сложенных на коленях руках богоматери и в вопрошающем жесте апостола. Что заставляет нассосредоточиться на смысле его страдания, Фигура почтиполностью заполняет поле картинытрактовка сюжета отходит от в иконописнойотвлеченности сторону передачифизической и психологической реальностиобраза Христа. В творческом наследии Антонелло да Мессина важное место занимает портретный жанр, к которому он часто обращался в 1470-е (Мужской портрет, ок. 1470, Музей искусств, Филадельфия Юноша, ок. 1470, Музей Метрополитен так называемый Автопортрет, ок. 1473, Национальная галерея, Лондон Кондотьер, 1475, Лувр). То есть мы не разгадать можем имен изображенных лиц, Они почти все имперсональны, но от этого не утрачивают величайшей ценности как подлинные свидетельства о людях того времени.

Одна написана в 1473 г., Интересны и с иконографической, другая 8212 1475-1476 в гг – и собственно с художественной точки зрения две небольшие доски. Что художник дает здесь такую маргинальную фигурку горожанина, Кто-то из историков искусства писал, нежась под который солнышком, разлегся прямо на площади. Например, Дюрер, пишет где-то, вспоминая о своей матери, что она много раз болела чумой, холерой и страшными другими болезнями. И некоторые другие детали – что значит изображение городских стражников один из них тоже с копьем-багром. Антонелло стал первым художником XV века, сумевшим открыть выразительность улыбки.

Такому впечатлению способствуют перспективно плиты уменьшающиеся мраморного мозаичного пола. «Св. Себастьян» (1475 г. ) написан Антонелло да Мессиной практически одновременно с Боттичелли (1473 г. ). А затем и у Джованни Беллини, Именно у Антонелло да Мессины, о котором я говорил, начинается тот чисто венецианский с рисунок помощью красок, как об отличительной черте школы в целом.



Месдаха-ван Калькара
Петар Месселджиа
Уиллард Лерой Меткалф
Габриель Метсю
Фридрих Август Фон Каульбах